Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Коронавирус закрыл дальневосточников в море

Из-за пандемии тысячи моряков из ДФО не могут вернуться домой

Согласно данным немецкого издания Deutsche Welle, ссылающегося на представителей профильных профсоюзов, приблизительно 100 тыс. моряков по всему миру не могут покинуть свои суда из-за распространяющегося коронавируса. Среди работников отрасли оказалось немало жителей Дальнего Востока, которые ходят по внутренним и международным территориальным водам. На фоне разрастания короновирусной инфекции одним приходится продлевать свои контракты, другие остаются на берегу без работы, ожидая спада пандемии.

Коронавирус закрыл дальневосточников в море
Фото: pixabay.com

БЕЗ СМЕНЫ

Судоходные компании, базирующиеся на российском Дальнем Востоке, испытывают ряд трудностей в связи с эпидемией. Смена экипажей на грузовых и рыбопромысловых судах пока проходит в штатном режиме, однако предприятия же несут убытки из-за введения обязательных карантинных требований.

Директор по связям с общественностью УК «Дальневосточный рыбак» Сергей Суханов рассказал, что спрос на грузоперевозки в стране сейчас уменьшился в связи с ухудшающейся экономической ситуацией. При этом судоходные компании несут убытки, когда судно возвращается в Россию после захода в порты стран Азии.

«Мало того, что у нас спрос снизился, так еще ввели новые санитарные правила из-за коронавируса, — рассказывает Сергей Суханов. — Если судно пришло из Кореи, к примеру, и ему надо состыковаться с добытчиком, то нам приходится простаивать примерно неделю у берега. Дело в том, что должно пройти две недели после захода в российский порт, а путь из Пусана или Даляня занимает, где-то семь дней. Заходя в российский порт, мы должны провести санобработку, затем забрать на борт инспектора погранслужбы и направится с ним к рыбодобытчику. Для судна грузоподъемностью семь тыс. тонн эти семь дней простоя обходятся примерно в один-два млн рублей — деньги уходят на топливо».

Как и многие компании-судовладельцы, с серьезными трудностями при замене и списании экипажей за рубежом столкнулась компания FESCO. В Юго-Восточной Азии, регионе, где осуществляется большая часть перевозок судами компании,  власти ввели полный запрет на сход членов команды на берег. В этих условиях FESCO вынуждена продлевать контракты моряков, работающих на судах в длительных чартерах без захода в российские порты. 

«Невозможность смены экипажа ведет не только к переработкам и повышенным расходам  на оплату труда моряков, но и к дополнительной физической и психоэмоциональной нагрузке на членов команд, что в итоге может негативно сказаться на безопасности работы экипажа и судна в целом», — отмечает директор филиала FESCO во Владивостоке Игорь Шарков.

По его словам, FESCO не смогла доставить свой экипаж для приемки нового судна в порту Сингапура, в результате компания вынуждена была понести дополнительные расходы для найма моряков со стороны компании-продавца.

«На сегодняшний день проблема коснулась не только российских судовладельцев, она вышла на уровень, требующий вмешательства со стороны Международной морской организации», — заявляет Игорь Шарков.

Сильных сложностей, связанных с карантином, все дальневосточные представители отрасли не испытали, есть те, кто работает в прежнем режиме. Так директор судоходной компании «ПТР», базирующейся на Камчатке, Евгений Григорьев отмечает, что смена экипажей в их компании пока не намечается.

«Весь наш флот сейчас находится в море и поэтому мы с подобными проблемами не сталкивались. Необходимости в смене экипажа мы тоже не испытываем. Все коммуникации заграницей происходят дистанционно, а члены команды при необходимости работают в защитных костюмах», — отметил Евгений Григорьев.

Нашлись даже плюсы в нынешней ситуации — благодаря валютным колебаниям судовладельцы, работающие с экспортом, стали больше зарабатывать. Все расчеты с иностранными контрагентами ведутся в валюте, поэтому рост доллара отрасли — на руку.


БЕСКОНЕЧНЫЙ РЕЙС

Старший помощник капитана Константин Морев, сейчас находится в составе команды судна, зафрахтованного колумбийской компанией для перевозки груза в Венесуэлу. В связи с пандемией, судовладелец продлил контракт с экипажем еще на четыре месяца.

«Конечно, в какой-то степени нелегко от того, что я не могу вернуться домой во Владивосток. Но, у меня есть возможность заработать больше, ей стоит воспользоваться особенно сейчас в кризис. Знаю, что сейчас немецкие судовладельцы продлевают контракты до 14 месяцев», — рассказал помощник капитана.



Он также отметил, что те, кто остался на берегу и не смог смениться, оказались в трудном положении.

«Некоторые члены комсостава получают выплаты от крупных компаний и имеют постоянные контракты. Но, сейчас их могут лишить этих выплат в связи с форс-мажорными обстоятельствами. Когда эти люди получат работу, не может сказать ни государство, ни судовладельцы, вообще никто. Моряк — очень уязвимая и незащищенная профессия », — отметил Константин Морев.

По его словам, сильнее всего пострадали моряки, которые работают на танкерах и пассажирских судах. Под ударом оказались и суда, перевозящие автомобили — покупательский спрос машины сильно снизился, такой объем перевозок сейчас не нужен. В прежнем режиме работают рефрижераторы, которые перевозят продукты питания, а еда всегда востребована, даже в кризис.

 

ГОД ДО ВОЗВРАЩЕНИЯ ДОМОЙ

Заместитель директора по флоту компании «Гудзон» Олег Аникин объяснил, как изменяться условия трудовых договоров моряков, которые не могут смениться в ближайшие месяцы.

«Все контракты сейчас продлеваются согласно международной морской конвенции. Согласно этому документу в связи с эпидемиологической ситуацией рейс может продлиться на четыре-шесть месяцев. Поэтому сейчас контракты автоматически продлеваются сроком до 11 месяцев», — объяснил представитель судоходной компании.   

Судовой агент компании «Интеррыбфлот» Петр Костянов рассказал, что теперь все судоходные компании обязаны следовать предписаниям Роспотребнадзора.

«Если происходит смена экипажа, то людям выдается предписание о том, что они обязаны пробыть на карантине по месту жительства две недели. Это касается всех тех, кто прилетел из заграницы», — отметил специалист.

По его словам, из-за сложной эпидемиологической ситуации сейчас на каждом судне назначается ответственный за медицину из числа плавсостава. Он следит за здоровьем экипажа и составляет термометрию команды. Если на судне находится работник, у которого подозревают коронавирус, его изолируют от других членов экипажа. Информацию об инфицированном передают в отдел мореплавания судоходной компании, а заболевшего отдают на лечение в ближайшем порту.

«Сейчас действительно такая ситуация, что тысячи людей не могут смениться и улететь к себе домой. Особенно напряженная обстановка в самых очаговых странах — США, Канаде, Италии. Человек просто не может сойти на берег отправится в аэропорт и улететь. Стоит буквально на минуту ступить на берег, работники порта сразу же требуют, чтобы он вернулся на борт и тут же проводят дезинфекцию. Однако вся работа идет в штатном режиме. Никто не может запретить отход и приход судна. Порт — это крупная транспортная артерия, там проходит огромное количество судов и все это невозможно остановить», — добавляет Петр Костянов.

Сотрудник компании «Гудзон» отмечает, суда продолжают ходить на международные направления — в Южную Корею, Японию, Китай. Однако из-за того, что члены команды не могут сойти на берег, все рабочие вопросы с представителями иностранных компаний и ведомств решаются дистанционно. При этом проблем с разгрузкой в иностранных портах у дальневосточников не возникает.

«В иностранных портах — Даляне, Пусане, Сингапуре для иностранных моряков существует запрет схода на берег. При этом китайские порты были открыты даже тогда, когда страна была полностью закрыта на карантин. Но, мы возим рыбу, а это продукт питания, к тому же скоропортящийся, поэтому проблем с выгрузкой у нас никогда не было», — заключил специалист.   

14 августа: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика