- Юрий Александрович, в России фраза «тогда я иду к прокурору!» нередко служит последним аргументом человека, борющегося за справедливость. Прокуратуру у нас побаиваются, но уверены в ее неподкупности и принципиальности. И не зря. Например, на Дальнем Востоке именно органы прокуратуры инициировали несколько громких антикоррупционных дел, итогом которых стали отставки высокопоставленных чиновников (в том числе вице-губернатора Приморья Сергея Шишкина, главного федерального инспектора по Приморскому краю Сергея Ломаева и др.). Но вам самим сейчас бороться с коррупцией стало проще или сложнее?
- Борьба с коррупцией никогда не идет легко, особенно когда дело касается высокопоставленных чиновников. Но все эти годы, несмотря на ощутимое сопротивление, прокуроры все более активно вели свою работу. Мы действуем строго в рамках законодательства, которое регулирует борьбу с коррупцией, принципы государственной и муниципальной службы, бюджетообразование, использование государственного и муниципального имущества, размещение заказов и др. Чтобы не быть голословным, приведу несколько цифр.
- Какие же поводы для внесения мер прокурорского реагирования были самыми частыми в вашей практике?
- Например, в территориальных органах Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, органах внутренних дел, Федеральной налоговой службы, органах местного самоуправления Приморского и Хабаровского краев, Республики Саха (Якутия), Еврейской автономной области сведения о доходах и обязательствах имущественного характера представлялись не в полном объеме, в нарушение установленного срока. В ряде случаев данные откровенно фальсифицировались. Также некоторые государственные служащие «забывали» отразить в своих декларациях сведения о жилых помещениях (домах, квартирах, загородных особняках и пр.), которыми владели они сами или члены их семей. Часто только при проверке выяснялось, что супруги государственных служащих участвуют в коммерческих организациях, учредителями которых чиновники являются. Так, один из специалистов Департамента лесного хозяйства по ДФО был учредителем некоего общества с ограниченной ответственностью, что категорически запрещено законом.
Из уголовных дел, пожалуй, самое громкое относится к 2013 году. Оно связано с бывшим руководителем управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу. Мы выявили там нарушения федерального законодательства при размещении отдельных государственных заказов на поставку товаров в государственный резерв – цены на товары по ряду госконтрактов искусственно завышались. По материалам прокурорской проверки было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Ведется следствие.
Но я глубоко убежден, что проблему коррупции нельзя решать с помощью одних только уголовно-правовых мер. Надо менять общественное сознание, активно работать с гражданами, заручиться их доверием и поддержкой. Пока, на мой взгляд, люди в России слишком снисходительны к коррупционерам, а иногда и прямо поощряют их. Например, многие считают, что взятка – самый надежный способ решить дело в свою пользу. Но позвольте, как тогда бороться, если мы так «добры» к преступникам? Само общество должно отторгать коррупционеров. Только такое взаимодействие может помочь в этом деле.
- В конце декабря вы лично провели прием жителей поселка Ванино. Как разрешилась возникшая там конфликтная ситуация, о которой шла речь даже на пресс-конференции главы государства? Какие проблемы пока остаются у вас на контроле?
- Да, я выезжал в поселок Ванино. На прием по различным вопросам обратилось 67 человек. Также я встречался с главой Ванинского муниципального района и руководителями всех правоохранительных органов. Да, информация журналистов о том, что в лесозаготовительном предприятии ООО СП «Аркаим» накопилась задолженность по оплате труда, подтвердилась. В течение полутора лет заработная плата работникам предприятия выплачивалась несвоевременно, с задержкой на 2-2,5 месяца. Должен отметить, что прокуратура Ванинского района уже реагировала на подобные сигналы: был принят комплекс мер прокурорского реагирования в отношении руководителя предприятия. Однако он вновь допустил возникновение задолженности. В связи с невыплатой заработной платы районным следственным отделом Следственного управления Следственного комитета РФ по краю 06.12.2013 возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 2 ст. 145.1 УК РФ.
Кроме того, были получены сведения о двойной системе оплаты труда на предприятии и невыплате заработной платы в полном объеме. Были направлены поручения руководителю УФНС России по краю о проведении мероприятий налогового контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах на предприятии, начальнику УМВД России по краю об участии в них. Я продолжаю держать эту ситуацию на контроле, чтобы не допустить повторения подобных вопиющих фактов.
Что же касается нарушения закона при сокращении штатов и численности ОАО «Порт Ванино», то здесь все несколько иначе. Мы не выявили случаев, когда положения локальных актов ухудшают права работников предприятия по сравнению с трудовым законодательством. В целом, проведенные организационно-штатные мероприятия не повлияли на состояние уровня занятости и безработицы в районе. В 2013 году из порта уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию 161 человек, по сокращению штатов, обусловленному изменением структуры грузооборота в порту, - 57 (4,1 % от общей численности). Одновременно за счет средств предприятия переобучено и трудоустроено 75 сотрудников, подлежащих сокращению.
О криминогенной обстановке в поселке Ванино судите сами. Уровень преступности за последние 5 лет в районе сократился на 38 %. В последнее время ни разу не поступало сообщений о резонансных преступлениях в отношении журналистов или бизнесменов, связанных с их профессиональной деятельностью, а также совершенных членами преступных сообществ. Мы берем за основу все-таки факты, а не эмоции.
Вопросы, с которыми к нам обращались граждане, могут быть разрешены на уровне районных прокуроров и руководителей территориальных правоохранительных органов.
- По-вашему это нормально, что граждане вынуждены обращаться непосредственно к вам, а не этим сотрудникам или в органы местной власти?
- Личные приемы граждан вы проводите достаточно часто. О чем, как правило, вас просят, какие вопросы удается решить более-менее оперативно?
- В 2013 году у меня на личном приеме побывало более 200 человек. Это, кстати, позволяет мне «держать руку на пульсе» и видеть ситуацию собственными глазами. Будучи всегда в курсе самых злободневных тем, мы можем сработать на упреждение, своевременно среагировать, запланировать и провести соответствующие проверки.
Сейчас большое количество обращений связано с защитой прав пострадавших во время крупномасштабного наводнения на Дальнем Востоке: случаями необоснованного отказа в выплате компенсаций причиненного вреда, ненадлежащего обследования затопленного жилья и имущества, несогласии граждан с результатами его обследования и т.д.
Много жалоб на то, что услуги в сфере ЖКХ оказывают людям некачественно и не вовремя. Не раз бывало, итогом проверок, осуществленных по таким заявлениям, становились уголовные дела. К примеру, в Приморском крае сотрудники полиции необоснованно затягивали законное решение по факту подделки подписей жильцов в протоколе общего собрания собственников жилых помещений дома о создании ТСЖ «Краснознаменная, 155». Было внесено представление Уссурийским городским прокурором начальнику УМВД России по Уссурийскому городскому округу. По результатам его рассмотрения возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.160 УК РФ (присвоение или растрата) в отношении председателя ТСЖ «Краснознаменная, 155». Кроме того, после прокурорского вмешательства жителям многоквартирного дома сделали перерасчет платы за пользование электроэнергией, которая была необоснованно завышена.
- Антикоррупционное законодательство было в последние годы доработано в сторону ужесточения. Какие меры вы считаете наиболее важными?
- Это, безусловно, федеральные законы, которые вводят жесткую систему контроля за расходами чиновников, и являются эффективным механизмом борьбы с коррупцией. Необходимо неукоснительно соблюдать закон о декларировании доходов и расходов властных персон. Но для этого требуется тщательный контроль за достоверностью деклараций о доходах, сопоставление расходов с источниками доходов: далеко не всегда эти цифры соразмерны. До недавнего времени кадровые подразделения государственных органов были лишены возможности самостоятельно проводить проверки достоверности сведений о доходах, представленных государственными гражданскими служащими. В декабре 2013 года законодатель наделил их такими полномочиями.
Кроме того, с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», нормы которого направлены на усиление контроля за расходованием бюджетных средств при проведения торгов. Это позволит эффективнее бороться с незаконной деятельностью чиновников в этой крайне «коррупционно опасной» сфере.
- А какие изменения в законодательстве, на ваш взгляд, окончательно назрели и стали неотложными?
- В соответствии с Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460, коррупция названа одной из угроз безопасности Российской Федерации. Я думаю, что назрела необходимость внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Эти поправки должны отменить практику прекращения «малозначительных» дел об административных правонарушениях, связанных с коррупционными проявлениями (ст.ст.19.28 - незаконное вознаграждение от имени юридического лица и 19.29 КоАП РФ - незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ и оказание услуг государственного или муниципального служащего).
- Как сообщали СМИ, в ДФО увеличилось число уголовных дел, связанных с коррупцией и взятками – с 80 в 2012 году до 120 сейчас. По антикоррупционным статьям УК РФ в 2013 году осуждены более 40 человек. С чем связана такая активность правоохранительных органов и насколько велик ущерб, причиненный экономике Дальнего Востока фигурантами этих дел?
- И снова обращусь к данным статистики. Число зарегистрированных в 2013 году преступлений коррупционной направленности в округе возросло на 12,3%. Наибольшее количество таких деяний выявлено в Амурской области, Приморском и Хабаровском краях. Коррупционные правонарушения нередко совершаются в сферах распоряжения государственным и муниципальным имуществом, бюджетными средствами, в том числе выделяемые на социально значимые программы и объекты, закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Поэтому к данным направлениям у нас внимание особо пристальное. В 2013 году в суды округа направлено более 500 уголовных дел коррупционной направленности в отношении 589 лиц, что на 28 % больше, чем за год до того.
К примеру, в декабре 2013 года осужден бывший заместитель начальника Краевого государственного учреждения «ДВ авиабаза». Железнодорожный районный суд Хабаровска признал его виновным по ч. 6 ст. 290 УК РФ, ему назначено наказание в виде 8 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима со штрафом в сумме 80,5 млн. рублей. Приговор в законную силу пока, правда, не вступил, так как осужденный его обжаловал.
Возросло также число уголовных дел, возбужденных по сообщениям о преступлениях коррупционной направленности в следственных органах, поднадзорных управлению Генеральной прокуратуры РФ в округе. Следователи следственной части Главного управления МВД России в округе и следственного управления СК России по округу возбудили в связи с этим 59 уголовных дел (или в 8 раз больше, чем в 2012 году).
Для рассмотрения в суд направлено 12 уголовных дел. Причиненный ущерб по оконченными производством уголовным делам составляет свыше 919 млн. рублей. По результатам судебного рассмотрения вынесены обвинительные приговоры по 2 уголовным делам.
Если же говорить о коррупции как о «болезни» нашего общества – то здесь действует тот же принцип, что и в медицине. Профилактика – лучшее лечение. Эффективность нашей работы во многом определяется именно тем, сумеем ли мы предупредить и не допустить такие преступления. Собственно, никакой новой программы нам для работы сейчас не требуется: еще в 2006 году Генеральным прокурором Российской Федерации Ю.Я.Чайкой утверждена стратегия работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию коррупции. Мы будем продолжать работать в этом направлении.
Текст: Екатерина Конькова