Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Меньше рекламы, больше асфальта

Приморье готово творить «истории успехов», но сначала надо отстроить дороги

Меньше рекламы, больше асфальта
Фото: primorsky.ru
Если сравнить Приморье сегодняшнее и Приморье 10 лет назад, то стоит признать: регион меняется, и меняется в лучшую сторону. Начиная с экономики и заканчивая дорогами. Нужный вектор и ускорение этим поступательным движениям, как и водится, были даны централизованно, а инициатива регионов регулярно стимулировалась (в хорошем смысле этого слова) из Москвы.

Для Дальнего Востока, и Приморья в частности, помимо принятых и реализуемых правительственных программ, мощным импульсом в свое время стал Саммит стран АТЭС, состоявшийся в 2012 году на о. Русский во Владивостоке,  и последовавшие за ним различные международные встречи, полномасштабные форумы и конгрессы:  регион прирастает новыми проектами, рабочими местами, инвестициями, активно заявляя себя в Азии как перспективную современную мульти-бизнес площадку.

И если приезжему бизнесмену, проделавшему путь для деловой встречи из аэропорта в центр города, все покажется относительно безупречным и вполне себе на уровне, а построенные ударными темпами мосты через бухту  и пролив на островную часть Владивостока и вовсе вызовут восторг, то выезд в приморскую глубинку может, мягко говоря, удивить… И  если состояние дорог регионального значения приблизительно равнозначное, то периферийные и районные вызывают много вопросов, некоторые из которых наш корреспондент и задал директору департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Приморья Александру Шворе.

 – Александр Владимирович, дороги – и так больная для нашей страны тема, в Приморье не так давно усугубилась прошедшим разрушительным тайфуном. С чем Приморье входит в зиму? С каким качеством дорог, с каким асфальтом и бетоном, и не растает ли этот асфальт вместе с весенним снегом в следующем году?
– Последствия тайфуна «Лайонрок» очень серьезные. Повреждено, частично или полностью уничтожено в общей сложности 550 км дорог, 124 моста, 192 водопропускных трубы. Комиссия Росавтодора провела тщательную оценку повреждений полотна, оснований,  состояния мостовых переходов. По итогам работы комиссии была определена и составлена сумма ущерба  – это 3,687 млрд рублей. В настоящее время ремонтные ведомости и сметы направлены нашим департаментом в Росавтодор. На основании этого заключения, а так же смет и ведомостей, будет подготовлено распоряжение на уровне Правительства РФ о выделении необходимой суммы для восстановления этих разрушенных участков. Что касается сроков восстановления пострадавших от стихии дорожных коммуникаций, то оно будет поэтапное, вплоть до 2018 года.

– Что начали делать в первую очередь?
– В текущем году из бюджета уже выделено порядка 420 млн рублей, 200 из которых – средства краевого бюджета. Департамент приступил к ремонту и восстановлению мостов. Уже восстановлено три моста в Уссурийском районе, один в Партизанском, мосты в Дальнереченском районе. Таким образом, проезд у нас по краю везде обеспечен, и в настоящее время задача стоит до конца года по восстановлению земельного полотна на пострадавших участках; а в следующем году – дорожная одежда и искусственные сооружения, мосты, по плану и графику ремонта и восстановительных работ.

Кроме того надо понимать, что зона ответственности края, по законодательству, заканчивается на дорогах, которые стоят на балансе муниципальных образований, на дорогах местного значения, а это 9,5 тысяч км дорог. Также в Приморском крае имеются лесовозные автодороги, ранее принадлежавшие различным лесоперерабатывающим предприятиям и леспромхозам, их более 14 тысяч км. Так вот это те самые грунтовые дороги, некоторые их них с большим трафиком, но находящиеся порой не в очень хорошем состоянии. Значительная часть этих дорог — бесхозяйная. А финансирование ремонта бесхозяйных дорог из бюджета Приморского края противоречит требованиям бюджетного кодекса. Более того, расходование средств бюджета на ремонт этих дорог влечет уголовную ответственность. Понятно, что страдают от таких «бермудских треугольников» в первую очередь простые жители, автолюбители. Однако представители хозяйствующих субъектов не в силах самостоятельно и за свой счет осуществлять ремонт дорог.

– А что сделано помимо ликвидации ЧС?
– Из намеченного плана ремонтных работ на текущий год практически все реализовано. Конечно, тайфун внес свои коррективы в эту работу, но основной объем все же выполнен. В текущем году отремонтировано с устройством асфальтобетона более 60 км участков дорог, находящихся в собственности Приморского края и проходящих по населенным пунктам. В рамках программы обеспыливания и перевода с гравийных на дороги с асфальтобетонным покрытием произведены работы в ряде поселков и населенных пунктов Приморья. По мостам: 12 отремонтировано, и надеемся закончить к концу года доделать еще 5 объектов, на которых ведутся работы – два в Лазовском районе, и три на участке дороги Маргаритово – Моряк-Рыболов в Ольгинском районе Приморья. К зиме почти везде проведен ямочный ремонт, обновлена разметка. Продолжаем ремонт на участках Владивосток – Находка, Шкотово – Партизанск.

– Александр Владимирович, применим ли иностранный опыт строительства дорог, в частности  наших соседей – Китая, соседние районы которого по климатическим условиям вполне сравнимы с Приморьем. В чем они сильнее, в чем мы? Какие современные технологии сегодня применяются при строительстве?
– Технологии регламентируются нормативами и требованиями,  как у нас, так и по  всей территории РФ, и они отвечают всем современным мировым тенденциям. В работе используется дорожная техника ведущих мировых производителей. Что касается опыта соседей – мы применяем те же современные материалы, и это ускоряет и облегчает работу дорожных строителей, продлевает срок жизни дорог, повышает их эксплуатационные характеристики и качество. Например, применение геосинтетических материалов, габионных конструкций для укрепления откосов, полимерных присадок в ремонте полотна. Ключевой опыт Китая – в объеме и темпах строительства. Тут они, к сожалению, как и во многих других отраслях, нас опережают. Кстати, в Приморском крае на вновь строящихся дорогах в последние годы применяются щебеночно-мастичные смеси (ЩМА) вместо асфальтобетона, они увеличивают срок службы покрытий в 1,5 раза.

– Насколько справедливо мнение, что дороги у нас «золотые»?
– Анализ затрат на производство автодорог, проведенный специалистами Минтранса России, подтверждает: цена российского километра дороги сопоставима с ценами строительства в других странах. И если сравнивать затраты у нас в Приморье и в соседнем Китае, например, то в целом цена в пересчете на 1 км получается примерно одинаковая. «Золотой» дорога становится, если к этим расходам добавлять выкуп земель, перенос и переустройство коммуникаций. В Китае эти позиции выносятся в отдельную смету.

– В соседнем Хабаровском крае задумали сделать платную объездную дорогу. Нет ли планов по платным магистралям в Приморском крае?
– Такие планы есть. Участок дороги Владивосток – Находка, точнее – альтернативный ее маршрут. Для реализации проекта рассматривается возможность привлечения инвесторов, в том числе и иностранных. Это будет новая дорога, и, возможно, на ней будут введены платные участи. Конкретного инвестора пока нет, но заинтересованность в участии в проекте со стороны некоторых иностранных инвесторов наблюдается. Мы активно продвигаем сейчас этот проект.

– В рамках реализации дорожной составляющей проектов по МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» планируется строительство и модернизация участков дорог Владивосток – Порт Восточный и Уссурийск – Пограничный – Госграница. На какие участки уже есть документация, какие уже сданы и что строится?
– Не так давно был сдан участок дороги Владивосток – Находка в обход Артема. Дорога выполнена в цементно-бетонном покрытии. Срок эксплуатации такой дороги без капитального  ремонта – 25 лет. Новый участок трассы отвечает всем современным требованиям, в том числе и по нагрузке – 11,5 тонн на ось.

Что касается дороги Уссурийск – Пограничный – Госграница, здесь всего длина дороги 114 км, часть реконструкции уже проведена, часть – ведутся строительные работы со сроком окончания в следующем году. Часть дороги – на стадии получения документов.

– Что можно сделать для того, чтобы реально разгрузить дорожный трафик в столице Приморья?
– Много разговоров было и есть о Владивостокской кольцевой автодороге (ВКАД). Этим проектом продолжает заниматься администрация Владивостока. Не так давно состоялась очередная встреча в Южной Корее, очередная презентация проекта. Но реального инвестора на этот проект пока нет.

Одна из первоочередных задач, которую поставил губернатор Приморского края – разобраться с проблемными участками дорог в центре краевой столицы. В этой связи нами готовится проект, предусматривающий строительство автомобильного моста с полуострова Эгершельд на о. Елены и далее на о. Русский. Этот проект отчасти реализует принцип закольцовки, хотя он менее затратен, чем ВКАД. Мост с Эгершельда на Русский решит проблему с большегрузами, которые сегодня проходят в порт через самый центр города.

– В Вашем ведении также программа развития малой авиации в крае – какие приоритетные планы на 2017 год? Какова динамика пассажиропотока?
– Губернатором поставлена задача,  и она отражена в соответствующей Программе развития транспортной отрасли Приморья до 2021 года, –развитие внутрикраевых авиаперевозок. Сегодня новые самолеты, а это два канадских малофюзеляжных  DRC-6, летают из Владивостока в Кавалерово, Терней, Пластун, Дальнегорск и Дальнереченск; а из Тернея — в Агзу, Светлую, Единку. Кроме того, новые самолеты летают из Кавалерово в Хабаровск. Вместе с этим, вертолетами Ми-8 осуществляются полеты из Тернея в Агзу, Светлую, Единку, Максимовку, Усть–Соболевку, Самаргу. А АН-2 летают по маршруту Дальнереченск — Олон — Охотничье – Единка – Самарга. В прошлом году оператором перевозчиком – компанией «Пластун Авиа» было перевезено 26 тыс. пассажиров.

Всего в Приморье сегодня работают 13 воздушных площадок, и к завершению программы  их будет в общей сложности – 22. В этом году произведена реконструкция и строительство посадочных площадок в Кавалерово, Преображении, Дальнегорске, Амгу. В следующем  году  - реконструкция полосы в п. Восток, в п. Серафимовка в Ольгинском районе.

К 2021 году мы планируем увеличить объем пассажирских перевозок до 57 тыс. пассажиров. Уже в следующем году будет закуплен третий самолет DRC, и будут открыты новые дополнительные маршруты.  Соответственно, возрастет и частота рейсов. Что касается самолетов, то они уже успели себя зарекомендовать с самой лучшей стороны, они просты в эксплуатации и ремонте и супер надежны.

Справка EastRussia
Швора Александр Владимирович – директор департамента дорожного хозяйства Приморского края. Александр Владимирович окончил Хабаровский технический университет по специальности «юриспруденция». Имеет большой опыт работы в сфере дорожного строительства – более пяти лет занимал руководящие должности в Хабаровском филиале ОАО «ГИДРОДОРНИИ».