Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Is "Innopolis" in the Far East?

Prospects for the creation of a scientific and technological cluster in Primorye studied EastRussia

The scientific and technological cluster, along with fish and shipbuilding, is considered to be relevant in Primorye. At first glance, he has all the prerequisites for successful development: the existence of a dozen academic institutions, several recognized scientific schools in the world, a federal university, a project of a science and technology center on. Russian, as well as the presence in the immediate vicinity of the potentially unlimited market of the ATR. But in order for everything to work out, the efforts of the three participants in the process should be combined: the administration of Primorye, federal authorities and the local scientific and educational community.

Is it
Photo: innopolis.com
AUTHORITIES OF THE PRIMORYA AND THE CLUSTER

As noted in the Strategy for the Development of the Territory to 2030, Primorsky Krai takes a leading place in the structure of the scientific potential of the DFO: a quarter of research organizations and almost half (43%) of district scientists are concentrated here. At the same time, the share of organizations that implemented technological innovations in the total number of organizations in 2016 was less than 4%. 

The reasons for this situation are shortage of personnel, low demand for scientific results, weak innovation activity of the industrial production sector. The lagging behind the innovation performance indicators is due to the "low intensity of costs for technological innovation" (0,4% in the total volume of shipped goods, works and services in Primorsky Krai in 2016 year at 2,5% on average in Russia), and a low share of innovative goods, works and services (0,5% in Primorye at 8,5% in Russia). This situation is associated with a decline in the economy of Primorsky Krai, the share of a number of high-tech industries, as well as a low demand for innovation from companies in the relevant sector.

In the Strategy, there is also a disproportion (as compared to all-Russian indicators) of the distribution of domestic expenditures on science: almost 80% of scientific expenditures in the region are directed to rational nature management and life sciences, whereas in Russia 60% of expenditures are transport, space, energy efficiency and ICT .

To change the situation, the Strategy suggests convergence of research and production activities of participants in the scientific and technical process, bringing the growth rates of research and development costs to the average Russian level, and systemic support for high-tech industries in Primorsky Krai. 

In the course of achieving this goal, it is supposed to solve such tasks as "Development of technological entrepreneurship and innovation infrastructure", "Modernization and scaling of the activity of" anchor "enterprises, support for fast-growing high-tech small and medium-sized companies"; "Accelerated expansion of exports and development of international cooperation of innovation-active enterprises"; "Development of the system of training and advanced training of personnel", and "Formation and development of the cluster management system". 

The core of the "compact and effective" scientific and technological complex should be "Innopolis" on the island of. Russian, created on the basis of the Far Eastern Federal University. The participants in the innovation cluster will include more than 40 manufacturing enterprises, scientific and educational organizations.

The strategy correctly defines the main reason for the weak development of the innovative segment in the province (which, however, is true for the whole of Russia): this is a low demand for high-tech development from domestic companies. In Primorye, it is explained by the fact that the large corporations present in the region (Gazprom, Rosneft, Rusagro and others), meet their innovation needs either at the expense of scientific units in the European part of the country, or through the import of ready-made technologies. A similar situation with manufacturing companies: for example, in the engineering industry, KnAAZ and Progress are integrated into vertical federal holdings, from where they receive everything they need. 

It is also doubtful that local scientists will be ordered by some new technologies from the new Vostochny cosmodrome, where missiles are transported across the country via the Trans-Siberian Railway. Civil ship repair, potentially in demand of new developments, long ago (and, it seems, irretrievably) left the Far East for Korea and China. Local companies, by virtue of their specialization, do not demand innovation, because they do not need them: their business, built at the stage of extraction of raw materials under the scheme "caught (cut, dug up) - sold", leaves all processing and accompanying "high technology" foreign counterparties.

To get out of the vicious circle is supposed to be due to the innovation support for the development of "priority high and medium technological branches": the agro-industrial complex, the food industry, fishing, aquaculture, fish products, oil and gas chemistry, shipbuilding and water transport, which obviously should provide science with financing. The trajectories of the development of these industries with varying degrees of detail are described in the relevant sections of the Strategy, but their review is beyond the scope of this article.

