Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Concessions went on specializations

The rating of the partnership between business and government was headed by Priamurye and Yakutia

Five Far Eastern subjects of the Russian Federation have risen sharply in the lines of the all-Russian annual rating "Level of Public-Private Partnership Development in the Subjects of the Russian Federation" (PPP rating). The presentation of the last in 2016 year was held during the infrastructure congress "Russian Week of PPP", held 28-31 in Moscow in March. What do the positions of the subjects of the Russian Federation in the rating mean, EastRussia understood.

Concessions went on specializations
Photo: shutterstock.com
Features of regional partnership

Following the 2016 results, the Khabarovsk Territory took 11 a place in the PPP rating, having risen immediately to 10 points compared to last year’s results and typed on the 100-point scale 63,7 points. This is an 33,4 point more than last year. For comparison, Moscow, Moscow and Samara regions located in the top three lines scored 90,1, 82,7, 82,7 points, respectively.

With a relatively small margin from the Khabarovsk Territory is the Amur region - 17 line or 30,8 points: rose over the year from 39 places and added 30,8 points.

The third best indicator among the Far Eastern subjects of the Russian Federation in the Republic of Sakha-Yakutia is 52,1 points against last year’s 39,6. However, due to the more mass upward movement of other Russian regions, Yakutia fell over the year from 15 to 24 in the PPP rating.

Magadan region has risen from 78 to 47 place (29,5 points against 6 at the end of 2015 of the year). Primorsky Krai - from 74 to 48 place (29,4 points against 9). Chukotka Autonomous Region - from 83 to 64 location (20,8 vs. 1,8).

Other Far Eastern subjects of the Russian Federation - Kamchatka, Sakhalin and Jewish autonomous regions - showed negative dynamics in the rating of PPP, dropped from 51 to 59, from 45 to 69, from 64 to 73 lines, respectively.

Let's remind, the mechanism of state-private partnership assumes attraction by state and municipal authorities of business opportunities for realization of infrastructural projects of high social importance, but with a long financial return. We are talking about private investments in the construction, repair and modernization of transport system facilities, housing and communal services, health care, education, etc. Such investments, according to the government, are simply necessary in conditions when the possibilities of budget financing of infrastructure are inexorably decreasing (by 10% a year over the past five years).

In Russia, the PPP mechanism is governed by two laws - No.115-FZ "On concession agreements" and No.224-FZ "On public-private partnership, municipal-private partnership in the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation". The cardinal difference between them is that according to the first law the possibility of transferring ownership rights to the objects of the agreement from the public partner to the private one is excluded. And the second possibility is allowed. The most common form of PPP is a concession - an agreement concluded by the authorities with a private company about transferring it into operation on specified terms certain land plots or objects with the right to operate them for a certain period. At the same time, the government (public partner) can compensate the business (private partner or concessionaire) through various schemes by means of various schemes, and the latter, in turn, can pay it a certain fee for using the provided objects.

For example, the scandalous reputation of a project for organizing an automated system for charging truckers in Russia, Platon, works like this: the state represented by Rosavtodor has entered into a concession agreement with the private company RT-Invest Transport Systems (RTIT). Under the terms of the latter, RTITS builds the Plato infrastructure at its own expense, uses it for 13 years (charges fees for truckers), and then transfers the system to the state. The company transfers the collected money to the budget (according to the plan - 1 trillion rubles for 13 years or about 77 billion per year). For this, the state pays to its concessionaire at the expense of the budget a remuneration of more than 10 billion rubles a year. Not all representatives of the Russian political elite are encouraged by such cooperation between business and government. For example, Yury Boldyrev, one of the founders of the Yabloko party, a well-known Russian economist and politician, believes that the transfer of state functions to commercial companies indicates its weakness, inherently corrupt and represents additional hidden taxation of the population.



Where are the hospitals, where are the roads

- The degree of deterioration of all infrastructure in the Far East is much higher than in Central Russia, the same applies to the level of energy and transport costs, the deficit of regional and municipal budgets. Therefore, PPP projects for this region are particularly relevant. It is noteworthy that each Far Eastern subject of the Russian Federation over the past few years has its own specifics in the part of PPPs. Thus, the Amur region is leading in the region in terms of the number of agreements between municipal authorities and business for the repair of housing and communal services. In Khabarovsk and Primorye, PPP projects are related to the restoration of regional and local road infrastructure. In Yakutia, business is being built mainly for the construction of social facilities - kindergartens, schools, hospitals, "said Maxim Tkachenko, executive director of the PPP Development Center, one of the main organizers and participants of the infrastructure congress" The Russian Week of PPP ", told EastRussia.

According to him, the PPP mechanism should not be considered as a panacea for all infrastructure problems. And the fact that the PPP rating has dropped by the end of the year somewhere or stably stays at a low level does not necessarily mean that the regional authorities do not work well. Simply, they can use other ways to involve private business in the process of creating a more favorable social environment. These can be mechanisms for government procurement, auctions, agreements on production sharing or the same advanced development territories (TOR) actively created in recent years in the Far East. In the latter case, in contrast to PPP, it is not a private investor that solves the social tasks facing the authorities, but on the contrary, the authorities give preferences to the business for solving its production tasks. But the output implies an increase in output, the emergence of new jobs, profit growth, tax revenues. And all this should inevitably be converted into a comprehensive improvement of the social environment.

Almost all participants of the congress recognized during the panel discussions: business as a whole is not against cooperation with the authorities at all levels, but it is sometimes frightened off by excessive bureaucratization of the Russian state machine, which calls into question the final profitability of these or those joint projects. To remedy this problem, a non-profit organization, the Association for the Development of PPPs in Russia, was established on a voluntary basis a few years ago. And one of its main communication platforms - to establish an effective dialogue between business and government - was the Russian Week of PPP congress. Annually more than 1500 people take part in this forum, among them: representatives of federal and regional authorities, heads of private companies, financial institutions, leading Russian and foreign experts in the field of PPP.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Концессии пошли по специализациям

Рейтинг партнерства бизнеса и власти возглавили Приамурье и Якутия

Пять дальневосточных субъектов РФ резко поднялись в строчках общероссийского ежегодного рейтинга «Уровень развития государственно-частного партнерства в субъектах РФ» (рейтинг ГЧП). Презентация последнего по итогам 2016 года состоялась в ходе инфраструктурного конгресса «Российская неделя ГЧП», проходившего 28-31 марта в Москве. Что означают позиции субъектов РФ в рейтинге, разбиралось EastRussia.

Концессии пошли по специализациям
Фото: shutterstock.com
Особенности регионального партнерства

Хабаровский край по итогам 2016 года занял 11 место в рейтинге ГЧП, поднявшись сразу на 10 пунктов по сравнению с прошлогодним результатами и набрав, по 100-балльной шкале 63,7 пункта. Это на 33,4 пункта больше, чем в рейтинге прошлого года. Для сравнения, разместившиеся в первых трех верхних строчках Москва, Московская и Самарская области набрали соответственно 90,1, 82,7, 82,7 балла.

С относительно небольшим отрывом от Хабаровского края идет Амурская область — 17 строчка или 30,8 баллов: поднялась за год с 39 места и прибавила 30,8 пункта.

Третий лучший показатель среди дальневосточных субъектов РФ у Республики Саха-Якутия  - 52,1 балла против прошлогодних 39,6. Правда, за счет более массового продвижения вверх других российских регионов Якутия опустилась за год с 15-й на 24-ю строчку рейтинга ГЧП.

Магаданская область поднялась с 78 на 47 место (29,5 баллов против 6 по итогам 2015 года). Приморский край — с 74 на 48 место (29,4 баллов против 9). Чукотский автономный округ — с 83 на 64 место (20,8 против 1,8).

Остальные дальневосточные субъекты РФ — Камчатский край, Сахалинская и Еврейская автономная области — показали отрицательную динамику в рейтинге ГЧП, опустились: с 51 на 59, с 45 на 69, с 64 на 73 строчки, соответственно.

Напомним, механизм государственно-частного партнерства предполагает привлечение государственными и муниципальными  властями возможностей бизнеса для реализации инфраструктурных проектов  высокой социальной значимости, но с долгой финансовой отдачей. Речь идет о частных инвестициях в строительство, ремонт и модернизацию объектов транспортной системы, ЖКХ, здравоохранения, образования и т.п. Такие инвестиции, считают в правительстве, просто необходимы в условиях, когда возможности бюджетного финансирования инфраструктуры неумолимо уменьшаются (на 10% в год за последние пять лет).

