На границе России с Китаем в Забайкалье образовалась... путаница с очередностью проезда грузовых фур
Если утопить педаль газа в пол, то на легковом автомобиле домчать из Читы в Забайкальск можно часов за 7-8: федеральная трасса Чита - Забайкальск относительно (вряд ли стоит считать за помеху время от времени появляющиеся мелкие ремонты) ровная. На грузовой фуре, конечно, поездка займет больше времени. Такие большегрузы, как кровь по венам, неиссякаемым потоком доставляют из Китая в Читу, Иркутск, Красноярск, Новосибирск и дальше продукты, товары, технику, бытовую химию… словом, всё, что только можно представить. Но транспортная артерия вдруг оказалась поражена «тромбозом» - въезд и выезд на территорию международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) теперь задача не из простых.
До пандемии эти транспортные потоки были, как тогда казалось, одним из самых стабильных из того, что только может быть в России. Потом Китай, чтобы исключить вероятность попадание коронавируса в страну, закрыл границу. Опустел и международный автомобильный пункт пропуска (МАПП) «Забайкальск». Пассажирский и грузовой потоки замерли.
Перед новогодними праздниками Китай пошёл на смягчение условий и решил открыть грузовое сообщение с Россией - в это время китайские предприниматели каждый год могли получить максимальную прибыль на фруктах и подарках, и руководство страны, видимо, решило пойти им навстречу.
«Перецепка»
Границу открыли только для большегрузных машин, на которых в Россию можно было вывезти товары: погрузчиков, тракторов, автобусов. Но главным условием китайской стороны стала так называемая “перецепка”.
Суть её заключается в том, что погрузчик пересекает российскую границу и на китайской территории оставляет прицеп и уезжает. На следующий день он по той же схеме забирает его с грузом. Это позволяет гражданам России и КНР максимально сократить контакты друг с другом, а, значит, несёт наименьший риск передачи коронавируса.
Как будто бы граница открылась, но на манипуляции с оставлением прицепа, его погрузкой и вывозом тратится кратно больше времени в сравнении с тем, сколько уходило на то, чтобы гружёная фура выехала за пределы Забайкальска. Для того, чтобы регулировать поток фур, придумали механизм электронной очереди.
АСМАП
Сразу после открытия китайской границы владельцев грузов и перевозчиков предупредили, что данные по каждой машине нужно регистрировать на сайте Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). После они передаются в Росгранстрой, который и формирует список и очерёдность.
«Как только эта возможность открылась, в 12 ночи я сел регистрировать три своих машины, до 3 часов ночи занимался. Первую и третью в итоговый список включили, вторую – нет, - рассказал на условиях анонимности один из перевозчиков, - пишу про вторую, мне отвечают: “Да, мы передали в Росгранстрой“. Росгранстрой её не включил. И сделать это, как мне потом сказали, можно только один раз в сутки».
Одним из сбоев, по словам собеседника EastRussia, было то, что не пропускавшая его машину система несколько раз регистрировала в очереди одни и те же автомобили других владельцев.
«Как это получается и почему, я не понимаю», - удивлялся он.
Он перезвонил через несколько дней.
«И вторую машину зарегистрировал. Только я не понимаю, почему автомобили, которые ещё в дороге, стоят в очереди так же, как те, которые уже на МАПе».
Список, со слов владельца фур, обновлялся быстро: в предыдущем было 560, в том, куда он вносил свои машины - уже 1,5 тысячи.
Ещё через день «Известия» написали о скопившихся в районе Забайкальска 2 тысячах фур.
Читинская таможня 19 января опровергла это сообщение. Как потом оказалось «Известия» вполне могли писать правду, не зная, что подъезды к МАПП перегорожены постами ГИБДД. За ними двух тысяч машин не было, перед ними - вполне могло быть.
«По состоянию на 8 утра 19 января перед пунктом пропуска МАПП Забайкальск по направлению на выезд из России фактически находилось в очереди 12 транспортных средств. По данным грузоперевозчиков, свыше 2 тысяч фур ожидают своей очереди на въезд в КНР. Однако это не соответствует действительности», - заявила пресс-служба Читинской таможни, предположив, что данные о двух тысячах были взяты из списка Росгранстроя.
Пропускная способность пункта - 280 машин в сутки, но может быть и меньше. С вечера 20 января так остались больше 50 фур, у которых что-то нужно было доработать или перечень перевозимых грузов был очень большим.
«К МАППу, действительно, не подпускают. Полиция по посёлку фуры гоняет. Их здесь точно десятки», - рассказал один из местных жителей.
Большегрузы, по его словам, группируются около кафе. ГТРК «Чита» в сюжете рассказала о водителе из Новосибирска, который живёт в Забайкальске, ожидая очереди на въезд, больше недели, и в сухом пайке которого остались только молоко, кофе, немного варёных яиц и чая.
Второй список
Местные жители переговариваются, что места в списке Росгранстроя водители между собой как-то начали продавать. Насколько это верно - говорить трудно, однако из-за сбоев этой очереди и того, что у ситуации, судя по толпящимся у придорожных кафе десяткам фур, нет главного руководителя, дальнобойщики взялись рулить происходящим сами. В прямом смысле.
Буквально на коленке здесь составили очередь из тех, кто уже на месте. Список, уверяют водители, обновляется практически ежечасно и, в отличии от электронного, сбоев не даёт: чтобы быть готовыми в любой момент заехать на МАПП, водители постоянно греют машины, из-за чего над стоянками стоит плотный дым от выхлопных газов.
Те, кто приехал с уверенностью в составленном Росгранстроем списке, после приезда сюда удивляются появлению второго «фактического». И, как всегда бывает в очередях, дело доходит до серьёзных конфликтов, когда кто-то пытается проскользнуть мимо очереди. Первой или второй - уже не понятно. Особенное непонимание вызывает то, почему нельзя было поставить рядом с МАППом оборудование для электронной очереди, с которым бы не было этих двух списков и многих споров.
Юлия СкорняковаТринадцать лет назад на карте Российской Федерации появился новый регион – Забайкальский край, объединивший Читинскую область и Агинский Бурятский Автономный округ. Срок более чем серьезный и сегодня можно без всяких эмоций и скидок на политкорректность подвести некоторые итоги.
Само деление на регионы для жителей Читинской области и АБАО казалось искусственным. Простые люди продолжали существовать в одном географическом и экономическом пространстве.
«Многие забайкальцы откровенно не понимали, зачем референдумы, ведь и так во многом Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ были единым целым, - говорит читинский политолог Роман Амплеев, – к примеру, жители округа голосовали на выборах губернатора Читинской области и депутатов областной Думы, в которой у жителей округа были свои представители. В Уставе Читинской области было записано, что Агинский Бурятский автономный округ входит в Читинскую область».
Но беда была в том, что условия в регионах были разные. Агинский округ был эдаким «сибирским Кипром», оффшорной зоной, в которой были зарегистрированы многие крупные российские предприятия и налогоплательщики. Долгое время, как во время подготовки объединительного референдума, так и после него, говорили о том, что главной причиной укрупнения региона была ликвидация агинского оффшора. С этим утверждением категорически не согласен Алексей Кошелев, который в составе первого краевого правительства в период с 2008 по 2013 годы выполнял обязанности заместителя председателя правительства Забайкальского края:
«Офшор в Агинском Москва прибила за два года до объединения. Остатков денег на счетах хватило только до 2008 года. А социалки в округе понастроили столько, что своих денег агинчанам категорически не хватало. Вот и пришлось нищей Читинской области делиться», - говорит Алексей Кошелев.
В период подготовки объединительного референдума много говорилось о перспективах будущего региона. Одной из главных «заманух» было обещание направить в будущий Забайкальский край денежный поток в размере 700 млрд. руб. От лица федеральных властей в 2006 году его озвучивал главный федеральный инспектор по Читинской области Валерий Попов. По его словам, через 10 лет после объединения (то есть к 2018 г. – прим. авт.). Забайкальский край станет самым богатым субъектом РФ в Сибири, регионом донором, а его экономическое развитие – крупнейшим проектом в стране.
«Не знаю, кто и что обещал, но объединение с АБАО обошлось Читинской области порядка 600 млн. рублей в год в то время, - вспоминает Алексей Кошелев. – А 700 миллиардов инвестиций, думаю, типичные предвыборные обещания! Не более того. Был отдельный Указ президента: «поощрение за объединение», но там на социальные объекты выделили примерно два миллиарда. На них «Мегаполис-спорт» построили, психбольницу, онкоцентр и что-то еще, сейчас уже не помню. На этом все».
После объединения регионов еще несколько лет на слуху был проект по развитию юго-востока Забайкальского края, по которому должны были быть построены пять горно-обогатительных комбинатов, железнодорожная ветка Нарын – Лугокан и многое другое. Но…
«С обещаниями, думаю, собрали в кучу все планы, причем планы явно невыполнимые, по развитию четырех рудников на юго-востоке, Удокана (промышленная разработка началась лишь в 2020 году – прим. авт.), ЦБК, космического проекта «Могойтуйская промзона». Собрали все это, нарисовали красивую большую цифру, чтоб народ поразить! С реальностью там было мало общего. На выходе открылся только один Быстринский ГОК, - считает Алексей Кошелев и завершает свой ответ вопросом: - Если собрать воедино два бедных региона, то как же тут получится богатый?»
Согласен с Кошелевым и политолог Амплеев:
«В агитационных материалах, которых было великое множество, рассказывалось о перспективах нового субъекта, главный акцент делался на финансовой поддержке и инвестициях из федерального центра. Был ясный намек избирателям, что максимум через десять лет край перестанет быть дотационным. Об этих обещаниях часть забайкальцев помнит и по сей день. И от невыполнения этих обещаний есть разочарование и усталость. Люди так и говорят, мол, говорили о возведении целых пяти горно-обогатительных комбинатов, а построили только один – Быстринский.
Богатого региона не получилось. И Читинская область, и Агинский Бурятский Автономный округ перед объединением были дотационными регионами, таковым остается поныне и Забайкальский край. Регионом донором он к 2018-му не стал, но перебазировался из Сибирского в Дальневосточный Федеральный округ. Естественно, что произошло это не от хорошей жизни.
О том, на сколько было необходимо объединение регионов и можно ли сегодня говорить о целях, которые ставились перед началом процесса, как о достигнутых, говорит профессор кафедры международного права и международных связей ЗабГУ, доцент, доктор философских наук Дмитрий Анатольевич Крылова:
«Проблема может быть рассмотрена в аспекте укрупнения и разукрупнения административных единиц. Она известна еще с советских времен и связана с административно-командным подходом к управлению территорий. Периодически в Москве озвучивается идея: перестать играть в пресловутый федерализм и вернуться к унитарной системе административного деления страны. Прологом к этому был и отказ в свое время от выборов губернаторов, но потом к этому вернулись. Естественно, что в форме «вертикали власти» и гипертрофированной роли президента страны. На сегодняшний день Россия - это ассиметричная федерация. Есть такой термин. Жесткий контроль сверху плохо влияет на возможности регионов по их развитию».
«Теперь об опыте, который есть и у нас. В 2008 году был создан Забайкальский край. Читинская область поглотила АБАО, к тому времени более успешный субъект федерации. В итоге мы получили только нерешенные проблемы и отсутствие перспектив по развитию, которые, как это и звучит странно, но были у национального образования. Сегодня есть как бы две идеи: «внешнее управление отсталыми регионами, которое должны осуществлять госкорпорации» и «присоединение слабых территорий к более успешным». Забкрай и Бурятию предлагают рассматривать в составе Иркутской области. О федеративных отношениях, разумеется, речи никто не ведет», - считает Дмитрий Анатольевич.
«А если немного пофантазировать: если бы все осталось как было – Читинская область и АБАО с его оффшорным статусом?»
«Вы помните, что объединение было продавлено? Те же Кобзон и Жамсуев были категорически против. Именно через Кобзона шли все подвязки и у участников был прямой экономический интерес. В перспективе округ мог вообще отказаться от дотаций в свой бюджет из Москвы. У АБАО был потенциал, но им пообещали мифический «особый статус», а привычка слушаться начальство и старейшин родов сыграли с агинчанами злую шутку. До сих пор меня смешит статус города у Агинска, жители которого потеряли льготы, положенные проживающим в сельской местности. Именно тогда была решена и судьба Промышленной зоны в Могойтуе, которая сегодня представляет печальное зрелище, - говорит профессор Крылов, - тринадцать лет прошло со дня объединения регионов, но до сих пор остается не закрытым вопрос об особом статусе Агинского бурятского округа. В период подготовки объединительного референдума об этом много говорили и, по сути, лишь после обещания в получении особого статуса агинчане согласились голосовать «за». Первоначально округ хотел голосовать «против».
Об отсутствии закона об особом статусе округа говорит Амплеев:
«Остается еще один важный вопрос — будет ли принят краевой закон, конкретизирующий особый статус Агинского Бурятского округа в составе Забайкалья. Этот вопрос об особом статусе в 2007 году выносился на референдум, потом обсуждался на заседаниях Комиссии по разработке проекта Устава края, но отдельного закона пока нет».
И судя по всему, к нему еще не скоро вернутся. Во всяком случае сегодня никаких подвижек и намеков нет. Но и сами агинчане пока об обещанном особом статусе не вспоминают.
Большинство простых забайкальцев сегодня уже не вспоминают о объединении регионов 2008 года, а многие школьники и студенты так и вовсе о нем не знают. Наверное, сегодня не стоит вспоминать о прошлых обещаниях, целях, проектах, и необходимо двигаться вперед?
«Мосты снесло примерно в половине двенадцатого ночи. Резко. Дорогу перекрыли, тут стояли машины, - говорит глава сельского села Жидка Балейского района Татьяна Гагаркина про то, что случилось в селе Колобово. Смотрит на корреспондента и иногда в камеру, голос как будто уверенный, но потом он вздрагивает, - с той стороны подошел КамАЗ, мы тут ему сигналили и фарами всяко-разно: «Ты стой уже». Потому что мост уже как бы провалился и осталось еще чуть-чуть. Во время, когда мы подошли и начали говорить, что проезд невозможен, произошло обрушение. Убегали от него, от моста, страшно было», - рассказала Гагаркина приехавшим в Колобово тележурналистам.
Жидкинское оказалось отрезанным от мира поднявшейся за какие-то сутки после начала дождей водой, и приехавшим в Колобово ничего не оставалось, как остаться здесь до схода воды. Здесь же оказались журналисты краевой телекомпании, которые и передали слова Татьяны Гагаркиной.
Связь в Жидке пропала утром 18 июня, не только сотовая, но и стационарная. Здесь только и успели узнать, что примерно такая же ситуация - в Усть-Ягье, где раньше безопасная и спокойная речка Ягье в пятом часу затопила улицы и дома.
Всей властью на востоке Забайкальского края внезапно овладела стихия. Обрушившиеся мосты, размытые дороги... Потоки воды отрезали населенные пункты от сообщения с внешним миром. Официальные сводки говорят «подтопление», местные жители кричат: «Потоп!» и пытаются спастись на лодках.
Сложнее всего в первые сутки было в Газимуро-Заводском районе. От Читы туда по сухим дорогам около 5-6 часов езды. Потом так же непросто стало в Нерчинско-Заводском и Шелопугинском районах. В подворьях тонули скотина и птица, жители спасались, взяв из дома паспорта, иконы и самое необходимое.
Потом пропали электричество и связь. Ее не удалось восстановить до сих пор в том числе потому, что севшие телефоны негде зарядить. Родственники пытаются узнать о судьбе оказавшихся в заложниках у наводнения близких через соцсети и по номерам единых диспетчерских служб. Получается не всегда: к вечеру 18 июня люди в аккаунтах глав районов и информагентств стали писать, что им ничего не говорят и просто кладут трубки.
Вечер 19 июня
За два дня с 16-го по 18 июня в районах Забайкальского края, по данным МЧС, выпало до 80 миллиметров осадков. В десяти населенных пунктах Газимуро-Заводского, Нерчинско-Заводского, Шелопугинского, Балейского, Александрово-Заводского и Нерчинского районах вода зашла в 282 дома и затопила 417 приусадебных участков. Она же разрушила 7 деревянных мостов и частично подтопила 10 участков автодорог общей протяженностью более шести километров.
Проехать к большинству терпящих бедствие населенных пунктов уже нельзя, все необходимое туда можно забросить только вертолетом. Также - оказать помощь.
В районы наводнения и подтопления направлен вертолет Ми-8 Красноярского комплексного авиационно-спасательного центра МЧС России. Аэромобильные группировки действуют в Шелопугинском, Балейском и Сретенском районах.
В Газимуро-Заводский район направлена группировка сил и средств пожарно-спасательного отряда №1 и государственной инспекции по маломерным судам.
«В зависимости от складывающейся обстановки проводится передислокация, то есть межрайонное маневрирование сил и средств главного управления МЧС России по Забайкальскому краю. При необходимости проводится эвакуация населения в пункты временного размещения. На данный момент эвакуировано 270 человек, из них 47 размещены у родственников», - говорится в сообщении регионального управления Министерства ЧС России.
Чего ждать?
Перед приходом в регион циклона метеорологи предупредили, что на востоке края самые сильные дожди придутся на 17-18 июня, в последующие дни до 20-го числа осадки будут умеренными. По их данным, в ближайшие двое суток на отдельных реках восточной половины края вода будет прибывать, глубина подтопления пойм увеличится. За день 19 июня рост составил от 2 до 76 сантиметров. Самый сильный подъем наблюдался на реках Чара у села Чара, Могоча около одноименного города, на реках Аргунь, Шилка, олекма и Амур. Поймы на некоторых реках оказались подтопленными на 249 сантиметров.
Подъем в ближайшие сутки не остановится на Шилке около села Усть-Карск, Куэнге около села Укурей Чернышевского района, реке Унда села Новоивановск Балейского района, Бугарихте у села Тупик Тунгиро-Олекминского района, ожидается выход воды на пойму.
Что будет с пострадавшими?
«Главное, что среди населения нет жертв», - сказал зампред правительства Андрей Гурулев.
Из 217 человек, находящихся сейчас в пунктах временного размещения 66 - дети.
«Сейчас развернуты пункты временного размещения в Газимурском Заводе, Шелопугино, Балее. Здесь жители обеспечены питанием и всем необходимым. Сейчас первое и главное – подать списки на выплату единовременного пособия по 10 тысяч рублей. Постановление о введении режима ЧС подписано (режим введен в семи районах - ред.), порядок доведения выплат определен. Списки надо согласовать с полицией и МЧС, выплаты до людей довести моментально. К утру понедельника уже должен быть список пострадавших», - заявил Гурулев.
Самая сложная обстановка к вечеру 19 июня остается в Балейском, Газимуро-Заводском и Шелопугинском районах.
В Забайкалье стало «припекать». Сразу после партийных съездов в Москве в крае начали появляться первые «официальные» фамилии кандидатов на сентябрьские выборы в Госдуму, хотя в некоторых случаях и так все было понятно.
С кем все было понятно?
Первой публично раскладывать карты, не особо не скрывая конечной желаемой картины, начала «Единая Россия». Еще в феврале ее политтехнологи начали разворачивать историю с руководителем Забайкальской железной дороги Александром Скачковым и званием Города трудовой доблести для Читы. Это была первая предвыборная их история 2021 года в Забайкальском крае. И хотя первый ее этап оказался неуспешным - звание городу не присвоили, сейчас разворачивается второй акт с найденными знаменами и, вероятно, под выборы у Читы будет новая награда.
Александр Скачков изначально шел по читинскому одномандатному округу №43, по нему же победил на праймериз «Единой России» и был выдвинут партией на выборы в Госдуму. А вот на Даурском одномандатном округе №44 голосование отметилось причудливым зигзагом. Но по порядку - победителем праймериз по этому округу стал заместитель председателя правительства региона Андрей Гурулев.
Второй результат показал малоизвестный в Забайкалье руководитель общественного экологического движения «Альянс зеленых» Александр Закондырин. При этом он значительно обогнал по голосам действующего депутата Госдумы, профессора в сфере медицины Николая Говорина. Из-за космических результатов Закондырина в сравнении с Говориным разразился скандал, а бывший главный внештатный акушер-гинеколог региона Марина Мочалова потребовала проверить результаты внутрипартийного голосования на накрутки.
В итоге партийный съезд кандидатом по округу выбрал руководителя исполкома регионального отделения “Единой России”, которая также участвовала в праймериз, но не вошла в тройку лидеров.
Андрей Гурулев стал четвертым номером в региональной группе №1, куда вошли девять регионов Дальневосточного федерального округа. Первым номером здесь идет полпред президента в ДФО Юрий Трутнев, депутат Госдумы Ирина Яровая и ее коллега Виктор Пинский.
Красные знамена без Берга
Если в «Единой России» хотя бы по Читинскому округу все было ясно еще до съезда партии, то крайком КПРФ окуривался, как в сказке дымом, слухами, и ничего точно известно не было. За день до съезда зазвучали фамилии члена забайкальского крайкома Елены Титовой, которую будто бы крайком предложил выдвинуть по Даурскому округу, и депутата забайкальского заксобрания Романа Берга.
Берг в Забайкалье - личность известная. На заседания заксобрания этот депутат приходил в футболке с надписью против поправок в Конституцию. Он же не раз выходил митинговать на улицы Читы. Однако в для попадания в партийные списки этого оказалось мало. Или наоборот - слишком много.
В итоге Титову утвердили кандидатом по Читинскому округу, по Даурскому от КПРФ пойдет бронзовый призер Олимпиады в Афинах, бывший депутат Госдумы Дмитрий Носов, родившийся в поселке Горный под Читой.
Первая тройка региональной группы выглядит так: сенатор, первый секретарь Бурятского республиканского комитета КПРФ Вячеслав Мархаев, Елена Титова, Дмитрий Носов.
С кем было понятно, но не совсем?
Предсказать появление в предвыборном списке действующего депутата от ЛДПР Василины Кулиевой было проще всего: за несколько месяцев до начала предвыборной гонки она вернулась к более активному ведению социальных сетей. Совершенно предсказуемо либерал-демократы выдвинули Кулиеву по Даурскому одномандатному округу, но особой активности у нее пока не заметно.
В околополитических кругах региона активно обсуждается версия о том, что единороссы, зная исторически сильные протестные настроения в регионе и то, как народ на этом фоне голосует за кандидатов от ЛДПР, будто бы договорились с либерал-демократами и отдали им Даурский округ за то, что те не выставляют козырного кандидата в Читинском. Правдивость этой версии проверить сложно, но при взгляде на тех, кто идет на выборы сегодня, совершенно точно можно говорить, что договор, если он и был, может разбиться о реалии.
Читинский округ у ЛДПР закроет координатор регионального отделения партии и депутат краевого заксобрания Георгий Шилин.
В региональной группе №19 от Забайкальского края (регион вошел в одну группу с Калининградом) вторым номером, в том числе от Забайкальского края, идет депутат Госдумы шестого созыва, калининградец Егор Анисимов. Первым номером в группе идет Василина Кулиева.
Объединенная партия. Микс неожиданных людей
В феврале в партию «Справедливая Россия - за правду» объединились «Справедливая Россия», «Пенсионеры России» и «За правду».
Пожалуй, кандидаты от этой коллаборации могут смело претендовать на звание самого непредсказуемого списка. В первую очередь потому, что по Читинскому одномандатному округу от нее идет действующий депутат Госдумы Юрий Волков.
На предыдущих выборах он был помощником Василины Кулиевой, прошел в Госдуму от ЛДПР, но вскоре отошел от привычного образа избранного депутата. Волков не только не перестал поднимать острые проблемы края, но и активно критиковал правительство руководившей тогда краем Натальи Ждановой, чем вызвал неудовольствие, как у политической верхушки региона, так и у руководства региональной ячейки ЛДПР, которая даже кампанию по избранию Кулиевой строила в связке с избранием Ждановой на пост губернатора.
Из-за скандала Юрий Волков отошел от партии, и было ясно, что на нынешних выборах его в ЛДПР ждать не стоит. В настоящее время в Читинском округе это самый серьезный конкурент единороссу Александру Скачкову.
По Даурскому одномандатному округу от «Справедливой России - за правду» идет руководитель фонда «Русский север» Юрий Григорьев.
Объединенную группу по Иркутской области, Бурятии, Забайкальскому краю и Тыве партии возглавил руководитель фонда имени Захара Прилепина Александр Казаков, вторым номером в ней - руководитель иркутского отделения партии Лариса Егорова, третьим - Юрий Волков. Из забайкальцев здесь нужно отметить руководителя забайкальского отделения «Патриотов России» Геннадия Щукина, который идет седьмым, и депутата заксобрания от «Справедливой России» Владимира Иванченко, он восьмой.
«Новые люди» и новые лица
От этой партии в Читинском одномандатном округе за место в Госдуме будет бороться предприниматель из города Нерчинска Борис Басакин, который является учредителем и генеральным директором компаний «Колесо времени», «Дизайн-Завод», НМГ, «Лесростинвест». Он же стал шестым в объединенной региональной группе, куда вошли Забайкальский, Приморский края, Камчатка, Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ. Лидером группы стала приморский предприниматель Роза Чемерис.
В Даурском одномандатном округе кандидат от партии - уроженец города Сретенска Забайкальского края двукратный чемпион мира по биатлону Александр Дедюхин. Он родился в 1994 году, в 2015 заявил о себе на юниорском чемпионате мира, где стал чемпионом в спринте и в эстафете среди 21-летних спортсменов, там же завоевал серебро в индивидуальной гонке и стал пятым в гонке преследования.
От партии «Родина» по Читинскому одномандатному округу №43 в Госдуму будет избираться бывший депутат городской думы Читы Виктор Шереметьев. В 2017 году он, еще будучи депутатом, вышел из КПРФ, сославшись на разобщенность представителей этой партии в гордуме и неактивную позицию крайкома. Раскол у забайкальских коммунистов Шереметьев связал с личностью первого секретаря Юрия Гайдука, часть однопартийцев которого поддерживала, а часть была против него. Еще одной причиной депутат назвал низкую ротацию представителей КПРФ в краевом заксобрании.
«Как сидели 15 лет назад, так и сейчас одни и те же, их сложно оттуда выкурить», - с такими словами Виктор Шереметьев перешел в “Родину”.
По Даурскому округу от «Родины» идет глава Улетовского района Александр Синкевич.
Региональный список партии представлен четырьмя фамилиями. Это депутат гордумы Читы Александр Щебеньков, бизнесмен Вячеслав Тамбовцев, Александр Синкевич и Виктор Шереметьев.
Ну и по традиции, когда текст принято закольцовывать, сейчас появится кто-то из первого акта. Удивительным образом после скандала с голосованием на праймериз, где Александр Закондырин в Даурском округе обогнал действующего депутата и известного в Забайкалье медика Николая Говорина, он вместо ЕР решил пойти от партии «Зеленые» и сейчас ездит по районам края уже от этой партии.
С его появлением у «Зеленых» связано несколько версий, каждая из которых может иметь под собой какое-то основание. Встречаются утверждения, что Закондырина на выборы ведет крупная металлургическая компания, которая и стоит за его выдвижением. Добавляют, что ЕР не стала рисковать и вести Закондырина под своими знаменами из-за истории с голосами на праймериз, но ему предложили отступной путь через другую партию. Сам Александр Закондырин заявляет, что от «Единой России» идти на выборы и не собирался, а в праймериз участвовал, чтобы войти в предвыборную гонку и как-то обозначиться.
Промежуточная черта
Если не считать каких-то мелких историй, в целом предвыборная кампания в Забайкалье проходит спокойно. Многие из кандидатов работают в районах. Официально агитационный период начнется 23 июля, а пока кандидаты подают заявления о выдвижении в избиркоме и открывают счета. За внешним спокойствием скрывается приближающийся серьезный спор за одномандатные округа: и в Читинском, и в Даурском есть те, кто способен поспорить с очевидным лидером, забрать мяч этой игры на свое поле и выиграть схватку.
По итогам прошлого года туристический поток на Дальний Восток вырос на 25% по отношению к 2021 г., составив 2,7 млн человек. Напомним, что в 2021 г. регион посетили 2,5 млн человек (на 33% больше, чем в 2020 г.). В Минэкономразвития долю регионов ДФО в туристическом потоке в РФ оценивают в 4,5%.
На сегодняшний день на территории ДФО в рамках ТОР и СПВ в сфере туризма реализуются 310 инвестпроектов. Лидируют по количеству таких проектов Приморский край (более 200), Камчатский край (около 70) и Сахалинская область (свыше 30). В числе основных препятствий для более масштабного развития туризма на Дальнем Востоке называют стоимость авиабилетов, удаленность, высокую стоимость путевок, транспортную доступность (включая качество автодорог).
Значительной популярностью пользуются природные территории, в частности, Байкальская природная территория. Следует отметить, что в 2022 г. заповедники, заказники и национальные парки вблизи озера Байкал посетили свыше 360 тыс. человек, что на 40% больше, чем годом ранее. Иркутская область при этом получает дополнительные средства на развитие туристического направления. Так в 2023-24 гг. региону из федерального бюджета будет направлено дополнительно порядка 1,6 млрд рублей на создание инженерной и транспортной инфраструктуры туристических кластеров. Ранее (в 2022 г.) уже было принято решение о выделении на данные цели 2,3 млрд рублей на 2023-24 гг. Дополнительные средства пойдут на создание централизованных сетей водоотведения по Байкальскому тракту (автодорога регионального значения «Иркутск – Листвянка», являющаяся наиболее коротким путем до озера) и строительство еще двух ведущих к Байкалу автодорог районного значения в этом же районе (Иркутский район).
Также до конца 2024 г. 1,7 млрд рублей из федерального и регионального бюджетов будет направлено на строительство сетей электроснабжения, водопровода, канализации и улично-дорожной сети на территории ОЭЗ «Ворота Байкала» (основная площадка – Байкальск). На начало 2023 г. общий объем бюджетных инвестиций в эту ОЭЗ составил 1,5 млрд рублей, из них 871,8 млн рублей были направлены из федерального бюджета в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
В рамках госпрограммы «Развитие туризма» Иркутская область также получит из федерального бюджета свыше 37 млн рублей на реализацию проекта «Ледовый город. Счастье чистой воды» в Иркутске. Проект предусматривает создание в центре Иркутска к концу текущего года ледяной инфраструктуры, размещение на протяжении туристического маршрута «Зеленая линия» информационных стендов, арт-объектов, памятников и развлекательных элементов изо льда, а также иллюминации.
Следует отметить, что в 2023 г. в долине реки Снежная планируется открыть два новых модульных отеля в эко-парке «Озера на Снежной» (Слюдянский район). Так, отель «Изумрудное» на берегу одноименного озера состоит из 12 отдельно стоящих модулей, рассчитанных на один номер каждый. Отель «Папоротник» состоит из 10 модулей, рассчитанных на двухместное размещение каждый. Помимо того, предусмотрено обустройство пирса вдоль берега, спортивной и детской игровых площадок, пункта проката катамаранов. Эко-парк объединяет озера Сказка, Изумрудное, Теплое и Щучье.
При этом сохраняется риск роста антропогенной нагрузки на байкальскую экосистему. В начале марта Госдумой был принят во втором чтении законопроект о ведении предпринимательской деятельности на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Законопроект предусматривает установление правил обеспечения безопасности туризма и расторжение контрактов с инвесторами в случае несоблюдения заложенных принципов. В частности, запрещается менять границы и расположение ООПТ, вводится двойной контроль за ведением инвестиционной деятельности (как со стороны федерального органа исполнительной власти, так и главы региона). На охраняемых территориях разрешается возведение объектов некапитального строительства и инфраструктуры, таких как временные объекты бытового обслуживания и питания.
Что касается новых отелей, то под строительство гостиничного комплекса (4 звезды) были расширены границы ТОР «Якутия». Отель на 150 номеров в центре Якутска должно построить на площади 0,7 га ООО «Северная девелоперская компания «Центр». Затем его получит в управление гостиничный оператор Cosmos Hotel Group (АФК «Система»). Пока у данной компании нет отелей на Дальнем Востоке. Объем инвестиций оценивается в 1,4 млрд рублей. Предполагается, что «Туризм.РФ» будет владеть не более 33% СДК «Центр», Cosmos Hotel Group – не более 15%, а доля УК «Центр» составит не менее 52%. В настоящее время УК «Центр» – единственный владелец СДК «Центр» (им владеет ГК «РИК» - «Республиканская инвестиционная компания», подконтрольная правительству Якутии).
Сохраняющейся проблемой дальневосточного туризма является дефицит специализированного технического оснащения (в том числе транспортных средств), что несет дополнительные риски для туристов. Так, очередное происшествие с туристами произошло в феврале на Сахалине, где разбился частный вертолет Robinson 44, перевозивший супружескую пару из Хабаровска (они приобрели индивидуальную экскурсию). Вертолет потерпел крушение северо-восточнее входящей в горнолыжный комплекс «Горный воздух» горы Красная (недалеко от Южно-Сахалинска). Он осуществлял вылет с посадочной площадки Оленья Горка в черте Южно-Сахалинского городского округа и следовал по направлению к горе Пик Чехова. При крушении погибли два человека (капитан и пассажирка), второй турист (супруг погибшей) выжил, но получил травмы. Основными версиями происшествия являются ошибка пилотирования и техническая неисправность воздушного судна, на фоне сложных метеоусловий (снегопад и плохая видимость при сложном рельефе). По факту крушения вертолета было возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.
Тем временем на Камчатке компания «Витязь-Аэро», которой ранее временно запрещалось перевозить туристов после крупной авиакатастрофы в 2021 г. с падением вертолета Ми-8 в Курильское озеро, сообщила о планах обновления парка воздушных судов для туристических целей. Компания остается наиболее крупным игроком на рынке туристических перевозок в регионе, несмотря на устаревшую технику. Единственной альтернативой являются небольшие частные авиационные суда, которые не вполне отвечают требованиям безопасности, а также часто не обладают необходимыми лицензиями.
В январе текущего года стало известно, что «Витязь-Аэро» намерена закупить три легких многоцелевых самолета ЛМС-901 «Байкал» для туристических перевозок в регионе. Предварительный договор был заключен с АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА). Поставки техники запланированы на 2026-28 гг. Предполагается, что сверх штатной комплектации самолеты для Камчатки будут снабжены противообледенительной системой, метеорологическим локатором, автопилотом и дополнительным пилотажно-навигационным оборудованием.
Кроме того, обновления требует инфраструктура для осуществления круизной деятельности. В 2024 г. планируется начать работы по переоборудованию научно-исследовательских судов (НИС) «Росгеологии» для туристической деятельности на Дальнем Востоке. Источники финансирования для данных работ пока не определены. Всего переоборудовать для круизов предполагается четыре научно-исследовательских судна. Кроме того, известно, что, первыми переоборудованными под туризм судами должны стать НИС «Профессор Хромов» и «Академик Шокальский», находящиеся на балансе Росгидромета. Стоимость их переоборудования предварительно оценивается в 0,5 млрд рублей. Предположительно, подрядчиком станет ПАО «Славянский судоремонтный завод» в Приморском крае.
Тем временем Сахалинская область вошла в число 18 пилотных регионов, где реализуется федеральная программа развития бесплатного школьного туризма. Ожидается, что в ней примут участие свыше 1,3 тыс. сахалинских школьников. Из федерального бюджета на данные цели региону было направлено свыше 11 млн рублей. В настоящее время для детей предлагают двухдневные туры с посещением зоопарка, аквапарка, музея истории Сахалинской железной дороги в Южно-Сахалинске, завода СПГ «Сахалин-2» в селе Пригородное Корсаковского района.
Для реализации туристических проектов в регионах используются в том числе и «дальневосточные гектары». Так, в Амурской области участники программы объединили 20 земельных участков в Свободненском районе (вблизи села Голубое) в агломерацию, где строится туристическая база «Лесная деревенька». Территория оборудована электросетями, системами видеонаблюдения, были построены гостевые домики.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Свое мнение о развитии туризма в регионах ДФО и Арктики в этом году высказали более 100 профессионалов в сфере туризма, индустрии гостеприимства, представителей федеральных и региональных органов власти, бизнеса и общественных организаций. На форум было зарегистрировано почти 800 человек из более чем 20 регионов России.
Больше всего инвестиционных проектов в сфере туризма реализуется в Приморье, Камчатском крае и Сахалинской области. Эти регионы стали основой для туристической межрегиональной схемы территориально-пространственного планирования макрорегиона «Дальний Восток». Вклад Камчатки – 64 проекта туристической направленности с объемом инвестиций в 53 млрд рублей.
В своем выступлении на форуме глава Минвостокразвития Алексей Чекунков отметил, что всего в действующих преференциальных режимах – ТОР, СПВ и АЗРФ – реализуется 273 проекта в сфере туризма с общим объемом инвестиций более 138 млрд рублей, создается 12 тыс. рабочих мест. По его словам, в 2022 году туристический поток Дальнего Востока вырос на 25%, а услугами отелей воспользовались 2,7 млн гостей.
«Трудно переоценить значение именно такого форума для того, чтобы дальше концентрировать, калибровать, затачивать меры государственной поддержки, получать обратную связь от инвесторов и, конечно же, самих туристов. И нам вместе объединять усилия для того, чтобы красота нашей природы и возможности для туристов были в полной мере раскрыты, и качество туристических услуг соответствовало вот этому природному потенциалу, который дает Дальний Восток», – добавил министр.
Зампред правительства Дмитрий Чернышенко уверен, что у Дальнего Востока самый высокий потенциал для развития практически всех видов туризма, уникальные природные места манят сюда туристов со всего мира. Он отметил, что в регионе расположены 60 из 230 российских особо охраняемых природных территорий, а самая протяженная береговая линия имеет выходы сразу к двум океанам. Такая концентрация природной красоты не может не привлекать внимания ценителей дикой природы.
«В прошлом году туристический поток на Дальний Восток очень серьезно вырос. Мы ожидаем, что в этом году он достигнет допандемийных показателей и выйдет на тот же уровень. Правительство РФ с нашей стороны создает все условия для ускоренного развития, прежде всего, туристической инфраструктуры и доступного отдыха на территории нашей страны. Делается это в рамках национального проекта “Туризм и индустрия гостеприимства”», – сказал Дмитрий Чернышенко.
По его словам, нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» – инструмент, который эффективно работает. Он привел в пример выделение в прошлом году Бурятии и Камчатскому краю более 700 млн рублей из федерального бюджета на строительство 500 модульных и капитальных средств размещения. Он призвал субъекты ДФО активнее участвовать в этом проекте, наращивая классифицированных номерной фонд, чтобы регионы смогли принять больше гостей. В этом году в рамках нацпроекта на эту меру поддержки также заложены бюджетные средства.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов затронул в своем выступлении вопросы повышения доступности отдыха в регионах Дальнего Востока и, в частности, Камчатки. Также он отметил важность расширения сезонности. Он считает одной из ключевых задач растянуть короткий высокий сезон на весь год.
«Наша задача сделать так, чтобы на Камчатку смог приехать каждый житель страны не зависимо от дохода и уровня образования. И мы видим подвижки в этом направлении. В 2022 году нас посетили почти 340 тыс. человек. Это серьезный рост по сравнению с предыдущими годами, и мы для себя ставим задачу увеличить его примерно в три раза. И, повторюсь, сделать его доступным для всех категорий жителей нашей страны», – сказал Солодов.
Растущий интерес туристов и к Камчатке, и к другим регионам ДФО отметил также замминистра Минэкономразвития РФ Дмитрий Вахруков. Со ссылкой на данные Росстата он сообщил, что в 2021 году количество туристов в гостиницах составляло 2,6 млн человек, а по итогам 2022 года будет около 3,2 млн человек. Однако этого недостаточно.
«Пока не выходим на доковидный показатель, но в этом году есть все шансы до него дойти. Более чем в два раза вырос показатель посещаемости по Камчатскому краю – 109% и по Бурятии – 107%. Высокий показатель отмечен в Магаданской области – 77%. Однако в нацпроекте “Туризм и индустрия гостеприимства” принимают участие шесть дальневосточных регионов из 11. Доля турпотока ДФО в целом по России – всего 4,5%! Для территории, которая составляет 37% от территории страны – это непростительно мало, этот показатель надо наращивать», – считает Вахруков.
Гендиректор АО «Корпорация «Туризм.РФ» Сергей Суханов рассказал о будущем росте средств размещения в регионе – более тысячи гостиничных номеров появится на Дальнем Востоке к 2026 году. В настоящее время совместно с корпорацией реализуется семь проектов общим номерным фондом 2,1 тыс. номеров.
«Это гостиницы во Владивостоке и Магадане на 150 и 120 номеров, всесезонный парк “Три вулкана” на Камчатке – более тысячи номеров. Общий объем инвестиций во все эти проекты составляет более 97 млрд рублей. Первый проект введем в следующем году на 153 номера, следующие пять проектов на 887 номеров планируем завершить к 2026 году. Разработан мастер-план еще одной крупной туристической территории – горнолыжный курорт “Горный воздух” на Сахалине 1660 номеров, планируем ввести в эксплуатацию до 2030 года. Названные проекты позволят создать 6,4 тыс. рабочих мест, а общий прогнозируемый поток к 2030 году на эти туристические локации приблизятся к 1,7 млн туристов ежегодно», – сообщил Сергей Суханов.
В свете необходимости расширения турпотока на Дальний Восток вице-спикер Госдумы Ирина Яровая предложила включить в программу развития туризма в России санаторно-курортное лечение – для туристов разного возраста. У региона есть для этого все условия.
«Уже сегодня введу большую работу с правительством, чтобы санаторно-курортное лечение стало одним из направлений. Как и детский туризм, этот особый формат семейного отдыха должен быть в повестке развития туризма. Нужен формат семейного отдыха. Задача форума именно в том, чтобы определить различные форматы развития туризма, создав в итоге тот продукт, который будет востребован совершенно разными возрастными группами и людьми с разными жизненными интересами», – сказала она.
Яровая считает, что туризм должен стать основой развития экономики Дальнего Востока. По ее словам, необходимо на уровне регионов и муниципалитетов вплотную заниматься чистотой на улицах, качеством питания, медицинского обслуживания, безопасности, транспорта, гостиничного сервиса – всего того, что создает комфорт для приезжающих отдыхать.
Итогом делового форума «Дальний Восток – зима открытий» стало подписание ряда соглашений о взаимодействии по вопросам развития промышленного туризма в Камчатском крае, формирования туристской привлекательности, положительного имиджа и демонстрации промышленного потенциала региона. Основные итоги будут отражены в отдельном документе.
Справка:
Форум «Дальний Восток – Зима открытий» организован правительством Камчатского края при поддержке Аппарата полномочного представителя президента России в Дальневосточном федеральном округе, Минвостокразвития России, Минэкономразвития России и Фонда Росконгресс. Мероприятие получило статус официальной зимней площадки Российского туристического форума «Путешествуй!», инициированного Фондом Росконгресс в 2021 году.
Информационные партнеры форума – Федеральное агентство новостей (ФАН), коммуникационный холдинг 1MI, медиахолдинг «Турбизнес», информационное агентство «EastRussia», журнал «ЭкоГрад».
Основными направлениям социальной поддержки в дальневосточных регионах остаются расширение жилищного строительства, создание новых объектов социальной инфраструктуры, поддержка семей с детьми. Также предполагается уделять дополнительное внимание мерам поддержки молодых специалистов и развитию образования, в целях продолжающейся борьбы с оттоком населения из регионов ДФО.
Статистика по регионам
В ноябре 2022 г. во всех регионах ДФО и в Иркутской области сохранялся рост потребительских цен на товары и услуги (к декабрю 2021 г., Таблица 1), хотя его темпы в ДФО все же уступали среднероссийскому показателю за отчетный период (110,8% против 111,1%). Тем не менее в пяти регионах Дальнего Востока рост потребительских цен на товары и услуги в ноябре прошлого года превысил средний по РФ показатель (+11,1%) – в Забайкальском крае, Еврейской АО, Бурятии, Камчатском крае и Сахалинской области, а также в Иркутской области. В целом во всех регионах ДФО рост превысил 10%. Исключением стал Чукотский АО (104,2%).
Таблица 1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, ноябрь 2022 г., в % к декабрю 2021 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
111,1 |
Сибирский федеральный округ |
111,4 |
Иркутская область |
113,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
110,8 |
Забайкальский край |
111,9 |
Еврейская авт. область |
111,8 |
Республика Бурятия |
111,6 |
Камчатский край |
111,5 |
Сахалинская область |
111,5 |
Республика Саха (Якутия) |
110,9 |
Амурская область |
110,9 |
Магаданская область |
110,5 |
Приморский край |
110,5 |
Хабаровский край |
110,0 |
Чукотский авт. округ |
104,2 |
Несколько смягчающим фактором является превышающий средний по стране (113,1%) рост среднемесячной заработной платы в части данных регионов ДФО в октябре 2022 г. (к октябрю 2021 г., Таблица 2) – это касается Бурятии, Забайкалья, Еврейской АО и также Иркутской области. При этом в целом рост зарплаты в РФ превышал дальневосточный показатель (113,1% против 111,7%). Отрицательный показатель, т.е. сокращение зарплаты было зафиксировано только в Камчатском крае (96,1%). При этом менее чем на 10% выросли зарплаты в Сахалинской области (+9,7%), Чукотском АО (+9,1%), Амурской области (+7,4%) и Магаданской области (+6,8%).
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, октябрь 2022 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
113,1 |
|
Сибирский федеральный округ |
115,2 |
|
Иркутская область |
115,1 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
111,7 |
|
Республика Бурятия |
120,9 |
|
Забайкальский край |
119,8 |
|
Республика Саха (Якутия) |
115,2 |
|
Еврейская авт. область |
114,0 |
|
Хабаровский край |
111,9 |
|
Приморский край |
111,2 |
|
Сахалинская область |
109,7 |
|
Чукотский авт. округ |
109,1 |
|
Амурская область |
107,4 |
|
Магаданская область |
106,8 |
|
Камчатский край |
96,1 |
Большинство дальневосточных регионов по-прежнему отличается высокими показателями безработицы, ее уровень в макрорегионе заметно превышает среднероссийский (4,5% против 3,8%). В сентябре-ноябре прошлого года (Таблица 3) только в Приморском и Хабаровском краях, Чукотском АО и Камчатском крае показатели оказались ниже среднего по РФ (т.е. 3,8%). При этом Приморье и Хабаровский край на Дальнем Востоке традиционно отличаются большей емкостью рынка труда. Наиболее тяжелая ситуация по-прежнему сохраняется в Забайкалье (7,8%), Бурятии (6,3%) и Якутии (6,3%).
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, сентябрь-ноябрь 2022 года.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,8 |
74 886,3 |
Сибирский федеральный округ |
4,0 |
8 404,2 |
Иркутская область |
4,7 |
1 158,3 |
Дальневосточный федеральный округ |
4,5 |
4 173,2 |
Забайкальский край |
7,8 |
500,2 |
Республика Бурятия |
6,3 |
434,0 |
Республика Саха (Якутия) |
6,3 |
501,5 |
Еврейская авт. область |
5,5 |
76,1 |
Сахалинская область |
3,9 |
268,6 |
Амурская область |
3,9 |
404,1 |
Магаданская область |
3,8 |
84,1 |
Приморский край |
3,1 |
989,3 |
Хабаровский край |
2,7 |
709,0 |
Чукотский авт. округ |
2,6 |
29,8 |
Камчатский край |
1,9 |
176,5 |
Обеспеченность жильем
Проблемой Дальнего Востока остается слабая обеспеченность жильем – по общей площади жилых помещений на одного человека макрорегион в стране занимает предпоследнее место, и последнее – по вводу квартир. По этой причине меры государства направлены на увеличение объемов строительства жилья, включая социальное. Программу «Дальневосточный квартал» при этом предлагается дополнить проектом государственной поддержки возведения арендного жилья. Минвостокразвития в минувшем году разработало проект развития системы государственной аренды жилья на Дальнем Востоке, которой должен заняться «ДОМ.РФ».
Финансирование проекта составит 50 млрд рублей, выданных корпорации «ДОМ.РФ» из ФНБ до конца 2023 г. в виде долгосрочного (на 20 лет) займа (0,1% годовых). Приобретенную таким образом недвижимость «ДОМ.РФ» сможет сдавать в аренду дальневосточным регионам, а они, в свою очередь, будут сдавать их в субаренду работникам, в привлечении которых нуждается регион. Таким образом планируется обеспечить арендованным жильем порядка 10 тыс. семей.
Заем от ФНБ будет целевым – на приобретение расположенных в ДФО жилых помещений на первичном и вторичном рынках, а также мебели, бытового оборудования и вспомогательных помещений. В частности, допускается приобретение паев закрытого паевого инвестиционного фонда, в состав активов которого входят такие объекты недвижимости, и доверительное управление которым осуществляется управляющей компанией, подотчетной «ДОМ.РФ». Распоряжаться такой недвижимостью будет возможно только посредством сдачи в аренду созданному субъектом ДФО региональному оператору с последующим предоставлением жилья в субаренду физическим лицам. При этом субаренду планируется сделать льготной, а недополученные доходы - компенсировать субсидиями за счет средств федерального и регионального бюджетов.
Стоит отметить, что пока не определена стоимость такой аренды – она будет зависеть от готовности регионов и ведомств, чьи профильные проекты реализуются в макрорегионе, субсидировать ставки. Учитывая, что значительная часть жилья в «Дальневосточных кварталах» должна реализовываться для социальных нужд по нерыночным ценам, к такому жилью может быть отнесено и арендное жилье. Приобретение недвижимости для государственной аренды предполагает выкуп уже готового жилья. Пока запланированный объем арендной недвижимости (10 тыс. квартир) на дальневосточном рынке отсутствует.
Арендное жилье в настоящее время строится в Приморском крае. До конца 2024 г. в регионе планируется построить 14 домов для сдачи в коммерческий найм (свыше 75 тыс. кв. м). К настоящему времени Корпорация развития жилищного строительства региона завершает строительство пяти таких домов – двух в селе Камень-Рыболов (административный центр Ханкайского района), одного в Большом Камне, двух – в Находке. До конца 2024 г. предстоит построить девять домов во Владивостоке и Артеме. Стоимость аренды в них на 50% ниже рыночной цены. На Сахалине квартиры для арендного жилья расположены в строящемся микрорайоне «Горизонт» в Южно-Сахалинске (на площади 33 га). В аренду там предполагается передать первые 500 сданных квартир.
Мера поддержки, направленная на увеличение на рынке объема доступного жилья, – программа льготной «Дальневосточной ипотеки», была продлена до 2030 г. На реализацию данной программы в федеральном бюджете 2023-25 гг. предусмотрено порядка 70 млрд рублей (на 2023 г. – 20 млрд рублей). Следует отметить, что в 2022 г. в ДФО жилье по программе приобрели порядка 26 тыс. семей, что на 48% превысило показатель 2021 г. Общая сумма выданных кредитов с декабря 2019 г. составила 245 млрд рублей.
Демография, здравоохранение и образование
В ноябре глава правительства М.Мишустин дал поручение обеспечить рост численности населения Дальневосточного ФО, реализовав ряд мер до 2031 г. Он поручил Минтруду, Минфину и правительству Приморского края проработать механизм выплат до 1 млн рублей на погашение льготной ипотеки семьям, где после 1 января 2023 г. родится третий ребенок. Приморский край является пилотным регионом для данного механизма (в настоящее время выплата составляет 450 тыс. рублей). В январе текущего года мера поддержки для приморских семей была утверждена правительством РФ. В рамках программы 450 тыс. рублей выделяется многодетным семьям из федерального бюджета, 550 тыс. рублей – из регионального. В число поручений М.Мишустина также вошло упоминаемое выше строительство не менее 10 тыс. арендных квартир для молодых специалистов и студентов со стоимостью аренды ниже рыночной.
Кроме того, для повышения доступности медицинской помощи для жителей труднодоступных районов Дальнего Востока планируется обеспечить дальнейшее развитие санитарной авиации – с 2023 г. финансирование по данному направлению должно быть увеличено в два раза. Следует отметить, что в конце минувшего года правительство РФ увеличило субвенции на здравоохранение для северных регионов со сложными климатическим условиями – Камчатского края, Магаданской области, Якутии и Чукотского АО. Средства будут направлены на оказание обязательной медицинской помощи жителям в 2023-25 гг. В 2022 г. данные регионы получат дополнительно 4,6 млрд рублей, в 2024 г. – 4,9 млрд рублей, в 2025 г. – 5,2 млрд рублей.
Отдельное внимание в поручениях было уделено мерам по развитию сферы образования. В рамках федерального проекта «Профессионалитет» М.Мишустин поручил открыть не менее 900 мастерских для подготовки кадров, запустить 29 производственно-образовательных кластеров, построить межрегиональный центр подготовки и повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. На данные цели предусмотрено 12 млрд рублей. К 2025 г. поручено открыть во Владивостоке, Благовещенске и Улан-Удэ филиалы ГИТИС, Всероссийского института кинематографии им. Герасимова и Театрального института им. Щукина.
Кроме того, получателями грантов по специальному треку госпрограммы «Приоритет-2030» (нацпроект «Наука и университеты») в конце минувшего года стали восемь дальневосточных университетов. Средства грантов предполагается направлять на мероприятия по повышению привлекательности университетов у абитуриентов и студентов, подготовку кадров, разработку технологий и оборудования. В число получателей гранта вошли Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского во Владивостоке, Тихоокеанский государственный медицинский университет во Владивостоке, Арктический государственный институт культуры и искусств в Якутске, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова в Улан-Удэ, Дальневосточный государственный аграрный университет в Благовещенске, Дальневосточная государственная академия физической культуры в Хабаровске, Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга в Петропавловске-Камчатском и Благовещенский государственный педагогический университет в Благовещенске.
Следует напомнить, что ранее получателями гранта в рамках программы уже стали три ведущих дальневосточных вуза – Дальневосточный федеральный университет во Владивостоке, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова в Якутске и Тихоокеанский государственный университет в Хабаровске. Также для строительства кампуса Сахалинского государственного университета (СахГУ) – СахалинTech, из федерального бюджета предполагается выделить 3,2 млрд рублей. Кампус предполагается расположить на двух площадках в центре Южно-Сахалинска. Научно-образовательный комплекс будет включать учебный корпус, научно-лабораторный блок с технопарком, библиотеку, зал собраний (на 700 мест), общественно-деловые пространства и оранжерею. Предполагается, что к концу 2025 г. в новом кампусе будут учиться 1,5 тыс. студентов и работать 250 преподавателей.
Строительство социальной инфраструктуры осуществляется с привлечением средств единой «Дальневосточной субсидии». В 2022 г. в числе таких объектов были сданы республиканский кардио-сосудистый центр в Якутске, центр сложнокоординационных видов спорта в Комсомольске-на-Амуре, центр ядерной медицины в Улан-Удэ, проведено укрепление набережной Охотского моря в Магадане. В целом в минувшем году с применением «Дальневосточной субсидии» построено 45 объектов и 44 – отремонтировано.
Северный завоз
Для отдаленных северных регионов со сложными климатическими условиями в зимний период одним из важных является вопрос обеспечения «Северного завоза». Его традиционно затрудняло отсутствие специальной законодательной базы, регулирующей процесс. Минвостокразвития в ноябре минувшего года направило на рассмотрение в правительство законопроект «О северном завозе». Согласно планам, он должен вступить в силу с 2024 г. Законопроект был согласован с 25 субъектами РФ (население – порядка 3 млн человек), также были получены согласования от профильных ведомств и госкорпорации «Росатом». Каждый год в рамках северного завоза в арктические регионы завозится 3,2 млн грузов, а его ежегодная стоимость составляет 87 млрд рублей.
Проект федерального закона предусматривает определение самого понятия «северный завоз», распределение полномочий по управлению северным завозом между уровнями власти, определение грузов, развитие сети опорной транспортно-логистической инфраструктуры, оказание необходимых федеральных мер поддержки, совершенствование закупки товаров, а также создание единого морского оператора северного завоза и федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза (ФГИС). В данной информационной системе должны аккумулироваться все сведения, связанные с северным завозом. Оперативные данные мониторинга в том числе предполагается использовать для оптимизации логистических маршрутов. Минвостокразвития выступит единым федеральным координатором северного завоза.
Согласно законопроекту, все грузы северного завоза разбиваются на три категории. К первой категории относятся товары жизнеобеспечения – социально значимые продовольственные товары и непродовольственные товары первой необходимости, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы и горюче-смазочные материалы. Во вторую категорию включены грузы для государственных и муниципальных нужд (закупаемые по 44-ФЗ и 223-ФЗ). Все иные закупаемые товары отнесены к третьей категории. Для участников северного завоза законопроект вводит беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры необщего пользования.
Федеральные меры поддержки, предусмотренные законопроектом, включают бюджетные кредиты регионам и обеспечивающим северный завоз предприятиям под 0,1% сроком до трех лет. По предварительным оценкам, для этого потребуется 55,7 млрд рублей ежегодно, данные средства необходимо предусмотреть в бюджете, начиная с 2024 г. Также предлагается сохранить субсидирование расходов на транспортировку моторного топлива на железнодорожном транспорте и субсидирование морских перевозок единым морским оператором, для чего потребуется 9,5 млрд рублей в год (средства уже заложены в бюджете). Помимо поддерживающих мер в законопроекте предусмотрены и меры ответственности участников северного завоза – за нарушение правил приоритизации грузов, непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверной информации во ФГИС.
Планируемый единый морской оператор будет осуществлять регулярные перевозки в бассейнах Северного Ледовитого и Тихого океанов по расписанию. Единым морским оператором должна стать госкорпорация «Росатом». Тарифы на перевозку грузов жизнеобеспечения, грузов для государственных и муниципальных нужд будут регулироваться государством с 1 января 2027 г.
Осенью прошлого года глава Якутии А.Николаев оценил в 6,6 млрд рублей объем необходимых инвестиций в проект модернизации четырех нефтебаз «Саханефтегазсбыт» (собственность республики), задействованных в обеспечении северного завоза (емкостный парк для хранения топлива). Базы расположены в Белой Горе, Жиганске, Усть-Куйге и Хандыге. Большинство нефтебаз были построены в 1960-80-е гг., к настоящему времени они имеют значительное количество дефектов. В Минвостокразвития рассматривают возможность использования для их модернизации механизма «Дальневосточной концессии».
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.