Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
How Chukotka conquered the TV operator from Ivanov - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"Less fuss, more attention"

Than Chukotka conquered the TV operator from Ivanov

For seven years after moving from Ivanov to Chukotka, Arseny Gusev traveled the whole district, found good friends and even mastered bone-cutting skills. He is sure that the Russian North is a special world, unknown to the average person, which gives a million opportunities. And the one who came here for a time, in love, will always remain here forever.

"Less fuss, more attention"
Photo: courtesy of Arseniy Gusev
- How did this strange, at first sight, strange idea arise - to leave Ivanov for Chukotka?

- It all started about seven years ago. I worked on Ivanovo TV and was married for the first time. I did not think about the north at all. But one day on our television channel they delayed the salary for a month and a half. Questions began to arise from the wife ... Then the idea was born to go somewhere else to work on the watch. Where? To the north, of course! I wrote a letter to a friend in Surgut, where he worked as a watchman, asked if there were any vacancies in his office, or even better on local television. Well, I also sent a couple of letters to familiar and unfamiliar people, about whom I knew that they are connected with the north. As a result, this story did not end - there were no vacancies, and the salary in Ivanovo was again paid.

- But in the end you are still in Chukotka.

- Six months later, when I had already parted with my wife and the money issue was settled, I received a letter to the post office: you wrote to us about the vacancy of the operator ... The letter was from Anadyr. There the operator was drinking, and so that he was forcibly sent back to Nizhny Novgorod, where he was taken to the contract ... And so they offered me a salary of thousands more for 10 than in Ivanovo, and a room in a communal apartment. I did not even see Anadyr prices for food, I realized that money was ridiculous and it was pointless to go there for work. But I also understood that if I did not go now, I would stay in Ivanovo forever. It frightened me.



The decision to go I took unexpectedly even for myself. I wanted to leave at least one year. In my opinion it was a kind of long excursion. The most northeastern region of Russia deserves to be seen, I thought. And with my profession it was very convenient. A month later I got an electronic ticket for the plane and printed out a copy of my entry permit for the border zone of the Russian Federation.

- If the decision to move took unexpectedly even for themselves, the relatives, probably, were also extremely surprised?

- Highly! But when my mother found out that I was going, she said that in her youth she would have done the same. It was more difficult to part with a girl. I neither myself nor she could not explain why I choose not her, but Chukotka.



- What did you know about this region before moving?

"I have never been to Anadyr before that." And in general, nowhere in the north, if Peter does not count. Information about Chukotka was tried on the Internet. But it turned out that Chukotka as a whole is a white spot for Google. On the map, of course, she was present, you could read some local Internet resources, but eventually to understand where you were going was unrealistic. He waved his hand, bought a warm jacket, warmed pants - and drove off.

- Did you get to the place with adventures?

- Yes, it was not without them. It turned out that the city of Anadyr and Anadyr airport are on different shores of the Anadyr estuary. (Lyman is the place where the river flows into the sea. The peculiarity is that at different times, depending on the tide, the water there is salty, then almost fresh. - EastRussia) For me, the estuary was a rather interesting obstacle. From Moscow, I flew 22 December. Flew 23-th in the coal mines - the name of the village where the Anadyr airport is located. And then it was necessary to get to the city of Anadyr. But the ice on the estuary had not yet risen and there was no road. So from the airport to the city only helicopters flew ...

I bought a ticket, and there were no helicopters: they left somewhere on the route through the villages, where people could not get into the weather for a week because of bad weather. Thus, having overcome 6000 kilometers from Moscow to Chukotka, I was stuck in the Coal Mines - literally two steps from Anadyr. It's good that I waited only four hours, but it's not clear if there will be a board at all this day, but in 6 evenings the airport usually closes. I was lucky: the helicopter arrived. Anadir was met by colleagues in an office car and taken home.

- What struck in the northern city in the first place?

- I still remember the shock of food prices. The first two weeks he could not buy anything at all. Forever remembered carrots for 600 rubles per kilogram (and it was in 2011 year!) But, as I was explained, before the new year here always the prices for fresh fruits and vegetables are jumping. At first I ate ravioli and porridge. And then he went to the store without glasses: he was well fed and nerves were safe.

Thanks to the work very quickly met interesting people and began to live a full life. Almost immediately enrolled in dance lessons - salsa and bachata, played on a harp and keys in a local rock band, went to lessons in bone carving, started playing badminton.

- What is the fundamental difference between life in the north and life in the center of Russia?



- For me, the main difference is a lot of free time. Anadyr - a small town, 15 thousand inhabitants, and very compact - you can get round in an hour. So, especially at first, I was very glad that before the work go on foot 15 minutes. And you can go home for lunch, and at dinner you can catch the show and take a nap for half an hour.

There is one cinema in Anadyr. Two good drinking and dancing establishments. Two Houses of Culture. And, they say, here the military and their spouses are very bored. But for active and fun Anadyr offers inexhaustible resources. A lot of clubs on interests, a rich library, a live rock movement. Also it is necessary to depart a couple of kilometers from the city - the endless tundra: a paradise for hunters, fishermen, hikers, mushroom pickers, berry-berry. The set of rivers for extreme alloys. A lot of people ready to join you in the most adventurous adventure.

By the way, about people. Of course, like everywhere else, among them there are good and not very good ones, but it seemed to me that in a harsh environment, when even in a city you can get lost during a blizzard, people are more likely to help each other. Less fuss, more attention.

Flights around Chukotka are very expensive. The helicopter from the airport to Anadyr in the autumn period costs about 5 thousand. To distant settlements, a return ticket can cost more than 30 thousand. So many residents of Anadyr travel more in Europe than in Chukotka. I, thanks to the profession, feel elected. Every time I listen with an open mouth after another business trip.



- In what interesting places have visited?

- For seven years I flew all over Chukotka. There are literally a couple of settlements where I was not. Probably, this can not boast any tourist from the central regions of Russia. The most striking event for me was a hiking tour of the tundra more than 220 kilometers from the Bay of Lawrence to Cape Dezhnev and back. Then I'm in the first (and hopefully the last) time I took a backpack weighing about 35 kilograms plus a camera on my shoulders. I learned to put a tent and cook the most delicious porridge in the world. And do not be afraid of not tattered bears.

For me, the end point of the trip was the abandoned settlement of Naukan. There since ancient times there lived Eskimos. Hunted whales, fought with the whole world, went on a visit to Alaska. Now there is a completely fascinating place. The skeletons of semi-earth, where you can not go - there are spirits - and beside an abandoned meteorological station and a lighthouse-monument to Semyon Dezhnev. Our expedition hung a sign on the lighthouse that it is under the protection of UNESCO and recognized as an object of the cultural heritage of the ChAO.

- Countrymen from Ivanov in the north met?

- Once I flew on a business trip to a neighboring village - Kanchalan, and there I saw a familiar face. I could not believe my eyes! But at the next meeting, after all, he asked the young man whether his life was connected with my city. It turned out that indeed, he studied in the neighboring building of the State University on the history site in Ivanovo. And he was friends with my classmate's sister. Here such meeting.

But I did not see more of Ivanov. I know that many fellow countrymen, graduates of IvEnergo, work in the city of Bilibino. There is the most northern nuclear power plant.



- You came to Anadyr for a small salary. Since then, has something changed in the material plan?

- I can not say that the salary is at a good level. 60 thousand and small additional work for local prices is not very much. But they give financial assistance for vacation (by the way, it's big, 52 days). In addition, every two years I can fly to Moscow at the expense of the company. In Ivanovo I come every year, here I make the biggest purchases. Of course, at first I missed home and friends. Then I got a good tariff for mobile communication, where I could talk to friends for free for an hour a day. And now I have much more contact with Anadyr friends than with those who stayed at home.



- Do you regret that you moved?

- I will never regret that I came to Chukotka for a year and stayed for seven years. This is an amazing place. There really is another world. And a huge number of opportunities for a person looking for adventure.

It is possible that you will have to part with this region. Vladivostok and Khabarovsk are very tempting for me now. Still happens, that it would be desirable to throw all and to leave to Sochi. But, as they say in Chukotka, two types of people come here: some go to the North forever with grandiose plans and dreams, others come for a year to work. Here only the first fly away in two months, and the second remain forever.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Меньше суеты, больше внимания»

Чем Чукотка покорила оператора телевидения из Иванова

За семь лет после переезда из Иванова на Чукотку Арсений Гусев объездил весь округ, нашел хороших друзей и даже овладел косторезным мастерством. Он уверен, что русский Север – это особый, неизвестный для обычного человека мир, который дает миллион возможностей. И тот, кто приехал сюда на время, влюбившись, обязательно останется здесь навсегда.

«Меньше суеты, больше внимания»
Фото: предоставлено Арсением Гусевым
– Как вообще возникла эта, на первый взгляд, странная мысль – уехать из Иванова на Чукотку?

– Все началось около семи лет назад. Я работал на ивановском телевидении и был первый раз женат. О севере не думал совсем. Но однажды на нашем телеканале задержали зарплату на полтора месяца. Начались вопросы от супруги... Тогда и родилась идея поехать куда-нибудь на вахту подзаработать. Куда? На север, конечно! Написал письмо другу в Сургут, где он работал вахтой, спросил, нет ли каких вакансий в его конторе, а еще лучше на местном телевидении. Ну и еще пару писем разослал знакомым и полузнакомым людям, про которых я знал, что они связаны с севером. В результате, ничем эта история не кончилась – вакансий не было, а зарплату в Иванове опять начали платить.

– Но в итоге вы все же на Чукотке.

 Через полгода, когда я уже разъехался с супругой и денежный вопрос был решен, мне на почту пришло письмо: вы нам писали по поводу вакансии оператора... Письмо было из Анадыря. Там запил оператор, причем так, что его принудительно высылали обратно в Нижний Новгород, откуда его взяли на контракт... И вот мне предложили зарплату тысяч на 10 больше, чем в Иванове, и комнату в коммуналке. Я, даже не видя анадырских цен на продукты, понимал, что деньги смешные и на заработки туда ехать бессмысленно. Но я так же понимал, что если не поеду сейчас, то так и останусь в Иванове навсегда. Меня это пугало.



Решение ехать я принял неожиданно даже для самого себя. Хотел уехать хотя бы на год. В моем представлении это была своеобразная длинная экскурсия. Самый северо-восточный регион России достоин того, чтобы его посмотреть, думал я. А с моей профессией это было очень удобно. Через месяц раздумий я уже получил электронный билет на самолет и распечатал себе копию разрешения на въезд в пограничную зону РФ.

– Если решение о переезде приняли неожиданно даже для себя, родственники, наверное, тоже были крайне удивлены?

– Очень! Но когда матушка узнала, что я еду, сказала, что в молодости поступила бы так же. Сложнее было расставаться с девушкой. Я ни себе, ни ей не смог объяснить, почему я выбираю не ее, а Чукотку.



– Что вы знали об этом регионе до переезда?

– В Анадыре до этого я никогда не был. Да и вообще нигде на севере, если Питер не считать. Информацию о Чукотке пытался найти в интернете. Но оказалось, что Чукотка в целом – белое пятно для Google. На карте она, конечно, присутствовала, можно было почитать и какие-то местные интернет-ресурсы, но в итоге понять, куда едешь, было нереально. Махнул рукой, купил теплую куртку, утепленные штаны – и поехал.

– До места добирались с приключениями?

– Да, без них не обошлось. Оказалось, что город Анадырь и Анадырский аэропорт находятся на разных берегах Анадырского лимана. (Лиман – место, где река впадает в море. Особенность в том, что в разное время в зависимости от прилива-отлива вода там то соленая, то почти пресная. – EastRussia) Для меня лиман оказался довольно интересным препятствием. Из Москвы я вылетел 22 декабря. Прилетел 23-го в Угольные Копи – так называется поселок, где стоит анадырский аэропорт. А дальше надо было попасть в город Анадырь. Вот только лед на лимане еще не встал и дороги не было. Так что из аэропорта в город только вертолеты летали... 

Купил билет, а вертолетов в наличии не оказалось: они ушли куда-то на маршрут по селам, куда из-за плохой погоды люди уже неделю не могли попасть. Таким образом, преодолев 6000 километров из Москвы до Чукотки, я застрял в Угольных Копях – буквально в двух шагах от Анадыря. Хорошо, что ждал всего лишь четыре часа, но ясности, будет ли вообще в этот день борт, не было, а в 6 вечера аэропорт обычно закрывается. Мне повезло: вертолет прилетел. В Анадыре встретили коллеги на служебной машине и отвезли домой.

– Что поразило в северном городе в первую очередь?

– До сих пор помню шок от цен на продукты. Первые две недели вообще ничего не мог покупать. Навсегда запомнил морковь за 600 рублей за килограмм (и это было в 2011 году!) Но, как мне объяснили, перед новым годом здесь всегда цены на свежие фрукты и овощи подскакивают. Первое время ел пельмени и каши. А потом стал в магазин без очков ходить: и сытый, и нервы целы.

Благодаря работе очень быстро познакомился с интересными людьми и начал жить полноценной жизнью. Почти сразу записался на уроки танцев – сальса и бачата, поиграл на варгане и клавишах в местной рок-группе, ходил на уроки косторезного мастерства, начал играть в бадминтон.

– В чем принципиальное отличие жизни на севере от жизни в центре России?

– Для меня главное отличие – это огромное количество свободного времени. Анадырь – город маленький, 15 тысяч жителей, и очень компактный – можно за час кругом обойти. Так что, особенно в первое время, я был очень рад, что до работы идти пешком 15 минут. И можно на обед домой ходить, а на обеде можно успеть еще и сериал посмотреть и подремать полчаса.

В Анадыре один кинотеатр. Два хороших питейно-танцевальных заведения. Два Дома культуры. И, говорят, тут сильно скучают приезжие военные и их супруги. Но для активных и веселых Анадырь предлагает неисчерпаемые ресурсы. Множество клубов по интересам, богатая библиотека, живое рок-движение. И стоит отойти пару километров от города – бескрайняя тундра: рай для охотников, рыболовов, любителей походов, грибников, ягодников. Множество рек для экстремальных сплавов. Множество людей, готовых составить вам компанию в самом авантюрном приключении. 

Кстати, о людях. Конечно, как и везде, среди них есть хорошие и не очень, но мне показалось, что в суровых условиях, когда даже в городе можно заблудиться во время пурги, люди скорее готовы помочь друг другу. Меньше суеты, больше внимания.

Перелеты по Чукотке очень дорогие. Вертолет от аэропорта до Анадыря в осенний период стоит около 5 тысяч. До дальних населенных пунктов билет туда обратно может стоить дороже 30 тысяч. Так что многие жители Анадыря больше путешествуют по Европе, чем по Чукотке. Я, благодаря профессии, чувствую себя избранным. Меня каждый раз слушают с открытым ртом после очередной командировки.



– В каких интересных местах побывали?

– За семь лет я облетал всю Чукотку. Осталось буквально пара населенных пунктов, где я не был. Наверное, этим не сможет похвастаться ни один турист из центральных регионов России. Самым ярким событием стал для меня туристический поход по тундре длиной более 220 километров от Залива Лаврентия до Мыса Дежнева и обратно. Тогда я в первый (и надеюсь в последний) раз взвалил на плечи рюкзак весом около 35 килограммов плюс фотоаппарат. Научился ставить палатку и варить самую вкусную кашу на свете. И не бояться не шуганных медведей. 

Для меня конечной точкой путешествия стало заброшенное поселение Наукан. Там с древних времен жили эскимосы. Охотились на китов, воевали со всем миром, ездили в гости на Аляску. Сейчас там совершенно завораживающее место. Остовы полуземлянок, куда нельзя заходить - там живут духи - и рядом заброшенная метеостанция и маяк-памятник Семену Дежневу. Наша экспедиция повесила на маяк таблички, что он под охраной ЮНЕСКО и признан объектом культурного наследия ЧАО.

– Земляков из Иванова на севере встречали?

– Однажды я полетел в командировку в соседний поселок – Канчалан, и там увидел знакомое лицо. Глазам не поверил! Но при следующей встрече все-таки спросил молодого человека, не была ли его жизнь связана с моим городом. Оказалось, что действительно, он учился в соседнем корпусе госуниверситета на истфаке в Иванове. И дружил с сестрой моего одногруппника. Вот такая встреча.

Но больше ивановцев я не встречал. Знаю, что много земляков, выпускников ИвЭнерго, работает в городе Билибино. Там находится самая северная атомная станция.



– Вы приехали в Анадырь на небольшую зарплату. С тех пор в материальном плане что-то изменилось?

– Не могу сказать, что зарплата на хорошем уровне. 60 тысяч и небольшие подработки при здешних ценах не очень-то много. Зато дают материальную помощь на отпуск (он, кстати, большой, 52 дня). Кроме того, раз в два года я могу за счет предприятия летать до Москвы. В Иваново приезжаю каждый год, здесь делаю самые большие покупки. Конечно, первое время скучал по дому и друзьям. Тогда выручал хороший тариф на мобильную связь, где час в день я мог разговаривать с друзьями бесплатно. А сейчас я гораздо больше общаюсь с анадырскими друзьями, чем с теми, кто остался на родине.



– Не жалеете, что переехали?

– Я никогда не буду жалеть, что приехал на Чукотку на год и остался на семь лет. Это удивительное место. Тут действительно другой мир. И огромное количество возможностей для человека, ищущего приключений.

Вполне возможно, что придется расстаться с этим регионом. Очень заманчивы сейчас для меня Владивосток и Хабаровск. Еще бывает, что хочется бросить все и уехать в Сочи. Но, как говорят на Чукотке, сюда приезжает два типа людей: одни едут на Север навсегда с грандиозными планами и мечтами, другие приезжают на год на заработки. Вот только первые улетают месяца через два, а вторые остаются навсегда.

Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике