Российские регионы наперегонки докладывают об успешно выполненных и даже перевыполненных планах по лесовосстановлению, которое добавит стране плюс в ESG-карму
Попробуем разобраться, что же это за три буквы – ESG - и как добиться карбоновой нейтральности в условиях санкций? В этом автору EastRussia поможет эксперт в области лесовосстановления Вадим Москвичев.
Страницы медиа пестрят заголовками из серии «Рязанская область в лидерах по лесовосстановлению», «В Коми выполнили план по лесопосадкам на 147%». Да что далеко ходить? Среди лидеров по лесовосстановлению оказался и Хабаровский край, здесь на 74 тыс. гектаров высадили 19 млн сеянцев – это 114% от годового плана. Сеяли в основном в тех местах, где бушевали лесные пожары, а также в местах вырубки.
Как правило, восстанавливают лес саженцами хвойных пород деревьев: лиственница, кедр, ель, сосна, но посадить лес – это еще не значит его вырастить: некоторым породам деревьев необходим определенный уход. Да и молодняк, даже если его высадить саженцами, не заменит сразу взрослое дерево, погибшее в огне.
«Приводимая статистика по объемам посадки, мягко говоря, некорректная. Важен уровень приживаемости леса в регионе, а также надо смотреть статистику в разрезе нескольких лет», - комментирует Вадим Москвичев.
Вадим Москвичев, руководитель «Ванинского центра лесоводства», эксперт в области лесоклиматических проектов
По словам специалистов, чтобы «сдвинуть» лесовосстановление, как часть ESG-повестки, необходимо в десятки раз увеличивать площадь посевов, тем более, на Дальнем Востоке. Пока же у нас высаживают гораздо меньше, чем вырубают и сгорает. Выходом могут стать карбоновые фермы, но для них нужны территории: чтобы она «работала, как надо», площадь фермы должны быть не менее четырех тысяч гектаров. Соответственно, чтобы перекрыть вред, наносимый природе людьми и пожарами, на Дальнем Востоке нужны десятки таких карбоновых ферм. Их же пока единицы.
Тут весьма кстати может оказаться предложение вице-премьера Юрия Трутнева, который предложил накрыть весь Дальний Восток режимом ТОР: легче будет реализовать соответствующий инвестпроект. Если, конечно, найдутся инвесторы. Пока же очереди из них как-то не наблюдается. Эксперты говорят, что принципы ESG в нашей стране пока не получили широкого распространения и остаются прерогативой лишь крупных компаний.
Так выглядит карбоновая ферма. Ванинский центр лесоводства
Государство всячески старается простимулировать это направление. К примеру, в России с 1 ноября 2022 года начал действовать утвержденный национальный стандарт зеленого строительства многоквартирных жилых домов. Или вот - ВЭБ выпустил дебютные облигации городского развития, в его кредитном портфеле до 40% зеленых проектов на общую сумму в 572 млрд рублей - это зеленая городская экономика и инфраструктура, зеленая промышленность, зеленая энергетика, новые технологии.
Доходы лесного бюджета в России только растут – в этом году рост составил 3,4%, достигнув почти 54 млрд рублей. Из российских регионов больше всего заработали в Красноярском крае – 4,4 млрд рублей. На втором месте Иркутская область – почти 4 млрд рублей. Примечательно, что два этих региона вместе заработали столько же, сколько и весь Дальневосточный федеральный округ.
При этом в Сибири решили не останавливаться на достигнутом, для этого местные депутаты разработали закон, который должен изменить полномочия власти в обращении с природными ресурсами, что, в конечном итоге, поможет в наведении порядка использования лесов. В частности, предлагается упростить процедуру подачи заявок на реализацию инвестиционных проектов в лесной отрасли. Сегодня это происходит следующим образом: инвестор подает заявку в региональное министерство, там ее рассматривают и после утверждения направляют в правительство края, где также смотрят и лишь после этого передают в федеральное агентство лесного хозяйства. Долго. С инвестором необходимо работать быстрее, ведь он приносит деньги. Логика простая - чем больше зарабатывает лесная отрасль, тем больше можно потратить на лесовосстановление, это одна из основных расходных статей лесного бюджета.
«При всей очевидности, лесовосстановление, к сожалению, не может полностью закрыть вопрос карбоновой нейтральности. Это в России к тому же отсутствует на законодательном уровне, поэтому мы с нетерпением ждем, когда будут внесены соответствующие изменения в Лесной кодекс в части разрешения использования», - рассказывает Вадим Москвичев.
Дым из трубы
Что больше вредит природе – отсутствие леса или дым из фабричной трубы? Вопрос, скорее, риторический. Дым из трубы или след самолета в небе — это непосредственное воздействие на природу, карбоновое воздействие, которое влечёт за собой парниковый эффект.
Собственно, в этом и заключается ESG-политика: производитель должен стремиться к тому, чтобы при производстве своего товара или услуги он как можно меньше делал вредных выбросов в природу. Ну, а если навредил – будь добр, убери за собой или компенсируй, то есть посади дерево пропорционально нанесенному вреду. Или модернизируй оборудование, переходи на возобновляемые источники энергии, используй в производстве максимально щадящие экологию технологии.
«А вот с этим как раз сложнее, - рассказывает Вадим Москвичев. – К сожалению, наша страна может производить далеко не все. Что-то приходится покупать за границей и сегодня, в условиях санкций, эти цепочки нарушены. Приходится пересматривать логистику, поставщиков, из-за этого сдвигаются сроки реализации некоторых инвестпроектов».
Специалисты говорят, что сдвиги сроков реализации проектов это лишь верхушка айсберга. И если ситуация кардинально не поменяется, то сроки будут сдвигать «вправо» все чаще и чаще.
«Даже наш питомник в Ванино на себе это ощутил: мы год назад заказали шведское оборудование – автоматические линии посева и полива, удалось привезти его только сейчас. Что тут говорить о крупных техногенных предприятиях?», - делится Вадим Москвичев.
Сахалин. Площади, подготовленные под лесовосстановление
Выходом опять же может стать перенос акцентов на лесоклиматические проекты, так как по срокам реализации они более прогнозируемые. Да и та же карбоновая ферма дает первые ощутимые результаты уже через пять лет. Причем, ежегодно – по мере того, как подрастает лес – число карбоновых единиц будет только расти.
Второй путь - более дорогостоящий – модернизация производства. Даже если не принимать в расчет сложности, возникшие из-за санкций, это дорого. Очень дорого. Впрочем, государство здесь также идет навстречу – на реализацию климатических программ из бюджета готовы давать льготное финансирование.
Что делать и куда смотреть?
Между тем, на минувшей неделе прошло сразу несколько форумов по ESG-повестке – в Архангельске, Екатеринбурге и Москве. Столичный форум, как водится, оказался самым массовым и вопросы на нем обсуждались глобальные: стоит ли российским компаниям раскрывать свои данные по ESG? Актуальны ли в России международные стандарты или наша страна может пойти по собственному пути?
На ряд этих вопрос участники форума ответили сами себе: европейский ESG-рынок закрылся, но между тем открылись другие - Северная Африка, Ближний Восток, Азия. Это динамично развивающиеся рынки, но с более жесткими требованиями по EGS, чем у Евросоюза, поэтому российскому бизнесу, если он хочет торговать с Азией, необходимо будет подстраиваться под эти требования, а значит и добиваться той самой карбоновой нейтральности. Всеми возможными методами.
Алексей ЕлашESG подразумевает ведение бизнеса на принципах экологической, социальной и корпоративной ответственности. Как наличие или отсутствие ESG может сказаться на жизни обычного гражданина? Чем может аукнуться игнорирование этих принципов бизнесу и государству? Не очередная ли это модная концепция, которая нужна лишь для того, чтобы «кормить» своих апологетов? Участники сессии Сбера «Готова ли Россия к глобальной ESG- трансформации?» искали ответы и на эти вопросы. Модерировал встречу первый заместитель Председателя Правления Сбербанка Александр Ведяхин. Тон дискуссии задал президент, Председатель Правления Сбербанка Герман Греф, его собеседниками стали: министр экономического развития РФ Максим Решетников, заместитель Министра энергетики РФ Павел Сорокин, специальный представитель Президента РФ по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс, Председатель Правления, генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков, генеральный директор ООО «Сибирская генерирующая компания» и АО «СУЭК» Степан Солженицын.
Еще лет 20 назад проблемы изменения климата казались большинству обывателей и предпринимателей надуманным. Сейчас споры большей частью утихли: климат меняется, делает он это быстро, а изменения заметны не только по новостям из других частей света. В России они происходят даже стремительнее, чем в прочем мире. Температура в нашей стране растет в среднем на 0,5 градусов каждые 10 лет. Что делать? Опять этот вопрос! Но в этом случае ответ есть – в первую очередь надо уменьшить объемы выброса углекислого газа - СО2, который образуется при сжигании углеродных типов топлива.
Придерживаться различных вариаций ESG европейские компании из разных отраслей начали еще в 70-х прошлого столетия, но сейчас принципы ESG общемировой тренд. Без соответствия требованиям ESG невозможен позитивный имидж. Инвесторы уделяют следованию принципам ESG не меньше внимания, чем порядку в финотчетности. При этом Западе уже начали решать проблему с выбросами CO2 кардинально - сразу 64 государства приняли резолюцию о достижении углеродной нейтральности уже к 2050 году. При этом и потребление неэкологического топлива должно радикально уменьшиться, практически свестись к нулю. Следование ESG – одно из направлений, ведущих к этой цели.
А что Россия? В качестве исходного посыла Герман Греф привел самый радикальный сценарий – всего их три и разработаны они были в том числе с участием искусственного интеллекта.
- Для достижения общемировой углеродной нейтральности необходимо будет проинвестировать 140 триллионов долларов. Что такое энергопереход для мира? Он коснется не только энергетики и отраслей с высоким углеродным следом, но повлияет на каждого человека. Мы должны будем быстрее внедрять все, что связано с экономией ресурсов, должны будем поменять свое поведение. Энергопереход приведет к кардинальным последствиям для энергетического экспорта России. Цифры уже верифицированы: согласно наиболее радикальному для нашей страны сценарию, 72% падения производства нефте- и газового конденсата, 52% - газа, и 90% - угля к 2050 году. Рынок поверил в ESG-трансформацию. Акции компаний, которые идут в решение этой проблемы и реально начинают заниматься сокращением выбросов, растут. Регуляторы, макроэкономические власти, правительства государств заняты созданием стимулов, и рынок начал это испытывать на себе. ESG выходит на первый план и оказывает драматическое воздействие на экономику и экономическую доходность. Эти изменения уже происходят. Это та тема, которую нужно серьезно начинать обсуждать, - сказал Герман Греф. Избежать радикального сценария можно, если уже сейчас начать трансформацию компаний и производств.
В России к планам европейцев достичь углеродной нейтральности через тридцать лет относятся скептически. По словам участвовавшего в сессии министра экономического развития Максима Решетникова, пока непонятно, с помощью каких мер будут достигаться эти показатели, откуда будут брать инвестиции для всех экологических программ. Он добавил, что в европейских кулуарах даже звучат высказывания: мол, мы просто взяли на себя смелось принять такое решение, но конкретных мер, источников финансирования и расчетов пока нет.
- У нас тоже есть активные компании, которые призывают правительство вырабатывать экологические меры. Очень помогает Сбер. Но вопросов тоже много. Наши северные порты: для них придется искать другие грузы, развивать и менять транспортную стратегию. Безуглеродная металлургия будет на 20-40% дороже обычной. Потребители готовы за это платить? Вырастет мировая инфляция. Так что от чисто климатической повестки нужно переходить к прагматизму и предметному разговору с населением, - добавил министр.
- У нас есть последний доклад ООН по изменениям климата, и там генсек ООН Антониу Гутерриш отметил – эти данные должны стать похоронным звоном для всей угольной и нефтегазовой промышленности. И нам придется сделать два маневра: перейти на иные способы переработки ресурсов и диверсифицировать производство. Нефтехимия, например, может создать более экологичное топливо, - парировл Герман Греф. – И тогда, конечно, цифры могут быть иные.
Однако участвовавший в сессии глава крупнейшей в России угольной компании АО «СУЭК» Степан Солженицын заметил, что экология – это действительно важно. Более того, в его компании реализуют множество экологических и социальных программ, а якобы новая ESG- трансформация – не более чем европейский тренд, а в России нужно решать собственные проблемы.
- Я очень хочу, чтобы отчет был похоронным звоном по другой теме. Сейчас получается, что мы берем европейский взгляд на этот вопрос. Но им, в Европе, дела нет до экологии и рабочих мест в нашей стране. Они еще в 70-90-х решали совсем другие проблемы: чистый воздух и вода, экология, грамотное обращение с отходами. А мы и этого не решили, и сейчас забыли про 95% нашей, действительно актуальной повестки и начнем заниматься климатом, - считает Степан Солженицын. – Но надо думать, что народу важне – чтобы воздух был чистый или очень красивая солнечная станция рядом. Поэтому у нас стоит задача – не декарбонизация, а чистый воздух. Попросту золу и пыль убрать из воздуха. А моногорода, за которые мы также несем ответственность? Нужна диверсификация в этих местах. Вот и получается, что или мы как страна потратим ресурсы, чтобы решать свои проблемы, или чтобы бороться с тем, чего от нас хотят другие?
С ним не согласился специальный представитель президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс. Он тут же вспомнил о том, что и Китай – главный покупатель угля, в том числе у «СУЭК» - тоже объявил углеродную нейтральность. Но главе угольной корпорации нашлось, чем парировать: мол, это не сразу, а до 2030 года планы на поставки угля есть, да еще и с ростом объемов.
«Подслушивал» дискуссию искусственный интеллект от Сбера. Сначала, в первой части сессии, он составил список из самых частых рисков, которые несет ESG-стратегия для России. Сам список по наибольшей опасности с помощью голосования проранжировали гости. Самым опасным большинство признало сокращение занятости и доходов населения. Следом пошли падение экспортной выручки, потеря конкурентоспособности экономики, потеря доходов бюджетов. Причем, традиционные угледобывающие регионы Дальнего Востока в этом пункте оказались в особой зоне риска. Также искусственный интеллект отметил проблемы моногородов и транспортной инфраструктуры, недостаточные инвестиции в нефтяной сектор.
Глядя на такие перспективы, гости форума не могли не поговорить о том, что же делать с таким набором не радужных перспектив. Как отметил Герман Греф, нужно меняться. И даже такие крупные, казалось бы, потери могут стать возможностями.
Тут же искусственный интеллект определил в дискуссии главные возможности, которые предложили спикеры. На первое место в его списке участники сессии поставили развитие возобновляемых источников энергии. Следом оказалось возможность по повышению энергоэффективности экономики, диверсификация производства и бизнеса, увеличение поглощающей способности лесов. Замкнули рейтинг предложения по развитию технологий улавливания и хранения углерода и создание системы учета и торговли выбросами. А Герман Греф предложил еще один вариант, который помог бы все это привести в работающую и реально выполнимую для каждой компании систему.
- Чтобы работать эффективнее, разрабатывать нормативно-правовые акты совместно с правительством, выступать с собственными инициативами, я предлагаю предпринимателям создать альянс. Первую конференцию можно было бы собрать уже в октябре. Думаю, найдутся компании, готовые работать в этом направлении и поддерживать новые, актуальные тренды. Они смогут поучаствовать в разработке климатической стратегии изнутри, договариваться и строить планы на перспективу, которая, в то же время, согласовывалась бы с энергетической стратегией государства.
В рамках 26-го Дальневосточного международного энергетического форума «Нефть и газ Сахалина 2022» состоялась крайне насыщенная дискуссия, которая продемонстрировала слушателям ряд альтернативных взглядов на достижение углеродной нейтральности. Участники диалога, обсудив первый российский (и сахалинский) успех по торговле единицами СО2, вспомнили о том, чего не хватает для дальнейшего развития «зеленой» энергетики в стране. EastRussia публикует основные тезисы, прозвучавшие в диалоге экспертов.
Первым в рамках сессии слово взял специальный представитель президента РФ по вопросам изменения климата Руслан Эдельгериев. Он отметил, что сам факт дебютной продажи углеродных единиц на бирже — событие, к которому Россия шла очень долго, и это говорит о новых возможностях, которые открываются в развитии экономики страны. В то же время, считает Эдельгериев, необходимо работать над всеми аспектами программы устойчивого развития, не останавливаясь на одной лишь декарбонизации.
«Я помню, как идея об этом родилась в довольно узком составе. Но она переросла в большую кампанию, которая будет демонстрировать возможности и способности экономики целой страны. Мы ни в коем случае не можем откатываться теперь назад, потому что весь мир движется к декарбонизации. С другой стороны, и я, и мои коллеги неоднократно говорили, выступая на международном уровне, что из общей программы устойчивого развития нельзя вытаскивать одну цель и подтягивать под нее другие. Это все-таки произошло, и мы сейчас видим проблемы на энергетическом рынке, проблемы с продовольственной безопасностью. Все это — результаты политики, которая подтаскивала все под одну климатическую цель», — отметил Руслан Эдельгериев в своем выступлении.
Также эксперт отметил, что политику России в планах поэтапного достижения углеродной нейтральности нельзя выстраивать однобоко. Более того, Сахалинская область должна стать полноценной платформой для экспериментов, которые будут тиражировать в других регионах — это касается не только выхода на углеродную биржу.
«Эксперимент Сахалинской области показывает: отдельно взятый субъект Федерации, который расположен в непосредственной близости к азиатским рынкам, вовлеченным в процесс, нарабатывает практику, которую можно будет тиражировать на всю Россию. Мы увидим в локальном формате ошибки, которые нельзя транслировать на всю страну, и найдем пути их решения. Учитывая нынешние реалии, мы должны нацеливаться на те рынки, которые формируются сейчас — разворачиваться на восток, и взаимодействовать с другими игроками на добровольных началах. Те проекты, которые начали реализовываться на Сахалине, мы должны выставить на всеобщее обозрение, чтобы понять, как и где их тиражировать в дальнейшем», — подчеркнул спецпредставитель президента РФ.
Помимо этого, Руслан Эдельгериев напомнил о методике измерения качества углеродных единиц. Специалист считает, что при выходе на биржи России ни в коем случае нельзя «заигрывать» с утвержденной системой квотирования и верификации показателей декарбонизации производств. Нужно строго следовать утвержденным правилам, в особенности международным.
«С учетом текущей политической обстановки, нам никаких нарушений и манипуляций не простят», — подчеркнул он.
Заместитель председателя правительства Сахалинской области Вячеслав Аленьков в свою очередь добавил, что Сахалинская область продемонстрировала первый результат в рамках новой климатической повестки меньше чем через месяц после вступления в силу соответствующего регуляторного акта. Федеральный закон, который определяет движение углеродных единиц на рынке, вступил в силу 1 сентября 2022 года. Инициативу островного региона поддержали на федеральном уровне, утвердив пакет нормативных актов, который и позволил совершить первую сделку по продаже углеродных единиц. В начале недели, 26 сентября, на Мосбирже прошли первые торги, где ООО «ДальЭнергоИнвест» продало 20 единиц СО2 (из расчета 1 единица за тонну углекислоты), по 1 тысяче рублей каждая.
«Несмотря на сложившуюся в мире обстановку, задачи этого эксперимента остаются для нас актуальными. Мы стремимся к снижению выбросов углекислого газа, нейтрализации парникового эффекта, создаем свою систему верификации и валидации соответствующих выбросов, системы квотирования предприятий, которые участвуют в регулировании в рамках ФЗ. Наша задача — сделать так, чтобы, несмотря на тренд снижения выбросов СО2 мы соблюли все экономические стимулы развития в Сахалинской области. Уже сформирован пул из 50 компаний с ежегодным выбросом в 20 тысяч тонн СО2. Кроме того, мы собираем список предприятий, у которых выброс ниже, но они хотели бы участвовать в эксперименте добровольно», — отчитался Аленьков.
По мнению зампреда, если первая сделка купли-продажи углеродных единиц прошла успешно, это говорит о том, что инфраструктура создана и работает. Значит, на Сахалине и Курилах можно воплощать в жизнь новые климатические проекты. С ним согласился и руководитель управления окружающей среды ООО «Сахалинская энергия» Андрей Саматов. Он напомнил, что компания-оператор нефтегазодобывающего проекта «Сахалин-2» начинала первые эксперименты по снижению выбросов углекислого газа около 10 лет назад. Поэтому нововведения в федеральном законодательстве практически не повлияли на текущие планы предприятия по добыче углеводородов.
«Мы движемся в том же направлении, которое было намечено еще 10 лет назад и в котором мы постепенно двигались все эти годы», — отметил Андрей Саматов.
В то же время главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач высказал иную точку зрения на текущие проекты по достижению углеродной нейтральности. По его мнению, политика энергоперехода в России в принципе должна отличаться от европейской модели в связи с рядом очевидных особенностей. В частности, речь идет об источниках энергии — в РФ одним из ключевых был и остается уголь, и от этого вряд ли удастся уйти.
«Мы не сможем отказаться от угля по примеру Германии и других стран западной Европы, хотя у нас потенциал повышения эффективности использования этого твердого топлива на тех же котельных огромный. Почти половина котельных в России сейчас — это уголь. Напомню, что у нас и Сахалинская область является производителем и экспортером этого вида топлива. Тема энергоэффективности крайне важна, она никуда не делась. Конечно, нельзя забывать и об альтернативных источниках энергии — солнечных, ветряных. У ВЭБ.РФ такие проекты в инвестиционном портфеле были, но сейчас их нет. Мы считаем, что самые перспективные программы энергосбережения сейчас связаны с модернизацией коммунального хозяйства для снижения текущих потерь, а также с развитием сетей электротранспорта», — отметил Андрей Клепач.
Экономист уверен, что в погоне за трендами «зеленой» экономики нельзя забывать о необходимости доступа к ряду технологий, которые для этого нужны. В сложившейся политической ситуации Россия постепенно теряет возможность пользоваться иностранными разработками, на которых в основном и зиждутся проекты энергоэффективности и декарбонизации. В пример Андрей Клепач привел электропоезда «Ласточка» — один из самых экологичных видов транспорта, где даже сейчас около 20% комплектующих запчастей производятся за рубежом из-за отсутствия аналогов в России. В то же время, отметил эксперт, современный транспорт, заявленный как экологически чистый и энергосберегающий, потребляет огромное количество энергии — в первую очередь речь идет об электрокарах и зарядных станциях, которые необходимы для таких автомобилей. Что касается котельных, добавил Клепач, в России сейчас не производят современные котлы отопления, которые можно было бы использовать для модернизации сетей ЖКХ — их также приходится закупать.
«Нужно понимать всю цепочку проблем, а не одно звено», — подчеркнул экономист.
Эксперт ВЭБ.РФ подчеркнул, что одной только торговлей углеродными единицами устойчивого развития не достичь. По его мнению, следует обратить внимание на развитие источников распределенной энергии, модернизацию гидроэлектростанций, сокращение потери в жилищно-коммунальном хозяйстве и переоборудование городского транспорта. Опираться только на проекты нейтрализации углеродных выбросов, по мнению Андрея Клепача, — ошибочно. Программа развития декарбонизации должна быть комплексной. И, вновь подчеркнул, специалист, все упирается в нехватку технологий. Это, в частности, касается еще одного «зеленого» проекта, в котором принимает участие и Сахалинская область: речь идет о выпуске водорода. EastRussia ранее уже писало о том, что будущее производства гидрогениума в островном регионе покрыто туманом, а перспективы с учетом внешнеполитической ситуации становятся сомнительными. Того же мнения придерживается и эксперт ВЭБ.РФ.
«Возьмем проекты по производству водорода — у нас есть сложности не только с технологией его производства путем электролиза, стоит вопрос и о способах хранения. У нас есть определенные наработки из «Сколково», хотя и там хватает сложностей, но у них есть определенные предложения по выработке, хранению и транспортировке водорода. И эти технологии нам очень нужны. Без технологий мы не получим ни водородного транспорта, ничего. И, насколько я знаю, в рамках Сахалинской области шла речь о производстве водорода в том числе для развития сети железнодорожного транспорта на этом топливе, говорили о проектах продажи тонн водорода на европейский рынок. Все это нереалистично. Сейчас на Сахалине проект будут переориентировать на экспорт в Китай, на рынки АТР. Вот там это будет работать», — резюмировал главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач.
Своей точкой зрения на проекты декарбонизации поделился и член правления корпорации «РусГидро» Роман Бердников. По его мнению, Россия уделяет прискорбно мало внимания существующей гидроэнергетике, которая также относится к низкоуглеродным способам добычи энергии.
«Освоение гидропотенциала на западе составляет 75-80%, в Америке — 65-70%, в России — 20%. У нас под ногами лежат квоты по низкоуглеродной генерации, но мы проходим мимо и придумываем другие механизмы. Если посмотреть страны с самым низким углеродным выбросом — это те страны, которые делали ставку на классическую гидроэнергетику: Бразилия, Норвегия, Китай. Я призываю обратить большее внимание на развитие гидропотенциала в нашей стране. Когда мы говорим о переходе и об эксперименте, то нужно смотреть на надежность такого энергообеспечения. Нельзя все оставлять на одном виде топлива», — подчеркнул Роман Бердников.
В целом же участники дискуссии согласились, что устойчивое развитие в рамках программы нейтрализации углеродного следа на Сахалине и Курилах должно быть разносторонним. Поэтому, отметили участники диалога, необходимо работать во всех направлениях, которые диктует ранее ратифицированное Парижское соглашение, несмотря на то, что Россия фактически оказалась за бортом его основной сферы действия.
Санкционное давление называют одной из главных причин, по которым российский бизнес распробовал «офшоры» на островах Русский и Октябрьский. За один только непростой 2022-й год дальневосточный САР (специальный административный район) получил больше резидентов, чем за всё время своего существования с 2018 года. По оценкам экспертов, в новых санкционных реалиях популярность САРов продолжит расти.
Взрывной рост
«В текущих условиях зарубежные компании российских структур вынуждены искать способы защиты своих активов и продолжения деятельности. Будучи управляющей компанией САР на о. Русский, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики стремится создать максимально комфортные условия как в процессе редомициляции, так и в рамках текущей деятельности компаний. Сегодня можно с уверенностью говорить, что САР стал востребованным инструментом у бизнеса. В текущем году произошел взрывной рост интереса к САРу со стороны иностранных компаний с российским участием», - сообщил EastRussia директор департамента сопровождения САР КРДВ Павел Шейка.
В том, что в текущих экономических условиях и при росте санкционного давления на компании с российскими бенефициарами интерес к специальным административным районам усилится, уверен и директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.
«Правительство все больше адаптирует САРы к новым санкциям: так, с марта 2022 года был упрощен переезд компаний, расширен список для личных фондов россиян и иностранцев, а также компаний, созданных до 1 марта 2022 года. В том числе приток новых резидентов будет происходить в условиях невозможности компаниям из России регистрировать в странах-членах Европейского Союза новые юрлица», - комментирует эксперт.
По его словам, дополнительный рост числа резидентов САРов также увеличится в связи с тем, что с 1 января 2023 года российские компании, у которых более 25% капитала принадлежит владельцам из офшоров, не смогут получить государственные субсидии и бюджетные инвестиции.
«В текущих условиях – это критический фактор для перевода компании в САР из иностранных юрисдикций», - отмечает Кабаков.
Директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов также соглашается, что роль САР в текущих условиях существенно возрастает.
«Заложенная преференционная законодательная база должна выступить не только драйвером регионального развития, но в значительной степени обеспечить развитие импортозамещающих производств, востребованных всей российской экономикой, - акцентирует он. - Важно отметить, что Минфин России не планирует сокращения налоговых льгот и преференций, предоставленных резидентам САР, что выступит благоприятным фактором в реализации долгосрочных инвестиционных проектов».
Защита активов
Напомним, изначально цели создания САР были направлены на деофшоризацию российской экономики и привлечение капиталов и инвестиций в РФ. Резиденты режимов «особого благоприятствования» получают льготы: отсутствие валютного контроля, снижение ставки налога на прибыль, возможность скрывать данные об учредителе и директоре в ЕГРЮЛ, режим «одного окна» для инвестора и другие.
«Регистрация в САР и получение статуса международной холдинговой компании позволяет компаниям иметь статус валютного нерезидента Российской Федерации, использовать льготы по налогу на прибыль (в частности, в разрезе доходов от продажи акций, дивидендов, процентов, роялти) и в целом иметь условия не хуже, чем в иностранных оффшорных юрисдикциях», - пояснили агентству в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики.
По данным КРДВ, сегодня у иностранных компаний, планирующих переезд в Россию, возникают ряд сложностей, связанных с ограниченной логистикой, санкционным давлением, отказом местных провайдеров/ регистраторов/ консультантов от сотрудничества.
«Введённые в текущем году правительством России временные меры по упрощению процедур редомициляции стали важным аспектом, поскольку без таких мер некоторые компании просто не смогли бы осуществить переезд в САР по формальной причине», - рассказали в Корпорации.
С 2018 года на территории Российской Федерации действуют два САРа. Это острова Русский (Приморский край) и Октябрьский (Калининградская область), где зарегистрированы 108 компаний.
При этом с января 2022 года количество сменивших прописку «офшоров» превысило данные 2021 года (34 компании). Только за 4 месяца 2022 года САРы принесли в российский бюджет РФ более 4 млрд рублей налоговых поступлений.
«Офшор» на о. Русском развивается пока не так активно, как на о. Октябрьском. Начиная с 2018 года, когда заработал особый налоговый режим, туда зашли 11 компаний, ранее находившиеся под иностранной юрисдикцией. Ещё одна находится в процессе регистрации. Интерес к регистрации в САР проявляют и российские холдинговые структуры, но пока ни одна российская компания не переехала, отметили в КРДВ.
В числе первых резидентов - международная компания «Финвижн Холдингс» Артура Аветисяна, основной акционер банка «Восточный», и «Доналинк» Андрея Мельниченко, главного бенефициара «Сибирской угольной энергетической компании» (СУЭК).
В 2021 году на Русский переехала «дочка» СУЭК «СУЭК ЛТД» .
10 декабря 2021 года Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики сообщила, что группа «Интеррос» завершила редомициляцию своей кипрской компании «Интеррос Капитал», которая контролирует 31,5% акций ГМК «Норильский никель».
А в непростом 2022-м году САР на о. Русском приобрёл больше резидентов, чем за всё время своего существования с 2018 года. Сразу 6 компаний пополнили реестр его участников.
В марте островную «прописку» получила «Уорлд Боат Сервис лтд», специализирующаяся на перевозке грузов морскими судами заграничного плавания. Затем АО «Вандл Холдингс Лимитед», через которую Саид Керимов владел 76,34% одной из крупнейших золотодобывающих компаний в России «Полюс», передислоцировалось с Кипра во Владивосток (позже попавший под санкции бизнесмен продал 29,99% «Полюса» «Группе Акрополь», а потом и вовсе пожертвовал 100% МКАО «Вандл Холдингс Лимитед» Фонду поддержки исламских организаций).
В июле резидентами приморского САР стали ООО «Хорвик», специализирующееся на деятельности холдинговых компаний и консультировании по вопросам коммерческой деятельности и управления, а также ООО «Руссоль лимитед» - крупнейший частный производитель соли в России.
В августе реестр резидентов пополнило ООО «Алтрасо Венчурз» - основной владелец «Восточной горнорудной компании».
В сентябре ООО редомициляцию завершило ООО «Рашмор», владеющее сетью школ английского языка Ufirst.
По состоянию на 1 полугодие 2022 года участники САР на о. Русский создали 27 рабочих мест, осуществили инвестиции на сумму 388 млн рублей и уплатили более 2,2 млрд рублей в бюджеты различных уровней, из них более 1,3 млрд рублей в бюджет Приморского края.
Дискурс поменялся
Нельзя не отметить, что о преференции специальных административных районов было сломано немало копий.
Некоторые эксперты открыто называли САР «вредоносным» режимом, критикуя их за возможность конфиденциального владения и управления компаниями. «Когда российские юрлица, которые ведут бизнес в России, находятся за пределами российского налогообложения и российской юрисдикции, это обкрадывание российского бюджета», - утверждали оппоненты. Звучали и мнения о том, что режим САР может нарушить межправительственное соглашение и грозит России исключением из системы международных расчётов, порождая совершенно неконтролируемые риски в плане противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Долгое время риск попасть под санкции называли главным сдерживающим фактором развития САР.
Однако после 24 февраля 2022-го года дискурс изменился. Самые «страшные» санкции уже случились. Положение России, как субъекта международного финансового рынка, изменилось коренным образом.
Директор приморской компании «Центр независимых налоговых экспертиз» Галина Ткаченко отмечает, что сегодня бизнесмены начинают убеждаться в том, насколько небезопасно держать свои капиталы за границей.
«И имущество, и денежные средства российских компаний подвергаются необоснованным взысканиям и арестам. Выиграл тот, кто вовремя перешёл под российскую юрисдикцию и сосредоточил свои активы на территории РФ, - комментирует собеседница. – С другой стороны, большинство стран закрыли возможность вывода капиталов из иностранных банков, и сейчас главный вопрос состоит в том, насколько реально вернуть денежные средства из недружественных государств. Тем более что крупные иностранные банки начинают объявлять банкротства».
Кандидат экономических наук, директор департамента финансов Школы экономики и менеджмента ДВФУ Елена Бережнова отмечает, что в условиях неопределённости сложно делать прогнозы: «В текущих реалиях многие хозяйствующие субъекты приостановили свою деятельность. Компании, которые взаимодействовали с зарубежными партнёрами, поставили на паузу поставки и пока не заключают договоры. Все ждут, когда можно будет просчитать возможные риски, а значит, заложить их в условия контракта, минимизировать или нивелировать. Я бы воздержалась от прогнозов, пока сохраняется неопределённость влияния внешних факторов на все экономические процессы».
При этом эксперты соглашаются, что 2022-й год показал – безопаснее всего хранить капиталы в родной гавани. Этот принцип ляжет в основу построения новой экономической модели.
Отметим, как сообщает Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики, ещё 15 компаний рассматривают возможность редомициляции в Приморский край. Пока информация о них не разглашается.
По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).
Если говорить о городах с точки зрения интересности для туристов на Дальнем Востоке, то самый интересный, безусловно, Владивосток. Если говорить о природных достопримечательностях, то, конечно, это же это Камчатка, Курилы, Чукотка, но для среднего туриста цена там будет высокой по сравнению с любым туром по России. Цена путешествия по Дальнему Востоку или Арктическим территориям всегда в разы выше, например, чем путешествие по Кавказу — себестоимость очень высокая: рабочей силы, то есть гидов, водителей; питания, размещения и топлива. При этом есть сложности доступа к тем или иным районам, суровые условия — из-за этого цена путешествия значительно повышается.
Самым дорогим регионом для путешествия по Дальнему Востоку является Чукотка. Например, экскурсия, чтобы посмотреть на китов, обойдется в 30-35 тыс. рублей на человека. На Камчатке похожая история будет стоить 10-12 тыс. рублей.
Важен и вопрос логистики: на Камчатку достаточно прилететь прямым рейсом в Петропавловск и оттуда взять большой тур на семь-десять дней или одиночные экскурсии. А на Чукотку доступен только групповой тур, когда прилетаешь в Анадырь, а дальше встанет вопрос логистики, потому что в самом Анадыре смотреть особо нечего — вокруг тундра, и все. Киты рядом не обитают. Самая крайняя восточная точка России находится достаточно далеко, до нее надо лететь. А из-за непредсказуемой и очень суровой погоды бывает, что туристы ждут вылета от одного дня до недели. Лететь приходится до аэропорта Лаврентия и оттуда уже отправляться на какую-то экскурсию, например, к мысу Дежнева или смотреть на китов.
Получается, что чем южнее, тем дешевле путешествие. Юг Дальнего Востока — это Владивосток, выше Хабаровский край с Шантарскими островами. Но там нужно сразу закладывать стоимость тура в 250 тыс. рублей, где все включено: питание, экскурсии, трансферы, перелет из Хабаровска. Затем идут Курилы и Камчатка, однако там будет дешевле отдохнуть, потому что это более цивилизованная история: можно жить в отеле и каждый день бывать на экскурсии. На Шантарах же это автономное путешествие в полутысячах км от ближайшего населенного пункта. Самое дорогое, как я уже указывал — Чукотка с ее сложной логистикой. Путешествие в этот регион обычно начинается от 250 тыс. рублей.
Во Владивостоке же можно снять отель (есть, как очень дорогие — 50-60 тыс. рублей в сутки, так и дешевые, например, можно снять квартиру от пяти тыс. рублей в сутки), самому погулять по городу, воспользоваться общественным транспортом, выйти на небольшую морскую экскурсию, посетить сафари-парк, океанариум, музеи, достопримечательности. Путешествие во Владивосток можно назвать альтернативой посещения нашего самого западного города — Калининграда, который очень популярен у туристов.
На Дальнем Востоке туристу, по моему мнению, обязательно нужно посетить Владивосток, Камчатку, а также не менее впечатляющую, но еще слабо изученную историю — Северные Курилы — Парамушир, Онекотан, остров Атласова. Это три самых интересных острова северных Курил. При этом все их можно посетить за одно путешествие. Также обязательно нужно увидеть невероятно красивый остров Итуруп — самый комфортный остров на Курилах: там много гостиниц, есть несколько ресторанов, хорошие грунтовые дороги ко всем достопримечательностям — доехать можно легко и быстро. Все это можно назвать мини-версией Камчатки, Йеллоустона. А впечатлений производит не меньше, чем Камчатка, которая уже стала туристическим брендом в масштабах всей страны,
Да, пока не все красоты Дальнего Востока доступны туристам. Нужно больше отелей, больше самолетов, а вот цены нужны ниже — на эти самолеты, на отели. На Камчатке сейчас это активно развивается, вводятся и строятся новые гостиницы в большом масштабе. Но это оборачивается тем, что территория теряет свою уникальность и интересность. Когда ты хочешь полюбоваться, например, какой-то достопримечательностью, приходишь туда и оказываешься уже не среди двух-трех групп по 10-15 человек, а среди 100 человек — это совершенно другие впечатления, это все портит, вызывает раздражение, негатив. Ведь это не пляж, где можно лежать, смотреть на море и загореть под солнцем среди десятков тысяч людей, а история с природными достопримечательностями — совсем другая. Поэтому я не стал бы стремиться занижать цены, пусть будет меньше гостей. По моему мнению, пусть лучше каждый россиянин раз в жизни побывает на Камчатке, а десять или 50 раз съездит на Черное море. Посещение Камчатки, Дальнего Востока будет действительно уникальным опытом, который он запомнит на всю жизнь. И все получат максимум удовольствия, когда гостей на природных достопримечательностях будет не так много, чтобы толпой не затмить ее.
Правительственная комиссия одобрила создание международных территорий опережающего развития (МТОР) на Дальнем Востоке. Они будут привлекать иностранных инвесторов и выпускать товары с высокой добавленной стоимостью. Предполагается, что создавать такие экономические зоны можно будет после 1 апреля 2024 года. Основным партнером в этом направлении региональные и федеральные власти видят Китай. Нужны ли Поднебесной российские ТОР и как в них заманить инвесторов, рассуждает востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.
Также важно понимать, что российские ТОР не лучше и не хуже остальных. Сегодня они конкурируют с другими подобными зонами на территории Малайзии, Индонезии, Вьетнама, других стран, куда приходит Китай. Поэтому надо все время проводить сравнение преференциальных политик и показывать, чем мы лучше, например, преференционной территории в той же Малайзии, куда Китай сегодня много вкладывает. Китайский инвестор будет вкладываться не потому, что он дружит с Россией, а потому что это ему выгодно.
Третий важный момент в том, что большинство потенциальных инвесторов в российские ТОР — это инвесторы северо-востока Китая, наши основные партнеры по российскому Дальнему Востоку. И здесь есть одна особенность: китайский северо-восток, прежде всего провинции Хэйлунцзян, Дилинь, Ляонин — это падающий рынок, а не растущий, по крайней мере, за последние два года. Там резко падает население, и сегодня оно составляет 95 млн человек, что по российским масштабам грандиозно, но по китайским — немного. Большинство производителей в этом регионе — скорее не инвесторы, а покупатели или продавцы, которые занимаются экспортно-импортными операциями. Вкладываться в ТОР для них не очень интересно. Но самое главное, при сопоставимых капиталовложениях на территории Китая, когда компания из КНР вкладывается внутри страны, она может получить ряд поощрительных мер, не хуже, чем в российских ТОР, например, кредиты меньше 3% от своих банков. Соответственно наш конкурент по вложениям — сам по себе Китай.
Это не значит, что все плохо, просто я указал на серьезные недостатки. Нам нужно работать очень точечно. Есть несколько десятков инвестиционных компаний в Китае. Грубо говоря, если компания занимается нефтепереработкой, то не факт, что она будет вкладываться в нефтеперегонный комбинат в российской ТОР. Нам нужно выходить обязательно на те компании, которые имеют опыт и, самое главное, имеют привычку к инвестированию на внешних рынках. Для этого с российской стороны должны быть специально подготовленные люди, которые тщательно проработают бюджетный план, оформят его именно так, как принято в Китае, а не как в России, и предложат его в КНР.
Плюс к этому нужно повысить эффективность Восточного экономического форума — наверняка имеет смысл вернуться к изначальной задумке и сделать его эффективным инструментом капиталовложений. Мы видим, что многие участники форума, в том числе китайские — это администрации регионов или компании, которые не играют большую роль в инвестиционной политике. Нам надо адресным, точным образом приглашать компании, пользуясь ВЭФ, показывать им потенциал, и самое главное, повышать эффективность круглых столов, где идет не рассказ о компаниях, а рассказ о перспективах и форматах вложений. На мой взгляд, многие китайские компании просто не понимают механизмов ТОР, и вот здесь надо проводить мастер-классы для компаний из КНР.
Есть некие традиционные, стандартные направления, в которые вкладывается китайский бизнес. Прежде всего, Китай вкладывает в те СЭЗы (свободные экономические зоны) и в те ТОРы, где выход на операционную прибыль можно получить за три-четыре года. Чаще всего это дает туристический бизнес и туристическая инфраструктура или же совместная инфраструктура, когда продукция из этих ТОР пойдет в Китай и он сам по себе гарантирует закупки. Это может быть нефтепереработка, создание совместных агропредприятий, на что Китай, на мой взгляд, готов пойти.
Китай почти не идет на создание больших промышленных предприятий, если они создаются с нуля. А вот если речь идет о докапитализации уже существующего предприятия, то готов вкладываться. Плюс к этому китайцы обязательно смотрят на готовность инфраструктуры. Китай привык к тому, что когда его компании заходят в СЭЗы в других странах мира, то там уже есть готовые цеха, подъездные пути и другая инфраструктура. Например, когда целый ряд наших ТОР будет готов или будет находиться в финальной стадии готовности, я думаю, что очень велика вероятность, что Китай может в них зайти при правильной постановке вопроса.
Что касается международных ТОР, то они, на мой взгляд, не ухудшат и не улучшат ситуацию. Просто это несколько другой подход, но сам по себе он не решит никаких вопросов. Грубо говоря, это расширение предложения. В любом случае, нам придется работать с крупными китайскими фондами, работать на уровне долгих опытных переговорщиков, чтобы создать такую международную ТОР. Мы должны понимать, что надо привлечь десятки российских переговорщиков для того, чтобы нормально довести это дело с Китаем до финальной точки. Просто какие-то наезды делегаций в Китай или приезд китайских делегаций в Россию, вопроса не решит. Речь идет о системной работе в течение как минимум года, а то и больше.
Правительство России до середины апреля 2024 года должно принять конструктивное решение о ж/д перевозке лососей и сардины иваси с Дальнего Востока в центральные регионы страны. О том, как это скажется на ценах на рыбу для конечных потребителей, и помогут ли субсидии дальневосточным рыбакам, размышляет президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
ВАРПЭ предлагала распространить льготный тариф на перевозку рыбопродукции на горбушу, сельдь и сардину иваси в 2021 году. Правительство решило начать с минтая — главного промыслового ресурса страны с долей в ежегодном вылове свыше 35% (около 1,8-1,9 млн тонн). Это решение дало свои результаты и стало одним из стимулов для роста поставок продукции на внутренний рынок. За два года с использованием субсидии по железной дороге перевезли почти 180 тыс. тонн минтаевой продукции.
Субсидия на перевозку горбуши, самого массового вида лососевых, будет способствовать увеличению ее предложения на прилавках, что позволит удовлетворить высокий спрос со стороны россиян. Как показало исследование ВЦИОМ, которое центр провел для ВАРПЭ в мае 2023 года, горбуша занимает вторую строчку в рейтинге любимых видов рыбы в России. Она уступает лишь скумбрии и сельди, которые делят между собой лидерство. У молодежи от 18 до 24 лет горбуша также на втором месте, но пока ее немного опережает форель.
С сардиной иваси ситуация иная: сейчас эта рыба недооценена переработчиками и ретейлерами из центральной части России. Повышение ее ценовой доступности могло бы стать стимулом для изменения ситуации. Иваси является полноценным аналогом сельди, при этом ее выгодно отличает более нежное и сочное мясо. Напомню, что в СССР она продавалась под брендом «сельдь иваси», который наряду с килькой в томатном соусе стал рыбным символом эпохи развитого социализма. В начале 90-х популяция иваси почти исчезла. Промысел после 25-летнего перерыва возобновили в 2018 году. В прошлом году наши рыбаки добыли 543,9 тыс. тонн иваси — в 1,9 раза больше, чем годом ранее. Такие высокие уловы ожидаются в ближайшие годы, что в комплексе с субсидированием доставки иваси должно повысить ее привлекательность для переработчиков европейской части страны, а это значит, что на российских прилавках может расшириться ассортимент пресервов, консервов, копченой и соленой рыбы.
Одновременно с этим, чтобы субсидия действительно стала импульсом для развития внутреннего рынка, важно грамотно проработать механизм ее практической реализации. Во-первых, учесть сезонность промысла при планировании заявочной кампании на получение этой меры поддержки. Так, основной объем минтая добывается зимой, красная рыба — летом, а иваси — летом и осенью. Во-вторых, предусмотреть достаточное финансирование программы: ее расширение должно сопровождаться увеличением объема бюджетного ассигнования. Мы оцениваем потребность такого финансирования в 1,5 млрд рублей ежегодно.