Поделиться
Комсомольск-на-Амуре будет развиваться по плану
Поделиться

Проект долгосрочного плана мероприятий по комплексному социально-экономическому развитию Комсомольска-на-Амуре согласован на региональном уровне, а также с Федеральными органами исполнительной власти РФ, и передан на рассмотрение в Правительство РФ 25 февраля 2016 года

Проект долгосрочного плана мероприятий по комплексному социально-экономическому развитию Комсомольска-на-Амуре согласован на региональном уровне, а также с Федеральными органами исполнительной власти РФ, и передан на рассмотрение в Правительство РФ 25 февраля 2016 года.

В настоящее время заместитель министра развития Дальнего Востока Артур Ниязметов проводит выездное совещание в г. Комсомольск-на-Амуре, посвященное вопросам согласования плана. Общая сумма финансирования, предусматриваемая планом, составляет 63 миллиарда рублей. 75% из них Хабаровский край рассчитывает получить из федерального бюджета. Но, возможно, что финансовые параметры плана ещё будут скорректированы в процессе рассмотрения Правительством и реализации в регионе.

«Проект долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре разработан Минвостокразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и правительством Хабаровского края в соответствии с решениями правительственных комиссий по импортозамещению и по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, состоявшимися в декабре 2015 года» — сообщили в Минвостокрзавития корреспонденту информационно-аналитического агентства EastRussia.

«Мероприятия по развитию Комсомольска-на-Амуре всегда осуществлялись городской администрацией в рамках своих полномочий. Но для его масштабного комплексного долгосрочного развития необходимо использование иных механизмов государственного управления — помощи федерального центра. Так как в прошлом город развивался именно благодаря такой помощи. Сначала её оказание предусматривалось самим решением о создании города как оборонно-промышленного форпоста Дальнего Востока, затем — постановлением совета министров СССР, вышедшем в1983 году. В 2015 году администрации города, наконец, удалось донести до российского руководства мысль о том, что Комсмольску-на Амуре необходимо предоставление поддержки федеральным центром — через полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, Губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта и аппарат Минвостокразвития» — заявил первый заместитель главы администрации Комсмольска-на-Амуре Евгений Коршиков.

Долгосрочный план развития Комсомольска-на-Амуре включает в себя два блока мероприятий. Первый блок предусматривает проведение организационных мероприятий (в частности — по развитию промышленности, созданию крупного индустриального и инженерного центра, развитию транспортного сообщения, выставочно-ярмарочной, конгрессной деятельности, повышению образовательного и культурного потенциала города), а также разработку стратегии развития города и определение обустройства общественных центров (городских пространств), нуждающихся в развитии. В числе мероприятий этого блока — локализация производств по выпуску комплектующих для воздушных судов (в том числе самолётов Sukhoi SuperJet-100 ) и выпуску продукции в интересах гражданского и военного судостроения; развитие металлургического производства на территории Хабаровского края (ОАО «Амурметалл»), предусматривающего в том числе разработку комплекса мер по снижению тарифов на железнодорожные перевозки лома черных металлов; создание достроечной базы для испытания и сдачи различных судов и кораблей для дальневосточного региона. Второй блок плана предполагает реализацию проектов строительства объектов инженерной, транспортной, энергетической, социальной инфраструктуры на территории города. Это такие проекты, как строительство инженерной школы, реконструкция драматического театра и набережной, создание регионального спортивного центра, развитие улично-дорожной сети, возведение защитных сооружений (дамба).

«Помимо Правительства региона, Минвостокразвития, выступавшими в качестве координаторов и главных разработчиков плана, в его создании принимали участие все федеральные Министерства, а также ряд крупных компаний. В частности — это компании с государственным участием, непосредственно осуществляющие деятельность на территории Комсомольска-на-Амуре — ответственные исполнители комплекса мер, предусмотренных планом. В их числе — ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация», АО «Гражданские самолёты Сухого», АО «Объединённая судостроительная корпорация», ОАО «РЖД», ОАО «НК „Роснефть“. В процессе создания плана, начавшегося в декабре 2015 года, между всеми разработчиками происходил длительный диалог, в результате которого ими выработаны единые позиции по всем его ключевым моментам, которые учтены в направленном в Правительство документе», — рассказала заместитель министра экономического развития Хабаровского края Мария Авилова.



«В разработке плана принимали непосредственное участие и сами горожане. Практически все их предложения учтены в итоговом проекте плана. В частности, жители Комсмольска-на-Амуре предложить включить в состав плана такие проекты, как создание спортивного, детского образовательно-оздоровительного и инновационного интерактивного центров, а также комплекс мероприятий по приведению в нормативное состояние улично-дорожных сетей города. Со своей стороны, администрация города совместно с Правительством Хабаровского края разработала для включения в план проекты, предполагающие развитие промышленных предприятий города, его транспортной инфраструктуры, организацию его постоянного авиационного сообщения с окружающими населёнными пунктами, улучшение коммунального хозяйства, в частности — завершение работ на Амурском водозаборе для обеспечения жителей качественной питьевой водой, реконструкцию канализационной сети и системы водоснабжения», — проинформировал Евгений Коршиков.

По его словам, финансирование, согласно плану, должно осуществляться со стороны Правительства РФ и профильных министерств в приоритетном порядке. Планом устанавливаются следующие сроки его реализации: для основных целевых показателей и индикаторов — это 2025 год, для большинства мероприятий — 2020 год. Одними из главных Евгений Коршиков считает целевые показатели и индикаторы развития условий для закрепления населения и увеличения его численности. Так как планом предусматривается увеличение численности Комсомольска-на-Амуре к 2015 году на 10 тысяч человек.

«Сроки реализации плана — вполне реальны. После одобрения плана Правительством, администрация сразу же начнёт активно его исполнять, так как основная задача по его реализации стоит именно перед ней — информировать, контролировать все участвующие в мероприятиях плана стороны и самим подключаться к их проведению. Если раньше администрация выполняла в городе текущую работу, то теперь она будет работать на его активное развитие. Это совсем другой уровень ответственности. Для того, чтобы его нести, администрация даже будет некоторым образом реорганизована», — объявил Евгений Коршиков.

По его мнению, реализация в Комсомольске-на-Амуре долгосрочного плана социально-экономического развития выгодна всем — как существующим, так и планирующим стать -резидентам ТОР «Комсомольск», о чем говорит уже проявляемый ими интерес к документу. Так как всем резидентам ТОР для успешной реализации своих проектов необходимо развитие социальной инфраструктуры города, закрепление в нём местных кадров, а также появление новых, что и предусмотрено значительной частью проектов плана.

По мнению Марии Авиловой, реализация плана значительно поможет развитию города, так как предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных на развитие всех сторон его жизни как индустриального центра, так и как территории проживания местных жителей. Для того, чтобы она была эффективной — реанимировала существующую в Комсомольске-на-Амуре социально-экономическую ситуацию — необходимо соблюдение исполнителями плана всех его параметров и сроков, а также ответственный подход к его воплощению.

В Минвостокразвития, в свою очередь, отметили, что для эффективной реализации плана необходима своевременная подготовка всей необходимой разрешительной документации, которая позволит приступить к практической реализации плана в те сроки, которые сейчас намечены. Важно также стремиться к оптимизации стоимости — как минимум необходимо вписываться в ту, которая сейчас обозначена в плане. Также от правительства края требуется обеспечить финансирование разработки проектно-сметной документации и софинансирование своей части плана, в то время как основная нагрузка идет на федеральный бюджет. При этом необходимы согласованные действия всех участников реализации плана там, где край стоит координатором организационных мер.

«Главное, что поможет Комсомольску-на-Амуре в целом стать лучше — повысить уровень развития социальной инфраструктуры, сферы культуры и образования и усовершенствовать промышленность — это то, что разработанный план социально-экономического развития подкрепляется значительным финансированием со стороны федерального центра», — уверен Евгений Коршиков.

«Даже если план будет профинансирован не полностью, то его реализация в значительной степени повысит социальную привлекательность города, необходимую для создания на его территории новых производств. Так как любое появляющееся сейчас в городе предприятие так или иначе сориентировано на закрепление местных кадров и на привлечение приезжих работников, а успешное выполнение данных задач напрямую связано с тем, насколько велика социальная привлекательность территории. Но при этом стоит отметить, что и в настоящее время, не имея плана, администрация Комсомольска-на-Амуре прикладывает много усилий для развития социальной инфраструктуры и жизни города. Так как в её составе — молодые и активные управленцы» — прокомментировал агентству EastRussia руководитель ГК «Энергия» («якорного» и пока единственного резидента ТОР «Комсомольск») Сергей Гуськов.

Он добавил, что «Энергия» принимала участие в разработке плана социально-экономического развития Комсомольска-на-Амуре — пункт 12 документа создан на основе поступившего координаторам разработки плана предложения компании. Данным пунктом предусматривается разработка проекта нормативного правового акта, закрепляющего за юридическими лицами с государственным участием право заключать контракты на закупки товаров, работ, услуг с резидентами ТОСЭР на долгосрочной основе с предоставлением преференций. Но главное, что будет предусматриваться данным законопроектом — это закрепление за Правительством РФ права определять в соглашении об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития резидента единственно возможным поставщиком товара, производимого на территории ТОСЭР, для госкомпаний. Благодаря этому у госкомпаний появится возможность применения закупки у единственного источника — резидента ТОСЭР.

«Законопроект, разработку которого предполагает пункт 12 плана, будет способствовать развитию ТОСЭР, окупаемости проектов, которые там реализуются, повышению привлекательности региона для инвесторов. Также он может рассматриваться и как дополнительная льгота для резидентов ТОСЭР, в числе прочих преференций, предусмотренных ст.17 «Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития». — пояснил Сергей Гуськов.

«Утверждение, что в Комсомольске-на-Амуре плохо развита социальная инфраструктура в корне неверно. Можно говорить только о том, что она сильно отстает в развитии от работающих в городе предприятий, выпускающих продукцию мирового уровня. Современное состояние социальной инфраструктуры, уровень здравоохранения, образования, культуры и спорта города явились следствием того, что в период 1990-2000-хх годов они не получали необходимого развития по ряду причин. В данный период их объекты были переданы в собственность градообразующим предприятиям и муниципалитетам. Для последних это явилось сильной нагрузкой на бюджет. Но градообразующие предприятия, понимая, что полученные ими объекты необходимы, в том числе, и их работникам, в меру своих возможностей старались поддерживать их в работоспособном состоянии. Ряд объектов даже получил серьёзное развитие — к примеру, спортивный комплекс „Смена“ и парк им. Гагарина», — объяснил Евгений Коршиков.

В наибольшей степени за последние 20 лет ухудшилось состояние объектов энергетической инфраструктуры, степень износа которых требует реконструкции, и дорожного хозяйства. Но при этом на протяжении более, чем десяти лет, в городе нет жалоб на отсутствие электричества, водоснабжения и теплоснабжения. В плохом состоянии также находятся сферы здравоохранения и физической культуры. На территории города отсутствует база, необходимая для лечения местного населения — в первую очередь, детей, а по обеспеченности спортивными объектами город никогда не соответствовал действующим нормативам.



В свою очередь, образование в Комсомольске-на-Амуре признано лучшим на территории Хабаровского края. У городских учебных заведений налажены тесные связи с местными предприятиями. При этом в городе выстроена вся цепочка подготовки кадров: школа — учебное заведение среднего профессионального образования/вуз-предприятие. Уже на этапе школьного обучения дети проходят профильную ориентацию, а в старшей школе имеют возможность учиться в профильных классах при соответствующих факультетах учебных заведений среднего профессионального образования либо вузов — к примеру, авиационном или машиностроительном. В рамках учебы в профильных классах школьники готовятся к дальнейшему поступлению в то учебное заведение, с факультетом которого связан его класс. Предприятия же (прежде всего, оборонные) со своей стороны вкладывают средства в развитие материально-технической базы и повышение квалификации преподавателей тех учреждений образования, которые готовят студентов непосредственно «под» них. В соответствии с их комплексной программой, направленной на привлечение к своей работе людей со специальностями и профессиями, в которых нуждается производство. В тоже время материально-техническая база городских школ продолжается оставаться не в лучшем состоянии, несмотря на то, что они постоянно получают значительную поддержку по линии Министерства образования, будучи включенными в действующие ведомственные программы. Другой проблемой образовательной сферы Комсомольска-на-Амуре является отсутствие в нём объектов, занимающихся на современном уровне организацией досуга детей в круглогодичном режиме.

Справка ER:

Комсомольск-на-Амуре — административный центр Комсомольского муниципального района Хабаровского края. С населением 250 977 человек, город является вторым по величине на территории края и четвёртым на Дальнем Востоке России. Он является крупнейшим дальневосточным промышленным центром. В качестве его градообразующих предприятий выступают судо- и авиастроительныйзавод, нефтеперерабатывающий и металлургический заводы. На территории города также находятся такие крупные инфраструктурные объекты, как нефтепровод и газопровод, идущие с Сахалина, транспортный узел Байкало-Амурской магистрали, речной порт. При этом социальная инфраструктура города находится в крайне запущенном состоянии. Не в лучшем состоянии находится и городское хозяйство Комсомольска-на-Амуре. Жители Комсомольска-на-Амуре чаще всего жалуются на плохое состояние дорог и дворов в городе, отсутствие современных культурных, развлекательных и спортивных центров. Влада Веревкина Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов