Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Коронакризис обнажил проблемы туротрасли Дальнего Востока

Отсутствие инфраструктуры, дорогие авиабилеты не позволили ДФО успешно перестроиться на внутренний туризм

Туристический летний сезон завершился на Дальнем Востоке. В этом году для отрасли он стал настоящим испытанием — закрытие границ из-за коронавируса блокировало иностранный турпоток, а ограничительные меры в регионах задержали открытие сезона и не давали возможности планировать отдых. Перестроить бизнес на внутренний рынок оказалось проблематичным из-за отсутствия туристической инфраструктуры и удаленности ДФО от центральной России.

Коронакризис обнажил проблемы туротрасли Дальнего Востока
Фото: pixabay.com

«СИТУАЦИЯ КАТАСТРОФИЧЕСКАЯ»

Неплохо пережили сезон заточенные на уникальные экологические маршруты туроператоры и структуры. При этом дальневосточники, предпочитающие более комфортный отдых у теплого моря, в этом году остались без отпуска. Представитель Дальневосточной региональной ассоциации туризма Валентина Асеева назвала ситуацию для отрасли катастрофической.

«Отрасль в предбанкротном состоянии. У нее нет будущего пока те, кто считает, что вправе влиять на рынок, вводит рекомендации — закрыть рестораны в 23:00, запретить кому-то работать, 30% сотрудников перевести на удаленку. Никто не знает как себя вести, нет никакой определенности», — отмечает эксперт.

По ее словам, из-за недостаточного разъяснения местными властями ограничительных мер, введенных из-за коронавируса на Дальнем Востоке, многие туристы не решаются путешествовать. Асеева отмечает, что пока преждевременно называть количество закрывшихся турфирм, отелей и ресторанов, но подчеркивает, что их процент будет значительно больше, чем в 2019 году. Также, по ее словам, предпринимателям в регионах не удается получить отсрочки по коммунальным платежам и льготные кредиты.

Кризис, по мнению эксперта, наложился на общую системную проблему туристической отрасли Дальнего Востока, которая складывается из ряда факторов: удаленность региона от центра России, суровый климат, дорогие авиабилеты, отсутствие инфраструктуры, и, как следствие, труднодоступность и дороговизна большинства туристических направлений.

«Для нашего региона эта ситуация катастрофическая была есть и пока еще продолжается. Если сравнивать нас с западными регионами, то они в более выигрышном положении», — отметила Валентина Асеева.


СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ

Приморский край в туристический сезон пользуется популярностью среди жителей ближайших регионов Дальнего Востока из-за красивых морских пляжей и уникальной природы. В последние годы во Владивостоке троекратно увеличился и иностранный турпоток, в основном из азиатских стран. Гости из Кореи, Японии и Китая едут за вкусными и недорогими морепродуктами, посещают концерты и спектакли приморской сцены Мариинского театра и другие события. На этом фоне в городе открылось множество кафе, ресторанов, гостиниц и турфирм. В этом году из-за закрытых границ и ограничений всей инфраструктуре пришлось перестраиваться на внутренний рынок.

«Действительно наш бизнес неплохо поработал в летние месяцы. У баз отдыха была неплохая загрузка, особенно у топовых, с хорошей инфраструктурой. Если бы еще в следующем году Приморье миновали тайфуны, и мы смогли без катаклизмов пройти год, это могло бы значительно исправить ситуацию. Это жизненно необходимо, в первую очередь, базам отдыха. Но если мы говорим об отелях, которые находятся в центре городов, до сих пор, и уж тем более сейчас, загрузка варьировалась в районе 15-20%. Это колоссально мало», — отмечает зампред правительства Приморского края Константин Шестаков.

Он отметил, что турфирмы, которые ранее были заточены под въездные турпотоки, в этом году начали работать на своего туриста.

«Открываешь объявления и видишь, что многие именитые туроператоры переориентировались на внутренние предложения. Понятно, что если бы этой ситуации не было, то они также с удовольствием работали на въездном турпотоке. Но, тем не менее, сейчас есть хорошая возможность раскачать инфраструктуру муниципалитетов, раскачать турпродукты, на которые завязаны отдаленные территории Приморского края», — отметил зампред.

По его словам, в этом году туристов из других регионов России в крае было меньше, чем обычно, но география расширилась. Шестаков предположил, что это происходит благодаря рекламе достопримечательностей региона в Сибири и центральной России. Теперь Приморье планирует делать акцент на турах выходного дня для молодежи и семей Сибири.

«Мы нашли себе очень хорошего партнера — авиакомпанию S7, с которой начали сотрудничать в этом году по продвижению региона. Планируем продолжить в следующем. В этом году мы сделали акцент на Новосибирск и Красноярск, и увидели очень неплохую отдачу от этой рекламной кампании. Хотели бы остаться на этом же направлении», — добавил Шестаков.

Зампред отметил, что акцент предполагается сделать на событийный, гастрономический и экологический туризм. В качестве примера он привел уникальные туристические предложения национального парка «Земля леопарда» — организацию туров для получения фотографий редких животных в тайге.

Директор ФГБУ «Земля леопарда» Виктор Бардюк отмечает, что в этом году нацпарк стал достойной альтернативой зарубежному туризму. По его данным, количество посетителей уже превысило показатели аналогичного периода прошлого года в 1,5 раза (около 2,4 тыс. гостей в 2019 году и более 3,2 тыс. в 2020-м).

Глава нацпарка связывает рост туристической посещаемости с тем, что в этом году удалось расширить инфраструктуру и увеличить перечень предоставляемых услуг. Так, в нацпарке стартовали автомобильно-пешеходные экскурсии на кластерный участок «Гамовский», вошедший в состав «Земли леопарда» в прошлом году. Теперь гости могут посетить заповедные бухты и наблюдать за пятнистыми оленями. Другим популярным направлением стал новый многодневный индивидуальный тур «По следам диких кошек» в места обитания леопардов и тигров. Гости нацпарка, посещающие многодневные туры, проживают в гостиничном комплексе центральной усадьбы.

«Регулярно гостями нацпарка становятся приезжающие издалека энтузиасты, в частности из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону. Многие отмечают: до начала пандемии планировали отпуск в Италии, Исландии, других странах, но путешествие на Дальний Восток не разочаровывает и дарит незабываемые впечатления, — отметил Виктор Бардюк.

То, что туристическая география расширилась подтверждают и турфирмы региона. По словам директора турагентства «Фрегат аэро» Сергея Алексеева, в Приморье приезжали туристы из Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи, а вот жители Приморья ехали в обратном направлении. Также они выбирали Крым, Байкал и Алтай. Однако за девять месяцев этого года торговый оборот компании сократился практически в пять раз относительно аналогичного периода прошлого года. Доходы снизились на 80%. Не спасают даже экологические туры — из-за удаленности региона и дороговизны предложений.

«У нас много туров по Приморью, но маржа у них маленькая, конкуренция большая. Мы вынуждены были скидывать цены. За бронь баз отдыха туркомпаниям надо было платить заранее, ни у кого таких возможностей не было, потому что мы должны были делать возвраты клиентам, которые не смогли воспользоваться турами. Плюс высокие цены авиабилетов, а скидочные варианты были с несколькими посадками, которыми никто не хотел пользоваться», — отметила директор по развитию туризма Ольга Алексеева.

Компания рассчитывала на продвижение туров по краю через систему ваучеров, когда купив пакет от туркомпании гость получает скидку от авиакомпаний, но проект пока не поддержал Ростуризм.

Также предприниматели надеялись на возмещение расходов за прием иностранцев по программе Ростуризма, который помог в прошлом году. Но в 2020-м из программы убрали октябрь и ноябрь, поток иностранцев в Приморье практически иссяк.

При этом компания отмечает, что в начале пандемии выстоять помогли меры господдержки: выплата МРОТ, беспроцентный кредит и краевая поддержка — возможность выполнения сотрудниками общественных работ в течение двух месяцев.

По прогнозам руководства компании, к ноябрю закончатся все финансовые ресурсы. В фирме надеются на отложенный спрос от клиентов из России и из-за рубежа, верят, что смогут вернутся к докризисным показателям к концу следующего года.


ОРИЕНТАЦИЯ НА ЛОКАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Привлекательным у любителей природы всегда был Камчатский край. Основные достопримечательности — вулканы, горячие источники. Туристы там ходят в пешие походы или отправляются в отдаленные уголки края на вертолетные экскурсии.

Популярен регион и у иностранцев. По данным пресс-службы регионального правительства, в 2019 году Камчатку посетили более 36 тыс. иностранцев из США, Китая, Германии, Японии, Кореи, Филиппин, Австралии, Великобритании, Канады, Франции, Швейцарии. Из них более 19 тыс. — участники круизных программ. Однако в этом году из-за ситуации с COVID круизные программы отменили, перелеты были ограничены, в итоге край посетили чуть больше одной тыс. иностранцев. Всего, по данным пресс-службы, за сезон на Камчатке побывали 46 тыс. туристов, в 2019 их было больше 240 тыс.

По словам начальника отдела познавательного туризма ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» Анны Гавриловой, туристическое направление работало достаточно активно. Оно динамично стало расти после того, как в июле сняли ограничения на въезд в регион.

«Мы предполагали, что будет туристов меньше. Сказать, что мы разочарованы сезоном нельзя. По сравнению с прошлым годом это минус, но не такой, как ожидалось. Если взять туры в Долину гейзеров, то ее посетило больше шести тыс. туристов. По сравнению с прошлым годом — это всего на 800 человек меньше. Если взять Южно-камчатский заказник, то тут минус значительнее: в 2019 году было 6,3 тыс. туристов, в этом — 3,3 тыс.», — рассказала Анна Гаврилова.

