- Валерий Александрович, каким Вам видится будущее коренных народов Севера, и имеет ли смысл охрана естественной среды обитания традиционных народов Арктики?
- С одной стороны, коренные народы Севера тысячелетиями жили в этой зоне, выработали особый жизненный уклад, отчасти генетика этих народов приспособлена к этой среде. Они живут и будут жить в привычных районах обитания, частично сохраняя традиционное хозяйство, некоторые культурные традиции, включая языки.
Но все-таки, на мой взгляд, стратегическая линия должна быть на культурно-ориентированную модернизацию. То есть, коренные народы не могут и не должны превратиться в некий уникальный изолированный цивилизационный комплекс. Они все же должны найти свое место в современной жизни, включая хозяйственное освоение арктических районов, занять нишу в производстве. Это позволит улучшить условия их жизни, получить новые навыки, освоить новые профессии.
- Представляет ли освоение Арктики угрозу для коренных народов Севера, и являются ли инвестиции в северные регионы благом для коренных народов?
Тем не менее тот образ жизни ушел в прошлое. В XX век начался период советской модернизации, основанной на системе этнотерриториальных автономий в форме национальных округов. Были созданы школы-интернаты, были предприняты специальные усилия для сохранения грамотности населения, было введено всеобщее медицинское обследование и государственные дотации. Удалось избежать вымирания коренных народов Севера, однако общая отсталость экономики не позволила достичь прогресса.
Затем начался период интенсивного освоения Арктики. В Советском союзе осуждали западный метод вахтового освоения Севера. Считалось, что надо строить города, завозить туда людей (завозилось и некоренное население Севера), и что западный метод вахтовый «придем, заберем и уйдем» нам не годится.
Но советское освоение Севера – варварское отношение к природе, неэффективная хозяйственная методика, основанная на привозе постоянного населения, губительно сказалась на хрупкой культуре северных Арктических народов.
Последние 20 лет после распада СССР – это период самосознания, самоорганизации арктических народов. Они вписались в международный контекст, в международные организации, движения, основали свою собственную ассоциацию. Коренным народам Севера удалось сформулировать и продвинуть ряд федеральных и региональных законов, защищающих их права и интересы.
Бизнес, который в последнее время очень активно действует в Арктике (особенно нефтегазовые компании) тоже стали больше осознавать свою ответственность и ориентироваться на международные требования.
Нужно вовлекать их в производство, создавать условия для овладения новыми навыками и применения старых. Существует много возможностей, которые еще до сих пор в полной мере не использованы.
- Какие шаги предпринимает международное сообщество для сохранения коренных народов? И какова роль России в международном сотрудничестве по данному вопросу?
- Приняты различные международные декларации. Есть Декларация ООН о правах коренных народов. Она касается всех коренных народов мира, не только арктических. Существуют также директивы Всемирного Банка для корпораций (прежде всего, ресурсодобывающих), которые требуют учитывать особенности окружающей среды и проживающего в ней населения. Наконец, есть международные организации, которые объединяют арктические народы, в частности, ICC (International Circumpolar Conference) – это международная организация, которая объединяет все циркумполярные народы.
Мы сталкиваемся с неким романтизмом энтузиастов, стремящихся к сохранению уникальных арктический цивилизаций, – не трогать, оставить как есть, только сохранять. И делать меньше упор на развитие. Но основная масса населения арктических народов желает быть равноправными членами большого общества, жить в крупных городах, получать высшее образование. Международное сообщество же порой идет на поводу романтической мифологии и выступает за слепое сохранение традиций народов Севера.
- Валерий Александрович, насколько серьезна проблема миграции молодых представителей коренного населения в города? Как меняется самовосприятие молодежи после отъезда из традиционных мест обитания, и находят ли они себе применение в новой среде?
- Миграция из поселков – это тенденция, которая имеет место, наверное, с начала XX века. И не только в России, но в других странах. Сегодня из четверти миллиона, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока в нашей стране – больше половины живут в городах. Этот процесс неизбежен, как и рост урбанизации в России и в мире.
Есть смешанный тип населения – часть года они живут в поселке, а часть времени года кочуют в тундре, занимаются оленеводством или же выезжают на места рыбной ловли или на промысел морского или пушного зверя.
Чтобы решить проблему связи сельских поселений, поселков или общин, а иногда и отдельных кочевых семей с городскими поселками необходима малая авиация. Необходимо развивать инфраструктуру, транспорт в Арктике. Это поможет решить проблему оттока населения.
Выезд в город имеет определенные риски, связанные с социальными проблемами, прежде всего, с алкоголизмом и наркоманией. Представители коренных народов Севера более склонны к алкогольной зависимости, это бич всех арктических народов мира.
Необходимо оказывать помощь представителям коренных народов Севера, переехавшим в город: предусматривать для них особые привилегии или дотации.
Беседовали Николай Маркоткин, программный координатор Российского совета по международным делам (РСДМ) и Дарья Хаспекова, программный координатор РСМД.
Оригинал: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3046#top