Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Мэр в ледяном плену

Очередной глава Владивостока не справился с очисткой улиц от снега

Новый мэр столицы Приморья, выбранный 28 марта этого года, не справился с проверкой, который принес городским службам снегопад. Эксперты склонны считать обильные осадки зимой традиционным «проклятием» Владивостока, тем не менее, видят просчеты непосредственно у команды Олега Гуменюка.

Мэр в ледяном плену
Фото: .vlc.ru

Ахиллесова пята

«Зима во Владивостоке — серьезный экзамен на работоспособность администрации города, — указывает политолог Петр Ханас. — Если разобраться, еще не один мэр его толком не прошел. Можно сказать, что это обычное явление для Владивостока. Были главы, которые старались справиться со снегом, но у них не получалось. Были, которые ничего не делали, но эффект был такой же. Гуменюк относится к тем главам, которые делают, но не то, что надо».

Действительно, в сильно автомобилизированном городе со сложным рельефом даже небольшой снег зачастую приводит к многочисленным авариям и заторам, особенно в начале зимы. Так было и 20 лет назад.

Однако Олег Гуменюк находится несколько в лучшем положении, чем предыдущие главы. Во-первых, ему повезло в зиму прошлого года, когда он управлял Владивостоком в должности и. о. руководителя города. Погода тогда стояла практически бесснежная и необычно теплая. Во-вторых, ни для кого не секрет, что Гуменюк — протеже приморского губернатора Олега Кожемяко, который оказывает главе всяческую поддержку. Благодаря субсидиям из бюджета Приморья парк спецтехники МУП «Содержание городских территорий» для уборки снега в этом году существенно обновился и вырос с 112 до 182 единиц. Помимо тракторов, погрузчиков, пескоразбрызгивателей и т. д., для предприятия закупили песок, соль, жидкие реагенты. На самых крутых участках установили 20 контейнеров с пакетированной песко-солевой смесью. В ноябре мэрия проводила специальные учения по прохождению зимы, а Олег Гуменюк лично обещал проследить за тем, как работает техника и разбрызгиваются реагенты в снегопад. Судя по сообщениям пресс-службы администрации Владивостока, город был готов к осадкам, как никогда ранее.

Однако, состояние дорог после снегопада, прошедшего 18 ноября, оказалось далеким от идеального: дороги покрыл лед, город, как обычно, сковали пробки, машины двигались со скоростью пешеходов. В мэрии объяснили ситуацию тем, что ночью прошел дождь, который смыл реагенты с улиц. В социальных сетях принялась проклинать городскую администрацию.


Виноваты и наказаны

Грейдеры кое-где работали, однако, беспрепятственного проезда обеспечить транспорту не могли еще очень долго. Спецтехника сосредоточилась на приведение в рабочее состояние дороги на въезд во Владивосток и главных автомагистралей города, а улицы на периферии не чистили еще несколько дней. К работам по расчистке дворов приступили с большим запозданием — примерно через пять дней, когда лед уже почти растаял. До сих пор обледенелыми остаются многие тротуары и лестницы в городе. На приведение их в порядок с лопатами выгоняют даже сотрудников администрации Владивостока.

Впрочем, наученные горьким опытом, владивостокцы старались последние дни передвигаться на личном автотранспорте минимально — отчасти, благодаря этому аварий и пробок было не так много, как могло бы.

Что интересно, официально виновным в коллапсе на дорогах признали руководителя муниципального предприятия «Содержание городских территорий» Игорь Стрельников, который ушел с должности 21 ноября. По аналогичному сценарию, за плохую уборку придомовых территорий Олег Гуменюк обещал наказать управляющие компании.


Ангел главы

Лидер КПРФ в Приморье Анатолий Долгачев (когда-то он в подобной ситуации публично посоветовал тогдашнему главе Владивостока Игорю Пушкареву оставить свой пост), считает, что снегопады — «больной рок» города.

Коммунист призвал вспомнить советский опыт, когда на уборку улиц подключали военных, силовые структуры, студентов, бюджетников, общественные организации, работников заводов. Возле каждого предприятия стояли бочки с песком и лопаты. Случился коллапс — весь город выходил на уборку.



«Эту систему уничтожили, а взамен ничего не предложили», — отметил Долгачев.

С ним согласен и глава Владивостока периода 2000-2004 годов Юрий Копылов.

«Мы начинали чистку сразу послу того, как на дороги упали первые снежинки. Оперативные службы работали круглосуточно. Нам не хватала спецтехники — привлекали, где только можно. На особо сложные участки дорог, на сопки приглашали военную технику, которая вытягивала буксующие автомобили. Тем условиям, которые есть у нынешних городских служб, можно только позавидовать», — рассказал Юрий Копылов.

По мнению Анатолия Долгачева, в отличие от предыдущих глав Владивостока, над Гуменюком висит какой-то ангел-хранитель. Дело в том, что в начале октября глава получил выговор от полпреда президента Юрия Трутнева — за неудовлетворительный процесс приведения в порядок улично-дорожной сети Владивостока. В начале года по инициативе Трутнева из федерального бюджета городу дополнительно выделили 1,8 млрд руб. Кроме того, значительные суммы направлялись в рамках госпрограммы «Безопасные и качественные дороги», собственных дорожных программ города и края. На некоторых дорогах реконструкцию провели в октябре на 20%, притом, что ремонтный сезон заканчивался. Тогда Гуменюк сослался на дождливое лето.

«Примечательно, что после сильного снегопада в ноябре на несколько дней установились теплая погода, которая позволяла укладывать асфальт, это чудо», — считает коммунист. Впрочем, других заслуг мэра он не наблюдает.

«Когда выпал снег, все жители города видели – спецтехники на дорогах не было, — говорит Анатолий Долгачев. — Она появилась уже после всех пробок и коллапсов. Налицо некомпетентность не только мэра Гуменюка, но и всей городской команды. Что касается обещаний главы лично следить за уборкой снега — это неумелый пиар. Гуменюк ездит по местам и смотрит, как люди работают — что это дает? Вы можете, никуда не выезжая, из своего кабинета давать такие указания, которые будут приносить пользу всему городу. Мой личный взгляд: предыдущий глава Виталий Веркеенко хозяйствовал лучше. По крайней мере, когда он отчитывался перед городскими депутатами, ему было, что сказать. Со стороны Гуменюка, кроме неудачного пиара в социальных сетях, ничего не заметил. Вместо дорог меняются бордюрины хорошего качества, вместо развития городского транспорта сокращается число автобусных маршрутов».  


Результата нет

Проблема с дорогами — не системная, а чисто человеческая, считает Юрий Копылов.

«На мой взгляд, Олег Гуменюк — хороший исполнитель, если ему говорят: "Надо делать то и это". Но сегодняшний мэр — не в своем амплуа. Глава должен размышлять наперед, быть творцом. Когда мы реконструировали Семеновскую площадь, я с рулеткой каждый угол измерял, "гонял" работников, которые неправильно кладут брусчатку. Требуется непосредственно во все вникать и проверять. Такой подход должен быть у каждой службы, которая хотя бы контролирует процесс чистки улиц. Иначе, зачем тогда мэрия?»

Жители Владивостока хотят простых вещей, напоминает Петр Ханас: чтобы дороги города зимой оперативно очищались от снега, общественный транспорт был доступным и комфортным, работал без перебоев. Чтобы маршрутов автобусов становилось больше, а не меньше.

«Хотелось бы видеть город сияющим, настоящей столицей Дальнего Востока, чтобы во Владивостоке хотелось жить и не хотелось уезжать. Пробки, коллапс на дорогах, постоянная нездоровая суета в городе и отсутствие комфортной городской среды делают жизнь во Владивостоке невыносимой. Никого из обычных жителей особо не интересует, чем занимается глава. Людям нужен результат, а ожидаемого результата нет», — считает политолог.