Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
TECHNONICOL President Sergei Kolesnikov on conducting export business in Russia - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"Dashing 90-e ended in the Far East more recently"

President of TECHNONICOL Sergey Kolesnikov on the conduct of export business in Russia

In 2017, the Far East became the leader in terms of attracted investments: their volume in the fixed capital of the district enterprises amounted to 1,2 trillion rubles, an increase of 117,1% in relation to 2016. The average growth in Russia was 104,4%. In Minvostokrazvitiya believe that more than half of the increase in investment provided residents of the territories of advanced development (TOP) and the free port of Vladivostok. Two plants in TOR "Khabarovsk" (investments - about 600 million rubles) are being built by the Russian company TECHNONICOL, the manufacturer of building materials. The president of the company, Sergey Kolesnikov, spoke about the problems of Russian non-primary exports and assessed the very mechanism of TOP.

"Dashing 90-e ended in the Far East more recently"
Photo: Vladimir Smirnov / VEF-2017 TASS Bank
Special project TORA and Free Port
- You work across the country, not only in the Far East. What generally happens in the construction industry?

- The market is stable, but its growth rates are not very high, from zero to 5% per year. More growth demonstrates the production of insulation materials due to the fact that the policy of energy efficiency, announced by the state, begins to work, new capital structures require heaters. But the market for roofing materials is stagnating.

We do not expect serious growth in the future. We are benefiting from exports, this year we plan to increase export deliveries by 20%.

There is a task set by the Russian president: to increase the volume of non-primary exports to $ 250 billion a year, export of services to $ 100 billion. And who is responsible for this? Business thinks that the government and ministers are responsible for this. Representatives of federal executive bodies think that the business is responsible for this. Business honestly said that with so many regulators, demands, forces on the actual work is not enough. Risks from scratch, unjustified demands make exports extremely risky, often unprofitable. In particular, the issue of currency control is discussed at each meeting, and to be honest, I'm not sure that we will solve this problem even in 2020.

- The problem is not new, why it is not solved?

- When exporting materials of mass consumption, whether building materials or engineering products, rarely will a buyer pay you an advance payment. That is, you must, at your own peril and risk, deliver the product to a client in another country. You get a receivable, which the client must pay in some reasonable time. So, if there is an overdue accounts receivable, and we did not receive the money on time, then, according to the currency control rules, you should pay a fine of 75 to 100% on the amount of unreceived proceeds. These are draconian rules.

Moreover, there is a criminal article. It provides for up to five years in prison. On what to me somehow the employee of the Ministry of Finance has told: "Name the list planted". I replied: "I do not know the list of planted people, I just know that they can put him in for this, and it would be nice to think about it." He retorted: "For now the list of the planted will not be, we will consider that you are wrong." It is difficult to argue with this. If we want to develop exports, then currency control should be abolished. But while we are not heard.

By the way, this law was born even in the Soviet Union. "The task of exchange control to ensure the country and the stability of the ruble", then it was declared as follows. I assure you that the non-raw exporters are not affected by the stability of the ruble, and if they do, it is extremely insignificant.

- You have production in Western Europe, there is in the Far East. What is developing more successfully?

- The European Union is 480 million people, much more than the Russian Federation. And the effective demand there is higher. We plan to strengthen our positions both in Russia and in the EU. The plans are to increase production capacity in Germany, Italy and Scotland. We are trying to be a local producer in the EU.

- And you are really perceived as local producers?

- No. Products "Technonikol" clearly associated with Russia and in Scandinavia, and in Eastern Europe, and in Poland. We broke the trend, we began to be treated with respect, but we had, believe me, with great difficulty prove that Russia can produce quality affordable products. Even the Chinese are more trusted. Russophobia? Probably.

Unfortunately, no one writes about this. We are not enemies of society, as other media say about business. They write that FAS and other supervisory bodies "protect public interests". When we argue, and say that your bills are draconian, and the business will die, we are harshly objected. And I always ask: society is who? In my opinion, if excessive regulation hinders business, it also hinders society. And in the treatment of journalists the opposite is true: business against society. Do not agree! We do not attack society, we develop it. I take it all painful. It is very important for me that business is perceived in society positively. But while the trust in power among citizens is much higher than for businessmen. No matter how much you prove that we are also members of society, that we are an active society, we create real products, we pay taxes, young people do not hear us.

Opponents, good speakers, call us "violators of the laws", "monopolists". These cliches to us stuck with 90-ies. But we have not done anything for a long time already, that in the 90-ies we were doing business, we have long paid taxes even more than necessary. Every year, the tax inspection reports an increase in the collection rate of 20%, despite the fact that the economy is not growing. Where does this growth come from? Improved administration. Now everything is collected, and even a little more than necessary, the so-called "fines from above." So let the journalists protect us from the authorities. And, when I read this article, I will rejoice that society has finally come to understand that business is an active part of society that requires public support. We are the same servants of the people as you are, we also go under the laws, like you, we are also limited in resources. The state does not give me a penny, only picks it up. What can I do?

I remember in Belarus one meeting of the work collective and shareholders. I was accused of stopping production of leather cardboard. The shop manager mocked me, that I fired 120 people, stopped the car. He promised to organize production for $ 20 million dollars and make a profit of $ 1 million. I said: "Vasily Petrovich, you performed so well that I felt like a complete devil of hell. Do you have a car, is it in working order? "-" Yes. " - "Is there raw material?" - "Yes." - "120 person is there?" - "Yes." - "I personally sell this car for you for 1 dollar. And you will earn this money, a million dollars, and feed people. " - "What am I? He immediately said. - And what am I? "I say:" I am a member of society, from Russia came, like you. I just do not have any experience, like you, nor money for this production. " And then the man was blown away. Do you understand? Production, business - these are risks that someone has to take on himself. And if I did not take them, it does not mean that I'm bad or good. This car still stands, it does not work, and people were really fired.

- What products of your Khabarovsk enterprise are in demand in Russia, and what do you export?

- Our goal is to export 20% of products manufactured in Khabarovsk. But, to be honest, while we barely get 5%. It turns out that we sell 95% in the Far East, from Sakhalin and Kamchatka to Yakutsk and Irkutsk. The distribution area is very large due to the fact that the population of the Far East is only 6 million people. Objectively speaking, the market is small. It is clear that such a metropolis as Moscow consumes much more than the entire Far East.

We are looking for happiness, including deliveries of our products to Canada, we have already begun deliveries to China. Despite the fact that the border with China is huge, there are few road freight transitions, and their carrying capacity is low. As soon as the spring-summer season comes, China buys a huge amount of wood, and wood begins to cross the border on cars, cork is formed. The second problem is that we do not have a single transport corridor from the Far East deep into China. All cars, having passed the border, must reload the products in Chinese trucks. This time, unnecessary expenses, and, of course, spoilage of production. There should be an intergovernmental agreement on transport corridors. We have such agreements with the European Union. Therefore, European cars cross the border, go to Russian suppliers, receive products and are transported, as they say, from the gate to the gate. With China, we have six agreements, and all of them with Altai, with Eastern Siberia, and with the Far East there is not one.



Our managers are in very difficult conditions. Relatively speaking, here is the race. The Chinese are running light. And you carry rifles, skis, you have extra 20 kg of combat equipment. It is clear that you will not escape far, and a Chinese, even an old man, will overtake you. Russian businessmen have too much to pull. We have duties in China higher than in the European Union, 12-15% on top need to pay. The Chinese building materials market is saturated, there is no shortage in the Chinese market for any type of goods, especially in consumer goods. They protect their market. We have to reduce the price of 12% to pay Chinese fees. Therefore, take our actions as heroic.

- Nevertheless, you are building two factories in the Far East, you are a resident in the TOP.

- We are now building two polystyrene waste processing plants, we will be doing secondary polystyrene and drainage systems for industrial and civil sewerage. This will be pipes, gutters, transition elements made of plastic and PVC. We will not export them due to the fact that it is light products, it takes a lot of space, it costs little. We will sell it in the Yakutsk-Chita-Vladivostok area. Only on stone wool we set the goal to increase exports to 20%. Stone wool is a more technological product, and we hope that we will be able to find a consumer in South Korea, Japan and Vietnam. But deliveries to India, taking into account transportation tariffs are doubtful. The tariff "Khabarovsk - Far East - Mumbai" is 2-3 times more expensive than the tariff from Vyborg to Mumbai. Therefore, we will deliver to India from the western part of Russia. Specifically, according to the figures: from Vyborg to India the container costs 1,3-1,8 thousand dollars, from the Far East - 2,5-2,8 thousand dollars, so it's still necessary to bring Khabarovsk to Vladivostok, this is plus 500-800 euro per container. The delivery dates are comparable, but the tariffs are such that while it is easier for us to transport to India from Vyborg.

- Do you like TOP mode?

- This is a very successful tool for attracting investment. If not for him, then there would be no reason for our arrival in the region at all. The TOP mode significantly reduces the payback period and makes the commercial project attractive.

There are problems with communications, with infrastructure, there are problems with the regime, there are still many problems, and Yury Petrovich Trutnev (presidential envoy to the Far Eastern Federal District - RBC DV) admits this and sincerely tries to solve them. And he decides: the control bodies have become less picky, the situation with transport corridors is improving. But all this is slow.

- That is for you the presence of the TOP regime was decisive?

- Let's just say, if there were no TOP, we would not have built these two plants in Khabarovsk. 90-ies in the Far East ended recently, with the advent of Yuri Trutnev and with the creation of the Ministry for the Development of the Far East. 2014-2015 years for me - a turning point. If it were not for these regimes, nothing would have happened, no projects, no investors' interest, nothing.

- What is the situation with the personnel compared to central Russia?

- It was difficult, it became easier. We did a lot of work, our enterprise became heard, we became a good employer, so it became easier. In general, it is easier to find class specialists in the central part of Russia than in Khabarovsk. We solved this problem for ourselves due to the fact that we have a good experience in solving it. For any other new company, this will be a problem. My advice is to look on the ground. You need to trust more people on the ground, give more authority.

- You have an eco park near Ryazan. Are there plans to open something like this, for example, in Kamchatka?

- Yes, I stayed there three times. I love this land. Really the richest nature, you meet bears every day. But the farther from Moscow, the more difficult it is with communication, there is even some cultural misunderstanding. Subculture in the Far East is different from Moscow. In the Far East, one day someone will build the same eco-park. When there are examples of private investment that will be widely known. There are a lot of projects in the Far East, but very few commercially successful ones. Enthusiasts, there is investment, but it's all a hobby rather than a business. We need positive examples of private investments that benefit the society, the budget, the investor. And the more such examples, the more will be the investment.

- Why do you spend so much time working with FAS?

- It is my choice. The history of every person who works in "Business Russia" or in other public structures is a personal story. You were treated unfairly, you burned yourself, began to study the topic, and realized that the world had gone mad. Resentment. And you turn it into action.

We really believe that many of the initiatives of the authorities are superfluous and even lead to tragedies. Okay, I did without tragedy, paid a fine, but for many others. We try to improve the life of entrepreneurship, we try to argue and prove. I managed to cancel the 2014 tightening of the article of the Criminal Code in December 178, although it is being tightened now. Well, three years of respite, too bad.

- Explain, what is this article?

- FAS wants to tighten the legislation and introduce criminal punishment for small, medium, any business, not even for the very fact of violation of competition, but only for trying. And this will be a tough article. I'm afraid it will be a very complicated article. I do my best so that the article in this form does not pass. It establishes not just monetary fines, it actually deprives people of freedom, honor, dignity. That is, in 90% it is loss of business, in half of cases, loss of family. This is a terrible violence that the FAS wants to do, and for very far-fetched reasons. I stress: on very far-fetched grounds. Due to the manipulation of public consciousness, many are convinced that cartels were allegedly in Russia. They were not. Can you imagine that 90 sewing factories (this is a real, sensational business) created a cartel? 90 factories from Sakhalin to Kaliningrad? Can you believe it?

- Proof of this were?

- Evidence crumbled in court, the court took the side of entrepreneurs. Usually, when a court acquits an entrepreneur, they do not write about it, and when they blame the business, they write about it. Why, when it is necessary to write bad about business, all about it write with such fanfares? And when the court takes the side of the entrepreneur - water in the mouth. In the heads of ministers and employees of the presidential administration, there remains the conviction that entrepreneurs are dishonest people. They do not listen to us at all.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Лихие 90-е закончились на Дальнем Востоке совсем недавно»

Президент ТЕХНОНИКОЛЬ Сергей Колесников о ведении экспортного бизнеса в России

В 2017 году Дальний Восток стал лидером по объему привлеченных инвестиций: их объем в основной капитал предприятий округа составил 1,2 трлн руб., рост 117,1% по отношению к 2016 году. В среднем по России рост составил 104,4%. В Минвостокразвития считают, что более половины прироста инвестиций обеспечили резиденты территорий опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивосток. Два завода в ТОР «Хабаровск» (инвестиции - около 600 млн руб.) строит российская компания ТЕХНОНИКОЛЬ, производитель стройматериалов. Президент компании Сергей Колесников рассказал о проблемах российского несырьевого экспорта и дал оценку самому механизму ТОР.

«Лихие 90-е закончились на Дальнем Востоке совсем недавно»
Фото: Владимир Смирнов / Фотобанк ВЭФ-2017 ТАСС
- Вы работаете по всей стране, не только на Дальнем Востоке. Что в целом происходит в стройиндустрии?
 
- Рынок стабильный, но темпы его роста не очень высокие, от нуля до 5% в год. В большей степени рост демонстрирует производство теплоизоляционных материалов в силу того, что политика энергоэффективности, объявленная государством, начинает работать, новые капитальные строения требуют утеплителей. А вот рынок кровельных материалов стагнирует.
 
Мы и в дальнейшем не ждем серьезного роста. Нас выручает экспорт, в этом году мы планируем нарастить экспортные поставки на 20%.
 
Есть задача, поставленная президентом России: увеличить объем несырьевого экспорта до $250 млрд в год, экспорт услуг – до $100 млрд. А кто за это отвечает? Бизнес думает, что за это отвечают правительство и министры. Представители федеральных органов исполнительной власти думают, что отвечает за это бизнес. Бизнес честно говорил, что с таким количеством регуляторики, требований, сил на собственно работу не хватает. Риски на пустом месте, неоправданные требования делают экспорт крайне рискованным, зачастую невыгодным. В частности, проблема валютного контроля обсуждается на каждой встрече, и, если честно, я не уверен, что эту проблему мы решим даже в 2020 году.
 
- Проблема не нова, почему она не решается?
 
- При экспорте материалов массового потребления, будь то стройматериалы или продукция машиностроения, редко какой покупатель заплатит вам предоплату. То есть вы должны на свой страх и риск поставить продукцию клиенту в другой стране. У вас получается дебиторская задолженность, которую клиент должен оплатить в какие-то разумные сроки. Так вот, если образуется просроченная дебиторская задолженность, и мы не получили деньги вовремя, то, согласно правилам валютного контроля, вы должны на сумму не полученной выручки заплатить штраф в размере от 75 до 100%. Это драконовские правила.
 
Более того, существует уголовная статья. По ней предусмотрено до пяти лет тюрьмы. На что мне как-то сотрудник Минфина сказал: «Назовите список посаженных». Я ответил: «Я не знаю списка посаженных, просто знаю, что за это могут посадить, и неплохо было бы об этом подумать». Он парировал: «Вот пока списка посаженных не будет, будем считать, что вы неправы». Сложно с этим спорить. Если мы хотим развивать экспорт, то валютный контроль нужно отменять. Но пока нас не слышат. 
 
Кстати, этот закон родился еще в Советском Союзе. «Задача валютного контроля обеспечить страну и устойчивость рубля», тогда это декларировалось так. Уверяю вас, несырьевые экспортеры на устойчивость рубля ну никак не влияют, а если влияют, то крайне незначительно.
 
- У вас есть производство в Западной Европе, есть на Дальнем Востоке. Что развивается успешнее?
 
- Евросоюз – это 480 млн населения, гораздо больше, чем Российская Федерация. Причем платежеспособный спрос там выше. Мы планируем усиливать наши позиции как в России, так и в ЕС. В планах – наращивание производственных мощностей в Германии, Италии и Шотландии. Мы и в ЕС стараемся быть местным производителем.
 
- И вас действительно воспринимают как местных производителей?
 
- Нет. Продукты «Технониколь» четко ассоциируются с Россией и в Скандинавии, и в Восточной Европе, и в Польше. Мы сломали тренд, к нам стали относиться уважительно, но нам пришлось, поверьте, с большим трудом доказывать, что Россия может выпускать качественные доступные продукты. Даже китайцам больше доверяют. Русофобия? Наверное.
 
К сожалению, об этом никто не пишет. Мы не враги общества, как говорят о бизнесе иные СМИ. Пишут, что ФАС и другие надзорные органы «защищают общественные интересы». Когда мы спорим, и говорим, что ваши законопроекты драконовские, и бизнес будет хиреть, нам жестко возражают. А я всегда спрашиваю: общество – это кто? По-моему, если избыточное регулирование мешает бизнесу, оно мешает и обществу. А в трактовке журналистов все наоборот: бизнес против общества. Не согласен! Мы не нападаем на общество, мы его развиваем. Я воспринимаю все это болезненно.  Мне очень важно, чтобы бизнес воспринимался в обществе позитивно. Но пока доверие к власти у граждан на порядок выше, чем к бизнесменам. Сколько ни доказывай, что мы тоже члены общества, что мы - активное общество, мы создаем реальные продукты, мы платим налоги, молодежь этого не слышит нас.
 
Оппоненты, хорошие ораторы, называют нас «нарушителями законов», «монополистами». Эти клише к нам прилипли с 90-х годов. Но мы уже давно не делаем то, что в 90-х годах делал бизнес, мы давно платим налоги даже больше, чем нужно. Каждый год налоговая инспекция докладывает о росте собираемости на 20%, при том, что экономика не растет. Откуда такой рост? Улучшается администрирование. Сейчас собирается все, что нужно, и даже чуть-чуть больше, чем нужно, так называемые «штрафы сверху». Поэтому пусть журналисты защищают нас от органов власти. И, когда я буду читать эту статью, я буду радоваться, что наконец-то в общество пришло понимание, что бизнес – это активная часть общества, которая требует общественной поддержки. Мы такие же слуги народа, как и вы, мы также ходим под законами, как и вы, мы также ограничены в ресурсах. Мне государство ни копейки ничего не дает, только забирает. Что я могу сделать?
 
Я помню в Белоруссии одно собрание трудового коллектива и акционеров. Меня обвиняли в том, что я остановил производство кожаного картона. Начальник цеха глумился надо мной, что я уволил 120 человек, остановил машину. Он обещал сам организовать производство на $20 млн долларов и получить прибыль в $1 млн. Я сказал: «Василий Петрович, вы так хорошо выступили, что я почувствовал себя полным исчадием ада. У вас есть машина, она в рабочем состоянии?» - «Да». – «Сырье есть?» - «Есть». – «120 человек есть?» - «Есть». – «Я эту машину вам лично продаю за 1 доллар. И вы будете зарабатывать эти деньги, миллион долларов, и людей накормите». – «А чего я? – он сразу сказал. – А чего я?» Я говорю: «Я такой же член общества, из России приехал, как и вы. Просто у меня нет ни опыта, как у вас, ни денег на это производство». И тут же человек сдулся. Понимаете? Производство, бизнес – это риски, которые кто-то конкретный должен брать на себя. И если я их не взял на себя, это не значит, что я плохой или хороший. Эта машина до сих пор стоит, она не работает, и люди действительно были уволены.
 
- Что из продукции вашего хабаровского предприятия пользуется спросом в России, и что вы экспортируете?
 
- Наша цель – экспортировать 20% продукции, выпускаемой в Хабаровске. Но, если честно, пока у нас еле-еле получается 5%. Выходит, 95% мы продаем на Дальнем Востоке, начиная от Сахалина и Камчатки и заканчивая Якутском и Иркутском. Ареал поставок очень большой в силу того, что население Дальнего Востока составляет всего 6 млн человек. Объективно говоря, рынок маленький. Понятно, что такой мегаполис, как Москва, потребляет значительно больше, чем весь Дальний Восток.
 
Мы ищем счастья в том числе поставками своей продукции в Канаду, у нас уже начались поставки в Китай. Несмотря на то, что граница с Китаем огромная, транспортных автомобильных грузовых переходов мало, а пропускная способность их невысокая. Как только наступает весенне-летний сезон, Китай закупает огромное количество древесины, и древесина начинает на машинах пересекать границу, образуются пробки. Вторая проблема: у нас нет ни одного транспортного коридора из Дальнего Востока вглубь Китая. Все машины, проехав границу, должны перегрузить продукцию в китайские грузовики. Это время, лишние расходы, и, естественно, порча продукции. Должно существовать межправительственное соглашение о транспортных коридорах. У нас есть такие соглашения с Европейским Союзом. Поэтому европейские машины пересекают границу, едут к российским поставщиками, получают продукцию и везут, как говорится, из ворот до ворот. С Китаем у нас есть шесть соглашений, и все они с Алтаем, с Восточной Сибирью, а с Дальним Востоком нет ни одного.
 
Наши менеджеры находятся в очень тяжелых условиях. Условно говоря, вот забег. Китайцы бегут налегке. А вы тащите на себе винтовки, лыжи, у вас лишних 20 кг боевого оборудования. Понятно, что вы далеко не убежите, и китаец, даже старичок, вас обгонит. Российские бизнесмены слишком много на себе должны тащить. У нас пошлины в Китай выше, чем в Евросоюз, 12-15% сверху надо заплатить. Китайский рынок стройматериалов насыщен, никакого дефицита на рынке Китая не существует ни по какому виду товаров, особенно по ширпотребу. Они защищают свой рынок. Нам приходится снижать цену на 12%, чтобы оплатить китайские пошлины. Поэтому воспринимайте наши действия как героические.
 
- Тем не менее, вы строите на Дальнем Востоке два завода, вы зашли резидентом в ТОР.
 
- Мы сейчас строим два производства по переработке отходов полистирола, будем делать вторичный полистирол и водосточные системы для промышленной и гражданской канализации. Это будут трубы, желоба, переходные элементы из пластика и ПВХ. Мы не будем экспортировать их в силу того, что это легкая продукция, места занимает много, стоит мало. Мы будем продавать ее в ареале «Якутск-Чита-Владивосток». Только по каменной вате мы ставим цель увеличить экспорт до 20%. Каменная вата - более технологичный продукт, и мы надеемся, что нам удастся найти потребителя в Южной Корее, в Японии и во Вьетнаме. А вот поставки в Индию с учетом транспортных тарифов сомнительны. Тариф «Хабаровск – Дальний Восток – Мумбай» в 2-3 раза дороже, чем тариф из Выборга до Мумбая. Поэтому поставки в Индию мы будем осуществлять из западной части России. Конкретно по цифрам: из Выборга до Индии контейнер стоит 1,3-1,8 тыс. долл., с Дальнего Востока - 2,5-2,8 тыс. долл., так еще надо из Хабаровска до Владивостока довезти, это плюс 500-800 евро на контейнер. Сроки поставки сопоставимы, но тарифы такие, что пока нам легче возить в Индию из Выборга.
 
- Нравится ли вам режим ТОР?
 
- Это очень удачный инструмент для привлечения инвестиций. Если бы не он, то причин для нашего прихода в регион вообще бы не было. Режим ТОР существенно снижает сроки окупаемости и делает коммерческий проект привлекательным.
 
Есть проблемы с коммуникациями, с инфраструктурой, есть проблемы с режимом, еще масса проблем нерешенных, и Юрий Петрович Трутнев (полпред президента в ДФО – РБК ДВ) это признает, и искренне старается их решить. И решает: контрольные органы стали менее придирчивы, улучшается ситуация с транспортными коридорами. Но все это медленно.
 
- То есть для вас наличие режима ТОР было решающим?
 
- Скажем так, если бы не было ТОР, мы бы не строили эти два завода в Хабаровске. 90-е годы на Дальнем Востоке закончились недавно, с приходом Юрия Петровича Трутнева и с созданием министерства по развитию Дальнего Востока. 2014-2015 годы для меня – переломная точка. Если бы не эти режимы, то ничего бы не было, ни проектов, ни интереса инвесторов, ничего.
 
- Как обстоит ситуация с кадрами по сравнению с центральной Россией?
 
- Было сложно, стало легче. Мы проводили огромную работу, наше предприятие стало на слуху, мы стали хорошим работодателем, поэтому стало легче. В целом легче найти классных специалистов в центральной части России, чем в Хабаровске. Мы эту проблему для себя решили в силу того, что у нас хороший опыт ее решения. Для любой другой новой компании это будет проблема. Мой совет – искать на местах. Нужно больше доверять людям на местах, давать больше полномочий.
 
- У вас есть экопарк под Рязанью. Нет ли планов открыть что-то подобное, например, на Камчатке?
 
- Да, я там трижды отдыхал. Люблю этот край. Действительно богатейшая природа, медведей каждый день встречаешь. Но чем дальше от Москвы, тем сложнее с коммуникацией, есть даже некоторое культурное непонимание. Субкультура на Дальнем Востоке отличается от московской. На Дальнем Востоке когда-нибудь кто-нибудь построит такой же экопарк. Когда будут примеры частных инвестиций, которые будут широко известны. Проектов на Дальнем Востоке очень много, но коммерчески успешных очень мало. Энтузиасты, инвестиции есть, но все это скорее хобби, нежели бизнес. Нужны позитивные примеры частных инвестиций, которые приносят пользу обществу, бюджету, инвестору. И чем больше будет таких примеров, тем больше будет инвестиций.
 
- Почему вы тратите так много времени на работу с ФАС?
 
- Это мой выбор. История каждого человека, который работает в «Деловой России» или в иных общественных структурах, - это личная история. С тобой поступили несправедливо, ты обжегся, стал изучать тему, и понял, что мир сошел с ума. Обида. И ты ее превращаешь в действие.
 
Мы действительно считаем, что многие инициативы органов власти избыточны и приводят даже к трагедиям. Ладно, у меня обошлось без трагедии, уплатили штраф, а у многих иначе. Мы стараемся улучшить жизнь предпринимательства, мы стараемся спорить и доказывать. Мне удавалось в декабре 2014 года отменить ужесточение 178 статьи УК, правда, ее сейчас все-таки ужесточают. Ну, три года передышки, тоже неплохо.
 
- Поясните, что это за статья?
 
- ФАС хочет ужесточить законодательство и ввести уголовное наказание малого, среднего, любого бизнеса даже не за сам факт нарушения конкуренции, а только за попытку. И это будет жесткая статья. Я боюсь, что это будет очень сложная статья. Я делаю все, чтобы статья в этом виде не прошла. Она устанавливает не просто денежные штрафы, она фактически лишает людей свободы, чести, достоинства. То есть в 90% это потеря бизнеса, в половине случаев потеря семьи. Это ужасное насилие, которое ФАС хочет сделать, причем по очень надуманным основаниям. Подчеркиваю: по очень надуманным основаниям. Из-за манипуляции общественным сознанием многие уверены, что в России якобы были картели. Их не было. Вы можете представить, чтобы 90 швейных фабрик (это реальное, нашумевшее дело) создали картель? 90 фабрик от Сахалина до Калининграда? Вы в это можете поверить?
 
- Доказательства этому были?
 
- Доказательства рассыпались в суде, суд встал на сторону предпринимателей. Обычно, когда суд оправдывает предпринимателя, об этом не пишут, а когда обвиняют бизнес, об этом пишут. Почему, когда нужно написать плохое про бизнес, все об этом пишут с такими фанфарами? А когда суд встает на сторону предпринимателя – воды в рот. В головах министров и сотрудников администрации президента остается убеждение, что предприниматели – нечестные люди. Нас вообще не слушают.
Дни Дальнего Востока в Москве – 2018
3–9 декабря, Тверская площадь. 13–15 декабря, Экспоцентр. Официальный сайт мероприятия ddv.moscow