Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Между двух программ

Застрянут ли Курильские острова между старой и новой федеральной целевой программой

Между двух программ

Негативные явления в отечественной экономике поставили под вопрос реализацию многих амбициозных планов. На излом попадает, в частности, федеральная целевая программа социально-экономического развития Курильских островов. В этом году истекает срок ее действия, и около трех месяцев назад правительство РФ приняло концепцию новой федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов до 2025 года». Но путь от документа до реальных строек долог и тернист. О том, как будет продолжаться развитие отдаленной территории, EastRussia беседует с Сергеем Абабковым, руководителем агентства по развитию Курильских островов и инвестиционных программ Сахалинской области.

- Сергей Александрович, давайте начнем, что называется, от печки. В России нет примеров федеральной целевой программы с миллиардным бюджетом, нацеленной на развитие трех муниципалитетов, в которых проживает всего около 20 тыс. человек. За что Курилам такое внимание?

- Несведущие люди иногда говорят, что эти острова – бесплодные скалы в океане. На самом деле они имеют огромное значение для всей страны. Цепочка Курильских островов – естественная граница России. Благодаря этому Охотское море, один из самых богатых водными биологическими ресурсами районов Мирового океана, остается внутренним морем Российской Федерации. Сами острова богаты полезными ископаемыми.

Следует учитывать, что на часть архипелага предъявляет претензии наш сосед, Япония. Поэтому целенаправленное развитие Курильских островов, создание там комфортных условий, закрепление населения – задача федерального масштаба. Этими действиями наша страна подтверждает, что Курилы – земля российская.

Это понимание пришло не сразу. В советские времена развитию Курил уделялось слишком мало внимания. Перестроечный кризис очень больно ударил по отдаленной территории, оттуда в массовом порядке начали уезжать. Возникла угроза, что Россия утратит контроль над стратегически важной территорией. Ответом на нее стал запуск первой программы социально-экономического развития Курил. Цель – обеспечить комплексное развитие экономики, инфраструктуры и социальной сферы на островах, и в результате создать привлекательные условия для хозяйствования и жизни населения.

- Первая курильская программа, принятая еще в 90-х годах, в части обязательств федерального бюджета была профинансирована всего на 21%. Через несколько месяцев завершается срок действия второй по счету программы, запущенной в 2007 году. Каковы ее предварительные итоги? Как изменились острова за эти годы?

- Вторая курильская программа заработала с 1 января 2007 года. Изначально планировалось, что общий объем финансирования составит 17,9 млрд рублей. Из них 77,5% – средства федерального бюджета, 7,7% – деньги из областной казны. Остальное из внебюджетных источников. В нее было заложено повышение транспортной доступности, создание условий для устойчивого развития экономики, модернизация социальной инфраструктуры.

Однако вскоре стало ясно, многие объекты невозможно реконструировать, как это предусматривалось программой. Надо строить заново. Это касалось систем производства и распределения электроэнергии, тепла, водоснабжения, обеспечения топливом. Правительство страны пошло нам навстречу. В ноябре 2010 года Курилы в ранге президента страны посетил Дмитрий Медведев. По итогам поездки он принял решение об увеличении финансирования. В итоге бюджет программы вырос на треть, до 28 млрд рублей.

На мой взгляд, ни одна из федеральных целевых программ не финансируется настолько четко и полно, как курильская. В прошлом году по ней был выделен самый большой объем средств - 7,1 млрд рублей из бюджетов всех уровней. Это дало нам возможность достроить и ввести в строй все запланированные на год объекты. На острове Итуруп это аэропорт, автодорога Курильск – Рейдово, грузопассажирский комплекс в заливе Китовый. Шикотан - больница и поликлиника. А также ветродизельная электростанция на острове Кунашир, системы топливообеспечения и теплоснабжения на Парамушире.

Мы продолжали строить ряд объектов, которые должны войти в строй уже в этом году: системы водоснабжения и водоотведения на Парамушире, Кунашире и Шикотане, спортивные и культурные объекты на Итурупе и Кунашире, жилье, детские сады.

В итоге за все время действия программы уже построен 31 объект из 38 запланированных. Завершаются работы по строительству систем водоснабжения и водоотведения на островах Кунашир, Шикотан и Парамушир. В ближайшие месяцы предстоит закончить реконструкцию Менделеевской геотермальной станции в Южно-Курильском районе. Я думаю, что до конца текущего года мы свою работу по программе выполним.

Нам удалось многое изменить на островах. В первую очередь улучшилась транспортная инфраструктура. Осенью прошлого года на острове Итуруп заработал современный всепогодный аэропорт с символичным названием Ясный. Практически ушли в прошлое постоянные задержки рейсов по причине неблагоприятных погодных условий. На Кунашире проведена реконструкция аэропорта Менделеево, работают вертодром на Парамушире и вертолетная площадка на Шикотане.

Еще недавно постоянной головной болью было отсутствие на островах нормальных причальных сооружений. Из-за этого применялся так называемый рейдовый способ погрузки грузов и пассажиров: теплоход подходил к острову, и поскольку причалов с достаточными глубинами не было, он оставался в море, а между ним и островом сновали баржи и плашкоуты, которые перевозили грузы и пассажиров. Это опасно и очень дорого. А на Шикотане еще несколько лет назад теплоход «Игорь Фархутдинов» на треть корпуса швартовался к затопленному минному тральщику «Ишим». Сегодня все это в прошлом. Мощные современные причалы из железобетона появились на островах Кунашир и Шикотан. К ним швартуются теплоходы «Игорь Фархутдинов» и «Поларис», другие суда. Пассажиры сходят сразу на берег. Без лишних затрат ведется обработка грузов. Скоро такой же глубоководный причал должен появиться и на Парамушире. Можно сказать, что проблема транспортной доступности островов перестала быть острой. Забыты многие коммунальные беды – плановые отключения света, перебои с водоснабжением, с топливом.

Построены новые детские сады. На островах впервые за всю историю появились асфальтированные дороги. Стало стабильным электроснабжение. Теперь бизнес может получить столько электроэнергии, сколько ему необходимо. Это огромный плюс для предпринимательства.

Активно строится благоустроенное жилье. Следует учитывать, что на Курилах ведется масштабное строительство и в рамках региональных программ, возводятся объекты здравоохранения, культуры и спорта, благоустройство.

Я считаю, что задачу по повышению комфортности проживания на Курилах мы решили. Подтверждение тому – улучшение демографической обстановки, устойчивый рост рождаемости, который наблюдается в этих трех муниципалитетах в последние годы.

- Что вы намереваетесь включить в третью по счету федеральную курильскую программу, рассчитанную на период до 2025 года?

- Если коротко, мы планируем ее реализацию по четырем направлениям. Во-первых, за отведенный программой срок следует обеспечить бесперебойное пассажирское и грузовое сообщение между островами и материком. Второе - создать условия для опережающего развития территории, эффективного использования природного потенциала и продвижения инноваций. Третье - обеспечить курильчан доступным и комфортным жильем, повысить качество жилищно-коммунальных услуг. Четвертое направление – это инвестиции в развитие человеческого капитала и кадрового потенциала.

Речь идет о строительстве морских судов для перевозок грузов и пассажиров между северными Курилами и Камчаткой, средними и южными Курилами и Сахалином, возведении объектов энергетики, спортивного назначения, школ.

Мы намерены привлечь частные инвестиции в перспективные отрасли. Например, в проекты по строительству сети рыборазводных заводов и развитие марикультуры, увеличению объемов добычи водных биологических ресурсов и повышение глубины их переработки. Другой важный для региона проект – по созданию морского биотехнопарка, который территориально будет размещаться и на Сахалине и на Курилах.

Необходимо поддержать и развитие горнорудной промышленности. Это проекты по добыче золота и серебра на островах Уруп и Кунашир, рения на Итурупе.

Важное место в наших планах занимает развитие туризма. Его основой станут термальные источники на Курилах, охота и рыбалка, а также познавательный туризм. Эта работа уже началась со строительством гостиниц на островах. Предусмотрены и проекты в сфере сельского хозяйства, в частности, создание тепличных комплексов.

- Но на дворе кризис. Удастся ли реализовать задуманное?

- Особенность проекта новой курильской программы в том, что ее предлагается финансировать из федерального и регионального бюджетов на паритетной основе. Общая стоимость программы – 68,8 млрд рублей. Из них 27,7 млрд – средства федерального бюджета, 31,7 млрд – из областной казны. Еще 9,3 млрд – средства внебюджетных источников. Проект программы сейчас проходит согласование в федеральных органах власти.

Что касается реакции на негативные явления в экономике, в проекте мы предусматриваем, что в ближайшие два года финансирование из федерального бюджета строительства объектов, которые станут муниципальной или областной собственностью, будет сведено к нулю. Строить будем пока только за счет регионального бюджета. Улучшится экономическая ситуация в стране – возрастет и роль федеральной казны.

Конечно, кризис уже сказался на наших подрядчиках. Растут цены на транспортные услуги, комплектующие и строительные материалы. Поэтому мы убеждаем подрядчиков как можно быстрее завершать начатые объекты от греха подальше. Впрочем, пока критических моментов, когда пришлось бы остановить строительство того или иного объекта, у нас не возникало. И риск, что такие ситуации могут возникнуть в ближайшем будущем, пока не просматривается.