Поделиться
Курс на Восток
Поделиться

Как раскрыть туристический потенциал Востока России

Уже несколько лет статистика показывает уверенный рост как внутреннего, так и въездного туризма на востоке России. Есть все основания полагать, что это только начало. Чтобы сохранить, а главное, ускорить темпы роста развития туротрасли, предлагается создавать новые точки притяжения туристов, опираясь на эксклюзивные преимущества каждого региона. Проанализируем, что уже сделано и какие задачи предстоит решить для полного раскрытия туристического потенциала востока России – уникального региона, занимающего более трети территории России.

Shutterstock.com
Чем богаты

Несомненно, Дальний Восток и Байкальский регион – особая территория. Это не только уникальные природные ландшафты, живописные заповедники, объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, исторические и этнографические достопримечательности, экзотические кухни и национальные самобытные традиции. 12 регионов востока России – это место пересечения важных маршрутов: сухопутных, морских, культурных. Здесь открываются новые горизонты для создания уникальных турпродуктов, достойно презентующих нашу страну на международной арене.

На территории востока России разместились 12 регионов, у большинства из которых есть выход к морю – оно здесь почти везде. Различные виды туризма – от экологического и спортивного до экстремального и событийного – имеют все шансы на успешное развитие. Ведь здесь расположены 32 заповедника, 16 федеральных заказников, 10 национальных парков, пять объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, несметное количество памятников природы и этнической культуры.

Взлетная полоса

Выгодное географическое положение – непосредственное соседство с густонаселенными и развитыми азиатскими странами (Китай, Япония, Корея) – формирует логичные ожидания по высокому потенциалу въездного туризма. Когда речь заходит об увеличении туристического потока, в первую очередь требуется проанализировать транспортную доступность территорий.

Регулярное авиасообщение с зарубежными странами связывает только часть аэропортов востока России. Из международного аэропорта Владивостока выполняются регулярные рейсы в Китай, Корею, Японию и Таиланд. Из хабаровского аэропорта «Новый» самолеты летают в Китай, Корею и Японию. В Китай и Корею также можно вылететь из Якутска, в Китай и Таиланд – из Иркутска, в Китай, Монголию и Таиланд – из Читы. Налажено авиасообщение между Южно-Сахалинском и Японией и Улан-Удэ и Китаем.

Наземные пункты пропуска действуют в Амурской области, ЕАО, Хабаровском крае и Приморском крае (граница с КНР), в Забайкальском крае (граница с Монголией, Китаем), в Республике Бурятия (граница с Монголией). Работают две регулярные паромные линии: Корсаков (Сахалинская область) – Вакканай (Япония); Владивосток – Донхэ (Корея) – Сакаиминато (Япония). Практика захода круизных судов с иностранными гражданами осуществляется в Чукотском АО, в Камчатском крае, в Приморском крае.

Важно отметить, что самолеты из Москвы летают во все ключевые аэропорты регионов Дальнего Востока и Байкальского региона регулярно. А вот внутри региона авиасообщение налажено не так хорошо – охвачены не все направления.

Железнодорожный пассажирский транспорт действует в зонах Транссиба и БАМа. На территории Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края и Республики Якутия пролегает Восточно-Сибирская железная дорога. Автомобильная дорожная сеть развита преимущественно на юге Дальнего Востока и в Байкальском регионе. Вместе с тем совершенно недоступны для автомобилистов на Дальнем Востоке только два региона – Чукотский АО и Камчатский край.

Стать комфортным

К сожалению, на данный момент туротрасль востока России развита недостаточно. Одна из главных проблем – нехватка, а порой и полное отсутствие объектов инфраструктуры. Чаще всего энтузиасты отрасли создают турпродукты на основе природного потенциала территорий. Доля туризма в валовом региональном продукте регионов составляет лишь 1–2%. Отрасль представлена преимущественно организациями малого бизнеса.

Предложение на рынке все еще не соответствует запросам современных потребителей туруслуг. Наблюдается недостаток классифицированных средств размещения, при этом иностранные гости рассчитывают на условия, сопоставимые с условиями в странах-аналогах. Не хватает средств для формирования полного турпакета, который бы включал в себя питание, связь, бытовые, экскурсионные и транспортные услуги. А туристы готовы покупать именно комплексный продукт.

Следует отметить, что на сегодняшний день сформировалась устойчивая тенденция: государство и бизнес сфокусировали свое внимание на развитии туротрасли востока России. Создаются особые экономические зоны, формируются территории опережающего развития и другие площадки, призванные способствовать экономическому росту. В ТОР «Камчатка» (Камчатский край) и ТОР «Горный воздух» (Сахалинская область) уже зарегистрированы резиденты, реализующие инвестиционные проекты по строительству туристической инфраструктуры: гостиницы, аквапарк, горнолыжный комплекс, аэродром для легкой авиации и т. д. За счет федеральных и региональных средств модернизировали причал для круизных судов (порт Петропавловска-Камчатского), запланировано строительство инфраструктуры для обеспечения термальными водами (зона «Паратунка», Камчатский край).

Частные инвесторы пока несмело, но все-таки разворачивают крупное строительство. Например, развлекательный курорт «Приморье», пожалуй, единственный в России проект, в который инвестируют крупные иностранные компании – лидеры развлекательной индустрии. Малый бизнес тоже наращивает активность: открывает отели и хостелы.

Еще одна мера, способствующая развитию туризма востока России, – упрощение визового въезда. Так, закон «О свободном порте Владивосток», предусматривающий упрощенный визовый въезд на территорию юга Приморского края (аэропорт Владивосток, морской порт, наземные пункты пропуска на границе с КНР), вступил в силу 1 августа 2017 года. Чтобы оформить визу на срок до восьми дней, теперь достаточно за четыре дня до визита подать заявку через Интернет, на специальном сайте.

По мнению экспертов, восток России является крайне перспективным регионом. Первые шаги в сторону развития туризма на этой территории уже сделаны. Но самые главные победы – впереди. Туротрасль Дальнего Востока и Байкальского региона может стать драйвером развития малого и среднего бизнеса, вызовом для качественного скачка в развитии социальной сферы, городской среды, одним из слагаемых успешного повышения качества жизни местного населения.
Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов