Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Коррупция по-японски

Коррупция по-японски

Святослав Полхов

Кандидат исторических наук, научный сотрудник института востоковедения РАН

Святослав Полхов, Кандидат исторических наук, научный сотрудник института востоковедения РАН:

- По индексу восприятия коррупции Япония в 2009 году находилась на 18 месте (в 2013 году - там же), США - 24 (19), Россия – 154 (127). Основные международные соглашения по борьбе с коррупцией Япония подписала, но одно из них – Конвенцию ООН по противодействию коррупции до сих пор не ратифицировала.

После революции Мэйдзи (3-я четверть 19 века) японская социально-политическая система перестраивается на западный манер. Проблема коррупции оформляется четче.

По моему мнению, в современной Японии, начиная с послевоенного периода, условиями, которые порождают коррупцию, являются, во-первых, ведущая (направляющая) роль государства в экономике, во-вторых, особенности государственной службы в Японии (чему посвящено немало трудов в отечественной японистике), в-третьих, особенности политической борьбы и ход избирательных кампаний, а также монопольное пребывание у власти Либерально-Демократической Партии (1955-1993), что привело к выстраиванию особых отношений депутатов этой партии с бизнесменами и чиновниками.

Начнем с ведущей роли государства в экономике – вопроса, подробно исследованного в отечественной и зарубежной японистике. Послевоенное восстановление Японии и японское экономическое чудо произошли при непосредственном направляющем участии государства. Оно во многих случаях действовало даже не с помощью законов, а с помощью неформального руководства и/или вмешательства. Характерная особенность этого вмешательства – выдача большого количества разрешений и лицензий, в связи с чем бизнес оказывается очень зависимым от государства. До девяностых годов двадцатого века чиновники влияли на бизнес не с помощью письменных приказов, а с помощью устных директив, и это являлось распространенной практикой, что и вело к складыванию особых отношений между бизнесменами и чиновниками. Таким образом формировалась спайка бюрократии и бизнеса.

Японская система госслужбы подразумевает медленное продвижение по карьерной лестнице и довольно ранний уход на пенсию – примерно в 50 лет. Обычно говорят, что это еще один из факторов коррупции. Ранний уход со службы подразумевает устройство в другом месте после окончания карьеры. Поэтому чиновники завязывают отношения с руководством курируемых ими фирм, которые затем пристраивают их на хорошие места – советников или заместителей руководителей.

Этот переход с госслужбы на работу в частных компаниях называется «амакудари». Дословный перевод – «сошествие с небес». Под небесами подразумевается государственная служба. Некоторые специалисты считают, что эта система наоборот защищает от коррупции – будущий переход заставляет чиновника вести себя сдержанно и в соответствии с законами. Прочие эксперты называют это питательной почвой для коррупции. До недавнего времени этот переход не рассматривался как негативное явление, так как уровень зарплат государственных служащих на 30-50% ниже, чем работников частных компаний, и, соответственно, «амакудари» рассматривается как справедливое вознаграждение за тяготы службы.

В Японии проведение избирательной кампании, естественно, процесс затратный, что подводит базу под создание особых отношений между кандидатами на мандат в парламенте и частным бизнесом или даже якудза (японской мафией). Победивший кандидат в знак благодарности вознаграждает компании-спонсоры различными способами – например, давлением на чиновников с целью получения выгодных заказов для компании, которая спонсировала его избрание. И это напрямую связано с предыдущим тезисом о влиянии государства на экономику, что вкупе и создает почву для коррупции.

Сговор между претендентами на тот или иной заказ и чиновниками – обычное дело. Возникают так называемые «железные треугольники» – бюрократии, политиков и частных предпринимателей. И эта система была создана как раз во время доминирования Либерально-демократической партии на политической арене.

Формы взяток – это, как правило, «откаты»; есть практика дачи взяток также не в виде денежных подношений, а в виде предоставления членства в элитных клубах, оплаты визитов в дорогие рестораны и бары и других услуг.

Способы борьбы с коррупцией в Японии следующие. Первый - ограничение «амакудари» (во время правления премьер-министра Синдзо Абэ был принят закон, ограничивающий этот процесс, хотя запрет обходят, устраиваясь в околоправительственные фонды, а затем переходя в частный бизнес), второй - контроль над всеми расходами более 100 долларов или 10000 иен в ходе избирательных кампаний (с 2008 года) – документы о всех расходах, превышающих данную сумму должны передаваться в контролирующие органы, а о расходах ниже этого порога – сохраняться и быть предъявлены по первому требованию.

Также с целью создания антикоррупционной прозрачности в 2001 году был принят закон о раскрытии информации, гарантирующий гражданам доступ к данным, имеющимся у правительственных учреждений. Аппеляцию на действия чиновников может подать любой гражданин, если правительство или учреждение откажется обнародовать запрошенные данные. Потребовать раскрытия информации может и гражданин другого государства. Тем не менее есть информация, которую даже в соответствии с этим законом публиковать запрещается.

Коррупционные нарушения закона ведут к санкциям по отношению как к предоставляющей, так и к получающей пожертвование сторонам. Это касается и посредников. Наказание за злоупотребление полномочиями – тюремный срок до двух лет. За ложное обвинение также следует наказание.

Все коррупционные скандалы в Японии очень влияют на политическую борьбу. Частое появление коррупционных скандалов в прессе – реальный признак того, что с коррупцией ведется достаточно эффективная борьба. Политики и бюрократы, запятнавшие себя коррупцией, расплачиваются как минимум авторитетом и своими постами. Тем не менее, это не означает, что уровень коррупции высок, а указывает именно на эффективность.

Автор: кандидат исторических наук, научный сотрудник института востоковедения РАН Святослав Полхов.

Материал подготовлен на основе отчета с круглого стола ГУ-ВШЭ «Опыт Японии в борьбе с коррупцией. Что важнее, личное обогащение или доброе имя?»