Поделиться
Королева буксирного флота Оксана Спивак
Поделиться

Единственная на Дальнем Востоке женщина-капитан буксира о своей профессии в Международный женский день

Эта хрупкая женщина с модельной фигурой и нежным голосом умело управляет почти тремя тысячами лошадиных сил. Коллеги называют ее королевой буксирного флота. Оксана Спивак – единственная в Приморском крае и на Дальнем Востоке женщина – старший помощник - сменный капитан флагманского буксира ледового класса «Добрыня», самого мощного и современного во Владивостокском морском торговом порту.

Игорь Бессараб

«Доброе утро, Владивосток!» – так Оксана приветствует просыпающийся рано утром город своими фотографиями красивых рассветов в порту, которыми она делится в социальных сетях. Пока город сонно пьет кофе, собирает детей в школу и стоит в пробках, она выводит свой буксир со сказочным названием «Добрыня» на воду бухты Золотой Рог, которая в рассветный час действительно становится золотой от встающего на востоке солнца. Солнечные зайчики играют бликами на воде и льдинах, отражаются на лакированных ноготках капитана, изящно и уверенно передвигающего рычаги управления многотонного судна.


«Когда мне впервые предложили поработать на буксире, я подумала: ну нет, он и я – вещи несовместимые. А потом влюбилась. Здесь такая динамика, такой драйв! Хотя «Добрыня» не самый простой в управлении. У меня получилось не сразу. Освоить машину помогали весь штурманский состав и капитан буксира Владимир Мороз, я им за это очень благодарна», - рассказывает Оксана.


На «Добрыне» Оксана работает всего год. До этого замещала других сменных капитанов буксиров в рыбном порту, пока ее не пригласили в торговый порт на постоянное место работы. Сначала были буксир «Персей», затем полтора года капитаном на «Могучем», и только потом - «Добрыня». Чтобы попасть на судно с богатырским названием, пришлось в спешном порядке осваивать управление азимутальными насадками.


Задача буксиров в порту - швартовка и отшвартовка различных типов судов к причалам. «Добрыня» делает это лучше прочих, но в умелых руках. Формальное его обозначение «Буксир проекта 2509». У него есть так называемые азимутальные рулевые колонки - это такие гребные винты, которые могут поворачиваться на 360 градусов, поэтому «Добрыня» может стремительно развернуться вокруг своей оси, а в тесноте порта такая маневренность дорогого стоит. Габаритами он может и не поражает – шириной 10 метров, в длину – 26, но, как сказали бы автомобилисты, «под капотом» - три тысячи лошадей! Максимальная скорость 12 узлов, так в порту больше и не надо, зато «Добрыня может работать даже в условиях крупнобитых льдов – в условиях акватории Владивостока качество незаменимое.


Работа в порту идет днем и ночью, суда могут приходить и уходить в любое время суток, поэтому буксиры работают круглосуточно. Очередная смена вахты происходит в восемь утра. Перед этим заступающий на сутки капитан принимает судно, тщательно осматривает его, проверяя работу всех систем. С этой обязательной части начинается каждый рабочий день, ведь буксир работает безостановочно. Дальше, в течение дня и ночи, капитан работает по заданиям диспетчера порта.


Во время швартовых операций капитан буксира работает в тесной связке с лоцманом. Там, где необходимо особое внимание и доскональное знание местных условий – в проливах, подходах к порту и в самом порту, его помощь неоценима. Но и задача капитана – не из легких. Необходимо в совершенстве владеть разными знаниями: отлично знать лоцию, правила плавания в порту Владивосток и законы разных стран, умение быстро ориентироваться в постоянно меняющейся сложной обстановке.


Нужно также тонко «чувствовать» судно – свое и проводимое, аккуратно и безопасно ставить его к причалу в максимально короткое время, без каких-либо недоразумений, исключая аварийные ситуации. Работа ведется в любую погоду: при сильном ветре и высокой волне, в условиях нулевой видимости во время летних густых туманов и ливней, зимой во льдах.

На вопрос, как в сложных погодных условиях удается выполнять поставленные задачи, Оксана говорит, что ей помогает давнее увлечение парусным спортом.


«Также как и в парусном спорте, здесь важны мгновенная оценка ситуации и быстрое принятие решений. Сила ветра и его направление могут измениться мгновенно, от этого зависит дальнейшие действия капитана. Помогает и знание акватории. Под парусом я десятки раз ходила и в Славянку, и в бухту Стрелок, и в Большой Камень. Идешь на буксире и думаешь: вот, на яхте здесь была, а как, интересно, на буксире?» – сравнивает Оксана.

Еще в студенчестве она серьезно начала заниматься водными видами спорта. Занималась греблей на лодках класса «Дракон». Женская сборная команда Приморского края «Тигры Владивостока» с Оксаной Спивак на руле стала чемпионкой России. Дважды экипаж Оксаны становился бронзовым и серебряным чемпионом мира. Каждый год много лет подряд она принимает участие в главных парусных регатах Приморья на яхте класса «Конрад 25 Р» в роли капитана женского экипажа «Ария», а также в качестве судьи гонок. Знания местной розы ветров в разное время года, течений, подходных глубин, приливов и отливов пригодились в работе на буксире.


Однако, Оксана явно скромничает, когда говорит, что только навыки в парусном спорте помогли ей быстро освоиться в роли сменного капитана «Добрыни». Требования к буксирам-кантовщикам очень строги, капитан несет огромную ответственность за судно с грузом на борту и за экипаж в несколько десятков человек. Когда швартуешь или отшвартовываешь судно, про него надо знать абсолютно все – чем и насколько загружен, как ведет себя при волнении, парусность. А если погода плохая, любая мелочь становится в несколько раз важнее, но, похоже, Королева буксирного флота знает, как укротить стихию и чем задобрить морских богов.


Оксана выросла на берегу Охотского моря на Сахалине. После школы не раздумывая, подала документы в Дальрыбвтуз – самое престижное в 80-ые годы учебное учреждение во Владивостоке, где учат морским профессиям – уже на берегу Японского моря. Удачно попала во вторую экспериментальную образовательную волну, когда на судоводителей разрешено было подавать документы и девушкам.

Морская карьера началась с 11-месячного рейса на плавбазе «Сухона» в качестве четвертого помощника капитана. Во второй рейс молодой специалист пошла уже третьим помощником, последующий - вторым.

Потом в жизнь Оксаны ворвались рыболовецкие суда – супертраулеры. Работа зимой, во льдах… Первым «голубым» (знаменитая так называемая «голубая» серия МРКТ супертраулеров испанской постройки типа «Сотрудничество» - Прим.Авт.) стал «Капитан Азаркин», после него - «Механик Ковтун». Оксана рассказывает, что здесь она научилась ловить рыбу.

«Первое время со старпомом Юрий Алексеевичем Берестенко стояла свою и даже достаивала его вахту, потому что нужно было грамотно научиться ставить и выбирать трал, ловить рыбу. На самом деле, мне было очень непросто, но азарт и интерес перебороли все: суровую погоду, сложность работы, усталость и желание выспаться», - вспоминает Оксана.

Море надолго пришлось отложить, когда у Оксаны родилась дочь, и это несмотря на то, что с «большого моря» она ушла с дипломом старшего помощника.

«Тогда я решила, что с морями уже, наверное, стоит попрощаться, но не тут-то было. Море просто так не отпускает. Воспитывая дочь, продолжала быть на воде: занималась греблей, яхтингом. Одновременно думала о том, что хорошо бы восстановить свой диплом старпома», - рассказывает Оксана.

Для восстановления квалификации она ушла в рейс на танкере «Павино». «Для экипажа было неожиданно: вахтенный помощник - женщина, но они поверили моему профессионализму, и я им за это очень благодарна», - говорит Оксана. А потом в ее жизни появились буксиры. Давний друг, капитан одного из «голубых», Леонид Григорьевич Карасев, позвал в рыбный порт. Как в воду глядел…


Одним из самых главных условий успешной работы капитана Оксана считает не знание матчасти, лоции и метеорологии, а любовь к своему делу. «Мне повезло: я занимаюсь тем, что мне нравится. Никогда не задумывалась над выбором профессии, потому что ответ самой себе был очевиден: конечно, море», - смеется Оксана.


Яна Коноплицкая Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов