Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Лом преткновения

Реанимированный «Амурметалл» пока остается без мер господдержки

Меры государственной поддержки в отношении завода «Амурметалл» обсуждаются весь 2017 год, но к какому-либо конкретному решению власти пока не пришли. Предприятие планирует выйти на докризисный объем производства, но без преференций со стороны государства это нереально. Заводу помогли бы сниженный в два раза тариф на перевозку основного сырья – металлического лома, а также запрет на экспорт металлолома через порты Дальнего Востока для снижения дефицита сырья. Против последней меры, впрочем, уже выступили стивидоры Приморья, получающие в год до 700 млн рублей выручки от экспорта лома в страны АТР.

Лом преткновения
Фото: khabkrai.ru
Практически за три месяца работы с момента возобновления плавки (завод простаивал в течение полугода) комсомольские металлурги произвели 72,5 тыс. т непрерывнолитой стальной заготовки. По словам генерального директора ООО «ТОРЭКС-Хабаровск» Владимира Лебедева, в настоящий момент первостепенной задачей является выведение предприятия на запланированную производственную мощность 800 тыс. т жидкой стали в год с выпуском продукции по имеющемуся сортаменту. В последующем возможно увеличение объема до 1 млн т ежегодно. «Реализация готовой продукции будет производиться на внутреннем рынке, в части сортового проката, и на экспорт в страны Юго-Восточной Азии, в части сортовой заготовки. Параллельно собственниками завода проводится работа по формированию инвестиционной программы, направленной на дальнейшее развитие завода, его техническую модернизацию и сохранение уже имеющегося оборудования, требующего капитального ремонта», – сообщил Владимир Лебедев.

Как известно, «Амурметалл» – единственное на Дальнем Востоке электрометаллургическое предприятие по выплавке стали с последующим переделом в сортовой и листовой прокат и изделия дальнейшего передела. Самые лучшие производственные показатели у завода наблюдались в 2008 году. Тогда было выплавлено 1,062 млн т стали, общая отгрузка потребителям продукции составила 979 тыс. т. Затем завод начал испытывать финансовые трудности. В 2013 году на «Амурметалле» было введено конкурсное производство, а власти Хабаровского края приступили к поиску потенциального инвестора для вывода предприятия из кризиса.

Стратегическим партнером завода стало ООО «ТОРЭКС» – крупнейший на Дальнем Востоке металлотрейдер (располагает 53 ломозаготовительными и производственными площадками в ДФО). Эта компания в конце января 2017 года приобрела имущественный комплекс «Амурметалла». Тогда же губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт заявил, что краевые власти совместно с Минвостокразвития прорабатывают возможность предоставления инвестору «Амурметалла» целого набора преференций.

В частности, не исключалась возможность включения предприятия в режим территории опережающего развития «Комсомольск». Но в дальнейшем идея не получила развития. «Что касается резидента ТОР, то позиция представителей органов власти заключается в том, что само производство на заводе не является новым, в связи чем не подпадает под формальные критерии, установленные для резидентов ТОР», – пояснил Владимир Лебедев. 

Как уточнил топ-менеджер, после приобретения металлургического комплекса у ТОРЭКСа нет никакой долговой нагрузки. «Мы не правопреемники ОАО "Амурметалл" и не покупали эту компанию. Нами были приобретены активы ОАО "Амурметалл" в рамках процедуры банкротства. Деньги от продажи пошли на частичное погашение задолженности ОАО "Амурметалл" перед кредиторами. ООО "ТОРЭКС-Хабаровск" – это новое юридическое лицо, никак не связанное с ОАО "Амурметалл"», – подчеркивает Владимир Лебедев.

Другая возможная преференция предприятию связывалась с железнодорожными тарифами на перевозку сырья – металлолома – и готовой продукции. К сведению, в 2016 году погрузка черных металлов на Дальневосточной железной дороге составила 565 тыс. т – на 4,2% меньше, чем в 2015-м. Это главным образом была продукция «Амурметалла». Отправки же лома черных металлов со станций ДВЖД достигли 225 тыс. т, с ростом к предыдущему периоду на 5,2%.

«ТОРЭКС» обратился в ОАО «РЖД» с просьбой оказать заводу содействие, понизив тариф по перевозкам. Компания претендовала на понижающий коэффициент 0,5. «Консультации проводились, но, к сожалению, позиция РЖД по данному вопросу отрицательная. Тем не менее, ООО "Торэкс-Хабаровск" направило в РЖД комплект документов для получения скидки в рамках тарифного коридора (нижняя его граница составляет 50% - EastRussia) на перевозку лома черных металлов», – проинформировал Владимир Лебедев.



В качестве меры поддержки металлургов российские власти могут вернуться и к рассмотрению вопроса об ограничениях экспорта металлолома с Дальнего Востока. «Мы считаем, что данный вопрос является одним из ключевых для обеспечения стабильной работы завода», – сказал руководитель «ТОРЭКС-Хабаровск».

По данным компании, за 2016 год было экспортировано 1,1 млн т лома. При этом общий объем ломозаготовки в ДФО составил 1,6 млн. Аналогичная ситуация наблюдается в этом году. В свою очередь для выхода завода на производственную мощность в 1 млн т ему потребуется 1,1 млн т лома. 

«Президент и правительство РФ неоднократно заявляли, что Россия должна ориентироваться в сторону производства и экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, а не просто сырья, как например лом. Отсутствие решения по вопросу сырьевого обеспечения завода может вернуть его к состоянию 2013 года», – заявил Владимир Лебедев.

Однако против попыток ограничить экспорт уже выступили стивидоры Приморья. Представители ПАО «Владивостокский морской торговый порт», ОАО «Владивостокский морской рыбный порт», АО «Находкинский морской рыбный порт», ПАО «Славянский судоремонтный завод» направили обращение в законодательное собрание Приморского края, призвав депутатов поддержать их позицию на федеральном уровне.

«Вступление в силу данного акта и предусмотренных им ограничений приведет к неблагоприятным последствиям для экономики Приморского края и Дальнего Востока в целом. Потеря около 1 млн т в год стабильной грузовой базы для портов вызовет снижение выручки на 700-800 млн руб., такое же уменьшение таможенных платежей в бюджет, сокращение сотен рабочих мест. Еще большие потери (до 2-3 млрд руб. в год) от планируемого инициаторами ограничения конкуренции, нерыночного и принудительного снижения цен на лом черных металлов понесут законные владельцы его источников – предприятия различных отраслей ДФО», – говорится в обращении. Также стивидоры отмечают, что ограничение экспорта нанесет «значительный ущерб международным торговым отношениям» с Республикой Корея, которая потребляет большой объем российского лома.

«Это не первая попытка запретить экспорт, – напомнил член совета директоров «Владивостокского морского рыбного порта» Денис Сарана. – Но можно поддерживать отрасль, нельзя – отдельное предприятие». Он также считает, что режим свободного порта Владивосток должен оградить хозяйствующих субъектов от каких-либо запретов.

Иного мнения придерживаются в руководстве Хабаровского края. «Я поддерживаю моих коллег, которые пробивали данное решение. Для Комсомольска это не просто завод. Это 3 тыс. работников, с учетом их семей речь идет о благосостоянии 10-15 тыс. человек», – заявил зампред краевого правительства по вопросам инвестиций и приоритетных проектов Юрий Чайка. По его словам, необходимо стремиться к тому, чтобы металлургическое сырье, как рыбу и лес, максимально перерабатывать в регионе, а не экспортировать в таком виде. «Свободный порт должен развивать и логистический и производственный потенциал», – заключил чиновник.

Как бы то ни было, на данный момент конкретных решений со стороны органов федеральной власти по мерам поддержки комсомольского завода не принято. «Состоялся ряд совещаний в Минпромторге РФ, однако результата пока нет», – констатирует гендиректор «ТОРЭКС-Хабаровск».