Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Лосось запутался в пограничных сетях

Лососевая путина на Дальнем Востоке оказалась под угрозой срыва

Лосось запутался в пограничных сетях

Несколько крупных предприятий вынуждены остановить работу добывающего флота из-за ограничения в постановлении Правительства РФ. За каждый «несанкционированный» переход предприятия штрафуют от 400 до 800 тыс. рублей.

На самом старте лососевой путины дальневосточники вынуждены приостановить работу флота из-за невозможности многократно пересекать государственную границу. Как рассказал генеральный директор компании «Поларис» Владимир Латынцев, для добывающего флота, который работает в территориальном море, пересекать границу необходимо для того, чтобы сбрасывать льяльные (нефтесодержащие – прим. ред.) воды, как того требуют российские и международные нормативные акты по охране природных ресурсов. Те рыбаки, которые ведут промысел в исключительной экономзоне (ИЭЗ), зайдя на приемку и переработку рыбы, не могут выйти обратно без такого разрешения. В их рыболовном билете ИЭЗ указан район промысла, и им надо каждый раз закрывать и открывать границу, снова проходя все процедуры. У транспортников вообще нет промбилета, копию которого требуют пограничники, чтобы выдать разрешение на неоднократное пересечение границы. Только за один рейс из Петропавловска во Владивосток судно вынуждено пересекать госграницу 3–4 раза. Штраф за такой рейс составляет 3,2 млн рублей.

Кроме того, пограничники могут не выдавать разрешения тем компаниям, которые ранее нарушили закон. «Например, в 2012 году Тымлатский рыбокомбинат получил отказ в оформлении разрешения на все имеющиеся у предприятия суда за совершенное ранее капитаном всего одно нарушение, штраф по которому был выплачен в полном объеме. В аналогичной ситуации в 2013 году оказались и еще несколько крупных рыболовецких предприятий. Флот встал», - сообщил В. Латынцев.

Проблема, которую признают и бизнесмены, и региональные власти, в постановлении Правительства РФ № 560 (регулирует порядок получения разрешения на неоднократное пересечение госграницы рыбопромысловым флотом). Оно содержит ограничения, а точнее формулировку – «в случае ведения промысловой деятельности». Эта фраза установила тождественность двух документов – разрешения на промысел (разрешительного билета) и разрешения на многократное пересечение государственной границы – и одновременно стала основанием для наложения многомиллионных штрафов на рыбацкие предприятия по статье «Нарушение режима государственной границы РФ».

В 2013 году Пограничным управлением ФСБ России по Камчатскому краю было рассмотрено 343 дела по статье о нарушении режима госграницы, по которым наложено штрафов на сумму свыше 55 млн рублей.

Аналогичные санкции применяются и к сахалинским, и приморским, и магаданским рыбакам. Однако особенно остро проблема стоит на Камчатке, где путина уже началась в Тигильском районе. На 1 июня текущего года намечен старт промышленного лова на востоке Камчатки – в Усть-Камчатском, Олюторском и Алеутском районах. Для остальных районов края установлены более поздние сроки открытия промысла.

В пограничном управлении заявляют, что сотрудники ведомства действуют строго в соответствии с существующими юридическими нормами: «Мы работаем, как того требует законодательство. Если правила изменятся, будем действовать иначе. В данном случае все вопросы к Правительству».

Рыбаки Камчатского края были вынуждены обратиться к Президенту РФ Владимиру Путину. В коллективном обращении (имеется в распоряжении East Russia – прим. ред.) они рассказали о фактах задержаний, суммах ущерба и предложили модернизировать постановление, которое, по их мнению, устарело и «создает условия для совершения административных нарушений, что в итоге подрывает экономическую деятельность рыбодобывающих предприятий».

В Управлении Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций обращение рассмотрели и с доводами промышленников согласились.

«Для разрешения данной ситуации и обеспечения эффективной работы рыбопромышленных предприятий Дальнего Востока полагаем необходимым в кратчайшие сроки инициировать работу по внесению изменений в Правила получения разрешения на неоднократное пересечение границы РФ российскими рыбопромысловыми судами, осуществляющими промысел во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ», - сказано в ответе, направленном в адрес камчатских рыбаков.

Месяц назад на совещании в Мурманске министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров доложил о проблеме с многократным пересечением госграницы российскому премьер-министру. Дмитрий Медведев поручил в короткий срок подготовить и внести в ведомства и Правительство России конкретные проекты нормативных актов для исправления ситуации. Предложения по изменению нормативной базы также были предложены и на Дальневосточном научно-промысловом совете и поддержаны всеми регионами, но они до сих пор находятся на утверждении в Росрыболовстве.

Между тем, на встрече с министром рыбного хозяйства Камчатки Владимира Галицына председатель Камчатской краевой организации профсоюза работников рыбного хозяйства Игорь Коваленко уже заявил, что ситуация «приводит к оттоку с полуострова рыболовецких предприятий». «Мы готовы к организованным совместным акциям. Наша задача — нормализовать ситуацию и позволить рыбакам отработать путину спокойно и эффективно»,— сказал он.

Депутат Госудумы РФ Георгий Карлов уверен, что решение вопроса с пересечением госграницы «неприлично затянулось». По мнению парламентария, постановление Правительства РФ от 5 сентября 2007 г. № 560, устанавливающее правила получения разрешения на неоднократное пересечение рыбопромысловым флотом, содержит, с одной стороны, ряд избыточных государственных функций, выполняемых пограничниками, а с другой – чрезмерные требования к судам, работающим в условиях прибрежного рыболовства. «Выполнение этих процедур не только отнимает время, но и, самое важное, отвлекает рыбака от основного дела, которым он должен заниматься, – ловить рыбу и привозить ее на берег. Вот это задача рыбака, а не оформлять бумажки бесконечное количество раз и дожидаться разрешений», – считает член Комитета ГД РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии Г. Карлов. 

Собеседник отметил, что на данный момент работа по изменению закона, которая, кстати, была начата почти год назад, натолкнулась на принципиальную позицию Пограничной службы ФСБ России. Пограничники считают, что необходимые предпосылки для изменения данной статьи закона отсутствуют. Впрочем, определенные надежды, по мнению Г. Карлова, внушает то, что позиция рыбаков по проблеме неоднократного пересечения госграницы была донесена до руководства страны.

Эксперты видят выход только в последовательной аналитической работе с законом. «Надо проанализировать всю систему государственного пограничного контроля, но объективно. Не буду делать поспешных выводов, замечу только, что мы четко разграничиваем действительный, «всамделишний» контроль в рыбной отрасли и другое явление. Часто практика работы контрольных органов имеет внешние признаки юридической обоснованности, однако системный правовой анализ и оценка экономических последствий показывают: налицо – необоснованное и предвзятое толкование законодательных норм и разрозненных судебных прецедентов, в совокупности используемых для «улучшения» отчетных результатов служебной деятельности и карьерного роста», - сказал президент Ассоциаиции добытчиков минтая Герман Зверев. Он сообщил, что в Ассоциации намерены подготовить обширное исследование. «Мы проведем «сравнительную анатомию» разных видов государственного контроля именно для того, чтобы оценить его действительную эффективность, и уже на основе этого делать выводы», - заключил Г. Зверев.

Справка East Russia:

В 2014 году допустимый улов лососей на Дальнем Востоке составит 320 тыс. т, а с учетом российского и иностранного дрифтерного промысла – 373 тыс. т. При этом более 194 тыс. т приходится на горбушу.