Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Луи Сулье и цирковое искусство Дальнего Востока

Луи Сулье и цирковое искусство Дальнего Востока

Григорий Островский, советник генерального директора «Росгосцирка», заместитель председателя Союза цирковых деятелей России:

- Жители Российской империи, живущие на Дальнем Востоке, познакомились с цирковым искусством в том виде, в котором оно привычно для наших современников, в конце 1854 или в начале 1855 гг. благодаря великому французскому импресарио и авантюристу Луи Сулье. Цирковой артист Сулье родился в 1813 году, слава пришла к нему довольно рано, когда он освоил сложный конный номер «Татарская скачка». Добившись известности и женившись на вдове венского цирка Христофора де Баха, очаровательной Лауре де Бах, молодой Луи автоматически получил должность директора венского Гимнастического цирка. Очень быстро поняв, что сидя на одном месте, много не заработаешь, Луи стал организовывать гастроли своего цирка в другие государства. Объездив с гастролями огромное количество стран и попав, наконец, в Россию, Сулье оценил и полюбил ее за безграничные гастрольные возможности. Он охотно с успехом давал представления своей большой цирковой труппы во многих русских городах.

В 1854 году, как утверждают историки цирка, Луи Сулье отправился на гастроли в Японию. Путешествовать пришлось через всю Россию, останавливаясь ненадолго в различных городах. Для коммерческого благополучия намеченного проекта попутно он с успехом давал представления своей труппы. Как предполагают историки циркового искусства, последним пунктом, где перед отплытием в Японию выступили артисты труппы Сулье, было небольшое малочисленное поселение - будущий Владивосток (от «владеть Востоком»). Почти через год Луи Сулье со своей цирковой труппой вернулся из Японии так же через Россию. Во время гастролей в Японии коллектив труппы несколько увеличился, в нем появились японские акробаты, жонглеры и фокусники. Есть все основания предполагать, что труппа Сулье, возвращаясь из Японии, вновь выступала перед жителями поселка Владивосток и получила возможность продемонстрировать им мастерство японских артистов. После гастролей коллектива Луи Сулье на российском Дальнем Востоке цирк долгое время не гастролировал. Достоверно известно лишь, что в 1885 году на Светланской улице в Клубном овраге (сейчас эта территория принадлежит Матросскому клубу) артистом и импресарио Ламбергером было построено временное цирковое здание, с появлением которого иностранные и отечественные цирковые труппы стали частыми гостями Владивостока.

В начале 1960-х гг. советский цирк открыл для себя новую «историческую эпоху»: «железный занавес», долгие годы отделявший СССР от остального мира, приоткрылся, и начались гастроли, в первую очередь балета и цирка, в зарубежные страны. В этой связи Владивостокский цирк приобрел (неожиданно даже для самого себя) особенный статус, так как программы, отправляющиеся на гастроли в Японию, а таких программ было в то время немало, должны были перед гастролями «затамаживаться», а после гастролей «растамаживаться». Появилась необходимость в складских помещениях для реквизита, нужны были также места для клеток с животными и остро встал вопрос о строительстве просторной гостиницы для длительного проживания цирковых артистов и персонала. Временные цирки-шапито не могли предоставить все это: работа их в сложных климатических условиях Приморья ограничивалась лишь тремя-четырьмя месяцами в году, поэтому содержание цирков-шапито экономически было абсолютно невыгодно. Обстоятельства диктовали необходимость строительства цирка со всеми вспомогательными помещениями, и 31 декабря 1973 года Владивосток поучил долгожданный подарок - современное здание стационарного цирка.

Руководителем проекта была известный архитектор и большой специалист в области строительства театральных и цирковых зданий Саломея Максимовна Гельфер, архитектор, по проектам которой в ХХ веке у нас в стране была построена добрая половина цирков. В разработке проекта цирка участвовали еще два специалиста «Гипротеатра»: архитектор Георгий Васильевич Непреенко и главный конструктор Владимир Алексеевич Шемякин. Построенное здание соответствовало самым высоким эксплуатационным требованиям тех лет, зал был универсален настолько, что в цирке можно было проводить не только цирковые, но и концертные представления без какого либо художественного ущерба для исполняемых номеров, а также показывать кино. Поэтому зал, рассчитанный изначально на 2400 мест, был дополнительно оборудован современной киноустановкой, что позволяло проводить показ любых кинофильмов, вплоть до широкоформатных. Первым директором цирка был назначен Анатолий Михайлович Буренко, который более 20 лет проработал верой и правдой на этом посту.

Свыше сорока лет прослужило здание Владивостокского цирка городу без капитального ремонта. Несколько поколений зрителей побывало в нем на различных представлениях и спектаклях, однако время – безжалостно. Сегодня приходится, к сожалению, признать, что здание цирка обветшало и не соответствует современным требованиям ни по уровню оснащения, ни по технике безопасности. В связи с этим губернатор края Владимир Миклушевский обратился к правительству Российской Федерации с просьбой о передаче цирка Приморскому краю в аренду на пять лет. «Согласно договору, Владивосток сделает ремонт цирка за три года, и в течение последующих двух лет мы будем прокатывать там наши программы, – уточнил глава «Росгосцирка» Вадим Гаглоев. – По истечении пяти лет договор аренды пролонгироваться не будет». В течение первых трех лет предполагается провести все подготовительные исследования и проектные изыскания, после чего полностью поменять все коммуникации, электроснабжение, водоснабжение и канализацию, а также заменить целиком и полностью все световое и звуковое оборудование. Планируется также сменить в здании окна, двери, полы, кресла в зрительном зале и т.д. При этом предполагается уменьшить количество мест в зале до 2000 исходя из того, что пусть в зале будет меньше зрителей, но зато им станет комфортнее, чем прежде. Следует подчеркнуть, что тема зрительского комфорта при разработке проекта реконструкции Владивостокского цирка является приоритетной. В этой связи предполагается в цирке разместить несколько зрительских буфетов, а вблизи здания цирка построить автомобильную многоуровневую стоянку на 500 мест, разбить сквер с ландшафтной и архитектурной подсветкой и фонтаном. При этом проектировщики нового цирка позаботились не только об удобстве зрителей, но и об артистах и их питомцах. В закулисной части цирка предполагается возвести репетиционный манеж и тренировочные залы, для животных построят новые вольеры и конюшни, а неподалеку от цирка возведут новое здание гостиницы, рассчитанное на проживание 200 человек одновременно.

По словам вице-губернатором Приморского края Ирины Васильковой, строительство Владивостокского цирка начнется в 2015 году. Следовательно, будущим зрителям осталось относительно недолго ждать, когда обновленный цирк распахнет перед ними свои двери. Вот тогда мы сможем понять, насколько совпадают проекты и действительность, а пока нам всем необходимо набраться терпения и ждать, надеясь на то, что строители уложатся в срок и подарят городу новое здание для вечно молодого искусства цирка.