Поделиться
Mazda получила льготный впрыск
Поделиться

Зачем границы ТОР «Надеждинская» раздвинули до Владивостока

На днях стало известно о втором в истории случае расширения границ ТОР под конкретного инвестора. «Соллерс» попросил скорректировать границы ТОР «Надеждинская» так, чтобы в нее вошли два участка во Владивостоке, где совместное предприятие компании с Mazda предполагает вложить около 3 млрд руб. в завод моторов. Чем так привлек «Соллерс», чье производство на Дальнем Востоке год от года падает, режим ТОР, выясняло EastRussia.

energosf.ru
24 июля правительство России одобрило постановление, изменяющее границы одной из самых первых территорий опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке — «Надеждинская» в Приморском крае. Согласно документу, опубликованному на сайте правительства в минувшую пятницу, в ТОР включаются еще два участка в городе Владивостоке — соседнем муниципальном образовании. До этого в ТОР «Надеждинская» входили земли только одноименного района, и это второе расширение границ ТОР за всю их историю на другой муниципалитет — ранее новые участки в соседнем районе также были включены в ТОР «Комсомольск» (Хабаровский край).

На земле, которая войдет в ТОР, будет реализован инвестпроект всего лишь одного инвестора, зато какого — ООО «МАЗДА СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус» (МСМР). Это, напомним, совместное предприятие Mazda и «Соллерс», владеющее единственным дальневосточным автомобильным заводом. Включить новый проект СП в ТОР премьера Дмитрия Медведева попросил в мае сам гендиректор «Соллерса» Вадим Швецов. Он пожаловался на долгое согласование документов, необходимых для начала строительства.

Вице-премьер Юрий Трутнев после совещания рассказал об этом дословно так: «Ко мне господин Швецов зашел перед совещанием, говорит: „Я потерял полтора года на согласование проекта планировки территории. Но я сейчас выйду из оболочки, сделаю этот проект сам, а потом буду проситься в ТОР“. Я говорю: „А почему не сразу?“. Он говорит: „Потому что в ТОР тоже процесс планировки территории, я же и там время потеряю“. Я говорю: „Ни разу не слышал претензий по этому поводу“. Связался прямо при нем с руководителем корпорации развития, говорю: „Сколько надо времени на утверждение проектов планировки территорий?“. Он говорит: „На разработку и утверждение нужно месяц“. Я говорю: „Разрабатывать не надо, проект уже есть“. Он говорит: „Тогда три дня“».

Справка EastRussia. Дальневосточное СП «Соллерс» и Mazda собирает кроссовер Mazda CX-5 и «флагманский» седан Mazda6. По итогам 2015 года было выпущено 24 185 автомобилей Mazda. В 2016 году завод выпустил 24 110 автомобилей — на 4,3% ниже показателя годичной давности. Около 75% пришлось на Mazda СХ-5, остальное — на Mazda6. CX-5, по данным «Автостат», в прошлом году оставался бестселлером марки на российском рынке (15 790 реализованных машин), однако его продажи — ниже не только объемов производства МСМР на Дальнем Востоке (около 18 тыс.), но и показателя общих продаж по стране 2015 года (на 11%). Mazda6 в России в прошлом году купили 5 109 штук (на 23% меньше, чем годом ранее).

На втором Восточном экономическом форуме в сентябре 2016 года МСМР в торжественной обстановке подписало специальный инвестиционный контракт с Минпромторгом РФ. Подобные контракты должны заключать с российским властями все производители иномарок в стране. Условия соглашения подразумевают создание мощностей по производству 50 тысяч двигателей в год с объемом инвестиций 2 млрд рублей, а также выпуск обновленных версий Mazda6, Mazda CX-5 и автомобильных двигателей Mazda SkyActiv-G.
Как выясняется из пояснений к правительственному постановлению о расширении границ «Надеждинской», именно с этим проектом, только потяжелевшим примерно до 3 млрд руб. инвестиций, СП «Соллерса» и Mazda предполагает вступить в ТОР. У СП есть 2,06 млрд руб. собственных средств и оно готово привлечь 981 млн руб. в виде займов, уточнялось в пояснительной записке к проекту постановления.

Казалось бы, решение «Соллерс» идти в ТОР — это признание властями поражения в выстраивании отношений с инвестором.

В августе 2014 года проект дальневосточного завода «Соллерс» и еще одной компании, ООО «Пасифик Лоджистик», стал базой для особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа во Владивостоке. Деятельность ОЭЗ в России, напомним, курирует Минэкономики. За прошедшие два года вложения в инфраструктуру со стороны государства так и не начались, создана лишь управляющая компания — АО «Владис». Ни один резидент в особой экономической зоне не зарегистрирован, хотя и у МСМР, и у «Пасифик Лоджистик» есть свои земельные участки и действующие мощности в границах ОЭЗ.

По итогам совещания, где прозвучала просьба Вадима Швецова о ТОР, Минэкономразвития поручено "представить в правительство Российской Федерации в установленном порядке проект решения о досрочном прекращении существования особой экономической зоны промышленно-производственного типа в г. Владивостоке". В этом контексте решение инвестора идти в ТОР выглядит поражением Минэкономики и победой Минвостокразвития: «Соллерс» переманило в другой режим отсутствие бюрократии с согласованием документов. И обещанное компании трехдневное утверждение проекта планировки территории — базового документа, на основании которого начинается строительство инфраструктуры и самих промышленных объектов — это, безусловно, хорошо.

Полтора года согласования ППТ — это, разумеется, слишком много.


Между тем, для созданной 25 июня 2015 года ТОР «Надеждинская» проект планировки территорий был готов год и девять месяцев спустя официального принятия решения: приказ Минвостокразвития об утверждении ППТ вышел лишь 4 апреля 2017 года.
Дмитрий Щербаков Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов