Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Корветы на срыве

Что сейчас мешает АСЗ укладываться в графики сдачи кораблей для Минобороны

Корветы на срыве
Фото: Дмитрий Щербаков

Сегодня заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, посетив ПАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ, контролируется «Объединенной судостроительной корпорацией»), раскритиковал предприятие за срыв графиков сдачи строящихся корветов проекта 20380. «К сожалению, у нас много претензий к этому заводу, потому что на два года уже сорван график сдачи первого корвета»,— процитировал «Интерфакс» заместителя министра. 

Впрочем, работы задерживают объективные причины, признал Юрий Борисов, которые «неоднократно обсуждались» с руководством Минпромторга РФ и ОСК. Основания задержек высокопоставленный военный не раскрыл. Но выразил надежду на то, что АСЗ «сумеет войти в намеченные графики и сохранит должный ритм работы», обеспечив сдачу корветов с первого по четвертый в 2017–2020 годах.   

Справка EastRussia. АСЗ строит для Минобороны четыре корвета проекта 20380. «Совершенный» (заводской номер 2101), заложенный еще в 2006 году, спущен на воду в 2015-м и сейчас проходит сдаточные испытания в Приморье. Причиной задержки строительства были изначально невыполнимые параметры заказа по цене, которые согласился взять на себя завод — затем контракты пришлось корректировать, повышая стоимость работ. Второй корвет серии «Громкий» (2102) еще на верфях. Летом 2015 года АСЗ получил контракты на еще два корвета: «Герой РФ Алдар Цыденжапов» (2103) и «Резкий» (2104). Оба также уже заложены. 

Хабаровский губернатор Вячеслав Шпорт сообщил, что план разрешения ситуации — это «план нагона графиков, которые утверждены». У завода по-прежнему сложное финансовое состояние, признал глава региона, хотя Минобороны и осуществляет беспрецедентное авансирование работ по гособоронзаказу — предоплата составляет 80% от стоимости. «Процесс наладился, цены сегодня правильные на надводные и подводные корабли. Но издержки прошлого года тянут. В чем задача сейчас правительства? Помочь. И мы помогаем, освобождаем, например, завод от налога на имущество»,— сказал губернатор. 

Однако главная проблема АСЗ — в отсутствии обещанной в конце прошлого года докапитализации со стороны «материнской» компании. Ранее заявлялось, что предприятие ждет два транша на общую сумму 7 млрд руб. Убыток АСЗ только по итогам 9 месяцев прошлого года — более 2 млрд руб. Господин Шпорт признал, что власти края обратились в Минпромторг РФ и ОСК с просьбой выполнить «те решения по заводу, которые были приняты ранее, в конце прошлого года». «Думаю, мы все равно найдем решение, как докапитализировать предприятие в тех объемах, которые были согласованы. Это главное»,— уточнил он. 

Прошлой осенью АСЗ попытался разместить по открытой подписке дополнительный выпуск 600 тыс. обыкновенных акций по 1021 руб. каждая. Это могло принести предприятию до 612,6 млн руб. Но действующие акционеры, крупнейшим из которых является ОСК, выкупили чуть более одной акции, следует из эмиссионных документов ПАО.