Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Digging - deep, borders - know

Zabaykalsky Krai will use natural competitive advantages for development

Digging - deep, borders - know
Photo: pixabay.com

“I have read so many reports of the governors-general of Siberia and I must admit with sadness and shame that the government has so far done almost nothing to satisfy the needs of this rich but neglected region. And it’s time, it’s time, ”the Count A.I. Ignatieff Emperor Alexander III.

"Time" did not come for a very long time. The “wild steppes” of Transbaikalia were in no hurry to develop and improve either under the tsar or after the advent of Soviet power. Some revival began only in the 1960-1980 of the year when Transbaikalia was developed according to a "balanced plan." It was then that large-scale production facilities, state district power plants were built, the Kharanorsk coal mine and other enterprises began work. People got a job and began to live better, good schools appeared in the region, "landing" of high-class specialists landed ... Unfortunately, perestroika times, the collapse of the Union, the dashing 90 and the poor 2000 with their crises and defaults put an end to most hopes . Entire industries collapsed, and the real sector in the first place.

Now in Transbaikalia they are struggling with the consequences of all the crises combined. The “turning point” was the recent accession to the Far Eastern Federal District, which gives the regions the opportunity to use new economic mechanisms and incentives. However, the focus is not simply on “disbursement of funds,” but on the choice of strategic priorities. To earn money for further development on our own and to depend less and less on the financial support of the center.

Resource advantage

Acting Governor of Transbaikalia, Alexander Osipov claims: "It is important not only to deal with problems, but also to develop the region." The head of the region considers participation in national projects to be the first of the priorities. At the same time, he says, “the features of the Far East are added to the possibilities within the framework of national projects. We want to make very active use of all Far Eastern instruments of both a social and economic nature. ” First of all, it is planned to take into account the natural competitive advantages that the region has in comparison with other regions of Russia.

The most obvious advantages in Transbaikalia are two. The first lies in its land, the second - passes along its surface in the form of state and inter-regional borders. These are reserves of natural raw materials and geographical location. The region has huge deposits of minerals, on its territory there are deposits of coal, copper, gold, uranium, silver, rare metals and almost the entire periodic table. Over the past ten years, the mining industry, to which more than 50% of the industrial potential of the region belongs, has begun to develop more intensively, new enterprises of the mining complex have appeared. Five-year industry growth - 106,3% - is a major success.

Interest in the resources of Transbaikalia was shown by large investors. This is, in particular, the Baikal Mining Company (BGK), owned by USM holding Alisher Usmanov, which is developing the Udokan copper deposit and building a mining and metallurgical plant there (total investment is more than 200 billion rubles). In 2017, Norilsk Nickel built the Bystrinsky GOK on a deposit of copper, gold and iron. The first batch of copper concentrate has already been exported to China. SUEK (“Siberian Coal Energy Company”), one of the largest coal mining holdings in Russia, is present in the region as an investor. Rosatom Corporation is developing at No. 6 Mine in Krasnokamensk, which was formerly called the "uranium capital of the country." The investment project provides for an investment of about 30 billion rubles.

Powerful infrastructure projects - the construction of a railway to the Udokan field and new power lines, the modernization of federal and regional routes, the creation of a transport network for the development of mineral resources in the entire southeast of the region - are implemented on the basis of public-private partnerships, and quite dynamically and intensively .

Investors are of great interest to the TOP system (territories of advanced development), which will be located in eight areas at once in Transbaikalia. Including in deposits of coal, copper, gold, nickel, zinc and other minerals in various regions of the region. It is assumed that projects in the field of mining and processing industry will provide the region with an influx of funds, both in the form of investments and in the form of tax revenues to the budget.

