Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Coach, trainer, consultant ...

A guide to helping business professions

Coach, psychologist, trainer, consultant, mentor - in these newfangled professions you will get confused today! Many of these names today sound like abusive ones. So what's the difference? And is she there? Who is hiding behind these specialties? Let's figure it out.

Coach, trainer, consultant ...
Photo Shoot: Austin Distel on Unsplash

Olga Zbarskaya

business coach, social psychologist

But first, a joke.

The postman delivers telegrams. Ringing the doorbell of one apartment. A 10-year-old boy, in a red silk robe, opens it to him, a glass of whiskey in one hand, a Playboy in the other, and a Cuban cigar in his mouth. The taken aback postman asks:
-And ... are your parents at home?
Kid:
- And what do you think?

So, in my opinion, this question is a coaching one. There is such a technique in the arsenal of a business trainer - to return a question to the participant, and if the participant does not cope, then ask the whole group. How it works? What people have generated themselves - is appropriated by them more firmly than if someone, even the most authoritative, tells them it.

But if the kid would say:

- Why does it bother you? - the question would turn out to be psychotherapeutic. Once my teacher in psychotherapy told us about psychotherapeutic tactlessness - and so, this is the same “tactless” question from which you can push off and help the client to understand a lot about himself.

The third option:

- And what will my answer give you? - This is a coaching question, because it helps to realize the importance of what is happening here and now, to better understand your own intentions and the vector of movement.

Next.

- Let's figure out what to do if the parents are at home and if they are not. And at the same time - if only one of the parents is at home ... - this is no longer a question, but the replica could belong to a business consultant.

And finally:

- Think: do your actions really have to depend on such conventions as parents at home? Is a question a mentor might ask - guru, mentor and inspirer of your movement towards life goals.


The first thing to understand is that all these specialists are representatives of the so-called helping professions (in some sources you can still find the definition of "helpers"). All of these specialists help people in their development - but in different ways.

 

Business trainer (or just a coach, if it is clear from the context that this is NOT about sports) is a specialist in adult education. The task of a business coach is to help working people develop and improve their professional skills.

The main teaching method used for adult education is business training. It contains up to 80% of the practice.

How so? - you ask. After all, training is primarily knowledge, how can you get it through practice?


The task of a business coach is to help working people develop and improve their professional skills.

The fact is that business training as a training format appeared for those who already have work experience. At the same time, theoretical concepts can be mastered precisely through practical activities and analysis of real and play experience: group discussions, games and exercises, etc. By the way, no one forbids mini-lectures in the training either. After all, we have 20% left to master the theory. The main thing is for this theory to be as applied as possible.

The choice of training as the main format of adult education is dictated by the need to get a real practical result in a short time: so that the specialist returns to the workplace and immediately begins to use what he has learned in his work. However, any business coach can conduct a simple lecture, a seminar, a webinar, and a master class ...

There is a misconception that a business coach is someone who teaches how to run a business. This is only partly true: there are trainers specializing in the topic of entrepreneurship. But a business coach can teach working adults on other topics as well: management skills, change management, negotiations, sales techniques, marketing ... Today, training in a training format can be developed and delivered on any topic that is relevant for a particular company.

Does the trainer have to be an expert practitioner in the topic they teach? For many years, there have been fierce debates in the coaching community on this issue. It is believed that it is more important for the trainer to be a specialist in adult education than in the topic of training. It’s not about the lack of knowledge at all, but about the fact that you may not have serious practical experience. Knowledge is just important - the value of a coach's work is that he is able to select from large layers of information the most necessary for these participants and conduct concentrated training with practical activities.

In my experience, it is the practicing trainers that are highly valued by the participants. This creates more trust between the trainer and the group, which means that the training will be more effective.

Do you need a coach as a full-time business unit? It all depends on the real need for training: if the company is growing, or if there is a serious turnover in it (and therefore, regular staff training), if it has its own unique technologies and a special product, training is needed. For the time being, the role of a coach can be assumed by a manager or an experienced specialist, but with the growth of the company, the question of a special employee will arise anyway.

If the need for training is irregular and rare, it is more expedient to invite an external specialist.

Coach - this is a separate profession (you may be familiar with the word "coach", but today it is outdated). A coach is not a trainer, although many trainers now have the qualifications of a coach: this helps to expand the "repertoire" of professional technologies.

So who is a coach?

We will start from the word "coaching", which is defined by the founder of the method, Timothy Golvey, as "the art of creating, through conversation and behavior, an environment that facilitates the movement of a person towards the desired goals, so that it brings satisfaction."

Coaching as a method of helping people has taken a lot from psychology and psychotherapy: for example, a coach works as a force of relationships as a psychotherapist, work is carried out through conversation and lasts longer than a single session if serious changes are important. But if a psychotherapist and especially a psychologist can put forward their concepts regarding your problems, give advice or recommendations, homework, determine a strategy in working with you, then the coach position implies complete non-directiveness and following the client. One of the main ideas of coaching is that no one knows better than a person about his goals and objectives and that a person has all the resources to achieve the goal - and the coach's task is to help discover these resources.


The coach's task is to find the resources necessary for a person to achieve a goal.

Coaches are often described as “the one who asks the uncomfortable questions”. Well, this is partly true. Only the question is rather not about "inconvenient" questions - but about those that you yourself would not ask yourself, due, for example, to a certain "corridor" of thinking or unconscious psychological defenses.

The value of a coach's work lies precisely in the fact that he asks strong questions that help you think about the situation and find the best solutions, as well as the ability to hear you qualitatively and deeply, including “between the lines” (at the level of sighs, facial expressions, intonations) - and highlight something important for you that you have not yet realized. People still often describe the essence of coaching with the words “think about someone” - and I really like this definition. A person needs a person - including for mental activity.

When does an organization need a coach? Most often, it is necessary for leaders and managers in a situation of rapid company growth, strategic changes, crises, new projects. It is needed by entrepreneurs - business ideologists. It is also needed by performers for whom it is important to achieve heights in their profession and make a career. In a word, we need it, where there is a goal-challenge.

 

Consultant Is an expert in a certain area, for example, finance, marketing, HR. A consultant is invited when there is a specific management task that the organization cannot cope with with existing resources.

As a rule, the role of consultants is played by practicing experts who, with their own hands and minds, carried out what they are consulting about: the introduction of certain accounting systems, the formation of effective teams, the implementation of changes, etc.


A consultant is an expert on a specific topic.

A consultant can work in two conceptually different formats: consulting a manager - or doing something instead of him. In the first case, the consultant holds a meeting or a series of meetings with the manager, at which he explains to him what and how to do, and accompanies his work in the process (less often, does not accompany him). In the second, it is introduced into the system of the organization for a certain time and itself does what is necessary. There are projects that sometimes require a whole team of consultants.

 

Mentor - this is someone who is quite close to the position of the consultant and at the same time is just as different from him. Also, a mentor is often compared to a mentor. But mentoring is broader than consulting and mentoring. If a consultant helps a manager to solve a certain management challenge, and a mentor helps a newcomer to form a certain, very specific skill, then the mentor has a more serious and large impact on his ward (who is usually called a mentor).

A mentor is a person with extensive and versatile life and professional experience, comprehensive expertise. People choose a mentor for themselves from those who for them are an example of professionalism in a wide framework, life, professional and career success. This is an important point: a mentor is chosen based on a high level of trust in this person, and the further work of the mentor and the mentor goes in tandem. The mentor's position, in addition to trust, assumes expertise and directiveness - the mentor knows how, gives instructions to the ward - and he strictly fulfills his tasks.


The mentor tells the ward how he can achieve his goal, introduces him to the right people or promotes these acquaintances, inspires him and supports him. This is a very broad social and professional role - and an important touch is that many mentors do not work for a fee, but pro bono - simply because they consider it important to help others and share their experience.

The institute of mentoring exists mainly not within the framework of organizations, but for people interested in development and success. But the idea is so good that mentoring as a system is gradually being introduced in companies.

 

Psychologist Is an expert on the inner world of a person: he is studying the functioning of our psyche and all its processes - for example, perception, memory, thinking, speech, etc.

A psychologist helps people cope with psychological problems and trauma, for example, burnout, divorce, loss of a loved one, communication and relational difficulties, interpersonal and intrapersonal conflicts, etc. Psychological consultation is, as a rule, a one-time, short work of a psychologist with a client: the client presents his problem, the psychologist clarifies it, diagnoses it and gives the client recommendations.



There is also such a profession as a psychologist-psychotherapist (now we are NOT talking about a specialist with a medical education). The work of a psychotherapist is aimed at serious, profound changes in a person and lasts a long time: months, or even years. At the same time, an important aspect of it is the relationship between the therapist and the client: the more trusting they are, the more successful the work is.

The therapist and the client meet at regular intervals and discuss what is happening with the client. A psychotherapist can be a psychologist trained in one of the methods of psychotherapy (for example, gestalt therapy, cognitive behavioral therapy, positive transcultural psychotherapy, etc.).

In our Russian practice, psychologists work in organizations mainly in personnel assessment departments. They carry out various kinds of diagnostics of candidates for vacancies and employees of the company, if career growth is expected.

In recent years, businesses have begun to take care of the internal resources of their employees and turn to specialists for psychological support for their employees. Back in the early 2000s, I myself was lucky enough to work in a company that had an agreement with a psychotherapy center, and any employee could turn there for help free of charge. For me, this was a great, inspiring example of how the business cares for its employees. An important aspect of such assistance is confidentiality: neither the content of the meetings with the psychotherapist, nor often even the names of those who applied are not known to the employer.

 

I wrote this review of helping professions because there is so much confusion in the market today.

First, it is often not clear who is which of the specialists and how he can be useful to the organization, its leaders and employees.

Secondly, sometimes those who are not called themselves psychologists and coaches. Psychology presupposes higher education or professional retraining in the relevant specialty; coaching - training in coaching according to the program accredited by ICF - International Coaching Federation. Many peers who consult on specific topics call themselves coaches. With all due respect, when it comes to the provision of industry-specific application information by an expert, this is no longer coaching. Inspirational speeches to huge halls from the stage are also neither business training nor coaching.

Thirdly, many specialists accumulate several helping competencies in their arsenal. For example, I know psychologists who received coaching training, and then increased their coaching education. I myself first qualified as a business coach, then as a coach, and then as a social psychologist. So don't be alarmed if the same specialist offers you different services. Nowadays, owning several professions is the norm.

 

September 22: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Коуч, тренер, консультант…

Гид по помогающим профессиям для бизнеса

Коуч, психолог, тренер, консультант, ментор – в этих новомодных профессиях сегодня запутаешься! Многие из этих названий сегодня и вовсе звучат как ругательные. Так в чем разница? И есть ли она? Кто скрывается за указанными специальностями? Давайте разбираться.

Коуч, тренер, консультант…
Фото: Austin Distel on Unsplash

Но для начала – анекдот.

Почтальон разносит телеграммы. Звонит в дверь одной квартиры. Открывает ему пацан лет 10 - в красном шелковом халате, в одной руке – стакан виски, в другой - "Плейбой", в зубах - кубинская сигара. Опешивший почтальон спрашивает:
-А… родители дома?
Пацан:
- А сам-то как думаешь?

Так вот, на мой взгляд, этот вопрос – тренерский. Есть в арсенале бизнес-тренера такой приём – вернуть вопрос участнику, а если участник не справляется, то задать его всей группе. Как это работает? То, что люди нагенерировали сами – присваивается ими прочнее, чем если им это скажет кто-то даже самый авторитетный.

А вот если пацан сказал бы:

- А почему тебя это беспокоит? – вопрос получился бы психотерапевтическим. Однажды мой учитель в психотерапии рассказал нам про психотерапевтическую бестактность – так вот, это тот самый «бестактный» вопрос, от которого можно оттолкнуться и помочь клиенту многое про себя понять.

Третий вариант:

- А что тебе даст мой ответ? – это вопрос коучинговый, потому что помогает осознать важность происходящего здесь и сейчас, лучше понять собственные намерения и вектор движения.

Далее.

- Давай разберемся, что делать и в случае, если родители дома, и если их нет. И заодно – если дома только кто-то один из родителей… — это уже не вопрос, но реплика могла бы принадлежать бизнес-консультанту.

И, наконец:

- Подумай: а точно ли твои действия должны зависеть от таких условностей, как родители дома? – это вопрос, который мог бы задать менторгуру, наставник и вдохновитель вашего движения к жизненным целям.


Первое, что следует понять: все эти специалисты – представители так называемых помогающих профессий (в некоторых источниках еще можно встретить определение «хелперы»). Все эти специалисты помогают людям в их развитии – но по-разному.

 

Бизнес-тренер (или просто тренер, если из контекста ясно, что речь НЕ о спорте) – это специалист по обучению взрослых. Задача бизнес-тренера – помочь работающим людям развить и усовершенствовать профессиональные навыки.

Основной метод обучения, применяемый для обучения взрослых, – бизнес-тренинг. В нём до 80% практики.

Как так? – спросите вы. Ведь обучение – это прежде всего знания, разве можно их получить через практику?


Задача бизнес-тренера – помочь работающим людям развить и усовершенствовать профессиональные навыки.

Дело в том, что бизнес-тренинг как формат обучения появился для тех, у кого уже есть опыт работы. И теоретические концепции при этом возможно осваивать именно через практические активности и анализ реального и игрового опыта: групповые дискуссии, игры и упражнения и т.п. Кстати, мини-лекции тоже никто не запрещает в тренинге. Ведь 20% для освоения теории у нас остается. Главное – чтобы эта теория была максимально прикладной.

Выбор тренинга как основного формата обучения взрослых продиктован необходимостью за короткое время получить реальный практический результат: чтобы специалист вернулся на рабочее место и сразу начал использовать изученное в работе. Впрочем, любой бизнес-тренер может провести и просто лекцию, и семинар, и вебинар, и мастер-класс…

Бытует ошибочное мнение, что бизнес-тренер – это тот, кто учит вести бизнес. Это лишь отчасти так: есть тренеры, специализирующиеся на теме предпринимательства. Но бизнес-тренер может обучать работающих взрослых и по другим темам: управленческое мастерство, управление изменениями, переговоры, техники продаж, маркетинг… Сегодня обучение в формате тренинга можно разработать и провести по любой теме, которая актуальна для конкретной компании.

Должен ли тренер быть экспертом-практиком в той теме, по которой ведет обучение? Долгие годы в тренерском сообществе ведутся ожесточенные споры по этому вопросу. Считается, что тренеру важнее быть специалистом в вопросах обучения взрослых, чем в теме тренинга. Речь не об отсутствии знаний вообще, а о том, что можно и не иметь серьезного практического опыта. Знания как раз важны – ценность работы тренера в том, что он умеет из больших пластов информации отобрать самую нужную именно для этих участников и провести концентрированное обучение с практическими активностями.

Мой опыт свидетельствует, что участники ценят именно тренеров-практиков. Это формирует больше доверия между тренером и группой – а значит, и обучение будет эффективнее.

Нужен ли тренер как штатная единица в бизнесе? Все зависит от реальной потребности в обучении: если компания растет, или если в ней наблюдается серьезная текучка (а значит, и регулярная подготовка кадров), если в ней существуют свои уникальные технологии и особенный продукт – обучение нужно. До поры до времени роль тренера может брать на себя руководитель или опытный специалист, но с ростом компании вопрос о специальном сотруднике встанет все равно.

Если же потребность в обучении нерегулярная и редкая – целесообразнее приглашать внешнего специалиста.

Коуч – это отдельная профессия (возможно, вам знакомо слово «коучер», но сегодня оно устарело). Коуч – это не тренер, хотя многие тренеры сейчас имеют и квалификацию коуча: это помогает расширить «репертуар» профессиональных технологий.

Так кто же такой коуч?

Отталкиваться будем от слова «коучинг», который определяется основателем метода Тимоти Голви как «искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение».

Коучинг как метод помощи людям многое взял из психологии и психотерапии: например, коуч так же работает силой отношений, как и психотерапевт, работа ведется при помощи беседы и длится дольше одиночной сессии, если важны серьезные изменения. Но если психотерапевт и особенно психолог могут выдвинуть свои концепции относительно ваших проблем, дать совет или рекомендацию, домашнее задание, определить стратегию в работе с вами – то коуч-позиция подразумевает полную недирективность и следование за клиентом. Одна из основных идей коучинга состоит в том, что лучше самого человека о его целях и задачах не знает никто и что все ресурсы для достижения цели у человека есть – а задача коуча помочь эти ресурсы обнаружить.


Задача коуча - обнаружить у человека ресурсы необходимые тому, для достижения цели.

Часто коуча описывают словами «тот, кто задает неудобные вопросы». Что ж, это отчасти так и есть. Только речь скорее не о «неудобных» вопросах – а о тех, которые бы вы сами себе не задали, в силу, например, определенного «коридора» мышления или неосознаваемых психологических защит.

Ценность работы коуча именно в том, что он задает сильные вопросы, помогающие вам обдумать ситуацию и найти наилучшие решения, а также в умении качественно и глубоко слышать вас, в том числе «между строк» (на уровне вздохов, мимики, интонаций) - и подсветить вам что-то важное, чего вы пока не осознали. Суть коучинга в народе еще часто описывают словами «подумать об кого-то» - и такое определение мне очень нравится. Человеку нужен человек – в том числе и для мыслительной деятельности.

В каких случаях организации нужен коуч? Чаще всего он необходим лидерам и управленцам, в ситуации бурного роста компании, стратегических изменений, кризисов, новых проектов. Он нужен предпринимателям — идеологам бизнеса. Он нужен также и исполнителям, которым важно достичь высот в своей профессии и сделать карьеру. Словом, он нужен нам, где есть цель-вызов.

 

Консультант – это эксперт в определенной сфере, например, финансы, маркетинг, HR. Консультанта приглашают, когда есть определенная управленческая задача, с которой существующими ресурсами организация не справляется.

Как правило, в роли консультантов выступают эксперты-практики, которые своими руками и умами осуществляли то, о чём консультируют: внедрение определенных систем учета, образование эффективных команд, проведение изменений и т.п.


Консультант - эксперт по конкретной тематике.

Консультант может работать в двух концептуально разных форматах: консультировать управленца - или же делать что-то вместо него. В первом случае консультант проводит встречу или серию встреч с управленцем, на которых объясняет ему, что и как необходимо сделать, и сопровождает его работу в процессе (реже – не сопровождает). Во втором – внедряется в систему организации на определенное время и сам выполняет то, что необходимо. Проекты бывают такие, что иногда требуется и целая команда консультантов.

 

Ментор – это тот, кто довольно близко стоит к позиции консультанта и при этом столь же сильно отличается от него. Также часто ментора сравнивают с наставником. Но менторство шире и консалтинга, и наставничества. Если консультант помогает управленцу решить определенный управленческий челлендж, а наставник помогает новичку сформировать определенный, очень конкретный навык – то ментор серьезнее и масштабнее влияет на своего подопечного (которого принято называть менти).

Ментор – это человек, обладающий обширным и разносторонним жизненным и профессиональным опытом, комплексной экспертизой. Люди выбирают себе ментора из тех, кто для них является образцом профессионализма в широкой рамке, жизненного, профессионального и карьерного успеха. Это важный момент: ментора выбирают, основываясь на высоком уровне доверия к этому человеку, и дальнейшая работа ментора и менти идет в тандеме. Позиция ментора, помимо доверия, предполагает экспертность и директивность – ментор знает как, дает указания подопечному – и тот строго выполняет его задания.


Ментор подсказывает подопечному, как тот может достичь своей цели, знакомит его с нужными людьми или способствует этим знакомствам, вдохновляет его и поддерживает. Это очень широкая социально-профессиональная роль – и важным штрихом является то, что многие менторы работают не за гонорар, а pro bono – просто потому, что считают важным помогать другим, делиться своим опытом.

Институт менторства существует в основном не в рамках организаций, а для заинтересованных в развитии и успехе людей. Но идея настолько хороша, что менторство как систему понемногу начинают внедрять в компаниях.

 

Психолог – это эксперт по внутреннему миру человека: он занимается изучением функционирования нашей психики и всех ее процессов – например, восприятия, памяти, мышления, речи и т.д.

Психолог помогает людям справиться с психологическими проблемами и травмами, например, выгорание, развод, утрата близкого человека, коммуникативные и отношенческие сложности, межличностные и внутриличностные конфликты и т.п. Психологическая консультация – это, как правило, разовая, короткая работа психолога с клиентом: клиент излагает свою проблему, психолог ее уточняет, диагностирует и дает клиенту рекомендации.



Существует еще такая профессия как психолог-психотерапевт (сейчас речь НЕ о специалисте с медицинским образованием). Работа психотерапевта нацелена на серьезные, глубинные изменения в человеке и длится долго: месяцами, а то и годами. При этом важным ее аспектом являются отношения психотерапевта с клиентом: чем они доверительнее, тем работа успешнее.

Психотерапевт и клиент встречаются с определенной периодичностью и обсуждают то, что происходит с клиентом. Психотерапевтом может выступать психолог, получивший образование в одном из методов психотерапии (например, гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия, позитивная транскультуральная психотерапия и т.д.).

В нашей российской практике психологи работают в организациях в основном в отделах оценки персонала. Они проводят разного рода диагностику кандидатов на вакансии и сотрудников компании, если предполагается карьерный рост.

В последние годы бизнес стал проявлять заботу о внутреннем ресурсе своих сотрудников и обращаться к специалистам за психологической поддержкой для своих сотрудников. Мне самой еще в начале 2000-х посчастливилось работать в компании, у которой был договор с психотерапевтическим центром, и любой сотрудник бесплатно для себя мог обратиться туда за помощью. Для меня это было отличным, вдохновляющим примером заботы бизнеса о своих сотрудниках. Важным аспектом такой помощи является конфиденциальность: ни содержание встреч с психотерапевтом, ни часто даже имена обратившихся не становятся известны работодателю.

 

Этот обзор по помогающим профессиям я написала потому, что сегодня на рынке существует огромная путаница.

Во-первых, часто непонятно, кто есть кто из специалистов и чем он может быть полезен организации, ее лидерам и сотрудникам.

Во-вторых, иногда психологами и коучами называют себя те, кто таковыми не является. Психология предполагает высшее образование или проф.переподготовку в соответствующей специальности; коучинг – обучение коучингу по программе, аккредитованной ICF - Международной Федерацией коучинга. Многие коллеги, консультирующие по определенным темам, называют себя коучами. Со всем уважением, если речь идет о предоставлении экспертом отраслевой прикладной информации, то это уже не коучинг. Вдохновляющие речи на огромные залы со сцены тоже не являются ни бизнес-тренингами, ни коучингом.

Во-третьих, многие специалисты накапливают в своем арсенале несколько помогающих компетенций. К примеру, знаю психологов, которые получили тренерскую подготовку, а затем прирастили еще и коучинговое образование. Я сама сначала получила квалификацию бизнес-тренера, затем - коуча, а затем – социального психолога. Так что не пугайтесь, если один и тот же специалист предлагает вам разные услуги. В наше время владеть несколькими профессиями – это норма.

 

31 июля: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика