Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Машина - продолжение моего «Я»

Белокрылов Сергей Владимирович – машинист экскаватора филиала Дальспецстроя «Спецдорстрой № 731»

Строительная техника с первого взгляда завораживает своей мощью… Управлять такой махиной способен далеко не каждый. Работа на тяжеловесной строительной технике сопряжена с высокими рисками и большой ответственностью. Экскаваторщик не имеет права ошибаться, он должен отлично помнить правила техники безопасности, с высокой точностью уметь визуально определять расстояния между объектами и обладать хорошей реакцией. Эта работа предназначена для людей с большим самообладанием, так как в любой непредвиденной ситуации последствия во многом зависят от того, насколько быстро экскаваторщик успеет отреагировать.

Мы продолжаем серию репортажей о строителях космодрома Восточный, которые были удостоены высоких государственных наград за вклад в строительство космической гавани.

«Машина - продолжение моего «Я»
Фото: Фото предоставлено Спецстроем России

Белокрылов Сергей Владимирович – машинист экскаватора филиала Дальспецстроя «Спецдорстрой № 731». Выбирая профессию, он был готов ко всем трудностям. Сначала опробовал свои возможности, работая трактористом, потом перешел на бульдозер и экскаватор. Сергей Владимирович действительно обладает всеми необходимыми качествами для такой работы: аккуратностью и прекрасным пространственным мышлением. Он признается: «Мне нравится быть экскаваторщиком. Я с этой техникой не то, чтобы на «ты» или на «вы», это мое продолжение! Я не представляю себя в другой профессии, хотя в свое время был и шофером, и бульдозеристом, но по-настоящему влюбился именно в экскаватор».

Сейчас Белокрылов – технически грамотный машинист экскаватора с 30-летним стажем работы. Имеет квалификацию 7 разряда и в совершенстве владеет навыками управления и обслуживания специализированной техники. Он виртуозно справляется с выполнением любых работ экскаватором с ковшом емкостью свыше 4 кубических метров. Помимо такой обычной, на первый взгляд, для экскаваторщиков работы по разработке грунтов, на отделке он просто творит чудеса, выводя миллиметры ковшом, ширина которого достигает 1,5 метра.

Все годы Сергей Владимирович постоянно повышал свою квалификацию, разряд и накапливая бесценный опыт управления столь сложными механизмами. Он и сейчас не собирается останавливаться на достигнутом: «В любом случае буду и дальше расти, ведь я не представляю себя в другой профессии».

В начале 2009 года Белокрылов был принят на работу машинистом экскаватора в филиал Дальневосточного главка Спецстроя России «Спецдорстрой № 731», до этого проработав более 11 лет на строительстве автодорог.

Сергей Владимирович вспоминает: «Мне предложили принять участие в строительстве газопровода, «заводить трубу» на Николаевск-на-Амуре, а именно принимать участие в подключении населенного пункта Хабаровского края к газовой магистрали. Подключение ТЭЦ к «газу» стало одним из звеньев в длинной цепи газификации края. Понравилась организация, начальник понравился. Мы вместе, если так можно сказать, прошли «огонь и воду». Я до сих пор очень благодарен ему за предоставленную возможность и бесценный опыт, который получил на стройке таких важных объектов. Я очень горд, что работаю на государственном предприятии, работаю на наше государство».

За время работы в системе Спецстроя России Белокрылов участвовал в строительстве таких значимых для Дальнего Востока объектов, как федеральная автотрасса «Амур» (Чита-Хабаровск), магистральный газопровод «Сахалин-Хабаровск-Владивосток». В Приморском крае работал на реализации еще одного значимого энергетического проекта в регионе – строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь–Тихий океан». В рамках этого проекта Дальспецстрой возводил объекты нефтебазы «Козьмино». Во Владивостоке разрабатывал грунты для строительства жилого района для военнослужащих «Снеговая падь».

Сергей Белокрылов повторяет: «Моя машина – это продолжение моего «Я». Как веду себя я, так и машина себя ведет. Приходя на работу, всегда с ней здороваюсь как с человеком, а вообще с любой машиной нахожу общий язык. У меня были и опасные моменты в работе. Так, на строительстве магистрального газопровода буквально на экскаваторе провалился в болото. Но не растерялся, поскольку знаю свою машину, и вытащил себя сам».

Благодаря высокому профессионализму и многолетнему опыту работы на тяжелой технике Сергей Владимирович одним из первых был направлен на строительство уникального и особо важного для страны объекта – космодрома Восточный в Амурской области.

Белокрылов делится: «Мне предложили работу на космодроме и с тех пор я тут! Безусловно, я очень обрадовался такому шансу! Вспоминаю, что когда приехал в 2011 году, здесь вообще ничего не было, только лес и болото. Именно мы, дальспецстроевцы, начали котлованы под сооружения копать, вести подготовительные работы для дальнейшего строительства. Мой вклад есть практически на каждом объекте Восточного – техническом и стартовом комплексах, промышленно-эксплуатационной строительной базе. Специалисты нашего филиала вели разработку грунтов для устройства выемок, насыпей, резервов, кавальеров при строительстве автомобильных и железных дорог».

Новость о получении награды для Сергея Владимировича стала большой неожиданностью: «Судьба - интересная штука! Никогда и подумать не мог, что получу такую высокую награду - медаль за заслуги перед Отечеством. Экскаваторщик — это же не герой, а обычный работник. Хотя и работа у нас не очень легкая. Я не только управляю техникой. Первым делом, прибыв на объект, я знакомлюсь с особенностями проекта и оцениваю состав и состояние грунта. Конечно, накопленный опыт работы и знания мне очень помогают. Я уже могу легко определить состав грунта и его состояние исключительно по виду, я его чувствую. Обязательно нужно найти наилучшее место для экскаватора, подходящий угол наклона ковша, который позволит набирать максимум грунта, рассчитать угол и скорость для комфортной выгрузки. Все эти действия в итоге сэкономят время на выполнение работ. На космодроме у меня никогда не было внештатных ситуаций. Землю я чувствую, это не расскажешь и не покажешь, и в учебниках это не объясняют, это просто надо быть со своей машиной одним целым».

В наибольшей степени профессионализм Белокрылова проявился при производстве работ по засыпке грузовой платформы при строительстве железной дороги, что позволило своевременно ввести в эксплуатацию один из важнейших объектов инфраструктуры космодрома Восточный. В тяжелых климатических условиях Сергей Владимирович в смену вырабатывает свыше 1500 кубических метров грунта, а также выполняет более 250 погонных метров планировки откосов, выемок насыпей, канав и кюветов. Сам он скромно поясняет:«Погодные условия мне были не страшны. Я сам - амурчанин, а вырос на Сахалине. На космодроме у нас при любой погоде работы не прекращались. Например, 2-го января мы уже вышли на работу, мороз был минус 40 градусов. Но это наша профессия, холодом и жарой нас не испугаешь».

Но самый ответственный момент, по признанию Сергея Белокрылова, для него настал 28 апреля 2016 года: «Мы смотрели запуск ракеты прямо с участка на 6-й площадке. Я увидел конечный результат своего труда, и когда ракета была запущена, я испытал гордость».

Являясь наставником молодежи, Сергей Владимирович охотно передает опыт работы и тонкости профессии начинающим специалистам, стараясь воспитать в них уважение к труду и ответственность за качество выполняемых работ. Он признается: «Я и своих учеников учу и каждый раз повторяю, что машина - продолжение твоего «Я». И когда они меня встречают, то благодарят, и говорят, что я прав!» 

Указом президента Российской Федерации за заслуги в области строительства и многолетний добросовестный труд Белокрылов Сергей Владимирович, машинист экскаватора филиала «Спецдорстрой № 731» федерального государственного унитарного предприятия «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства» награжден Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени.