Святослав Полхов, Кандидат исторических наук, научный сотрудник института востоковедения РАН:
- По индексу восприятия коррупции Япония в 2009 году находилась на 18 месте (в 2013 году - там же), США - 24 (19), Россия – 154 (127). Основные международные соглашения по борьбе с коррупцией Япония подписала, но одно из них – Конвенцию ООН по противодействию коррупции до сих пор не ратифицировала.
После революции Мэйдзи (3-я четверть 19 века) японская социально-политическая система перестраивается на западный манер. Проблема коррупции оформляется четче.
Начнем с ведущей роли государства в экономике – вопроса, подробно исследованного в отечественной и зарубежной японистике. Послевоенное восстановление Японии и японское экономическое чудо произошли при непосредственном направляющем участии государства. Оно во многих случаях действовало даже не с помощью законов, а с помощью неформального руководства и/или вмешательства. Характерная особенность этого вмешательства – выдача большого количества разрешений и лицензий, в связи с чем бизнес оказывается очень зависимым от государства. До девяностых годов двадцатого века чиновники влияли на бизнес не с помощью письменных приказов, а с помощью устных директив, и это являлось распространенной практикой, что и вело к складыванию особых отношений между бизнесменами и чиновниками. Таким образом формировалась спайка бюрократии и бизнеса.
Японская система госслужбы подразумевает медленное продвижение по карьерной лестнице и довольно ранний уход на пенсию – примерно в 50 лет. Обычно говорят, что это еще один из факторов коррупции. Ранний уход со службы подразумевает устройство в другом месте после окончания карьеры. Поэтому чиновники завязывают отношения с руководством курируемых ими фирм, которые затем пристраивают их на хорошие места – советников или заместителей руководителей.
В Японии проведение избирательной кампании, естественно, процесс затратный, что подводит базу под создание особых отношений между кандидатами на мандат в парламенте и частным бизнесом или даже якудза (японской мафией). Победивший кандидат в знак благодарности вознаграждает компании-спонсоры различными способами – например, давлением на чиновников с целью получения выгодных заказов для компании, которая спонсировала его избрание. И это напрямую связано с предыдущим тезисом о влиянии государства на экономику, что вкупе и создает почву для коррупции.
Сговор между претендентами на тот или иной заказ и чиновниками – обычное дело. Возникают так называемые «железные треугольники» – бюрократии, политиков и частных предпринимателей. И эта система была создана как раз во время доминирования Либерально-демократической партии на политической арене.
Формы взяток – это, как правило, «откаты»; есть практика дачи взяток также не в виде денежных подношений, а в виде предоставления членства в элитных клубах, оплаты визитов в дорогие рестораны и бары и других услуг.
Также с целью создания антикоррупционной прозрачности в 2001 году был принят закон о раскрытии информации, гарантирующий гражданам доступ к данным, имеющимся у правительственных учреждений. Аппеляцию на действия чиновников может подать любой гражданин, если правительство или учреждение откажется обнародовать запрошенные данные. Потребовать раскрытия информации может и гражданин другого государства. Тем не менее есть информация, которую даже в соответствии с этим законом публиковать запрещается.
Коррупционные нарушения закона ведут к санкциям по отношению как к предоставляющей, так и к получающей пожертвование сторонам. Это касается и посредников. Наказание за злоупотребление полномочиями – тюремный срок до двух лет. За ложное обвинение также следует наказание.
Все коррупционные скандалы в Японии очень влияют на политическую борьбу. Частое появление коррупционных скандалов в прессе – реальный признак того, что с коррупцией ведется достаточно эффективная борьба. Политики и бюрократы, запятнавшие себя коррупцией, расплачиваются как минимум авторитетом и своими постами. Тем не менее, это не означает, что уровень коррупции высок, а указывает именно на эффективность.
Автор: кандидат исторических наук, научный сотрудник института востоковедения РАН Святослав Полхов.
Материал подготовлен на основе отчета с круглого стола ГУ-ВШЭ «Опыт Японии в борьбе с коррупцией. Что важнее, личное обогащение или доброе имя?»