Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Corridor Reality

The editorial staff of EastRussia tried to find the interests of the Far East in the "Program for Creating the Economic Corridor China-Mongolia-Russia". Did not find.

Last week, at the meeting of the Council of Heads of State of the Shanghai Cooperation Organization (SCO-2016) held in Tashkent, the "Program for the Creation of the Economic Corridor China-Mongolia-Russia" was approved. The document was signed by the Minister of Economic Development of the Russian Federation Alexei Ulyukayev, the Chairman of the State Committee of the People's Republic of China for Development and Reform Xu Shaoshi and the Minister of Foreign Affairs of Mongolia Lundeguin Purevsuren. According to official reports, the program identifies the main directions of tripartite cooperation in the field of transport infrastructure, customs and quarantine administration, industry, investment, environmental protection, and cross-border interregional cooperation. The document contains a list of the order of 30 projects in various fields.

Corridor Reality
Despite the instant news received in the media about the signing of the Program, it was not possible to receive any specific information on the projects contained in it on this day or even a day later. It was difficult to name concrete projects in the Ministry of Economic Development, while noting that the implementation of each project of the Program will have a positive effect on the development of the constituent entities of the Russian Federation, and will give impetus to the development of trade and economic cooperation between Russia, China and Mongolia.

According to the commentary of the press service of the Ministry of Economic Development, “duties, areas of responsibility, as well as rights and powers are determined by the degree of interest of each of the parties. At the same time, it is planned to hold regular meetings to discuss the progress of projects. In turn, it is too early to speak about the total volume of investments of the Program. As for the terms of implementation of the projects of the Program, they differ significantly, but there is an understanding that all projects must be completed within five years. "

The only thing that was told in a little more detail is how much funding is provided for by the Program.

"The projects under the Program are expected to be financed through public, private sector investments, as well as from international financial institutions including the Asian Bank for Infrastructure Investments, the New BRICS Development Bank, the Interbank Association of the Shanghai Cooperation Organization, and the Silk Road Fund. At the same time, in particular, the program assumes the implementation of projects on the principle of public-private partnership, "the Ministry of Economic Development told.

Considering that, due to a number of factors, China and Mongolia are interested in participating in the implementation of projects in the Russian Far East, the editors made an assumption that among the 30 projects there are projects in the Far Eastern Federal District. But the Ministry of Economic Development and Trade also reported very little to an ER correspondent about them: “The list of projects in the Program contains, among other things, projects that will be implemented in the Far East. These projects affect, among other things, the transport infrastructure of the region, ”the ministry said.

Appeal to the Ministry of Transport of Russia, unfortunately, did not help to disclose a specific list of projects included in the Program. Given that it is unlikely that this list may contain anything deeply secret, there is a feeling that, simply, the document, despite the signatures placed under it, is quite raw. Although the search for concrete projects of trilateral cooperation between Russia, Mongolia and China - the topic is not new. At a minimum, the latest history of this issue has been dragging on for two years.

So, in September of 2014 in Dushanbe on the sidelines of the Summit of the heads of SCO member states the first meeting of the leaders of the Russian Federation, the People's Republic of China and Mongolia was held, at which the parties stated the need to develop cooperation in this format and agreed to hold meetings on a regular basis. The second meeting of the leaders of Russia, China and Mongolia was held 9 July 2015 in Ufa "on the sidelines" of the summit of the heads of SCO member states. As a result, the heads of state approved the Roadmap for the development of cooperation between the Russian Federation, the People's Republic of China and Mongolia for the medium term. In addition, a Memorandum of Understanding was signed between the Russian Federation, the People's Republic of China and Mongolia on the development of the Russia-China-Mongolia Economic Corridor Development Program.

It creates the appearance that in terms of bureaucratic issue worked out - promised to create a Corridor Program - it was created and publicly signed. However, the essence, alas, remains the same - as they began with an agreement to hold meetings on a regular basis, and remained at this level: "it is planned to hold regular meetings to discuss the progress of projects."

“Like other documents of this kind, it seems that this Program is nothing more than intentions and declarations,” says Sergei Yanaev, deputy director of the RAS IFES, head of the Center for the Study and Forecasting of Russian-Chinese Relations. - At the same time, most likely, the document does not indicate precisely defined funding sources, but simply lists those financial organizations that can potentially be involved in various projects of the Program. Since it is unlikely that in the same structures of the new BRICS bank they have heard a lot about software projects. Moreover, BRICS is just beginning to develop the activities of its bank. If we talk directly about the projects of the Program, then one should not expect that all of them will not be implemented today or tomorrow. In general, it is still impossible to speak of any specificity within the framework of cooperation between Russia, Mongolia and China, based on the approved Program - today it is still at the stage of conceptual formation. But, as soon as the discussion has already reached specific projects, it is possible that by the next SCO summit some of them will already acquire some shape - probably, for example, that the direct participants in the construction of certain program facilities will already be identified, and there are also accurate sources of funding. "

At the same time, Sergei Yanaev noted that the initiator of the trilateral process of forming cooperation is the President of Mongolia Tsakhiagiin Elbegdorj, who came up with a similar initiative to launch this process in 2014. At the same time, Mongolia also put forward the so-called idea of ​​the steppe path - just one that provides for the involvement of Russia and China in cooperation, which is now discussed in the Program. According to the expert, the essence of Mongolia's initiative in communicating with China and Russia is the prospective laying of trans-Mongolian communications - in particular, rail, road and pipeline. It is possible that these projects will be expanded to the territory of some regions of the Russian Far East - such a prospect is allegedly being considered today by all three parties. China, for its part, is trying to develop the Belt and Road Initiative, which is about total exports of investments, enterprises, goods, technologies, labor, etc. In turn, Russia is trying to develop a project to build a trans-Asian bridge. And Mongolia is showing a strong interest in this project, since it needs to be connected to it to revive its own infrastructure.

At the same time, Sergey Yanayev notes that the opportunity to participate in the cooperation of Mongolia and China now being formed for Russia is, first of all, an opportunity to return to the markets of Mongolia. In the broadest sense of the word - to return goods and investments - not only in production, but also in the construction of infrastructure on the territory of Mongolia in order to ensure transit through its border with Russia.

Another opinion suggests that the program is based, in spite of Mongolia's initial initiative, mainly on bilateral interaction - between Russia and China. That is, Mongolia is not a weighty participant of the Program and is included in the Program purely formally - to show what is considered with it.

"Mongolia today is almost an economic zero. Since no significant financial resources, no administrative resources, no labor for the implementation of investment projects, it can not provide - for the simple reason that it does not possess them, "explained the Head of the Department of Economic and Social Geography of Russia, Geography Department of the Moscow State University. M.V. Lomonosov Vyacheslav Baburin.

In his opinion, speaking of possible Far Eastern projects contained in the Program, it is most likely that the program contains all the major projects of the Far East that are of interest to China today. In other words, it is the land of forests and the depths of the Far East. As a maximum - projects for the production of semi-finished products. It is also possible that the program includes large transport and port projects of bordering Far Eastern regions - for example, such projects as bridges in the Jewish Autonomous and Amur regions. At the same time, according to him, and within the framework of the Program, China operates according to its usual principle - to be present on a certain territory not through large-scale projects, but its fragmentation - participation in a large number of projects providing for the implementation in small areas. In turn, the projects of the Far East, in the implementation of which Mongolia is primarily interested, are unlikely to be in the Program - due to the fact that today nothing is known about projects in the Far East, in one way or another connected with Mongolia.
"The program for creating the economic corridor China-Mongolia-Russia" will not have any strong significance for the development of the Far East. However, like all the "external" programs adopted by Russia today. In particular, because this program is simply a framework ", - concluded Vyacheslav Baburin.

Maybe it will not. However, EastRussia still hopes to find a list of specific projects envisaged by the document signed at a high governmental level.

ER Help

"The program for the creation of the economic corridor China-Mongolia-Russia" was prepared by the Ministry of Economic Development of Russia jointly with interested Russian ministries, departments and organizations and agreed with the Chinese and Mongolian sides. 
February 26: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Коридорная реальность

Редакция EastRussia пыталась найти интересы Дальнего Востока в «Программе создания экономического коридора Китай – Монголия – Россия». Не нашла.

На прошлой неделе на заседании Совета глав государств ШОС-2016, прошедшем в Ташкенте, была утверждена «Программа создания экономического коридора Китай – Монголия – Россия». Документ подписан Министром экономического развития РФ Алексеем Улюкаевым, Председателем Государственного комитета КНР по развитию и реформе Сюй Шаоши и Министром иностранных дел Монголии Лундэгийн Пурэвсурэн. Согласно официальным сообщениям, программой определяются основные направления трехстороннего взаимодействия в области транспортной инфраструктуры, таможенного и карантинного администрирования, промышленности, инвестирования, защиты окружающей среды, а также приграничного межрегионального сотрудничества. Документ содержит перечень из порядка 30 проектов в различных областях.

Коридорная реальность
Несмотря на мгновенно поступившее в СМИ известие о подписании Программы, какую-либо конкретную информацию о содержащихся в ней проектах корреспонденту EastRussia получить не удалось ни в этот день, ни днями позже. В Минэкономразвития назвать конкретные проекты затруднились, при этом отметив, что реализация каждого проекта Программы окажет положительный эффект на развитие субъектов Российской Федерации, а также придаст импульс развитию торгово-экономического сотрудничества между Россией, Китаем и Монголией.

Согласно комментарию пресс-службы Минэкономразвития, «обязанности, сферы ответственности, а также права и полномочия определяются степенью заинтересованностью каждой из сторон. При этом предполагается проведение регулярных встреч для обсуждения хода реализации проектов. В свою очередь, говорить о совокупном объеме инвестиций Программы пока преждевременно. Что же касается сроков реализации проектов Программы, то они существенно разнятся, но есть понимание, что все проекты должны быть завершены в течение пяти лет».

Единственное, о чем было рассказано чуть более подробно, так это то, какое финансирование предусматривается Программой.

«Финансироваться проекты, согласно Программе, предполагается за счет инвестиций государственного, частного секторов, а также ресурсов международных финансовых институтов в том числе, таких, как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Новый Банк развития БРИКС, Межбанковское объединение Шанхайской организации сотрудничества, Фонд Шелкового пути. При этом, в частности, программа предполагает реализацию проектов по принципу государственно-частного партнерства», – рассказали в Минэкономразвития.

Учитывая, что в силу целого ряда факторов Китаю и Монголии интересно участвовать в реализации проектов на территории Российского Дальнего Востока, редакция сделала предположение, что среди 30 проектов есть и проекты в ДФО. Но и о них в Минэкономразвития корреспонденту ER сообщили крайне мало: «Перечень проектов Программы содержит в том числе и проекты, которые будут реализовываться на Дальнем Востоке. Эти проекты, затрагивают, среди прочего, транспортную инфраструктуру региона», – уточнили в ведомстве.

Обращение в Минтранс России, к сожалению, так и не помогло раскрыть конкретный перечень проектов, вошедший в Программу. Учитывая, что вряд ли в этом перечне может оказаться что-то глубоко секретное, возникает ощущение, что, попросту, документ, несмотря на поставленные под ним подписи, является достаточно сырым. Хотя поиск конкретных проектов трехстороннего сотрудничества России, Монголии и Китая – тема уже не новая. Как минимум, новейшая история этого вопроса тянется уже два года.

Так, в сентябре 2014 года в Душанбе «на полях» Саммита глав государств – членов ШОС состоялась первая встреча лидеров Российской Федерации, Китайской Народной Республики и Монголии, на которой стороны констатировали необходимость развития сотрудничества в подобном формате и договорились проводить встречи на регулярной основе. Вторая встреча лидеров Россия, Китая и Монголии состоялась 9 июля 2015 г. в Уфе «на полях» Саммита глав государств – членов ШОС. По ее итогам главами государств была одобрена «Дорожная карта» развития сотрудничества между Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой и Монголией на среднесрочную перспективу. Кроме того, был подписан Меморандум о взаимопонимании между Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой и Монголией о разработке Программы создания экономического коридора Россия –Китай – Монголия.

Создается видимость, что с точки зрения бюрократической вопрос отработан – обещали создать Программу коридора – ее создали и публично подписали. Однако суть, увы, остается той же – как начинали с договоренности проводить встречи на регулярной основе, так и остались на этом уровне: "предполагается проведение регулярных встреч для обсуждения хода реализации проектов”.

«Как и другие подобного рода документы, думается, что и эта Программа не представляет собой чего-то большего, чем намерения и декларации, – рассуждает заместитель директора ИДВ РАН, руководитель Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений Сергей Янаев. – При этом, скорее всего, в документе указаны не точно определённые источники финансирования, а просто перечислены те финансовые организации, которые потенциально могут быть привлечены к различным проектам Программы. Так как вряд ли в тех же самых в структурах нового банка БРИКС сильно наслышаны о программных проектах. Тем более, что БРИКС только-только начинает развивать деятельность своего банка. Если же говорить непосредственно о проектах Программы, то не следует ждать, что все они не сегодня-завтра уже будет реализованы. В общем и целом, ни о какой конкретике в рамках сотрудничества России, Монголии и Китая, на основе утверждённой Программы, говорить ещё нельзя – сегодня оно по-прежнему находится на стадии концептуального формирования. Но, коль скоро речь дошла уже до конкретных проектов, то, возможно, что к следующему саммиту ШОС некоторые из них уже и обретут какие-то очертания – вероятно, к примеру, что уже будут определены непосредственные участники строительства тех или иных программных объектов, а также иметься точные источники финансирования».

Сергей Янаев заметил при этом, что инициатором трехстороннего процесса формирования сотрудничества является президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж, выступивший в 2014-м году с подобной инициативой запуска данного процесса. Тогда же Монголия выдвинула и так называемую идею степного пути – как раз и предусматривающую вовлечение России и Китая в сотрудничество, о котором сейчас идёт речь в Программе. По словам эксперта, суть инициативы Монголии при общении с Китаем и Россией состоит в перспективном прокладывании трансмонгольских коммуникаций – в частности, железнодорожной, автомобильной и трубопроводной. Возможно, что эти проекты будут расширены и на территорию некоторых регионов российского Дальнего Востока – такая перспектива сегодня якобы рассматривается всеми тремя сторонами. Китай со своей стороны пытается развить инициативу «Один пояс и Один путь», заключающейся в тотальном экспорте – инвестиций, предприятий, товаров, технологий, рабочей силы и т.д. В свою очередь, Россия пытается развить проект строительства трансазиатского моста. И к данному проекту со стороны Монголии проявляется яркий интерес, так как подключение к нему нужно ей для оживления собственной же инфраструктуры.

При этом Сергей Янаев отмечает, что возможность участвовать в формирующемся сейчас сотрудничестве Монголии и Китая для России - это, прежде всего, возможность вернуться на рынки Монголии. В самом широком смысле этого слова – вернуться товарами, инвестициями – не только в производство, но и в строительство инфраструктуры на территории Монголии в целях обеспечения транзита через её границу с Россией.

Еще одно мнение говорит о том, что в основе программы, несмотря на изначальную инициативу Монголии, лежит, главным образом, двустороннее взаимодействие - России и Китая. То есть что Монголия не является весомым участником Программы и включена ими в Программу чисто формально – чтоб показать, что с ней считаются.

«Монголия сегодня представляет собой почти что экономический ноль. Так как ни значительных финансовых средств, ни административных ресурсов, ни трудовых для реализации инвестиционных проектов предоставить она не может – по той простой причине, что она ими не обладает», – пояснил заведующий кафедрой экономической и социальной географии России географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Вячеслав Бабурин.

По его мнению, если говорить о возможных содержащихся в Программе дальневосточных проектах, то наиболее вероятно, что программа содержит в себе все крупные проекты Дальнего Востока, интересующие сегодня Китай. Иными словами – это земля¸ леса и недра Дальнего Востока. Как максимум – проекты по производству полуфабрикатов. Возможно также, что в составе программы есть крупные транспортные и портовые проекты приграничных дальневосточных регионов – к примеру, такие проекты, как мосты в Еврейской автономной и Амурской областях. При этом, по его словам, и в рамках Программы Китай действует по своему обычному принципу – присутствовать на той или иной территории не посредством масштабных проектов, а её фрагментации – участия в большом количестве проектов, предусматривающих реализацию на маленьких участках. В свою очередь, проекты Дальнего Востока, в реализации которых заинтересована, главным образом, Монголия, вряд ли имеют место быть в Программе – в силу того, что сегодня о проектах на территории Дальнего Востока, так или иначе связанных с Монголией, ничего не известно.
«Программа создания экономического коридора Китай – Монголия – Россия» какого-то сильного значения для развития Дальнего Востока иметь не будет. Впрочем, как и все принимаемые сегодня Россией «внешние» программы. В частности потому, что данная программа носит просто рамочный характер», – заключил Вячеслав Бабурин.

Может быть, и не будет. Однако EastRussia сохраняет надежду обнаружить перечень конкретных проектов, предусмотренных документом, подписанным на высоком правительственном уровне.

Справка ER

«Программа создания экономического коридора Китай – Монголия – Россия» подготовлена Минэкономразвития России совместно с заинтересованными российскими министерствами, ведомствами и организациями и согласована с китайской и монгольской сторонами.