Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Массовый арктический турист

Международный круизный оператор Crystal Cruises совершил первый в мире круиз большого судна в Арктических водах – по маршруту с Аляски в Нью-Йорк, по так называемому Северо-Западному проходу. EastRussia изучает опыт соседей

Массовый арктический турист
Фото: Crystal Cruises
1700 смельчаков и билеты по $30000
Название самого большого лайнера, прошедшего по Северо-Западному проходу, – Crystal Serenity. На подготовку амбициозного круиза у компании ушло 3 года. Круиз был совершен лайнером по следующему маршруту. Прибыв на Аляску (порт Ном), судно обогнуло Аляску, прошло через Берингов пролив и далее – по Северо-Западному проходу, минуя Канадский арктический архипелаг, вышло в Атлантику. После недолгой стоянки у берегов Гренландии судно завершило круиз в Нью-Йорке. Путешествие длилось с 21 августа по 16-е сентября. Пассажирами круиза стало 1700 человек.
 
Во время своего плавания лайнер регулярно останавливался в живописных прибрежных городах и селах – и почти везде пассажирам предоставлялась возможность высадиться на берег. Хотя, как свидетельствуют многочисленные фотографии, высадка была не самой комфортной: в то время как сам лайнер стоял на рейде, пассажиров на берег возили в шлюпках и резиновых лодках. 

Программа была чрезвычайно насыщенной. Из пресс-релиза компании следует, что все неприятные моменты, которые имели место при путешествии лайнера – выволакивание лодок на берег, долгие переходы по обледенелой поверхности, суровый и недружелюбный климат Ледовитого океана, – все это скрашивалось подробнейшими рассказами гидов лайнера, преисполненными их обширными познаниями. Причем среди гидов лайнера были и представители местных коренных народов, в частности – Инуитов. Не скучали пассажиры и по ходу плавания – наслаждаясь обновлявшимися в режиме реального времени видами дикой природы и разнообразных особенных арктических явлений. Удобство заключалось в работе  высокомощной оптики, которая обеспечивала онлайн-трансляцию всего, происходящего вокруг, на медиапанели, установленные в передней части двенадцатой палубы.

Были и неожиданности. Это и спонтанные контакты с дикой природой, включая очень близкие – с полярными медведями и китами с борта моторной лодки. А также ночное путешествие группы пассажиров лайнера по ледяному гренландскому берегу. Они пешком преодолели глубокие расщелины в массивных ледниках и переночевали под звёздным небом на промерзшей земле. 

Если говорить о финансовой стороне круиза, то билет на лайнер Crystal Serenity обошелся пассажирам в 30 000 – 120 000 долларов. Причем стоимость одного дня путешествия на лайнере составила 768 долларов – это, согласно утверждению аналитической компании Cruise Market Watch, на 600 долларов выше, чем средняя стоимость одного дня морского круиза в мире. Причем, помимо билета, пассажирам лайнера также пришлось оплатить специальную страховку c покрытием в размере 50 000 долларов – на случай вынужденной эвакуации.

Несмотря на столь значительные расходы на старте, многие из пассажиров продолжали тратить деньги и по ходу маршрута – на сувениры, одежду и произведения искусства местного производства. Так, только в одной из деревень – Кембридж-Бей – пассажиры судна закупились у местного населения на сумму около 110 000 долларов. Это при том, что население данного поселка едва дотягивает до 1500 человек.
 
Проторили дорожку
Согласно словам генерального директора Crystal Cruises Эдди Родригеса, состоявшийся круиз – грандиозное путешествие. Он отмечает, что данное путешествие было организовано компанией для того, чтобы в принципе раскрыть миру красоты этой части Арктики. 

Напомним, что Северо-Западный проход был открыт в 1903-1906 годах норвежским путешественником Раулем Амундсеном. Норвежец прошел здесь на небольшой деревянной яхте. При этом этот маршрут (по сути – североамериканский аналог российского Северного морского пути) вплоть до недавнего времени был непроходим для крупных судов. Ледовая обстановка в этой части Северного ледовитого океана традиционно хуже, чем в российской части, а маршрут несопоставимо сложнее, поэтому, по сути, до 2007 года этот путь не использовался ни грузовыми, ни пассажирскими перевозками. К слову, всего за историю судоходства через Северо-Западный проход было осуществлено около 240 транзитов, большинство – после 2007 года. Однако сегодня, благодаря глобальному потеплению и таянию арктических льдов этот путь год от года становится все более свободен ото льдов.
 
Стоит отметить, что в рамках путешествия основной проблемой лайнера был его размер — морской путь Северо-Западного прохода размечен только на 10%, вследствие чего скалы, течения, отмели и лед могли стать на пути лайнера серьезными проблемами. Так уже случалось ранее с другими судами – например, в 2010 году лайнер Clipper Adventurer из-за таких проблем сел на мель.

Экологи бьют тревогу
Несмотря на всю свою грандиозность и интересную программу, помимо фурора, произведенного в мире поклонников круизного туризма, рейс Crystal Serenity нашел и своих противников. К примеру, в самой крупной канадской территории – Нунавуте. Ее руководство обеспокоилось возможным негативным воздействием лайнера на экологию.

Досталось организатором и от Всемирного фонда дикой природы – опять же, за экологические риски, которые несет с собой как сам рейс, так и высадка большого количества туристов на неподготовленное побережье. Выступили и более мелкие экологические организации – критиковали за выбросы топливных отходов, за шумовое воздействие, за беспокойство обитающих здесь животных, воздействие на традиционный уклад населенных пунктов. При этом следует отметить, что одной только критикой дело не ограничилось – в Нунавуте принялись разрабатывать специальные правила для морских круизных лайнеров, цель которых – минимизация воздействия подобных судов на территорию.

Эксперты, опрошенные EastRussia, в таком поведении экологов увидели скорее желание пропиариться, нежели реальные угрозы – ведь все свидетельствует о том, что рейс Crystal Serenity был проработан и подготовлен тщательнейшим образом. 

«Если говорить, к примеру, об экологическом воздействии лайнера Crystal Serenity на экосистему Северного Ледовитого океана, на снижение которого, по всей вероятности, и будут преимущественно направлены разрабатываемые в Канаде правила, то те же самые военные подлодки оказывают на него не меньшее экологическое воздействие, – рассуждает в разговоре с EastRussia генеральный директор Международной Ассоциации Туризма Павел Хабаров. – Но для них же правила не разрабатываются! В любом случае, речь может идти только о минимальном воздействии лайнера на экосистему Северного-Ледовитого океана – по той простой причине, что в огромных водных гладях, которые пересекает лайнер, все, что в них попадает, очень быстро рассредоточивается и ассимилируется. Но, впрочем, если здесь действительно есть о чем беспокоится, и компания-владелец судна будет вынуждена пойти на то, чтобы снизить его экологическое воздействие на экосистему океана, то она без проблем с этим справится. Потому как расходы, которые так или иначе означает «экологизация» курсирования лайнера, она автоматически заложит в свой прайс для клиентов, которыми, как известно, у них являются люди более, чем обеспеченные». 

«Экосистема территорий Крайнего Севера является крайне уязвимой», – прокомментировала корреспонденту EastRussia профессор кафедры экономической и социальной географии России Географического Факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Виктория Бирюкова. Однако отрицательное влияние от туристического лайнера ограничивается сточными водами, а также выхлопными газами. И если сравнивать все те экономические выгоды, которые приносит лайнер, с его экологическим воздействием на экосистему Северного Ледовитого Океана, то они просто не сопоставимы, – отмечает Виктория Бирюкова. Плюс к ним еще добавляются и социальные эффекты, также создаваемые лайнером. Это и развитие прибрежных территорий, и пропаганда бережливого отношения к природе.

По мнению заместителя торгового представителя РФ в Канаде Валерия Максимова, опыт Crystal Serenity должен быть тщательнейшим образом изучен в России. «С точки зрения туризма Север российского Дальнего Востока представляет не меньший интерес. Спрос на такой туристический продукт налицо – значит, надо кооперироваться, совместно создавать интересные маршруты. В нашей акватории плавание более безопасно – надо приглашать компании совершать заходы на российский Крайний Север».

Следующий рейс – в 2017 году
Crystal Cruises считает первый рейс успешным – и уже готовит новый круиз на 2017 год. Билеты уже в продаже, сегодня их можно забронировать по цене 21 885 долларов США. Отправление произойдет 15 августа 2017 года из Анкориджа, прибытие в Нью-Йорк – 16 сентября. На сайте компании представлено подробное расписание, информация об экскурсиях, а также перечень необходимой экипировки.

Помимо Crystal Cruises, планы пускать лайнеры по Северному Ледовитому океану есть сегодня и у других крупных судоходных компаний – они планируют направлять свои суда по иным круизным маршрутам его побережья. Отступающие льды Арктики это позволяют.  


Справка EastRussia

Круизный Лайнер Crystal Serenity, 2003-го года производства, реконструированный в 2008-м году и обновленный в 2011-м году, имеет категорию 6 звезд. Он представляет собой судно водоизмещением 68 000 тонн и вместимостью 1700 пассажиров. Внутри него расположено 550 кают. При этом длина лайнера – 250 метров, ширина – более 32 метров, скорость, развиваемая им для максимально комфортного продвижения – 22 узла. В каждой каюте лайнера находятся спальня и ванная комната, также они располагают телевизором и DVD-проигрывателем, мини-баром, холодильником, сейфом. В лайнере в то же время присутствуют и «особые» каюты – с большими открытыми верандами или балконами, а также со специальным оборудованием для людей с ограниченными возможностями. При этом каюты лайнера – площадью от 20 до 120 кв.м. В свою очередь, на лайнере 13 палуб и целый ряд развлекательных объектов - казино, ночной клуб, кинотеатр, библиотека, торговый центр. 

Что касается собственника лайнера, то круизная компания Crystal Сruises была основана в 1988 году самой большой в мире компанией-судовладельцем и перевозчиком Nippon Yusen Kaisha (более известна, как «NYK-Line»). Данная компания, в свою очередь, является одной из крупнейших судоходных компаний мира и имеет свой главный офис в Токио – управляющий более, чем 800 судами и имеющий свои представительства по всему миру. Помимо лайнера Crystal Serenity компания Crustal Cruises владеет еще двумя лайнерами – Crystal Symphony и Crystal Esprit. Обращает на себя внимание то, что данная компания считается самой элитарной и лучшей круизной компанией среди тех, кто владеет большими судами высочайшего класса.