На Дальнем Востоке растет производство продукции глубокой переработки из минтая
В апреле завершилась охотоморская минтаевая путина. Объем вылова главного промыслового биоресурса России увеличился к прошлогоднему уровню на 1,5%. Более значительная динамика роста достигнута по производству продукции глубокой переработки. На Дальнем Востоке стали больше выпускать филе, фарша, сурими и меньше - мороженного минтая без головы, хотя последний остается основной позицией в номенклатуре выпускаемой продукции. Однако прогресса требует ситуация с качественной доставкой морепродуктов на внутренний рынок.
Минтаю добавили стоимости
Вылов минтая по трем подзонам Охотского моря (Северо-Охотоморской, Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской) за сезон «А» составил 788,7 тыс. т, а с учетом Восточно-Сахалинской подзоны, где промысел ведется круглогодично, – около 880 тыс. т. ОДУ (общий допустимый улов) освоено на 82%, тогда как в прошлогоднюю путину – на 73%. По словам руководителя агентства по рыболовству Приморского края Валерия Корко, остаток квот будет полностью освоен в осенне-зимний период.
В этом сезоне рыбопромышленники сфокусировались на выпуске продукции с высокой добавочной стоимостью. По данным Ассоциации добытчиков минтая (АДМ), производство филе минтая по сравнению с аналогичным периодом 2021 года увеличилось на 50%, фарша – на 92%, а сурими – в 18 раз.
Рост объема переработки произошел благодаря увеличению специализированного флота. В частности, в нынешний сезон работало 39 судов, оборудованных линиями по производству филе, против 30 в 2021-м. Всего на путине было задействовано 125 единиц флота.
Фото: пресс-служба правительства Приморского края
«Продолжает расти доля сырца, направляемого на производство филе. В этом сезоне она достигла 36% в то время как в 2021 году была на уровне 24%, в 2020-м – 17%», - отметил президент АДМ Алексей Буглак. При этом суммарный выпуск минтая б/г по бассейну снизился на 17% до 280 тыс. т, неразделанного минтая – на 4% до 38,2 тыс. т.
В 2022 году общий объем производства продукции с высокой добавочной стоимостью в море, согласно прогнозам, может возрасти до 170–190 тыс. т (в 2021-м произведено 123 тыс. т). Дальнейший рост должны обеспечить дополнительные перерабатывающие мощности на берегу, которые планируется строить в рамках второго этапа программы инвестквот. В прошлом году на береговых предприятиях Дальнего Востока произведено более 26 тыс. т минтаевой продукции глубокой переработки.
Рыбное замещение
Увеличение выпуска продукции с высокой добавочной стоимостью расширит возможности для рыбаков на внутреннем рынке, говорит Алексей Буглак. «Одна из них – это импортозамещение продукции, которая по своим потребительским свойствам и цене близка с российской продукции. В качестве наиболее перспективного направления можно выделить сегмент мороженого рыбного филе и мороженой белой рыбы», – рассказал президент АДМ.
Он напомнил, что экономический кризис и продовольственное эмбарго 2014 года на продукцию стран Запада привело к снижению импорта рыбы в Россию почти в половину. Так, в 2015 году на российские прилавки было поставлено 472 тыс. т импортной рыбопродукции стоимостью $1,36 млрд - на 53% ниже по цене и на 47% меньше по объему, нежели в 2013-м. Тогда же произошли качественные изменения структуры импорта – замещение продукции премиум-класса более доступной рыбой.
Фото: Marco Verch Professional Photographer
Сегодня на российский рынок преимущественно импортируется сравнительно недорогая рыбопродукция. В частности, в 2021 году в Россию ввезено из-за границы 26,2 тыс. т мороженого филе белой рыбы (пангасиус, тилапия, мерлуза) и 34,5 тыс. т филе из других видов рыбы. По мнению президента АДМ, конкуренцию этим позициям мог бы составить отечественный продукт.
«Мы видим так же новые возможности для развития на внутреннем рынке. В частности, появилась перспектива замещения импорта филе пангасиуса и телапии, сурими из тропических рыб», – в свою очередь сообщила генеральный директор Русской рыбопромышленной компании (РРПК) Ольга Наумова. В I квартале 2022 года РРПК увеличила выпуск филе, фарша и сурими из минтая в 1,5 раза к прошлогоднему уровню.
Перевозка и здоровое питание
По оценкам АДМ, при среднегодовой емкости российского рынка в 125–130 тыс. т минтаевой продукции в 2021 году поставки на внутренний рынок достигли рекордного уровня – 250 тыс. т. В пересчете на сырец потребление минтая в России выросло до 3,4 кг на человека. Конечно, на динамику роста повлияла ситуация, когда порты Китая ограничили прием российской рыбы. В то же время есть предпосылки для дальнейшего роста, и в I квартале железнодорожная перевозка тихоокеанских морепродуктов (различных видов рыб) из Приморья на запад страны увеличилась на четверть к прошлогоднему объему – до 169 тыс. т. Кроме того, активизировались автомобильные отправки рыбы.
Однако отраслевые экспорты свидетельствуют о проблемах, мешающих доставке качественного товара конечному потребителю. По мнению президента Ассоциации организаций продуктового сектора Михаила Синева, в стране отсутствует непрерывная холодильная цепь как особый вид цепи поставки продукции. Контроль за соблюдением температурного режима осуществляется лишь некоторыми розничными сетями. Как правило, это касается только прямых поставок продукции от производителя или от ближайшего транспортно-логистического центра (ТЛЦ) до розничного магазина.
Во-вторых, сказывается несовершенство нормативной базы. Так, различные виды транспорта, морозильные склады и ТЛЦ не имеют единых требований к соблюдению температурно-влажностных параметров.
Обеспечение оптимальных температурных условий затруднено из-за нехватки специализированной инфраструктуры и транспортных средств. Например, старый парк вагонов никогда не был освидетельствован по техническим параметрам с учетом старения. В итоге на пути следования через всю Россию рыба преодолевает множество температурных режимов, которые отрицательно влияют на ее сохранность, подчеркнул Михаил Синев.
Фото: ОАО «РЖД»
Действительно важно, чтобы подвижной состав соответствовал современным производственным стандартам и экологическим требованиям, соглашается глава Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин. В России есть предприятия, которые готовы выпускать рефрижераторные вагоны и контейнеры. Но существуют трудности на рынке, которые пока не позволяют внедрит их массовое производство. Это ограниченность инвестиций и проблемы, связанные с формированием единой тарифной политикой. Пока грузоотправителям выгоднее пользоваться универсальным подвижным составом для транспортировки скоропорта, нельзя говорить о доставке качественной продукции на столы россиян, говорит эксперт.
Точки над i должен расставить готовящийся закон «О непрерывной холодильной цепи оборота пищевой продукции в Российской Федерации». Однако его реализация (сейчас над законопроектом работает экспертная группа) потребует серьезных финансовых вливаний.
«Чтобы обосновать эти расходы, необходимо показать за что мы боремся. Позже мы покажем миллионы тонн не еды, которая попадает на стол гражданина. Законопроект отвечает на долгосрочные национальные цели экономического развития РФ, которые просто и ясно гласят: необходимо обеспечить, сохранить здоровье нации. И как это сделать? Мы предлагаем реализовать наш закон. Я не говорю, что он все проблемы решит. Но 80% проблем, которые имеем, в том числе в сфере питания, мы будем закрывать», - убежден партнер GRT Consulting Алексей Барыкин.
Павел Усов