Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Куда плывет свободный порт?

Статус вольного порта даст Владивостоку конкурентное преимущество перед иностранными «коллегами»

Куда плывет свободный порт?

Идея сделать порт Владивостока открытым принадлежит Президенту России Владимиру Путину. Однако создание режима порто-франко - дело далеко не одного дня, и теперь предстоит огромная работа по всесторонней проработке его концепции.

Порто-франко: ретроспектива

Статус вольного порта, пользующегося правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров для Владивостока не нов - он действовал здесь с 1861 по 1909 годы и стал мощным стимулом развития «ворот России на Тихом океане».

«Основными предпосылками развития и создания этого статуса еще в царской России была невозможность быстрой доставки на Дальний Восток товаров для местного населения, - рассказал директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, профессор Александр Латкин. - Тогда царская Россия стремилась закрепить население здесь, вводя режим свободного порта или порто-франко. Например на Камчатке, для того, чтобы иностранные пароходы, в том числе из Америки, заходили, разгружались и тут же продавали все свои товары без пошлин. Действовал упрощенный режим пограничного досмотра».

С появлением и развитием железной дороги необходимость закреплять население в регионе таким образом отпала, и введенные режимы были отменены.

Сейчас чтобы развить российский Дальний Восток, вновь предлагается сделать Владивосток свободным портом. По словам вице-премьера, полпреда в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, это создаст во Владивостоке привлекательные условия для захода судов и поможет развитию экономики. Сегодня разрабатывается концепция свободного порта, и уже звучат достаточно яркие предложения.

«Есть предложения сделать все побережье Приморского края свободным портом. Есть революционные предложения – перенос зоны растаможивания товаров и объявление всей территории Владивостока зоной, свободной от таможенных платежей, если грузы будут перерабатываться в черте города. Все эти проекты, однако, не должны уменьшать доходы бюджета Российской Федерации. Задача свободного порта Владивосток – создать на территории привлекательные условия, чтобы сюда заходили суда», - отметил Юрий Трутнев. Также предлагается включить в зону свободного порта аэропорт Владивостока.

Первый вице-губернатор Приморского края по вопросам финансов, промышленности, транспорта, топливно-энергетического комплекса, управления природными ресурсами, охраны окружающей среды, лесного хозяйства, международного сотрудничества, земельных и имущественных отношений Василий Усольцев считает, что «в свободный порт должна войти, как минимум, территория Владивостокской агломерации, Хасанский район и территория до Находки – то есть фактически весь юг Приморья. В этом случае регион ждет действительно «взрывное» развитие».

Замминистра Минвостокразвития Александр Осипов в интервью деловому изданию «Золотой рог» также высказал мнение, что «режим «свободного порта» должен охватывать максимальную часть побережья края: и где уже созданы входные морские пути, и где могут быть построены новые порты. Звучит мнение, что ставку нужно делать на строительство именно новых портовых мощностей».

Он привел точку зрения экспертов, которые «утверждают, что мощности портов, особенно тех, что расположены в черте городов, уже на пределе. Их пропускную способность увеличить нельзя, исчерпаны возможности проведенных к ним железнодорожных путей и автодорог. Поэтому и Находка, и Восточный, и Славянка, и Зарубино, и Суходол, и прочие не исключаются, портовые проекты здесь будут развиваться адекватно росту грузопотока и развитию экономики региона. Нужно максимально упростить для них режимы, что обеспечит конкурентоспособность в международном соревновании за грузы».

Как у них

Задачу, стоящую перед руководителями, мог бы значительно облегчить чужой опыт. Однако пока в России, да и в мире, нет портов, работающих в аналогичном режиме.

«У нас сейчас в мире, в том числе в Азиатско-Тихоокеанском регионе, нет опыта такого режима. Есть использование его элементов, - прокомментировал Александр Латкин. - Например, порты Пусан и Гонконг. В Пусане организовали огороженный забором склад временного хранения рыбной продукции со всех стран мира, в том числе и из Приморского края. Там вымуштрованные таможенники и пограничники портовых сборов никаких не берут. Привез рыбу - тут же тебе и судно отремонтируют, и забункеруют, и продовольствие дадут. Гонконг - особый случай, там геополитический аспект, это бывшая английская колония. Он сам не имеет производства, но вблизи - огромное количество предприятий Китая, которым нужны комплектующие. И Китай принял такое решение: на определенный вид товаров нет пошлинных сборов».

Оглядываясь на иностранный опыт и примеряя его на город Владивосток, можно сделать неутешительный вывод: платье не по размеру, считает экономист. Так, в городе недостаточно больших портовых территорий, чтобы можно было завезти, хранить и перегружать товары. Кроме того, Золотой Рог - не слишком большая бухта и размерами, и глубиной - у причальной стенки она всего около 8 метров, тогда как осадка крупных океанских пароходов обычно составляет 10-15 метров. Еще одна проблема, встающая на пути к вольному порту - логистическая, городу попросту не хватит имеющихся подъездных путей, чтобы товар мог свободно курсировать между гаванью и переработкой.

«Самое главное, непонятно, где будет сделан этот «таможенный забор» - ведь все равно пошлины нужно брать, без них государству невыгодно будет, - недоумевает Александр Латкин, - Теоретически можно было бы загонять во Владивосток пароходы: таможня их тут оформляет, пограничники проверяют, разгружаются эти пароходы, ну, допустим, сырье привозят. На огороженной территории, никуда не выходя, сырье перерабатывают и изготавливают продукцию, которая позже идет на экспорт. В этом случае возникает несколько проблем. Первая - территория, второе - дороговизна электроэнергии, третье - отсутствие рабочей силы, четвертое - технологического оборудования нет, пятое - какое сырье мы будем получать из других стран, если мы сами это сырье туда везем?».

Подготовка

На разработку окончательной концепции вольного порта для Владивостока отводится не так много времени, всего три месяца, а к концу года должен быть создан полноценный, работающий механизм.

«На территориях, которые войдут в «свободный порт», необходимо создать кардинально упрощенный режим работы с грузами в части таможенного, пограничного, фитосанитарного, ветеринарного и других видов контроля. Все это расширит возможности, чтобы задействовать международные транспортные коридоры, которые проходят через Приморский край. Такой же упрощенный порядок необходимо принять для пассажиров, которые прибывают в регион любым видом транспорта: авиационным, морским, железнодорожным, автомобильным. Предложение Минвостокразвития - ввести безвизовый режим на 15 дней для тех, кто посещает регион с туристическими и деловыми целями», - пояснил Александр Осипов.

Он подчеркнул, что «необходимо также сформировать набор режимов и упрощений, включая налогообложение, чтобы через развитие портовой деятельности позволить динамично развиваться экономике Приморского края в целом. Это может быть замена множества налогов каким-то одним, налоговое стимулирование инвестиционных проектов и так далее. В мировой практике есть масса вариантов и примеров, нам необходимо взять для себя наиболее подходящие».

Так или иначе, значительную часть работы в зоне с обновленным экономическим режимом придется выполнять таможенникам - именно им предстоит принимать и оформлять грузы, проходящие через свободный порт Владивосток.

«Введение режима свободного порта - это одна из тех задач, которые мы ставим себе в 2015 году и мы, безусловно, поддерживаем это решение, - рассказал начальник Дальневосточного таможенного управления Сергей Пашко. - В рамках своих компетенций мы будем решать те задачи, которые будут поставлены. Полагаю, что для развития региона, а не только для Владивостока, это окажет положительный эффект. В части таможенных органов могу сказать, что в данном случае речь идет, видимо, о такой таможенной процедуре как свободная таможенная зона. Соответственно, в наши задачи будет входить учет и контроль попадающих в нее товаров».

Что касается наиболее сложных проблем, которые касаются формирования концепции «свободного порта», то, по словам Александра Осипова, их нет. «Это не проблемы - это работа. Полезного опыта в мире немало, его только нужно рационально использовать», - уверен он.

Сейчас Владивостокский морской торговый порт - крупнейший стивидор порта Владивосток, одного из основных транспортных узлов Дальнего Востока РФ. Он - ключевое звено во внутрироссийских каботажных перевозках, входит в группу FESCO. Грузооборот порта в 2013 году составил 5,84 млн тонн.