Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Магадан нацелен на прорыв

Магадан нацелен на прорыв

Губернатор Магаданской области Владимир Печеный рассказал EastRussia о том, что тормозит перспективные проекты освоения Колымы, в чем совпадают интересы Магадана и Чукотки и почему оптимизация в регионе носит обратный процесс.

– Владимир Петрович, сейчас готовится к принятию проект бюджета на 2015 год. Наверняка он будет социально ориентированным. Тем не менее, какие задачи предстоит решить с помощью бюджета и каковы его основные параметры? Как повлияла общеполитическая ситуация в стране и мировая экономическая конъюнктура на формирование доходной и расходной части бюджета области?

– Бюджет региона, который в ближайшее время будет принят во втором чтении, на протяжении многих лет остается социально ориентированным. Общий объем консолидированного бюджета находится примерно в тех же параметрах, что и в прошлом году. Не увеличивается: при формировании доходной части мы прежде всего ориентируемся на собственные возможности, так как объем федеральной финансовой поддержки сокращается по объективным причинам.

Несмотря на определенные проблемы в стране, сохраняем в полном объеме расходы, связанные с повышением заработной платы работников бюджетной сферы. Средняя заработная плата по региону сегодня составляет около 60 тысяч рублей, и это тот базовый ориентир, который ложится в основу бюджетных расходов. По нашему прогнозу, средняя заработная плата к концу 2014 года будет выше. Соответственно, из-за повышения оплаты труда расходы бюджета как социально ориентированного увеличиваются.

Социальная ориентированность сохраняется и в наших программах. Один из приоритетов – создание комфортных условий для жизни колымчан. В 2015 году планируем построить многофункциональный спортивный комплекс в городе Сусумане, физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном в поселке Сеймчан, завершить строительство детского сада в поселке Ягодное, реконструировать большой детский сад в Магадане. Кстати, мы с опережением выполняем государственные задачи. Практически достигли стопроцентных показателей по обеспечению детей от 3 до 7 лет местами в детских садах.

Что касается бюджета развития, он, может быть, в меньшей степени просматривается в статьях расходной части регионального бюджета, однако все проекты, касающиеся совершенствования энергетической и транспортной инфраструктуры, в него заложены. Мы являемся участниками федеральной программы по развитию транспортной системы РФ, в рамках которой предусмотрено строительство федеральной автотрассы Магадан – Омолон – Анадырь, которая соединит Магаданскую область с Чукоткой. Строительство дороги уже началось и продолжится в следующем году. Будут профинансированы и региональные дороги, учтенные в бюджете. Мы нацелены на выполнение стратегии экономического прорыва. Это прослеживается и в параметрах бюджета, хотя условия сейчас жестче, чем в прошлом году или два года назад.

– Правительство России одобрило законопроект о продлении до конца 2025 года действия Особой экономической зоны в Магадане. Полгода назад в интервью нашему изданию Вы говорили, что в ближайших планах ОЭЗ – возрождение рыбохозяйственного комплекса, строительство металлургического завода… Как выглядит сейчас, на конец года, реальная ситуация?

– Закон об Особой экономической зоне (ОЭЗ) в Магаданской области принят в первом чтении. Сейчас в Госдуме идет подготовка законопроекта ко второму чтению в декабре. Активно дорабатываем его в депутатских объединениях, комитетах. Стараемся сделать закон более гибким для потенциальных инвесторов в части льгот по налогообложению и преференциям, дающим дополнительные возможности для активного развития бизнеса на Колыме. Эта тема актуальна, ведь регион в скором времени начинает реализацию ряда значимых проектов. Ожидаем со дня на день запуск горно-обогатительного комбината на месторождении «Павлик». В 2015 году предприятие должно дать нам серьезную добавку по добыче золота, – а значит, привнесет средства в бюджет.

Ситуация в рыбохозяйственном комплексе серьезна: ее нужно коренным образом менять. Важно в ближайшее время восстановить стада лососевых. Без реконструкции существующих рыбоводных заводов и строительства новых с этой задачей не справиться. В 2014 году выделили на эти цели небольшую сумму – порядка 25 млн рублей. Мы уже подготовили новые обоснования для включения проекта в федеральную программу, и, надеюсь, регион не оставят без внимания.

Одновременно добиваемся передачи в региональную собственность рыбного терминала в Магаданском морском торговом порту. Разработали программу развития рыбного терминала, чтобы создать условия рыбодобывающим предприятиям: сегодня они не могут заходить в порт и выгружать рыбу на берег - нет мощностей, разрушена береговая база. В формате государственно-частного партнерства предлагаем как местным инвесторам, так и компаниям из других регионов поучаствовать в модернизации рыбодобывающей отрасли. Надеюсь, 2015 год станет годом действий в данном направлении.

Сейчас в ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» вошло финансирование в 2014‑2015 годах лишь одного на весь Дальний Восток энергоинфраструктурного проекта – строительство линии 220 кВ «Оротукан – Палатка – Центральная» в Магаданской области. Завершить его планируется в 2015 году. ЛЭП даст импульс развитию новых предприятий на территории Яно-Колымской золоторудной провинции как на Колыме, так и в Республике Саха (Якутии).

– Компания «ДВЭУК» и ее подрядчик ООО «Якутское», которое непосредственно возводит высоковольтные линии электропередач в регионе, справляются со своей задачей?

– «ДВЭУК» – государственная управляющая компания, подведомственная Министерству энергетики РФ, которая получает заказ на ведение тех или иных работ, связанных с энергетикой на Дальнем Востоке, в рамках федеральных программ. ООО «Якутское» – подрядная организация, непосредственно возводящая линии электропередачи. Компания работает в регионе несколько лет, успешно справляется со всеми заключенными контрактами. Благодаря ей, вместо деревянных, падающих опор ЛЭП, построенных еще во времена Дальстроя, сегодня видим современные – красивые и надежные - линии электропередачи, которых так не хватало в регионе. Конечно, предстоит еще много сделать для совершенствования электрических сетей, чтобы закольцевать энергосистему Крайнего Северо-Востока. Мы прорабатываем проект создания энергомоста Магаданская область – Чукотка – Республика Саха (Якутия). Там проблемы, аналогичные нашим. К тому же, выводится из эксплуатации Билибинская атомная электростанция, нужно искать ей замену. И один из вариантов – энергия Магаданской области, которая пойдет на Чукотку.

– ОАО «Полюс Золото» приняло решение перенести ввод в строй Наталкинского горно-обогатительного комбината в Магаданской области на неопределенный срок. Вы заявили, что данное решение не повлияет на экономическое положение в регионе. Почему?

– Я делаю выводы не на пустом месте. Решение, принятое компанией, основано на ее собственных результатах дополнительных аудиторских оценок существующей ситуации. Эти оценки учитывают то, что предприятие, по сути, полностью построено и готово к началу работы. В данный момент компании требуется внести коррективы в технологию добычи золота в связи с уточнением прогнозных запасов (они будут известны в конце января) и в какой-то степени изменить алгоритм действий. Не могу сказать, что мне это нравится: в наших планах предприятие должно было приступить к работе в 2015 году. Но понять собственника можно.

В создание этого - одного из крупнейших предприятий в России - вложены огромные инвестиции, и сложно предположить, что проект будет заморожен, не заработает в ближайшее время. Естественно, мы настаиваем, чтобы компания «Полюс Золота» озвучила свои планы относительно ввода предприятия в эксплуатацию. Но в том, что «РиМ» в принципе будет работать, сомнений нет. Абсолютно точно можем констатировать: развитие этой территории фактически состоялось. Наша ближайшая задача – завершить строительство ЛЭП 220 кВ «Оротукан – Палатка – Центральная» и двухцепной ВЛ «Усть-Омчуг – Омчак», чтобы обеспечить развитие как предприятий на месторождениях «Наталка» и «Павлик», так и новых, которые скоро появятся. Готовятся к запуску в эксплуатацию месторождения «Игуменовское», «Родионовское», «Утинское», «Дегдекан», «Штурмовское». Важно опережающими темпами создать в регионе Яно-Колымской золоторудной провинции инфраструктуру, чтобы не сдерживать их рост. И сверхзадача ЛЭП – повышение надежности электроснабжения Магадана как логистического центра. Конечно, это приоритетный проект.

– Как считаете, ситуация, связанная с приостановкой запуска Наталкинского горнообогатительного комбината, не отпугнет инвесторов, которые, возможно, хотели бы прийти в регион?

– Наоборот. Для инвестора важны месторождения, выставляемые на аукцион для получения лицензии и имеющие прогнозные запасы ресурсов - на базе геологических исследований. Инвестора сегодня может напугать только отсутствие инфраструктуры. Создавать ее за свои деньги в условиях Крайнего Севера очень дорого.

Для потенциальных инвесторов как раз значимо, что мы создаем транспортную, энергетическую инфраструктуру: можно строить планы в привязке к тому, что будет сделано уже в ближайшее время – не через 10 – 20 лет, а завтра. ГЭС точно будет построена, ЛЭП – протянута, месторождения в Яно-Колымской золоторудной провинции известны и разведаны в достаточно высокой степени.

– Вы сказали про ГЭС – но ведь это тоже проблема. Построить-то построят, а будет ли потребитель?

– Как раз над этим мы и работаем. Готовим под активно строящиеся энергетические мощности Усть-Среднеканской ГЭС электросетевое обеспечение, чтобы у инвесторов была уверенность в поставке необходимых объемов энергии. Пока некий разрыв наблюдаем: свободные энергетические мощности есть, а линий электропередачи нет, нет, естественно, и потребителей. Все – и транспортная, и энергетическая инфраструктура – должны развиваться синхронно, тогда инвестор сможет четко планировать свою деятельность.

– Решение каких проблем Вы связываете с принятием Федерального закона о ТОСЭР, который, вероятно, с января уже вступит в силу?

– В границах Магадана действует Особая экономическая зона. Причем определенными инструментами: возможностями свободной таможенной зоны, к примеру, - могут пользоваться предприятия, работающие за пределами региона. Территории опережающего социально-экономического развития не могут создаваться в Особых экономических зонах, значит, в пределах Магадана они не появятся, но у нас достаточно перспективного пространства для ТОСЭР. И мы намерены использовать все инструменты для экономического прорыва Колымы – ОЭЗ, ТОСЭР. Практически готов пакет первоочередных приоритетных инвестиционных проектов для территорий опережающего социально-экономического развития.

Для себя выделили 5 проектов таких территорий. Возможно, они не подпадут под критерии, разработанные Минвостокразвития, но нам-то ничто не мешает сделать их региональными точками роста. Кстати, мы настояли, чтобы из законопроекта ушли такие «шероховатости», как: «в ТОРе должна быть ровная земля». У нас везде сопки – и что? Из-за этого невозможно создать территории опережающего развития? Как правило, горный ландшафт предполагает богатство полезных ископаемых. А добыча этих ископаемых была, есть и будет основной отраслью Колымы. И создавать предприятия по сборке автомобилей здесь мы не будем! В этом варианте уж точно - никакой экономики.

– И все же, из пяти проектов какой, на Ваш взгляд, наиболее перспективный?

– Омсукчанский угольный кластер. Он более всего готов к реализации в формате ТОСЭР: есть потенциальные якорные инвесторы, которые уже вкладывают деньги в проект; есть заинтересованность соседей – Чукотки. Кластер удачно соотносится с проектом по строительству автомобильной дороги Магадан – Омсукчан – Омолон – Анадырь, что «на руку» инвесторам, собирающимся осваивать золотоносные площади автономного округа. Все объекты инфраструктуры Омсукчанского угольного кластера востребованы и будут использоваться по максимуму. Достаточно аргументов, чтобы проект был представлен в списке ТОСЭРов и получил поддержку на создание инфраструктуры? Кстати, он предполагает строительство портового терминала для экспорта антрацитового концентрата и природных термоантрацитов в страны АТР. Такого серьезного экспортно ориентированного проекта в нашем регионе еще не было.

– В Магаданской области идет процесс оптимизация населения. Расскажите, пожалуйста, насколько необходима такая оптимизация? Может, лучше развернуть в брошенных поселках какое-либо производство?

Административно создавать производство для того, чтобы обеспечить занятость людей в поселке – бесперспективно. Если у населенного пункта нет потенциала развития, люди в нем обречены либо на переселение, либо на то, чтобы «влачить жизнь». Исторически сложилось так: предприятие исчерпало свои возможности, закрылось – поселок опустел. Отработал ГОК – горняки ушли на другие площадки - населенный пункт умирает. Таких поселков у нас много. Составили список из 28 населенных пунктов, которые требуется закрыть, а людей переселить. Недавно расселили Широкий, начали переселять жителей Мадауна.

Наша программа позволяет северянам перебраться в более комфортные условия на территории Магаданской области, где они смогут жить, учиться, работать, пользоваться комплексом социальных услуг. В регионе развита внутренняя вахта (человек отработал месяц на предприятии и вернулся домой).

Уверен, мы движемся в правильном направлении. Процесс переселения требуется ускорить. Как раз принят федеральный закон по закрывающимся поселкам, пусть он пока не работает, но механизмы и порядок предоставления субсидий на переселение в нем прописаны. Их можно активнее использовать.

– Давайте рассмотрим другую оптимизацию: в то время как по всей стране сокращают врачей и медперсонал, Вы, напротив, привлекаете к себе кадры. Чем объяснить ситуацию?

– Нам некого сокращать, напротив - испытываем острый дефицит кадров! И то, что сегодня происходит в социальной сфере по всей стране, для нас – уникальная возможность привезти в Магаданскую область врачей разных специальностей. А региону остро не хватает – терапевтов, нейрохирургов, гинекологов, акушеров, клиницистов, лаборантов… Мы даже увеличиваем объемы поддержки, чтобы у специалистов был стимул сменить уют центральной России на Крайний Север. Зарплата у врачей на Колыме неплохая (в среднем 70 тысяч рублей, у некоторых доходит до 100 тыс. рублей). Врачей, средний медперсонал до 35-40 лет, которые поедут работать в сельские населенные пункты, обеспечиваем служебным жильем, которое впоследствии можно приватизировать, отработав определенное количество лет, оплачиваем проезд и провоз багажа к месту работы. Выдаем «подъемные» – для врачей 100 тысяч рублей, медсестрам, фельдшерам, лаборантам - 50 тысяч. Причем будем увеличивать сумму до 300 тысяч и 150 тысяч - соответственно.

– А что касается туристско-рекреационного потенциала курорта Талая. Планируется ли сделать его площадкой для ТОСЭР? Он же может быть неплохим реабилитационным центром.

– «Талая» - уникальнейший курорт. И мы из года в год выделяем деньги на ремонтные работы там, но старому красивому зданию требуется капитальная реконструкция, модернизация. Необходимо достроить незавершенные объекты. На столь глобальные перемены своих средств не хватает. Естественно, процесс преобразований идет медленно. Мы пока не готовы разработать окончательный проект под ТОСЭР, но от этой идеи не отказываемся. На Талой все уникально: целебная вода и минеральные грязи, природа, возможности для развития горнолыжного спорта и туризма. Здесь просто отдохнуть - здорово.

Сегодня курорт – государственная собственность. У нас есть потенциальные партнеры, которые готовы поучаствовать в освоении курорта. Сейчас ищем варианты организационно-правового взаимодействия, чтобы для них проект был выгодным. Одним изменением формы собственности не обойтись. Требуется проложить нормальную дорогу от федеральной трассы «Колыма», подготовить вертолетную площадку, решить вопросы с энергообеспечением. Пока электричество вырабатывает дизельная электростанция: это накладно, неэкологично. Линия электропередачи «Оротукан – Палатка – Центральная» пройдет в 35 километрах от курорта, необходимо будет протянуть ветку к курорту и поселку.

– У меня складывается впечатление, что иностранцы больше знают о современном Магадане, чем жители центральной части страны, которые до сих пор мыслят стереотипами. Как Вы считаете, ради чего стоит побывать на Колыме?

– Летом как туристка у нас побывала московский доктор. Ее впечатлила природа, уют Магадана и взаимоотношения северян. Зашла в областную больницу и… Осенью перебралась сюда. Теперь наслаждается тем, что не надо в пробках проводить по два-три часа – за десять минут добирается пешком до работы. Опыт получает такой, что не каждая клиника даст. Времени на спорт и множественные увлечения хватает. Ее все радует.

Ради чего стоит приехать в Магадан? Чтобы изменить отношение к жизни и окружающему миру. Не по течению плыть – жить! У нас и трофейная охота, и шикарная рыбалка, и сплав по горным рекам. А природа какая?! Первозданный мир во всем его очаровании. Кстати, не поверите, даже дайвингом заниматься можно, и Охотское море впечатлит не меньше, чем погружение в воды Средиземного или Красного морей.

А зима в Магаданской области? Длиннее нигде не найдете. Снега столько, что до июня можно на лыжах кататься. Неслучайно же мы активно развиваем горнолыжный комплекс. Как раз на экономическом форуме в Корее будем презентовать новый проект «Солнечный Магадан».

В общем, говорить, что у нас очень красиво, банально. Лучше приезжайте на новогодние праздники. Поучаствуйте в нашей традиционной «Лыжне Вяльбе». Отправляйтесь в поход на любую из сопок с Рудольфом Седовым. Получайте удовольствие от каждого прожитого мгновения! Они неповторимы…