Бизнес на Дальнем Востоке заявил о первых потерях из-за закрытия границ
Распространение коронавируса может привести к сокращению товарооборота между Россией и Китаем. По прогнозам экспертов, это произойдет, если карантин на границе продлится больше трех недель. Потери экономики за первый квартал года могут достичь 0,2%. При этом удар ощутимее других ощутит бизнес на Дальнем Востоке.
Бизнес ждет последствий
Россия закрыла 16 пограничных пунктов пропуска с Китаем. Практически все они находятся на Дальнем Востоке. Вице-премьер – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев уверил, что коронавирус не несет угрозы российской экономике, однако аналитики Moody’s предрекают пандемии из Поднебесной масштабы печально известной «испанки», жертвами которой в начале 20 века стали более 50 млн человек. Эксперты уже нарекли коронавирусную инфекцию (2019-nCoV) новым «черным лебедем», в котором видят силу, способную нанести урон мировой экономике, на порядок мощнее чем ипотечный кризис 2008 года.
Коронавирус уже не привел к резкому снижению мировых цен на промышленные металлы, древесину, углеводороды. По данным Российского экспортного центра, Китай является главным импортером российской несырьевой неэнергетической продукции, после 11 месяцев 2019 года, объем несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) в Китай составил 12,52 млрд долларов. В основном в КНР везли пиломатериалы, турбодвигатели и газовые турбины, а также мороженую рыбу. Также Китай экспортировал из России калийные удобрения, мясо и субпродукты птицы подсолнечное масло и ракообразных.
Одними из первых о потерях заявили дальневосточные рыбопромышленники. Они сообщили. Что из-за снижения спроса на крабов в Китае могут недосчитаться в первом квартале этого года минимум 80 млн долларов выручки. А все потому, что из-за эпидемии китайцы не ходят в рестораны и не заказывают там этот деликатес.
Экономика Дальнего Востока крепко завязана на торговле с Поднебесной. Глава DNS Digital Store Дмитрий Алексеев считает, что ситуация с коронавирусом не пройдет бесследно для ряда представителей бизнеса.
«Очевидно, что предприятия, которые сильно интегрированы в работе с Китаем, могут пострадать из-за закрытия границ. Мы через сухопутную границу работаем минимально, основная часть поставок идет морем, потому что речь идет о крупных партиях. Некоторые неудобства создает продление на неделю новогодних каникул в Китае в связи с введением карантина. Это несколько тормозит производственные планы, но надеюсь такая ситуация не окажет серьезного негативного влияния на бизнес процессы», – рассказал Дмитрий Алексеев.
Лесопромышленники считают, что проблемы с экспортом леса и ростом цен на него, связаны по большей части не с коронавирусом, а с рядом других факторов.
«Отгрузки леса ведутся в обычном режиме, хотя конечно были небольшие сбои в работе. Некоторое снижение объема мы, конечно, наблюдаем, но это связано еще и с новогодними каникулами в КНР, а также с ужесточением фитосанитарных норм, введенных с 23 января. От экспортеров леса теперь требуют новые фитосанитарные сертификаты, которые пока проблематично получить у Росельхознадзора. В принципе, довольно большой объем леса мы отправляем морем – это примерно 50% от всего экспорта леса, остальные 50% идут по автомобильным и железнодорожными переходам. Коронавирус – один из факторов роста цен на древесину, но далеко не основной», – прокомментировал генеральный директор Приморской ассоциации лесопромышленников и экспортеров леса ПАЛЭКС Павел Корчагин.
А вот кто пока не видит причин для беспокойства, так это пчеловоды, которые уже несколько лет успешно поставляют свой продукт в Китай.
«Пока рано делать какие-то выводы о том, как повлияет эта ситуация на поставки меда в КНР. Все запасы были распроданы еще до Нового года, а новые поставки начнутся ближе к лету. Последствия для отрасли могут быть неприятными в том случае, если границы будут закрыты длительное время, – отметил председатель Союза пчеловодов Приморья Рамиль Еникеев.
Теряем туристов
Подсчитывать убытки первым пришлось представителям туриндустрии: приходится вывозить туристов, отдавать деньги на путевки, купленные в высокий сезон, предлагать туристам другие направления. На въездной поток коронавирус пока не оказал особо влияния, основного удара в этой сфере ждут позднее.
«Сложившаяся ситуация в любом случае снизит обороты туристкой отрасли в первом квартале года», – считает руководитель агентства по туризму Приморского края Владимир Щур.
По мнению коммерческого директора сети «Билетур» Татьяны Солодовниковой, сейчас туриндустрия серьезно страдает из-за закрытия границ. Однако потери для въездного туризма несерьезные – высокий сезон в России начнется ближе к апрелю.
Что касается выездного туризма, то по информации туристического агентства «Фрегат аэро», в 2019 году на долю Китая и Южной Кореи приходилось до 80% выездного турпотока из Приморья. Число поездок в Китай из региона выросло на 60,7% и достигло показателя в 292,8 тыс.
«Безусловно, в связи с последними событиями, закрытием автомобильных переходов и решением министерства транспорта РФ ограничить выполнение авиарейсов в Китай, приморским туристическим компаниям есть о чем волноваться. Более того, сократились запросы даже на путешествия в Таиланд. Но всегда можно "повернуть голову" в другом направлении – на запад. Прямые рейсы в Турцию, Европейские круизы – альтернативные варианты отдыха для приморцев», – считает директор туристического агентства «Фрегат аэро» Сергей Алексеев.
Представители отрасли надеются, что к апрелю ситуация полностью стабилизируется, а туристы, которые планировали майские праздники и летние каникулы провести в Китае, реализуют свои путевки.
От закрытии границ пострадали транзитные пассажиры, которые должны были возвращаться из стран Юго-Восточной Азии через Гонконг, Пекин, Шанхай. Сейчас им приходится делать вынужденные возвраты и оформлять билеты на вылеты в Россию через Сеул, Токио. Прямое авиасообщение с Китаем выполняет только «Аэрофлот» и только в Москву. Вернуться в страну можно через автобусные пункты пропуска, но такой вариант подойдет далеко не всем.
«Закрытие границ с КНР в целом негативно повлияло на бизнес и в первую очередь на туротрасль, – рассказывает директор Дальневосточного регионального отделения Российского союза туриндустрии Валентина Асеева. – На Дальнем Востоке очень много совместного с Китаем бизнеса, образовательных и культурных проектов. Из-за карантина на учебу в КНР не могут вылететь студенты, а сотрудникам предприятий приходится переносить командировки в эту страну. Одним из самых приемлемых вариантов курортного отдыха для жителей региона был остров Хайнань, его еще называют Китайскими Гавайями – сейчас он недоступен для россиян».
На вес золота
Ударил коронавирус и по кошелькам обычных жителей ДФО. Во многих регионах они отмечают скачок цен на овощи и фрукты.
«Цены на овощи и фрукты выросли, чуть ли не в два раза, – сетует жительница Биробиджана Людмила Иванова. – В воскресенье, 2 февраля, на прилавках уже ничего не было. Сейчас что-то стало появляться, но цены ужасают».
Заменить китайские овощи и фрукты торговые сети пытаются продуктами из Азербайджана, Турции и других регионов России, однако такие заменители оказываются слишком дорогими, например, огурцы из Азербайджана в крупной торговой сети в Хабаровске продают по 799 рублей, а перед – за 599 рублей.
В конце января логисты отмечали скопление грузовых фур на границе Приморья и КНР, недавно границу для них открыли, в магазинах региона появились овощи по доступным ценам.
«Грузоперевозки ведутся как обычно. С отправкой поездом особых проблем не было, сложности имелись с автомобильным перевозками. Со 2 февраля фуры начали выпускать из Китая. Вообще в КНР сейчас серьезные проблемы с внутренней доставкой», – сообщил директор компании, специализирующейся на грузоперевозках, Михаил Баранов.
Екатерина Свинова