Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Forest in the Far Eastern Federal District: it’s impossible to count

In Russia, there is still no accurate centralized information on available forest resources in the Far East

The Far East is the leader in forest smuggling in Russia, while the volume of illegal logging is impossible to establish. The country does not have accurate centralized data on high-quality forest management; for most of the macroregion, it has not been carried out for many decades.

Forest in the Far Eastern Federal District: it’s impossible to count
Photo: pixabay.com

How many forests are there in the forest?

Openness and reliability of information on accessible forest resources, on which the prospects for forestry activity depend, is one of the most pressing issues of the industry, say public figures and politicians, representatives of the executive branch and business.

“Today we see that this information is not, and it is scattered. A variety of government bases provide completely different data. As for information on forest management, for the most part these are documents 10-15-20 years old, which does not allow worthy planning of any business. And we won’t be able to manage these resources effectively until we have a single information space, ”said Nikolai Nikolaev, Chairman of the State Duma Committee on Natural Resources, Property and Land Relations.

According to him, this state of affairs plays into the hands of only the shadow business. Representatives of the forest business agree with this.

“Forest inventory information today is the main source of quantitative and qualitative data on forest resources. It is critically important that the forest inventory materials are relevant (carried out no more than ten years ago) and accurate, since economic measures in the forest area and the effectiveness of forest management depend on this. Unfortunately, now in Russia these indicators are low, and businesses have to bear the costs of forest management, performing the state function, ”says Alexander Protchenko, head of the Forest Management department at Sveza.

This situation is typical for the whole country, and for the Far East in particular. Not so long ago, the head of the forest department of Greenpeace Russia, Alexei Yaroshenko, said that official information on the stocks of Far Eastern timber (according to Rosleskhoz for 2019, in the Far Eastern Federal District, on average, they amounted to 74 cubic meters per hectare - approx. Ed.) Is deliberately unreliable, since high-quality forest management most of the region has not been carried out for many decades.

He notes that the Far East is a territory initially rich in forest resources, depleted by decades of predatory forest management and catastrophic forest fires. According to Yaroshenko, if we continue to use the territory suitable for forest use, increasing volumes of harvesting and not investing in intensive forest cultivation and protection from fires, then valuable productive forests will be finished within the next decade.

The ecologist points out that the methodological base is becoming obsolete. For example, the estimated cutting area is determined according to old algorithms prepared in due time for other natural and economic conditions.

In order to rectify the situation, Roslesinforg Federal State Budgetary Institution (subordinate to the Federal Forestry Agency) is developing a new work technology based on an automated taxation procedure based on statistics from the state forest inventory and automation of the interpretation of satellite imagery.

“Modern digital technologies are being actively introduced, which allow high-quality work to be carried out in large areas using automated processing and analysis of Earth remote sensing data using machine learning. To increase efficiency, criteria and a zoning scheme for forest lands for forest management purposes have been developed for the intensity of forest use and forest management. This will improve the quality of information about forests, optimize the costs of production and support for work in the zone of intensive forest management, ”EastRussia was told in the Federal Forestry Agency.

The introduction of new methods should reduce the time for providing relevant data by several times. According to the agency’s plans, the relevance of information about forests in the zone of their active use will be brought up to 90% over the next ten years.

The log was at stake

At the same time, within the framework of the Digital Government Administration project of the Digital Economy national program, Rosleskhoz developed the concept of the Digital Forest electronic platform. The mechanisms for its implementation are now being actively discussed at various venues, including with State Duma deputies, since innovation will require changes in forest legislation.

“We approach it a little more broadly, because information on forests in itself is half the battle, without the practical application of this information, the system will not be completely effective, and its creation will probably not be justified enough,” says the deputy director of the state department policy and regulation in the field of forest resources and hunting economy of the Ministry of Natural Resources Roman Rudakov. - Therefore, we proceed more from the fact that this information should be consistent with the mechanisms for providing forest plots for use, should enable a potential forest user to not only receive information about the territories that he wanted to use, but also give him the right to exercise, in fact, get these sites. "

The official agrees that the future information resource should be correlated with existing databases, for example, with the Unified Automated System for Accounting of Wood and Transactions with It (Les-EGAIS). Otherwise, there are two sources of information that relate to the legality of logging.

It is expected that the Digital Forest platform will bring together the best technological developments, summarize data from existing forestry information systems and related departments.



“The prototype of the cartographic component of this system has already been implemented by the Roslesinforg Federal State Budgetary Institution in the form of an interactive map of the Forests of Russia, where for the first time at the federal level information on leased forest plots is combined and visualized on a cartographic web resource. Today, the map displays data from statistical reporting forms of the state forest register, data on illegal logging, on reserves and much more, ”the Rosleskhoz press service said.

Forest managers are only happy with the advent of digitalization. However, nowadays enterprises only use digitized forest maps and electronic taxation descriptions in a targeted manner. Only affluent companies can afford this.

“Those companies that have the resources to buy ready-made digital maps and databases from Roslesinforg or create information systems on their own have completely switched to digital, which is probably less expensive, but more laborious. For the rest of the tenant-loggers, it is either too expensive or the staff does not have the competencies for high-quality digitization, ”said Alexander Protchenko, representative of Sveza, to EastRussia.

In his opinion, the Digital Forest project has a chance to change the situation: make digital maps available, increase the relevance and accuracy of forest data, make the dialogue between business and government more substantive, based on real information about resources, and facilitate the selection of sites for new projects . “Now in some regions the process is carried out“ manually ”: for the investor they provide paper extracts from the register of forest plots with forest blocks free from rent. Document preparation is becoming a long and inefficient process. When free sites are presented on an interactive map, selecting a resource base for investment projects will become easier and faster, ”said the manager.

A look from space

In 2017, after legislative changes, information on the availability of accessible areas for forest management was also able to be published on their Internet resources by state authorities of the regions and municipal self-government, which also required the development of approaches to digitalization. In the Far East, the Khabarovsk Territory turned out to be the most advanced in this matter, having developed its solution based on the Kedr satellite forest monitoring system. The latter initially served mainly to combat the black lumberjacks. By the way, according to the Accounts Chamber, in 2018 the Khabarovsk Territory accounted for 3,9% of the total damage from illegal logging in Russia, which is less than a number of other forest regions of the country.

With the participation of the Regional Ministry of Information Technology and Communications, various documents were digitized, ranging from forest inventory materials, which are usually stored on paper tablets in forestries, to forest declarations, forest development projects, and lease agreements. The integrated system was based on an algorithm for automatically comparing satellite images that are taken at a certain interval. Using them with high accuracy online you can understand where the forest cover has changed.

“They outlined the outlines of forest areas where timber harvesting should be lawful. In accordance with this, we can analyze how intensively the economic activity is conducted, whether it goes beyond the framework of the declaration, etc., ”the ministry explained. - After that, we analyzed all the legislation, made a kind of robot that in a few seconds decides to accept or not a forest declaration, does the forest management project comply with the forestry regulations. The system compares whether logging is allowed in this area. ”

It is expected that the experience of the Khabarovsk Territory will be extended to other regions of the Far East. In addition, it can be taken into account when creating the regional portal Lesvostok.RF in 2020, the work on which is under the auspices of the Ministry for the Development of the Far East with the involvement of the Development Fund for the Far East and the Arctic (FRDV). It is assumed that the Internet service will consist of several blocks, including an open interactive map on which the investor will be able to select the forest of interest to him, and send an application for transfer of the cutting area for use to the authorized body through electronic document management. An online trading platform is also provided for the distribution of rights to use forest plots through an auction, which, according to the initiators of the project, will exclude closed and non-transparent mechanisms for allocating plots, and the terms for their provision will be reduced by three times.

EastRussia FRDV informed that it is planned to use modern technologies for forest monitoring and assessment, automated aerial photograph analysis, electronic accounting and workflow in creating the web resource, but refrained from detailed comments.

As Rosleskhoz was informed, according to the results of the experiment to create the Lesvostok.RF portal, the optimal way to implement this service throughout Russia will be determined. In turn, the Chairman of the State Duma Committee on Natural Resources Nikolai Nikolaev believes that the development of the timber industry of the Far East cannot be considered in isolation from other forest regions, since the measures taken in one form or another affect the industry as a whole.

August 13: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Лес в ДФО: рубить нельзя подсчитать

В России до сих пор нет точной централизованной информации о доступных лесных ресурсах на Дальнем Востоке

Дальний Восток является лидером по контрабанде леса в России, при этом объемы незаконных рубок установить невозможно. В стране нет точных централизованных данных о качественном лесоустройстве, на большей части макрорегиона его не проводили в течение многих десятилетий.

Лес в ДФО: рубить нельзя подсчитать
Фото: pixabay.com

Сколько в лесу леса?

Открытость и достоверность сведений по доступным лесным ресурсам, от которых зависят перспективы лесохозяйственной деятельности — один из наиболее насущных вопросов отрасли, говорят общественники и политики, представители исполнительной власти и бизнеса.

«На сегодняшний день мы видим, что этой информации нет, и она разрознена. Самые разные государственные базы предоставляют абсолютно разные данные. Что касается информации по лесоустройству, то в большинстве своем это документы 10-15-20-летней давности, что не позволяет достойно планировать никакой бизнес. И управлять этими ресурсами эффективно мы не сможем до тех пор, пока у нас не будет единого информационного пространства», — заявил председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

По его словам, такое положение дел играет на руку только теневому бизнесу. С этим согласны и представители лесного бизнеса.

«Лесоустроительная информация сегодня — основной источник количественно-качественных данных о лесных ресурсах. Критически важно, чтобы материалы лесоустройства были актуальными (проведенными не более десяти лет назад) и точными, поскольку от этого зависят хозяйственные мероприятия на лесном участке и эффективность лесоуправления. К сожалению, сейчас в России эти показатели на низком уровне, и бизнесу приходится нести расходы на проведение лесоустройства, выполняя государственную функцию», — рассказывает руководитель направления «Лесоуправление» компании «Свеза» Александр Протченко.

Такая ситуация характерна для всей страны, и для Дальнего Востока в частности. Не так давно руководитель лесного отдела Гринпис России Алексея Ярошенко заявил, что официальные сведения о запасах дальневосточной древесины (по данным Рослесхоза на 2019 год, в ДФО они в среднем составляли 74 кубометра на гектар — прим. ред.) — заведомо недостоверны, поскольку качественное лесоустройство на большей части региона не проводилось в течение многих десятилетий.

Он отмечает, что Дальний Восток представляет собой изначально небогатую лесными ресурсами территорию, истощенную десятилетиями хищнического лесопользования и катастрофическими лесными пожарами. По мнению Ярошенко, если продолжать пользоваться пригодной для лесопользования территорией, наращивая объемы заготовки и не вкладываясь в интенсивное лесовыращивание и охрану от пожаров, то ценные продуктивные леса будут добиты в течение следующего десятилетия.

Эколог указывает, что устаревает и методологическая база. К примеру, расчетная лесосека определяется по старым алгоритмам, подготовленным в свое время для других природных и хозяйственных условий.

Чтобы исправить ситуацию, ФГБУ «Рослесинфорг» (подведомственно Федеральному агентству лесного хозяйства) разрабатывает новую технологию работ, в основе которой лежит автоматизированная процедура таксации на основе статистики государственной инвентаризации лесов и автоматизирования дешифрирования материалов космической съемки.

«Активно внедряются современные цифровые технологии, которые позволяют проводить качественные работы на больших территориях с использованием методов автоматизированной обработки и анализа данных дистанционного зондирования Земли с применением машинного обучения. Для повышения эффективности разработаны критерии и схема зонирования земель лесного фонда для целей лесоустройства по интенсивности использования лесов и ведения лесного хозяйства. Это позволит повысить качество информации о лесах, оптимизирует затраты на производство и обеспечение проведения работ в зоне интенсивного лесопользования», — сообщили EastRussia в Рослесхозе.

Внедрение новых методов должно сократить срок обеспечения актуальными данными в несколько раз. По планам ведомства, актуальность информации о лесах в зоне их активного использования будет доведена до 90% в течение ближайших десяти лет.

 

Бревно поставили на карту

Одновременно в рамках проекта «Цифровое государственное управление» нацпрограммы «Цифровая экономика» Рослесхоз разработал концепцию электронной платформы «Цифровой лес». Механизмы ее реализации сейчас активно обсуждают на разных площадках, в том числе с депутатами Госдумы, поскольку новшество потребует изменений в лесном законодательстве.

«Мы подходим к ней немножко шире, потому что сама по себе информация о лесах — это половина дела, без практического применения этой информации, система будет не вполне эффективна, и ее создание, наверное, не будет достаточно оправдано», — рассуждает замдиректора департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов и охотничьего хозяйства Минприроды Роман Рудаков. — Поэтому мы больше исходим из того, что эта информация должна соотноситься с механизмами предоставления в пользование лесных участков, давать возможность потенциальному лесопользователю не только получать информацию о тех территориях, которые он хотел получать в пользование, но и давать ему реализовать свое право, собственно, получить эти участки».

Чиновник согласен с тем, что будущий информационный ресурс должен коррелироваться с уже имеющимися базами данных, к примеру с Единой автоматизированной системой учета древесины и сделок с ней (Лес-ЕГАИС). В противном случае появляются два источника информации, которые касаются законности заготовки древесины.

Ожидается, что платформа «Цифровой лес» объединит лучшие технологические наработки, обобщит данные существующих информационных систем лесной отрасли и смежных ведомств.



«Прототип картографической составляющей этой системы уже воплощен ФГБУ "Рослесинфорг" в виде интерактивной карты "Леса России", где впервые на федеральном уровне объединена информация об арендованных лесных участках и визуализирована на картографическом веб-ресурсе. Сегодня на карте отображены данные статистических форм отчетности государственного лесного реестра, данные о незаконных рубках, о заповедниках и многое другое», — сообщили в пресс-службе Рослесхоза.

Лесопереработчики только рады появлению цифровизации. Однако сейчас предприятия лишь точечно применяют оцифрованные лесные карты и электронные таксационные описания. Позволить себе такое могут только обеспеченные компании.

«Полностью перешли на цифру те компании, которые обладают ресурсами для покупки готовых цифровых карт и баз данных у Рослесинфорга или создания информационных систем самостоятельно, что, возможно, менее затратно, но более трудоемко. Для остальных арендаторов-лесозаготовителей — это либо слишком дорого, либо персонал не обладает компетенциями для качественной оцифровки», — объяснил EastRussia представитель компании «Свеза» Александр Протченко.

По его мнению, у проекта «Цифровой лес» есть шанс изменить сложившуюся ситуацию: сделать доступными цифровые карты, повысить актуальность и точность данных о лесах, сделать диалог бизнеса и государства более предметным, основанным на реальной информации о ресурсах, облегчить подбор участков для новых проектов. «Сейчас в некоторых регионах процесс выполняется "вручную": для инвестора предоставляют бумажные выписки из реестра лесных участков со свободными от аренды лесными кварталами. Подготовка документов становится долгим и неэффективным процессом. Когда свободные участки будут представлены на интерактивной карте, подбор ресурсной базы под инвестпроекты станет проще и быстрее», — отмечает менеджер.

 

Взгляд из космоса

В 2017 году, после законодательных изменений, информацию о наличии доступных участков к лесопользованию смогли публиковать на своих интернет-ресурсах и органы государственной власти регионов и муниципального самоуправления, что также потребовало развития подходов к цифровизации. На Дальнем Востоке наиболее продвинутым в этом деле оказался Хабаровский край, разработавший свое решение, отталкиваясь от системы спутникового мониторинга лесов «Кедр». Последняя изначально служила, главным образом, для борьбы с черными лесорубами. Кстати, по данным Счетной палаты, в 2018 году на Хабаровский край приходилось 3,9% общего ущерба от незаконных рубок в России, что меньше чем у ряда других лесных регионов страны.

При участии краевого министерства информационных технологий и связи были оцифрованы различные документы, начиная от материалов лесоустройства, которые обычно хранятся на бумажных планшетах в лесничествах, и заканчивая лесными декларациями, проектами освоения лесов, договорами аренды. За основу комплексной системы взяли алгоритм автоматического сопоставления космических снимков, которые делаются с определенным интервалом. По ним с высокой точностью в режиме онлайн можно понять, где изменился лесной покров.

«Обозначили абрисы лесных участков, где заготовка древесины должна вестись законно. В соответствии с этим мы можем делать анализ, насколько интенсивно ведется хозяйственная деятельность, не выходит ли она за рамки декларации и т. д.», — объяснили в министерстве. – После этого проанализировали все законодательство, сделали своего рода робота, который за несколько секунд принимает решение принять или нет лесную декларацию, соответствует ли проект освоения лесов лесохозяйственному регламенту. Система сопоставляет, разрешены ли рубки на данном участке».

Ожидается, что опыт Хабаровского края распространят на другие регионы Дальнего Востока. Кроме того, его могут учесть при создании в 2020 году регионального портала Лесвосток.РФ, работа над которым идет под эгидой Минвостокразвития с привлечением Фонда развития Дальнего Востока и Арктики (ФРДВ). Предполагается, что интернет-сервис будет состоять из нескольких блоков, включая открытую интерактивную карту, на которой инвестор сможет выбрать интересующий его лесной массив, и отправить заявление о передачи лесосеки в пользование в уполномоченный орган посредством электронного документооборота. Также предусмотрена онлайн торговая площадка для распределения прав пользования лесными участками через аукцион, что, по мысли инициаторов проекта, исключит закрытые и непрозрачные механизмы выделения участков, а сроки их предоставления снизятся в три раза.

В ФРДВ EastRussia сообщили, что при создании веб-ресурса планируется задействовать современные технологии мониторинга и оценки леса, автоматизированного анализа аэрофотоснимков, электронного учета и документооборота, но от подробных комментариев воздержались.

Как проинформировали в Рослесхозе, по итогам эксперимента по созданию портала Лесвосток.РФ будет определен оптимальный путь внедрения этого сервиса на территории всей России. В свою очередь председатель комитета Госдумы по природным ресурсам Николай Николаев считает, что развитие лесопромышленного комплекса Дальнего Востока невозможно рассматривать в отрыве от других лесных регионов, поскольку принимаемые меры в том или ином виде влияют в целом на отрасль.

3 апреля: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика