Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Культура требует средств

Приморский театра оперы и балета приобретает репутацию непосильного бремени для краевого бюджета, а руководство Театра, между тем, не теряет надежды увеличить свою целевую аудиторию за счет туристов

Одним из уникальных социально-культурных объектов, возведенных во Владивостоке к саммиту АТЭС-2012, стал Приморский театр оперы и балета. Как и прочие объекты саммитовского наследия (аэропорт, мосты, гостевая трасса, студенческий городок на острове Русский) Театр оперы и балета был призван стимулировать приток туристического потока в город и край — той его части, которая нацелена, прежде всего, на культурный досуг. Но задача эта не решена до сих пор.

Культура требует средств
Храм Искусства периодически испытывает финансовые трудности (возникают проблемы с выплатой заработной платы сотрудникам и долгов контрагентам по хозяйственной части), решаемые, в основном, за счет субсидий из краевого бюджета. Население же Владивостока и Приморья в целом (около 600 тыс. и 2 млн чел. соответственно), очевидно слишком незначительно, чтобы обеспечить Театр необходимым притоком эстетически и духовно ориентированной публики.

«В среднем посещаемость мероприятий Театра сейчас в районе 70% — сообщил в беседе с корреспондентом „East Russia“ исполнительный директор Сергей Самодов, — Но, не спешил бы говорить о незначительности аудитории во Владивостоке. Постепенно она создается. Большая часть зрителей — это местные жители, но уже сейчас 10-15% от всех зрителей — это туристы. К сожалению, туристическая отрасль слишком поздно проснулась. Проекты, которые сейчас генерируются преимущественно Театром и начинают реализовываться совместно с турагентствами, должны были начаться еще в 2013 году. Но туротрасль откровенно это период прозевала. Лучше поздно, чем никогда. Сейчас привлечение туристов в Театр — одна из наших приоритетных задач. Мероприятия Театра в обязательном порядке должны присутствовать в большинстве туристических маршрутов и продуктов. Я рад, что представители туротрасли это, наконец, осознали. И сейчас наше сотрудничество носит исключительно конструктивный и, что важно для бизнеса, обоюдовыгодный характер».

Пока же туристическая отрасль раскачивается в части привлечения в Театр публики из других регионов и стран, культурное учреждение находится в состоянии определенной финансовой турбулентности, впрочем, счастливо избегая попадания в слишком уж критичные «воздушные ямы». Так в мае этого года в отношении Приморского театра оперы и балета контрольно-счетной палатой края были инициированы финансовые проверки, в результате которых выявлено превышение субсидированных годовых расходов на сумму свыше 200 млн рублей. Дело грозило обернуться скандалом и привлечением руководства Театра отнюдь не только к административной ответственности.

Но, как объяснил Сергей Самодов, недоразумение успешно разрешилось: «Просто КСП изначально высчитывало сумму плановых годовых расходов на 2014 год исходя из закрепленного норматива — стоимость одного показа. Умножили этот норматив на плановое количество показов — вот и сумма на исполнение госзадания без учета коммунальных расходов. Но мы, имея фиксированную краевую субсидию на исполнение госзадания, в 2014 году перевыполнили план по показам в два раза. Сотрудники КСП умножили фактическое количество показов на норматив — и получили сумму, превышающую величину субсидии на 200 млн рублей. Однако сама субсидия от того, что мы превысили план не стала больше. Просто де факто стоимость одного показа уменьшилась — нам удалось осуществлять показы за сумму, которая меньше утвержденного норматива. На ряд мероприятий использовались внебюджетные источники».
Сегодня, по словам Самодова, у Театра стоит задача обеспечивать свою деятельность с помощью консолидированного бюджета: «В него входят как краевая субсидия на исполнение госзадания, так и внебюджетные поступления. Пожертвования членов Попечительского совета идут по целевому направлению — на создание постановок и организацию гастрольной деятельности. Доход от приносящей доход деятельности (кассовые сборы) направляются на расходы, которые в плане финансово-хозяйственной деятельности относятся к внебюджетным. Так, мы обеспечиваем услуги охраны и клининга мероприятий Театра, аренду квартир для иногородних творческих сотрудников, закупаем необходимые расходные материалы для текущей деятельности и эксплуатации инженерных систем...».

Запросы театралов депутатов не убеждают...

На последнем заседании Законодательного собрания депутаты приняли решение выделить субсидию Приморскому театру оперы и балета из краевого бюджета в размере 49,5 млн рублей. При этом с оговоркой — «в последний раз». А само обсуждение — нужно или не нужно выделять Театру деньги для погашения всех его долгов — вызвало эмоциональные дискуссии между парламентариями с одной стороны и чиновниками администрации края, руководством Театра — с другой. Первый вице-губернатор Приморского края Василий Усольцев, убеждая краевых депутатов выделить Театру дополнительное финансирование деньги, напомнил им, что потерпеть осталось совсем немного: с 1 января 2016 года, это учреждение культуры станет частью Мариинского театра и перейдет на федеральное финансирование, что позволит краевому бюджету высвободить средства в размере почти 350 млн рублей.
При этом выделенные за счет дополнительного финансирования 49,5 млн рублей пошли Приморскому Театру оперы и балета на компенсацию хозяйственных расходов и выплату долгов по заработной плате — за июль, август, сентябрь. До конца года еще осталось еще почти три месяца, поэтому депутаты не зарекаются от новых просьб о допфинансировании со стороны руководства Театра.

«Весьма вероятно, что в конце декабря руководство Театра снова попросит из краевого бюджета еще несколько десятков миллионов рублей субсидий на компенсацию разных расходов, понесенных творческим коллективом уже в октябре, ноябре и декабре. Да и сам факт перехода Приморского театра в состав Мариинки , честно говоря, вызывает сомнение. Я не видел ни одного официального документа, который бы это подтверждал. Не исключено, что краевой бюджет не избавится от этого бремени и в следующем году. При этом ни меня, ни моих коллег по краевому депутатскому корпусу не убедили доводы руководства Театра оперы и балета насчет того, что их расходы обоснованы. В частности, нам не предоставили никакой внятной информации, сколько же средств идет на оплату труда руководящего состава Театра. И еще возникает вопрос — почему Приморский краевой академический театр, имея бюджет в несколько раз меньший, чем Театр оперы и балета, умудряется сводить дебет с кредитом, а новоявленный храм искусства — не в силах с этим справиться самостоятельно», — изложил в беседе с корр. «East Russia» критическую позицию регионального депутатского корпуса Владимир Беспалов, заместитель председателя комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам Законодательного Собрания Приморского края.

Справка

Государственный Приморский театр оперы и балета во Владивостоке открыт 18 октября 2013 года. Театр спроектирован по образцу оперного театра в Кояне (Южная Корея). При создании интерьеров и оборудования использовался детальный акустический проект. Большие карманы сцены позволяют монтировать декорации параллельно ходу спектакля. По оценке экспертов, театр вошёл в десятку лучших залов России. Театр уникален не только по техническому оснащению, но и по составу творческих и технических специалистов. Средняя зарплата творческого коллектива в Приморском театре оперы и балета составляет около 50 тыс. рублей. При этом зачастую приходится привлекать иногородних артистов, у которых возникают дополнительные траты на съем жилья (во Владивостоке нет или почти нет артистов балета или оперных солистов, также город испытывает определенный дефицит в музыкантах).