Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Management of Confucius

Features of the Japanese culture of management

Management of Confucius

While the best minds of the planet are puzzled over how to organize work more efficiently to maximize its efficiency, the superdisciplined Japanese have managed to develop a management structure that allowed the rising sun of the rising sun in just two decades to become the world's second largest GDP.

To understand how the resource-poor islands in the Pacific Ocean, who survived the horrors of Hiroshima, managed to achieve such impressive results, it is necessary to first turn to the peculiarities of the national psychology of the Japanese - after all, it is the mentality characteristic of a particular ethnic group that determines the type of management. Here the dominant is Confucian morality, namely the commandment of belonging to the group. This is a very ancient feature of all Far Eastern societies, stemming from the agrarian character of the East Asian civilization. Japanese collectivism was born when it was impossible to survive alone, and rice fields were cultivated by the community.

Frequent floods, earthquakes and other disasters have instilled in the Japanese the conviction that "the interests of the group come first." Moreover, this imperative turned out to be so strong that in Japanese society, which, it would seem, has long ceased to need such powerful connections between its members, the average individual is still constrained by such a concept as "weight", or "debt of honor" in relation to group and rules of conduct in it. In Japan, loyalty to the group and the fulfillment of a proper social role are the main moral guidelines. A person in the process of his formation passes through many such groups (family, school, university). At a certain stage, the place of work becomes such a rallying point. How important it is for a Japanese to be involved in his company is demonstrated by the following fact: often in everyday speech, saying "uchi" (literally - "home", "family"), a resident of the Land of the Rising Sun will not mean home or household members, namely the place of work.

Until retirement

It is quite natural that with such a serious attitude to the place of employment about frequent changes in the employer and speech can not go. Moreover, a Japanese, as a rule, remains faithful to his company until his retirement. The selection of candidates for vacancies begins in colleges. Here, the recommendations of the company's employees are very important - according to statistics, 45% of entry-level vacancies are filled on the basis of personal surety, when the employee is personally responsible for his "protege". What we would call vulgar nepotism in Japan is based on all the same "weights".

The notorious "debt of honor" instructs the Japanese to carry out overtime unquestioningly, Japanese company employees rarely use extra days off and do not use fully paid leave, fearing to demonstrate a lack of loyalty. The employee clearly realizes that he is an important part of a large whole, he is doing important work and the final result will depend, in part, on him, and in case of failure, the honor of the group will fall. Perhaps that is why the Japanese enterprises of the automobile industry employ 1000 workers on average only 25 days of absenteeism per year (against 343 days in the US).

Status comes with age

Another typical “Confucian” trait that found its expression in the Japanese management culture is respect for the elders: when you are promoted, the main role is played by age and experience in the company, personal and professional qualities are secondary. Therefore, the young specialist who works in a Japanese company, most likely, should not hope for a dizzying rise on the career ladder according to the American scenario. Higher status in Japan comes with age, and those workers who believe that their immediate superiors unfairly deprive them of attention, and therefore decide to transfer to another job, are in for a fierce disappointment: citizens who change employers often are discriminated in wages, benefits are cut off pensions, and they have to start from lower than before positions. In a word, those who show insufficient loyalty are treated like second-rate people, because the principle of “keep a low profile” operates in the Confucian group - the team itself can recognize someone else's primacy, but it is considered a bad form to achieve it.

It can not be said, however, that a Japanese worker will always sit on one job all his life - it is believed that this reduces motivation. Therefore, in keiretsu - large financial and industrial conglomerates - every 4-7 years there is a rotation of staff, when an employee gets an opportunity to prove himself in a new field. Thus, an employee can get 5-6 related specialties and become a generalist. In fairness, it should be noted that in small enterprises the situation is the opposite: here young workers under the guidance of a senior master master specific skills, becoming professionals in any narrow sphere.

It would be naive to believe that the employee is wholly confined in the Confucian framework and works on the naked enthusiasm in anticipation of a nonsky increase. A new employee, coming to the service, in fact entrusts his fate to the company: the management cares about the welfare of his subordinates for the long term. In addition to stable wages, employees get insurance, travel expenses on public transport, etc. The “protective” management function often takes on a completely material form: when a crisis sets in, earnings are cut down primarily for management personnel.

On the booze by the whole department

One of the most outstanding finds of the Japanese management structure, which in many respects predetermined the high quality of products and the financial success of companies, is the kanban system, or “just in time”. Its essence is that the workpiece arrives at the next stage of processing strictly at the time when the worker performing this operation is ready to perform it qualitatively. If someone feels that he is unable to cope with his duties or is unable to promptly eliminate the defect, it is allowed to stop the entire production line: there is an underload of capacity in the distribution of working time, which makes it possible to rush to understand the possible causes of malfunctions. Quantity to the detriment of quality is an unthinkable phenomenon for the Japanese, therefore, the marriage rate of these Japanese products was reduced to a minimum. By the way, the distribution system works in the same way - a strictly defined quantity of goods is delivered to stores at a specific time. This allows you to minimize the reserve and, ultimately, save on storage facilities.

There is in the arsenal of Japanese managers and a whole set of means to increase loyalty, which the Russian people may seem at least strange. Most keiretsu provides for the daily execution of all employees of the corporate anthem, as well as the morning exercises and recitation of the slogans hung on the walls dedicated to humility and diligence. In factories, everyone - from the trainee to the president of the company - wears the same uniform without any signs of difference. There are, however, not so formal methods - corporate drinking is one of the most effective ways to strengthen the team spirit. So, to admire the blossom of cherry blossom and to skip a pile of another sake in an organized way, leave entire departments.

Smokes, means "knocks"

Despite the abundance of advantages, the Japanese management style is still not universal. As practice shows, if, say, the French or German model can be introduced in other cultures, the application of the features of the national leadership outside the Land of the Rising Sun leads to mixed results. Strict orders, which the Japanese perceive as a matter of course, representatives of Western cultures, including Russian employees of branches of Japanese companies, regard as encroachment on personal freedom, and Japanese pedantry becomes torture.

In the Moscow offices of Hitachi and Mitsubishi, employees are forced to come to work strictly by the time - due to automatic registration, a delay of at least one minute is counted as a truancy throughout the first half of the day, and the corresponding half-day is deducted from paid leave. There are no excuses for "traffic jams", of course, the automatics does not accept (therefore the Japanese prefer to get to work on public transport, despite the fact that this sometimes means many hours of traveling in a crowded subway every morning). In many companies, built-in tracking systems for PC users every 15-20 minutes make automatic screen shots. Conversations on the mobile phone, even on personal topics are allowed only in the workplace - it is believed that the employee who went to a smoke break will certainly "salt" confidential information to competitors.

In general, the thoughtful, contemplative Japanese system on the Russian land looks alien. One employee of the Russian branch of Itochu Corporation complained that the lion’s share of working time was spent on reporting. Perhaps, such scrupulousness looks wildly, but here, you see, there is something to think about: is it not the ability to stop in time and analyze their actions that allowed the Japanese to achieve such phenomenal economic success? 

April 21: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Менеджмент по Конфуцию

Особенности японской культуры управления

Менеджмент по Конфуцию

В то время как лучшие умы планеты ломают голову над тем, каким образом рациональнее организовать труд, чтобы максимально увеличить его эффективность, сверхдисциплинированные японцы сумели выработать структуру менеджмента, позволившую разоренной войной Стране восходящего солнца всего за два десятилетия стать второй по величине ВВП экономикой мира.

Чтобы понять, как бедным ресурсами островам в Тихом океане, пережившим ужасы Хиросимы, удалось достичь столь впечатляющих результатов, необходимо для начала обратиться к особенностям национальной психологии японцев – ведь именно характерный для той или иной народности склад ума определяет тип менеджмента. Здесь доминанта – конфуцианская мораль, а именно заповедь сопричастности к группе. Это очень древняя особенность всех дальневосточных обществ, вытекающая из аграрного характера восточноазиатской цивилизации. Японский коллективизм зародился тогда, когда выжить поодиночке было невозможно, а рисовые поля возделывались общиной.

Частые наводнения, землетрясения и другие бедствия привили японцам убеждение, что «интересы группы – прежде всего». Причем этот императив оказался настолько сильным, что в японском обществе, которое, казалось бы, давно перестало нуждаться в столь мощных связях между своими членами, среднестатистический индивид по-прежнему скован таким понятием, как «гири», или «долг чести» по отношению к группе и правил поведения в ней. В Японии лояльность группе и исполнение надлежащей социальной роли – главный нравственный ориентир. Человек в процессе своего становления проходит через множество таких групп (семья, школа, вуз). На определенном этапе таким сплачивающим началом становится место работы. То, насколько важной оказывается для японца причастность к своей компании, демонстрирует следующий факт: часто в повседневной речи, говоря «ути» (дословно – «дом», «семья»), житель Страны восходящего солнца будет иметь в виду не жилище или домочадцев, а именно место работы.

До самой пенсии

Вполне естественно, что при столь серьезном отношении к месту трудоустройства о частой перемене нанимателя и речи идти не может. Более того, японец, как правило, остается верен своей компании до самой пенсии. Отбор кандидатов на вакантные рабочие места начинается еще в колледжах. Здесь большое значение имеют рекомендации работников компании – по статистике, 45% вакансий начального уровня заполняются на основе личного поручительства, когда сотрудник несет персональную ответственность за своего «протеже». То, что у нас назвали бы вульгарным кумовством, в Японии основано на все том же «гири».

Пресловутый «долг чести» предписывает японцу беспрекословно выполнять сверхурочную работу, служащие японских компаний редко пользуются дополнительными выходными и не используют полностью оплачиваемый отпуск, опасаясь продемонстрировать отсутствие преданности. Сотрудник четко осознает, что он – важная часть большого целого, он делает важную работу и конечный результат будет зависеть в том числе и от него, а в случае неудачи под удар попадет честь группы. Возможно, именно поэтому на японских предприятиях автомобильной промышленности на 1000 рабочих в среднем приходится всего 25 дней прогулов в год (против 343 дней в США).

Статус приходит с возрастом

Еще одна типично «конфуцианская» черта, нашедшая воплощение в японской управленческой культуре, – это почтение к старшим: при повышении в должности главную роль играют возраст и опыт работы в компании, личные и профессиональные качества при этом вторичны. Поэтому молодому специалисту, который устраивается в японскую компанию, скорее всего, не стоит надеяться на головокружительный взлет по карьерной лестнице по американскому сценарию. Более высокий статус в Японии приходит с возрастом, а тех работников, кто считает, что их непосредственное начальство несправедливо обделяет их вниманием, и поэтому решается перейти на другую работу, ждет жестокое разочарование: часто меняющих работодателя сограждан дискриминируют в заработной плате, им урезают льготы и пенсии, а начинать им приходится с более низких, чем ранее, должностей. Словом, к тем, кто проявляет недостаточную лояльность, относятся как к людям второго сорта, ведь в конфуцианской группе действует принцип «не высовывайся» – коллектив сам по себе может признать чье-либо главенство, однако добиваться его считается дурным тоном.

Нельзя сказать, однако, что японский работник всю жизнь непременно просидит на одной должности – считается, что это снижает мотивацию. Поэтому в кэйрэцу – крупных финансово-промышленных конгломератах – каждые 4–7 лет происходит ротация кадров, когда сотрудник получает возможность проявить себя в новой сфере. Таким образом, служащий может получить 5–6 смежных специальностей и стать специалистом широкого профиля. Справедливости ради стоит заметить, что на маленьких предприятиях ситуация обратная: здесь молодые работники под руководством старшего мастера осваивают специфические навыки, становясь профессионалами в какой-либо узкой сфере.

Наивно полагать, что служащий целиком зажат в конфуцианские рамки и работает на голом энтузиазме в ожидании нескорого повышения. Новый работник, приходя на службу, фактически вверяет свою судьбу компании: руководство заботится о благополучии своих подчиненных на длительную перспективу. Помимо стабильных зарплат, нанимаемые получают страховку, оплату проезда в общественном транспорте и т.п. «Покровительственная» функция менеджмента зачастую приобретает вполне материальную форму: при наступлении кризиса заработок урезается прежде всего для руководящего состава.

На попойку всем отделом

Одна из наиболее выдающихся находок японской структуры управления, во многом предопределившая высокое качество продукции и финансовый успех компаний, – это система «канбан», или «точно вовремя». Суть ее в том, что заготовка поступает на следующий этап обработки строго в то время, когда рабочий, выполняющий данную операцию, готов выполнить ее качественно. Если кто-либо чувствует, что не справляется со своими обязанностями или не может оперативно устранить брак, допускается остановка всей производственной линии: в распределение рабочего времени заложена недогрузка мощностей, что позволяет не торопясь разобраться в возможных причинах неисправностей. Количество в ущерб качеству – немыслимое для японцев явление, поэтому процент брака настоящих японских изделий удалось свести к минимуму. Кстати, система дистрибуции работает точно так же – строго определенное количество товара доставляется в магазины в строго определенное время. Это позволяет минимизировать задел и, в конечном итоге, экономить на складских помещениях.

Есть в арсенале японских менеджеров и целый набор средств повышения лояльности, который русскому человеку может показаться по меньшей мере странным. В большинстве кэйрэцу предусмотрено ежеутреннее исполнение всеми сотрудниками корпоративного гимна, а также утренняя зарядка и декламация развешенных на стенах лозунгов, посвященных смирению и трудолюбию. На производствах все – начиная со стажера и заканчивая президентом компании – носят одинаковую униформу без каких-либо знаков различия. Есть, однако, и не столь формальные приемы – корпоративная попойка является одним из наиболее эффективных способов укрепить командный дух. Так, полюбоваться цветением сакуры и пропустить стопку-другую саке организованно выезжают целыми отделами.

Курит, значит «стучит»

Несмотря на обилие преимуществ, японский стиль менеджмента все же не является универсальным. Как показывает практика, если, скажем, французскую или немецкую модель худо-бедно можно внедрить в других культурах, то применение особенностей национального руководства за пределами Страны восходящего солнца приводит к неоднозначным результатам. Строгие порядки, которые японец воспринимает как нечто само собой разумеющееся, представители западных культур, в том числе и российские работники филиалов японских компаний, расценивают как посягательство на личную свободу, а японская педантичность становится пыткой.

В московских офисах «Хитачи» и «Мицубиси» сотрудники вынуждены приходить на работу строго ко времени – из-за автоматической регистрации опоздание хотя бы на одну минуту засчитывается как прогул всей первой половины дня, и соответствующие полдня вычитаются из оплачиваемого отпуска. Никаких оправданий о «пробках» автоматика, естественно, не принимает (поэтому японцы предпочитают добираться до работы на общественном транспорте, несмотря на то, что это подчас означает многочасовые поездки в переполненном метро каждое утро). Во многих компаниях встроенные системы слежения за пользователями ПК каждые 15–20 минут делают автоматические снимки экрана. Разговоры по мобильному телефону даже на личные темы допустимы только на рабочем месте – считается, что вышедший на перекур сотрудник непременно «сольет» конфиденциальную информацию конкурентам.

Вообще же, вдумчивая, созерцательная японская система на российской земле смотрится чуждо. Одна сотрудница российского филиала корпорации «Иточу» жаловалась, что львиная доля рабочего времени уходит на составление отчетов. Возможно, такая скрупулезность и выглядит диковато, но здесь, согласитесь, есть над чем задуматься: а не умение ли вовремя остановиться и проанализировать свои действия позволило японцам добиться такого феноменального экономического успеха?