В России механизм ГЧП регулируется двумя законами — №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Кардинальное отличие между ними то, что согласно первому закону исключена возможность перехода прав собственности на объекты соглашения от публичного партнера к частному. А второй такую возможность допускает. Наиболее распространенной формой ГЧП является концессия — соглашение, заключаемое властями с частной компанией о передаче ей в эксплуатацию на оговоренных условиях определенных земельных участков или объектов с правом их эксплуатации в течение определенного срока. При этом власть (публичный партнер) может посредствоми различных схем компенсировать затраты бизнесу (частному партнеру или концессионеру), а тот, в свою очередь, вносить ей определенную плату за пользование предоставленными объектами. 

Например, обретший скандальную репутацию проект по организации в России автоматизированной системы по взиманию платы с дальнобойщиков — «Платон» — работает так: государство в лице компании «Росавтодор» заключило концессионное соглашение с частной компанией "РТ-Инвест транспортные системы" (РТИТС). По условиям последнего РТИТС строит инфраструктуру «Платон» за свой счет, использует ее в течение 13 лет (взимает плату с дальнобойщиков), после чего отдает систему во владение государству. Собираемые деньги компания перечисляет в бюджет (по плану — 1 трлн рублей за 13 лет или около 77 млрд в год). За это государство выплачивает своему концесионеру  за счет бюджета вознаграждение в размере более 10 млрд рублей в год. Подобное сотрудничество между бизнесом и властью далеко не у всех представителей российской политической элиты вызывает одобрение. Например, один из основателей партии «Яблоко», известный российский экономист и политический деятель Юрий Болдырев считает, что передача госвластью части своих функций коммерческим компаниям свидетельствует о ее слабости, коррупционноемка по своей сути и представляет собой дополнительное скрытое налогообложение населения.

Где больницы, где дороги 

— Степень износа всех инфраструктуры на Дальнем Востоке гораздо выше, чем в Центральной России, то же относится к уровню энергетических и транспортных затрат, дефициту региональных и муниципальных бюджетов. Поэтому проекты ГЧП для этого региона особенно актуальны. Примечательно, что у каждого дальневосточного субъекта РФ за последние несколько лет сформировалась своя специфика в части ГЧП. Так, Амурская область лидирует в регионе по числу соглашений между муниципальными властями и бизнесом на предмет ремонта объектов ЖКХ. В Хабаровском и Приморском краях проекты ГЧП связаны с восстановлением региональной и местной дорожной инфраструктуры. В Якутии — бизнес подряжают в основном для строительства объектов социальной сферы — детских садов, школ, больниц,— рассказал EastRussia один из главных организаторов и участников инфраструктурного конгресса «Российская неделя ГЧП», исполнительный директор Центра развития ГЧП Максим Ткаченко.

По его словам, механизм ГЧП не стоит рассматривать как панацею от всех инфраструктурных проблем. И то, что рейтинг ГЧП где-то снизился по итогам года или стабильно находится на невысоком уровне, не обязательно означает, что региональные власти плохо работают. Просто они могут использовать другие способы вовлечения частного бизнеса в процесс формирования более благоприятной социальной среды. Это могут быть механизмы госзакупок, аукционов, соглашения о разделе продукции или тех же территорий опережающего развития (ТОР), активно создаваемых в последние годы на Дальнем Востоке. В последнем случае — в отличие от ГЧП — не частный инвестор  решает стоящие перед властью социальные задачи, а наоборот — власть предоставляет преференции бизнесу для решения его производственных задач. Но на выходе подразумевается увеличение объема выпускаемой продукции, появление новых рабочих мест, рост прибыли, налоговых поступлений. И все это должно неизбежно конвертироваться в комплексное улучшение социальной среды.

Вместе с тем, практически все участники конгресса признали в ходе панельных дискуссий: бизнес в целом не против  сотрудничества с властью на всех уровнях, но его порой отпугивает излишняя забюрократизированность российской государственной машины,  ставящая под сомнение конечную прибыльность тех или иных совместных проектов. Для устранения этой проблемы и была учреждена на добровольных началах несколько лет назад  некоммерческая организация — ассоциация «Центр развития ГЧП в России». А одной из ее главных коммуникационных площадок — для установления эффективного диалога между бизнесом и властью — стал конгресс «Российская неделя ГЧП». Ежегодно участие в этом форуме принимают более 1500 человек, среди которых: представители федеральных и региональных органов власти, руководители частных компаний, финансовых институтов, ведущие российские и зарубежные эксперты в сфере ГЧП.