Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Local warming

Favorable investment climate will allow Chukotka to increase GRP by half a billion rubles a year

Growing business in the Arctic is just as difficult as potatoes and tomatoes. For this, we need hothouse conditions. Two years ago, in Chukotka, with the support of the regional government, the Economic Development and Direct Investment Fund was established. Olga Plotnikova, director of the fund, told about the investment climate control and the first harvest of business projects to EastRussia correspondent.

Local warming
- Olga Sergeyevna, the fund that you manage is, in fact, the first in the history of the Chukotka Autonomous Region non-state institution for the development of entrepreneurship. What areas of your work can be called priority?
- At the first stage, the government of the Autonomous Okrug set us the task of attracting the attention of business to the territory of advanced development "Beringovsky". We help entrepreneurs who wish to become residents of the TOP and the free port of Vladivostok (SPV), prepare relevant applications. The status of the resident gives a number of advantages, including tax benefits. Applications are considered by the Corporation for the Development of the Far East. A resident can become an enterprise that undertakes to invest at least 500 thousand rubles in the business within the next three years. Following the results of 2016, with the support of the regional authorities, we managed to attract 12 multidirectional investment projects. Now there are a lot more of them, including due to the fact that our functions have significantly expanded.
 
- How?
- The fund team helps entrepreneurs not only become residents of TOP or SPV, but also determine the best strategy for implementing a business project. Based on the specifics of the enterprise, we select the list of available types of state support, help to formalize applications for grants and subsidies, prepare business plans - all of this, of course, for free. The fund helps entrepreneurs find co-investors or other available sources of funding - for example, to take a loan from a commercial bank.
In February 2017, we received the status of a regional guarantee organization. This is a huge step forward. Now our foundation can act as a guarantor for credit agreements, leasing agreements, and contracts for the provision of a bank guarantee. A guarantee, instead of a property pledge, is what really opens up access to credit resources for small and medium-sized businesses. The Fund ensures the fulfillment of the borrower's obligations within 70% of the amount of the loan requirements of the bank. The guarantee fee is small - 0,5% per annum.
But that's not all. In June of 2017, we received accreditation in JSC "Corporation for the Development of SMEs". Now we offer a fundamentally new product "Sogarantiya" - the suretyship is formalized on behalf of our fund in conjunction with the SME Development Corporation.
One reservation - "Sogarantiya" implies certain restrictions on the types of activities. For example, we do not act as guarantors for enterprises that manufacture excisable goods, engage in trade, gambling and construction of real estate for sale. Other activities, including production or, for example, domestic and transport services are supported by the SME Development Corporation, the Chukotka Development Fund, the legal regime of TOP and SPV.
Especially effective our guarantee will be for investors directing money to upgrade equipment or other capital costs. Now invest in the development of their own business, its modernization and expansion has become more comfortable.
It is very important that the leading players in the credit market in our region - such as the Asia-Pacific Bank, Sberbank, Rosselkhozbank, SME Bank and others - are willing to lend to small and medium-sized businesses on preferential terms. For investment projects, they offer rates well below market rates.
 
- At the beginning of the conversation, you mentioned direct measures of state support for small and medium-sized businesses - grants and subsidies. Are there any measures for startups?
- Of course, the state supports young enterprises. Entrepreneurs of a small segment of the economy who work no more than 18 months within the framework of socially important areas for the region can receive a grant for starting a business. To date, we have helped to formalize nine such projects, including three in the field of crop and livestock production. These areas are very important for Chukotka, because food security is one of our key priorities. Two of the three projects have already received grants.
Not only the government is involved in financing socially significant projects. We cooperate with other organizations that support entrepreneurs. For example, for the construction of a greenhouse complex in the village of Vaegi, Anadyrsky district, we assisted in drawing up an application for the found by the initiator found a co-investor - it was the Kupol Fund. The first vegetables from new greenhouses will appear on the shelves of Pevek this winter.
 
- How successful were the TOP and SPV projects in Chukotka? How many residents managed to attract?
- Today, within the framework of the Beringovsky PDA, the 23 project has already been implemented in various sectors of the economy, such as coal mining, gold mining, alternative energy, solid waste recycling, drinking water treatment, fish and meat processing, electricity, communications, gas supply, and additional education for children. The total investment in these projects is 15,5 billion rubles. It is planned to create 1200 new jobs.
At the moment, the Development Corporation of the Far East has approved three more applications, now they are preparing agreements. One of the companies plans to provide transportation services, another - to organize children's milk kitchens and to produce diet food, the third will process hazardous household waste. The total amount of investments for future residents will be 16,6 million rubles, they will provide work for 49 people.
Also registered are two residents of the Free Port of Vladivostok with a total investment of 10,2 million rubles. One of the enterprises will clean up and bottling drinking water, the other I have already said is a green house.
In total, following the results of our joint work with the government of the Chukotka Autonomous District, 38 projects were prepared. 31 has already received financial support. More than a billion rubles of direct investments were invested in the region's economy.
We associate great hopes with the industrial park, which opened this year. A maximum-favored-nation treatment regime was established for its residents. All the tasks facing them - from drawing up business plans and finding sources of financing to connecting communications and garbage disposal - are resolved on the principle of a "single window". Production facilities in the park can be rented or built independently.
 
- What investment projects have you selected for presentation at the WEF?
- For the forum, we prepared two promising investment projects, in the implementation of which the government of the Chukotka Autonomous Okrug is interested. Both will be presented by our fund to the audience of potential investors on the site supervised by TASS.
The first project is the development of the Pikkakai Stockworks tin deposit. It is located in the northern part of Chukotka, near Pevek, which now enters the Freeport of Vladivostok. It is supposed to lead the extraction of tin by the open method. The implementation of the project implies three stages: design, delivery of materials and construction of a processing plant. World demand for tin is growing, as electronics production is increasing every year. The project is estimated at 18,2 billion rubles. And is designed for 29 years of implementation.
The second project, which we intend to offer investors, is the arrangement of the existing oil and gas bearing field, the construction of an oil pipeline and a processing plant. The field is already being developed by the licensee, who extracts gas and supplies them with the city of Anadyr. However, the project needs development. The estimated volume of investments is 5,5 billion rubles. Estimated implementation time is 30 years with the possibility of additional exploration of the deposit and prolongation of the life of the project.
The government of the Chukotka Autonomous Region has prepared the most comprehensive package of incentives for potential investors. The region, in turn, expects the successful implementation of projects, the growth of GRP, increased comfort of living for the population and the creation of new jobs.
 
- How is the fund's interaction with the federal Ministry for the development of the Far East and other relevant agencies?
- The relationship is definitely productive. We got a unique opportunity to express our own proposals, to broadcast the wishes of business, and we were already convinced that we were being heard. The Fund maintains a systematic exchange of information with all relevant agencies, reviews the current conditions and the scope of proposals for investors in accordance with their needs. A common result is important, which can not be achieved alone.
 
- What tasks does the Economic Development Fund set for itself next year?
- In general, in less than two years, with the support of the government of the Chukotka Autonomous Okrug, we managed to build the architecture of the main areas of responsibility corresponding to the points of growth of the regional economy. Our main task for the near future is to improve the single window mechanism for investors, expand the geography of our services and sources of financing for promoted projects.
 
- What is your forecast for the social and economic development of Chukotka in the coming years?
- The economy of our region has a huge growth potential. The most promising sectors are the extraction of precious metals and hydrocarbons, agriculture, in particular, the construction of greenhouse complexes and the processing of fish and meat in accordance with international standards, and, of course, tourism.
If we talk about tourism - namely, it gives, according to the practice of the world economy, the greatest multiplier effect on the economy of the region in the form of the development of related industries
- for its advancement it is necessary to solve the problem of transport accessibility of the Far Eastern regions. And here the integrity of the approach is needed from the federal and regional authorities. According to a moderately pessimistic forecast, if we focus on these growth points, we will be able to raise GRP by half a billion rubles a year.
May 12: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Локальное потепление

Благоприятный инвестиционный климат позволит Чукотке наращивать ВРП на полмиллиарда рублей в год

Вырастить бизнес в Арктике так же сложно, как картофель и помидоры. Для этого нужны тепличные условия. Два года назад на Чукотке при поддержке регионального правительства был создан Фонд развития экономики и прямых инвестиций. Об инвестиционном климат-контроле и о первом урожае бизнес-проектов корреспонденту EastRussia рассказала директор фонда Ольга Плотникова.

Локальное потепление
– Ольга Сергеевна, фонд, которым вы управляете, – это, по сути, первый за всю историю Чукотского автономного округа негосударственный институт развития предпринимательства. Какие направления вашей работы можно назвать приоритетными?
– На первом этапе правительство автономного округа поставило перед нами задачу привлечь внимание бизнеса к территории опережающего развития «Беринговский». Мы помогаем предпринимателям, желающим стать резидентами ТОР и свободного порта Владивосток (СПВ), подготовить соответствующие заявки. Статус резидента дает целый ряд преимуществ, в том числе налоговые льготы. Заявки рассматривает Корпорация развития Дальнего Востока. Резидентом может стать предприятие, которое обязуется инвестировать в бизнес не менее 500 тысяч рублей в течение ближайших трех лет. По итогам 2016 года при поддержке региональной власти нам удалось привлечь 12 разнонаправленных инвестиционных проектов. Сейчас их намного больше, в том числе благодаря тому, что наши функции значительно расширились.
 
– Каким образом?
– Команда фонда помогает предпринимателям не только стать резидентами ТОР или СПВ, но и определить оптимальную стратегию реализации бизнес-проекта. Исходя из специфики предприятия, мы подбираем перечень доступных видов господдержки, помогаем оформить заявки на получение грантов и субсидий, составляем бизнес-планы – и всё это, разумеется, бесплатно. Фонд помогает предпринимателям найти соинвесторов или другие доступные источники финансирования — например, взять кредит в коммерческом банке.
В феврале 2017 года мы получили статус региональной гарантийной организации. Это огромный шаг вперед. Теперь наш фонд может выступать поручителем по кредитным договорам, договорам лизинга, договорам о предоставлении банковской гарантии. Поручительство вместо имущественного залога — это то, что по-настоящему открывает малому и среднему бизнесу доступ к кредитным ресурсам. Фонд обеспечивает исполнение обязательств заемщика в пределах 70% от суммы кредитных требований банка. Плата за поручительство небольшая – 0,5% годовых.
Но и это еще не всё. В июне 2017 года мы получили аккредитацию в АО «Корпорация развития МСП». Теперь мы предлагаем принципиально новый продукт «Согарантия» – поручительство оформляется от лица нашего фонда совместно с Корпорацией развития МСП.
Одна оговорка — «Согарантия» подразумевает определенные ограничения по видам деятельности. Например, мы не выступаем поручителями для предприятий, которые изготавливают подакцизные товары, занимаются торговлей, игорным бизнесом и строительством недвижимости с целью продажи. Остальные виды деятельности, в том числе производство или, например, бытовые и транспортные услуги поддерживаются Корпорацией развития МСП, Фондом развития Чукотки, правовым режимом ТОР и СПВ.
Особенно эффективным наше поручительство будет для инвесторов, направляющих денежные средства в обновление оборудования или иные капитальные затраты. Теперь инвестировать в развитие собственного бизнеса, его модернизацию и расширение стало комфортнее.
Очень важно, что ведущие игроки кредитного рынка в нашем регионе — такие как Азиатско-Тихоокеанский банк, Сбербанк, Россельхозбанк, МСП Банк и ряд других — готовы кредитовать малый и средний бизнес на льготных условиях. Для инвестпроектов они предлагают ставки существенно ниже рыночных.
 
– В начале разговора вы упомянули о прямых мерах господдержки для субъектов малого и среднего предпринимательства — грантах и субсидиях. Предусмотрены ли подобные меры для стартапов?
– Конечно, государство поддерживает молодые предприятия. Получить грант на старт бизнеса могут предприниматели малого сегмента экономики, работающие не более 18 месяцев в рамках социально значимых для региона направлений. На сегодняшний день мы помогли оформить девять таких проектов, в том числе три в области растениеводства и животноводства. Эти направления очень важны для Чукотки, поскольку продовольственная безопасность — один из наших ключевых приоритетов. Два проекта из трех уже получили гранты.
Финансированием социально значимых проектов занимается не только государство. Мы сотрудничаем с другими организациями, которые оказывают поддержку предпринимателям. Например, для строительства тепличного комплекса в селе Ваеги Анадырского района мы оказали помощь в оформлении заявки для найденного инициатором нашли соинвестора — им стал фонд «Купол». Первые овощи из новых теплиц появятся на прилавках Певека уже этой зимой.
 
– Насколько успешными оказались проекты ТОР и СПВ на Чукотке? Сколько резидентов удалось привлечь?
– Сегодня в рамках ТОР «Беринговский» реализовано уже 23 проекта в различных сферах экономики, таких как добыча угля, золота, альтернативная энергетика, утилизация твердых бытовых отходов, очистка питьевой воды, переработка рыбы и мяса, электроэнергетика, связь, обеспечение газом, а также дополнительное образование для детей. Суммарный объем инвестиций по этим проектам – 15,5 млрд. рублей. Планируется создать 1200 новых рабочих мест.
На данный момент Корпорация развития Дальнего Востока утвердила еще три заявки, сейчас по ним готовятся соглашения. Одна из компаний планирует оказывать транспортные услуги, другая — организовать детскую молочную кухню и производить диетическое питание, третья будет перерабатывать опасные бытовые отходы. Общая сумма инвестиций по будущим резидентам составит 16,6 млн рублей, они обеспечат работой 49 человек.
Также зарегистрированы два резидента Свободного порта Владивосток с общим объемом инвестиций 10,2 млн руб. Одно из предприятий займется очисткой и бутилированием питьевой воды, о другом я уже говорила — это тепличное хозяйство.
Всего по итогам нашей совместной работы с правительством Чукотского АО подготовлено 38 проектов. 31 уже получил финансовую поддержку. В экономику региона вложено более миллиарда рублей прямых инвестиций.
Большие надежды мы связываем с промышленным парком, который открылся в этом году. Для его резидентов создан режим максимального благоприятствования. Все стоящие перед ними задачи — от составления бизнес-планов и поиска источников финансирования до подключения коммуникаций и вывоза мусора — решаются по принципу «единого окна». Производственные помещения на территории парка можно будет взять в аренду или построить самостоятельно.
 
– Какие инвестиционные проекты вы отобрали для презентации на ВЭФ?
– Для форума мы подготовили два перспективных инвестпроекта, в реализации которых заинтересовано правительство Чукотского автономного округа. Оба будут представлены нашим фондом перед аудиторией потенциальных инвесторов на площадке, курируемой ТАСС.
Первый проект — освоение месторождения олова Пыркакайские штокверки. Оно расположено в северной части Чукотки, недалеко от Певека, который теперь входит в зону Свободного порта Владивосток. Предполагается вести добычу олова открытым способом. Реализация проекта подразумевает три этапа: проектирование, доставку материалов и строительство перерабатывающей фабрики. Мировой спрос на олово сейчас растет, поскольку производство электроники увеличивается с каждым годом. Проект оценивается в 18,2 млрд руб. и рассчитан на 29 лет реализации.
Второй проект, который мы намерены предложить инвесторам, — это обустройство действующего нефтегазоносного месторождения, строительство нефтепровода и перерабатывающего завода. Месторождение уже разрабатывает лицензиат, который добывает газ и снабжает им город Анадырь. Однако проекту необходимо развитие. Предполагаемый объем инвестиций — 5,5 млрд руб. Расчетное время реализации — 30 лет с возможностью доразведки месторождения и продления жизни проекта.
Правительство Чукотского АО подготовило для потенциальных инвесторов максимально емкий пакет стимулов. Регион, в свою очередь, ожидает успешной реализации проектов, роста ВРП, повышения комфортности проживания для населения и создания новых рабочих мест.
 
– Как складывается взаимодействие фонда с федеральным Министерством по развитию Дальнего Востока и другими профильными ведомствами?
– Взаимоотношения, безусловно, продуктивные. Мы получили уникальную возможность высказывать собственные предложения, транслировать пожелания бизнеса, и уже убедились в том, что нас слышат. Фонд ведет системный обмен информацией со всеми профильными ведомствами, пересматривает действующие условия и рамки предложений для инвесторов в соответствии с их потребностями. Важен общий результат, которого невозможно добиться в одиночку.
 
– Какие задачи Фонд экономического развития ставит перед собой на следующий год?
–  В целом, за неполные два года нам удалось при поддержке правительства Чукотского автономного округа выстроить архитектуру основных зон ответственности, соответствующих точкам роста региональной экономики. Главная наша задача на ближайшую перспективу — это совершенствование механизма «единого окна» для инвесторов, расширение географии наших услуг и источников финансирования для продвигаемых проектов.
 
– Каков ваш прогноз социально-экономического развития Чукотки на ближайшие годы?
– У экономики нашего региона огромный потенциал роста. Наиболее перспективные отрасли — добыча драгоценных металлов и углеводородов, сельское хозяйство, в частности, строительство тепличных комплексов и переработка рыбы и мяса в соответствии с международными стандартами, и, конечно, туризм.
Если говорить о туризме — а именно он дает по практике мировой экономики  наибольший мультипликативный эффект на экономику региона в виде развития сопутствующих отраслей
— то для его продвижения нужно решить проблему транспортной доступности дальневосточных регионов. И здесь необходима целостность подхода со стороны федеральной и региональной власти. По умеренно пессимистическому прогнозу, если мы сосредоточимся на этих точках роста, то сможем поднимать ВРП на полмиллиарда рублей в год.
5 августа: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика