Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Mazda получила льготный впрыск

Зачем границы ТОР «Надеждинская» раздвинули до Владивостока

На днях стало известно о втором в истории случае расширения границ ТОР под конкретного инвестора. «Соллерс» попросил скорректировать границы ТОР «Надеждинская» так, чтобы в нее вошли два участка во Владивостоке, где совместное предприятие компании с Mazda предполагает вложить около 3 млрд руб. в завод моторов. Чем так привлек «Соллерс», чье производство на Дальнем Востоке год от года падает, режим ТОР, выясняло EastRussia.

Mazda получила льготный впрыск
Фото: energosf.ru
24 июля правительство России одобрило постановление, изменяющее границы одной из самых первых территорий опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке — «Надеждинская» в Приморском крае. Согласно документу, опубликованному на сайте правительства в минувшую пятницу, в ТОР включаются еще два участка в городе Владивостоке — соседнем муниципальном образовании. До этого в ТОР «Надеждинская» входили земли только одноименного района, и это второе расширение границ ТОР за всю их историю на другой муниципалитет — ранее новые участки в соседнем районе также были включены в ТОР «Комсомольск» (Хабаровский край).

На земле, которая войдет в ТОР, будет реализован инвестпроект всего лишь одного инвестора, зато какого — ООО «МАЗДА СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус» (МСМР). Это, напомним, совместное предприятие Mazda и «Соллерс», владеющее единственным дальневосточным автомобильным заводом. Включить новый проект СП в ТОР премьера Дмитрия Медведева попросил в мае сам гендиректор «Соллерса» Вадим Швецов. Он пожаловался на долгое согласование документов, необходимых для начала строительства.

Вице-премьер Юрий Трутнев после совещания рассказал об этом дословно так: «Ко мне господин Швецов зашел перед совещанием, говорит: „Я потерял полтора года на согласование проекта планировки территории. Но я сейчас выйду из оболочки, сделаю этот проект сам, а потом буду проситься в ТОР“. Я говорю: „А почему не сразу?“. Он говорит: „Потому что в ТОР тоже процесс планировки территории, я же и там время потеряю“. Я говорю: „Ни разу не слышал претензий по этому поводу“. Связался прямо при нем с руководителем корпорации развития, говорю: „Сколько надо времени на утверждение проектов планировки территорий?“. Он говорит: „На разработку и утверждение нужно месяц“. Я говорю: „Разрабатывать не надо, проект уже есть“. Он говорит: „Тогда три дня“».

Справка EastRussia. Дальневосточное СП «Соллерс» и Mazda собирает кроссовер Mazda CX-5 и «флагманский» седан Mazda6. По итогам 2015 года было выпущено 24 185 автомобилей Mazda. В 2016 году завод выпустил 24 110 автомобилей — на 4,3% ниже показателя годичной давности. Около 75% пришлось на Mazda СХ-5, остальное — на Mazda6. CX-5, по данным «Автостат», в прошлом году оставался бестселлером марки на российском рынке (15 790 реализованных машин), однако его продажи — ниже не только объемов производства МСМР на Дальнем Востоке (около 18 тыс.), но и показателя общих продаж по стране 2015 года (на 11%). Mazda6 в России в прошлом году купили 5 109 штук (на 23% меньше, чем годом ранее).

На втором Восточном экономическом форуме в сентябре 2016 года МСМР в торжественной обстановке подписало специальный инвестиционный контракт с Минпромторгом РФ. Подобные контракты должны заключать с российским властями все производители иномарок в стране. Условия соглашения подразумевают создание мощностей по производству 50 тысяч двигателей в год с объемом инвестиций 2 млрд рублей, а также выпуск обновленных версий Mazda6, Mazda CX-5 и автомобильных двигателей Mazda SkyActiv-G.
Как выясняется из пояснений к правительственному постановлению о расширении границ «Надеждинской», именно с этим проектом, только потяжелевшим примерно до 3 млрд руб. инвестиций, СП «Соллерса» и Mazda предполагает вступить в ТОР. У СП есть 2,06 млрд руб. собственных средств и оно готово привлечь 981 млн руб. в виде займов, уточнялось в пояснительной записке к проекту постановления.

Казалось бы, решение «Соллерс» идти в ТОР — это признание властями поражения в выстраивании отношений с инвестором.

В августе 2014 года проект дальневосточного завода «Соллерс» и еще одной компании, ООО «Пасифик Лоджистик», стал базой для особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа во Владивостоке. Деятельность ОЭЗ в России, напомним, курирует Минэкономики. За прошедшие два года вложения в инфраструктуру со стороны государства так и не начались, создана лишь управляющая компания — АО «Владис». Ни один резидент в особой экономической зоне не зарегистрирован, хотя и у МСМР, и у «Пасифик Лоджистик» есть свои земельные участки и действующие мощности в границах ОЭЗ.

По итогам совещания, где прозвучала просьба Вадима Швецова о ТОР, Минэкономразвития поручено "представить в правительство Российской Федерации в установленном порядке проект решения о досрочном прекращении существования особой экономической зоны промышленно-производственного типа в г. Владивостоке". В этом контексте решение инвестора идти в ТОР выглядит поражением Минэкономики и победой Минвостокразвития: «Соллерс» переманило в другой режим отсутствие бюрократии с согласованием документов. И обещанное компании трехдневное утверждение проекта планировки территории — базового документа, на основании которого начинается строительство инфраструктуры и самих промышленных объектов — это, безусловно, хорошо.

Полтора года согласования ППТ — это, разумеется, слишком много.


Между тем, для созданной 25 июня 2015 года ТОР «Надеждинская» проект планировки территорий был готов год и девять месяцев спустя официального принятия решения: приказ Минвостокразвития об утверждении ППТ вышел лишь 4 апреля 2017 года.