На Дальнем Востоке растет производство продукции глубокой переработки из минтая
В апреле завершилась охотоморская минтаевая путина. Объем вылова главного промыслового биоресурса России увеличился к прошлогоднему уровню на 1,5%. Более значительная динамика роста достигнута по производству продукции глубокой переработки. На Дальнем Востоке стали больше выпускать филе, фарша, сурими и меньше - мороженного минтая без головы, хотя последний остается основной позицией в номенклатуре выпускаемой продукции. Однако прогресса требует ситуация с качественной доставкой морепродуктов на внутренний рынок.
Минтаю добавили стоимости
Вылов минтая по трем подзонам Охотского моря (Северо-Охотоморской, Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской) за сезон «А» составил 788,7 тыс. т, а с учетом Восточно-Сахалинской подзоны, где промысел ведется круглогодично, – около 880 тыс. т. ОДУ (общий допустимый улов) освоено на 82%, тогда как в прошлогоднюю путину – на 73%. По словам руководителя агентства по рыболовству Приморского края Валерия Корко, остаток квот будет полностью освоен в осенне-зимний период.
В этом сезоне рыбопромышленники сфокусировались на выпуске продукции с высокой добавочной стоимостью. По данным Ассоциации добытчиков минтая (АДМ), производство филе минтая по сравнению с аналогичным периодом 2021 года увеличилось на 50%, фарша – на 92%, а сурими – в 18 раз.
Рост объема переработки произошел благодаря увеличению специализированного флота. В частности, в нынешний сезон работало 39 судов, оборудованных линиями по производству филе, против 30 в 2021-м. Всего на путине было задействовано 125 единиц флота.
Фото: пресс-служба правительства Приморского края
«Продолжает расти доля сырца, направляемого на производство филе. В этом сезоне она достигла 36% в то время как в 2021 году была на уровне 24%, в 2020-м – 17%», - отметил президент АДМ Алексей Буглак. При этом суммарный выпуск минтая б/г по бассейну снизился на 17% до 280 тыс. т, неразделанного минтая – на 4% до 38,2 тыс. т.
В 2022 году общий объем производства продукции с высокой добавочной стоимостью в море, согласно прогнозам, может возрасти до 170–190 тыс. т (в 2021-м произведено 123 тыс. т). Дальнейший рост должны обеспечить дополнительные перерабатывающие мощности на берегу, которые планируется строить в рамках второго этапа программы инвестквот. В прошлом году на береговых предприятиях Дальнего Востока произведено более 26 тыс. т минтаевой продукции глубокой переработки.
Рыбное замещение
Увеличение выпуска продукции с высокой добавочной стоимостью расширит возможности для рыбаков на внутреннем рынке, говорит Алексей Буглак. «Одна из них – это импортозамещение продукции, которая по своим потребительским свойствам и цене близка с российской продукции. В качестве наиболее перспективного направления можно выделить сегмент мороженого рыбного филе и мороженой белой рыбы», – рассказал президент АДМ.
Он напомнил, что экономический кризис и продовольственное эмбарго 2014 года на продукцию стран Запада привело к снижению импорта рыбы в Россию почти в половину. Так, в 2015 году на российские прилавки было поставлено 472 тыс. т импортной рыбопродукции стоимостью $1,36 млрд - на 53% ниже по цене и на 47% меньше по объему, нежели в 2013-м. Тогда же произошли качественные изменения структуры импорта – замещение продукции премиум-класса более доступной рыбой.
Фото: Marco Verch Professional Photographer
Сегодня на российский рынок преимущественно импортируется сравнительно недорогая рыбопродукция. В частности, в 2021 году в Россию ввезено из-за границы 26,2 тыс. т мороженого филе белой рыбы (пангасиус, тилапия, мерлуза) и 34,5 тыс. т филе из других видов рыбы. По мнению президента АДМ, конкуренцию этим позициям мог бы составить отечественный продукт.
«Мы видим так же новые возможности для развития на внутреннем рынке. В частности, появилась перспектива замещения импорта филе пангасиуса и телапии, сурими из тропических рыб», – в свою очередь сообщила генеральный директор Русской рыбопромышленной компании (РРПК) Ольга Наумова. В I квартале 2022 года РРПК увеличила выпуск филе, фарша и сурими из минтая в 1,5 раза к прошлогоднему уровню.
Перевозка и здоровое питание
По оценкам АДМ, при среднегодовой емкости российского рынка в 125–130 тыс. т минтаевой продукции в 2021 году поставки на внутренний рынок достигли рекордного уровня – 250 тыс. т. В пересчете на сырец потребление минтая в России выросло до 3,4 кг на человека. Конечно, на динамику роста повлияла ситуация, когда порты Китая ограничили прием российской рыбы. В то же время есть предпосылки для дальнейшего роста, и в I квартале железнодорожная перевозка тихоокеанских морепродуктов (различных видов рыб) из Приморья на запад страны увеличилась на четверть к прошлогоднему объему – до 169 тыс. т. Кроме того, активизировались автомобильные отправки рыбы.
Однако отраслевые экспорты свидетельствуют о проблемах, мешающих доставке качественного товара конечному потребителю. По мнению президента Ассоциации организаций продуктового сектора Михаила Синева, в стране отсутствует непрерывная холодильная цепь как особый вид цепи поставки продукции. Контроль за соблюдением температурного режима осуществляется лишь некоторыми розничными сетями. Как правило, это касается только прямых поставок продукции от производителя или от ближайшего транспортно-логистического центра (ТЛЦ) до розничного магазина.
Во-вторых, сказывается несовершенство нормативной базы. Так, различные виды транспорта, морозильные склады и ТЛЦ не имеют единых требований к соблюдению температурно-влажностных параметров.
Обеспечение оптимальных температурных условий затруднено из-за нехватки специализированной инфраструктуры и транспортных средств. Например, старый парк вагонов никогда не был освидетельствован по техническим параметрам с учетом старения. В итоге на пути следования через всю Россию рыба преодолевает множество температурных режимов, которые отрицательно влияют на ее сохранность, подчеркнул Михаил Синев.
Фото: ОАО «РЖД»
Действительно важно, чтобы подвижной состав соответствовал современным производственным стандартам и экологическим требованиям, соглашается глава Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин. В России есть предприятия, которые готовы выпускать рефрижераторные вагоны и контейнеры. Но существуют трудности на рынке, которые пока не позволяют внедрит их массовое производство. Это ограниченность инвестиций и проблемы, связанные с формированием единой тарифной политикой. Пока грузоотправителям выгоднее пользоваться универсальным подвижным составом для транспортировки скоропорта, нельзя говорить о доставке качественной продукции на столы россиян, говорит эксперт.
Точки над i должен расставить готовящийся закон «О непрерывной холодильной цепи оборота пищевой продукции в Российской Федерации». Однако его реализация (сейчас над законопроектом работает экспертная группа) потребует серьезных финансовых вливаний.
«Чтобы обосновать эти расходы, необходимо показать за что мы боремся. Позже мы покажем миллионы тонн не еды, которая попадает на стол гражданина. Законопроект отвечает на долгосрочные национальные цели экономического развития РФ, которые просто и ясно гласят: необходимо обеспечить, сохранить здоровье нации. И как это сделать? Мы предлагаем реализовать наш закон. Я не говорю, что он все проблемы решит. Но 80% проблем, которые имеем, в том числе в сфере питания, мы будем закрывать», - убежден партнер GRT Consulting Алексей Барыкин.
Павел УсовВот уже второй год подряд апрельская рыбалка на минтая в Приморье – это аттракцион. В эти дни никто не уходит с моря без улова. И речь не о трофейных килограммах. Рыбы так много, что ловят её вёдрами и ваннами. Эксперты называют нынешний ход минтая самым обильным за последние 30 лет.
Семь утра, будний день, одна из многочисленных бухт под Владивостоком. На асфальтированной трассе, что идет вдоль берега – не припарковаться. С трудом втискиваемся между машинами. С дороги хороший обзор: вся акватория бухты усыпана небольшими черными точками – надувные резиновые лодки рыбаков. Их, наверное, около полусотни, а в выходные счёт идет на несколько сотен. На берегу несколько человек хлопочут у лодок. Спускаемся к воде.
В воздух наполнен запахом рыбы и эманациями рыбацкого азарта. Один из рыбаков в столь ранний час уже возвращается на берег. У Алексея Фёдоровича утро явно удалось – ведро и большой строительный полиэтиленовый пакет наполнены трепыхающимся минтаем. Мужик достает термос, наливает себе чаю. Время для беседы.
– Второй день идёт. Я с шести утра на воде. За полтора часа вот наловил. Хорошо клюёт, – с гордостью делится Фёдорыч.
На берегу, неизвестно откуда, появляются ещё два персонажа: рыжий и чёрно-белый кот. Держатся парой. Выглядят как местные хозяева. Не торопясь, осматривают людей, лодки. Держат носы по ветру. Минтая принято чистить сразу же после вытаскивания из воды – он червивый. Котам наверняка перепадает от рыбацких щедрот.
– Куда вам столько рыбы, что будете с ней делать? -спрашиваем Фёдорыча.
– На фарш, котлеты жарить. Вкусные. Парной минтай – как краб по вкусу. Думаете почему «крабовые палочки» из минтая делают?
Спустя минут 20 на берегу появляются еще четверо рыбаков, раскладывают на камнях лодки и насосы, готовят снасти. Чуть поодаль несколько человек ловят на спиннинги с берега. Море сегодня спокойное, тихое. Люди собираются в море молча, но адреналин, чувствуется, хлещет через край. Его прямо слышно, он будто вибрирует в воздухе.
Анатолий Смирнов, главный специалист лаборатории минтая и сельди Тихоокеанского филиала ВНИРО (ТИНРО) рассказывает, что такое большое количество рыбы в конце марта и весь апрель связано с его нерестом. Исторически основной очаг нереста минтая наблюдается под Находкой – в районе мыса Поворотный, в заливах Восток и Находка, у острова Аскольд. Здесь он появляется недели за 2-3 раньше, а затем смещается в сторону Уссурийского залива, и тогда эстафету перенимают рыбаки Владивостока, но в этих местах его уже значительно меньше.
Находкинские рыбаки ждут этих весенних недель и идут на лов, хорошо вооружившись современными средствами обнаружения подводных объектов.
Рыбак Андрей из Находки рассказывает: «Сначала с толпой стоял на 10-11 метров глубины. Клёв был вялый, «митяй» брал на наживу, голый пилкер игнорировал. Потом отошел на 15-16 метров, и понеслась. По эхолоту рыба шла стеной, от дна до поверхности, с небольшими проплешинами. Изредка ход прекращался, но почти сразу шла новая стена. Он даже на поверхности иногда плескался. Итого 60 литров морозилка – полностью. Взят личный рекорд – килограммовый митяй! Монстр!»
Митя, Митяй, Митька – так нежно называют минтай рыбаки. Рыбка эта и впрямь с нежным вкусом, хотя с советских времен во Владивостоке считалась «кошачьей». В 1960-70-ые годы во Владивостоке минтая в продаже было очень много и он был таким дешёвым, что его покупали своим домашним питомцам. В те годы в продажу он поступал не парным. Мороженая рыба сильно отличается по вкусовым качествам от только что выловленной, поэтому у приморцев минтай незаслуженно считался малопривлекательным продуктом.
Он и сейчас стоит недорого. Например, в сезон нереста в Находке его продают по 50 рублей за килограмм. Минтай жарят, парят, маринуют, вялят и коптят. Свежий и в умелых руках повара, он может конкурировать с признанными королевами рыбного стола – треской, камбалой, сельдью.
Но даже привыкшие к традиционно большому ходу минтая находкинцы удивляются: в последние два года это что-то небывалое. В прошлом году рассказывали, что минтай можно было «брать» голыми руками прямо у берега или с причальных пирсов. Вода несколько недель буквально бурлила от рыбы, косяки насчитывали сотни тысяч голов.
Анатолий Смирнов: «Действительно, в последние два года нерестовые подходы минтая в заливы Находка и Восток можно назвать беспрецедентными в ряду последних трёх десятков лет. Это объясняется тем, что в популяции в 2014 года появилось очень высокочисленное поколение. По мере полового созревания, оно серьезно увеличило нерестовый запас, что и нашло свое отражение в увеличении подходов. Это заметили не только рыбаки-любители, но и промысловый флот, добывающий минтай в заливе Петра Великого».
Специалист также отмечает, что после высокого уровня запасов, который отмечался в конце 1960-70-ых годах прошлого столетия, когда годовой его вылов достигал 75-80 тысяч тонн, на протяжении последующих лет приморская популяция по непонятным науке причинам находилась в глубокой депрессии. Годовой вылов минтая не превышал 10-15 тысяч тонн. Насколько продолжительным окажется наблюдаемый в настоящее время рост численности и биомассы, пока неизвестно. Вполне возможно, делает предположение эксперт, это связано с увеличением общей биопродуктивности вод Японского моря. Сейчас ученые собирают материалы, чтобы ответить на этот интересующий всех вопрос.
Менее распространённый, но более интересный способ добычи минтая – подводная охота. Несмотря на то, что вода для большинства любителей рыбалки еще холодная – градусов три-пять – Дмитрий Анашкин уже готовит гидрокостюм, ласты, маску и подводное ружье. В отличие от надводных рыбаков, он с минтаем находится в более тесном контакте и замечает все тонкости его повадок.
– В Уссурийском заливе можно охотиться на минтая на глубине 5-8 метров. Он подходит огромными стаями. Любит свалы, рельеф, большие камни. Плавает медленно, спокойно. Не особо пугливый. Можно проплыть среди стаи, и он не испугается. Даже если делаешь один-два выстрела, стая отходит, но быстро подходит новая. Нельзя сказать, что минтай доверчив. Он также убегает, как и другие виды, нужно делать «залёжки», скрадываться либо нападать, то есть стрелять сходу, – рассказывает подводный охотник.
Дмитрий говорит, что на его столе блюда из минтая не залеживаются.
– Мы сезон не пропускаем. Минтай довольно быстро портится, становится жестким, поэтому готовить его нужно сразу, тогда мясо остается сочным. По нежности, сладости, наличию жирных кислот эта рыба на самом деле не менее ценная, чем другие виды. Мы ее готовим в кисло-сладком соусе, жарим в сухарях на растительном масле или запекаем в сливочном масле – минтай одинаково хорош с разными ингредиентами, – делится Анашкин.
А вот учёный Анатолий Смирнов считает, что минтай не так прост, каким кажется. По своему характеру питания он очень пластичен и может потреблять практически любые планктонные организмы, хотя его излюбленным кормом являются веслоногие рачки и другой крупный зоопланктон. Большие и старые особи переходят на придонный образ жизни и начинают питаться рыбами и даже мелкими крабами. Также минтай с удовольствием поедает и собственную молодь. Успех его воспроизводства во многом определяется высокой плодовитостью. Самка в возрасте 8-9 лет может выметать за нерестовый период порядка 1 миллиона икринок.
Поэтому, говорит минтаевед, любительский лов минтая удочками, который оказался очень активен в последние два года, не сможет нанести какого-либо вреда запасам минтая. Как показали наши исследования в последние годы, биомасса минтая в настоящее время исчисляется сотнями тысяч тонн. Кроме того, вплотную к берегу, как правило, подходит отнерестившийся минтай, уже внесший свой вклад в воспроизводство в текущем году.
Крупные игроки отрасли готовятся к второму этапу реализации программы распределения инвестиционных квот. Тем не менее, законодательная основа для второго этапа пока находится в процессе обсуждения, поскольку в отраслевом сообществе развивается дискуссия по поводу предложенного Минсельхозом и Росрыболовством законопроекта. Малые и средние предприятия между тем опасаются утраты квот и вытеснения с рынка. Рыбопромышленники рассчитывают на сохранение мер государственной поддержки перевозки рыбной продукции с Дальнего Востока в западном направлении.
Рыбопромышленники в минувшем году на фоне ограничения поставок продукции в Китай зафиксировали рост поставок рыбы (минтая) по железной дороге из ДФО в другие регионы страны, на что повлияли предложенные государством меры поддержки. По мнению рыбопромышленников, для снижения розничных цен должны компенсироваться затраты на доставку всех видов рыбы, включая консервы. Ассоциация организаций продуктового сектора (АСОРПС), объединяющая операторов рефрижераторных контейнеров, направила обращение главе Минсельхоза Д.Патрушеву и главе Росрыболовства И.Шестакову с просьбой рассмотреть возможность введения субсидирования перевозок камбалы и сельди железнодорожным транспортом с Дальнего Востока в центральные регионы (по той же схеме, что и перевозки минтая). При этом Росрыболовство уже в конце 2021 г. направляло в Минсельхоз проект расширения перечня рыбной продукции по льготным тарифам, предлагая сделать механизм бессрочным (субсидии продлены до 31 декабря 2022 г.).
По данным ОАО «РЖД», компенсация перевозки минтая, введенная в 2021 г. на фоне ограничения импорта российской рыбы властями КНР, позволила перевезти из Приморского края 680 тыс. тонн рыбопродукции, что на 37,3% больше, чем в 2020 г. (рекордный показатель за все время работы «РЖД»). При этом перевозка в контейнерах составила 433,6 тыс. тонн (рост на 34,8%), в рефрижераторных вагонах – 246 тыс. тонн (рост на 42%). Основная масса рыбной продукции была отгружена в адрес грузополучателей Московской области (282 тыс. тонн), Урала (128,3 тыс. тонн) и Сибири (92,6 тыс. тонн). Экспортные отправки рыбы и морепродуктов с железнодорожных станций Приморья в Китай составили 90,8 тыс. тонн. Напомним, что ограничения для российской рыбы в китайских портах Далянь и Циндао были сняты в январе 2022 г. – транспортный рефрижератор сахалинского холдинга «Гидрострой» доставил более 7 тыс. тонн продукции.
В АСОРПС рассчитывают, что субсидирование перевозки камбалы и сельди позволит снизить розничную стоимость продукции. Компенсация 100% тарифа по маршруту «Москва – Владивосток» составляет порядка 220 тыс. рублей с НДС за один сорокафутовый рефрижераторный контейнер. В настоящее время стоимость поставки несубсидируемой рыбы с Дальнего Востока в центр страны по железной дороге составляет порядка 20 рублей за 1 кг, а с учетом компенсации стоимость может снизиться примерно на 40% - до 13-14 рублей за 1 кг. Затраты на транспортировку в конечной стоимости рыбы в настоящее время составляют 7-10%.
В Ассоциации рыбопромысловых предприятий Приморского края (глава – Г.Мартынов) полагают, что субсидирование перевозок может частично снизить для потребителей возможный рост цен на рыбу после проведения второго этапа распределения инвестиционных квот, когда для рыбопромышленников будет увеличена плата за вылов водных биоресурсов. Инициативу также поддержали в Русской рыбопромышленной компании (РРПК), где полагают, что необходимо субсидировать доставку всей промысловой рыбы, а в ГК «Доброфлот» считают целесообразным компенсировать доставку рыбных консервов, с учетом роста стоимости транспортных затрат. В то же время в Рыбном союзе (председатель – А.Панин), напротив, полагают, что необходимо субсидировать только дешевые виды рыбы, поскольку в процентном отношении вклад перевозки выше именно для недорогих видов. В частности, для иваси стоимость перевозки составляет 65% от стоимости сырья (стоимость рыбы на Дальнем Востоке – 40 рублей за 1 кг, стоимость перевозки – 26 рублей за 1 кг).
Следует отметить, что добытчики минтая оценили потери из-за закрытия портов КНР на срок более чем в год (с октября 2020 г.) в 400 млн долларов США (по оценке Ассоциации добытчиков минтая). Поставки рыбной продукции из РФ в КНР по итогам 2021 г. сократились на 67%. В целом на Дальнем Востоке в 2021 г. было добыто 3,5 млн тонн водных биоресурсов, из которых минтай составил 1,7 млн тонн (почти 49%). При этом ранее на Китай приходилось порядка 60% российского экспорта минтая.
В 2021 г. минтай поставлялся в КНР российскими экспортерами только в рефконтейнерах с перевалкой во Владивостоке и Петропавловске-Камчатском (либо со складов в южнокорейском Пусане). Южная Корея в январе-ноябре 2021 г. стала основным покупателем российского минтая. При этом цены на минтай в минувшем году держались на низком уровне, а рыбопромышленники несли дополнительные затраты на отправку рыбы в контейнерах – на выгрузку в порту, хранение, дезинфекцию продукции и упаковки, помещение в контейнеры и отправку. В то же время за год ограничений в РФ увеличилось производство готовой продукции – филе минтая и рыбного фарша. Производство филе, фарша и сурими в 2021 г. выросло в 1,5 раза, составив 150 тыс. тонн.
Следует отметить, что к 15 февраля 2022 г. объем вылова минтая в Дальневосточном бассейне вырос на 32% относительно уровня аналогичного периода прошлого года – до 341 тыс. тонн. Наибольший объем был добыт в Камчатско-Курильской и Западно-Курильской подзонах (250 тыс. тонн). Что касается других видов ресурсов, то вылов тихоокеанской сельди составил 57,3 тыс. тонн, трески – 20,5 тыс. тонн. В портах Приморья загрузка холодильников составляет 61%, в центральные регионы страны по железной дороге было направлено 14,6 тыс. тонн рыбной продукции (стоимость доставки составляет 17-19 рублей за килограмм).
В 2023 г. предполагается провести второй этап программы распределения инвестиционных квот – изъять и распределить на аукционах 20% от общего допустимого улова (ОДУ) минтая и сельди на Дальнем Востоке в обмен на строительство инвесторами новых судов и заводов по рыбопереработке. Соответствующий законопроект был подготовлен Минсельхозом и Росрыболовством в соответствии с поручениями вице-премьеров Ю.Трутнева и В.Абрамченко. Объем инвестиционных квот второго этапа предполагается распределить в равном соотношении - 10% для строительства рыбоперерабатывающих комплексов и 10% для судов рыбопромыслового флота.
В законопроект включены положения по реализации на аукционах права на добычу 20% ОДУ минтая и сельди, 50% общих допустимых уловов крабов и 100% тихоокеанских моллюсков (морских гребешков, трубачей, морских ежей и трепангов). Закрепление квот под инвестиции намечено на 2024 г. Компании, участвовавшие в первом этапе распределения инвестквот, получат 4% общих допустимых уловов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в качестве компенсации. Доход федерального бюджета от участия предприятий в аукционах оценивается в 200 млрд рублей. В обновление производственных фондов должно быть вложено не менее 300 млрд рублей.
При этом в отрасли существуют определенные опасения относительно второго этапа программы. Добытчики рыбы и морепродуктов обратились в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР, председатель М.Шмаков), сообщив о рисках предстоящего распределения квот. Малые и средние компании («Санди», «Рыболовецкая артель им. 50 лет Октября», «Иня», «Альбакор», «Литораль», «Натали», «Посейдон», «Владимирово» «Голубая звезда», «Союзокеан», «Лагуна», «Север», «Островной краб») опасаются изъятия квот у действующих пользователей и монополизации рынка. Они просили ФНПР вынести вопрос на обсуждение российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Отмечается, в частности, небольшой временной период, прошедший со времени предыдущего изъятия - 20% ОДУ минтая и сельди в инвестиционных целях было разыграно на аукционах в 2017 г., 50% краба – в 2019 г. Оставшаяся часть пока распределена по историческому принципу. Компании заявляют, что не располагают средствами для участия в аукционах, а лишение их квот подорвет производственную базу. В ФНПР намерены рассмотреть вопрос совместно с профильным Российским профсоюзом работников рыбного хозяйства (РПРРХ) в целях выявления степени влияния реформы на социально-трудовые отношения.
В свою очередь президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Г.Зверев отмечает, что к малым и средним предприятиям относится более 80% добытчиков минтая и сельди, а в добыче морского гребешка, трубача, морского ежа и трепанга задействованы 84 таких предприятия. По расчетам ассоциации, все они потеряют значительную часть доходов, а 62 предприятия (добывающие в целом 25 тыс. тонн моллюсков и иглокожих) могут прекратить деятельность. Также небольшие предприятия не смогут участвовать в аукционах на крабов и моллюсков, поскольку квоты продаются большими лотами (в 2019 г. средняя начальная стоимость лота составила 3 млрд рублей) и приобретаются крупным бизнесом.
Следует отметить, что производство моллюсков в настоящее время развивается в Приморском крае. В 2021 г. приморские предприятия увеличили производство товарной аквакультуры по сравнению с 2020 г. на 15%, до 56,8 тыс. тонн – в том числе 32,8 тыс. тонн моллюсков (гребешки, устрицы, мидии) и иглокожих (трепанги, морские ежи). Значительный рост был зафиксирован в производстве устриц – за два года (2020-21 гг.) оно увеличилось на 84%, до 4,2 тыс. тонн. Разведением аквакультуры в регионе занимаются 114 предприятий, за которыми закреплено 327 рыбоводных участков.
В ВАРПЭ полагают, что в текущем виде законопроект является недоработанным. В частности, в ассоциации считают необходимым перенос начала строительства флота в рамках второго этапа программы на 2026 г., проведение аукционов на продажу 50% крабовых квот после окончания срока действия квотных договоров, заключенных с предприятиями в 2018 г. (то есть в 2035 г.) и отказ от идеи выставления на торги 100% квот на добычу гребешка, морских ежей, трепанга и трубача. Необходимость переноса аукционов на крабовые квоты обусловлена тем, что главным источником инвестиций предприятий, которые являются заказчиками строительства порядка 40 судов-краболовов, являются доли квот, закрепленные за ними ранее по историческому принципу до 2035 г. Распределение их на аукционах, по мнению ВАРПЭ, может поставить под угрозу обязательства предприятий по строительству судов первого этапа программы.
Что касается переноса сроков строительства судов, то в настоящее время в стадии строительства на шести российских верфях находятся 33 судна (в рамках первого этапа), еще 18 проектов ждут своей очереди и пока не начаты. Таким образом, невозможным является завершение строительства всех заявленных судов ранее 2025 г., а необходимость строить дополнительные суда при незавершенном вводе в эксплуатацию части судов, планируемых к постройке в рамках первого этапа, может привести к существенным задержкам в реализации данных проектов и задержкам в развитии рыбоперерабатывающего комплекса.
Впрочем, с позицией ВАРПЭ по данному пункту не согласны в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ , президент – А.Осинцев), где указывают на отсутствие потерь федеральных средств от задержек строительства судов. Также в ассоциации подчеркивают, что водные биоресурсы, зарезервированные под инвестквоты до постройки и ввода в эксплуатацию объектов инвестиций, осваиваются в обычном режиме морского рыболовства, инвесторы получают их для освоения на следующий год после государственной регистрации объектов инвестиций. По этой причине риски неосвоения водных биоресурсов до постройки судов также отсутствуют. Кроме того, возможная задержка в строительстве может быть урегулирована решением о распределении части квот после ввода в эксплуатацию промысловых судов .
Руководитель Росрыболовства И.Шестаков в начале текущего месяца провел совещание по вопросу свободных мощностей на судостроительных верфях для строительства судов в рамках программы инвестквот, в котором приняли участие представители Минпромторга, руководство «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК), директора и главные инженеры верфей и представители рыбопромышленных компаний, которые являются заказчиками строительства судов первого этапа программы. Из 105 заявленных к постройке судов, были сданы только восемь. Гендиректор ОСК А.Рахманов подтвердил, что корпорация готова к участию во втором этапе обновления флота, но не ранее 2024 г. (строительство 8-10 объектов). Кроме того, А.Рахманов заявил о необходимости увеличить сроки строительства судов – с 5 до 7 лет, и об увеличении стоимости строительства на втором этапе приблизительно на 30%.
В АСРФ также считают необоснованным предложение ВАРПЭ отложить аукционы на краба, указывая на то, что инвестиции в покупку каждого лота и строительство каждого краболовного судна обеспечены предоставляемым на следующий год после аукциона ресурсом на добычу.
Кроме того, в ВАПРЭ полагают избыточным наделение участников первого этапа программы дополнительно 4% ОДУ минтая и сельди, поскольку реальное наполнение долей квот существенного увеличилось из-за ресурсной базы. В АСРФ, в свою очередь, приводят обоснование увеличения на 4% ОДУ на инвестиционные цели первого этапа программы – при выделении 20% ОДУ на второй этап размер ОДУ первого этапа арифметически уменьшается, поэтому данная мера не увеличивает объем квот для инвесторов первой волны, а обеспечивает сохранение параметров отбора инвестиций.
В начале февраля Общественный совет при Росрыболовстве поддержал позицию ВАРПЭ и принял решение обратиться в Общественную палату РФ с просьбой о проведении общественных слушаний по законопроекту с участием Минсельхоза, Росрыболовства, других органов исполнительной власти и общественных объединений. Согласно консолидированной позиции общественного совета, законопроект не соответствует принятым в 2019 г. постановлениям Совета Федерации и Госдумы, когда правительству было рекомендовано обеспечить сохранение действующего механизма распределения прав доступа к национальным водным биоресурсам, в отношении которых ведется квотирование. В феврале отрицательный отзыв на законопроект также дала комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей по рыбному хозяйству и аквакультуре (возглавляемая Г.Зверевым).
На фоне обсуждения второго этапа программы инвестиционных квот рыбопромышленные холдинги оптимизируют портфель квот. В частности, «Океанрыбфлот» В.Пономарева и И.Евтушка передал права на вылов более 3,6 тыс. тонн трески в год в Беринговом море (Западно-Беринговоморская зона) приморской группе «Сигма Марин Технолоджи» (основной владелец – М.Петрушин). Ранее квоты принадлежали входящему в «Океанрыбфлот» АО «Алаид», которое в целом владело порядка 5,4% квот на треску в Западно-Беринговоморской зоне. Допустимый объем добычи на 2022 г. составлял более 3,6 тыс. тонн. Структурам группы «Сигма Марин Технолоджи» принадлежали квоты на вылов свыше 68 тыс. тонн минтая, 24 тыс. тонн скумбрии и 15,7 тыс. тонн сельди в год, а собственный флот компании включает свыше десяти судов. Исходя из того, что стандартный срок действия договоров на вылов составляет 2018-33 гг., стоимость приобретенного компанией ресурса оценивается в более чем 11 млрд рублей. В то же время реальная стоимость сделок с квотами, как правило, выше.
Треска в настоящее время рассматривается как один из наиболее доходных видов рыбы. Квоты могут быть необходимы «Сигма Марин Технолоджи» для загрузки производственных мощностей нового производительного судна. В свою очередь, для «Океанрыбфлота» проданная квота могла быть недостаточной для организации рентабельного промысла, поскольку холдинг занимается преимущественно траловым промыслом, а треска не является стабильным ресурсом, постоянно мигрируя в зону США. В Союзе рыбопромышленников Севера полагают, что до 2030 г. могут быть заключены новые сделки по продаже квот небольших и средних держателей, учитывая также снижение ОДУ на треску.
Между тем продолжается развитие рыбоводных заводов и рыбоперерабатывающих мощностей. Так, в Приморском крае ООО «Пфусунг» построило лососевый рыбоводный завод в поселке Моряк-Рыболов (Ольгинский район, на берегу реки Маргаритовка) в рамках режима СПВ. Новое предприятие специализируется на искусственном разведении и выращивании рыбной молоди, его мощность составляет 3 млн штук молоди кеты и симы за сезон (в равных пропорциях). В настоящее время в акваторию реки выпущено более 2 млн штук молоди лососевых рыб. Объем инвестиций составил 5,6 млн рублей. В качестве потенциальных покупателей рассматриваются крупные производственные и строительные компании, выполняющие компенсационные мероприятия в рамках реализации инвестпроектов.
В текущем году инвестор в ходе дальнейшего развития предприятия намерен приобрести инкубационные аппараты и биофильтры, создать лабораторию с комплектом высокоточного оборудования, закупить две рыбацкие лодки для работы на рыбоводном участке. Кроме того, компания рассчитывает в перспективе (2027-29 гг.) создать второй рыбоводный завод мощностью 6 млн штук молоди кеты и симы за сезон.
Также в Приморье компания – резидент СПВ «Корвет» (подконтрольна С.Дарькину, ПАО «НБАМР») намерена создать безотходный крабоперерабатывающий комплекс. Объем инвестиций оценивается в более чем 1,8 млрд рублей. Запуск проекта намечен на 2025 г. Объем крабовых квот должен составить порядка 1,1 тыс. тонн – ранее «Корвет» приобрел квоты на вылов глубоководных крабов в Западно-Сахалинской, Восточно-Сахалинской, Приморской, Северо-Охотоморской подзонах (за 391,9 млн рублей). Судно для добычи глубоководных крабов в рамках проекта предполагается построить на верфи на западе страны – ООО «Верфь братьев Нобель» в Рыбинске Ярославской области (группа компаний «Калашников»). Начать строительство судна предполагается в 2023 г.
При этом в текущем году на Дальнем Востоке прогнозируется худшая за 12 лет лососевая путина – с общим выловом 264 тыс. тонн красной рыбы. В частности, на Камчатке ожидается добыча 137 тыс. тонн, на Сахалине – 87 тыс. тонн, а в Хабаровском крае – 30 тыс. тонн. В то же время эксперты отмечают, что фактический вылов все же может быть выше прогнозных значений. Директор Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства (ВНИРО) К.Колончин допускает, что оптимистичный прогноз на 30% выше указанных значений (более 300 тыс. тонн). Тем временем экологи на Сахалине по-прежнему обеспокоены падением уловов горбуши в наиболее крупных нерестовых реках – Тымь, Поронай, Найба, Лютога (порядка 10 млн кв. м нерестилищ, свыше 40% нерестового потенциала Сахалина). Рыба перестала встречаться в реках, впадающих в озеро Невское (Рукутама, Оленья, Длинная, Голяная).
В 2021 г. полный запрет на вылов горбуши действовал для заливов Анива и Терпения. В региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» (руководитель – Д.Лисицын) недовольны тем, что сахалинское агентство по рыболовству (глава – И.Радченко) ограничивает доступ экологов на совещания, посвященные вопросу разработки стратегии промысла тихоокеанских лососей в Сахалинской области. По их мнению, причиной сокращения популяции горбуши является отсутствие комплексных оценок эффективности работы лососевых рыбоводных заводов в регионе, их строительство преимущественно в южной части острова, в то время как вылов горбуши сместился на север.
Ситуацию с падающими в последние годы объемами вылова тихоокеанских лососей и как сохранить этот ценный вид рыб обсудили 19 февраля в Южно-Сахалинске на международной научной конференции "Динамика численности, состояние запасов и искусственное воспроизводство тихоокеанских лососей в Северной Пацифике". Иностранные эксперты Канады, США, Японии и Республики Корея, губернаторы дальневосточных субъектов России, а также руководитель Росрыболовства Илья Шестаков участвовали в ней в режиме видеоконференцсвязи.
Глава Росрыболовства в своем приветственном слове сообщил, что в конце прошлого и в начале нынешнего века отмечались рекордные выловы красной рыбы в Тихом океане. Так, в 2009 году мировой вылов превысил 1 млн тонн, в России рекорд был побит в 2018 году, когда дальневосточные рыбаки выловили почти 680 тыс. тонн лососей. «По итогам 2020 года российские рыбаки добыли меньше прогноза, даже при осторожном подходе к оценке. Как нам известно, аналогичная ситуация наблюдается у берегов других лососевых государств», - заявил Шестаков, отметив необходимость изучения данной ситуации, чтобы предотвратить ее дальнейшее развитие.
«Поэтому мы объявили 2021 год для нашей рыбохозяйственной отрасли годом тихоокеанского лосося в России. Приняли целевую программу и увеличили объемы ресурсных исследований для оценки состояния запасов на Дальнем Востоке. Российская наука видит общее перераспределение запасов лососей в северной части Тихого океана, в связи с этим мы инициировали обсуждение проблемы на высоком экспертном уровне», - сказал Шестаков.
Выступавшие на форуме российские и иностранные ученые констатировали, что из-за глобального изменения климата лососи смещаются в северные районы, в более холодные воды, океана. Более жизнестойкие - северные популяции лососей, лучше выживает крупная молодь, выходящая на нагул в океан.
«Наша наука уже прогнозировала спад промысла лососей на ближайшую перспективу. Это длительные большие океанические колебания. Сейчас на международном уровне еще раз подтверждается, что ограничена приемная емкость океана, и это будет сильно влиять на дальнейшие подходы. Мы видим, что растет промысел и подходы, например, сардины иваси, что идет как раз в противовес с подходами лосося», - сообщил журналистам в кулуарах конференции заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов.
Он поддержал мнение иностранных коллег о том, что изменить ситуацию с лососями можно за счет искусственного воспроизводства и новых технологий. «Если мы сможем в рамках искусственного воспроизводства добиться более крупного и более жизнестойкого малька, то мы сможем обеспечить лучший подход даже в условиях ограниченной емкости океана», - считает он.
Президент Комиссии по анадромным рыбам северной части Тихого океана (NPAFC, НПАФК) Суам Ким сообщил на конференции, что снижение добычи лососей в северной части Тихого океана – это «знак, что нужно больше заниматься воспроизводством лососей». «Каждый год в Тихий океан выпускается свыше 5 миллиардов мальков. Но этого недостаточно. Развитие программ по искусственному воспроизводству может сильно изменить картину мировых запасов рыбы. Мы в состоянии сохранить популяцию», - заявил он.
По мнению ученых, необходимо подобрать удачный период и удачное место для выпуска молоди, чтобы она смогла на прибрежном этапе, перед выходом в океан, быстрее набрать форму, что увеличит ее шансы на выживание и обеспечит лучший возврат к родным берегам.
В презентационных материалах Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) был представлен прогноз лососевой путины 2021 года. Согласно этим материалам, основным промысловым регионом в предстоящую лососевую путину 2021 года будет Камчатский край, где планируется выловить около 359 тыс. тонн лососей. Объемы вылова лососей в Сахалинской области в 2021 году прогнозируются в объеме 45 тыс. тонн, в Хабаровском крае - 37 тыс. тонн, в Магаданской области, Чукотском автономном округе и в Приморском крае - 17,7 тыс. тонн (в каждом регионе).
Заместитель руководителя Тихоокеанского филиала ВНИРО Александр Буслов сообщил журналистам, что прогнозы по предстоящей лососевой путине благоприятные, но не везде.
«На западе, на восточном побережье Камчатки мы ожидаем хорошие подходы рыбы. Буквально через два месяца будет выходить наш пароход на съемку в море, и уже будем смотреть численность подходящей горбуши. В июне будем уже более точно говорить о том, сколько подойдет горбуши на восточную Камчатку и на западную. Но Сахалин в этом году, к сожалению, не будет блистать подходом лососей», - рассказал он. Добавив, что «с юга Сахалина рыба (лососи) уходит, с Южных Курил, наверное, тоже сейчас начнется постепенный уход рыбы».
Участники форума сошлись во мнении необходимости объединения международных усилий в исследовании тихоокеанских лососей. Ученые пяти стран (России, США, Канады, Японии, Республики Корея) примут совместный меморандум, в котором закрепят свои договоренности о проведении ежегодной совместной экспедиции в Тихом океане по местам миграции лососей. Первая такая международная экспедиция запланирована на 2022 год, где сотрудники ВНИРО будут участвовать на двух собственных судах.
Ученые договорились ежегодно проводить аналогичные международные конференции, где помимо научных вопросов будут рассматривать экономические и социальные аспекты рыболовства, искусственного воспроизводства лососевых рыб.
Они также издадут специализированный научный журнал «на несколько стран», где будут публиковать не только материалы конференций, но и результаты своих исследований, итоги реализации научных программ по изучению тихоокеанских лососей.
Организаторами форума в Южно-Сахалинске выступили Росрыболовство и ФГБНУ «ВНИРО».
После окончания заседания директор ВНИРО Кирилл Колончин рассказал журналистам, что Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии завершил объединение рыбохозяйственных институтов страны в единую структуру, создан также специальный филиал, который занимается вопросами объединенного флота. Все филиалы ВНИРО имеют свою специализацию, например, сахалинский филиал (бывший институт СахНИРО) «80% своего времени будет посвящать лососям».
ВНИРО подготовит в этом году и примет специальную программу по дополнительному изучению тихоокеанских лососей в акватории Дальнего Востока РФ. Исследования будут проводиться как на суше, так и в море, в том числе с использованием беспилотных летательных аппаратов и искусственного интеллекта. «Такие исследования позволят оперативно проверить любые данные перед проведением анадромной комиссии, чтобы вся комиссия могла убедиться и получить фотоматериалы. Только компьютер может максимально дать объективную информацию. В режиме реального времени мы будем видеть, как и какой рыбой заполняются нерестилища», - сообщил Колончин.
Экспедиция «БАМ туристический» завершилась в Хабаровском крае. Блогеры проехали больше 4,3 тыс. км от Тайшета до Советской Гавани и теперь уверяют: автодублер легендарной магистрали доступен для путешествий на машине и покорит своей красотой, историей и людьми.
В честь 50-летия Байкало-Амурской магистрали на Дальнем Востоке запустили проект «БАМ туристический». В прошлом году Амурская область, Забайкальский и Хабаровский края, Бурятия и Якутия договорились о создании межрегионального проекта по развитию туризма в зоне БАМ под эгидой Минвостокразвития и КРДВ. Координатором проекта стало коммуникационное агентство PressPass. В этом году к проекту присоединилась Иркутская область.
Справка:
Длина основного пути Байкало-Амурской магистрали от Тайшета до Советской Гавани составляет 4 287 км. Трасса БАМа проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от нее на станции Тайшет, пересекает Ангару в Братске, Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибая с севера озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани.
Чтобы сформировать интересное предложение для путешественников, проверить дорогу, изучить природные достопримечательности, сервис и инфраструктуру, а также потенциал промышленного туризма по дорогам будущего маршрута проехала экспедиция — блогеры, авторы проекта «Ездим, смотрим» Алексей Жирухин и Александр Еликов, а также фотограф Илья Тян. Они проехали больше 4,3 тыс. км по всему БАМу — от Тайшета до Советской Гавани.
«Мне кажется, мы даже перевыполнили план поездки. Во-первых, мы как автопутешественники, хотели проехать по новым местам и рассказать об этом. Ведь нет смысла путешествовать по известным туристическим местам, как, например, Крым, Сочи, и рассказывать о них. Там и так миллионы туристов, и ты ничего нового не дашь. А когда ты бываешь в таких местах, по которым очень редкие путешественники проезжали, то очень хочется показать доступность этого маршрута, показать, что можно проехать по БАМу, причем не на суперкрутом внедорожнике за десятки млн рублей, а на стандартном автомобиле», — рассказал Алексей Жирухин.
Первопроходцем автопутешействий по БАМу стал Александр Еликов. Восемь лет назад он первым в истории проехал весь автодублер Байкало-Амурской магистрали, и тогда до последнего момента не знал, сможет ли преодолеть на машине тот или иной участок дороги.
«Тогда на БАМе было много белых пятен, по которым никто никогда в нашей современности не проезжал, — вспоминает Александр Еликов. — В советское время там ездили грузовики, но сейчас из автопутешественников там точно никто не был. Поэтому я поехал наудачу. Мне нужно было возвращался с Дальнего Востока домой в европейскую часть России, и в каждом поселке я спрашивал, можно ли проехать дальше. И бывало, что никто не мог сказать, можно ли. На тот момент было два участка на БАМе, где вообще не ходила техника, ни одного следа не было. Мне пришлось там пробиваться, по наледям ползти, прорубаться, деревья разгребать. А в этом году мы ехали по одной большой грандиознейшей стройке — 4,3 тыс. км нескончаемого строительства "БАМ 2.0"».
Блогеры отмечают — во многих местах дорогу отсыпают, строятся мосты, делая автодублер БАМа доступнее.
«Восемь лет назад я был один в лесу и прятался там от тигров, медведей, а сейчас со стройкой туда пришла реальная цивилизация — появились дороги между поселками, которые раньше были отрезаны от мира. Даже местные жители отмечают, что наконец-то к ним есть дорога, все говорят, что "БАМ 2.0" вдохнул жизнь в поселки, все снова завертелось как 50 лет назад», — рассказывает Александр Еликов.
«Мы очень хотели показать современную стройку БАМа, потому что не все знают о ней, — сетуют автопутешественники, — Пока мы ехали от Тайшета до Советской Гавани, увидели, насколько это реально огромная стройка. Практически на каждом промежутке есть рабочие, строятся мосты, отсыпается новая ветка. Поразились и масштабами автодороги — дублера БАМа. Но известно об этом тоже очень мало. Поэтому, летом, к 50-летию БАМа, выйдет пять серий фильма о нашем путешествии. Каждая отдельная серия будет посвящена какому-то региону: Иркутской области, Бурятии, Забайкалью, Амурской области и Хабаровскому краю».
Для нынешней поездки команда выбрала бюджетный китайский пикап Dongfeng DF6, чтобы показать — путешествие по БАМу интересно и доступно на любой машине. Еще раз подтвердить это утверждение команда намерена в следующем году — в поездку по БАМу они отправятся на своем легендарном полярном Москвиче, который проехал по Арктике.
При этом путешественники отмечают — китайский автомобиль на российских дорогах чувствует себя прекрасно — в пути не подвел и бездорожья не испугался. В 2023 году Алексей Жирухин опробовал Dongfeng DF6 в Якутии и Сибири. Тогда машина оставила хорошие впечатления, поэтому в новую поездку решили взять проверенное авто.
Этим летом отмечается 50-летие Байкало-Амурской магистрали, поэтому команда блогеров поставила цель — снять фильм о поездке и рассказать о легендарной стройке, поговорить с ветеранами БАМа и из их уст услышать, как создавалась одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.
«Хочется поделиться их рассказами с миром, потому что современные люди мало слышали об этом или вообще ничего об этом не знают, — делится Алексей Жирухин. — В каждом поселке мы брали интервью у ветеранов БАМа. Их истории цепляют, они чуть ли не до слез. Насколько гордость брала за людей, которые жили в стране».
«Шла двое суток, переночевала, говорит, в каком-то зимовье, — рассказывают автопутешестенники. — Добралась и навязалась. А ей отказывают — нет комсомольской путевки. Три дня она ходила, настырная, тогда ее все-таки взяли. И вот она 50 лет там живет. И таких много. Кто-то приезжал с годовалыми детьми, жил там в палатках, было холодно, волосы к подушке примерзали. Это героические люди. И ведь это не единицы, а все, кто там был. А в строке принимало участие около одного млн человек».
Автопутешественники соглашаются с утверждением, что каждый поселок БАМа уникален. И это не пустые слова, ведь их строительством занимались отдельные регионы и республики СССР. При обустройстве населенных пунктов строители оставляли частичку своей родины: Армении, Узбекистана, Азербайджана и других. Это отражается в облике вокзалов, домов, площадей. Блогеры смело утверждают: путешествуя по БАМу, путешествуешь по всему Советскому Союзу.
В каждом поселке и городе БАМа экспедицию принимали с радушием, помогали найти ветеранов, показывали достопримечательности и главные предприятия.
Взрыв мозга и эмоций
Больше всего автопутешественников покорил район Северобайкальска: оборудованные горячие источники, одна из самых северных пустынь в мире — Чарские пески, Чарский хребет.
Поразили блогеров и индустриальные достопримечательности БАМа, особенно Советская Гавань и Ванино — развивающиеся территории, зона свободной торговли, где строят мощные нефтяные, угольные, лесные кластеры.
«Мы видели, что отсыпаются огромные площадки, идет стройка, люди заряжены тем, что туда просто чуть ли не каждый день приходят новые инвесторы, увеличивается количество жителей. За этим местом большое промышленное будущее», — считает Алексей Жирухин.
За время своих путешествий блогеры бывали на разных предприятиях, однако на сталелитейном впервые оказались в этой поездке — в Комсомольске-на-Амуре их пригласили на завод «Амурсталь». Сталеплавильная печь, превращающая лом в жидкий металл поразила и не оставила равнодушными.
Одна из главных задач экспедиции — раскатать маршрут и собрать ключевые рекомендации для его развития. Автопутешественники составят для туристов маршрут с рекомендациями и пояснениями. Первый тур по главным достопримечательностям магистрали в рамках проекта «БАМ туристический» намерены организовать уже в июне этого года.
По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).
Если говорить о городах с точки зрения интересности для туристов на Дальнем Востоке, то самый интересный, безусловно, Владивосток. Если говорить о природных достопримечательностях, то, конечно, это же это Камчатка, Курилы, Чукотка, но для среднего туриста цена там будет высокой по сравнению с любым туром по России. Цена путешествия по Дальнему Востоку или Арктическим территориям всегда в разы выше, например, чем путешествие по Кавказу — себестоимость очень высокая: рабочей силы, то есть гидов, водителей; питания, размещения и топлива. При этом есть сложности доступа к тем или иным районам, суровые условия — из-за этого цена путешествия значительно повышается.
Самым дорогим регионом для путешествия по Дальнему Востоку является Чукотка. Например, экскурсия, чтобы посмотреть на китов, обойдется в 30-35 тыс. рублей на человека. На Камчатке похожая история будет стоить 10-12 тыс. рублей.
Важен и вопрос логистики: на Камчатку достаточно прилететь прямым рейсом в Петропавловск и оттуда взять большой тур на семь-десять дней или одиночные экскурсии. А на Чукотку доступен только групповой тур, когда прилетаешь в Анадырь, а дальше встанет вопрос логистики, потому что в самом Анадыре смотреть особо нечего — вокруг тундра, и все. Киты рядом не обитают. Самая крайняя восточная точка России находится достаточно далеко, до нее надо лететь. А из-за непредсказуемой и очень суровой погоды бывает, что туристы ждут вылета от одного дня до недели. Лететь приходится до аэропорта Лаврентия и оттуда уже отправляться на какую-то экскурсию, например, к мысу Дежнева или смотреть на китов.
Получается, что чем южнее, тем дешевле путешествие. Юг Дальнего Востока — это Владивосток, выше Хабаровский край с Шантарскими островами. Но там нужно сразу закладывать стоимость тура в 250 тыс. рублей, где все включено: питание, экскурсии, трансферы, перелет из Хабаровска. Затем идут Курилы и Камчатка, однако там будет дешевле отдохнуть, потому что это более цивилизованная история: можно жить в отеле и каждый день бывать на экскурсии. На Шантарах же это автономное путешествие в полутысячах км от ближайшего населенного пункта. Самое дорогое, как я уже указывал — Чукотка с ее сложной логистикой. Путешествие в этот регион обычно начинается от 250 тыс. рублей.
Во Владивостоке же можно снять отель (есть, как очень дорогие — 50-60 тыс. рублей в сутки, так и дешевые, например, можно снять квартиру от пяти тыс. рублей в сутки), самому погулять по городу, воспользоваться общественным транспортом, выйти на небольшую морскую экскурсию, посетить сафари-парк, океанариум, музеи, достопримечательности. Путешествие во Владивосток можно назвать альтернативой посещения нашего самого западного города — Калининграда, который очень популярен у туристов.
На Дальнем Востоке туристу, по моему мнению, обязательно нужно посетить Владивосток, Камчатку, а также не менее впечатляющую, но еще слабо изученную историю — Северные Курилы — Парамушир, Онекотан, остров Атласова. Это три самых интересных острова северных Курил. При этом все их можно посетить за одно путешествие. Также обязательно нужно увидеть невероятно красивый остров Итуруп — самый комфортный остров на Курилах: там много гостиниц, есть несколько ресторанов, хорошие грунтовые дороги ко всем достопримечательностям — доехать можно легко и быстро. Все это можно назвать мини-версией Камчатки, Йеллоустона. А впечатлений производит не меньше, чем Камчатка, которая уже стала туристическим брендом в масштабах всей страны,
Да, пока не все красоты Дальнего Востока доступны туристам. Нужно больше отелей, больше самолетов, а вот цены нужны ниже — на эти самолеты, на отели. На Камчатке сейчас это активно развивается, вводятся и строятся новые гостиницы в большом масштабе. Но это оборачивается тем, что территория теряет свою уникальность и интересность. Когда ты хочешь полюбоваться, например, какой-то достопримечательностью, приходишь туда и оказываешься уже не среди двух-трех групп по 10-15 человек, а среди 100 человек — это совершенно другие впечатления, это все портит, вызывает раздражение, негатив. Ведь это не пляж, где можно лежать, смотреть на море и загореть под солнцем среди десятков тысяч людей, а история с природными достопримечательностями — совсем другая. Поэтому я не стал бы стремиться занижать цены, пусть будет меньше гостей. По моему мнению, пусть лучше каждый россиянин раз в жизни побывает на Камчатке, а десять или 50 раз съездит на Черное море. Посещение Камчатки, Дальнего Востока будет действительно уникальным опытом, который он запомнит на всю жизнь. И все получат максимум удовольствия, когда гостей на природных достопримечательностях будет не так много, чтобы толпой не затмить ее.
Правительственная комиссия одобрила создание международных территорий опережающего развития (МТОР) на Дальнем Востоке. Они будут привлекать иностранных инвесторов и выпускать товары с высокой добавленной стоимостью. Предполагается, что создавать такие экономические зоны можно будет после 1 апреля 2024 года. Основным партнером в этом направлении региональные и федеральные власти видят Китай. Нужны ли Поднебесной российские ТОР и как в них заманить инвесторов, рассуждает востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.
Также важно понимать, что российские ТОР не лучше и не хуже остальных. Сегодня они конкурируют с другими подобными зонами на территории Малайзии, Индонезии, Вьетнама, других стран, куда приходит Китай. Поэтому надо все время проводить сравнение преференциальных политик и показывать, чем мы лучше, например, преференционной территории в той же Малайзии, куда Китай сегодня много вкладывает. Китайский инвестор будет вкладываться не потому, что он дружит с Россией, а потому что это ему выгодно.
Третий важный момент в том, что большинство потенциальных инвесторов в российские ТОР — это инвесторы северо-востока Китая, наши основные партнеры по российскому Дальнему Востоку. И здесь есть одна особенность: китайский северо-восток, прежде всего провинции Хэйлунцзян, Дилинь, Ляонин — это падающий рынок, а не растущий, по крайней мере, за последние два года. Там резко падает население, и сегодня оно составляет 95 млн человек, что по российским масштабам грандиозно, но по китайским — немного. Большинство производителей в этом регионе — скорее не инвесторы, а покупатели или продавцы, которые занимаются экспортно-импортными операциями. Вкладываться в ТОР для них не очень интересно. Но самое главное, при сопоставимых капиталовложениях на территории Китая, когда компания из КНР вкладывается внутри страны, она может получить ряд поощрительных мер, не хуже, чем в российских ТОР, например, кредиты меньше 3% от своих банков. Соответственно наш конкурент по вложениям — сам по себе Китай.
Это не значит, что все плохо, просто я указал на серьезные недостатки. Нам нужно работать очень точечно. Есть несколько десятков инвестиционных компаний в Китае. Грубо говоря, если компания занимается нефтепереработкой, то не факт, что она будет вкладываться в нефтеперегонный комбинат в российской ТОР. Нам нужно выходить обязательно на те компании, которые имеют опыт и, самое главное, имеют привычку к инвестированию на внешних рынках. Для этого с российской стороны должны быть специально подготовленные люди, которые тщательно проработают бюджетный план, оформят его именно так, как принято в Китае, а не как в России, и предложат его в КНР.
Плюс к этому нужно повысить эффективность Восточного экономического форума — наверняка имеет смысл вернуться к изначальной задумке и сделать его эффективным инструментом капиталовложений. Мы видим, что многие участники форума, в том числе китайские — это администрации регионов или компании, которые не играют большую роль в инвестиционной политике. Нам надо адресным, точным образом приглашать компании, пользуясь ВЭФ, показывать им потенциал, и самое главное, повышать эффективность круглых столов, где идет не рассказ о компаниях, а рассказ о перспективах и форматах вложений. На мой взгляд, многие китайские компании просто не понимают механизмов ТОР, и вот здесь надо проводить мастер-классы для компаний из КНР.
Есть некие традиционные, стандартные направления, в которые вкладывается китайский бизнес. Прежде всего, Китай вкладывает в те СЭЗы (свободные экономические зоны) и в те ТОРы, где выход на операционную прибыль можно получить за три-четыре года. Чаще всего это дает туристический бизнес и туристическая инфраструктура или же совместная инфраструктура, когда продукция из этих ТОР пойдет в Китай и он сам по себе гарантирует закупки. Это может быть нефтепереработка, создание совместных агропредприятий, на что Китай, на мой взгляд, готов пойти.
Китай почти не идет на создание больших промышленных предприятий, если они создаются с нуля. А вот если речь идет о докапитализации уже существующего предприятия, то готов вкладываться. Плюс к этому китайцы обязательно смотрят на готовность инфраструктуры. Китай привык к тому, что когда его компании заходят в СЭЗы в других странах мира, то там уже есть готовые цеха, подъездные пути и другая инфраструктура. Например, когда целый ряд наших ТОР будет готов или будет находиться в финальной стадии готовности, я думаю, что очень велика вероятность, что Китай может в них зайти при правильной постановке вопроса.
Что касается международных ТОР, то они, на мой взгляд, не ухудшат и не улучшат ситуацию. Просто это несколько другой подход, но сам по себе он не решит никаких вопросов. Грубо говоря, это расширение предложения. В любом случае, нам придется работать с крупными китайскими фондами, работать на уровне долгих опытных переговорщиков, чтобы создать такую международную ТОР. Мы должны понимать, что надо привлечь десятки российских переговорщиков для того, чтобы нормально довести это дело с Китаем до финальной точки. Просто какие-то наезды делегаций в Китай или приезд китайских делегаций в Россию, вопроса не решит. Речь идет о системной работе в течение как минимум года, а то и больше.