Повышением туристической привлекательности Дальнего Востока займется единая дальневосточная круизная компания, которая будет создана уже в этом году.
Совершить восхождение на вулкан, искупаться в кристальной бодрящей воде горного озера, принять грязевую ванну под открытым небом, отведать сваренного в морской воде краба и закусить ухой из собственноручно пойманной чавычи… Все это можно успеть лишь за один день, если все очень тщательно спланировать и если доступен весь необходимый транспорт. Взять все эти вопросы на себя может создаваемая единая круизная компания.
Туристам точно есть чем заняться на Дальнем Востоке. О прелестях местной природы можно говорить долго, впрочем, как и вздыхать об особенностях логистики. Прошли времена, когда, скажем, жители Хабаровска могли позволить себе прилететь в Петропавловск-Камчатский на выходные – просто погулять. Впрочем, эти времена могут вернуться: работает единая дальневосточная авиакомпания, существенно снизившая цены на перелеты между ДВ-субъектами, а также с центральной Россией, в КРДВ идет работа над созданием единой круизной компании, где на первом этапе планируется развивать межрегиональное сообщение между Приморским краем, Камчаткой и Сахалином. Будут задействованы порты Владивостока, Петропавловска-Камчатского, Корсакова. На следующих этапах география расширится и на другие регионы Дальнего Востока и Арктики.
В беседе с корреспондентом EastRussia управляющий директор Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Роман Семенцов рассказал о том, что в начале пути создания единой круизной компании делается акцент на развитие внутреннего туризма, на следующих этапах – в том числе на иностранных туристов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
«Это растущий и перспективный рынок с запросом на новые круизные маршруты. Инициатива ориентирована на привлечение среднего ценового сегмента. Сегодня спрос существенно опережает предложение, при высокой стоимость круизных туров низкая их доступность. Кластерный подход к решению задачи и привлечение разносторонних участников поможет распределить ресурсы и в итоге снизить стоимость», – отметил Роман Семенцов.
Он добавил, что оператор проекта пока не выбран.
«Финальная схема структуры еще не утверждена. Мы ведем переговоры с возможными участниками проекта – это регионы Дальнего Востока, федеральные министерства и ведомства, российские верфи, лизинговые компании и операторы судов, изыскиваем наиболее короткий и при этом самый эффективный для всех участников путь. Дальний Восток очень богат на уникальные природные достопримечательности, при этом добраться до многих из них практически невозможно. Повышение транспортной доступности территорий и развитие внутреннего туризма – одни из приоритетных задач развития макрорегиона. Для решения этих задач мы, в том числе, предлагаем создание единой дальневосточной круизной компании», – уточнил он.
В КРДВ рассчитывают, что удастся выстроить взаимодействие единой круизной дальневосточной компании и единой дальневосточной авиакомпании, в концепции развития которой определена сеть из 66 межрегиональных и 469 местных маршрутов. Выстраивание гибридного тура поможет преодолеть логистические барьеры регионов ДФО и сделать путешествие еще более привлекательным для туристов.
«Конечно, для развития туризма на Дальнем Востоке и в Арктике мы используем все созданные инструменты в отрасли, и совместная работа с единой дальневосточной авиакомпанией позволит достичь синергии. Создание единой дальневосточной авиакомпании стало одним из ключевых результатов работы в 2021 году. Это полноценная межрегиональная компания, в которой каждый из 11 регионов ДФО активно вовлечен в процесс ее развития», – рассказал Роман Семенцов.
Также Минвостокразвития РФ предлагает россиянам, купившим турпродукт в Дальневосточном федеральном округе, субсидировать перелет внутри региона по программе «Открой Дальний Восток». Она предназначена только для граждан России.
По словам генерального директора Владивостокского морского терминала Валерия Нагорного, появление круизного оператора на Дальнем Востоке сейчас своевременно и оправдано. Для жителей региона сейчас работает поддержка внутреннего туризма в части предоставления кешбэка за путешествия по России, единая авиакомпания дает приоритет дальневосточникам для путешествий по ДФО, существует механизм субсидий для авиа-чартеров из западных регионов РФ на Дальний Восток.
«Все это нужно задействовать и для круизной отрасли, для наполнения судов большой вместимости. Надо помнить и о наших азиатских соседях. Страны АТР имеют большой интерес к природе Дальнего Востока и с удовольствием приезжают сюда. Создание круизной компании для Дальнего Востока РФ – своевременный проект», – отметил Валерий Нагорный.
Он добавил, что в настоящее время на Дальнем Востоке конкуренцию новому круизному оператору составить никто не может – предложения нет.
«Небольших круизных компаний на Дальнем Востоке практически нет: есть только одно судно, которое можно отнести к круизному сегменту (с соответствующей стоимостью путешествия) – оно находится во фрахте у новозеландской компании –“Профессор Хромов”– выполняющее в сезон несколько круизных маршрутов по ДФО. Средний ценовой сегмент в регионе вообще не присутствует. В настоящее время в России только на Черном море есть такое предложение для внутреннего рынка».
Нагорный напомнил, что следует разделять рынок пассажирских перевозок и круизный продукт. В части пассажирских перевозок делают шаги на Сахалине – в 2021 году состоялся выход двух новых грузо-пассажирских судов «Адмирал Невельской» и «Павел Леонов» на маршруты Сахалин-Курилы. Это можно осмыслить как базу для формирования туристического продукта, однако эти суда все-таки нельзя отнести к круизным в полном понимании этого слова.
«Если говорить об экспедиционном сегменте, то инфраструктуры в ДФО достаточно – суда длиной до 140 метров осадкой 4-5 метров могут ошвартоваться к причалам Сахалина, Приморья и Камчатки. Но международные круизные операторы не везде смогут причалить на Дальнем Востоке. Здесь проявляется важность скорейшей реализации проекта строительства нового пассажирского терминала в Корсакове – с его появлением основные порты ДФО смогут обеспечить бесшовную технологию для современных круизных судов, вместимость которых, а значит и размеры, существенно возросли в предыдущие годы. Также как для привлечения международных круизных операторов, так и для обеспечения дополнительной загрузки судна круизной компании, планируемой к созданию для Дальнего Востока, принципиально важным является скорейшее внесение изменений в распоряжение правительства РФ №635 от марта 2020 года в части разрешения въезда в РФ иностранных граждан через морские пункты пропуска РФ также, как это разрешено для въезда через аэропорты».
На прошедшем 24-25 февраля на Камчатке деловом форуме «Дальний Восток – зима открытий» состоялась сессия «Круизы будущего: что ждет круизный рынок в России?», где эксперты обсудили восстановление круизного туризма и перспективы его развития в ДФО.
Гендиректор туркомпании Russia Discovery Вадим Мамонтов отметил, что сейчас спрос на круизный туризм превышает допандемийный уровень. Главными магнитами для туристов на Дальнем Востоке ре считает Камчатку, Курилы и Чукотку.
Мамонтов назвал ряд компаний, которые занимаются экспедиционным круизным туризмом, которые обеспечивают этот спрос. Среди них Herritage Expedition, делающая круизы к острову Врангеля, переходы от Анадыря до Петропавловска-Камчатского, заходы на Командорские и Курильские острова. В этом году появилась новая компания Swan Helenic – работает по Алеутским островам, Камчатке, Курилам, Чукотке, острову Врангеля, а также работают компании Avrora Expedition, Lindblad expeditions.
«С этого года добавился новый оператор с интересной программой – российская компания Панарктик Стар – будет делать на судне “Академик Шакальский” круиз от Владивостока до Корсакова с заходом на остров Монерон».
Вадим Мамонтов отметил огромный потенциал Чукотки как круизного направления. Однако оно практически не развито. Среди недостающих звеньев в цепочке камчатского круизного туристического сегмента он отметил нехватку подходящих судов с пассажирскими сертификатами и недостаток брендов для привлечения туристов – западное побережье не представляет интереса для морских путешественников.
Альтернативу крупным пассажирским круизным судам предлагает Хабаровский край: компания «Дальневосточные экспедиции» строит на верфи во Владивостоке и эксплуатирует катамараны морского класса. По словам гендиректора компании Бахта Мавланова, автономные катамараны с запасом хода на 600 км могут уходить от берега на расстояние до 50 миль, перевозить группы из 12 человек. В настоящее время строятся пять катамаранов, шесть эксплуатируются. Но это – история про речные круизы, которые хотят возродить в Хабаровском крае.
Гендиректор камчатского туроператора «Северная экспедиция» Александр Светачев привел на сессии печальную статистику – весь мировой круизный рынок приносит 150 млрд долларов в год, 2% этого объема приходится на Россию, а на Дальний Восток и Арктику – лишь 0,2%.
В этой связи участники дальневосточного рынка круизных перевозок уповают на то, что правительство РФ в этом году утвердило концепцию развития круизного туризма в России до 2024 года. Она предполагает увеличение количества морских и речных круизов в России, а также доступность для россиян. В рамках концепции предусмотрено развитие инфраструктуры круизного туризма и совершенствование мер господдержки предприятий, участвующих в ее создании. Также в планах – расширять маршрутную сеть российских круизов, в том числе в Арктике, Сибири и на Дальнем Востоке, создавать новые экскурсионные программы с посещением особо охраняемых природных территорий.
С учетом текущей геополитической обстановки в мире планы по развитию круизного туризма в ДФО, скорее всего, будут скорректированы.
Юлия Бородина