Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Коронавирус подогрел аппетит дальневосточников

Продажи в торговых сетях ДФО из-за карантина взлетели в два раза

Жители Дальнего Востока запасаются продуктами впрок в связи с объявленным в стране карантином. Многие продолжают ходить в магазины, несмотря на просьбы властей отказаться от таких походов, а другие переходят к онлайн-покупкам. Готовы ли ритейлеры к ажиотажному спросу и росту дистанционных продаж, выясняло EastRussia.

Коронавирус подогрел аппетит дальневосточников
Фото: primorsky.ru

КАРАНТИННЫЙ ПЕРЕПОЛОХ

Владимир Путин с 28 марта по 5 апреля объявил нерабочими днями. При этом  ажиотажный спрос на ряд товаров первой необходимости торговые сети по всей стране фиксируют с начала марта. По словам  замглавы Минпромторга России Виктора Евтухова, ритейлеры сформировали запасы социально значимых товаров в среднем на восемь недель, поэтому дефицита продукции не ожидается.  

Согласно исследованию компании Nielsen, на фоне распространения COVID-19 динамика продаж в крупнейших розничных сетях России на второй неделе марта ускорилась более чем в полтора раза по сравнению с неделей ранее. Объем продаж в дни наиболее активной подготовки к карантину оказался самым высоким среди всех недель 2020 года.

«Спрос вырос по сравнению с годом ранее на 13,8% в натуральном выражении (8,3% неделей ранее) при среднем росте в 2020-м году на уровне 8,3%, из чего можно заключить, что более трети прироста  обусловлено влиянием коронавируса», — говорится в исследовании. 

В связи с острой эпидемиологической ситуацией Минпромторг Хабаровского края организовал совещание с представителями торговых сетей региона.  В ходе встречи власти заявили, что в связи с объявлением пандемии коронавируса в регионе резко возросли панические настроения среди населения. Ситуация привела к ажиотажному спросу на определенные группы продуктов питания. Так, по данным главы Минсельхоза Хабаровского края Александра Шкурина, с 17 по 20 марта в регионе был зафиксирован повышенный спрос на бакалею и товары первой необходимости. Впрочем, розничные предприятия совместно с оптовыми организациями успешно справились с наплывом покупателей в регионе. 

«Предприятия торговли работают в штатном режиме. Мы не допустили дефицита и необоснованного роста цен на продукты. Также предлагаем по возможности организовать дистанционный способ торговли и доставку покупок на дом. При этом курьер должен приезжать в маске и перчатках, а все расчеты предпочтительно следует проводить безналичным способом»,— отметил министр.  

 

ГОТОВНОСТЬ НОМЕР ОДИН

 По словам директора по продажам торговой сети «Самбери» Марины Афанасьевой, увеличение продаж в Хабаровском крае действительно наблюдалось с 17 по 22 марта. Однако ритейлер обеспечил себя запасами на 60 дней вперед, поэтому продуктов хватило всем.

«В период ажиотажного спроса мы увеличили частоту поставок в магазины. Тогда продукция поставлялась ежедневно. Сейчас поставки совершаются раз в три дня. Сегодня мы фиксируем рост спроса, но уже в сегменте интернет-торговли, где продажи уже выросли в пять раз. Вообще мы ожидаем второй волны ажиотажного спроса в связи с карантинными мерами. Скорее всего, будет больше востребовано интернет-направление», — отметила Марина Афанасьева.
Руководитель отдела рекламы и PR сети гипермаркетов «Самбери» Ветта Вольгушева рассказала, что интернет-магазин ритейлера работает в тестовом режиме.

«Мы активно работаем над тем, чтобы полностью обеспечить доставку товаров по всем заявкам день в день. Пока что налаживаем бизнес-процессы», — отметила Ветта Вольгушева.
Она также добавила, что на прошлой неделе ощущался повышенный спрос в Приморье и Хабаровском крае, сопоставимый  примерно с предновогодними закупками. Однако не все торговые сети готовы к переходу к онлайн-продажам. Директор по маркетингу приморской розничной сети «Фреш 25» Елена Алешкина рассказала, что ритейлер не готов к такому, но ассортимента и товара в рознице хватает.

«Руководство уже проводило  совещания по поводу карантинных мер и соответствующие меры были предприняты. Такая  ситуация конечно впервые, но мы к ней готовы», — объяснила представитель сети. — Заготавливаем запасы в соответствии с динамикой продаж, которая сейчас увеличена. Покупатели не опустошают полки с товарами, но спрос повысился на социально значимые товары и продукты длительного хранения».

Владелец торговой сети «Реми» Дмитрий Сулеев также подтвердил повышенный ажиотаж в рознице в Приморском крае. По его словам, на прошлой неделе спрос увеличился примерно в полтора раза.

«Конечно, у нас имеются запасы, правда, без избытка. Мы не видим смысла забивать склады товарами до отказа, ведь дистрибьюторы справляются с поставками. В целом мы подготовились к сложившейся ситуации»,— отметил Дмитрий Сулеев.

Учредитель «Реми» также сообщил об ажиотажном спросе на продукцию  в Сахалинской области. Там он оказался более ощутимым, чем в Приморье.

«На Сахалине у нас вырос спрос приблизительно в два раза. Это легко объяснимо, так как население острова запасалось в первую очередь товарами первой необходимости. Уровень заработных плат на острове довольно высокий, торговых сетей эконом-формата там очень мало. Поэтому покупатели отправились в магазины», — прокомментировал Дмитрий  Сулеев.

О том, что торговые сети не готовы к быстрому переходу на онлайн-продажи, говорят и покупатели. Побывавшая на карантине хабаровчанка Людмила Бахромеева проверила на себе способность местных ритейлеров к переходу к такому сегменту.  

«Мы отдыхали на Бали откуда вернулись в Хабаровск транзитом через Сеул и по прибытию нас сразу же отправили на карантин. Так, находясь, все время дома мы столкнулись с проблемами доставки продуктов и медикаментов в городе. Хотели сделать заказ продуктов в сети "Самбери", но нам сообщили, что продукты доставят на дом лишь через четыре дня. Поэтому мы решили отказаться от этой затеи, и все покупали в магазине шаговой доступности», — рассказала Людмила Бахромеева.

По ее наблюдениям в городе действительно наблюдался повышенный ажиотаж в продуктовых магазинах, люди разбирали гречку и туалетную бумагу, однако панических настроений по поводу распространения коронавируса среди горожан нет.

 

СЛЕДОМ СПАД

Ситуация, которая сейчас сложилась в розничной торговле — неоднозначная. Так считает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.  

«Ажиотажный спрос, конечно, может на какое-то время подержать ритейл. Таким образом будут простимулированы продажи и увеличена выручка. Затем пойдет резкий спад потреблений, ведь покупатели успели запастись всем необходимым», — объяснил эксперт.

По его словам, многие опытные бизнесмены понимают, что такая ситуация продлиться не одну неделю и делают запасы ориентируясь на ситуацию. Нереализованный товар лишь испортится и это повлечет за собой убытки: запасы необходимо создавать в количествах, насколько это оправдано в среднесрочной перспективе.

«Для экономики ДФО это, в какой-то степени, полезно. Хотя не стоит забывать, что такой чисто сиюминутный эффект даст для торговли временный толчок, за которым последует спад», — заключил экономист. 
22 сентября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика