Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Локомотив Якутии

Что тормозит масштабные Южно-Якутские проекты

Локомотив Якутии

Воплощение в жизнь «Комплексного развития Южной Якутии» (КРЮЯ) требует привлечения инвесторов, а также решения социальных и инфраструктурных проблем.

Первый «Нерюнгринский бизнес-форум (НБФ-2014)», который пройдет 17-18 апреля в Якутии, должен стать важной площадкой для привлечения инвестиций в экономику Южной Якутии. Реализация КРЮЯ даст не только импульс развития города Нерюнгри, но и всего Дальнего Востока. Об этом на пресс-конференции, посвященной предстоящему форуму, говорил Первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Алексей Стручков. В ходе мероприятия он ответил на вопросы EastRussia.ru.

- Алексей Александрович, проектирование КРЮЯ началось в 2007 году, и тогда предполагалось, что в 2016 году газ Чаяндинского месторождения будет направляться на экспорт. Получается, что сроки проекта сдвигаются?

- У нас нет официальных переносов сроков строительства. В начале марта на ежегодном дне инвестора, который проходит в Лондоне и в Нью-Йорке, председателем правления «Газпрома» было заявлено, что пересмотрены сроки начала реализации ряда приоритетных инвестиционных проектов, в том числе и Якутского центра газодобычи (входит в КРЮЯ – прим.ред.). Там назывался 2019 год. Но срок запуска может быть смещен, потому что мы понимаем, что это не проект ради проекта, а должен быть гарантированный рынок сбыта. И если появится потребитель из стран АТР или каких-то других государств – безусловно, проект активизируется. Мы к этому относимся с пониманием - ничего страшного, если сроки будут сдвинуты.

- Вы не могли бы назвать инвестиционные проекты на территории Якутии, для реализации которых привлекались средства иностранных банков?

- Экономика Якутии является энерго-сырьевой. Все приоритетные проекты, которые реализуются и были реализованы на территории Якутии, связаны с обработкой месторождений полезных ископаемых. В силу объективных причин многие из этих месторождений отнесены к стратегическим месторождениям федерального значения, поэтому привлечение иностранного капитала на их разработку регламентируется действующим федеральным законодательством. В этой связи больших проектов, в которых участвует иностранный капитал, на территории Якутии нет. Из крупных проектов, которые уже реализованы, как пример я могу привести разработку Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения за западе Якутии – месторождение, где сегодня уже добывается более 7 млн тонн нефти. Еще один реализованный, но уже инфраструктурный проект – это завершение строительства по территории республики первого этапа Восточно-Сибирского нефтепровода, который также позволил ускорить разработку других нефтегазовых месторождений в Якутии. Конечно же, это Южная Якутия и проекты, связанные с разработкой угольных месторождений, например Эльгинского.

- На недавней конференции в Иркутске, посвященной развитию нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, вы отметили, что для привлечения инвесторов необходимы «неординарные меры экономического стимулирования проекта». Что имелось в виду под словом «неординарные»?

- Принято считать, что проекты нефтегазового комплекса самодостаточны и высокорентабельны – значит, нет необходимости оказания мер государственной поддержки. Я же все же настаиваю, что вопрос формирования инфраструктуры – прежде всего транспортной, энергетической, с учетом огромных расстояний, - должен решаться с участием государства. Некая неординарность в этом присутствует. Кроме того, неординарность – это формирование особых условий. Я уверен, что Якутии нужны особые условия. И не только Якутии, но и всему Дальнему Востоку.

Продукция, которая производится в таких регионах, как Якутия, с учетом сезонности завоза, необходимости привлечения значительных кредитных ресурсов на обеспечение этого сезонного завоза, немножко переворачивает экономику любого якутского предприятия и, соответственно, сказывается на рентабельности любого проекта. В этой связи мы считаем, что нужны особые меры со стороны государства в области налоговой, тарифной политики. В конце концов, тот же северный завоз в части транспортных расходов можно было бы взять государству на себя. У нас на северо-востоке Якутии есть угольные месторождения, где мы покупаем тонну угля за 2 тыс. рублей у производителя, но одни транспортные расходы на ее доставку в районы севера Якутии составляют до 13-14 тыс. рублей. В результате двухтысячный уголь обходится потребителю в 16 тыс. рублей. Мы говорим потребителю – ну извини, мы переходим на 100% окупаемость услуг ЖКХ. Сколько он должен тратить в условиях Якутии на отопление собственного дома?! Это лишь один пример.

Или другой. У нас есть район – Нижнеколымский (административный центр поселок Черский – прим.ред.). Авиабилет на маленьком самолете из поселка до Якутска стоит 32 тыс. рублей в один конец. Это не бизнес-класс, это обычный базовый тариф. И другого транспорта нет. Вопрос – сколько должен получать житель, чтобы, скажем, просто проверить свое здоровье в центре субъекта, я уже не говорю о том, чтобы поехать куда-нибудь в Москву или в Санкт-Петербург. Да, льготные перевозки в республике есть. Можно из Якутска улететь в Сочи или в Краснодар, или в Москву, эти полеты субсидируются. А внутрирегиональные – нет. Такого рода специфических вопросов очень много. И реализация инвестиционных проектов требует принятия неординарных мер.

- Производство в регионе развивается, но кадры утекают – с 1991 года из Якутии в другие регионы уехали более 260 тыс. человек. Где найти специалистов? И как удержать кадры?

- Вопрос закрепления кадров и прекращения оттока населения достаточно непростой. Однако хочу подчеркнуть, что по итогам переписи населения 2010 года по сравнению с остальными субъектами ДВФО Якутия была единственным регионом, где наблюдался не отток, а увеличение населения. Пусть оно небольшое, но это было положительное сальдо. Чтобы привлекать и удерживать профессионалов, в Якутии сохранилась советская практика подготовки специалистов за пределами республики в ведущих учебных заведениях РФ. Ежегодно мы отправляем около 700 выпускников общеобразовательных школ для обучения в ведущих вузах страны – Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Хабаровска, Красноярска. Помимо этого, у нас заключены соглашения практически со всеми компаниями, которые работают на территории нашей республики, одним из пунктов этого соглашения является подготовка кадров. Успешный проект связан с «Сургутнефтегазом». Компания готовит 20-25 выпускников школ в специализированных вузах с последующим трудоустройством на своих предприятиях. Точно такая же схема налажена в «Транснефти», «Газпроме». Подобные соглашения подписаны с угольными и золотодобывающими компаниями.

Что касается условий, этот вопрос должен решаться в том числе с участием федерального центра через принятие специальных законов, которые предполагают создание условий для притока высококвалифицированных специалистов. То есть это те проекты и законы, которые активно обсуждаются федеральными министерствами. Это и выдача каких-то «подъемных» средств, и оплата проездных в регионах Дальнего Востока, и строительство жилья, и создание специальных механизмов ипотечного жилищного строительства. Ну и конечно, это реализация КРЮЯ, который создаст новые рабочие места с хорошей и стабильной заработной платой. Тогда люди не будут уезжать, а закрепятся на месте. Все проекты, которые мы реализуем, они направлены на повышение качества жизни – развитие опорных населенных пунктов, развитие социальной, инженерной инфраструктуры.

- Что вы ждете от Первого Нерюнгринского бизнес-форума?

- Мы понимаем, что масштабы Нерюнгринского форума гораздо скромнее по сравнению с дальневосточной площадкой. По итогам заседания правительственной комиссии по развитию Дальнего Востока, которое состоялось в конце октября прошлого года в Комсомольске-на-Амуре, было принято решение, что единой площадкой для проведения экономического форума станет Владивосток. Поэтому цель Нерюнгринского форума - привлечение интереса инвесторов и бизнес-сообщества к проектам, которые мы реализуем на территории Южной Якутии. Именно Южная Якутия должна стать неким локомотивом развития нашей республики. Реализация КРЮЯ ускорит темпы социально-экономического роста всего Дальнего Востока. Мы рассчитываем, что в ходе этого Нерюнгринского бизнес-форума состоятся интересные дискуссии, будут обсуждены и приняты решения, которые лягут и в основу принятия решений федеральным центром. И главное, если первый форум не окажется «комом», мы постараемся придать ему ежегодный формат.