Она отметила, что в этом году популярностью пользовались однодневные маршруты. Много было туристов из Москвы, 30% из всего количества туристов, посетивших заповедник составили жители Камчатского края. По сравнению с прошлым годом их стало на треть больше.

«Хорошая динамика в этом году по жителям Камчатского края. В этом году как никогда. Сказалась льготная программа — субсидированный проезд для жителей Камчатского края можно было использовать на территории Кроноцкого заповедника. Когда закрыты границы, не все хотят в Сочи и Краснодарский край. Очень много довольных, раньше многие отказывались от таких поездок из-за цены. Не каждая семья потратит 30 тыс. на человека», — объяснила руководитель туротдела заповедника.

Как отмечает руководитель камчатской туристической компании «Витязь тревел» Екатерина Анисимова, специализирующаяся на вертолетных экскурсиях в Долину гейзеров и Курильскому озеру, большая часть гостей традиционно была из центральной России. Особенностью сезона стало увеличение турпотока с регионов Дальнего Востока, в прошлые годы их практически не было. Доходы компании составили около 40-45% процентов от показателей прошлого года.

«Вернуться к "постковидным" показателям можно будет, я думаю, не раньше 2022 года. Может быть, это и пессимистично звучит, но есть предположение, что и 2021 год будет ровно таким же, как и этот», — отметила руководитель туркомпании.


БЕЗ ПРАВА НА ВЪЕЗД

Сахалинская область также популярна среди туристов своей самобытной уникальной природой. В этом году из-за ограничений власти запретили въезд самостоятельным туристам. Приехать гости из других регионов России могли только к родственникам или в командировку. С начала июля разрешили въезд в составе организованных групп. За это время Сахалин посетили 1,5 тыс. Туристов из Москвы, Хабаровска, Владивостока, Камчатки, Новосибирска, Комсомольска-на-Амуре, Якутска, Краснодарского Края и других городов. Чаще всего едут из Москвы и регионов ДФО.

Для сравнения, в 2019 году ведущие сахалинские туроператоры обслужили около 19,5 тыс. организованных туристов, включая островитян. Всего регион в прошлом году посетили около 30 тыс. Туристов, включая самостоятельных.

«Очевидно, что пандемия повлияла на работу и доход бизнеса. Но ни одна туркомпания или гостиница не закрылась. Последние работали и продолжают, в том числе, в качестве обсерваторов для специалистов нефтегазовой сферы — перед вахтой сотрудников помещают на двухнедельную обсервацию», — отметили в пресс-службе.

Среди федеральных мер господдержки для туротрасли в регионе действовала отсрочка по налоговым платежам, временное освобождены от уплаты взносов в резервный фонд ассоциации «Турпомощь» и взносов в фонды персональной ответственности. Из региональных — отсрочка по арендной плате для компаний, офисы которых расположены в здании государственных учреждений.

Руководитель сахалинской туркомпаний «Адреналин-тур» Сергей Василенко отметил, что сезон получился неоднозначным. По его словам, выйти к докризисному состоянию отрасли удастся только через два года.

«Основная наша масса гостей, основной процент — это российские граждане из центральных регионов страны. Да, часть клиентов мы потеряли, в целом, сезон, конечно, неоднозначный получился, но более или менее мы отработали», — рассказал Сергей Василенко.


ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКИ БЕЗ ЛЕТА

Представитель Дальневосточной региональной ассоциации туризма Валентина Асеева считает, что в этом году из-за закрытых границ у дальневосточников, которые не любят сложные экотуристические маршруты, а предпочитают комфортабельный отдых, не было возможностей для отпуска.

По ее словам, в ДФО нет санаторно-курортной инфраструктуры, которая была бы качественной и доступной. Санатории и базы отдыха в Приморье, где есть относительно теплое море, переполнены, цены завышены. Также в этом году в крае прошли тайфуны, что значительно сократило количество комфортных солнечных дней для отдыха.

Улететь в западном направлении также проблематично из-за дорогих билетов. Субсидированные перелеты для льготных категорий граждан есть, но система не отлажена.

«Например, "Аэрофлот" объявляет продажу субсидированных билетов для льготных категорий граждан. А не так, что они появляются в продаже, а потом пропадают. Нет стабильности. Также они оформляются только через личные кассы "Аэрофлота", остальные их продают с сервисным сбором, это ведет к увеличению стоимости. Также этих билетов ограниченное количество на каждом рейсе. Поэтому даже у льготных категорий граждан, которые могли бы воспользоваться этими билетами и выехать на Запад, есть ограничения», — отметила Асеева.

До пандемии жители Дальнего Востока предпочитали отдыхать во Вьетнаме, Таиланде и Китае, учитывая, что там есть теплое море, туристическая инфраструктура и доступные цены. В этом году только 12% смогли себе позволить отдохнуть.

«Даже выезды на маршруты выходного дня в своем регионе нельзя назвать полноценным отдыхом. То, что дальневосточники не смогли отдохнуть, накладывает отпечаток на их здоровье, на производительность труда», – отметила эксперт.

26 ноября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика