Поделиться
Оскал утилизации: россияне штурмуют авторынки перед 1 ноября
Поделиться

1 ноября может стать «черным днем календаря» для автомобилистов с небольшим бюджетом

В минувшие выходные во Владивостоке и Новосибирске прошли митинги против введения нового механизма расчета утилизационного сбора, который, как планируется, заработает с 1 ноября. По проекту, его будут рассчитывать, исходя из мощности двигателя, а не только его объема и возраста автомобиля, как это делается сейчас. При этом действующая льготная ставка будет ограничена 160 л.с. для ДВС и 81 л.с. – для «электромобилей» и гибридов. Вдобавок ко всему на ближайшие годы запланирована прогрессирующая шкала расчета утильсбора.

По мнению властей, эти меры должны привести к увеличению спроса на машины, которые собираются внутри страны, а не ввозятся из-за рубежа. Корреспондент EastRussia пообщался с организаторами митинга и участниками рынка, чтобы представить возможные последствия нововведений.

Тематическое фото. Источник: EastRussia.ru

«Утилизационная» арифметика

Одним из организаторов субботнего митинга во Владивостоке стал депутат Законодательного Собрания Приморского края Александр Сустов, к которому обратились как участники рынка: продавцы, таможенные брокеры, работники транспортных компаний (только во Владивостоке по скромным подсчетам в сфере поставок автомобилей занят каждый шестой житель – прим. ред.), так и рядовые граждане.

— Грядущие нововведения коснутся всех, – уверен Александр Сустов. — И на эти машины (попадающие под новую формулу расчета – ER) резко повысятся цены на разные суммы, но поднимется цена и на все остальные машины, мы же в рыночной экономике живем, где спрос рождает предложение и формирует цену.

Сегодня утилизационный сбор, или, как его называют в профессиональной среде, «утиль», рассчитывается исходя из возраста машины и объема двигателя. При этом существует так называемая фиксированная льготная ставка. К примеру, вы привозите авто, со дня выпуска которого прошло не более трех лет с объемом двигателя до трех литров – в бюджет вам придется заплатить 3,4 тыс. рублей. Если везете такую же машину, но старше трех лет – 5 200. Подъемная сумма? С учетом общей стоимости авто, вполне.

Теперь же к этим двум параметрам законодатели хотят добавить третий пункт – мощность авто. И вот тут покупателя ждет неприятный сюрприз. Дело в том, что большинство свежих машин, даже с небольшим объемом двигателя, превышают предлагаемый порог мощности в 160 л.с. на 10-20 «лошадок», не говоря уже о джипах, минивэнах, кроссоверах и микроавтобусах. Соответственно, машина, которая подходила по параметрам «год выпуска/объем ДВС» под льготную ставку, из-за превышения порога мощности будет стоить дороже. Сильно дороже. Это называется «коммерческий утилизационный сбор». 

Тематическое фото. Автор/источник: EastRussia

— От мощности будет считаться наличие коммерческого «утиля» либо его отсутствие, сетка также пойдет по объему. Если у тебя машина до 160 л.с. и ты ввозишь ее для личного пользования, и объем не превышает три литра, ты платишь льготный «утиль», если одно из условий нарушено: либо машины больше объемом, чем три литра, либо машина мощнее, чем 160 сил – все: автоматом попадаешь на коммерческий «утиль», — рассказал EastRussia представитель хабаровской компании «Crowndaily», которая занимается ввозом автомобилей из Японии, Южной Кореи и Китая.

По его словам, стоимость машин мощнее новых параметров (для электрокаров и гибридных авто порог мощности и вовсе составляет 81 л.с.) поднимется ровно на столько, на сколько будет увеличен утилизационный сбор. По самому низу рост составит 750-780 тыс. рублей. Для машин, которые еще будут с объемом двигателя свыше трех литров, и того больше: 2 – 2,5 млн. рублей. 

Деньги из воздуха

На митинге во Владивостоке помимо всего прочего звучал и такой вопрос: а куда пойдут собранные средства?

— Я не знаю ни одного завода в Приморье, который бы занимался утилизацией машин. Есть ли такие вообще на Дальнем Востоке? Поэтому возникает вопрос – куда идут эти средства? Если мы понимаем, куда идет транспортный налог, худо-бедно, но мы как-то ощущаем эти деньги. А куда эти средства идут? – размышляет Александр Сустов.

По мнению юристов, «зацепиться» за отсутствие на Дальнем Востоке специализированных заводов по утилизации авто – обратиться в суд – и на этом основании попробовать оспорить утилизационный сбор можно, но вряд ли это будет эффективно. 

— Можно, конечно, поднять этот вопрос, создать прецедент, давить на то, что нет на Дальнем Востоке организаций, которые осуществляют утилизацию. И на этом основании не платить «утиль», но это лишь отсрочит агонию на пару месяцев. Это дело нехитрое: любая металлоприемка, я думаю, за пару месяцев может получить аккредитацию. Так что за это не зацепиться, – размышляет Олег. 

Машины впрок

Популярный автомобильный портал Drom.ru накануне распространил пресс-релиз, в котором говорится, что на фоне возможного изменения формулы расчета утилизационного сбора, на Дальнем Востоке резко выросли продажи машин с мощными двигателями. В целом по итогам сентября дальневосточники стали чаще покупать машины – рост составил 11 %. При этом покупать чаще стали дорогие машины – средний чек вырос на 18% (средняя стоимость покупки – 1,3 млн рублей). Поменялись и приоритеты в выборе марок и моделей: если летом лидером продаж была Honda Fit, то теперь список возглавляет Toyota Land Cruiser Prado. То есть активнее покупались автомобили, стоимость которых может сильно вырасти при повышении утилизационного сбора.

— Люди, которые собирались купить такие автомобили ранее наконец решились на покупку в экстремально-короткие сроки, чтобы успеть до очередного повышения цены на авто. За счет такой «встряски» спроса, в последующие месяцы после повышения утильсбора покупки автомобилей всех ценовых категорий сильно уменьшатся, — отмечает аналитик Drom Игорь Олейников.

— Выгребли все сейчас. Трехлитровые дизели понабрал народ, трехлитровые «бензинки» — у них-то «утиль» будет вообще около двух миллионов. Цена из воздуха вырастет на два миллиона, — подтверждают слова аналитиков рядовые продавцы.

Тематическое фото. Автор/источник: EastRussia

Пессимисты уверены, что за ростом цен на машины, попадающие под коммерческий «утиль», поднимутся в цене и те, что проходят по льготной ставке. Впрочем, это мнение разделяют не все. Дело в том, что продавец на рынке, как правило, зарабатывает с такой машины от 40 до 100 тыс. рублей. И если конечная стоимость авто не изменилась, то он не будет искусственно поднимать цену. И вот почему.

— Это нецелесообразно, конкуренции не будет. Любой человек сейчас пять минут проведя в интернете может сам себе привезти машину. На рынке поднимать цену нет – ты не выдержишь конкуренции. Люди как зарабатывали от 40 до 100 тысяч рублей на машине, так и будут зарабатывать эти деньги. А если ты поднимешь ценник на «доутилевый» сегмент – она у тебя будет стоять, а твои конкуренты будут зарабатывать свои 40-100 тысяч, - поделился хитростями рынка Олег из «Crowndaily». 

Дорогие мои «Москвичи» 

Инициаторы нововведения аргументируют необходимость повышения утильсбора поддержкой отечественного производителя. Дальневосточники, в хорошем смысле избалованные правым рулем, к машинам «made in Russia» по-прежнему относятся скептически, хотя в Приморье теперь тоже собирают машины – вспомнить тот же Sollers. И не только из-за качества сборки.

— У нас в Приморье есть несколько сборочных конвейеров, но тут другой вопрос – а смогут ли они покрыть возросшую потребность? Где гарантия, что у них тоже ценник не поднимется? Я уже не говорю про качество, покроют спрос? — задает вопросы Александр Сустов.

Сомнение в правильности предлагаемого решения высказывают и в Москве. Так, лидер партии «Справедливая Россия – за правду», депутат Госдумы Сергей Миронов заявил, что рост утилизационного сбора приведет к подорожанию автомобилей в России, особенно заметному на Дальнем Востоке.  

Что дальше?

Тут вариантов несколько: успеть купить машину до введения новшеств — времени осталось немного, но оно еще есть, хотя замечено, что продавцы стали придерживать авто, на время снимая их с продажи; продолжать кататься на том, что уже есть (так называемый «феномен Кубы»); пересаживаться на маломощные кей-кары, либо вспоминать старые добрые «конструкторы». 

— Откроется поле для «свапов»: берешь несанкционную неутилевую машину, привозишь отдельно максимальный двигатель и меняешь местами. У немцев, к примеру, линейки достаточно широкие: можно BMW седьмой серии взять двухлитровые, а можно 4,4. Пока выход только такой видится, это будет целесообразней для конечного потребителя, чем покупка машины под коммерческий утиль — размышляет Олег. 

Пока же активисты на митинге во Владивостоке подписали резолюцию, в которой потребовали отменить повышение ставок утилизационного сбора. Оптимисты говорят, что 1 ноября новый утильсбор принят не будет и что более реалистичные сроки – декабрь или даже январь. Пессимист считают, что на их требования никто не обратит внимания. Но все сходятся в одном мнении: на автомобилистах хотят очередной раз заработать, не предлагая ничего взамен.

текст: Алексей Елаш Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Я привезу себе китайское авто

«97% новых импортных автомобилей, продаваемых в России – китайского производства». «Китайские производители машин захватят 90% авторынка России за два года» - примерно такие заголовки и тезисы все чаще встречаются в СМИ и на просторах Интернета, что, впрочем, соответствует реальности: китайских машин даже на дорогах Дальнего Востока, избалованного правым рулем, становится все больше.

И вот тут возникает вопрос: а не привезти ли машину «made in China» самому? Зачем переплачивать дилерам, посредникам и прочим товарищам? Возили же мы когда-то машины пароходами из Японии? Что сейчас мешает, тем более что можно и не по морю, а по земле – благо, сухопутных погранпереходов на российско-китайской границе хватает?

Читать полностью
Поделиться
Дальний Восток на пороге смены автомобильной ориентации

В 2012 году, двое ведущих известной английской передачи «Топ Гир» Джереми Кларксон и Джеймс Мэй отправились в столицу КНР, чтобы сделать репортаж о китайском автопроме. Несмотря на изрядное количество бодрого британского юмора, телезвезды в конце передачи вынуждены были признать, что в течение пяти лет все будут ездить на китайских автомобилях. Предсказания Кларксона и Мэя пока не сбылись — причиной тому множество факторов, в том числе пандемия коронавируса, однако китайский автопром делает внушительные успехи и захватывает новые рынки сбыта. 

Читать полностью
Поделиться
Когда автомобиль дороже квартиры

После индексации утилизационного сбора 1 октября некоторые модели в дилерских центрах прибавили в стоимости 150-200 тысяч рублей. РОАД (Ассоциация «Российские автомобильные дилеры») прогнозирует, что до Нового года повышение в среднем составит 20 процентов, а вслед за первичным подорожают и автомобили с пробегом.

Читать полностью
Поделиться
Теперь у нас есть квартира: почему в Приморье растет спрос на ДВ-ипотеку

За девять месяцев 2025 года в Приморье заключено 6 454 ипотечных сделок. Из них 54% приходится на дальневосточную ипотеку. Это на 10% больше, чем в 2024 году. Как отмечают в правительстве края, росту показателей способствуют комплексные меры поддержки строительной отрасли и работа с адресатами программы. В 2025 году ДВ-ипотекой воспользовались сотни приморских семей, включая врачей, педагогов и работников культуры старше 35 лет.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор социальной сферы ДФО — осень 2025

На Дальнем Востоке расширяется действие программ, направленных на повышение доступности жилья, таких как дальневосточная ипотека и льготная аренда. В том числе снимаются некоторые ограничения, касающиеся возраста, семейного положения, работы потенциальных заемщиков. Меры принимаются на фоне сокращения программ льготных жилищных кредитов в стране в целом. Важным вопросом остается повышение качества жизни в ДФО и Арктике, где в настоящее время реформируется система организации северного завоза на отдаленные территории.

Читать полностью
Поделиться
Переезд в Хабаровск: руководство для соискателей из других регионов

Хабаровский край — это земля контрастов, где суровость климата и масштабы территории с лихвой окупаются широтой возможностей для личного и профессионального роста. Важным шагом для успешного старта в новом регионе является уверенность в завтрашнем дне и наличие надежной опоры в вопросах трудоустройства и карьеры.

О том, что нужно учитывать соискателям, планирующим переехать в Хабаровский край из других регионов, рассказала директор Кадрового центра Хабаровского края Елена Даниленко.

Читать полностью
Поделиться
«Всё детство я испытывала стыд, а теперь он в картинах»

Хабаровская художница Анна Волкова превратила личную боль в искусство. Несколько лет в юности она делила квартиру с родственником, страдающим синдромом Плюшкина, — хроническим накопительством. Душевную травму девушка получала каждый день: липкий обеденный стол, завалы одноразовых контейнеров и неработающей техники, ванна с месячным «замачиванием» вещей и кислый запах брожения. Чтобы избавиться от стыда и тревоги, Волкова несколько лет работала с психологом. И вот финал четырёхлетнего курса психотерапии совпал с персональной выставкой Dear Dairy («Дорогой дневник») в галерее современного искусства «Биом», где представлены 15 картин — визуальная переработка прошлой жизни. Вот её рассказ читателям EastRussia от первого лица.

Читать полностью
Поделиться
Объединяя таланты: координационный совет по культуре подвел итоги года в Приморье

Достижения Приморья в области культуры обсудили на координационном совете под эгидой минкульта края. За 2025 год в регионе прошли сотни культурных мероприятий, из них 4000 — патриотической направленности. Появились и новые большие события международного уровня. Так, в 2026 году таланты из России, Республики Беларусь и Китая соберутся на пятидневную IV Дальневосточную хоровую Олимпиаду во Владивостоке.

Читать полностью
Поделиться
Фильтр для миграции: бизнес Хабаровского края в поисках решений для привлечения трудовых мигрантов

На расширенном заседании Общественного совета при омбудсмене по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае бизнес назвал кадровый дефицит проблемой номер один. На фоне самого масштабного за последние годы обновления миграционных правил предприниматели призвали перейти от запретов «широкой кистью» к адресному контролю и системной подготовке трудовых мигрантов.

Читать полностью
Поделиться
Едины и непобедимы: Приморье с размахом отметило День народного единства

Приморье с размахом отметило День народного единства. Тысячи человек присоединились к торжественным мероприятиям, приняли участие крёстном ходе, посетили концерты, ярмарки и гастрономические фестивали. По словам главы региона Олега Кожемяко, сегодня этот праздник обретает особый смысл: сплочение народов, защита российского суверенитета, патриотическое воспитание становятся важнейшими задачами в условиях современных вызовов. И 4 ноября показало всю силу народного единства.

Читать полностью
Поделиться
От найма к собственному бизнесу: как в Хабаровском крае поддерживают начинающих предпринимателей

В кадровых центрах Хабаровского края растёт число людей, которые задумываются об уходе из найма в собственный бизнес. О том, как государство помогает начинающим предпринимателям, о плюсах и минусах самозанятости, а также статистике по самым востребованным бизнес-направлениям региона рассказала директор Кадрового центра Хабаровского края Елена Даниленко.

Читать полностью
Поделиться
«Сайын»: изменился каждый

Для названия первого и пока единственного в Якутске летнего инклюзивного лагеря слово «сайын» подходит идеально: на якутском языке оно имеет два значения — «лето» и «развивайся». Год назад «Сайын» работал в пилотном режиме, а уже нынешним летом провел четыре десятидневные смены с круглосуточным пребыванием. Организаторы вовлекли в многоплановую игровую программу 140 ребят, половина из которых имеет ограниченные возможности здоровья или инвалидность.

Читать полностью
Поделиться
Одна на весь полуостров — история камчатской доулы

Единственная на Камчатке доула помогает будущим мамам принять и полюбить себя в новом состоянии, избавиться от страха и наладить контакт с малышом. Светлана Сонина уже 12 лет помогает женщинам эмоционально подготовиться к родам, объясняя, что происходит с организмом на каждом этапе развития и на практике показывает, как нужно вести себя в родах, чтобы проживать ощущения более комфортно. Доула работает с обоими будущими родителями, что помогает укрепить семейные отношения.

Доула — это профессиональный помощник женщины в период беременности, родов и послеродового восстановления. Основные направления работы доулы: эмоциональная поддержка, консультирование по вопросам беременности, родов и ухода за новорожденным, физическая помощь — массаж, дыхательные техники, рекомендации по позициям, практическая поддержка — помощь в составлении плана родов, сопровождение в медучреждение, поддержка во время родов (массаж, ароматерапия). Доула не является медицинским специалистом и не заменяет акушера, не назначает лекарства и не проводит диагностику, работает в тесном взаимодействии с медперсоналом роддома.

Взаимодействуя с доулой, женщина снижает уровень стресса и тревожности, уменьшается потребность в медикаментозном обезболивании и повышается вероятность успешных естественных родов.

Читать полностью
Больше материалов