Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Small packages but the roads

In Russia, small business is 5,6 million entities, on which every fourth employee is officially employed

On how to increase this number and what prevents it, EastRussia was told by Olga Kurilova, head of the Agency for Strategic Initiatives in the Far Eastern Federal District.

Small packages but the roads

- Olga Sergeevna, as can Characterize The present state Small и Secondary Business on Far East, Support the whether his authorities?

- The state of small and medium-sized businesses in the current economic situation leaves much to be desired. It is necessary to pass from the declarations to business, but so far the mood of business in the regions still more declarations.

Problem issues and support measures for small businesses are discussed at the level of the President and the Government of the Russian Federation on an ongoing basis, this topic is really important. At the federal level, quite a lot has been done in recent years to develop and support entrepreneurship: institutions for business have been created, road maps of the National Entrepreneurial Initiative developed at the ASI platform are being implemented, and a new institute is being created for the development of small and medium-sized businesses to provide financial support. , legal and methodological support, launched the National Rating of the investment climate in the regions of Russia.

Working in the regions, we see that often the practice of applying federal laws, which are designed to simplify entrepreneurial activity, work differently: they complicate the lives of entrepreneurs somewhere, on the contrary, they create conditions and develop measures to support small and medium-sized businesses. For example, according to the results of the pilot approbation of the rating in the regions, the leaders take connection from the 52 to the 65 days, and the subjects in the last group - from the 160 to the 316 days. I think it is unnecessary to comment.

According to the experience of working in the regions, it can be said that the management system basically looks like this: the meeting passed - there was a wave of actions, and sometimes there were no actions. There is no systematic approach. It is also necessary to increase the share of small businesses in state and municipal purchases.

Another deterrent is the punitive nature of checks. Even if the violations found do not threaten the life and health of people, they are often used as a formal reason for fines, which for small businesses are often too heavy. And the most important thing in the current economic conditions is the interest rate on loans. All these questions are constantly raised by entrepreneurs in the regions of the Far East.

- That-that can с by that do by your According to? Как should to look like support?

- In our understanding, small business is more often the sphere of services, small forms of production, trade. In the most remote areas, only small businesses create jobs and provide services to the public. And they, first, do not need to interfere, and, secondly, to create the necessary conditions. The main thing is to inform about the support measures that exist.

For example, a new federal law on education has been issued. The law says that individual entrepreneurs are allowed to obtain licenses for educational activities. In parallel, the Ministry of Economic Development of the Russian Federation в program Small и Secondary entrepreneurship new view Support individual Of entrepreneurs by creating Preschool Educational Центров и receiving compensation Costs on Implementation of data Projects. It significant support Small Business в field Providing Social services, but Will take advantage of whether them subject, will make whether в its program Support, It depends from priorities region. В Primorsky Territory в 2014 году such view Support Appeared, и we have positive findings: 8 individual Of entrepreneurs got license on educational activities. Мы we hope, that it not limit, и Count, that Of entrepreneurs, Aspiring Create comfortable terms for preschoolers, will more.

- There is whether on Far East what-that positive Examples Interactions authorities и Business on Municipal Level of?

- There is. Vyazemsky municipal district of the Khabarovsk Territory. The local administration went around each yard, told entrepreneurs about support measures. There from 22 thousand inhabitants 30% is engaged in business. This is still the only example, there is a complete understanding of government and business. Among other things, they have an annual rural investment forum, they won this practice in the Business Success Award in 2014.

Coming there, we find ourselves in a different atmosphere. There is a single, motivated team. Everyone has one phrase on their lips: "Our task is for these small enterprises to stay here, conduct business and develop and, most importantly, move from the small to the medium category." ASI together with the administration of Vyazemsky district and entrepreneurs are developing measures that will allow entrepreneurs to develop.

In order to highlight such positive practices, which can be used as an example by other regions, an Atlas of municipal practices was developed on the ASI site in conjunction with business delicacies and the National rating of the investment climate in the subjects of Russia was launched. Its goal, among other things, is to identify best practices - the actions of regional teams, which allow to achieve the best results for the development of the investment climate. Highlighting these best practices, it is necessary to motivate the authorities with their help to improve the investment climate of the subjects of the Russian Federation. And the rating does not imply losers, even if the region in it was in the last group. However, the rating does not depend on the geographic location of the region. And our task is to convey both to entrepreneurs and the authorities that we have the task to improve entrepreneurial activity, working on this systematically, that's why the president of Russia designated the rating as annual.

- Как you Consider, as can Reverberate on Condition Small и Secondary Business realizable now big Projects, for example, TORES и Free port Vladivostok? No Harm whether they?

- Free port, territories of advanced development will give opportunities for small business. Small business is, as a rule, a sphere of services. When a big business comes around, a small one appears around it: laundry, workshops, private hospitals and kindergartens, beauty salons, transport companies and so on. Again - this is construction, and hence again the opportunity for companies engaged in this area, to build into the process. Many businessmen in the Far East see this as a resource.

Perhaps there is a risk in the staff, that people will prefer large companies to small businesses. But it is always, even now. When a large investor enters the region, it is always an opportunity for small businesses.

April 21: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Мал золотник да дорог

В России малый бизнес – это 5,6 млн субъектов, на которых официально занят каждый четвертый работник

О том, как увеличить это число и что этому мешает, EastRussia рассказала руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в Дальневосточном федеральном округе Ольга Курилова.

Мал золотник да дорог

Ольга Сергеевна, как можно охарактеризовать нынешнее состояние малого и среднего бизнеса на Дальнем Востоке, поддерживают ли его власти?

– Состояние малого и среднего бизнеса в нынешней экономической ситуации оставляет желать лучшего. Нужно от деклараций перейти к бизнесу, но пока сейчас по настроению бизнеса в регионах все-таки больше деклараций.

Проблемные вопросы и меры поддержки для малого бизнеса обсуждаются на уровне президента и правительства РФ в постоянном режиме, эта тема действительно важная. На федеральном уровне сделано достаточно много за последние годы для развития и поддержки предпринимательства: созданы институты для бизнеса, реализуются «дорожные карты» Национальной предпринимательской инициативы, разработанные на площадке АСИ, по итогам Госсовета создается новый институт для развития малого и среднего предпринимательства в целях оказания финансовой, юридической и методической поддержки, запущен Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах России.

Работая в регионах, мы видим, что зачастую практики применения федеральных законов, которые призваны упростить предпринимательскую деятельность, работают по-разному: где-то усложняют жизнь предпринимателям, где-то наоборот создают условия и разрабатывают меры поддержки малого и среднего предпринимательства. Например, по итогам пилотной апробации рейтинга в регионах лидерах подключение к электросетям занимает от 52 до 65 дней, а субъектах, попавших в последнюю группу – от 160 до 316 дней. Думаю, комментировать это излишне.

По опыту работы в регионах можно сказать, что система управления в основном выглядит следующим образом: прошло совещание – прошла какая-то волна действий, а иногда и действия отсутствуют. Системного подхода нет. Также необходимо увеличить долю малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках.

Еще одним сдерживающим фактором является карательный характер проверок. Даже если найденные нарушения не угрожают жизни и здоровью людей, они зачастую используются как формальный повод для штрафов, которые для малого бизнеса нередко оказываются неподъемными. Ну и самое важное в нынешних экономических условиях – процентная ставка по кредитам. Все эти вопросы в постоянном режиме поднимаются предпринимателями в регионах Дальнего Востока.

Что-то можно с этим сделать по вашему мнению? Как должна выглядеть поддержка?

– В нашем понимании малый бизнес – это чаще всего сфера услуг, малых форм производств, торговля. В самых отдаленных территориях только малый бизнес создает рабочие места и оказывает услуги населению. И им, во-первых, не нужно мешать, а, во-вторых, – создать необходимые условия. Главное – информировать о мерах поддержки, которые существуют.

Например, вышел новый федеральный закон об образовании. В законе сказано, что индивидуальные предприниматели допущены к получению лицензий на образовательную деятельность. Параллельно министерство экономического развития РФ вносит в программу малого и среднего предпринимательства новый вид поддержки индивидуальных предпринимателей по созданию дошкольных образовательных центров и получению возмещения затрат на реализацию данных проектов. Это существенная поддержка малого бизнеса в сфере оказания социальных услуг, но воспользуется ли им субъект, внесет ли в свою программу поддержки, зависит от приоритетов региона. В Приморском крае в 2014 году такой вид поддержки появился, и мы имеем положительные результаты: 8 индивидуальных предпринимателей получили лицензию на образовательную деятельность. Мы надеемся, что это не предел, и рассчитываем, что предпринимателей, стремящихся создать комфортные условия для дошкольников, станет больше.

Есть ли на Дальнем Востоке какие-то положительные примеры взаимодействия власти и бизнеса на муниципальном уровне?

– Есть. Вяземский муниципальный район Хабаровского края. Местная администрация обошла каждый двор, рассказала предпринимателям о мерах поддержки. Там из 22 тыс. жителей 30% занимается бизнесом. Это пока единственный пример, там полное взаимопонимание власти и бизнеса. Помимо прочего у них проходит ежегодный сельский инвестиционный форум, они и победили этой практикой в премии «Бизнес-Успех» в 2014 году.

Приезжая туда, мы попадаем в другую атмосферу. Там единая, замотивированная команда. У всех на устах одна фраза: "Наша задача, чтобы эти малые предприятия оставались здесь, вели бизнес и развивались и главное - переходили из категории малых в средние". АСИ совместно с администрацией Вяземского района и предпринимателями разрабатывает меры, которые позволят предпринимателям развиваться.

Для того чтобы выделить подобные позитивные практики, которые в качестве примера могут использовать другие регионы, на площадке АСИ совместно с деловыми объедениями был разработан Атлас муниципальных практик и запущен Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах России. Его цель, в том числе, выявить лучшие практики – действия региональных команд, которые позволяют добиться наилучших результатов по развитию инвестиционного климата. Выделив эти лучшие практики, необходимо мотивировать власти с их помощью улучшать инвестиционный климат субъектов РФ. Причем рейтинг не подразумевает проигравших даже в том случае, если регион в нем оказался в последней группе. При этом рейтинг не зависит от географического положения региона. И наша задача – донести и до предпринимателей, и до властей, что у нас задача улучшать предпринимательскую деятельность, работая над этим системно, именно поэтому президент России обозначил рейтинг как ежегодный.

Как вы считаете, как могут отразиться на состоянии малого и среднего бизнеса реализуемые сейчас крупные проекты, например, ТОРы и Свободный порт Владивосток? Не навредят ли они?

– Свободный порт, территории опережающего развития дадут возможности для малого бизнеса. Малый бизнес – это, как правило, сфера услуг. Когда приходит крупный бизнес, вокруг него появляется малый: это прачечные, мастерские, частные больницы и детские сады, салоны красоты, транспортные компании и так далее. Опять же – это строительство, а значит снова возможность для компаний, занятых в данной сфере, встроиться в процесс. В этом многие предприниматели на Дальнем Востоке видят ресурс.

Возможно, есть риск в кадрах, в том, что люди предпочтут крупные компании малому бизнесу. Но он есть всегда, даже сейчас. Когда в регион заходит крупный инвестор, это всегда возможности для малого бизнеса.