Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Кризис в Малайзии

Жители государства привыкли, что их лидеры не отвечают на вопросы

Кризис в Малайзии

Мировое недоумение по поводу исчезновения рейса MH370 Малайзийских авиалиний привело к тому, что патерналистская политическая культура страны и ее изнеженные руководители предстали перед уничтожающим осуждением критиков со всего мира.

Благодаря сочетанию контроля за информацией, запугивания оппозиции и, до недавнего времени, стабильного экономического роста, правящая элита Малайзии находится у власти без перерыва почти шесть десятилетий (начиная с освобождения от власти британцев).

Ситуация изменилась, когда 8 марта, вылетев из столицы Малайзии Куала-Лумпура в Пекин, пропал самолет авиакомпании Malaysian Airlines. Высокопоставленные гражданские и военные чиновники подтвердили, что в течение четырех дней они знали, но не предавали огласке данные, в соответствии с которыми военный радар принял сигнал, источником которого мог быть пропавший самолет. Судя по всему, он направлялся на запад, сильно отклонившись от запланированного курса на Пекин.

Если показания радара засекли пропавший самолет, это может означать радикальное переосмысление предыдущих версий. И только под градом вопросов зарубежных репортеров власти страны признали, что последняя точка на радаре показывала курс самолета в направлении Индийского океана – причем на крейсерской высоте, что могло означать, что он пролетел большое расстояние. Это поднимает вопрос, почему данная информация была обнародована так поздно.

«Мир наконец-то чувствует разочарование, которое мы испытывали годами», - поделилась консультант в сфере управления и бывшая помощница оппозиционного малайзийского политика Ли И Мэй.

Госпожа Ли сообщила, что ощутила растерянность, когда министр обороны Малайзии Хишамудин Хуссейн, потомок влиятельной политической династии, отверг утверждение репортера о том, что поиск пропавшего самолета был беспорядочным.

«Это беспорядок только в том случае, если вы его рассматриваете как беспорядок», - заявил Хишамудин на пресс-конференции, проведенной перед мировыми репортерами.

В основном лишенная природных катастроф и прочих бедствий, Малайзия не имеет большого опыта в противодействии кризисам подобного масштаба. Общество в стране разделено по этническому принципу, и, как правило, талантливые люди не достигают вершин власти в силу кумовства в правящей партии и системы национальных предпочтений, которая отбивает охоту к государственной службе или блокирует такую возможность для национальных меньшинств, в первую очередь китайцев и индусов.

Этнические малайцы, которые составляют примерно половину населения, сохраняют за собой практически все высшие посты в правительстве и получают от него множество преимуществ из-за своего статуса «сынов земли».

Законы авторитарного толка помогают сохранять власть правящей партии – Объединенной Малайской Национальной организации – и держать в узде набирающую силу оппозицию.

За день до того, как рейс МН370 пропал, лидер оппозиции Анвар Ибрагим был приговорен к пяти годам тюрьмы по закону о гомосексуализме, который практически никогда не используется. Критики посчитали это дело попыткой остановить усиление оппозиции, в то время как популярность правящей партии убывает. Практически сразу после этого суд осудил другого оппозиционного политика, Карпала Сингха, по закону о подстрекательстве к мятежу, который был принят еще в колониальные времена.

«Мы называем это гонением, а не обвинением», - сказала юрист и бывшая глава Совета Юристов Малайзии Амбига Срееневасан.

Госпожа Амбига подчеркнула, что правительство привыкло получать свое, и кризис, случившийся из-за пропавшего самолета, заставляет официальных лиц отчитываться перед обществом, что для них в новинку.

«Жители Малайзии привыкли, что их лидеры не отвечают на вопросы, - произнесла она. - Когда вам никто не бросает вызов, конечно же, вы благодушны и вам спокойно».

Для довольно-таки благополучной страны с 30 млн жителей, которая менее известна за рубежом, чем ее соседи Таиланд и Сингапур, судорожные попытки правительства найти пропавший самолет – неловкое и нежелательное появление на мировой сцене.

Правительство выглядит нескоординированным и неспособным объявить даже основные факты о пропавшем рейсе. Власти три дня настаивали, что багаж был изъят с самолета перед вылетом, потому что пятерых зарегистрированных пассажиров не оказалось на борту. Однако глава полиции страны позже объявил, что это ложь: все зарегистрировавшиеся пассажиры сели в самолет. Никаких объяснений этим противоречиям дано не было.

Директор центра «Мердека», независимой компании по исследованию общественного мнения, Ибрагим Суффиан заявил, что реакция на кризис подчеркнула недостаток четкости в функционировании правительства и в обществе в целом.

«Существует терпимость по отношению к недостатку внимания к деталям, - подчеркнул он. - У нас есть тенденция, что мы не задаем много вопросов – и не ожидаем серьезных результатов».

Кризис также выявил недостаток компетентности в правительстве. Он, по мнению господина Ибрагима, связан с уважением к власти и нежеланием взять инициативу в свои руки. «У нас всегда существовало отношение «лучше я подожду инструкций сверху», - сказал он.

Тем не менее, среди критики по поводу спасательно-поисковой операции звучат и голоса, говорящие, что исчезновение самолета было таким необычным, что, вероятно, ни одно правительство в мире не было бы к нему готово.

«Это практически уникальная ситуация», - поделился мнением экономист Рамон Наваратнам, учившийся в Гарварде, бывший старший государственный служащий.

Сейчас малайзийские власти застряли в незавидной позиции, выслушивая множество вопросов и имея лишь несколько ответов.

«Они никогда не испытывали такого давления, - подытожила госпожа Ли. - И сейчас, когда на них смотрит весь мир, прятаться им негде».

Томас Фуллер, «Нью-Йорк Таймс»

Перевел Михаил Ботвинник эксклюзивно для EastRussia.ru

p.s. На днях власти страны сообщили, что, скорее всего, лайнер упал в южной части Индийского океана. Никто из находившихся на борту не выжил. Поиски обломков ведутся до сих пор.