To build a cluster, it is planned to create a regional fund to subsidize the introduction of scientific developments, build on. Russian technoparks and R&D centers, include scientific and technological organizations ("living laboratories") in the process of forming the urban environment, create a children's educational center similar to the Sochi "Sirius", introduce regional scientific organizations into NTI centers, and so on. The above set of measures requires careful analysis. In addition, questions arise about the methods for implementing the indicated steps and the filling of the listed structural units.

FEDERAL AUTHORITIES AND CLUSTER

Meanwhile, the designated innovation cluster project should be implemented within the framework of the encompassing megaproject of the "scientific and technological breakthrough", designated in the presidential decree of 7 May 2018 No. 204 "On national goals and strategic tasks of the development of the Russian Federation for the period up to 2024". 

According to the document, in 2024, Russia should enter the top 5 countries in the areas determined by the priorities of scientific and technological development. A minimum of 15 scientific and educational centers of the world level should be established in the country on the basis of integration of universities and scientific organizations. In addition, an advanced research and development infrastructure should be created, 50% of the instrument base of scientific organizations updated, a network of international mathematical centers and genomic research centers established. There is no detailed description of these plans, but it is obvious that the cluster in Russian should become one of such scientific and educational centers.

The list of significant factors affecting the process of the "scientific and technological breakthrough" will be incomplete without mentioning such subjects as the development of a new strategy for scientific and technological development of Russia, the expansion of the sphere of influence of the National Technological Initiative (NTI), the beginning of the division of the Ministry of Education and Science into the Ministry of Science and the Ministry of Education inherent in such processes of hardware games). According to experts, in the sphere of science and higher education, one should expect the RAS status to decline to a sort of "club of scientists", further strengthening the scientific significance of universities, especially the participants in the "5-100" program (including FEFU). University science is entrusted with the functions of an integrator of scientific and technological breakthrough in the regions - from universities they are waiting for activity in building interaction with local business and local authorities.

At the DFO level, the communication of power and universities is ensured by the chairmanship of Plenipotentiary Representative Yury Trutnev to the FEFU supervisory board. But with careful consideration of programs for the development of the Far East, it turns out that they simply do not have tasks for the university, which, in theory, can produce exactly two things: specialists and innovative developments. 

Neither the first nor the second product in its current form in the process of the development of the region is built in: new and modernizing enterprises of the Far East demand the cadres of working professions, rather than bachelors of philology and design. If they need innovations, they are not laboratory samples, but ready-made technological lines "in iron", preferably already tested in other industries. To connect the university to the local economy, it will be necessary to build a number of outfitting sites, gateways and interfaces. In this not yet projected system, the "innopolis" declared on Russian will be only one of the elements.

SCIENCE AND EDUCATION AND CLUSTER

To what extent seaside scientific and educational institutions, so poorly evaluated in the Strategy, can meet expectations and form a science and innovation cluster? The main players in this glade - local institutes FEB RAS and FEFU - interact with each other fairly tightly: the time of the establishment of the university coincided with the course for strengthening the university science, so the project was not only an educational component, but also a significant research component. As a result, there was a partial migration of researchers, heads and heads of institutes to the university. Partial - because most of them have not left their institutions and combine scientific status with academic ones, which allows them to use university resources in their university projects (for example, expensive equipment and labor in the form of students). It is difficult to say how effective this model is in terms of research productivity.

The scientific priorities of the Academy, as was noted in the Strategy, are determined by the scientific profile of FEB RAS: 16 from 10 institutions of the Primorsky Scientific Center work in the fields of biology, chemistry, geography and geology. This disproportion is due to the historical focus of Far Eastern science on the exploration of the potential for the development of the region's natural resources (forests, hydrobionts, minerals), and in general reflects the current situation in the Far Eastern economy, where the leading sectors are not space or transport, but fishing, logging, coal mining and gas. 

These priorities are also projected on FEFU: the largest here is the School of Natural Sciences. Such directions, as important for Primorye, as transport, logistics, ICT in the structure of the university are not enough or not available at all. Recently established, in line with current trends, the School of Digital Economics has a virtual character.

FEFU's scientific activities are also limited by the fact that the University's facilities have not yet been deployed to the design level: three large universities, which had dozens of buildings throughout Vladivostok, were temporarily packed first of all for the rapid introduction of the second campus. Places for accommodation are not enough, therefore some of the equipment of FENU and FENU in working or mothballed condition is still in university buildings in the center of Vladivostok.

Whether FEFU is able to become the leader of the announced scientific and technological breakthrough in the Russian Far East is a big question. The process of replacing the old team with a new one, going to the university since the appointment of the rector Nikita Anisimova, is accompanied by massive layoffs of the "old people" and naturally causes dissatisfaction among employees and teachers, for whom the university and its colleges for decades have been the place of work and the cause of all life. In addition, the qualification of the new team causes serious problems for dismissed workers. In place of the established approaches to education and science inherited from FENU and FEP, new managers and "designers of the educational process" offer a set of attributes of the "innovative university", understood as a start-up factory: a technology park, a business incubator, a technology transfer center and the like. 

Innovative approach to education was to demonstrate a recent case: one of the graduates of his startup was issued as a result of final exams - which, in general, contradicts the existing norms of the Ministry of Education and Science. Thus, in FEFU, as it may seem from the outside, attempts are being made to move from the model of the conveyor for the production of people with diplomas towards the goal-setting of the university stated in the charter, where it is designated not only as an institution for the socialization of youth, but also as a driver of scientific and technological development The Far East. " However, there are noticeable signs that this process is not thought out substantively and organizationally, which calls into question its success.

As for the Academy of Sciences, this structure, which has been perceived by few people in recent years as a springboard for a scientific and technological breakthrough, has been in the state of reform for several years, a way out of which it is not yet clear. It is expected that the directors of the institutes in the short term will be preoccupied not with participation in the "breakthrough", but with building relations with the new leadership of the FAO and the Ministry of Science. It is not necessary to expect a new powerful outcome of research workers from institutes to the university due to the strengthening of "integration", since most scientists who intend to use the FEFU for their purposes have already found a place in its structure, and setting ambitious scientific tasks by the university (with the exception of , perhaps, the School of Biomedicine) has not yet been produced.

WHAT TO DO IF THE CLUSTER APPLIED?

In conclusion, there are several theses about what should be done without fail to form a science and innovation cluster in Primorye.

Prepare a valid and well-considered application for the creation of a Far Eastern scientific and educational center based on FEFU. In addition, the university should enter the process of designing an innovation and technology center in the Russian, which is now engaged in the Ministry of Color.

To build "interfaces" of communication with local business, in addition to the Skolkovo office. So far, communities of start-ups and business angels in the province and the university with its innovation process infrastructure exist in parallel realities. A zone of common interests could be the long-discussed, but still not created, Center for Collective Use of Scientific and Technological Equipment, the need for which innovators definitely have.

To develop a new program of integration with FEB RAS, which takes into account not only the interests of the Academy, but also the tasks of the university. Which, in turn, should go beyond servicing the "conveyor of diplomas", working on the instructions of the Ministry of Education and Science, and take into account the interests of other stakeholders - parents of entrants, employers, executive authorities of the region.
To build a dialogue between the FEFU and the authorities of the city, the region and the district. Today, FEFU is brought out of the city and geographically, and mentally - beyond the urban and regional discourse. It seems reasonable to involve the university in technological initiatives, which are currently being discussed in the province: the creation of GIS, "Smart Vladivostok", "Digital Primorye."

To correct the scientific bias in the scientific and educational sphere due to the priority development of such areas as the development of new materials, robotics, information and communication technologies, programming and oriental studies.
February 27: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Место ли "Иннополису" на Дальнем Востоке?

Перспективы создания научно-технологического кластера в Приморье изучало EastRussia

Научно-технологический кластер наряду с рыбным и судостроительным принято относить в Приморье к числу актуальных. На первый взгляд, все предпосылки к успешному развитию у него есть: наличие дюжины академических институтов, нескольких признанных в мире научных школ, федерального университета, проект научно-технологического центра на о. Русский, а также наличие в непосредственной близости потенциально безграничного рынка АТР. Но для того, чтобы все сложилось, должны быть соединены усилия трех участников процесса: администрации Приморья, федеральных органов власти и местного научно-образовательного сообщества.

 Место ли
Фото: innopolis.com
ОРГАНЫ ВЛАСТИ ПРИМОРЬЯ И КЛАСТЕР

Как отмечается в Стратегии развития края до 2030 года, Приморский край занимает ведущее место в структуре научного потенциала ДФО: здесь сосредоточена четверть исследовательских организаций и почти половина (43%) научных работников округа. При этом доля организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций в 2016 году составила менее 4%. 

Причинами такого положения считаются дефицит кадров, низкий спрос на научные результаты, слабая инновационная активность сектора промышленного производства. Отставание края по показателям инновационной деятельности обусловлено «низкой интенсивностью затрат на технологические инновации» (0,4% в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг по Приморскому краю в 2016 году при 2,5% в среднем по России), и низкой долей инновационных товаров, работ и услуг (0,5% в Приморье при 8,5% по России). Эта ситуация связана со снижением в экономике Приморского края доли ряда высокотехнологичных отраслей промышленности, а также низким спросом на инновации со стороны компаний соответствующего сектора.

В Стратегии отмечается также диспропорция (по сравнению с общероссийскими показателями) распределения внутренних затрат на науку: почти 80% научных расходов в крае направлены на рациональное природопользование и науки о жизни, тогда как в России 60% расходов – это транспорт, космос, энергоэффективность и ИКТ.

Для изменения положения дел Стратегия предлагает сближение исследований и производственной деятельности участников научно-технического процесса, доведение темпов роста затрат на исследования и разработки до среднероссийских, системную поддержку высокотехнологичных индустрий Приморского края. 

В ходе достижения этой цели предполагается решить такие задачи, как «Развитие технологического предпринимательства и инновационной инфраструктуры», «Модернизация и масштабирование деятельности «якорных» предприятий, поддержка быстрорастущих высокотехнологичных малых и средних компаний»; «Ускоренное расширение экспорта и развитие международного сотрудничества инновационно-активных предприятий»; «Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров», и «Формирование и развитие системы управления кластерами». 

Ядром «компактного и эффективного» научно-технологического комплекса должен стать «иннополис» на о. Русский, созданный на базе Дальневосточного федерального университета. В состав участников инновационного кластера будет включено более 40 производственных предприятий, научных и образовательных организаций.

Стратегия верно определяет основную причину слабого развития инновационного сегмента в крае (что, впрочем, справедливо и для всей России): это низкий спрос на высокотехнологичные разработки со стороны отечественных компаний. В Приморье он объясняется тем, что крупные корпорации, присутствующие в регионе («Газпром», «Роснефть», «Русагро» и другие), обеспечивают свои потребности в инновациях либо за счет научных подразделений европейской части страны, либо за счет импорта готовых технологий. Похожая ситуация с производственными компаниями: например, в сфере машиностроения КнААЗ и «Прогресс» встроены в вертикальные федеральные холдинги, откуда получают всё необходимое. 

Также сомнительно, что местным ученым будет заказывать какие-то технологии новый космодром Восточный, куда ракеты везут через всю страну по Транссибу. Гражданский судоремонт, потенциально востребующий новые разработки, давно (и, похоже, безвозвратно) ушел с Дальнего Востока в Корею и Китай. Местные же компании, в силу специализации, спроса на инновации не предъявляют, поскольку в них не нуждаются: их бизнес, выстроенный на этапе добычи сырья по схеме «поймал (срубил, выкопал) – продал», оставляет всю переработку и сопутствующие «высокие технологии» зарубежным контрагентам.

Выйти из порочного круга предполагается за счет поддержки инновациями развития «приоритетных высоко- и среднетехнологичных отраслей»: агропромышленного комплекса, пищевой промышленности, рыболовства, аквакультуры, производства рыбопродуктов, нефтегазохимии, судостроения и водного транспорта, которые, очевидно, и должны обеспечить науку финансированием. Траектории развития этих отраслей с разной степенью детализации описаны в соответствующих разделах Стратегии, но их обзор выходит за рамки данной статьи.

Для построения кластера предполагается создать региональный фонд для субсидирования внедрения научных разработок, застроить о. Русский технопарками и R&D-центрами, включить научно-технологические организации («живые лаборатории») в процесс формирования городской среды, создать детский образовательный центр по типу сочинского «Сириуса», ввести краевые научные организации в центры НТИ и так далее. Перечисленный набор мер требует внимательного анализа. Кроме того, появляются вопросы о методах реализации обозначенных шагов и о наполнении перечисленных структурных единиц.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И КЛАСТЕР

Между тем, обозначенный проект инновационного кластера должен быть реализован в рамках объемлющего мегапроекта «научно-технологического прорыва», обозначенного в указе президента от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». 

Согласно документу, в 2024 году Россия должна войти в топ-5 стран в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития. В стране должно быть создано минимум 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций. Кроме того, должна быть создана передовая инфраструктура научных исследований и разработок, обновлено 50% приборной базы научных организаций, создана сеть международных математических центров и центров геномных исследований. Детализации этих планов пока нет, но очевидно, что кластер на Русском должен стать одним из таких научно-образовательных центров.

Список значимых факторов, влияющих на процесс «научно-технологического прорыва», будет неполным без упоминания таких сюжетов, как разработка новой стратегии научно-технологического развития России, расширение сферы влияния Национальной технологической инициативы (НТИ), начавшееся разделение Минобрнауки на Миннауки и Минпросвещения (с присущими подобным процессам аппаратными играми). Как полагают эксперты, в сфере науки и высшего образования следует ожидать снижения статуса РАН до своего рода «клуба ученых», дальнейшего усиления научной значимости университетов, особенно участников программы «5-100» (к числу которых принадлежит и ДВФУ). На вузовскую науку возлагаются функции интегратора научно-технологического прорыва в регионах - от вузов ждут активности в выстраивании взаимодействия с местным бизнесом и местной властью.

На уровне ДФО коммуникация власти и вузов обеспечивается председательством полпреда Юрия Трутнева в наблюдательном совете ДВФУ. Но при внимательном рассмотрении программ развития Дальнего Востока выясняется, что в них просто нет задач для университета, умеющего, в теории, производить ровно две вещи: специалистов и инновационные разработки. 

Ни первый, ни второй продукт в сегодняшнем виде в процесс развития региона не встраиваются: новые и модернизирующиеся предприятия Дальнего Востока востребуют кадры рабочих профессий, а не бакалавров филологии и дизайна. Если им и нужны инновации, то не лабораторные образцы, а готовые технологические линии «в железе», желательно, уже опробованные на других производствах. Для подсоединения университета к местной экономике придется построить целый ряд достроечных участков, шлюзов и интерфейсов. В этой пока не спроектированной системе заявленный на о Русском «иннополис» будет только одним из элементов.

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ И КЛАСТЕР

В какой мере приморские научные и образовательные учреждения, столь невысоко оцененные в Стратегии, могут оправдать ожидания и сформировать научно-инновационный кластер? Основные игроки на этой поляне – местные институты ДВО РАН и ДВФУ – взаимодействуют между собой достаточно плотно: время учреждения университета совпало с курсом на усиление вузовской науки, поэтому в проект была заложена, помимо образовательной, заметная исследовательская составляющая. В результате произошла частичная миграция научных сотрудников, завлабов и руководителей институтов в университет. Частичная – потому что большинство из них не ушло из своих институтов и совмещает научный статус с академическим, что позволяет им использовать в своих институтских проектах ресурсы университета (например, дорогостоящее оборудование и рабочую силу в виде студентов). Трудно сказать, насколько такая модель эффективна с точки зрения исследовательской продуктивности.

Научные приоритеты Академии, как был замечено в Стратегии, определяются естественно-научным профилем ДВО РАН: из 16 учреждений Приморского научного центра 10 работают в области биологии, химии, географии и геологии. Такая диспропорция объясняется исторической нацеленностью дальневосточной науки на исследования потенциала освоения природных ресурсов региона (лес, гидробионты, полезные ископаемые), и в целом отражает современную ситуацию в дальневосточной экономике, где ведущими отраслями остаются не космос или транспорт, а рыбалка, лесозаготовки, добыча угля и газа. 

Эти приоритеты проецируются и на ДВФУ: самая крупная здесь Школа - естественных наук. Такие актуальные для Приморья направления, как транспорт, логистика, ИКТ в структуре вуза представлены недостаточно или вовсе отсутствуют. Недавно учреждённая, в русле актуальных трендов, Школа цифровой экономики пока имеет виртуальный характер.

Научную деятельность ДВФУ также ограничивает то обстоятельство, что мощности университета до сих пор не развернуты до проектных: три больших вуза, располагавшие десятками зданий по всему Владивостоку, были временно упакованы в первую очередь кампуса в расчете на быстрое введение второй. Места для размещения не хватает, поэтому часть оборудования ДВГУ и ДВГТУ в рабочем или законсервированном состоянии до сих пор находится в вузовских зданиях в центре Владивостока.

Способен ли ДВФУ в сегодняшнем состоянии стать лидером заявленного научно-технологического прорыва на российском Дальнем Востоке – большой вопрос. Процессы замены старой команды на новую, идущие в университете с момента назначения ректором Никиты Анисимова, сопровождаются массовыми увольнениями «стариков» и закономерно вызывают недовольство сотрудников и преподавателей, для которых университет и составившие его вузы десятилетиями были местом работы и делом всей жизни. К тому же, квалификация новой команды вызывает у уволенных работников серьезные сомнения. Взамен устоявшихся подходов к образованию и науке, унаследованных ещё от ДВГУ и ДВПИ, новые менеджеры и «дизайнеры образовательного процесса» предлагают набор атрибутов «инновационного университета», понимаемого как фабрика стартапов: технопарк, бизнес-инкубатор, центр трансфера технологий и тому подобное. 

Инновационность подходов к образованию должен был продемонстрировать недавний кейс: одному из выпускников его стартап был оформлен в качестве результата выпускных экзаменов - что, вообще-то, противоречит существующим нормам Минобрнауки. Таким образом, в ДВФУ, как может показаться со стороны, предпринимаются попытки двигаться от модели конвейера по производству людей с дипломами в сторону заявленного в уставе целеполагания университета, где он обозначен не только как институт социализации молодежи, но и как «драйвер научно-технологического развития Дальнего Востока». Однако есть заметные признаки того, что этот процесс не продуман содержательно и организационно, что ставит под вопрос его успешность.

Что касается Академии наук, то эта структура, мало кем воспринимаемая в последние годы как плацдарм для научно-технологического прорыва, уже несколько лет пребывает в состоянии реформирования, выхода из которого пока не видно. Стоит ожидать, что директора институтов в краткосрочной перспективе будут озабочены не участием в «прорыве», а выстраиванием отношений с новым руководством ФАНО и Миннауки. Нового мощного исхода научных сотрудников из институтов в университет в связи с усилением «интеграции» ожидать не приходится, поскольку большинство ученых, намеренных использовать для своих задач возможности ДВФУ, уже нашли себе место в его структуре, а постановка амбициозных научных задач силами университета (за исключением, пожалуй, Школы биомедицины) пока не производится.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПОЯВИЛСЯ КЛАСТЕР

В завершение – несколько тезисов о том, что следовало бы сделать в обязательном порядке для формирования в Приморье научно-инновационного кластера.

Подготовить обоснованную и продуманную заявку на создание дальневосточного научно-образовательного центра на базе ДВФУ. Кроме того, университет должен войти в процесс проектирования инновационно-технологического центра на Русском, которым сейчас занимается Минвостокразвития.

Выстроить «интерфейсы» коммуникации с местным бизнесом, помимо представительства Сколково. Пока сообщества стартаперов и бизнес-ангелов края и университет с его инфраструктурой инновационного процесса существуют в параллельных реальностях. Зоной общих интересов мог бы стать давно обсуждаемый, но до сих пор не созданный Центр коллективного пользования научно-технологическим оборудованием, потребность в котором у инноваторов точно есть.

Разработать новую программу интеграции с ДВО РАН, учитывающую не только интересы академии, но и задачи университета. Которые, в свою очередь, должны выходить за рамки обслуживания «конвейера дипломов», работающего по заданию Минобрнауки, и учитывать интересы других стейкхолдеров – родителей абитуриентов, компаний-работодателей, органов исполнительной власти региона.
Выстроить диалог ДВФУ с властями города, края и округа. Сегодня ДВФУ вынесен из города и географически, и ментально - за пределы городского и краевого дискурса. Представляется целесообразным участие университета в технологических инициативах, которые обсуждаются в настоящее время в крае: создание ГИС, «Умный Владивосток», «Цифровое Приморье».

Исправить естественно-научный перекос в научно-образовательной сфере за счет приоритетного развития таких направлений, как разработка новых материалов, робототехника, информационно-коммуникационные технологии, программирование и востоковедение.