Поделиться
Контейнеризация по-дальневосточному
Поделиться

Как меняется рынок перевозок на востоке страны

Контейнерные перевозки на Дальнем Востоке растут темпами выше среднероссийских. Спрос на перевозку увеличивается не только в связи с внешнеэкономической конъюнктурой, но и за счет дальнейшей контейнеризации транспортировки грузов. EastRussia изучило статистику перевозок по Дальнему Востоку за первый квартал.

shutterstock.com
В первом квартале объем контейнерных перевозок на Дальневосточной железной дороге составил 109,2 тыс. контейнеров в 20-футовом эквиваленте (TEU), в которых было отправлено 1,2 млн т – на 26,4% больше прошлогоднего уровня. При этом в марте перевезено 39,7 тыс. TEU с 470,6 тыс. т грузов, что на треть превысило показатель аналогичного периода 2017 года.

О росте контейнерного потока свидетельствует и портовая статистика. По данным Ассоциации морских торговых портов РФ, контейнерооборот терминалов Дальневосточного бассейна в январе-марте вырос на 14% до 357,63 тыс. TEU (отметим, что в целом по портам России, которые переработали около 1,2 млн TEU, увеличение составило 12,6%). К примеру, объем контейнеров, обработанных во Владивостокском морском торговом порту (ВМТП) в I квартале, вырос на 17% и достиг 111 тыс. TEU. 

В ВМТП увеличение перевалки контейнерных грузов связывают с развитием морских контейнерных сервисов. Сегодня через порт проходят 15 регулярных каботажных и международных линий, соединяющих Владивосток с 8 странами мира. По словам гендиректора ВМТП Заирбека Юсупова, в 2018 году планируется увеличить число контейнерных судозаходов. Так, в январе порт принял первое судно в рамках нового сервиса China - Russia Express южнокорейской Sinokor Merchant Marine Co. А в марте группа FESCO подписала соглашение о намерениях по сотрудничеству с еще одной компанией из Южной Кореи CJ Logistics Corp: при содействии российского партнера она намерена развивать торговые маршруты между Азией и Европой через Владивосток по Транссибу.

Прирост погрузки контейнеров демонстрируют и другие припортовые станции Владивостокского узла Мыс Чуркин и Гайдамак, к которым примыкают Владивостокский морской контейнерный терминал и «Пасифик Лоджистик». В частности, они обеспечивают спрос на отправки импортных автокомплектующих в направлении Москвы, Ульяновска, Тольятти.

Некоторые станции успешно работают по принципу тылового терминала или сухого порта. В частности, контейнерная площадка на станции Первая Речка играет роль своеобразного буфера на стыке разных видов транспорта. Поступающий по железной дороге груз выгружается на сухом терминале и далее автотранспортом вывозится на территорию Владивостокского порта либо находится под накоплением. По итогам 2017 года на Первой Речке переработано 1,7 млн т грузов - на 19% больше результата 2016-го. При этом тыловой терминал имеет резерв пропускных способностей более чем на четверть.

Положительную динамику демонстрируют и такие узловые станции как Комсомольск и Хабаровск-2. Для дальнейшего развития контейнерных перевозок в этом году запланирована реконструкция грузового двора станции Хабаровск-2 (обслуживает Дальневосточная дирекция по управлению терминально-складским комплексом). Она включают в себя укрупнение специализированной площадки (единовременная вместимость возрастет с 2,7 тыс. до 3,4 тыс. TEU), увеличение полезной длины приемо-отправочного пути, обновление оборудование. 

«Замена устаревших козловых кранов на более совершенные с грузоподъемностью более 40 т ричстакеры (погрузчик для работы с крупнотоннажными контейнерами – EastRussia) позволит исключить проведение дополнительных маневровых работ по подбору вагонов по тупикам, ранее ограниченных функционалом по выполнению работ только с 20-футовыми контейнерами. После проведенных работ подборки вагонов не потребуется, что позволит ускорить получение груза, в связи с чем предлагаемые нами услуги будут более привлекательными для потенциальных клиентов», - отмечают в дирекции по управлению терминально-складским комплексом.

Увеличение контейнерного потока независимый аналитик в сфере транспорта Александр Редько связывает с расширением контейнеризации перевозок. Во многом это видно по лесным грузам (шпон, пеллеты), кроме того, у дальневосточных грузоотправителей растет потребность в контейнерных перевозках сельхозпродукции. Еще один тренд – переключение скоропортящихся грузов, преимущественно рыбы, в рефрижераторные контейнеры. Из-за старения рефрижераторных секций (1975-1990 годов постройки) по сравнению с пятилетней давностью среднее их наличие на ДВЖД сократилось почти в три раза. Как следствие, растет доля погрузки морепродуктов в рефконтейнерах. В то же время, говорит эксперт, необходимо развивать соответствующую инфраструктуру, которой на Дальнем Востоке пока недостаточно.

Впрочем, определенные шаги в этом направлении ведутся. К примеру, техническое оснащение грузового двора станции Артем-Приморский-1 ранее не позволяло удовлетворять спрос клиентуры при набирающих темпах перевозки скоропортящихся грузов. Во II квартале 2018 года планируется завершить модернизацию контейнерной площадки, которая будет располагать возможностью одновременного подключения к источнику электропитания более 100 рефконтейнеров, что должно привлечь дополнительные объемы грузов. Сейчас планируется организация сервиса по отправке ускоренных холодных контейнерных поездов в направлении станции Кунцево-2. Если в прошлом году на грузовом дворе Артем-Приморский-1 было выгружено 3,8 тыс. контейнеров, то в этом году прогнозируется уже 9 тыс., а в 2020-м – 11,5 тыс.
Игорь Михайлов Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов