Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Лизинговый рывок

Дальневосточный рынок лизинга обогнал по темпам роста среднероссийские показатели

Региональные лизинговые компании должны по проекту мегарегулятора увеличить основной капитал как минимум до 20 млн рублей и войти в реестр, сформированный Центральным Банком России. Изменения в нормативке заставляют более пристально взглянуть и на дальневосточный рынок лизинга – насколько новые требования ЦБ к увеличению основного капитала лизинговых компаний могут затронуть дальневосточный бизнес, ориентированный на небольшие сделки? Основные ниши, игроки, крупнейшие проекты – в аналитике EastRussia.

Лизинговый рывок
Фото: pixabay.com
Слияние или докапитализация?  

Как признают специалисты, рынок лизинга на Дальнем Востоке фактически поделен пополам между федеральными и региональными компаниями, хотя многие из них созданы под конкретные сделки аффилированного с ними бизнеса. Ряд из них – с основным капиталом под несколько сотен млн рублей, другие обходятся изначальным в 10 тыс. рублей, или 200 тыс. рублей. Небольшие лизингодатели считают, что в итоге они будут вынуждены уйти.

Вместе с тем, крупные игроки рынка солидарны во мнении – докапитализировать лизингового «малыша» до 20 млн рублей тем, кто работал честно и думал о завтрашнем дне, труда не составит. Хотя на этом рынке возможны и слияния. Согласно законопроекту, продвигаемом ЦБ, у компаний с размером активов до 500 млн рублей собственный капитал должен будет составлять не меньше этой суммы, а для компаний с активами более 500 млн рублей требования к капиталу будет до 70 млн рублей.

Как замечает генеральный директор РЛК Республики Саха (Якутия) Татьяна Бравина, требования Банка России вполне адекватны настоящему времени, основной капитал – подтверждение надежности лизингодателя и его платежеспособности в сложной ситуации перед клиентами, акционерами или перед кредиторами.

По оценкам директора приморского филиала «Сбербанк-лизинг» Игоря Попова, вес реального среднего чека на лизинговом рынке ДФО составляет четыре-пять млн рублей. В итоге 20 млн рублей – это условно говоря – сумма пяти средних сделок, фактически из них можно составить собственный капитал в 20 млн рублей. Увеличение собственного капитала – это призыв ЦБ к разработке более совершенных подходов к управлению своими рисками, отказ от сделок относительно принадлежности к дружественным бизнес-структурам. Разумеется, в этом случае вскроются схемы связанных компаний и холдингов.

Субъекты в рынке

По данным «Эксперт РА», в России за прошлый год объем нового бизнеса лизинга достиг рекордного уровня в 1,3 трлн рублей ($20,3 млрд). Еще восемь лет назад подобный показатель был равен 730 млрд рублей, что было эквивалентно $24 млрд. Сумма новых лизинговых сделок в свою очередь оказалась практически на уровне двух трлн рублей (1,6 трлн рублей – в 2017 году). В итоге портфель лизинговых компаний в России к 1 января 2019 года составил 4,3 трлн рублей (1 трлн рублей, или $36,29 млрд по итогам 2010 года).

Крупнейшими лизингодателями страны, которые также имеют прочные позиции и на Дальнем Востоке, традиционно остались Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и банковские компании: Сбербанк лизинг, ВТБ-лизинг, ВЭБ-лизинг, и независимые – «Балтийский лизинг», ЛК «Европлан», «Элемент Лизинг».

Ряд экспертов EastRussia констатирует серьезный рост объемов (на уровне 20-25%) по новым лизинговым сделкам на Дальнем Востоке, что выше, чем в целом по России (средний показатель по РФ – 19,6%). В то же время доля новых сделок в ДФО на рынке российского лизинга снизилась с 3,5 до 3,3% (по данным Эксперт «РА» за 2018 год). Но в любом случае, по ряду оценок, эта цифра в реальном выражении может составлять примерно 60 млрд рублей.

Сроки оформляемых лизинговых сделок в среднем увеличились до четырех лет. Ряд лизингодателей готов обеспечить сделки и на 10-летний срок. Как удалось выяснить EastRussia, основная часть сделок на Дальнем Востоке проходит в сфере финансового лизинга (выкуп объекта по остаточной стоимости после окончания договора). Оперативный лизинг, предусматривающий пользование дополнительными услугами – техоблсуживанием автопарка и страхованием, пока не снискал популярности.

По итогам минувшего года в перечень 100 крупнейших лизинговых компаний вошел, и в некоторых случаях обогнал «федералов», бизнес, имевший изначально прописку только в ДФО (по ренкингу, сформированному «Эксперт РА»). Так, «Сименс-Финанс» занимает девятое место по объему нового бизнеса с суммой 38,9 млрд рублей. Под этим брендом стала работать в 2011 году дальневосточная компания «Дельта-Лизинг». Универсальная лизинговая компания (УЛК) оказалась на 23 месте – 9,4 млрд рублей. Сегодня УЛК сменила основной юридический адрес с Хабаровска на Москву (по данным СПАРК).

Собственно дальневосточной, а точнее приморской, среди 100 крупнейших остается ООО «Таймлизинг» (ранее аффилированная с Примсоцбанком компания), поднявшаяся за год с 46 на 39 место в рейтинге «Эксперт РА». Значительные результаты, которые удалось достичь компании, отмечают и ее коллеги по рынку – 4,1 млрд рублей.

Не менее интересными игроками дальневосточного рынка является якутские компании «Инвест-Бизнес Лизинг», имеющая полноценный филиал в Магадане, и Туймаада-лизинг. В регионе действует РЛК Республики Саха (Якутия) при поддержке МСП-банка, она логично оперирует целевым финансированием для приобретения в лизинг оборудования для малого и среднего предпринимательства на льготной основе. Только для лизингополучателей Якутии компания готова выделить финансирование в размере 500 млн рублей, а в целом для российских клиентов – 1,5 млрд рублей. В Приморье продолжают работу компании «Альянс-Лизинг» и «Яков Семенов», последняя занимается в первую очередь лизингом судов и близка к банку «Приморье».

Сахалинский рынок интересен тем, что там работает достаточно много региональных (островных) лизинговых компаний, в их числе «Сахалин Лизинг Проджектс». Есть и свои гиганты, один из них – «Сахалинская лизинговая компания рыбопромыслового флота» с уставным капиталом 4,8 млрд рублей и Министерством имущества Сахалинской области в качестве учредителя (по данным СБИС).

Лизинг в тренде

Региональная отраслевая специфика на рынке лизинга Дальнего Востока, по мнению Игоря Попова, определяется просто, достаточно лишь посмотреть на промышленную карту региона. Все добывающие предприятия, весь майнинг, лесные предприятия, порты – пользуются лизингом. Если говорить о массовом рынке, то здесь спрос одинаков во всех регионах ДФО, разница лишь в объемах. Так, на Камчатке востребована строительная техника, оборудование для рыбной отрасли, есть перспективы для развития транспортных проектов Северного морского пути.

В Амурской области активно развивается дорожное строительство, а значит, есть спрос на лизинг соответствующей техники, равно как в лесной и золотодобывающей промышленностях. Сахалин, который ряд экспертов называет третьей региональной экономикой страны, славится большой сетью подрядчиков и субподрядчиков, которые оформляют в лизинг спецтехнику для осуществления целого ряда проектов в угольной, рыбной и лесной промышленностях. За счет активного использования лизинга спецтехники на острове развиты современные технологии в дорожном строительстве.

В Магаданской области бизнес традиционно оформляет в лизинг спецтехнику, необходимую для добычи золота. Так называемые «приборы» активно работают по Колымской трассе.

Лизинг строит

По подсчетам ООО «Инвест-Бизнес Лизинг» (Якутия), первое место по объемам нового бизнеса уверенно заняла строительная и дорожно-строительная техника (50%), грузовой автотранспорт – на второй позиции (27%). На долю легковых автомобилей пришлось лишь 5%. В Магадане спрос на строительную технику аналогичный, грузовой транспорт в общем объеме новых сделок составляет 45%, а легковые автомобили оформляли в лизинг в прошлом году лишь в 2,3% случаев.
Читайте также:АналитикаНачинку промпарка нализингуют

Эксперты рынка также обращают внимание и на новые особенности. Вполне легальное поле лизинга занимают и субарендаторы с мощным финансовым ресурсом. На фоне подписанных под федеральные проекты горящих контрактов их количество возросло. Такие фирмы как клиенты обращаются в лизинговые компании и оформляют определенный пул техники (4-10 единиц), затем передают ее в субаренду менее мощным компаниям, которые не смогли бы оформить лизинг самостоятельно.

Но в целом, с точки зрения директора ООО «Яков Семенов» Ирины Лобода, развитие Дальнего Востока действительно остается одной из важных задач для государства. На ближайшие годы в регионе запланировано много крупных строительных объектов: строительство и модернизации автомобильных и железных дорог, морских портов, развитие малой авиации, строительство культурных объектов. Пока регион будет получать господдержку и развиваться – спрос в сегменте строительной техники, коммерческого транспорта будет стабильным.

Директор Дальневосточного регионального филиала АО «Сбербанк Лизинг» Павел Верховодов согласен с коллегами: на Дальнем Востоке, и в Хабаровском крае в частности, предыдущие несколько лет активно рос рынок грузовой техники и техники дорожной, в частности за счет достаточно мощной программы субсидирования. Так, колесная техника российского производства субсидировалась, начиная с 2015 года, но, к сожалению, объем этих субсидий сокращался, в этом году субсидия закончилась за месяц. Соглашение с Беларусью отложено на месяц, пока неизвестно, будет ли возобновлена льготная программа лизинга. Но на Дальнем Востоке изначально спрос был заточен на спецтехнику зарубежного производства, и в этом ряду Китай и Япония лидируют.

Лизинг возит

Сегодня очевидна переориентация МУП и ГУП от аренды к приобретению техники в лизинг. Во Владивостоке таким образом муниципальные компании уже приобрели снегоуборочную технику.

Лизинг легкового транспорта на Дальнем Востоке изначально имеет иной характер, чем в центральной России. По подсчетам Павла Верховодова, в Сбербанк Лизинг она составляет 10%. В силу региональных особенностей дальневосточному бизнесу, особенно в Приморье и на Сахалине, ближе японские производители, например, Toyota. Кстати, за счет госсубсидий южнокорейские бренды Huyndai и KIA оказались в фаворитах при оформлении в лизинг легковых автомобилей. Однако, как отмечают эксперты, автомобиль за один миллион дальневосточник, скорее, возьмет за свой счет, а «Лексус» за восемь млн рублей – оформит в лизинг.

По оценкам директора хабаровского филиала «Балтийского лизинга» Олеси Романьковой, для лизинговой отрасли Дальнего Востока характерна концентрация внимания клиентов на сегменте грузового транспорта. В 2018 году в объеме нового бизнеса компании в регионе его доля составила 43%. Второе место остается за сегментом строительной и дорожно-строительной техники с долей в 20%. Примерно в равной доле третье место занимает сегмент легковых авто – 18%.

В качестве наиболее знаковых сделок за последнее время в хабаровском филиале компании «Балтийский лизинг» отмечают участие в крупных инвестиционных проектах, в частности, в строительстве Амурского ГПЗ, который должен стать вторым по мощности газоперерабатывающим предприятием в мире. Прибыльными для филиала стали сделки, связанные со строительством космодрома Восточный.

«Логично, что подрядчикам, работающим на этом объекте, потребовалось огромное количество современной спецтехники, многие из них сделали выбор в пользу лизинга и пришли к нам. Отмечу, что в таком сотрудничестве мы видим не только источник доходов для своей компании, но также возможность применить и пополнить собственные компетенции. Оформляя договор на финансирование специализированной техники и оборудования, мы погружаемся в специфику бизнеса своего клиента», – рассказывает Олеся Романькова.

Приморский прорыв

Собеседники EastRussia уже по результатам первого квартала 2019 года отмечают любопытный результат: приморский рынок лизинга впервые по темпам прироста обгоняет Хабаровск. Нельзя сказать, что психологически наименование «столица Дальнего Востока» повлияла на бизнес, но перераспределение бюджетов под проекты все же произошло – 38% всех лизингополучателей, по некоторым оценкам, находится именно в Приморье.

Директор филиала ЛК «Балтийский лизинг» в Приморском крае Елена Киселева, ретроспективно сравнивая заявки от клиентов, отмечает, что спрос три-четыре года назад у приморского бизнеса был сформирован вокруг пищевого, производственного и строительного оборудования. В 2018-2019 годах первое место – за строительной техникой. Во многом потребности строительной отрасли продиктованы вступлением нового закона о долевом строительстве, который предусматривает расчеты через эскроу-счета. Изменения законодательства коснулись строительного бизнеса – теперь застройщикам в большей мере надо рассчитывать на себя, они обрастают производственными мощностями, поэтому высока потребность в автобетоносмесителях, кранах (сборных, самоходных). Большое влияние на спрос оказывают и проекты, связанные со всей инфраструктурой завода «Звезда», со строительством трассы Владивосток – Находка – порт Восточный.

Сегодня промышленные компании активно получают лицензии на разработку месторождений – песка, камня, щебня. Поэтому, по оценкам Елены Киселевой, растет спрос и на карьерную технику, в том числе для дробления, а также сортировочные ленты, самосвалы, экскаваторы-погрузчики. В Приморье увеличиваются заявки и со стороны угледобывающих компаний (в том числе Лучегорского ГОК, Новошахтинска, разреза «Полтавский»). Потребителем приморского угля становится Китай.

Лизинг коммерческой недвижимости пока остается исключительной фишкой приморского филиала «Балтийского лизинга». Уже отработаны механизмы взаимодействия с ФРС как в части оформления договоров, так и в работе с клиентами.

Медицинский лизинг – точка роста

В компании «Инвест-Бизнес Лизинг» считают, что новой точкой роста на рынке Дальнего Востока должен стать лизинг оборудования. Правда, основными факторами, которые препятствуют развитию отрасли, называют территориальную отдаленность лизинговых компаний от официальных дилеров и в целом высокую стоимость техники. С якутскими коллегами согласны и другие игроки рынка, делая при этом акцент на медицинском оборудовании.

По мнению Игоря Попова, лизинг медицинского оборудования в прошлом году освободили от уплаты НДС, именно поэтому в этой сфере увеличивались количество сделок и их объемы. Пока что эта сфера в основном за государственными организациями – крупным недавним пулом заказов стала, например, фактически полная модернизация государственных клиник Сахалинской области. Но частный бизнес также постепенно начинает выходить на это поле.

В то же время Елена Киселева надеется, что рост лизинга медоборудования поспособствует формированию нового кластера, в том числе на острове Русский (в кластере для клиник и оздоровительных центров будут действовать особые условия по налогообложению), а медицинский туризм в Приморье сможет стать новым драйвером роста на рынке дальневосточного лизинга.
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике