Во Владивостоке началось рассмотрение уголовного дела бывшего градоначальника Олега Гуменюка
29 августа во Владивостоке началось рассмотрение уголовного дела бывшего главы администрации столицы Приморья Олега Гуменюка. На первом же заседании суд продлил ему срок нахождения под стражей сразу на полгода. Следующее заседание намечено на 12 сентября.
Экс-градоначальник обвиняется в получении многомиллионных взяток. По мнению правоохранителей, Гуменюк брал деньги регулярно с 2016 по 2021 год. Сначала в должности директора госучреждения «Хозяйственное управление администрации края» он получал взятки от своего знакомого предпринимателя, который вел бизнес в строительной сфере.
«Фигурант получил взятки в виде денег и в виде незаконного оказания ему, его сыну и подконтрольной сыну коммерческой организации услуг имущественного характера в размере свыше 6,9 миллиона рублей», - подсчитали в СК РФ по Приморскому краю.
Олег Гуменюк принимает присягу мэра Владивостока
фото: пресс-служба администрации Владивостока
Следствие полагает, что деньги экс-мэру передавали за беспрепятственную приемку работ и их оплату, а также за то, что он помогал организациям побеждать на электронных аукционах.
Позже, на посту градоначальника, его «благодарило» руководство муниципального учреждения «Некрополь» - за общее покровительство и попустительство при оказании похоронных услуг.
По версии следствия, общая сумма полученных экс-мэром взяток превысила 38 миллионов рублей.
Чтобы не замечать того, что происходит в похоронном бизнесе Владивостока, надо было действительно постараться. Сферу много лет сотрясала череда скандалов. Так, в феврале 2021 года были задержаны два сотрудника Муниципального унитарного предприятия Владивостока «Некрополь» - заведующие крематорием и кладбищем.
В январе Первомайский районный суд Владивостока признал первого виновным в посредничестве при передаче взятки в 4,7 млн рублей, оштрафовав на 1,5 млн рублей. Суд пришел к выводу, что в октябре 2020 года он помог заинтересованным лицам договориться с заведующим кладбищами МУПВ «Некрополь» и получить разрешения на установку более 200 опалубок для захоронений и отведение мест для захоронения без предъявления свидетельств о смерти. Эту «услугу» оценили в 4,7 млн рублей.
Его коллегу осудили в июне. Фрунзенский районный суд Владивостока признал его виновным в получении крупной 5,5 млн рублей взятки и отправил в колонию строго режима на пять лет, обязав заплатить штраф в 17 млн рублей.
«В судебном заседании установлено, что с февраля 2020 года по февраль 2021 года фигурант систематически получал – как лично, так и через посредника – денежные средства от представителей юридических лиц за беспрепятственное ведение деятельности в сфере ритуальных услуг и похоронного дела на городских кладбищах «Морское» и «Лесное», - сообщала тогда прокуратура края.
Но эти двое были, если можно так сказать, «продолжателями традиций». В 2018 году фигурантом уголовного дела о мошенничестве стал бывший директор «Некрополя» Игорь Бабынин. Он был осужден на два года, но вышел очень быстро. В 2019 году Бабынина снова задержали, на этот раз по подозрению во взяточничестве. В феврале 2021 года ему предъявили обвинение в получении взяток, коммерческом подкупе, растрате.
Деятельностью МБУ (после реорганизации) «Некрополь» заинтересовались и в антимонопольной службе.
Как следует из материалов дела, работники «Некрополя» не разрешали работникам других ритуальных компаний и заключивших с ними договор родственников умерших приезжать на кладбища копать могилы, присвоили себе исключительное право на это.
«Такие действия прямо нарушают требование Закона о защите конкуренции, поскольку создают ритуальным компаниям препятствование в оказании комплекса услуг по погребению и связанных с ним услуг. По факту нарушения МБУ «Некрополь» было выдано обязательное к исполнению предписание о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство», - отметили в УФАС.
фото: пресс-служба администрации Владивостока
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, «Некрополь» обратился в суд. В феврале 2021 года Арбитражный суд Приморского края признал правоту УФАС России, полностью отказав МБУ в требованиях.
Вместе с тем, в 2020 году, были возбуждены уголовные дела против врачей и полицейских, которые за вознаграждение сообщали похоронным агентам данные об умерших и давали контакты родственников.
Сначала Олег Гуменюк проходил свидетелем по делу по даче взятки заведующему кладбищу. За пару недель до того, как стало известно о некой его причастности к делу, мэр изъявил желание уйти с поста. Горожане тогда пророчески шутили в соцсетях: «Хотя бы не посадили».
Заявление об отставке Олег Гуменюк, избранный на пост мэра весной 2019 года, написал в середине мая 2021 года. Сделал это сам, но после недвусмысленных намеков со стороны губернатора Приморья Олега Кожемяко и полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева.
фото: пресс-служба полпреда Президента в ДФО
Губернатор был недоволен эффективностью работы мэра, прежде всего затягиваем работ по «Единой дальневосточной субсидии» 2018 года. Средства выделялись на строительство парковок, реконструкцию стадиона «Авангард», обновление фасадов домов.
Большие претензии были и у горожан. Через несколько месяцев после вступления в должность, мэр приступил к ремонту дорог и постоянной перекладке вполне приличных бордюров на центральных улицах, за что получил неблагозвучное прозвище «Бордюрыч».
Сильно подкосил репутацию Олега Гуменюка ледяной дождь, случившийся в ноябре 2020-го. Мало того, что часть города надолго осталась без света, отопления и воды, так беспорядок царил и на улицах. Всю зиму они были завалены ветками и деревьями, горожане убирали их сами, к тому же выяснилось, что контракт на уборку территорий мэрия заключила только в конце марта 2021 года, контрактов же на утилизацию веток вообще не было.
Не оценили жители Владивостока и проекты по благоустройству – с точки зрения многих они были малоэстетичными, да что там – просто уродливыми. Так писали, например, писали об установленных одно время на центральных улицах вазонах.
Фото: Марина Баринова
Но апофеозом стало приобретение десяти гранитных скамеек за 11 миллионов рублей, которые горожане тут же окрестили надгробиями. Местные блогеры даже понесли к ним цветы. В итоге от этих конструкций тоже пришлось избавиться.
Теперь во Владивостоке будут следить за уголовным процессом. Должность мэра в приморской столице часто называют «расстрельной» - уголовными делами закончили несколько бывших глав муниципалитета.
Евгения СтепановаГлава Владивостока Олег Гуменюк подал в отставку. Сделал это после критики своей деятельности первого вице-премьера Юрия Трутнева и губернатора Олега Кожемяко, обративших внимание не столько на экономического развитие города, сколько на его бытовое состояние. Владивосток производит впечатления заброшенного и нелюбимого даже не дитя, а племянника. Словом, далекого для отцов города родственника.
Поскольку по Уставу Владивостока мэра выбирает городская дума, 27 мая депутаты, как ожидается, примут отставку Гуменюка и выберут главой Константина Шестакова, ранее занимавшего должность зама председателя правительства и вот уже неделю как и.о. заместителя мэра. Если все так и произойдет, это будет означать, что за 30 лет во Владивостоке сменилось десять градоначальников.
Фадеев вынужденно отказался баллотироваться, у Блинова и Ефремова закончились сроки полномочий, Черепкова сместили насильно, Толстошеин лишь исполнял обязанности, Копылов проиграл выборы, Николаева и Пушкарева «ушли» по уголовным делам (Пушкарев до сих пор сидит). И лишь Гуменюк – единственный, кто в отставку ушел добровольно. И вот теперь, наверняка, место главы займет Шестаков. В Москве за это срок сменилось всего четверо мэров. Может, Владивосток – проклятое место?
- Может проклятое, может, счастливое. Не стоит вешать на город ярлык, как получается - так и получается. Считаю, что в чиновничьей иерархии мэр слишком мелкая фигура, чтобы влиять на простого обывателя. И не стоит придавать большого значения смене главы. Все они вынуждены действовать по одним и тем же правилам. На жизнь обывателя принципиально влияют только решения федеральной власти, - несколько фатально обреченно прокомментировал ситуацию политолог Юрий Коломейцев.
Олег Гуменюк сам владивостокский. В 2005 году возглавил комитет по физической культуре и спорту администрации Владивостока, затем был назначен замом главы — начальником управления физкультуры и спорта. Был знаком с Олегом Кожемяко, который будучи губернатором Приамурья, увез Гуменюка в Благовещенск на пост начальника управления по физической культуре и спорта правительства Амурской области. В 2016 году Гуменюк вернулся во Владивосток на должность главы хозуправления администрации Приморского края, в это время Кожемяко был губернатором Сахалинской области. Как только последний в декабре 2018 года выиграл губернаторские выборы в Приморье, в том же декабре Олег Гуменюк был назначен первым заместителем главы администрации Владивостока, потом сразу и.о. мэра. Сделать его по представлению губернатора Кожемяко главой Владивостока было уже делом техники депутатов городской думы.
Олег Гуменюк
Фото: пресс-служба администрации Владивостока
Сейчас кому-то следующее утверждение может показаться странным: Гуменюк дневал и ночевал на работе. Он организовывал, проверял, следил за ремонтом дорог, строительством детских садов, ликвидацией аварий, руководил всем, чем мог и не мог, но из этого не выходило ни-че-го. Дороги по-прежнему ужасны, а если отремонтированы, то хочется посмотреть в глаза тому, кто принял такую «работу». Программа по строительству детсадов не выполнена, в подземные переходы страшно зайти, последствия ледяного дождя, прошедшего в ноябре 2020-ого, не ликвидированы полностью до сих пор.
Одна из коллег говорила мне: «Мне его жаль. Его не видит семья, он очень переживает за город и хочет сделать для него самое лучшее».
- Два года продержаться с обрубленными полномочиями и куцыми возможностями, когда край и Москва лезут во все дела – это дорогого стоит, - вторит ей журналист Андрей Пушкарев.
Администрация ведь работала, если бы она ничего не делала – не было бы недовольства по поводу смены одних целых бордюров на другие целые (мэр заработал прозвище Бордюрыч); трехэтажным виадуком через улицу Олега Кошевого с так и не появившемся в нем лифтом; умными остановками общественного транспорта, закрытыми от местных ветров, в которых теперь ночуют и ходят «до ветру» бомжи (тепло ж!) стоимостью два миллиона каждая; семисотысячерублевой светодиодной мышью на новогодней площади – сомнительных художественных достоинств был символ года; похоронного вида скамейками под мрамор на той же площади, прославившимися на всю страну; тоже типа мраморными огромного размера вазонами с туями на главной улице Светланской, «мрамор» которых расползся при первом же дожде…
- Спасибо за всех разоренных бизнесменов, которых лишили в период вашего правления арендуемых земельных участков. Спасибо за знаки, запрещающие парковку возле больниц, поликлиник, моргов, МФЦ. Это было в высшей степени проявление заботы о людях - эвакуировать их машины от больниц, куда они привозили больных и маломобильных родственников. Спасибо за то, что вы показали каждым днем своей работы, как быть не должно, как не надо руководить городом, - иронизировала в одной из соцсетей известный в городе юрист Галина Антонец.
Вообще соцсети ни на ком из городских руководителей так не оттоптались за эти два года как на Олеге Гуменюке и деятельности его администрации. Постоянно было ощущение, что Владивостоком управляли не взрослые дядьки, а первокурсники, искренне хотевшие сделать хорошее, но просто не способные ни на что, ничего не умеющие. Все делалось как-то необдуманно, без просчета рисков, неуклюже, халтурно, неряшливо, коряво, через пень колоду.
Политолог Павел Наливайко считает главной проблемой Гуменюка его неспособность создать эффективную команду. Политологи Дмитрий Полозов и Виктор Бурлаков связывают время добровольной отставки со скорыми выборами депутатов Госдумы Федерального собрания. В какой-то момент недовольство горожан работой мэрии перевалило количественную составляющую и стало представлять опасность появления протестных настроений в сентябре. Речь даже не столько о выходе на улицы – владивостокцы, как показывает история, довольно инертны для публичного выражения недовольства, - сколько о возможности именно протестного голосования. А вот это горожане могут: Владивосток, бывало, голосовал не так как, например, остальное Приморье.
Константин Шестаков уже обозначил основные направления своей работы. Первое - комфортный город. На своей странице в Инстаграм он призывает: «Как раз сейчас у нас есть возможность получить федеральные деньги на реконструкцию и преобразование ряда парков и скверов в нашем городе. Для этого нам, горожанам, нужно проголосовать на сайте 25.gorodsreda.ru за понравившиеся объекты». К слову, эта мантра, исходящая по всей стране от федерального центра голосовать за то, какой парк благоустроить раньше других, создает ощущение игры в демократические поддавки. Видимо, по количеству голосовавших судят об эффективности работы чиновников.
Константин Шестаков - на момент публикации и.о. мэра Владивостока
Фото: пресс-служба администрации Владивостока
Следующие актуальные для нового градоначальника направления работы - общественный транспорт, развитие предпринимательства и «нет точечной застройке».
Никаких негативных ощущений Константин Шестаков как чиновник сначала администрации, а затем правительства Приморья пока не вызывает. Он даже довольно открытая для журналистов персона, что в условиях построенных заборов перед СМИ пресс-службами почти всех чиновничьих контор уже хорошо. Он активен в соцсетях и отвечает на задаваемые ему там вопросы. Поживем, как говорится, увидим.
Но вот отсутствием выборов главы города жители Владивостока недовольны и припомнили в эти дни губернатору Кожемяко его невыполненное предвыборное обещание вернуть в город выборы мэра.
Полторы недели прошло после того, как в Приморье выпал ледяной дождь, парализовавший жизнь региона. До сих пор в некоторых районах, в том числе во Владивостоке, наблюдаются перебои с электроснабжением и связью, с большим трудом выдерживается режим подачи тепла. За бездействие уже уволен один чиновник, представление от прокуратуры получил и глава Владивостока.
ВПЕРВЫЕ ЗА 30 ЛЕТ
За первые сутки прихода циклона в отдельных муниципалитетах Приморского края выпало от 2,5 до трех месячных норм осадков. Метеорологи зафиксировали чрезвычайно высокую толщину обледенения проводов и деревьев — до 12 мм. По словам начальника Примгидромета Бориса Кубая, подобного в регионе не наблюдали последние 30 лет.
Вечером 19 ноября слои атмосферы в регионе перемешались. В то время как у земли скопился холодный воздух с севера, сверху лил теплый дождь из циклона, пришедшего по обыкновению с юга. За ночь все поверхности покрыла прочная ледяная корка толщиной до двух см. Выглядело это одновременно красиво и угрожающе. Утром ударил мороз, который скрепил лед. На северо-восточном побережье Приморья, в диком и холодном Тернейском районе, подобные природные явления, хотя и нечасто, случаются. Люди, живущие во Владивостоке по 50 лет, утверждают — такого не было никогда.
В регионе оборвало линии электропередачи, жутко пострадали деревья, дороги стали непригодны для проезда, а многие автомобили помяты. За время прохождения циклона в городе зафиксировали 235 повреждений на проводах, не подлежат восстановлению 93 сломанные металлические опоры наружного освещения.
Сегодня Владивосток напоминает город, переживший бомбардировку: ледяные глыбы разного размера, падая сверху, разрушали все подряд, в том числе плафоны фонарей уличного освещения. Очень сильно пострадал и город-спутник столицы Приморья – Артем, где электричества не было пять суток. В обоих городах ввели режим ЧС. Затем такой режим распространили на весь регион.
К решению проблем подключили МЧС, военных, Тихоокеанский флот. Положение действительно напоминало военное: во Владивостоке работали полевые кухни, был организован подвоз питьевой и технической воды, открылись пункты временного размещения, где гражданам организовали обогрев, воду, питание и даже помощь психологов.
ПРОБЛЕМЫ С РУССКИМ
До сих пор в некоторых районах нет электричества. Остров Русский, где расположен кампус Дальневосточного федерального университета, находится фактически в изоляции. Дело в том, что ванты моста, ведущего на остров с материка, обледенели, а расположены они над самим мостом. Транспортное сообщение пришлось перекрыть, чтобы никто не пострадал от летящих льдин.
Мост на остров Русский промышленные альпинисты очищают вручную. По словам главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, по-другому сейчас действовать не получится — такой высокий вантовый мост еще никогда в мире не обледеневал, поэтому опыт Владивостока по борьбе со льдом на переходе — первый.
Из-за того, что транспортное сообщение с Русском приостановлено, на острове возникли – проблемы с продовольствием, а электроснабжение там полностью восстановили только 30 ноября. Студентов худо-бедно снабжают, а вот аборигенам приходится нелегко.
Хуже всего дела с восстановлением электричества обстояли в Первомайском районе Владивостока. Там несколько дней не было света и связи из-за того, что рухнули изношенные опоры ЛЭП, расположенные на Морском кладбище.
КТО ВИНОВАТ?
Сейчас мнения о том, кто виноват, разделились, однако наказания уже последовали. Губернатор Приморского края Олег Кожемяко отстранил от должности руководителя административно-территориального управления острова Русский из-за безответственного отношения к своим обязанностям во время ЧС. По словам главы региона, чиновница не проводила никакой работы по организации помощи населению, на протяжении недели ее не видели и не слышали.
О бездействии властей Владивостока заявили в прокуратуре. Главе города уже внесли представление.
«Ненадлежащее содержание администрацией города объектов инженерной инфраструктуры, неактуализация перечня резервных и автономных источников электроснабжения на случай ЧС привели к несогласованным действиям оперативного штаба Владивостока и затягиванию процесса подключения объектов к коммунальным ресурсам», — заявили в краевой прокуратуре.
Там также сообщили, что муниципалитет оставил без должного внимания вопросы организации бесперебойного электроснабжения жителей острова Попова. При этом длительное время не решается вопрос строительства на островной территории объектов электроснабжения.
Руководитель Приморского отделения КПРФ и депутат Заксобрания Анатолий Долгачев сам живет в наиболее пострадавшем Первомайском районе Владивостока. Без света, воды и тепла оставался шесть суток, и считает, что в произошедшем больше всего виноваты городские чиновники и электрики, которые оказались не готовы к таким последствиям стихии.
«Кто-то сравнил ситуацию с 90-ми, но тогда отключали, а потом давали свет – хотя бы на несколько часов в сутки, а не обесточивали на неделю. В других странах к решению проблем подключили бы Национальную гвардию и всех, кого только можно, у нас справлялась почему-то только МЧС. Что касается городской администрации, я бы посоветовал (если бы это было возможно) сложить свои зарплаты и заплатить солнышку, которое на какое-то время немного растопило лед. Как работала мэрия, я ощутил не особо. Те же полевые кухни вряд ли могли сильно помочь. Губернатор проявлял больше активности и разбирался с проблемами Владивостока точечно, хотя это не его прямая задача. Энергетики же оказались просто не готовы к подобной ситуации, хотя приморский климат подразумевает, что такие катаклизмы возможны. Все-таки, Владивосток — не Сочи. И сегодня (не говорю про такую роскошь, как интернет), по-прежнему в некоторых домах Первомайского района нет электроэнергии».
Депутат краевого Заксобрания Андрей Ищенко, напротив, уверен, что благодаря совместным усилиям коммунальщиков, энергетиков, краевой и городской исполнительной и представительной ветвей власти удалось добиться результата.
«Работы на поврежденной ЛЭП вели ударными темпами. Постепенно была возобновлена подача холодной, горячей воды, отопления, на ликвидацию последствий ЧС оперативно выделили деньги. Сегодня город со светом, проблемы остались только на Русском острове. Надеюсь, все мы сделали правильные выводы и подобная ситуация больше не повторится», — отметил депутат.
ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ
На то, что ситуация патовая указывает и то, что за ней пристально следят на федеральном уровне. Премьер-министр Михаил Мишустин отправил работать на место ЧС нового главу Минвостокразвития Алексея Чекункова.
«Выводы пока делать рано, но на первый взгляд проблема в несоответствии инфраструктурного обеспечения острова Русский и тех организаций, которые ею занимаются, да и всего Владивостока. Сейчас решим кризисную проблему, потом надо системно усилить защиту инфраструктурного обеспечения Владивостока», — заявил Чекунков.
По словам министра, после возвращения в Москву он обратится к главе Минэнерго Николаю Шульгинову для улучшения качества энергоснабжения Владивостока и Приморья.
Как считает генеральный директор ЗАО «Морская инженерная компания» Юрий Рыбалкин, проблемы с энергоснабжением связаны с теми, что оно находится в частных руках, и нынешние собственники не вкладывают необходимых средств в капитальный ремонт и содержание сетей.
«Столбы, что упали, стояли без году сто лет, никто не прикасался. Металл имеет свойство ржаветь, коррозировать, конструкции истончаются», — отметил Рыбалкин.
Глава Чкаловского сельского поселения Всеволод Ию считает, что проблема заключается в отходе от советских стандартов.
«В течение десятилетия я занимался тем, что выпиливал деревья рядом с линиями электропередачи, как это и положено. Потому мое поселение пережило ЧС без проблем», — рассказал Всеволод Ию.
Член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, член Союза архитекторов России, почетный житель Приморского края Валентин Аникеев указывает, что произошел форс-мажор, поэтому искать виновных нет особого смысла.
«Такая ситуация не предусмотрена, нестандартная. Природа учит, что мы недостаточно учитываем некоторые вещи. Строительные нормы написаны кровью пострадавших», — отмечает эксперт.
По его мнению, перебоев с энергией было не избежать, за исключением объектов, которые отнесены к первой категории устойчивости — электростанций, насосных станций. В больницах обязательно должны быть дизель-генераторы, но как показала нынешняя ситуация — не везде есть такая необходимая роскошь. В итоге генераторы в Приморье везли из Москвы и соседних регионов.
Как отмечает Валентин Аникеев, при проектировании строительства объектов учитываются нормы, которые подразумевают вероятность ЧС, к примеру, затопления. Однако на практике такие нормативы учитывают, к сожалению, далеко не всегда. По мнению градостроителя, проектировщики мостов на остров Русский и через Золотой Рог заложили вероятность произошедшего во Владивостоке катаклизма – «чему показатель, что ни одна ванта не оборвалась».
Ущерб от ледяного дождя в Приморье уже превысил 290 млн рублей. Наибольший урон нанесен объектам энергетики — свыше 250 млн рублей. Сейчас сумма затрат продолжает расти. Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков заявил, что для восстановления после циклона региону необходимо 640 млн рублей. Деньги нужны для восстановления ЛЭП, кабелей и поддерживание работы дизель-генераторов. В Кремле ущерб из-за непогоды в Приморье назвали колоссальным.
Ситуация еще раз напомнила, что сани нужно готовить летом. После ледяного дождя власти Приморья заложили в проекте бюджета на 2021 и 2022 годы дополнительное финансирование для ликвидации возможных последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Сумма составит по 100 млн рублей в год. Другие регионы ДФО, смотря на соседа, начали инвентаризацию оборудования на случай ЧС.
Приморье становится одним из самых стратегически важных регионов России, позволяющих держать объявленный президентом курс на Восток. Об этом заявил губернатор края Олег Кожемяко, выступая с отчётом по итогам 2022 года. На изменения экономического ландшафта указывают большое количество факторов, считают эксперты. Это и рекордный рост показателей по ряду отраслей в 2022 и начале 2023 года, и открытие в регионе офисов крупнейших логистических компаний, и другие события.
В 2022 году краевая экономика демонстрировала успехи по целому ряду отраслей от строительства до сельского хозяйства. Существенный рост показали транспорт и логистика (133 %), ввод жилья (117 %), туризм (111 %), инвестиции (146 %). Туристический поток разворачивается в восточном направлении – за 2022 год регион посетили почти 3 млн человек - на 638 тысяч человек больше, чем в 2021 году. Торговый оборот Приморья вырос на 122%, до 13 млрд долларов, количество стран-партнеров увеличилось до 122. Экспорт Приморского края вырос на 115% до $ 3,95 млрд, импорт - на 126% до $9,07 млрд.
В 2023 году Приморье продолжает наращивать внешнеэкономические показатели. Как сообщили в краевом министерстве экономического развития, в первом квартале 2023-го внешнеторговый оборот Приморского края со всеми странами мира увеличился на 23%. Экспорт в сравнении с аналогичным периодом прошлого года вырос 22,6%, импорт - на 24,2.
Руководитель представительства Министерства иностранных дел России во Владивостоке, посол по особым поручениям Андрей Броварец подчёркивает ключевую роль Приморья в сближении с Азиатско-Тихоокеанским регионом и выходе страны на мировые рынки. Как показал переломный 2022 год, взрывной рост продемонстрировала торговля с Китаем, Индией, рядом стран СНГ и Юго-Восточной Азии. Так, доля Китая в общем объёме торгового оборота края увеличилась на 46% по отношению к прошлому году и составила $7,49 млрд, следует из отчёта губернатора. Есть существенные заделы в торгово-экономических контактах с Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой.
Директор Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор Алексей Маслов:
Финансовые потоки развернулись с Запада на Восток, что естественно напитывает экономику региона. Различные логистические компании начинают переносить часть своих штаб-квартир в ДФО. Здесь же начала работать программа подготовки управленческих кадров «Муравьёв-Амурский 2030», нацеленная на создание местного менеджмента, то есть привлечение лучших специалистов из районов Центральной части России на Дальний Восток. Начинается развитие региональных логистических цепочек и более активное создание местных производств. Этому хорошо помогают различные поощрительные меры, включая те, что действуют в рамках режимов свободного порта Владивосток и территорий опережающего развития. Очень хорошо сработал свободный порт Владивосток, который сегодня включён во внутренние перевозки Китая.
Однако надо понимать, что пока капитал азиатских стран не хлынул на Дальний Восток, и сейчас наша задача - донести до азиатских коллег, в первую очередь, Китая, а также Вьетнама, Индонезии и других информацию о тех поощрительных мерах, которые введены на территории ДФО. Соответственно, следующий шаг - это максимальное информационное давление в азиатских странах по привлечению бизнеса. И необходимо уделять особое внимание решению кадрового голода в регионе. На Дальний Восток нужно привлекать новых специалистов в области информационных технологий, логистики, внешней торговли, а это в любом случае займёт довольно продолжительное время.
На пороге новой волны въездного туризма
Похожей оценкой делится и проректор по международным отношениям ДВФУ, директор ВИ-ШРМИ, кандидат политических наук Евгений Власов.
«Как самое интенсивное, безусловно, можно отметить российско-китайское сотрудничество, которое несмотря на устоявшиеся экономические, торговые и гуманитарные связи имеет большой потенциал развития. Очевиден огромный интерес со стороны китайского бизнеса к инвестированию в российский Дальний Восток, и наоборот, интерес наших предпринимателей к совместным проектам в Китае. С открытием границ организуется всё больше туристических групп, бизнес-миссий из соседних стран с визитами в ДФО и китайские провинции. И я уверен, что сейчас мы стоим на пороге новой волны потока китайского туризма на территорию России и Приморского края. Думаю, в ближайшие 1-2 года стоит ожидать всплеска в этом отношении», - комментирует Евгений Власов.
Примечательно, что в 2022 году турпоток в Приморье рос за счёт внутреннего туризма. Численность российских граждан, размещённых в коллективных средствах размещения края, составила 2,97 млн человек (+27% к 2021 году). Но, по мнению собеседника, у региона есть все возможности вернуть и закрепить позиции на международном туристическом рынке. Этому способствуют организованная логистика и развитие туристско-развлекательной инфраструктуры. В том числе продолжает расти туристский кластер «Приморье». В 2022 году получили поддержку проекты по благоустройству туристических зон - 1,1 млрд рублей федеральных средств направят на благоустройство пляжных территорий, создание некапитальных средств размещения, приобретение и установку туристического оборудования.
Евгений Власов также подчёркивает важность эффективной профессиональной команды, сформированной в правительстве края. По оценкам собеседника, она достаточно хорошо выстраивает взаимодействие с зарубежными партнёрами и поддерживает контакты с соседними китайскими провинциями. В настоящий момент прорабатывается возможность создания торговых представительств Приморского края в Китае и Вьетнаме. И китайский бизнес, в свою очередь, укрепляет позиции на приморском рынке.
Курс на Восток, заявленный Президентом– это реальность, продиктованная международной обстановкой и закрытием западных границ. И сегодня это направление требует масштабной работы в ключевом регионе Дальнего Востока. Губернатор держит на контроле ключевые вопросы экономики и логистики, включая необходимость модернизации погранпереходов на границе с Китаем.
300 миллионов тонн грузовой базы
Приморье занимает четвертую позицию в рейтинге российских регионов-экспортеров сельхозпродукции и продовольствия.
Учитывая темпы роста грузопотоков, главные барьеры и вызовы сегодня – логистические. Об этом говорит президент Союза «Торгово-промышленная палата Приморского края» Борис Ступницкий. Он предлагает оценивать успехи региональной экономики исходя из «Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2030 года».
«В стратегии первым высшим приоритетом экономического развития территории обозначено развитие транспортной инфраструктуры и возможностей морских портов. Что для этого сделано? В текущем году вводится порт Суходол грузооборотом до 20 млн тонн, в следующем году - сухой порт «Артём» на миллион контейнеров, продолжается строительство новых портов «Вера», «Аврора», «Коулстар», что в совокупности даст 300 млн тонн грузовой базы», - комментирует собеседник.
Второй высший приоритет в стратегии развития Приморья, объясняет он, имеют отрасли промышленности, сырьё для работы которых можно доставлять в край без использования железной дороги. Это газохимия и нефтехимия. Также ко второму высшему приоритету относится развитие промышленности, обслуживающей морскую деятельность, – это судостроение и судоремонт, оснащение рыбного промысла. Сюда же можно отнести развитие рыбохозяйственного комплекса в целом.
«Сегодня в крае реализуются крупные промышленные проекты – «Находкинский завод минеральных удобрений», «Приморский металлургический завод». На ССК «Звезда» в августе спущен четвертый танкер «Афрамакс». В портфеле заказов ССК - 66 судов.
Предприятия рыбной отрасли отгрузили на треть продукции больше в сравнении с прошлым годом. В рамках инвестиционных квот на «Находкинском СРЗ» и «Восточной верфи» размещены заказы на строительство 19 судов - на 41 млрд рублей. Высокие показатели экономики дают прирост поступлений в бюджет края», - перечисляет Борис Ступницкий.
Доходы краевой казны в прошлом году составили 228 млрд 665 млн рублей, акцентирует эксперт. И это показатели в условиях экономических санкций. Правительство региона эффективно распорядилось поступившими средствами. В 2022 году на программу развития здравоохранения направлено 50 млрд рублей. На развитие образовательной деятельности - 34 млрд рублей. Край поднялся с 72 на 25-е место в рейтинге регионов по качеству образования.
«В 2022 году введено более одного млн кв. метров жилья. Это самый высокий показатель за весь постсоветский период. Строится арендное жилое для бюджетников и узких специалистов, чего раньше не было. Решаются проблемы граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков. Рост производства на 20 процентов отмечается в сельском хозяйстве. Экономика края, несмотря на санкции, показала устойчивость к современным вызовам и продемонстрировала позитивную динамику. Это свидетельствует о профессионализме, конструктивном настрое губернатора края Олега Кожемяко и правительства Приморского края», - заключает Борис Ступницкий.
Нужна новая индустриализация
Как подчёркивает ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидат экономических наук Юрий Авдеев, показатели уровня жизни на территории имеют прямое отношение к будущему «Тихоокеанской, Восточной России» и её роли на мировых рынках. По оценкам эксперта, новая индустриализация и увеличение численности населения в ДФО – стратегические задачи, на которых должны сосредоточиться все уровни власти.
«Совершенно очевидно, что нам нужна новая индустриализация, чтобы по максимуму использовать возможности, которые есть у Приморья. Это выход в океан и окружающий нас рынок более чем в 2 млрд человек. Приоритетны развитие портовой инфраструктуры, судостроение – соответственно, программы льготной поддержки должны быть направлены на эти отрасли. Необходимо заниматься вопросами индустриализации, начиная от добычи, обогащения, переработки, машиностроения, подтягивать производства в Приморский край. И нам нужны люди, которые будут строить новую экономику. В этом вопросе тоже требуется стратегический подход и новые меры поддержки», - комментирует Алексей Авдеев.
Экономика Приморья в новых условиях сохранила устойчивость и показала потенциал развития, соглашаются эксперты. Восток перестаёт быть для России дальним. Теперь нужно создавать инфраструктурную платформу для движения вперед.
Модернизацию сухопутных пунктов пропуска на российско-китайской границе обсудили в рамках IV форума «Экспортный потенциал Приморья» прошедшего 1 ноября 2022. О том, как протекает процесс, и почему пришлось передвинуть сроки сдачи объектов, рассказал начальник отдела администрирования Владивостокского филиала ФГКУ «Росгранстрой» Эдуард Машков.
Сегодня в регионе деятельности Владивостокского филиала ФГКУ «Росгранстрой» 39 пунктов пропуска через государственную границу. Но фактически функционируют 30, из них 15 – в Приморском крае, включая морские, автомобильные, воздушные и железнодорожные.
Одни из самых проблемных – пять автомобильных пунктов пропуска на российско-китайской границе. Это «Краскино», «Пограничный», «Полтавка», «Турий Рог» и «Марково», которые находятся на разной стадии развития.
«Краскино», «Турий Рог» и «Марково» – проходят этап строительства, «Пограничный» и «Полтавка» – только проектируются.
В «Краскино», по словам Машкова, основная задача заключалась в том, чтобы «вдохнуть жизнь в недостроенный комплекс», расположенный в непосредственной близости от госграницы. Сейчас на участке идёт активная работа по демонтажу признанных ненужными зданий и сооружений. Сроки окончания работ сдвинулись на 2024 год.
«Ранее закончить работы планировалось в конце этого года. Но, к сожалению, подрядные организации столкнулись с объективными трудностями, которые существуют на Дальнем Востоке. Это большие расстояния, слаборазвитая инфраструктура, отсутствие трудовых резервов», - сообщил докладчик.
Что касается следующего строящегося объекта - «Марково» – подрядчик зашёл на строительную площадку, приступил к замене грунта и строительству подпорной стены. Ориентировочный срок окончания работ – 2 квартал 2023 года.
Строительство перехода «Марково» - сентябрь 2022
фото: «Росгранстрой»
Также завершено проектирование инфраструктуры пункта пропуска – «Турий Рог». Проект прошёл государственную экспертизу, и скоро будет заключён контракт с подрядной организацией. Исполнить его нужно до конца 2023 года.
В 2023 году должны закончиться работы на пункте пропуска «Пограничном», куда ещё до заключения контракта прибыло руководство подрядной организации, чтобы на месте оценить масштабы строительства.
Сложности возникли при модернизации пункта пропуска «Полтавка», поскольку изначально выбранные строительные участки оказались подвержены подтоплению. Сейчас вместо них оформляются другие, работы вступили в стадию проектирования.
«Работа продвигается не так активно, как хотелось бы. Поэтому и министерством транспорта Российской Федерации, и центральным аппаратом ФГКУ «Росгранстрой» принято решение немного изменить подходы и направить значительные средства на улучшение действующих пунктов пропуска - их техническое перевооружение и оснащение», - рассказал Машков.
И здесь, по его словам, «нет худа без добра», так как ковидные ограничения, усложнившие работу перевозчиков, разгрузили погранпереходы и позволили выполнить полноценный ремонт всех пассажирских направлений пунктов пропуска, включая капитальный ремонт досмотровых ям. Благодаря проведённым мероприятиям количество оформляемых в «Краскино» транспортных средств увеличилось вдвое – до 100 единиц в сутки.
Владивостокский филиал ФГКУ «Росгранстрой» выполняет распоряжения полпреда Юрия Трутнева, поручившего ввести два дополнительных направления в пункте пропуска «Пограничный», а также перевести «Пограничный» и «Краскино» на круглосуточный режим работы.
Кроме того, определён перечень мероприятий по техническому перевооружению и дооснащению объектов.
«Хочу уверить, что мероприятия, запланированные в рамках последних поручений, будут выполнены к 30 ноября. Это срок окончания основной массы контрактов», - подытожил Эдуард Машков.
На что модератор Борис Ступницкий пожелал «скорейшей и успешной модернизации», вспомнив слова Юрия Трутнева о том, что досмотровые помещения на погранпереходах «строятся дольше, чем олимпийские объекты».
Эдуард Машков объяснил затягивание сроков следующим образом: «Не открою большой тайны - контрактация на строительство этих объектов происходит в Москве. Например, основным подрядчиком по всем контрактам является подразделение РОСТЕХа компания «Росэлектроника». Видимо, (…) не до конца понимают особенности и специфику Дальнего Востока – большие расстояния, мало людей, не хватает квалификации, сложно найти субподрядчиков, которые смогут провернуть необходимые объёмы работ. Самый яркий показательный пример – в Москве нам готовы выделить средства для укладки асфальтового покрытия на одном из пунктов пропуска. Но как это сделать физически, если до ближайшего асфальтового завода 200 километров? Есть вопросы, которые оперативно не решаются даже с помощью активного финансирования».
Также на полях форума рассматривались инновации, которые должны оптимизировать транспортные перевозки. В частности, директор ООО «ТД «Приморье» рассказал о реализации проекта по организации беспилотного транспортного коридора по направлению МТК «Приморье-2». Над этой задачей работает российско-китайская рабочая группа. В 2021 году АНО «Дирекция международных транспортных коридоров» приступила к организации экспериментальной беспилотной грузовой автомобильной перевозки по автодорожному мосту между городами Благовещенск и Хэйхэ.
Для реализации проекта в Приморье выбран маршрут «Турий рог – Мишань» ввиду небольшого расстояния порядка километра, подходящего рельефа и наличия складов временного хранения как с российской, так и с китайской стороны.
фото: «Росгранстрой»
Беспилотное транспортное средство (БТС) - это дизельный тягач с полуприцепом контейнеровозом. Сейчас компания проводит анализ доступных оптимальных моделей. В качестве пилотной рассматривается трёхосный тягач тяговой массой не менее 40 тонн. Впоследствии будет возможно применение транспортных средств на электрической тяге.
БТС оборудован различными радарами, высокоточной навигацией и системами связи, способен двигаться со скоростью порядка 40 км в час, расчетное время выгрузки и погрузки контейнера не превышает 10 минут.
«Данное направление перевозок является инновационным для России и требует согласования действий со стороны многих отраслевых министерств и ведомств, поэтому точные сроки реализации проекта спрогнозировать достаточно сложно. Однако мы уже сейчас готовы запустить тестовую версию челнока контейнеровоза, используя тягач БТС с контейнерным прицепом, но с участием живого водителя», - сообщил директор компании Андрей Решётников.
Отметим, более 10 млрд рублей выделено на модернизацию пунктов пропуска на российско-китайской границе, работы запланированы до 2024 года включительно. Ранее Юрий Трутнев поручил ускорить ход работ.
29 августа во Владивостоке началось рассмотрение уголовного дела бывшего главы администрации столицы Приморья Олега Гуменюка. На первом же заседании суд продлил ему срок нахождения под стражей сразу на полгода. Следующее заседание намечено на 12 сентября.
Экс-градоначальник обвиняется в получении многомиллионных взяток. По мнению правоохранителей, Гуменюк брал деньги регулярно с 2016 по 2021 год. Сначала в должности директора госучреждения «Хозяйственное управление администрации края» он получал взятки от своего знакомого предпринимателя, который вел бизнес в строительной сфере.
«Фигурант получил взятки в виде денег и в виде незаконного оказания ему, его сыну и подконтрольной сыну коммерческой организации услуг имущественного характера в размере свыше 6,9 миллиона рублей», - подсчитали в СК РФ по Приморскому краю.
Олег Гуменюк принимает присягу мэра Владивостока
фото: пресс-служба администрации Владивостока
Следствие полагает, что деньги экс-мэру передавали за беспрепятственную приемку работ и их оплату, а также за то, что он помогал организациям побеждать на электронных аукционах.
Позже, на посту градоначальника, его «благодарило» руководство муниципального учреждения «Некрополь» - за общее покровительство и попустительство при оказании похоронных услуг.
По версии следствия, общая сумма полученных экс-мэром взяток превысила 38 миллионов рублей.
Чтобы не замечать того, что происходит в похоронном бизнесе Владивостока, надо было действительно постараться. Сферу много лет сотрясала череда скандалов. Так, в феврале 2021 года были задержаны два сотрудника Муниципального унитарного предприятия Владивостока «Некрополь» - заведующие крематорием и кладбищем.
В январе Первомайский районный суд Владивостока признал первого виновным в посредничестве при передаче взятки в 4,7 млн рублей, оштрафовав на 1,5 млн рублей. Суд пришел к выводу, что в октябре 2020 года он помог заинтересованным лицам договориться с заведующим кладбищами МУПВ «Некрополь» и получить разрешения на установку более 200 опалубок для захоронений и отведение мест для захоронения без предъявления свидетельств о смерти. Эту «услугу» оценили в 4,7 млн рублей.
Его коллегу осудили в июне. Фрунзенский районный суд Владивостока признал его виновным в получении крупной 5,5 млн рублей взятки и отправил в колонию строго режима на пять лет, обязав заплатить штраф в 17 млн рублей.
«В судебном заседании установлено, что с февраля 2020 года по февраль 2021 года фигурант систематически получал – как лично, так и через посредника – денежные средства от представителей юридических лиц за беспрепятственное ведение деятельности в сфере ритуальных услуг и похоронного дела на городских кладбищах «Морское» и «Лесное», - сообщала тогда прокуратура края.
Но эти двое были, если можно так сказать, «продолжателями традиций». В 2018 году фигурантом уголовного дела о мошенничестве стал бывший директор «Некрополя» Игорь Бабынин. Он был осужден на два года, но вышел очень быстро. В 2019 году Бабынина снова задержали, на этот раз по подозрению во взяточничестве. В феврале 2021 года ему предъявили обвинение в получении взяток, коммерческом подкупе, растрате.
Деятельностью МБУ (после реорганизации) «Некрополь» заинтересовались и в антимонопольной службе.
Как следует из материалов дела, работники «Некрополя» не разрешали работникам других ритуальных компаний и заключивших с ними договор родственников умерших приезжать на кладбища копать могилы, присвоили себе исключительное право на это.
«Такие действия прямо нарушают требование Закона о защите конкуренции, поскольку создают ритуальным компаниям препятствование в оказании комплекса услуг по погребению и связанных с ним услуг. По факту нарушения МБУ «Некрополь» было выдано обязательное к исполнению предписание о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство», - отметили в УФАС.
фото: пресс-служба администрации Владивостока
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, «Некрополь» обратился в суд. В феврале 2021 года Арбитражный суд Приморского края признал правоту УФАС России, полностью отказав МБУ в требованиях.
Вместе с тем, в 2020 году, были возбуждены уголовные дела против врачей и полицейских, которые за вознаграждение сообщали похоронным агентам данные об умерших и давали контакты родственников.
Сначала Олег Гуменюк проходил свидетелем по делу по даче взятки заведующему кладбищу. За пару недель до того, как стало известно о некой его причастности к делу, мэр изъявил желание уйти с поста. Горожане тогда пророчески шутили в соцсетях: «Хотя бы не посадили».
Заявление об отставке Олег Гуменюк, избранный на пост мэра весной 2019 года, написал в середине мая 2021 года. Сделал это сам, но после недвусмысленных намеков со стороны губернатора Приморья Олега Кожемяко и полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева.
фото: пресс-служба полпреда Президента в ДФО
Губернатор был недоволен эффективностью работы мэра, прежде всего затягиваем работ по «Единой дальневосточной субсидии» 2018 года. Средства выделялись на строительство парковок, реконструкцию стадиона «Авангард», обновление фасадов домов.
Большие претензии были и у горожан. Через несколько месяцев после вступления в должность, мэр приступил к ремонту дорог и постоянной перекладке вполне приличных бордюров на центральных улицах, за что получил неблагозвучное прозвище «Бордюрыч».
Сильно подкосил репутацию Олега Гуменюка ледяной дождь, случившийся в ноябре 2020-го. Мало того, что часть города надолго осталась без света, отопления и воды, так беспорядок царил и на улицах. Всю зиму они были завалены ветками и деревьями, горожане убирали их сами, к тому же выяснилось, что контракт на уборку территорий мэрия заключила только в конце марта 2021 года, контрактов же на утилизацию веток вообще не было.
Не оценили жители Владивостока и проекты по благоустройству – с точки зрения многих они были малоэстетичными, да что там – просто уродливыми. Так писали, например, писали об установленных одно время на центральных улицах вазонах.
Фото: Марина Баринова
Но апофеозом стало приобретение десяти гранитных скамеек за 11 миллионов рублей, которые горожане тут же окрестили надгробиями. Местные блогеры даже понесли к ним цветы. В итоге от этих конструкций тоже пришлось избавиться.
Теперь во Владивостоке будут следить за уголовным процессом. Должность мэра в приморской столице часто называют «расстрельной» - уголовными делами закончили несколько бывших глав муниципалитета.
EastRussia продолжает выяснять, как живут и развиваются дальневосточные компании в условиях антироссийских санкций
В настоящее время «Кейэнджи Кемикал» может ежегодно производить до 2,5 млн бутылок автохимии ежегодно. Основной ассортимент: очиститель стекол, полироль, универсальный очиститель. В прошлом году показатель составлял 1,6 млн штук. Как рассказал директор ООО «Кейэнджи Кемикал» Антон Сухоруких, продукция компании представлена во всех российских регионах.
фото: пресс-служба правительства Приморского края
«Изначально цель была – локализация производства автохимии известной в России корейской компании KANGAROO. Завод построился, продукция была запущена, все переданные технологии мы их освоили и вышли на нормальный рабочий режим. В этом году запустили линейки уже по собственным рецептурам – стали выпускать автошампуни для профессиональных моек, запустили индустриальную химию для промышленных предприятий. В прошлом месяце отгрузили 30 тонн для авиастроительной компании “Прогресс”. Процент брака у нас близится к нулю – из тысячи бутылок, как правило, одну отбрасываем».
Антон Сухоруких, директор ООО «Кейэнджи Кемикал»
фото: пресс-служба правительства Приморского края
Сухоруких добавил, что компания продолжает работать с корейской компанией KANGAROO как партнер, есть программы совместного контроля качества, продолжается передача рецептур, а новые собственные рецептуры согласовываются. Действующие вещества для производимых товаров на 80% российского производства, вся тара – также отечественная. Однако часть компонентов все еще закупают в Корее. Поставки материалов осуществляют те же поставщики, которые в настоящее время поставляют их на производство в Корее. Контроль качества и производственные процессы на предприятии выстроены с участием и под контролем представителей компании KANGAROO и удовлетворят требованиям ISO и ГОСТ Р.
фото: пресс-служба правительства Приморского края
Сейчас компания развивает линейку бытовой химии для населения – уже этой осенью она будет запущена. Это очистители стекол, средства для ухода за сантехникой, для мытья посуды. Пока руководство компании думает, где именно открывать новое производство: либо в имеющихся помещениях, либо в открытых дополнительно на ТОР «Надеждинская». Кроме этого, «Кейэнджи Кемикал» собирается налаживать выпуск другого типа продукции – автомобильных фильтров.
«Каждый год мы прирастаем в объемах и останавливаться не собираемся. Сейчас освобождается большое количество возможностей и пока все в растерянности – мы стараемся успеть», – добавил Антон Сухоруких.
Замдиректора по работе с резидентами ООО «УК ТОР «Приморье» Алексей Дунаев подтверждает, что «Кейэнджи Кемикал» имеет планы на расширение, и компании работать здесь выгодно и удобно.
Алексей Дунаев, замдиректора по работе с резидентами ООО «УК ТОР «Приморье»
фото: пресс-служба правительства Приморского края
«Инвестиционная привлекательность нашего региона высокая, производить здесь становится выгодно, компания имеет налоговые преференции, пониженные тарифы страховых взносов (7,6% вместо 30% базовых), нулевой налог на прибыль, нулевой налог на имущество. В данном случае при расширении мы готовы предоставить земельный участок на ТОР “Надеждинская”, подвести инфраструктуру – для них это будет гораздо дешевле нежели если бы они реализовали проект в другом месте. Здесь производить эффективнее в сравнении со странами АТР», – добавил Дунаев.
По данным Минвостокразвития РФ, завод по производству автокосметики под известным корейским брендом KANGAROO открылся во Владивостоке в конце 2020 года. Ранее продукция производилась только в Республике Корея на протяжении около 60 лет.
фото: пресс-служба правительства Приморского края
По соглашению с Корпорацией развития Дальнего Востока резидент осуществил капитальные вложения в проект в размере 14,9 млн рублей.
Заместитель генерального директора по строительству и инфраструктуре КРДВ Евгений Николайчук ранее отмечал, что резидентам ТОР и СПВ доступна лучшая система налогообложения в стране, создание объектов инфраструктуры или возмещение затрат на нее и подбор земельных участков (для ТОР), маркетинговая поддержка, таможенные преференции.
«Сегодня 75 % инвестиционного внимания, обращенного на Дальний Восток, приходится на Приморский край. Здесь, на ТОР и в СПВ, с государственной поддержкой и по соглашениям с КРДВ реализуются 2,2 тыс. проектов, в экономику вкладывается 2,5 трлн рублей, создается 123,3 тыс. рабочих мест. Уже запущено 329 новых предприятий. Важно отметить, что в непростых условиях предприниматели продолжают работу и не отказываются от реализации заявленных проектов», – добавил Евгений Николайчук.