V. Oorzhak, Ph.D. in Economics, senior researcher at the Tuva Institute for the Integrated Development of Natural Resources of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, in his article published in the journal Economic Research and Development, proves with numbers in his hands: the mineral and raw material potential of Transbaikalia will determine for a very long time His specialization is in the implementation of large infrastructure and resource projects. At the same time, the development of mining and processing industries will “pull up” other sectors as well, such as the production and maintenance of heavy equipment for mining, equipment for metalworking, diesel locomotives, building materials, etc.



However, it is necessary to take into account: many of the economic problems of Transbaikalia today are due to the fact that for decades in the region there were almost no market mechanisms for stimulating production, and enterprises were mentally and physically old. According to the head of the region, Alexander Osipov, now it is necessary to “reset the policy of attracting investors”, to bet on high-tech modern production.

Advantageous position

The second important advantage that the Trans-Baikal Territory stands out among other Far Eastern regions is its geographical location.

“We are such a point, the gateway between the Far East and the rest of the country. At the same time, the point is very saturated with riches and minerals, ”Alexander Osipov explains.

The length of the state border of Transbaikalia with China is 1064 km, with Mongolia - 863 km. The nearest Russian neighbors are Amur and Irkutsk regions, Buryatia and Yakutia. The BAM, Trans-Siberian routes, the Chur - Khabarovsk and Chita - Zabaikalsk - Amur routes, major highways of federal and regional significance pass through the territory of the region.

In fact, the region is at a busy “crossroads”, and this allows it to develop cross-border cooperation and trade. He has been fulfilling this role for more than a century. Neighborhood with China is extremely beneficial for the region, although, according to its leaders, the great potential is not used in the best way. Efforts will be made to improve the situation. On the territory of Transbaikalia, there are quite a lot of checkpoints across the border, and this allows you to establish communication with well-developed provinces of the PRC and increase the turnover of border trade. Chinese partners willingly place their business in the territory of the region, show interest in TOR. The development of the tourism sector, including sports, environmental, pilgrimage trips, has good prospects.

Mogoytuy Industrial Park operates in Transbaikalia, which is located less than 300 km from the largest land port of China - Manchuria. It has a well-developed infrastructure and access roads; at least two thirds of the total land turnover between Russia and China passes through a nearby checkpoint. Other checkpoints work quite intensively. Their capabilities are planned to be used to a much greater extent than is done now.

Driver for business

In this regard, it is impossible not to say about the third competitive advantage, without which it would be impossible to use the first two. The authorities of Transbaikalia are now doing everything possible to remove unnecessary administrative barriers to investors, to facilitate their path to the region. A progressive regulatory framework has been created that defines a system of measures of state support to investors and benefits for business. The Territory subsidizes part of the costs - the interest rate on loans, part of leasing payments, payment of coupons on corporate bond loans, provides investors with state guarantees and investment tax loans.

The status of an investment project of regional significance gives entrepreneurs tangible tax benefits, a reduction in rents for property that is state property, and other ways to reduce costs. In neighboring regions, the set of legislatively established preferences for investors is much more modest.

The main criterion for the competitive selection of investment projects is that they should provide innovative technological development of the economy of the region and the modernization of production. According to experts, such an approach best meets the tasks that Transbaikalia has set for itself. The region quite rightly expects to soon move from the middle of the federal rating of investment attractiveness to move to more advantageous positions.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Копают — глубоко, границы — знают

Забайкальский край будет использовать для развития естественные конкурентные преимущества

Копают — глубоко, границы — знают
Фото: pixabay.com

«Уж сколько отчетов генерал-губернаторов Сибири я читал и должен с грустью и стыдом сознаться, что правительство до сих пор почти ничего не сделало для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края. А пора, очень пора», – такую резолюцию наложил на отчет генерал-губернатора Восточной Сибири графа А.И. Игнатьева император Александр III.

«Пора» не наступала очень долго. «Дикие степи» Забайкалья не спешили осваивать и благоустраивать ни при царе, ни после прихода советской власти. Некоторое оживление началось лишь в 1960-1980 года, когда Забайкалье стали развивать по «сбалансированному плану». Именно тогда были построены крупные производства, ГРЭС, начал работу Харанорский угольный разрез и другие предприятия. Люди получили работу и стали лучше жить, в регионе появились хорошие учебные заведения, высадился «десант» высококлассных специалистов… К сожалению, перестроечные времена, распад Союза, лихие 90-е и нищие 2000-е с их кризисами и дефолтами поставили крест на большинстве надежд. Рухнули целые отрасли, и реальный сектор — в первую очередь.

Сейчас в Забайкалье борются с последствиями всех кризисов вместе взятых. «Точкой поворота» стало недавнее присоединение к Дальневосточному федеральному округу, которое дает регионам возможность использовать новые экономические механизмы и стимулы. Однако во главу угла ставится не просто «освоение средств», а выбор стратегических приоритетов. Чтобы деньги на дальнейшее развитие зарабатывать собственными силами и все меньше зависеть от финансовой поддержки центра.

Ресурсное преимущество

Врио губернатора Забайкалья Александр Осипов утверждает: «Важно не только заниматься проблемами, но и развивать край». Первым из приоритетов глава региона считает участие в национальных проектах. При этом, говорит он, «к возможностям в рамках нацпроектов добавляются особенности Дальнего Востока. Мы хотим очень активно использовать все дальневосточные инструменты как социального, так и экономического характера». В первую очередь планируется брать в расчет естественные конкурентные преимущества, которые край имеет по сравнению с прочими регионами России.

Наиболее явных преимуществ у Забайкалья два. Первое залегает в его земле, второе – проходит по ее поверхности в виде государственных и межрегиональных границ. Это запасы природного сырья и географическое положение. Край обладает огромными залежами полезных ископаемых, на его территории имеются месторождения угля, меди, золота, урана, серебра, редких металлов и чуть ли не всей таблицы Менделеева. За последние десять лет добывающая отрасль, к которой относится более 50% промышленного потенциала края, стала развиваться более интенсивно, появились новые предприятия горнорудного комплекса. Рост отрасли за пять лет — 106,3% — это серьезный успех.

Интерес к ресурсам Забайкалья проявили крупные инвесторы. Это, в частности, принадлежащая холдингу USM Алишера Усманова Байкальская горная компания (БГК), которая ведет освоение Удоканского медного месторождения и строит там горно-металлургический комбинат (общий объем инвестиций — более 200 млрд рублей). «Норильский никель» в 2017 году построил Быстринский ГОК на месторождении меди, золота и железа. Первая партия медного концентрата уже отправили на экспорт в Китай. В крае присутствует в качестве инвестора СУЭК («Сибирская угольно-энергетическая компания») — один из крупнейших в России угледобывающих холдингов. Корпорация «Росатом» ведет разработки на Руднике №6 в Краснокаменске, который раньше называли «урановой столицей страны». Инвестпроект предусматривает вложение около 30 млрд рублей.

Мощные инфраструктурные проекты — строительство железной дороги к Удоканскому месторождению и новых линий электропередачи, модернизация федеральных и региональных трасс, создание транспортной сети для освоения минерально-сырьевых ресурсов на всем юго-востоке края — реализуют на принципах государственно-частного партнерства, причем достаточно динамично и интенсивно.

Большой интерес у инвесторов вызывает система ТОР (территории опережающего развития), которая в Забайкалье расположится сразу на восьми площадках. В том числе на месторождениях угля, меди, золота, никеля, цинка и других полезных ископаемых в различных районах края. Предполагается, что проекты в сфере горнодобычи и перерабатывающей промышленности обеспечат региону приток средств, как в виде инвестиций, так и в форме налоговых поступлений в бюджет.

Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения РАН В. Ооржак в своей статье, опубликованной в журнале «Экономические исследования и разработки», доказывает с цифрами в руках: минерально-сырьевой потенциал Забайкалья еще очень долгое время будет определять его специализацию в осуществлении крупных инфраструктурных и ресурсных проектов. При этом развитие добывающих и перерабатывающих производств будет «подтягивать» за собой и другие отрасли – такие, как выпуск и сервисное обслуживание тяжелой техники для горных работ, оборудования для металлообработки, тепловозов, стройматериалов и т.д.



