Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Места и возможностей инвестировать на Камчатке хватит всем!»

Глава "Корпорации развития Камчатского края" Николай Пегин об инвестициях и самочувствии бизнеса в регионе

"Корпорация развития Камчатского края" (КРКК) за пять лет деятельности накопила в своем портфеле не только инвестиционных идей и проектов более чем на 200 млрд руб., но и уникальный опыт решения проблем предпринимателей на всех уровнях власти. В интервью EastRussia гендиректор КРКК Николай Пегин объясняет, как добиться конкуренции инвесторов за перспективные проекты, можно ли эффективно воздействовать "снизу" на федеральные ведомства, будет ли на полуострове массовый туризм, что именно является доказательством улучшения инвестклимата в регионе, а также зачем Камчатке участие в многочисленных бизнес-форумах.

«Места и возможностей инвестировать на Камчатке хватит всем!»
"СИСТЕМНЫЕ ТРУДНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ПРЕОДОЛИМЫ"
– "Корпорация развития Камчатского края" сформировала портфель инвестиционных проектов в ряде ключевых для Камчатки отраслей. Можете рассказать, что на данный момент самого важного и «вкусного» "внутри портфеля”?
– Корпорацией развития Камчатки действительно сформирован и продвигается инвестиционный портфель стоимостью более 200 млрд рублей. Из этого портфеля Корпорация активно принимает участие в реализации инвестиционных проектов, общая сумма которых превышает 36 млрд рублей. 

Это и проекты в минерально-сырьевом секторе, например, строительство горно-металлургического комбината по добыче и переработке руды Озерновского золоторудного месторождения, который реализует ОАО «СиГМА». Проект находится в высокой степени готовности к запуску. 

Есть проекты в области дорожного строительства. Например, китайским партнерам из компании Yiha Highway Engineering Co., Ltd нами предложен проект реконструкции транспортной системы Петропавловска-Камчатского на принципах государственно-частного партнерства через заключение концессионного соглашения. Речь идет о строительстве дороги, связывающей Петропавловское шоссе и улицу Солнечную краевого центра. Переговорный процесс проходит продуктивно. Мы планируем, что уже в текущем году будет заключено соответствующее соглашение с китайскими партнерами.

Успешно развивается сопровождаемый КРКК проект, инициированный ООО "КЗБ-ДОНКА". Он предусматривает создание в районе села Вывенка, которое расположено на севере Камчатского края, крупного завода с инновационным оборудованием для безотходного производства, способного перерабатывать в сутки до 100 тонн минтая, трески, камбалы и наваги. Учитывая, что такое предприятие в отдаленном районе будет иметь не только экономическое, но и серьезное социальное значение, корпорация оказывает продвижению проекта всестороннюю поддержку. Объем инвестиций превысит 500 млн рублей. Вывод завода на полную мощность обеспечит занятость и достойную заработную плату для 120 рабочих и служащих.

Буквально на днях был подписан инвестиционный договор с индивидуальным предпринимателем Сергеем Монжаренко, целью которого является строительство ярмарки сельхозпроизводителей по Северо-Восточному шоссе города Петропавловска-Камчатского.

Мы также сопровождаем проект реконструкции портопункта в северном поселке Оссора. На заседании инвестиционного совета Камчатского края 13 марта проект при поддержке КРКК получил статус масштабного инвестиционного проекта, что позволяет инициатору получить в аренду земельный участок без торгов и войти в активную фазу реализации проекта.

И, разумеется, на сопровождении корпорации такие значимые для всего региона проекты, как строительство нового пассажирского терминала международного аэропорта, краевой больницы, ТРК "Петропавловская гавань”.

– Давайте подробнее по некоторым пунктам. Проект Озерновского ГМК предполагает получение первого промышленного золота уже весной этого года, основные мощности должны заработать к 2019 году. Какие-то проблемы остались?
– Системные трудности, возникавшие при реализации проекта, в основном преодолены. Одна из основных касалась создания наземных транспортных коммуникаций, связывающих строящийся комбинат с существующими автомобильными дорогами. На сегодня, как вам известно, этот вопрос решен. На строительство трассы, ведущей к месторождению в качестве меры поддержки инвестиционного проекта выделялись средства из федерального и регионального бюджетов. Сейчас уже дорога построена и эксплуатируется.

Опыт, полученный КРКК при сопровождении реализации инвестиционного проекта "Озерновский ГМК", помогает при сопровождении других инвестиционных проектов в горнодобывающей отрасли. Недавно мы успешно представляли на инвестиционном совете в Камчатском крае проект, предполагающий доразведку Мутновского золото-серебро-полиметаллического месторождения с перспективой строительства на его базе горно-металлургического предприятия с обогатительной фабрикой. После введения всех мощностей в эксплуатацию инициатор проекта ООО "СТЭППС ИСТ" рассчитывает добывать значительные объёмы золота и серебра, а в дальнейшем "обеспечить полное извлечение всех полезных компонентов, представляющих экономический интерес". 

Кстати, в прошлом году добыча благородных металлов на Камчатке возросла. Золота добыто 6682 килограмма, серебра – 16 676 кг и платины – 391 кг. А с введением в строй Озерновского ГМК объемы камчатского золота увеличатся на несколько тонн, и мы приблизимся к российским лидерам золотодобычи – Амурской, Магаданской областям, Чукотке…

– В работе с индийского ТАТА Power по проекту разработки Крутогоровского месторождения Корпорация сейчас как-то участвует?
– До определенного момента Корпорация развития Камчатки сопровождала реализацию этого инвестиционного проекта. После цикла переговоров КРКК с инвестиционной компанией Kleros Capital, состоявшихся в 2013 году, наши зарубежные партнеры совместно с корпорацией организовали экспедицию на западное побережье Камчатки в которой приняли участие и представители ТАТА Power. Тогда анализировались не только запасы и качество каменного угля, но и изучались природно-климатические и навигационные условия местности и акватории Охотского моря, примыкающей к месторождению. Впоследствии было проведено достаточно большое количество исследований, подтверждающих целесообразность инвестирования в проект. Расходы на проведение различных исследований, моделирование бизнес-планов, проведение изыскательных работ составили около 70 миллионов рублей. 

В 2016 году Корпорация развития Камчатки передала свои наработки Министерству по развитию Дальнего Востока и правительству Камчатского края. Далее проектом занимались они и, как видим, вполне успешно. Созданное ТАТА Power на Камчатке "дочернее" ООО "ФИНР" в декабре прошлого года выиграло аукцион на право пользования недрами угольного месторождения.
 
"ЗА НАШИ ПРОЕКТЫ УЖЕ ИДЕТ КОНКУРЕНЦИЯ СРЕДИ ИНВЕСТОРОВ"
– В феврале проект строительства Камчатской краевой больницы, о котором вы также упоминали, был включен в перечень социально-значимых строек, которые получат финансирование из федерального бюджета, в марте проект оживленно обсуждался на Днях корейского инвестора во Владивостоке. Скажите, в чем там интерес корейцев?
– Еще в 2016 – 2017 годах правительство Камчатки и КРКК провели с корейскими партнерами несколько раундов переговоров о возможном участии зарубежного бизнеса в строительстве краевой больницы, ее оснащении современным оборудованием, подготовке кадров для работы в медицинском учреждении. Прозвучали даже заявления со стороны официальных корейских кругов о готовности бизнеса их страны вкладывать средства в строительство краевой больницы. Но на каком-то этапе мы, почувствовав спад интереса со стороны зарубежных партнеров к проекту, начали поиск других инвесторов.

Вновь о готовности корейской стороны участвовать в строительстве краевой больницы мы услышали в феврале на переговорах заместителя председателя регионального правительства Валерия Карпенко и представителя КРКК с одним из руководителей инвестиционной компании «CDS Union» из Сеула Ин Кимом. Мы познакомили зарубежного предпринимателя с актуальным статусом проекта. Также было сказано, что в дальнейшем, если корейская сторона не утратит желания вкладывать средства в строительство краевой больницы, вопрос о выборе инвестора предстоит решать на конкурсной основе. Господин Ким заявил о готовности «предложить лучшие условия». Затем корейская сторона неоднократно подчеркивала серьезность высказанных намерений и готовность направить на Камчатку большую делегацию бизнесменов, представляющих несколько известных компаний.

– А поиск других инвесторов, о котором вы упоминаете, принес результаты?
– Участвовать в строительстве краевой больницы на принципах государственно-частного партнерства выразила готовность российская компания с положительной деловой репутацией. В настоящее время официальный партнер Корпорации развития Камчатки международная аудиторская фирма Ernst & Young активно работает над концессионным соглашением. КРКК сопровождает проект, и процесс этот имеет весьма позитивную динамику. На сегодня мы близки к завершению предынвестиционной стадии реализации проекта. 

– Выходит, за участие идет конкуренция среди инвесторов?
– В регионе создан благоприятный инвестиционный климат, который практически гарантирует выгодное вложение средств. Кроме того, нельзя исключать, что на позицию корейской стороны повлияло упомянутое вами выделение федеральных средств на строительство первой очереди краевой больницы. Речь идет о сумме, превышающей 4 млрд рублей. Но это, я уверен, только один из аспектов, которые заставляют наших зарубежных партнеров включиться в конкурентную борьбу за реализацию проекта на Камчатке. 

Еще одна давняя проблема, которую удалось решить Камчатке, - вопрос строительства нового терминала аэропорта: на объект зашло АО "Аэропорты Регионов" из группы компаний "Ренова". Планы по строительству в ближайшее время пристроек к терминалу для повышения комфорта пассажиров и создания бизнес-зала – часть этого проекта?
– Расширение площадей ныне действующего пассажирского терминала за счет быстровозводимых конструкций не имеет отношения к реализации инвестиционного проекта, о котором вы говорите. Чтобы повысить качество обслуживания пассажиров на период строительства нового пассажирского терминала, уже в этом году в аэропорту будут проведены мероприятия не избыточного характера по расширению площадей старого терминала. Иначе говоря, к старому зданию аэровокзала будут пристроены дополнительные площади, где временно расположатся основные модернизированные зоны, в том числе зал ожидания багажа, зона ожидания пассажиров, производственные помещения.

– А какова динамика по основному проекту?
– В феврале на совещании, в работе которого принимали участие заместитель председателя правительства края Юрий Зубарь, руководитель «УК «Аэропорты Регионов» Евгений Чудновский, стороны отметили плановый и последовательный ход реализации акционерного и инвестиционного соглашений. Мы также решили ряд организационно-правовых и технологических вопросов, определили алгоритм действий на ближайшую перспективу. 

В подробностях обсуждался ход проектирования аэровокзального комплекса и сопутствующей ему инфраструктуры. Уже тот факт, что проекту присвоен статус резидента ТОР и инвестор провел первую транзакцию в объеме 3,5 млрд рублей в капитал МАПК, говорит об успешной динамике предынвестиционного этапа создания нового аэровокзального комплекса.

– Вы говорили о ТРК "Петропавловская гавань". Инвесторы проявляют к нему интерес?
– Проект предусматривает перепрофилирование бывших цехов и открытых производственных площадок завода «Фреза» в объект туристической инфраструктуры. Он включает в себя комплекс гостиниц, апартотелей, торговых, развлекательных, конгрессно-выставочных площадок, объектов общественного питания, прогулочной зоны.

Совсем недавно московским подразделением британской фирмы Aukett Swanke завершена работа над предпроектным эскизом реконструкции и перепрофилирования инвестиционных площадок коллективного пользования. Проведенные минувшим летом экспертные исследования показали, что производственные помещения могут быть санированы в объекты туристического, торгового и культурно-развлекательного назначений. Такой подход позволяет сократить стоимость реализации инвестиционного проекта, как минимум, в три раза. К участию в реализации проекта предметный интерес проявляют инвесторы из России, Южной Кореи, а с недавнего времени - и предприниматели из Германии.

– Пока прорабатывается документация, какие-то реальные преобразования в том районе уже происходят?
– В состав комплекса будет входить яхтенный порт, который уже сейчас является действующим объектом, и в перспективе мы планируем, что он станет международным. В минувшем году мы увеличили количество швартовочных мест для яхт и катеров, установив на акватории марины построенные в Санкт-Петербурге современные понтоны, аналогов которым на Камчатке нет. Начал развитие визит-центр. В нем туристы накануне и после морских прогулок с удовольствием проводят время.

"НОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ СОЗДАЮТ МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ"
– Если мы заговорили о туризме, удаленность Камчатки, конечно, можно считать "мифом", но она остается географическим фактом. На ваш взгляд, повышение общей транспортной доступности региона будет способствовать наращиванию потока инвестиций?

– Позвольте с вами не согласиться в отношении "географического факта" об удаленности Камчатки. Если говорить о иностранных туристах, то в странах Юго-Восточной Азии, в которых проживает почти половина населения Земли, наш полуостров является одним из самых ближних российских регионов. Это утверждение верно также в отношении Канады и США. В этих странах, особенно азиатских, огромен туристический интерес к Камчатке. Мы часто слышим об этом на переговорах от наших японских, южнокорейских и китайских коллег.

Они говорят о десятках тысяч своих соотечественников, готовых после завершения строительства нового пассажирского терминала в аэропорту, после окончания реконструкции причала морского вокзала и благоустройства всего привокзального комплекса, расширения гостиничной сети приехать на Камчатку, чтобы познакомиться с ее уникальной природой. И в этом контексте, конечно, повышение транспортной доступности региона приведет к росту инвестиций. И не только в стратегическую для Камчатки отрасль экономики – туризм. Очевидно, что мы получим мультипликативный эффект для всего хозяйства региона.

Уже сегодня мы прослеживаем устойчивую тенденцию на увеличение турпотока. Транспортная доступность Камчатки для россиян улучшается. Вам хорошо известно, что федеральное правительство на протяжение ряда лет субсидирует пассажирские авиаперевозки на Камчатку, в другие регионы ДФО. В том числе благодаря этому мы отмечаем ежегодно растущий поток внутренних туристов на Камчатку. Эта тенденция заставила предпринимателей вкладывать в развитие гостиничного бизнеса. Только в краевом центре возводятся два больших отеля, расширяется число и повышается качество туристических продуктов.

Сегодня в регионе стоит задача увеличения объема внутреннего туризма на полуострове не только за счет VIP-сегмента, но и сделать его доступным для среднего класса, а, значит, и массовым. В рамках достижения этой цели в январе губернатор края Владимир Илюхин и генеральный директор ООО "ТТ-Трэвел" "TUI Россия" Тарас Демура заключили соглашение о сотрудничестве. Оно в частности предполагает работу с авиаперевозчиками, по поиску решений снижения стоимости билетов для пассажиров эконом-класса.

– А инвестор, если он заинтересован во вложениях в Камчатку, сам должен находить дорогу на полуостров?
– Не соглашусь. Это мы должны создать такой инвестиционный продукт и так заинтересовать, чтобы у инвестора не осталось и доли сомнения в правильности принятого решения – инвестировать в Камчатку! Наша задача бороться за него, обеспечить ему максимально комфортные, конкурентно выгодные условия деятельности, в том числе, что касается транспортной доступности во всем спектре понимания этого вопроса: и на пути к полуострову, и на самом полуострове.   

– Инвесторов извне приходит все больше. Местный камчатский бизнес не ревнует?
– Камчатка до 1991 года оставалась закрытой территорией с практически моно-ориентированной экономикой. Потрясения девяностых, кризисы двухтысячных оставляли Камчатку Terra incognita для инвесторов и крупномасштабного экономического развития. Поэтому мы находимся в самом начале интересного пути и места здесь хватит всем… 

Что же касается возможной ревности со стороны предпринимателей региона к инвесторам, приходящим со стороны, то здесь мы видим ту самую медаль, которая имеет две стороны. Во-первых, бизнес – это не скамейка для дружеских посиделок. Деловой мир и конкуренция – явления неразделимые. С другой стороны, региональный бизнес отдает себе отчет, что новые инвестиции в экономику Камчатки создают дополнительные возможности и для них, расширяют рынки сбыта.
 
"В РАБОТЕ С БИЗНЕСОМ НУЖНА КОМПЛЕКСНОСТЬ"
– Есть ли у инвесторов, приходящих с крупными проектами на Камчатку, проблемы, требующие урегулирования на федеральном уровне?
– Корпорация развития Камчатки за время своей работы приобрела не только опыт, но и серьезные профессиональные компетенции на различных направлениях инвестиционной деятельности. По существу, мы стали центром компетенций и единым окном для инвестора. И конечно же, время от времени возникают проблемы требующие решения на различных уровнях власти. Механизмы их решения, прямые коммуникативные линии с федеральными органами исполнительной и законодательной властей у Корпорации развития Камчатки выстроены. При этом мы практически гарантированно получаем поддержку от Министерства РФ по развитию Дальнего Востока, Правительства Камчатского края, Корпорации развития Дальнего Востока и других организаций, которые выстроили последовательную и эффективную политику поддержки предпринимательства и инвестиционной деятельности.

Большинство таких проблемных вопросов, в том случае, если имеется объективная доказательная база целесообразности их решения, не остаются барьером на пути реализации того или иного инвестиционного проекта. Регион, например, получил от оборонного ведомства разрешение на эксплуатацию золоторудного месторождения, которое находится в относительной близости от режимных военных объектов. 

Корпорация развития Камчатки же, в свою очередь, столкнувшись с трудностями при реализации инвестиционного проекта «Промышленный парк «Дальний», смогла с помощью Минвостокразвития и Корпорации развития Дальнего Востока, Агентства инвестиций и предпринимательства Правительства Камчатского края получить гарантии выделения бюджетных средств на создание объектов энергетической инфраструктуры, в результате чего проект получил дополнительную динамику развития.

Тема отдельного большого разговора – законотворческие инициативы субъектов Федерации, институтов развития, предпринимательских сообществ в рамках формирования благоприятного инвестиционного климата и продвижения потенциала регионов ДФО. 

Вице-премьер Юрий Трутнев, выступая на итоговой коллегии Минвостокразвития, уделил особое внимание формированию правовой базы ускоренного социально-экономического развития Дальнего Востока: "30 федеральных законов, 150 постановлений правительства по сути создали новое экономическое пространство на Дальнем Востоке, сформировали конкурентный инвестиционный климат. Считаю, что мы можем уверенно сказать – процесс ускоренного развития Дальнего Востока сдвинулся с места и набирает скорость”. 

В основе значительной части "30 федеральных законов, 150 постановлений правительства" лежит инициатива регионов и бизнеса ДФО, которой органы федеральной власти оказали поддержку.

– Иными словами, вы оцениваете ощущения местного бизнеса по поводу того, как на государственном уровне идет развитие Дальнего Востока, как положительные?
– Конечно, я погрешил бы против истины, начни утверждать, что все всех удовлетворяет. Но в целом отношение камчатского бизнеса к политике по ускорению социально-экономического развития Дальнего Востока, которую проводит руководство страны, позитивное. В ДФО созданы уникальные условия для ведения предпринимательской деятельности. Только на Камчатке на сегодняшний день работают около 70 мер финансовой и нефинансовой поддержки бизнеса.

О своей глубокой заинтересованности представители делового сообщества говорили на организованной КРКК и правительством края конференции "Бизнес и власть: время инвестировать в Камчатку". К таким же выводам приходят и независимые эксперты. В частности, Всероссийский центр изучения общественного мнения. 

Одно из последних исследований ВЦИОМ касалось ресурсов, барьеров и возможностей Дальнего Востока. Опрос проводился не только в регионах ДФО, но и в других субъектах Российской Федерации. Анализировались представления о качестве жизни на Дальнем Востоке, ситуации на рынке труда и с рабочей силой, условия ведения бизнеса, оценивался социальный пакет в регионах и многие другие параметры.

Глава ВЦИОМ Валерий Федоров сказал: "Камчатка по большинству показателей находится в верхней части списка, выглядит лучше, чем значительная часть регионов ДФО. Уверен, что это не само собой произошло. Это результат активной работы управленческой команды, которая создана и работает на протяжение последних лет”.

Дополнительным доказательством служит и напряженная работа инвестиционного совета в Камчатском крае. В прошлом году на его заседаниях рассмотрено 19 масштабных инвестиционных проектов, претендовавших на получение того или иного статуса. Значительную часть этих проектов сопровождает Корпорация развития.

– В марте на Камчатке состоится предпринимательский форум. По вашей оценке, каков главный смысл создания еще одной коммуникационной площадки? Разве форумов недостаточно?
– Как мне кажется, площадки, на которых есть возможность выстраивать прямой диалог бизнеса и власти, необходимы. Их много быть не может.

Я уже говорил, что совсем недавно правительство края и Корпорация развития проводили конференцию "Бизнес и власть: время инвестировать в Камчатку". Ее формат предполагал открытый диалог в режиме «лицом к лицу» представителей бизнеса и власти по ключевым направлениям, которые определяют позиции региона в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности. Предприниматели рассказывали о ситуациях, с которыми они столкнулись на том или ином этапе реализации своих проектов. Представители регионального правительства, федеральных органов исполнительной власти, давали комментарии, рассказывали об изменениях, в ряде случаев договаривались о последующих встречах для купирования возможных конфликтных ситуаций.

Предстоящая конференция предлагает несколько другой формат диалога бизнеса и власти, с некоторым уклоном в сторону методологии, анализа позитивных методик, наработанных в других регионах страны и возможности их применения на Камчатке. Интересно также и то, что в подготовке обоих форумов, верстке их проблематики принимали участие предпринимательские объединения Камчатки. 

В крае созданы и успешно действуют и другие площадки, на которых деловой мир имеет возможность вести прямой диалог с руководством региона. Назову только две из них, которые возглавляет губернатор Владимир Илюхин. Это "Деловой клуб" и Инвестиционный совет в Камчатском крае. 

В формировании таких площадок, использовании их потенциалов важна комплексность. Только она позволяет успешно решать вопросы, влияющие на условия ведения бизнеса и формирование благоприятного инвестиционного климата по всей глубине, по всей проблематике стратегических задач.

– Участие в форумах во вне Камчатки как вписывается в эту стратегию?
– Во взаимодействии и налаживании диалога с инвесторами, как я уже говорил, необходима комплексность. Как и во всякой работе, какие-то направления более значимы, какие-то менее, но они необходимы все. Важно встречаться с инвесторами и вести с ними работу на межрегиональных и зарубежных площадках. Поэтому у нас и создано московское представительство КРКК. Офисы в Петропавловске-Камчатском и в столице позволяют Корпорации вести работу почти в круглосуточном режиме.

В отдельную категорию мы выделяем работу с инвесторами на территории края. Я уже неоднократно повторял, что узнать о Камчатке, познакомиться с ее потенциалом есть возможность где угодно, в любой точке мира, но полюбить Камчатку можно только на Камчатке. Поэтому мы приглашаем партнеров на полуостров, с этой целью мы используем такой метод работы, как пост-конференции, когда группа участников после завершения основного мероприятия приезжает на Камчатку. Первую из них мы провели в прошлом году после завершения Восточного экономического форума. В нынешнем – надеемся организовать две пост-конференции. В сентябре – после Восточного экономического форума-2018, и чуть ранее – по завершении форума по проблемам развития Транспортно-логистических возможностей Дальнего Востока, который также пройдет во Владивостоке.  

Важный фактор регионального инвестиционного климата – сокращение сроков предоставления государственных услуг и проведения административных процедур. По вашей оценке, как изменилась ситуация за год?
– Наверное, следует вести речь не о моих оценках, а об объективных показателях. Они позволяют говорить о том, что в регионе последовательно снижаются бюрократические барьеры, препятствующие нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.

Средний срок подключения потребителей к сетям электроснабжения к началу прошлой осени составил 109 календарных дней, что по сравнению с прошлым годом стало меньше. Сократилось и время получения разрешений на строительство. Количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, при условии одновременной подачи заявлений на технологическое присоединение проекта к инженерным сетям, снизилось до шести.

Есть позитивные подвижки и по другим направлениям предпринимательской деятельности. Сократились сроки и количество процедур регистрации прав собственности. В ряде случаев они занимают даже меньше времени, чем установлено целевой моделью. Например, предельные сроки утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в Камчатском крае не превышают 10 дней, а процедура присвоения адреса земельному участку и объекту недвижимости укладывается в 6 суток. Целевая модель отводит на эти процедуры, соответственно, 18 и 12 дней.

Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по заявлениям, представленным в электронном виде, в Камчатском крае можно пройти за 7 рабочих дней, государственная регистрация ипотеки на объекты недвижимости нежилого назначения займет 5 рабочих дней.

Для того, чтобы завершить оформление создания предприятия в подразделениях налоговой службы по Камчатскому краю, требуется трое суток.

Хочу также добавить, что Правительство края, Корпорация развития Камчатки, предпринимательское сообщество намерены и далее всемерно способствовать созданию благоприятных условий для ведения бизнеса, дальнейшему совершенствованию благоприятного инвестиционного климата в регионе. От проекта к проекту, от инициативы к инициативе – мы готовы каждый раз доказывать инвестору максимальную заинтересованность в сотрудничестве, в совместном успехе.