Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
The wood is cut - chips do not reach - EastRussia | News Amur Region

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The wood is cut - chips do not reach

Far Eastern forest is more profitable to sell "raw"

The wood is cut - chips do not reach

Export of the Far Eastern forest has been steadily declining in recent years. However, experts predict the development in the macroregion of timber processing, for which the government raised duties on the export of round timber.

The Far East forms one third of all Russian exports of timber. According to EastRussia.ru in the Department of Forestry in the Far Eastern Federal District, the territory of the district occupies 616,9 million hectares, of which more than 80% (496,6 million ha) is the area of ​​the forest fund. As of 1 January 2014 year in the territory of the county there are 6815 lease agreements for forest areas and contracts of permanent unlimited use, including the 801 contract for the harvesting of timber. The area of ​​use of forest areas under lease agreements is 75,3 million hectares - this is 15% of the total land area of ​​the district's forest fund, while 36% of leased areas are used for logging.

"In the Far East, 11 investment projects are being implemented in the area of ​​forest development, including 5 in the Khabarovsk Territory, 3 in the Primorsky Territory, 2 in the Amur Region and 1 in the Sakhalin Region. The total declared volume of investments in projects is 47,20 billion rubles. At 1 January, 37,77 billion rubles were invested. In the budget system of the Russian Federation, enterprises implementing priority investment projects, transferred 497,37 million rubles, "- noted in the department.

With such parameters, it is not surprising that the timber industry occupies an important part in the economy of the macroregion, and, given its location, is aimed at foreign markets. However, in recent years, the share of timber harvesting has been significantly reduced. According to the Far Eastern Customs Administration, in 2013, less timber was exported to 9% than in 2012: 5,6 million cubic meters vs. 6,2 million cubic meters. As explained by EastRussia.ru, the general director of ZAO Smena Trading, chairman of the association Daleksportles Alexander Sidorenko, the reason for high duties on timber exports, which were raised in 2008. In the Far East, they are twice as high as in other regions, so the market of the Asia-Pacific region is occupied by other countries.

"In 2007, Russia exported to the APR 33 million cubic meters of round timber, and in 2013 18,8 million cubic meters. At the same time, the US exported 2007 thousand cubic meters to the ATP in 440, and 2013 million in 17 million. New Zealand at the same time increased exports to the macroregion from 6 to 19,1 million cubic meters, "A. Sidorenko noted.

High duties were to stimulate loggers not to sell raw materials abroad, but to develop timber processing. Statistics show that, for the time being, this approach does not work at full strength: the volume of export of processed wood in 2013 also decreased by 5% to 1,177 million tons in comparison with 2012 year. Sidorenko explained that the matter is in high costs for processing, which do not pay off even with duty-free export of finished products. As an example, he led the timber processing company Arkaim, which has been in a difficult situation for a long time. Recently, a criminal case was opened against the management of the enterprise on the fact of non-payment of wages to employees within two months.

A.Sydorenko is also skeptical about the investors' response to the proposal of the Amur Region to build a wood-processing technology park on its territory.

"This is a good project, it will give new jobs. But no one has the opportunity to invest in it, only state funds can do it, "he said.

Another example of inefficient investments in timber processing is the Rimbunan Hidzhau MDF plant for the production of wood fiber boards (MDF), as well as sawn timber. Malaysian investors began to build a factory in 2007 year, by the time of completion of construction in 2011, the volume of investments amounted to 3,3 billion rubles. As a result, last year the production of the slab stopped, now the enterprise retains only a small production of sawn timber and shipment of raw materials for export, so as not to stop the plant at all.

The products of deep wood processing turned out to be of low profitability, Vyacheslav Kovalev, deputy minister of natural resources of the Khabarovsk Territory, chairman of the forest industry committee of the regional government, explained to the agency.



“Now the company is taking measures to negotiate a favorable price with customers,” he told EastRussia, adding that this is about the APR market.

According to V. Kovalev, Rimbunan Hijau plans to change the concept of the plant in order to reduce production costs. For this, the company will produce lumber from large wood, and the waste from this production will go to MDF boards. The purchase of new equipment will again require investment, so even if we succeed in achieving a high profitability project, it will pay off for a long time.

A separate problem for the forests of the Far East is illegal logging. Unauthorized wood exports often exceed limited quantities. The last high-profile case occurred in Khabarovsk, when the deputy head of the regional forestry administration was suspected of organizing a criminal community for harvesting high-quality forest under the guise of sanitary cutting. The damage from the four-year activity of the organized criminal group has yet to be calculated. The same problem is relevant for the Primorsky Territory, where a law on the circulation of wood was adopted to solve it. It came into force at the end of 2013, and controls all aspects of logging: a register of forest receiving points has been drawn up, each batch of exported timber must be declared. Due to this, according to the government of Primorye, the number of “black loggers” for January-February 2014 of the year decreased by half. True, loggers complain about the red tape with documentation, which slows down their work and also has a negative impact on entering the ATP market.

For example, Pavel Korchagin, General Director of the Primorsky Association of Timber Industrialists and Forest Exporters, believes that excessive restrictions have a negative impact on the industry, and the greatest problems are created not by external markets, but by domestic initiatives of the state.

“So far, of the projects implemented in Primorye, more or less has been implemented only in Terneiles. The rest have problems with implementation due to the lack of raw materials and unreasonable restrictions, ”he told EastRussia.ru.

We are talking about the investment project of JSC "Terneyles" for the production of sawn timber and veneer worth 4 billion rubles, the construction of the plant was completed in 2010.

P. Korchagin assumes that soon a new restriction will appear at the Far Eastern wood processing enterprises. One of the main trees of the local forests, Mongolian Oak and Manchurian Ash, fell into the CITES Convention (Secretariat of the Convention on International Trade in Species of Wild Fauna and Flora) as endangered.

“Enterprises will have to obtain additional licenses, which will increase bureaucratic red tape and waste of time. But, possibly, illegal logging will be reduced, ”P. Korchagin reflects.

At the same time, market participants themselves, according to him, are in a state of “alert anticipation.”

The leading expert of the management company Finam Management Dmitry Baranov is sure that the concept of developing deep processing of the forest instead of exporting the round timber is promising.

“Yes, there are certain throwings from our officials, but nevertheless loggers can hardly count on returning to the large-scale export of roundwood from the country. And no one will reduce the duties, the authorities have repeatedly stated this. It is clear that this path is not long and it will not be possible to go quickly, but a lot has already been done, ”said an expert at EastRussia.ru.

Therefore, in his opinion, the project of a timber processing technopark in the Amur Region should be implemented as quickly as possible and provide him with all-round support. D. Baranov acknowledges that while domestic production from wood is not quite competitive, as it is produced recently and it is not very well known in the market.

“It is more profitable for foreigners to buy round timber from us, make products from it and sell them at exorbitant prices to us, and they absolutely do not want to see Russian products at home,” the expert added.

Nevertheless, he is confident that gradually the share of exports of quality products will increase.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Лес рубят – щепки не долетают

Дальневосточный лес пока выгоднее продавать «сырым»

Лес рубят – щепки не долетают

Экспорт дальневосточного леса в последние годы неуклонно сокращается. Однако эксперты прогнозируют развитие в макрорегионе лесопереработки, ради которой правительство и подняло пошлины на вывоз «кругляка».

Дальний Восток формирует треть всего российского экспорта лесоматериалов. Как сообщили EastRussia.ru в департаменте лесного хозяйства по ДФО, территория округа занимает 616,9 млн га, из них более 80% (496,6 млн га) - это площадь лесного фонда. По состоянию на 1 января 2014 года на территории округа действует 6815 договоров аренды лесных участков и договоров постоянного бессрочного пользования, в том числе 801 договор по заготовке древесины. Площадь использования лесных участков по договорам аренды составляет 75,3 млн га – это 15% от всей площади земель лесного фонда округа, при этом 36% арендованных площадей используются для лесозаготовок.

«На Дальнем Востоке реализуется 11 инвестиционных проектов в области освоения лесов, из них 5 - в Хабаровском крае, 3 - в Приморском крае, 2 - в Амурской области и 1 - в Сахалинской области. Общий заявленный объем инвестиций по проектам составляет 47,20 млрд рублей. На 1 января освоено 37,77 млрд рублей. В бюджетную систему РФ предприятиями, реализующими приоритетные инвестиционные проекты, перечислено 497,37 млн рублей», - отметили в департаменте.

При таких параметрах неудивительно, что лесозаготовительная отрасль занимает важную часть в экономике макрорегиона, а, учитывая его расположение, нацелена на внешние рынки. Однако в последние годы доля экспорта лесозаготовок заметно сокращается. По данным Дальневосточного таможенного управления, в 2013 году было экспортировано на 9% меньше лесоматериалов, чем в 2012 году: 5,6 млн кубометров против 6,2 млн кубометров. Как объяснил EastRussia.ru генеральный директор ЗАО «Смена трейдинг», председатель ассоциации «Дальэкспортлес» Александр Сидоренко, причина в высоких пошлинах на экспорт древесины, которые подняли еще в 2008 году. На Дальнем Востоке они в два раза выше, чем в других регионах, поэтому рынок Азиатско-Тихоокеанского региона занимают другие страны.

«В 2007 году Россия экспортировала в АТР 33 млн кубометров «кругляка», а в 2013 году уже 18,8 млн кубометров. В то же время США в 2007 году экспортировали в АТР 440 тыс. кубометров, а в 2013 году уже 17 млн. Новая Зеландия за это же время увеличила экспорт в макрорегион с 6 до 19,1 млн кубометров», - отметил А. Сидоренко.

Высокие пошлины должны были простимулировать лесозаготовителей не продавать за рубеж сырье, а развивать лесопереработку. Статистика показывает, что пока такой подход не работает в полную силу: объем экспорта переработанной древесины в 2013 году также сократился на 5% до 1,177 млн тонн в сравнении с 2012 годом. Сидоренко пояснил, что дело в высоких затратах на переработку, которые не окупаются даже при беспошлинном экспорте готовой продукции. В качестве примера он привел лесоперерабатывающую компанию «Аркаим», которая долгое время находится в затруднительном положении. Недавно против руководства предприятия завели уголовное дело по факту невыплаты работникам заработной платы в течение двух месяцев.

А.Сидоренко также скептически относится к отклику инвесторов на предложение Амурской области построить на своей территории лесоперерабатывающий технопарк.

«Это хороший проект, он даст новые рабочие места. Но ни у кого нет возможности в него инвестировать, это смогут сделать только государственные фонды», - считает он.

Еще один пример неэффективных инвестиций в лесопереработку – завод «Римбунан Хиджау МДФ» по производству древесно-волокнистых плит (МДФ), а также пиломатериалов. Малайзийские инвесторы начали строить завод в 2007 году, к моменту завершения строительства в 2011 году объем инвестиций составил 3,3 млрд рублей. В результате в прошлом году производство плиты приостановилось, теперь на предприятии сохраняется только небольшое производство пиломатериалов и отгрузка сырья на экспорт, чтобы совсем не останавливать работу завода.

Продукция глубокой лесопереработки оказалась малорентабельна, объяснил агентству заместитель министра природных ресурсов Хабаровского края, председатель комитета лесной промышленности краевого правительства Вячеслав Ковалев.

«Сейчас компания принимает меры, чтобы договориться с покупателями о выгодной цене», - заявил он EastRussia, добавив, что речь идет о рынке АТР.

По словам В.Ковалева, «Римбунан Хиджау» планирует изменить концепцию завода, чтобы снизить издержки производства. Для этого предприятие будет производить пиломатериалы из крупной древесины, а отходы от этого производства пойдут на плиты МДФ. На закупку нового оборудования опять потребуются инвестиции, так что, даже если удастся добиться от проекта высокой рентабельности, окупаться он будет долго.

Отдельной проблемой для лесов Дальнего Востока является незаконная вырубка. Несанкционированный экспорт древесины зачастую превышает лимитированные объемы. Последний громкий случай произошел в Хабаровске, когда в организации преступного сообщества по заготовке качественного леса под видом санитарной вырубки заподозрили заместителя начальника регионального управления лесами. Ущерб от четырехлетней деятельности ОПГ еще предстоит подсчитать. Такая же проблема актуальна для Приморского края, где для ее решения приняли закон об обороте древесины. Он вступил в силу с конца 2013 года и контролирует все аспекты лесозаготовки: составлен реестр лесоприемных пунктов, каждая партия вывозимых лесоматериалов должна быть задекларирована. Благодаря этому, по данным правительства Приморья, число «черных лесорубов» за январь-февраль 2014 года снизилось в два раза. Правда, лесозаготовители сетуют на волокиту с документацией, которая тормозит их работу и тоже отрицательно влияет на выход на рынок АТР.

Например, генеральный директор Приморской ассоциации лесопромышленников и экспортеров леса Павел Корчагин считает, что излишние ограничения негативно сказываются на отрасли, а наибольшие проблемы ей создают не внешние рынки, а внутренние инициативы государства.

«Пока из проектов, реализуемых в Приморье, более-менее реализован только у «Тернейлеса». У остальных с реализацией проблемы из-за нехватки сырья и необоснованных ограничений», - заявил он EastRussia.ru.

Речь идет об инвестпроекте ОАО «Тернейлес» по выпуску пиломатериалов и шпона стоимостью 4 млрд руб., строительство завода завершено в 2010 году.

П.Корчагин предполагает, что скоро у дальневосточных лесоперерабатывающих предприятий появится новое ограничение. Одни из главных деревьев местных лесов- дуб монгольский и ясень манчжурский - попали в Конвенцию СИТЕС (Секретариат Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры) как находящиеся под угрозой уничтожения.

«Предприятиям придется получать дополнительные лицензии, что увеличит бюрократическую волокиту и трату времени. Зато, возможно, сократятся нелегальные вырубки», - размышляет П.Корчагин.

При этом сами участники рынка, по его словам, находятся в состоянии «настороженного ожидания».

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов уверен, что концепция развития глубокой переработки леса вместо вывоза за рубеж «кругляка» перспективна.

«Да, определенные метания у наших чиновников имеют место, но все же лесозаготовителям вряд ли стоит рассчитывать на то, что мы вновь вернемся к масштабному вывозу из страны круглого леса. И пошлины никто снижать не будет, власти уже неоднократно заявляли об этом. Понятно, что путь этот неблизкий и быстро его пройти не получится, но сделано уже многое», - заявил EastRussia.ru эксперт.

Поэтому, по его мнению, проект лесоперерабатывающего технопарка в Амурской области надо реализовать максимально быстро и оказать ему всестороннюю поддержку. Д.Баранов признает, что пока отечественная продукция из дерева не совсем конкурентоспособна, так как ее производят недавно и она не очень известна на рынке.

«Для иностранцев выгоднее купить у нас кругляк, сделать из него продукцию и втридорога продать ее нам, и они совершенно не хотят видеть российскую продукцию у себя», - добавил эксперт.

Тем не менее он уверен, что постепенно доля экспорта качественной продукции будет увеличиваться.