Однако необходимо учитывать: многие экономические проблемы Забайкалья на сегодня обусловлены тем, что в течение десятилетий в крае почти не действовали рыночные механизмы стимулирования производства, а предприятия морально и физически старели. По мнению главы региона Александра Осипова, сейчас необходимо «перезагрузить политику привлечения инвесторов», делать ставку на высокотехнологичное современное производство.

Выгодное положение

Второе важное преимущество, которое выделяет Забайкальский край в ряду прочих дальневосточных регионов — это его географическое положение.

«Мы такая точка, ворота между Дальним Востоком и всей остальной частью страны. При этом точка очень насыщенная богатствами, полезными ископаемыми», – объясняет Александр Осипов.

Протяженность государственной границы Забайкалья с Китаем — 1064 км, с Монголией — 863 км. Ближайшие российские соседи – Амурская и Иркутская области, Бурятия и Якутия. Через территорию края проходит трассы БАМа, Транссиба, дороги Чур — Хабаровск и Чита — Забайкальск — Амур, крупные автомагистрали федерального и регионального значения.

Фактически край находится на оживленном «перекрестке», и это позволяет ему развивать приграничное сотрудничество и торговлю. Такую роль он выполняет уже не первое столетие. Соседство с Китаем для региона крайне выгодно, хотя, по мнению его руководителей, большой потенциал пока используется не лучшим образом. Усилия будут направлены на то, чтобы ситуацию улучшить. На территории Забайкалья действует достаточно много пунктов пропуска через границу, и это позволяет наладить сообщение с хорошо развитыми провинциями КНР, увеличить товарооборот приграничной торговли. Китайские партнеры охотно размещают на территории края свой бизнес, проявляют интерес к ТОРам. Хорошие перспективы имеет и развитие туристического сектора, в том числе спортивных, экологических, паломнических поездок.

В Забайкалье действует промышленный парк «Могойтуй», который расположен менее чем в 300 км от крупнейшего сухопутного порта КНР – Маньчжурии. Он имеет хорошо развитую инфраструктуру и подъездные пути, через расположенный поблизости контрольно-пропускной пункт проходит не менее двух третей всего сухопутного товарооборота между Россией и Китаем. Достаточно интенсивно работают и другие пункты пропуска. Их возможности планируется задействовать в гораздо большей степени, чем это делается сейчас.

Драйвер для бизнеса

В связи с этим нельзя не сказать о третьем конкурентном преимуществе, без которого невозможно было бы использовать первые два. Власти Забайкалья делают сейчас все возможное, чтобы снять излишние административные барьеры перед инвесторами, облегчить им путь в регион. Создана прогрессивная нормативная правовая база, которая определяет систему мер господдержки инвесторам и льгот для бизнеса. Край субсидирует часть затрат – процентную ставку по кредитам, часть лизинговых платежей, уплату купонов по корпоративным облигационным займам, предоставляет инвесторам государственные гарантии и инвестиционные налоговые кредиты.

Статус инвестпроекта краевого значения дает предпринимателям ощутимые налоговые льготы, снижение арендной платы за имущество, которое является госсобственностью, и другие возможности снизить затраты. В соседних регионах набор законодательно установленных преференций для инвесторов гораздо скромнее.

Главный критерий конкурсного отбора инвестпроектов заключается в том, что они должны обеспечивать инновационное технологическое развитие экономики края и модернизацию производства. Как считают эксперты, подобный подход в наибольшей степени отвечает задачам, которые Забайкалье перед собой поставило. Регион совершенно справедливо рассчитывает в скором времени из середины общефедерального рейтинга инвестиционной привлекательности передвинуться на более выигрышные позиции.