Сахалинская область намерена модернизировать аэропортовую сеть своими силами
О том, чтобы передать аэропорты Сахалина и Курил региону, губернатор говорил давно, однако соответствующий указ президента был подписан только 4 декабря 2013 года. Внимание к этой сфере вполне обоснованно: на авиаперелеты приходится до 90% всего пассажиропотока Сахалинской области. Соответственно, от состояния этой инфраструктуры зависит жизнеспособность региона. Всего на островах семь аэропортов: пять на самом Сахалине (в Южно-Сахалинске, Шахтерске, Ногликах, Зональном и Охе) и два на Курилах – в Южно-Курильске и Курильске. Все они в разной степени требуют реконструкции и текущего сопровождения.
Справедливости ради стоит отметить, что работы по реконструкции проводились и в то время, пока аэропорты принадлежали федеральным властям. Например, в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов» была проведена реконструкция южно-курильского аэропорта «Менделеево» на острове Кунашир, на которую с 2006 по 2012 ушло 1,15 млрд рублей федеральных средств. В настоящее время на Итурупе ведется строительство одноименного нового аэропорта взамен пришедшего в негодность «Буревестника», его планируют завершить в текущем году. Продолжается реконструкция главного аэропорта области – южно-сахалинского «Хомутово». Она началась в рамках ФЦП «Развитие транспортной сети России в 2010-2015 годы», но завершать ее регион будет уже своими силами.
Взяв на баланс региона местные аэропорты, власти Сахалина намерены вложиться в эту сферу.
Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области, начальник отдела дорожного хозяйства и воздушного транспорта Шахабас Давудов объяснил, что, хотя на ведомство ложится большая нагрузка, именно этого регион и добивался.
– Мы знаем состояние каждого аэропорта. Им нужна господдержка, и если раньше мы могли только дать свои предложения о том, в каком направлении им двигаться, то теперь сами имеем возможность развивать аэропортовую сеть, – отметил замминистра.
По его словам, в первую очередь в развитии нуждается аэропорт Южно-Сахалинска, который имеет международный статус и пропускает через себя более 90% всего пассажиропотока Сахалинской области. Поток этот по региону сегодня составляет более 900 тысяч человек и растет на 5-10% ежегодно.
– Аэровокзал Южно-Сахалинска изначально рассчитан на 200 человек в час. А в нынешних условиях надо увеличить его пропускную способность до 500-600 человек в час. В международном терминале уже сегодня за час надо пропускать минимум 200 человек, хотя проходит всего 50, - посетовал Шахабас Давудов.
По мнению старшего аналитика независимого аналитического агентства Инвесткафе Андрея Шенка, именно здесь кроется слабое место всего проекта: найти инвестора будет весьма не просто. При этом на реализацию данного проекта направлен серьезный административный ресурс: специально созданную структуру по строительству нового аэропорта возглавит бывший мэр Южно-Сахалинска Андрей Лобкин, намеренно для этого отказавшийся от своего поста.
Среди аэропортов малой авиации первым под внимание региональных властей попадет Оха, где взлетно-посадочная полоса была повреждена в результате землетрясений. Также будет рассмотрен вариант строительства нового аэропорта в Зональном. Всего на развитие аэропортовой инфраструктуры в ближайшие пять лет область планирует потратить порядка 13 млрд рублей, причем 8 млрд рублей – из своего бюджета.
Отметим, что 24 января «Аэрофлот» передал Сахалинской области 49% акций недавно появившейся региональной авиакомпании «Аврора», которая образована на базе «Сахалинских авиатрасс» и «Владивосток-Авиа». В перспективе эти акции будут распределены между всеми регионами Дальнего Востока, которые захотят войти в долю авиакомпании, созданной для развития местной авиации. Но пока желающих нет, и островной регион кроме аэропортовой инфраструктуры получает внушительный авиапарк. С таким багажом у него есть все возможности сделать Большую Землю еще доступнее. Текст: Антон Иванов