Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Red, yellow ... green!

How to competently seek money and be able to spend it wisely

Red, yellow ... green!

The head of the Khabarovsk Territory Investment and Development Agency (AID), Vyacheslav Kushnarev, told EastRussia.ru how the translation system from the clerical adverb to the language of business communications works.

- Vyacheslav Anatolyevich, “working with investors” is a rather vague concept. What exactly are the functions and powers of the Agency for Investment and Development of the Khabarovsk Territory, which you have been heading for almost six months? Why did you need to create it in a new format?

- The answer is simple: to really work with investors, and not drown the real business in a heap of papers. The government of the Khabarovsk Territory made the decision to create an AID precisely in order to have an effective practical tool for the implementation of numerous investment projects. It requires a professional approach and daily effort. It would be irrational to shift them only to the executive authorities: they have enough of their own affairs. Although, of course, we act in close contact with all power structures of the region. The supervisory board of AIR is headed by the governor, oversees the work of the agency by the first deputy chairman of the government of the Khabarovsk Territory on investment, territorial and industrial policy. And we are responsible for practical organizational issues that allow investors to take the first step - and all subsequent ones too. For example, we play for them the role of both a consultant in economic matters, an informant about legislation, a "guide" in business and a "one-stop shop" in administrative terms. At the same time, we are not “officials” - AIR is interested in simplifying the matter as much as possible, as soon as possible from the stage of preliminary agreements of intent to move to the practical part. The effectiveness of our work is judged precisely by such indicators, and not by the "man-hours" in negotiations and in paperwork.

By the way, our schedule is also very tight: our specialists hold 4-5 business meetings and consultations with investors and representatives of government agencies a day. Now the Agency is supporting 9 investment projects, 12 more - at the stage of information and consulting developments. The total declared volume of investments for today is about 17 billion rubles. The regional budget has a chance to receive 2018 billion rubles from such projects by 1,7, according to our calculations. More than 1800 new jobs are expected to be created.

- What, if in short, step-by-step algorithm for your work with investors?

- Do you know the old truth "every piece of paper needs legs"? That is, one idea is not enough, and even the availability of funds for its implementation. You always need to go to the authorities, approvals, permits ... So we become these "legs" for the investor. He came - and then we, as the notorious "thirty thousand one couriers", take care of all organizational issues. The investor receives information about possible sites for his project, about measures of state support for its implementation, about the availability of the necessary infrastructure in a specific place, etc. We send and process requests to the authorities ourselves, in addition, a database is created about investment sites in our region. Naturally, it will soon be made publicly available on the investment portal of the Khabarovsk Territory in the form of an interactive map. So far, 26 sites have been created, but work in this direction continues.

So far, the investor is "bogged down in papers" at the first stage, when it is necessary to send inquiries to individual departments, wait a month for an answer, then clarify something for another month, and so on ad infinitum. Add to this other difficulties - and it becomes clear how much a knowledgeable, efficient, I would say, persistent and meticulous mediator in our person is needed in such projects.

We, of course, are not idealists and we well understand that officials do not like to rush. We have an adequate answer - our own system for monitoring the passage of documents through the departmental "sieve". A kind of traffic light: as long as all deadlines are met, a green signal is displayed on the monitor. Stalled - yellow. If suddenly (which we really would not want) the red lights up, it means that it is time to take action, using all our possibilities of interaction with the authorities. Now we are developing a document that will oblige all structures of the regional government to interact in the field of investment projects in order to minimize red tape and "duplicate functions". All investment applications submitted through the AIR are proposed to be considered on a priority basis and within a short time frame. This is especially important now, when the situation in the economy is not the best, sanctions from Western countries force us to interact more actively with Eastern and Asian partners, and in general “time will not wait” if we want to achieve something both domestically and in competition in world markets.

- It is for these purposes in the Far East that the creation of territories for advanced development is started. How will your Agency?

- Why "will be"? It is already involved, and very active. We have already managed to attract one foreign and seven Russian investors in the territory of priority social and economic development (TASED). Agreements have been signed with three industrial parks - Dalenergomash, Avangard, RPF Group, on the basis of which these projects are planned to be implemented and promoted.

- In late December, a delegation of the Khabarovsk Territory, together with Vice-Premier Yury Trutnev, visited the investment forum in Korea, and then went to China. How do you evaluate the results of the trip?

- I will answer with a proverb: money loves silence. And big money means deep silence. Today I cannot divulge preliminary agreements and name those companies with which the meetings were held. Let me just say that the trip to Korea and China was extremely effective. Negotiations on specific projects were held in both Seoul and Beijing, and soon we are waiting for the arrival of representatives of these companies to jointly inspect and evaluate the proposed sites, their infrastructure, etc. In any case, I can conclude unequivocally: despite the economic turbulence, Asian business has a desire to cooperate with Russia. During the visit of Deputy Prime Minister Trutnev, an agreement on cooperation and a plan of joint work with KITA (Korea International Trade Association, Korean International Trade Association) was signed. As part of this agreement, already in March, our agency will accept their employee for an internship with us at the Agency, and we will send our employee for an internship in South Korea for a more detailed study of all the features of the presentation of our investment projects to Korean investors and vice versa.

- And what do investors in conversations with you call the main problems, how to make their lives and work in Russia easier for them?

- Most foreign partners with experience in investment activities in the Russian Federation complain about the lack or lack of information they need. Note: not bureaucracy, crime or conflicting laws or high tariffs! This has become less, and investors are not shy people. They are quite ready to play by the rules, but first they want to know these rules. However, they usually have very vague ideas about our legislation, tax practice, preferences provided by the regions and the Center, about the nuances of accounting ... Even if they manage to find this information, the language barrier hinders adequate understanding (try to understand right away what speech in any departmental circular). Even Russian-speaking users find it difficult to work with documents and legal Internet portals, and a foreign investor always needs the help of translators, lawyers, technical and economic specialists.

- What prevents to bring them to work?

- There is one problem that complicates communication between Russian and foreign business. We have to admit that even the knowledge of English among our middle and even top managers leaves much to be desired, not to mention Chinese, Japanese or Korean. Our foreign colleagues have mastered English, but we are still "downspeak".

Arguments that “the West and the East will never understand each other” seem to me to be empty excuses. Of course, each country has its own peculiarities of doing business. But in general, our partners work in the system of well-known world standards in terms of reporting forms, business plans, financial models, etc. But we stubbornly do not want to learn a common language. Quite often, ordinary illiteracy becomes a stumbling block: Russian entrepreneurs who turn to us with wishes to find foreign partners do not understand the need to at least competently compose and translate their business proposals into a foreign language, make a high-quality presentation, prepare all the documents ... Elementary misunderstanding friend friend - and lost profit in the end!

During consultations, we have to explain many things literally "on the fingers". And I see a problem of the next level here - the lack of quality specialists with regional studies, who know well the realities of both Russia and our neighbors, on the labor market. Such professionals are trained in the Far Eastern universities. But the best graduates find work abroad or with foreign partners who show great interest in them. In domestic companies, they are practically not in demand and, as a result, they find work in other areas, not in their specialty. In the current situation, when we are talking about intensifying work with partners from the APR countries, such personnel problems should be given priority attention. As well as many others related to the peculiarities of joint business, the specifics of the region, etc.

- "Pay attention" - how?

- Try to establish a system of professional development of our business. This primarily concerns exporters working in the foreign market and entrepreneurs interested in implementing joint investment projects on Russian territory. You have to understand that not every enterprise can afford to support translators and regional experts, or pay for business trips. Therefore, there is no need to talk about the activation of joint projects at the level of small and medium-sized businesses.

Consequently, someone should take it upon himself to establish communication between Russian business, in particular, the Far East, with our partners from the Asia-Pacific region. How to do it technically? The world (including Asian countries) has relevant experience - a communication system through development institutions that unite business representatives, exporters, financial consulting companies and serve as a kind of "investment intermediaries" all the way from primary, secondary negotiations to legal examination of acts completing the work.

- On the Russian side, do you take on the role of such an intermediary in the Khabarovsk Territory?

- We provide assistance to representatives of our business interested in finding partners, in attracting financial resources of foreign investors. AID conducts this work jointly with development institutes of neighboring countries, we have concluded appropriate agreements with them. Among them, for example, KITA (Korea International Trade Association), KOTRA (Korea Trade-Investment Promotion Agency, Korea Trade Development Agency), a number of consulting and law firms in Korea. In Japan, we have established contacts with JETRO (Japan International Cooperation Agency), ROTOBO (The Japan Association for Trade with Russia & NIS, Japan Association for Trade with Russia and Newly Independent States), we are also in close contact with Russian trade missions abroad.

It is very important to be at the right time and in the right place with your proposals. To this end, the Agency monitors the investment programs of major players in Asia, studies their reporting, plans for working with Russia and the general direction of the strategy. This allows us to work proactively and present our projects to potential investors - well-designed, well-translated, in a beautiful “package”.

Our portal has been translated into English. In addition, on behalf of the governor, the translation of the Internet resource into Korean, and then - Japanese and Chinese should be done in the near future. This is a huge amount of work. But on the other hand, its result makes the process of communication with partners much easier, opens up new communication channels.

- You are trying to create a kind of "visiting card" of the Khabarovsk Territory for a foreign investor, its "exhibition stand". What do you put there first of all?

- At various presentation sites, a lot was said about the geographic location of the region - it is actually unique, about the prospects for the development of a cargo hub - I mean the Khabarovsk airport, BAM, Transsib and ports in the north of the region - Sovetskaya Gavan and Vanino. You can tell foreigners about mineral reserves. About mechanical engineering. There is a lot of information, we can provide information on almost any request. But it is not the quantity that is much more important, but the quality of such information. Not a general "data array" (any schoolchild can find them on the Internet), but what is called "investment marketing". In simple terms, we have something to sell, but we do not know how to do it. We don’t know how to interest an investor, how to “pack separately” the information that he needs. It is these bottlenecks that our agency is now trying to overcome within the framework of the investment marketing strategy of the Khabarovsk Territory, which involves working with the target audience of each specific project.

It is important to understand the channels through which it should be promoted. Recognized specialists in the sphere of investment marketing put their participation in fairs, exhibitions and congresses far from being the first in terms of efficiency.

- You are talking about moving towards the investor. But after all, he can have his own preferences and interests. To what extent do you take them into account?

- I agree that the interests of the investor cannot be ignored. However, according to experience, our businessmen often make plans based only on their wishes. But foreign partners always have their own approach to the selection of promising projects, a methodology for calculating their effectiveness, etc. Strongly influences the decision of investors and the situation on the domestic market of their country. This has to be borne in mind - and in this case the advice of our country experts and economists can be very useful, if not priceless.

What are foreigners interested in in Russia now? First of all (this is understandable) - hydrocarbons, mineral raw materials. On the other hand, we have the desire and need to promote our highly processed products on the market. Our task is to find points of contact between these two poles - the need of partners for raw materials and our desire for technological development.

The best way to "synchronize watches" is to ask the partners themselves. Therefore, we conduct a constant investment audit of existing projects - in fact, crash tests, and we do it jointly. By the way, this greatly contributes to the improvement of the professional level of our specialists.

We do not hide the fact that it is always useful to study. The common work allows you to select the most viable and realistic ideas. It is already bearing fruit: there are several serious agreements on the participation of foreigners in large-scale projects in the region.

- What exactly, if not a secret? And will not these protocols of intentions collapse under the pressure of another wave of crisis?

- I will not tell you specific details - it is a commercial secret. But I can say for sure: the current situation in Russia does not scare our partners. They are highly professional people who understand all the nuances of the ongoing processes. They see that the current situation needs to be used wisely. We will do this too. I take this as a "signal" to continue the work and do it as thoroughly, in detail and in detail as possible, to work out new projects. And, of course, learn from the example of our partners - to move on.

Information: The autonomous non-profit organization "Agency for Investment and Development of the Khabarovsk Territory" was established on December 11, 2013. The main tasks of the AID are to improve the investment climate in the Khabarovsk Territory, to provide support to the subjects of investment activity, to contribute to the socio-economic development of the region, and to develop its export potential. Recently, the agency has also set itself the goal and is actively engaged in interaction with foreign and Russian development institutions, promoting the brand of the Khabarovsk Territory, contributing to the creation of project teams for the delivery of investment projects on a turnkey basis, and working with investors on a “one-stop” basis.

March 8: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Красный, желтый... зеленый!

Как грамотно искать деньги и уметь их разумно расходовать

Красный, желтый... зеленый!

Глава Агентства инвестиций и развития (АИР) Хабаровского края Вячеслав Кушнарев рассказал EastRussia.ru, каким образом работает система перевода с канцелярского наречия на язык деловых коммуникаций.

- Вячеслав Анатольевич, «работа с инвесторами» - понятие довольно расплывчатое. В чем конкретно заключаются функции и полномочия Агентства инвестиций и развития Хабаровского края, которое вы возглавляете уже почти полгода? Зачем потребовалось создавать его в новом формате?

- Ответ простой: чтобы с инвесторами действительно работать, а не топить реальное дело в ворохе бумаг. Решение создать АИР правительство Хабаровского края приняло именно для того, чтобы иметь действенный практический инструмент для осуществления многочисленных инвестиционных проектов. Здесь требуется профессиональный подход и ежедневные усилия. Перекладывать их только на органы исполнительной власти было бы нерационально: у них достаточно собственных дел. Хотя, безусловно, мы действуем в плотном контакте со всеми властными структурами края. Наблюдательный совет АИР возглавляет губернатор, курирует работу агентства первый зампред правительства Хабаровского края по вопросам инвестиционной, территориальной и промышленной политики. А мы отвечаем за практические организационные вопросы, которые позволяют инвесторам сделать первый шаг – да и все последующие тоже. Например, мы играем для них роль одновременно консультанта в экономических вопросах, информатора о законодательстве, «проводника» в бизнесе и «одного окна» в административном плане. При этом мы не «чиновники» - АИР заинтересовано в том, чтобы максимально упростить дело, как можно быстрее от стадии предварительных договоров о намерениях перейти к практической части. Об эффективности нашей работы судят именно по таким показателям, а не по «человеко-часам» на переговорах и в бумажной работе.

Кстати, график у нас тоже весьма плотный: в день наши специалисты проводят по 4-5 деловых встреч и консультаций с инвесторами и представителями государственных органов. Сейчас Агентство ведет сопровождение 9 инвестиционных проектов, еще 12 – на стадии информационно-консультативных разработок. Суммарный заявленный объем инвестиций составляет на сегодня около 17 млрд рублей. Краевой бюджет имеет шанс получить от таких проектов до 2018 года, по нашим расчетам, 1,7 млрд рублей. Предполагается создание более 1800 новых рабочих мест.

- Каков, если вкратце, пошаговый алгоритм вашей работы с инвесторами?

- Знаете старую истину «каждой бумажке нужны ножки»? То есть мало одной идеи и даже наличия средств для ее осуществления. Всегда требуются хождения по инстанциям, согласования, разрешения… Так вот этими «ножками» для инвестора становимся мы. Он пришел – и дальше мы, как пресловутые «тридцать тысяч одних курьеров», берем на себя все оргвопросы. Инвестор получает информацию о возможных площадках для своего проекта, о мерах господдержки при его осуществлении, о наличии в конкретном месте необходимой инфраструктуры и т.д. Запросы в инстанции мы посылаем и обрабатываем сами, кроме того, создается база данных об инвестплощадках в нашем регионе. Естественно, она будет в скором времени размещена в открытом доступе на инвестпортале Хабаровского края в виде интерактивной карты. Пока создано 26 площадок, но работа в этом направлении продолжается.

Пока что инвестор «вязнет в бумагах» именно на первом этапе, когда надо отправлять запросы в отдельные ведомства, месяц дожидаться ответа, затем что-то уточнять еще месяц и так до бесконечности. Добавьте к этому прочие сложности – и становится ясно, насколько нужен в подобных проектах знающий, оперативный, я бы сказал еще, настырный и дотошный посредник в нашем лице.

Мы, конечно, не идеалисты и хорошо понимаем, что чиновники вовсе не любят торопиться. У нас есть адекватный ответ – собственная система мониторинга прохождения документов через ведомственное «сито». Своего рода светофор: пока все сроки соблюдаются, на мониторе зеленый сигнал. Затормозилось – желтый. Если вдруг (чего очень не хотелось бы) зажжется красный – значит, пора принимать меры, используя все наши возможности взаимодействия с властными органами. Сейчас мы разрабатываем документ, который обяжет все структуры краевого правительства взаимодействовать в сфере инвестиционных проектов, чтобы свести к минимуму волокиту и «дублирующие функции». Все инвестиционные заявки, поданные через АИР, предлагается рассматривать в приоритетном порядке и в сжатые сроки. Это особенно важно сейчас, когда ситуация в экономике не лучшая, санкции со стороны западных стран заставляют активнее взаимодействовать с восточными и азиатскими партнерами, да и вообще «время не ждет», если мы хотим чего-то добиться как внутри страны, так и в конкуренции на мировых рынках.

- Именно в этих целях на Дальнем Востоке начато создание территорий опережающего развития. Каким образом в такой работе будет участвовать ваше Агентство?

- Почему «будет»? Оно уже участвует, и очень активно. Нам уже удалось привлечь на территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) одного иностранного и семерых российских инвесторов. Подписаны соглашения с тремя индустриальными парками – «Дальэнергомаш», «Авангард», RPF Group, на базе которых эти проекты планируется осуществлять и продвигать.

- В конце декабря делегация Хабаровского края вместе с вице-премьером Юрием Трутневым побывала на инвестиционном форуме в Корее, а потом отправилась в Китай. Как вы оцениваете итоги поездки?

- Отвечу пословицей: деньги любят тишину. А большие деньги — глубокую тишину. Сегодня я не могу разглашать предварительные договоренности и назвать те компании, с которыми были проведены встречи. Скажу лишь, что поездка в Корею и Китай была крайне эффективной. И в Сеуле, и в Пекине были проведены переговоры по конкретным проектам, в скором времени мы ждем приезда представителей этих компаний, чтобы вместе осмотреть и оценить предлагаемые площадки, их инфраструктуру и т.д. В любом случае могу заключить однозначно: несмотря на экономическую турбулентность, желание сотрудничать с Россией у азиатского бизнеса есть. В ходе визита вице-премьера Трутнева было подписано соглашение о сотрудничестве и план совместной работы с KITA (Korea International Trade Association, Корейская международная ассоциация торговли). В рамках этого соглашения уже в марте, наше агентство примет их сотрудника на стажировку у нас в Агентстве, а нашего сотрудника мы направим на стажировку в Южную Корею для более детального изучения всех особенностей презентации наших инвестиционных проектов для корейских инвесторов и наоборот.

- А что инвесторы в беседах с вами называют главными проблемами, как облегчить им жизнь и работу в России?

- Большинство зарубежных партнеров, имеющих опыт инвестиционной деятельности в РФ, жалуются на дефицит или отсутствие необходимой им информации. Заметьте: не на бюрократию, криминал или противоречивые законы или высокие тарифы! Этого стало меньше, да и инвесторы люди не из пугливых. Они вполне готовы играть по правилам, но для начала – хотят эти правила знать. Однако у них обычно очень смутные представления о нашем законодательстве, налоговой практике, преференциях, которые предоставляют регионы и Центр, о нюансах ведения бухгалтерской отчетности… Даже если они умудряются эти сведения отыскать, адекватному пониманию мешает языковой барьер (попробуйте сами с ходу понять, о чем речь в каком-либо ведомственном циркуляре). Даже русскоязычным пользователям сложно работать с документами и правовыми интернет-порталами, а иностранцу-инвестору всегда требуется помощь переводчиков, юристов, технических и экономических специалистов.

- Что же мешает привлечь их к работе?

- Есть одна проблема, которая затрудняет общение российского и иностранного бизнеса. Приходится констатировать, что даже знание английского языка у наших руководителей среднего и даже высшего звена оставляет желать лучшего, не говоря уже о китайском, японском или корейском. Английский-то наши зарубежные коллеги освоили, но мы все равно «доунт спик».

Рассуждения о том, что «Запад и Восток друг друга никогда не поймут», мне кажутся пустыми отговорками. Безусловно, в каждой стране есть свои особенности ведения бизнеса. Но в целом наши партнеры работают в системе общеизвестных мировых стандартов в том, что касается форм отчетности, бизнес-планов, финансовых моделей и пр. Но мы упорно не хотим учиться общему языку. Сплошь и рядом камнем преткновения становится обыкновенная неграмотность: российские предприниматели, которые обращаются к нам с пожеланиями найти зарубежных партнеров, не понимают необходимости как минимум грамотно составить и перевести на иностранный язык свои бизнес-предложения, сделать качественную презентацию, подготовить все документы… Элементарное непонимание друг друга – и упущенная выгода в итоге!

Многие вещи нам в ходе консультаций приходится объяснять буквально «на пальцах». И я вижу здесь проблему следующего уровня — отсутствие на рынке труда качественных специалистов со страноведческой подготовкой, хорошо знающих реалии как России, так и наших соседей. В дальневосточных вузах таких профессионалов готовят. Но лучшие выпускники находят себе работу за границей или у зарубежных партнеров, которые проявляют к ним большой интерес. В отечественных компаниях они практически не востребованы и в итоге находят себе работу в других сферах, не по специальности. В нынешней ситуации, когда мы говорим об усилении работы с партнерами из стран АТР, на такие кадровые проблемы нужно обращать первоочередное внимание. Равно как и на многие другие, связанные с особенностями совместного бизнеса, спецификой региона и т.д.

- «Обращать внимание» - каким образом?

- Попытаться наладить систему повышения квалификации нашего бизнеса. Это в первую очередь касается экспортеров, работающих на внешнем рынке, и предпринимателей, заинтересованных в реализации совместных инвестиционных проектов на российской территории. Надо понимать — далеко не каждому предприятию по средствам содержать переводчиков и экспертов-страноведов, оплачивать загранкомандировки. Поэтому говорить об активизации совместных проектов на уровне малого и среднего бизнеса не приходится.

Следовательно, кто-то должен взять на себя налаживание коммуникации между российским бизнесом, в частности, дальневосточным, с нашими партнерами из АТР. Как это сделать технически? В мире (в том числе и в странах Азии) есть соответствующий опыт - система коммуникации через институты развития, которые объединяют представителей бизнеса, экспортеров, финансово-консалтинговые компании и служат своего рода «инвестиционными посредниками» на всем пути от проведения первичных, вторичных переговоров до юридической экспертизы актов, завершающих работу.

- С российской стороны роль такого посредника на себя в Хабаровском крае берете вы?

- Мы оказываем помощь представителям нашего бизнеса, заинтересованным в поиске партнеров, в привлечении финансовых ресурсов иностранных инвесторов. Эту работу АИР ведет совместно с институтами развития стран-соседей, у нас с ними заключены соответствующие соглашения. Среди них, к примеру, KITA (Korea International Trade Association, Корейская международная ассоциация торговли), KOTRA (Korea Trade-Investment Promotion Agency, Корейское агентство по развитию торговли), ряд консалтинговых и юридических компаний Кореи. В Японии у нас налажены контакты с JETRO (Japan International Cooperation Agency, Японское агентство международного сотрудничества), ROTOBO (The Japan Association for Trade with Russia & NIS, Японская ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми государствами), мы также в тесном контакте с российскими торгпредствами за рубежом.

Очень важно со своими предложениями оказаться в нужное время и в нужном месте. Для этого Агентство мониторит инвестиционные программы крупных игроков в Азии, изучает их отчетность, планы по работе с Россией и общую направленность стратегии. Это позволяет работать на опережение и представлять потенциальным инвесторам наши проекты – грамотно оформленные, качественно переведенные, в красивой «упаковке».

Наш портал переведен на английский язык. Кроме того, по поручению губернатора в ближайшее время должен быть сделан перевод интернет-ресурса на корейский, а затем — японский и китайский. Это огромный объем работы. Но зато ее результат на порядок облегчает процесс коммуникации с партнерами, открывает новые каналы общения.

- Вы пытаетесь создать для иностранного инвестора своего рода «визитную карточку» Хабаровского края, его «выставочный стенд». Что вы туда помещаете прежде всего?

- На различных презентационных площадках было немало сказано о географическом положении края — оно на самом деле уникально, о перспективах развития грузового хаба — я имею в виду Хабаровский аэропорт, БАМ, Транссиб и порты на севере края — Советская Гавань и Ванино. Можно рассказывать иностранцам о запасах полезных ископаемых. О машиностроении. Информации много, сведения мы можем представить практически по любому запросу. Но гораздо важнее не количество, а качество такой информации. Не общий «массив данных» (их может найти в интернете любой школьник), а то, что называют «инвестиционным маркетингом». Говоря простыми словами, у нас есть что продавать, но мы не умеем этого делать. Не знаем, как заинтересовать инвестора, как «упаковать отдельно» ту информацию, которая необходима именно ему. Вот эти узкие места наше агентство и пытается сейчас преодолеть в рамках стратегии инвестиционного маркетинга Хабаровского края, которая предполагает работу с целевой аудиторией каждого конкретного проекта.

Важно понимать, по каким каналам должно идти его продвижение. Признанные специалисты в сфере инвестиционного маркетинга ставят участие в ярмарках, выставках и конгрессах далеко не на первое место по эффективности.

- Вы говорите о движении навстречу инвестору. Но ведь у него могут быть свои предпочтения и интересы. В какой степени вы учитываете их?

- Согласен, интересы инвестора не учитывать нельзя. Однако, по опыту, наши бизнесмены часто строят планы исходя только из своих пожеланий. Но иностранные партнеры всегда имеют собственный подход к отбору перспективных проектов, методику расчета их эффективности и т.д. Сильно влияет на решение инвесторов и ситуация на внутреннем рынке их страны. Это приходится иметь в виду – и в данном случае советы наших экспертов-страноведов и экономистов могут быть очень полезны, если не сказать бесценны.

Что сейчас интересно иностранцам в России? В первую очередь (это понятно) — углеводороды, минеральное сырье. С другой стороны, у нас есть желание и необходимость продвигать на рынке нашу продукцию высокой степени переработки. Наша задача – найти точки соприкосновения между двумя этими полюсами - потребностью партнеров в сырье и нашим стремлением к технологическому развитию.

Лучший способ «сверить часы» - спросить самих партнеров. Поэтому мы ведем постоянный инвестиционный аудит уже имеющихся проектов – фактически crash-тесты, причем делаем это совместными усилиями. Это, кстати, сильно способствует повышению профессионального уровня наших специалистов.

Мы не скрываем — учиться всегда полезно. Общая работа позволяет отобрать самые жизнеспособные и реалистичные идеи. Она уже дает плоды: есть несколько серьезных договоренностей об участии иностранцев в масштабных проектах на территории края.

- Каких именно, если не секрет? И не рухнут ли эти протоколы о намерениях под напором очередной волны кризиса?

- Конкретные детали рассказывать не буду – коммерческая тайна. Но могу точно сказать: текущая ситуация в России наших партнеров не пугает. Это высокопрофессиональные люди, которые понимают все нюансы происходящих процессов. Они видят, что сложившейся ситуацией нужно грамотно пользоваться. Будем это делать и мы. Я воспринимаю это как «сигнал» к тому, чтобы продолжать работу и делать ее как можно более тщательно, детально и подробно прорабатывать новые проекты. И, безусловно, учиться на примере наших партнеров – чтобы двигаться дальше.

Справка: Автономная некоммерческая организация «Агентство инвестиций и развития Хабаровского края» создана 11 декабря 2013 года. Основные задачи АИР - улучшение инвестиционного климата в Хабаровском крае, оказание поддержки субъектам инвестиционной деятельности, содействие социально-экономическому развитию региона, развитие его экспортного потенциала. В последнее время агентство также ставит своей целью и активно занимается взаимодействием с зарубежными и российскими институтами развития, продвижением бренда Хабаровского края, содействует созданию проектных команд для сдачи инвестпроектов «под ключ», работает с инвесторами по принципу «одного окна».