Поделиться
Коуч, тренер, консультант…
Поделиться

Гид по помогающим профессиям для бизнеса

Коуч, психолог, тренер, консультант, ментор – в этих новомодных профессиях сегодня запутаешься! Многие из этих названий сегодня и вовсе звучат как ругательные. Так в чем разница? И есть ли она? Кто скрывается за указанными специальностями? Давайте разбираться.

Но для начала – анекдот.

Почтальон разносит телеграммы. Звонит в дверь одной квартиры. Открывает ему пацан лет 10 - в красном шелковом халате, в одной руке – стакан виски, в другой - "Плейбой", в зубах - кубинская сигара. Опешивший почтальон спрашивает:
-А… родители дома?
Пацан:
- А сам-то как думаешь?

Так вот, на мой взгляд, этот вопрос – тренерский. Есть в арсенале бизнес-тренера такой приём – вернуть вопрос участнику, а если участник не справляется, то задать его всей группе. Как это работает? То, что люди нагенерировали сами – присваивается ими прочнее, чем если им это скажет кто-то даже самый авторитетный.

А вот если пацан сказал бы:

- А почему тебя это беспокоит? – вопрос получился бы психотерапевтическим. Однажды мой учитель в психотерапии рассказал нам про психотерапевтическую бестактность – так вот, это тот самый «бестактный» вопрос, от которого можно оттолкнуться и помочь клиенту многое про себя понять.

Третий вариант:

- А что тебе даст мой ответ? – это вопрос коучинговый, потому что помогает осознать важность происходящего здесь и сейчас, лучше понять собственные намерения и вектор движения.

Далее.

- Давай разберемся, что делать и в случае, если родители дома, и если их нет. И заодно – если дома только кто-то один из родителей… — это уже не вопрос, но реплика могла бы принадлежать бизнес-консультанту.

И, наконец:

- Подумай: а точно ли твои действия должны зависеть от таких условностей, как родители дома? – это вопрос, который мог бы задать менторгуру, наставник и вдохновитель вашего движения к жизненным целям.


Первое, что следует понять: все эти специалисты – представители так называемых помогающих профессий (в некоторых источниках еще можно встретить определение «хелперы»). Все эти специалисты помогают людям в их развитии – но по-разному.

 

Бизнес-тренер (или просто тренер, если из контекста ясно, что речь НЕ о спорте) – это специалист по обучению взрослых. Задача бизнес-тренера – помочь работающим людям развить и усовершенствовать профессиональные навыки.

Основной метод обучения, применяемый для обучения взрослых, – бизнес-тренинг. В нём до 80% практики.

Как так? – спросите вы. Ведь обучение – это прежде всего знания, разве можно их получить через практику?


Задача бизнес-тренера – помочь работающим людям развить и усовершенствовать профессиональные навыки.

Дело в том, что бизнес-тренинг как формат обучения появился для тех, у кого уже есть опыт работы. И теоретические концепции при этом возможно осваивать именно через практические активности и анализ реального и игрового опыта: групповые дискуссии, игры и упражнения и т.п. Кстати, мини-лекции тоже никто не запрещает в тренинге. Ведь 20% для освоения теории у нас остается. Главное – чтобы эта теория была максимально прикладной.

Выбор тренинга как основного формата обучения взрослых продиктован необходимостью за короткое время получить реальный практический результат: чтобы специалист вернулся на рабочее место и сразу начал использовать изученное в работе. Впрочем, любой бизнес-тренер может провести и просто лекцию, и семинар, и вебинар, и мастер-класс…

Бытует ошибочное мнение, что бизнес-тренер – это тот, кто учит вести бизнес. Это лишь отчасти так: есть тренеры, специализирующиеся на теме предпринимательства. Но бизнес-тренер может обучать работающих взрослых и по другим темам: управленческое мастерство, управление изменениями, переговоры, техники продаж, маркетинг… Сегодня обучение в формате тренинга можно разработать и провести по любой теме, которая актуальна для конкретной компании.

Должен ли тренер быть экспертом-практиком в той теме, по которой ведет обучение? Долгие годы в тренерском сообществе ведутся ожесточенные споры по этому вопросу. Считается, что тренеру важнее быть специалистом в вопросах обучения взрослых, чем в теме тренинга. Речь не об отсутствии знаний вообще, а о том, что можно и не иметь серьезного практического опыта. Знания как раз важны – ценность работы тренера в том, что он умеет из больших пластов информации отобрать самую нужную именно для этих участников и провести концентрированное обучение с практическими активностями.

Мой опыт свидетельствует, что участники ценят именно тренеров-практиков. Это формирует больше доверия между тренером и группой – а значит, и обучение будет эффективнее.

Нужен ли тренер как штатная единица в бизнесе? Все зависит от реальной потребности в обучении: если компания растет, или если в ней наблюдается серьезная текучка (а значит, и регулярная подготовка кадров), если в ней существуют свои уникальные технологии и особенный продукт – обучение нужно. До поры до времени роль тренера может брать на себя руководитель или опытный специалист, но с ростом компании вопрос о специальном сотруднике встанет все равно.

Если же потребность в обучении нерегулярная и редкая – целесообразнее приглашать внешнего специалиста.

Коуч – это отдельная профессия (возможно, вам знакомо слово «коучер», но сегодня оно устарело). Коуч – это не тренер, хотя многие тренеры сейчас имеют и квалификацию коуча: это помогает расширить «репертуар» профессиональных технологий.

Так кто же такой коуч?

Отталкиваться будем от слова «коучинг», который определяется основателем метода Тимоти Голви как «искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение».

Коучинг как метод помощи людям многое взял из психологии и психотерапии: например, коуч так же работает силой отношений, как и психотерапевт, работа ведется при помощи беседы и длится дольше одиночной сессии, если важны серьезные изменения. Но если психотерапевт и особенно психолог могут выдвинуть свои концепции относительно ваших проблем, дать совет или рекомендацию, домашнее задание, определить стратегию в работе с вами – то коуч-позиция подразумевает полную недирективность и следование за клиентом. Одна из основных идей коучинга состоит в том, что лучше самого человека о его целях и задачах не знает никто и что все ресурсы для достижения цели у человека есть – а задача коуча помочь эти ресурсы обнаружить.


Задача коуча - обнаружить у человека ресурсы необходимые тому, для достижения цели.

Часто коуча описывают словами «тот, кто задает неудобные вопросы». Что ж, это отчасти так и есть. Только речь скорее не о «неудобных» вопросах – а о тех, которые бы вы сами себе не задали, в силу, например, определенного «коридора» мышления или неосознаваемых психологических защит.

Ценность работы коуча именно в том, что он задает сильные вопросы, помогающие вам обдумать ситуацию и найти наилучшие решения, а также в умении качественно и глубоко слышать вас, в том числе «между строк» (на уровне вздохов, мимики, интонаций) - и подсветить вам что-то важное, чего вы пока не осознали. Суть коучинга в народе еще часто описывают словами «подумать об кого-то» - и такое определение мне очень нравится. Человеку нужен человек – в том числе и для мыслительной деятельности.

В каких случаях организации нужен коуч? Чаще всего он необходим лидерам и управленцам, в ситуации бурного роста компании, стратегических изменений, кризисов, новых проектов. Он нужен предпринимателям — идеологам бизнеса. Он нужен также и исполнителям, которым важно достичь высот в своей профессии и сделать карьеру. Словом, он нужен нам, где есть цель-вызов.

 

Консультант – это эксперт в определенной сфере, например, финансы, маркетинг, HR. Консультанта приглашают, когда есть определенная управленческая задача, с которой существующими ресурсами организация не справляется.

Как правило, в роли консультантов выступают эксперты-практики, которые своими руками и умами осуществляли то, о чём консультируют: внедрение определенных систем учета, образование эффективных команд, проведение изменений и т.п.


Консультант - эксперт по конкретной тематике.

Консультант может работать в двух концептуально разных форматах: консультировать управленца - или же делать что-то вместо него. В первом случае консультант проводит встречу или серию встреч с управленцем, на которых объясняет ему, что и как необходимо сделать, и сопровождает его работу в процессе (реже – не сопровождает). Во втором – внедряется в систему организации на определенное время и сам выполняет то, что необходимо. Проекты бывают такие, что иногда требуется и целая команда консультантов.

 

Ментор – это тот, кто довольно близко стоит к позиции консультанта и при этом столь же сильно отличается от него. Также часто ментора сравнивают с наставником. Но менторство шире и консалтинга, и наставничества. Если консультант помогает управленцу решить определенный управленческий челлендж, а наставник помогает новичку сформировать определенный, очень конкретный навык – то ментор серьезнее и масштабнее влияет на своего подопечного (которого принято называть менти).

Ментор – это человек, обладающий обширным и разносторонним жизненным и профессиональным опытом, комплексной экспертизой. Люди выбирают себе ментора из тех, кто для них является образцом профессионализма в широкой рамке, жизненного, профессионального и карьерного успеха. Это важный момент: ментора выбирают, основываясь на высоком уровне доверия к этому человеку, и дальнейшая работа ментора и менти идет в тандеме. Позиция ментора, помимо доверия, предполагает экспертность и директивность – ментор знает как, дает указания подопечному – и тот строго выполняет его задания.


Ментор подсказывает подопечному, как тот может достичь своей цели, знакомит его с нужными людьми или способствует этим знакомствам, вдохновляет его и поддерживает. Это очень широкая социально-профессиональная роль – и важным штрихом является то, что многие менторы работают не за гонорар, а pro bono – просто потому, что считают важным помогать другим, делиться своим опытом.

Институт менторства существует в основном не в рамках организаций, а для заинтересованных в развитии и успехе людей. Но идея настолько хороша, что менторство как систему понемногу начинают внедрять в компаниях.

 

Психолог – это эксперт по внутреннему миру человека: он занимается изучением функционирования нашей психики и всех ее процессов – например, восприятия, памяти, мышления, речи и т.д.

Психолог помогает людям справиться с психологическими проблемами и травмами, например, выгорание, развод, утрата близкого человека, коммуникативные и отношенческие сложности, межличностные и внутриличностные конфликты и т.п. Психологическая консультация – это, как правило, разовая, короткая работа психолога с клиентом: клиент излагает свою проблему, психолог ее уточняет, диагностирует и дает клиенту рекомендации.



Существует еще такая профессия как психолог-психотерапевт (сейчас речь НЕ о специалисте с медицинским образованием). Работа психотерапевта нацелена на серьезные, глубинные изменения в человеке и длится долго: месяцами, а то и годами. При этом важным ее аспектом являются отношения психотерапевта с клиентом: чем они доверительнее, тем работа успешнее.

Психотерапевт и клиент встречаются с определенной периодичностью и обсуждают то, что происходит с клиентом. Психотерапевтом может выступать психолог, получивший образование в одном из методов психотерапии (например, гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия, позитивная транскультуральная психотерапия и т.д.).

В нашей российской практике психологи работают в организациях в основном в отделах оценки персонала. Они проводят разного рода диагностику кандидатов на вакансии и сотрудников компании, если предполагается карьерный рост.

В последние годы бизнес стал проявлять заботу о внутреннем ресурсе своих сотрудников и обращаться к специалистам за психологической поддержкой для своих сотрудников. Мне самой еще в начале 2000-х посчастливилось работать в компании, у которой был договор с психотерапевтическим центром, и любой сотрудник бесплатно для себя мог обратиться туда за помощью. Для меня это было отличным, вдохновляющим примером заботы бизнеса о своих сотрудниках. Важным аспектом такой помощи является конфиденциальность: ни содержание встреч с психотерапевтом, ни часто даже имена обратившихся не становятся известны работодателю.

 

Этот обзор по помогающим профессиям я написала потому, что сегодня на рынке существует огромная путаница.

Во-первых, часто непонятно, кто есть кто из специалистов и чем он может быть полезен организации, ее лидерам и сотрудникам.

Во-вторых, иногда психологами и коучами называют себя те, кто таковыми не является. Психология предполагает высшее образование или проф.переподготовку в соответствующей специальности; коучинг – обучение коучингу по программе, аккредитованной ICF - Международной Федерацией коучинга. Многие коллеги, консультирующие по определенным темам, называют себя коучами. Со всем уважением, если речь идет о предоставлении экспертом отраслевой прикладной информации, то это уже не коучинг. Вдохновляющие речи на огромные залы со сцены тоже не являются ни бизнес-тренингами, ни коучингом.

Во-третьих, многие специалисты накапливают в своем арсенале несколько помогающих компетенций. К примеру, знаю психологов, которые получили тренерскую подготовку, а затем прирастили еще и коучинговое образование. Я сама сначала получила квалификацию бизнес-тренера, затем - коуча, а затем – социального психолога. Так что не пугайтесь, если один и тот же специалист предлагает вам разные услуги. В наше время владеть несколькими профессиями – это норма.

 

Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов