Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Forest fires: stupidity of people and imperfection of laws

Experts - about the causes of large-scale fires this summer in Siberia and the Far East

According to Rosleskhoz, as of September 26, the area covered by fire (as the experts call the territory where the fires raged) has exceeded 16 million hectares in our country since the beginning of the year. Of these, more than 10,4 million ha is the land of the Forest Fund. And almost all of this territory is the Siberian and Far Eastern Federal Districts (4,08 million and 6,18 million hectares, respectively). The damage from forest fires this year has already exceeded eight billion rubles. But in addition, experts say, forest fires have caused losses that no one has calculated and is unlikely to ever calculate - for the environment, for human life and health. Why forest fires have reached such proportions this year and whether this could have been avoided - in EastRussia material.

Forest fires: stupidity of people and imperfection of laws
Photo: Pixabay.com

Burning miles

In Krasnoyarsk on September 25, a large meeting was held under the leadership of the Prosecutor General of Russia, Yuri Chaika. The main topic of the meeting, in which the heads of the Russian regions participated, was the results of the current fire hazard season. The Prosecutor General called the problem of forest fires extremely acute. Moreover, according to him, the regional authorities did not do everything that they had to do.

“The largest number of fires this year was recorded in Buryatia, Yakutia, Amur Region, Irkutsk Region, Transbaikalia, Khabarovsk and Krasnoyarsk Territories,” Yuri Chaika said at the meeting. - At the same time, in most regions, the resources for fighting fires do not comply with the standards, the equipment is outdated, the fire warning system is practically inactive. This does not allow protecting forests properly. Regional authorities do not properly organize monitoring and prevention of forest fires. In almost all regions, funds for fire-fighting measures and repair of special equipment were allocated only after the intervention of the prosecutor’s office. ”

Separately, the Attorney General dwelled on the situation with fires that raged in remote areas. According to him, often decisions that such fires were not practical to extinguish were made illiterate and irresponsible. This led to serious consequences.

Yuri Chaika gave an example with the Irkutsk region. They dragged it out to extinguish the fire, the area of ​​which at first was only five hectares. A few days later, this fire grew to 1 200 hectares, entered the territory of the Baikal National Park and approached residential buildings.

“Similar cases were noted in Primorye, Transbaikalia and the Krasnoyarsk Territory,” the Prosecutor General said.

Grigory Kuksin, head of the Greenpeace Russia firefighting program, spoke about a similar case in the Verkhoyansk ulus of Yakutia.

“In early June there was a small fire there. Since he was apparently in a remote territory, it was decided not to extinguish it. But a week later, its area grew multiple, the fire approached settlements. Hundreds of people, dozens of pieces of equipment were thrown into the fight against this fire, huge funds were spent and a long time. But it was possible to cope with him with minimal costs and losses, - said Grigory Kuksin to an EastRussia correspondent. “You know, I have to work with volunteers — volunteer firefighters.” Sometimes one has to hear the guys “boasting”: they say, I recently worked on a fire “thousand-strong” (with an area of ​​about one thousand hectares. - approx. Ed.). Another to him: and I - at ten thousandth, for a week they did not go out of the woods, washed up, but extinguished it all the same. And I would say this: well done that fireman who managed to trample on the barely darkened edge of dry grass. To save the forest, nature, forces and means, he did more than everyone else. Unfortunately, regional authorities do not always understand this. ”

According to Grigory Kuksin, the same picture is observed from year to year: the fight against fires begins too late.

“I have been observing the same“ fire hazard cycle ”for almost 20 years,” says Grigory Kuksin. - In the spring, dry grass fumes begin, from them - fires. Usually by May in our country because of this, some village burns down. This year, everything was more serious: in April, in Transbaikalia, fire destroyed 17 settlements almost completely. People’s houses, cattle, appliances, and other property burned out. One person died ... But usually only when the situation gets out of control, the media begins to pay attention to it, which means - because of this resonance - and the authorities. But at the same time it turns out that there are not enough local resources to deal with large fires. The second peak of fires occurs in the middle of summer - and this is actually forest fires. Around September, the third surge begins - again due to arson of dry grass. And from year to year it turns out that once again we were not ready for fires.

Legal inaction

At the second stage described by Kuksin - forest fires in the midst of summer - it is worthwhile to stop especially.

This year, residents of the Far East and Siberia learned what “control zones” are - a term that until recently existed only in the texts of official documents.

“This concept was introduced in 2015 with the adoption of the updated Rules for extinguishing forest fires,” explains Pyotr Tsvetkov, Doctor of Biological Sciences, in the Pyrology Laboratory of the Forest Institute of the SB RAS. - By "control zones" we mean remote, with low, almost zero, transport accessibility of the territory. According to the new document, the forest fires arising there could not be extinguished under several conditions: they do not threaten settlements, economic facilities, and the costs of extinguishing these fires will be greater than the possible damage from them. It was assumed that if a fire no longer meets at least one of these conditions, it must be extinguished. ”

The assignment of territories to control zones is established at the regional level and approved by the Federal Forestry Agency. But, the scientist notes, as a result, in the regions “from economy”, production areas (that is, at least with normal transport accessibility) and forests near settlements began to be included in control zones. Now, on average in the country, approximately half of the total area of ​​the Forest Fund belongs to control zones.

“And fires are extinguished from year to year only on 10% of the area covered by fire. So, in some Far Eastern and Siberian regions this summer more than one million hectares of forest burned, and suppression went on 100 thousand hectares, ”says Petr Tsvetkov.

In addition to the incorrect, illiterate definition of control zones, when establishing them, environmental and human health damage is not taken into account at all, says Grigory Kuksin.

“Scientists are unanimous in the opinion that smoke from forest fires causes climate change - both global and local. In the first case, we are talking, for example, about the increased emission of greenhouse gases. If we talk about "local" changes, then the regions covered with smoke from forest fires cannot wait for the rain of salvation - this "smoky hat" simply does not leave any chance for precipitation. At the same time, heavy rains and, as a consequence, floods are not uncommon for territories adjacent to smoky regions: what could not fall there falls in double and triple volume here, ”explains Grigory Kuksin.



But serious research on the effects of smoke from forest fires on human health, he said, is still not available.

“There is evidence that the result of fires in the suburbs in the 2010 year, due to which the capital was suffocated for two weeks, was 55 thousand premature deaths,” says Grigory Kuksin. - But we know about it, because it is Moscow. And what is happening in the regions? Who knows! This summer, the direction of the wind in the eastern regions of the country was not typical: the wind did not blow from the south-west, as usual at this time of year, but from the north-east. Therefore, smoke from large fires carried away not to the small villages of Yakutia, as always happens, but to large Siberian cities and further to the west of the country. Moreover, cities with millionaires smoke covered for a long time. This is only why they talked about the problem, it received a great response. Hopefully this will be a reason for serious change.

Everything changes only people

“In short, I would define the main causes of forest fires as follows: the stupidity of people who, for example, do not do the elementary thing to prevent fires, the imperfection of laws and the impracticable rules for which for some reason you need to live and work,” said Grigory Kuksin.

Now these "imperfect laws" seem to be changing. In August 2019, the Ministry of Natural Resources of the Russian Federation, Roslekhoz, and in parallel with these departments and Greenpeace Russia, sent proposals to the government according to which the “control zones” would be reduced by at least half, and the very principles of their determination would be reviewed. In addition, it will not be the regions that will establish control zones, but the Federation. It is also proposed to increase the staff of the Air Guard and expand the fleet of this service. It is clear that all these measures will require additional funding.

The scientists of the Forest Institute of the SB RAS, in turn, proposed changing the Forest Code. In their opinion, precisely because of this document, which entered into force in 2007, a sharp reduction of forest specialists was carried out, huge areas of forest remained virtually ownerless, and financing of the industry was reduced to a minimum.

“As the largest scientists note, this code is the worst and most undesirable in the entire history of the country's forestry,” said Petr Tsvetkov in this regard.

According to Grigory Kuksin, there are really not enough personnel in the forestry sector. And those specialists who still remain do not even have basic equipment.

“How many times have we come across the fact that our volunteer units are better equipped than foresters or forest firefighters. Sometimes I had to share with them what we have, to help ... ”, complains Grigory Kuksin.

By the way, interest in volunteer associations that work on forest fires has grown this summer. In the Far East, there are many such volunteer detachments, but, for example, in the Krasnoyarsk Territory they are just beginning to appear this fall - and this is also the result of the “hot” summer of 2019.

The volunteer corps of Lake Baikal, created in Buryatia in the 2015 year, is one of the largest volunteer associations. Its members are directly involved in extinguishing fires, working with residents of the republic - both adults and children: they explain how to prevent a forest fire and what to do if a disaster occurs. Humanitarian aid is being transported to people from the affected villages.

“I came to the Volunteer Corps of Lake Baikal, consider it by accident,” says Ekaterina Grudinina, a resident of Buryatia. - All my life I lived in the village of Selenginsk, worked at a local paper and cardboard mill. And we have such a thing: peatlands smoldered constantly, literally over the years, near the village. The nearest - meters in 20 from apartment buildings. And we actually lived all year round in smoke, in the summer it was generally unbearable. And smoke is not only harmful in itself - it is especially toxic from peat bogs. But we seemed to have gotten used to it, and already did not pay attention. And now the volunteer guys came to us, when everything was already completely terrible, to extinguish these fires. I asked with them. So I got involved. And you know, I believe that in a few years we volunteers managed to reverse the situation in Selenginsk. Mostly we managed the fires. They managed to explain to people how to behave so that peat bogs would not burn, and if they were already on fire, what measures should be taken. There is nothing supernatural to change anything. After all, everything depends on us. As far as I know, many become voluntary firefighters after a disaster strikes: for example, a house or a summer house burned down. But you could make it happen. ”

Grigory Kuksin gives such statistics. According to a poll by the ROMIR agency, more than half of Russians are not even aware of the causes of forest fires. People are sure that most often they light up “by themselves”, or in extreme cases, for example, from a thunderstorm. In fact, Kuksin emphasizes, in 95% of cases forest fires are the result of human activity. According to the same survey, only a third of the country's inhabitants know where to call if they notice a forest fire. Therefore, as noted by Grigory Kuksin, the best that can be done is to give up all efforts to educate people and prevent fires. Then enormous costs will not be required to extinguish them.

“Whether it is a question of legislation, of responsible work, of enlightenment - all, ultimately, only people change,” says the scientist. “Not money, not super technology, but people who decided to change the world around them.”

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Лесные пожары: глупость людей и несовершенство законов

Эксперты – о причинах масштабных пожаров этого лета в Сибири и на Дальнем Востоке

По данным Рослесхоза, по состоянию на 26 сентября площадь, пройденная огнем (так специалисты называют территорию, на которой бушевали пожары), с начала года превысила в нашей стране 16 млн гектаров. Из них более 10,4 млн га – земли Лесного фонда. И практически вся эта территория – Сибирский и Дальневосточный федеральные округа (4,08 млн и 6,18 млн гектаров соответственно). Ущерб от лесных пожаров в этом году уже превысил восемь млрд рублей. Но кроме того, отмечают специалисты, лесные пожары стали причиной потерь, которые никто не подсчитывал и вряд ли когда-то подсчитает – для экологии, для жизни и здоровья людей. Почему лесные пожары в этом году достигли таких масштабов и можно ли было этого избежать – в материале EastRussia.

Лесные пожары: глупость людей и несовершенство законов
Фото: Pixabay.com

Горящие версты

В Красноярске 25 сентября состоялось большое совещание под руководством генерального прокурора России Юрия Чайки. Главной темой встречи, в которой участвовали главы российских регионов, стали итоги нынешнего пожароопасного сезона. Генпрокурор назвал проблему лесных пожаров крайне острой. Причем, по его словам, региональные власти делали далеко не все, что должны были сделать.

«Самое большое число возгораний в этом году было зафиксировано в Бурятии, Якутии, Приамурье, Иркутской области, Забайкалье, Хабаровском и Красноярском краях, — рассказал на совещании Юрий Чайка. – При этом в большинстве регионов ресурсы для борьбы с пожарами не соответствуют нормативам, оборудование устарело, система предупреждения пожаров фактически бездействует. Это не позволяет защитить леса в должной мере. Региональные власти не организуют должным образом мониторинг и профилактику лесных пожаров. Почти во всех регионах средства на противопожарные мероприятия и ремонт спецтехники выделялись только после вмешательства прокуратуры».

Отдельно генпрокурор остановился на ситуации с пожарами, которые бушевали на отдаленных территориях. По его словам, часто решения о том, что такие пожары тушить нецелесообразно, принимались безграмотно и безответственно. Это приводило к серьезнейшим последствиям. 

Юрий Чайка привел пример с Иркутской областью. Там затянули с тушением пожара, площадь которого поначалу составляла всего пять гектаров. Через несколько дней этот пожар разросся до 1 200 гектаров, зашел на территорию Прибайкальского национального парка и приблизился к жилым домам. 

«Подобные же случаи отмечались в Приморье, Забайкалье и Красноярском крае», – сообщил генпрокурор. 

Руководитель противопожарной программы Гринпис России Григорий Куксин рассказал об аналогичном случае и в Верхоянском улусе Якутии. 

«В начале июня там пожар был совсем небольшим. Поскольку находился он вроде бы в отдаленной территории, его решено было не тушить. Но через неделю его площадь выросла кратно, огонь подступил к населенным пунктам. На борьбу с этим пожаром были брошены сотни людей, десятки единиц техники, потрачены огромные средства и длительное время. А ведь с ним можно было справиться с минимальными затратами и потерями, – сообщил корреспонденту EastRussia Григорий Куксин. – Знаете, мне приходится работать с волонтерами —добровольными пожарными. Иногда приходится слышать, как ребята "хвастаются": мол, я недавно работал на пожаре-"тысячнике" (площадью около одно тыс. га. – прим. ред.). Другой ему: а я – на десятитысячнике, неделю из леса не выходили, умаялись, но потушили его все-таки. А я бы так сказал: молодец тот пожарный, который успел затоптать едва затлевшую кромку сухой травы. Он для сохранения леса, природы, сил и средств сделал больше, чем все остальные. К сожалению, региональные власти это не всегда понимают». 

По словам Григория Куксина, из года в год наблюдается одна и та же картина: борьба с пожарами начинается слишком поздно.

«Один и тот же "пожароопасный цикл" я наблюдаю уже почти 20 лет, – отмечает Григорий  Куксин. – Весной начинаются палы сухой травы, от них – пожары. Обычно к маю у нас в стране из-за этого сгорает какая-нибудь деревня. В этом году все было серьезнее: в апреле в Забайкалье огонь уничтожил 17 населенных пунктов практически полностью. У людей сгорели дома, скот, техника, другое имущество. Один человек погиб… Но обычно лишь тогда, когда ситуация выходит из-под контроля, на нее начинают обращать внимание СМИ, а значит – из-за этого резонанса – и власти. А заодно выясняется, что ресурсов на местах для борьбы с большими пожарами не хватает. Второй пик пожаров приходится на середину лета – и это уже собственно лесные пожары. Примерно в сентябре начинается третий всплеск – вновь из-за поджогов сухой травы. И из года в год оказывается, что мы в очередной раз были не готовы к пожарам.

Законное бездействие

На втором этапе, описанном Куксиным – лесные пожары в разгар лета – стоит остановиться особо. 

В этом году жители Дальнего Востока и Сибири узнали, что такое «зоны контроля» – термин, который до недавнего времени бытовал только в текстах официальных документов. 

«Это понятие было введено в 2015 году, с принятием обновленных Правил тушения лесных пожаров, – объясняет доктор биологических наук, завлабораторией пирологии Института леса СО РАН Петр Цветков. – Под "зонами контроля" подразумевались отдаленные, с низкой, практически нулевой, транспортной доступностью территории. Возникающие там лесные пожары по новому документу можно было не тушить при нескольких условиях: они не угрожают населенным пунктам, объектам экономики, а затраты на тушение этих пожаров будут больше, чем возможный ущерб от них. Предполагалось, что, если пожар перестает соответствовать хотя бы одному из этих условий, тушить его нужно обязательно». 

Отнесение территорий к зонам контроля устанавливается на региональном уровне и утверждается Рослесхозом. Но, отмечает ученый, в итоге в регионах «из экономии» в зоны контроля стали включать и производственные участки (то есть как минимум с нормальной транспортной доступностью), и леса вблизи населенных пунктов. Сейчас в среднем по стране к зонам контроля относится примерно половина всей площади Лесного фонда. 

«А тушатся из года в год пожары лишь на 10% площадей, объятых огнем. Так, в некоторых дальневосточных и сибирских регионах этим летом горело более одного млн гектаров леса, а тушение шло на 100 тыс. га», – говорит Петр Цветков. 

Кроме неправильного, безграмотного определения зон контроля при их установлении совершенно не учитывается вред экологии и здоровью людей, отмечает Григорий Куксин. 

«Ученые единодушны во мнении о том, что дым от лесных пожаров становится причиной климатических изменений – как глобальных, так и локальных. В первом случае речь, например, о повышенном выделении парниковых газов. Если же говорить о "местных" изменениях, то регионы, накрытые дымом от лесных пожаров, не могут дождаться спасительного дождя – эта "дымная шапка" просто не оставляет возможности для осадков. В то же время ливни, а как следствие и наводнения – не редкость для территорий, соседствующих с задымленными регионами: что не смогло выпасть там, выпадает здесь – в двойном и тройном объеме», – объясняет Григорий Куксин. 



А вот серьезных исследований о влиянии дыма от лесных пожаров на здоровье людей, по его словам, до сих пор нет. 

«Есть данные, что последствием пожаров в Подмосковье в 2010 году, из-за которых две недели задыхалась столица, стали 55 тыс. преждевременных смертей, – говорит Григорий Куксин. – Но мы об этом знаем, потому что это – Москва. А что там в регионах происходит? Да кто его знает! Этим летом направление ветра в восточных регионах страны было нетипичным: ветер дул не с юго-запада, как обычно в это время года, а с северо-востока. Поэтому дым от больших пожаров унесло не к маленьким поселкам Якутии, как это всегда происходит, а к большим сибирским городам и дальше, на запад страны. Причем города-миллионники дым накрыл надолго. Только поэтому о проблеме заговорили, она получила большой резонанс. Будем надеяться, это станет поводом для серьезных перемен. 

Все меняют только люди

«Если коротко, главные причины лесных пожаров я бы обозначил так: глупость людей, которые, например, не делают элементарного, чтобы предотвратить возгорания, несовершенство законов и невыполнимые правила, по которым почему-то нужно жить и работать», – считает Григорий Куксин. 

Сейчас эти «несовершенные законы» вроде бы могут измениться. В августе 2019 года Минприроды РФ, Рослехоз, а параллельно с этими ведомствами и Гринпис России направили в правительство предложения, согласно которым «зоны контроля» будут сокращены как минимум вдвое, причем будут пересмотрены сами принципы их определения. Кроме того, устанавливать зоны контроля станут не регионы, а Федерация. Предлагается также увеличить штат Авиалесоохраны и расширить авиапарк этой службы. Понятно, что все эти меры потребуют и дополнительного финансирования.

Ученые Института леса СО РАН, в свою очередь, предложили изменить и Лесной кодекс. По их мнению, именно из-за этого документа, вступившего в силу в 2007 году, было проведено резкое сокращение «лесных» специалистов, огромные площади леса остались фактически бесхозными, а финансирование отрасли было урезано до минимума.

«Как отмечают крупнейшие ученые, этот кодекс является самым плохим и нежелательным за всю историю лесного хозяйства страны», – заявляет в этой связи Петр Цветков. 

Как добавляет Григорий Куксин, кадров в лесной отрасли действительно не хватает. А у тех специалистов, которые еще остались, нет даже элементарного оборудования.

«Сколько раз мы сталкивались с тем, что наши волонтерские отряды оснащены лучше, чем лесники или лесные пожарные. Приходилось иной раз делиться с ними тем, что у нас есть, помогать…», – сетует Григорий Куксин.

Кстати, и интерес к волонтерским объединениям, которые работают на лесных пожарах, этим летом вырос. На Дальнем Востоке таких добровольческих отрядов много, а, например, в Красноярском крае они этой осенью только начинают появляться –  и это тоже итог «горячего» лета 2019-го.

Добровольческий корпус Байкала, созданный в Бурятии в 2015 году, – одно из самых крупных волонтерских объединений. Его члены непосредственно участвуют в тушении пожаров, работают с жителями республики – и взрослыми, и детьми: объясняют, как не допустить лесного пожара и что делать, если случилась беда. Развозят гуманитарную помощь людям из пострадавших поселков

«Я в Добровольческий корпус Байкала пришла, считайте, случайно, – рассказывает жительница Бурятии Екатерина Грудинина. – Всю жизнь я жила в поселке Селенгинск, работала на местном бумажно-картонном комбинате. А у нас такое дело: вблизи поселка постоянно, буквально годами, тлели торфяники. Ближайшие – метрах в 20 от жилых домов. И мы фактически круглый год жили в дыму, летом вообще было невыносимо. А дым мало того что сам по себе вредный – так от торфяников он особенно токсичный. Но мы вроде бы как притерпелись даже, уже и внимания не обращали. И вот к нам приехали ребята-волонтеры, когда все стало совсем уже жутко, эти пожары тушить. Я попросилась с ними. Так и втянулась. И знаете, я считаю, что за несколько лет нам, добровольцам, удалось ситуацию в Селенгинске переломить. С пожарами в основном справились. Сумели людям объяснить, как вести себя, чтобы торфяники не горели, а если уж загорелись – какие меры предпринимать. Ничего сверхъестественного в том, чтобы что-то изменить, нет. Все ведь только от нас зависит. Насколько знаю, многие становятся добровольными пожарными после того, как у них случилась беда: например, дом или дача сгорели. Но ведь можно было сделать так, чтобы этого не произошло».

Григорий Куксин приводит такую статистику. Согласно опросу агентства РОМИР, больше половины россиян вообще не знают о причинах лесных пожаров. Люди уверены, что чаще всего они загораются «сами собой», ну или в крайнем случае, например, от грозы. На самом деле, подчеркивает Куксин, в 95% случаев лесные пожары – результат деятельности человека. Согласно тому же опросу, только треть жителей страны знают, куда нужно звонить, если они заметили лесной пожар. Поэтому, как замечает Григорий Куксин, лучшее, что можно сделать – это бросить все силы на просвещение людей и профилактику пожаров. Тогда и на их тушение огромные затраты не потребуются. 

«Идет ли речь о законодательстве, об ответственной работе, о просветительской деятельности – все, в конечном счете, меняют только люди, – отмечает ученый. – Не деньги, не супертехника, а люди, которые решили изменить мир вокруг себя».