Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Between the two programs

Will the Kurile Islands be stuck between the old and the new federal target program

Between the two programs

Negative developments in the domestic economy have called into question the implementation of many ambitious plans. In particular, the federal target program for the socio-economic development of the Kuril Islands falls on the break. This year it expires, and about three months ago the Russian government adopted the concept of a new federal target program "Socio-economic development of the Kuril Islands until 2025". But the path from the document to real construction projects is long and thorny. About how the development of the remote territory will continue, EastRussia talks with Sergey Ababkov, head of the agency for the development of the Kuril Islands and investment programs of the Sakhalin region.

- Sergey Alexandrovich, let's start what's called from the stove. In Russia, there are no examples of a federal targeted program with a billion-dollar budget, aimed at the development of three municipalities, where only about 20 thousand people live. Why is Kurilam such attention?

- Ignorant people sometimes say that these islands are barren rocks in the ocean. In fact, they are of great importance for the entire country. The Kuril Islands chain is the natural border of Russia. Thanks to this, the Sea of ​​Okhotsk, one of the richest areas of the World Ocean in aquatic biological resources, remains the inland sea of ​​the Russian Federation. The islands themselves are rich in minerals.

It should be borne in mind that our neighbor, Japan, makes claims on part of the archipelago. Therefore, the purposeful development of the Kuril Islands, the creation of comfortable conditions there, and the consolidation of the population is a federal task. By these actions, our country confirms that the Kuriles are Russian land.

This understanding did not come immediately. In Soviet times, too little attention was paid to the development of the Kuriles. The perestroika crisis hit the remote territory very painfully, and people began to leave from there in droves. There was a threat that Russia would lose control over the strategically important territory. The answer to it was the launch of the first program for the socio-economic development of the Kuriles. The goal is to ensure the comprehensive development of the economy, infrastructure and social sphere on the islands, and, as a result, create attractive conditions for the economy and life of the population.

- The first Kuril program, adopted back in the 90-ies, in terms of federal budget obligations was funded by only 21%. A few months later expires the second program under the account, launched in 2007 year. What are its preliminary results? How have the islands changed over the years?

- The second Kuril program was launched on January 1, 2007. Initially, it was planned that the total amount of funding will be 17,9 billion rubles. Of these, 77,5% - funds from the federal budget, 7,7% - money from the regional treasury. The rest is from extrabudgetary sources. It included increasing transport accessibility, creating conditions for sustainable economic development, and modernizing social infrastructure.

However, it soon became clear that many objects could not be reconstructed, as envisaged by the program. We must build anew. This concerned the production and distribution of electricity, heat, water, and fuel. The government of the country went to meet us. In November 2010 years of the Kurile in the rank of the president of the country was visited by Dmitry Medvedev. As a result of the trip, he decided to increase funding. As a result, the program budget grew by one third, to 28 billion rubles.

In my opinion, none of the federal targeted programs is funded as clearly and fully as the Kuril one. Last year, the largest amount of funds was allocated for it - 7,1 billion rubles from the budgets of all levels. This gave us the opportunity to complete and commission all the facilities planned for the year. On the Iturup Island, these are the airport, the Kurilsk-Reidovo motorway, and the cargo-passenger complex in Kitovy Bay. Shikotan - hospital and clinic. As well as a wind-diesel power plant on the Kunashir island, fuel and heat supply systems on Paramushir.

We continued to build a number of facilities that are to be commissioned this year: water supply and sanitation systems on Paramushir, Kunashir and Shikotan, sports and cultural facilities on Iturup and Kunashir, housing, kindergartens.

As a result, for the entire duration of the program's operation, an 31 object from 38 planned has already been built. The works on the construction of water supply and sanitation systems on the islands of Kunashir, Shikotan and Paramushir are being completed. In the coming months, it is necessary to finish the reconstruction of the Mendeleevsky geothermal station in the South Kurile region. I think that by the end of this year we will be able to fulfill our work on the program.

We managed to change a lot on the islands. First of all, the transport infrastructure improved. In autumn last year on the island of Iturup earned a modern all-weather airport with the symbolic name Clear. The constant delays of flights are almost a thing of the past because of unfavorable weather conditions. On Kunashir, the reconstruction of the Mendeleevo airport was carried out, they work as a heliport on Paramushir and a helipad on Shikotan.

Until recently, a constant headache was the lack of normal berthing facilities on the islands. Because of this, the so-called roadstead method of loading cargo and passengers was used: the ship approached the island, and since there were no berths with sufficient depths, it remained in the sea, and between it and the island barges and pontoons were scurrying about, which carried cargo and passengers. It is dangerous and very expensive. And on Shikotan a few years ago the motor ship "Igor Farkhutdinov" was moored by a third of the hull to the sunken minesweeper "Ishim". Today, all this is in the past. Powerful modern reinforced concrete berths appeared on the islands of Kunashir and Shikotan. The motor ships "Igor Farkhutdinov" and "Polaris" and other vessels are moored to them. Passengers go directly to the shore. Cargo handling is carried out at no extra cost. Soon the same deep-water berth should appear on Paramushir. We can say that the problem of transport accessibility of the islands has ceased to be acute. Many communal troubles have been forgotten - planned power outages, interruptions in water supply, with fuel.

New kindergartens have been built. On the islands for the first time in history there were asphalted roads. The electricity supply became stable. Now the business can get as much electricity as it needs. This is a huge plus for entrepreneurship.

Active housing is being built. It should be borne in mind that large-scale construction is being carried out in the Kuriles within the framework of regional programs, objects of public health, culture and sports, landscaping are being built.

I believe that we have solved the problem of increasing the comfort of living in the Kuril Islands. Confirmation of this is the improvement in the demographic situation, the steady growth in the birth rate, which has been observed in these three municipalities in recent years.

- What do you intend to include in the third federal bill for the Kuril program, designed for the period up to 2025 year?

- In short, we plan to implement it in four areas. First, within the time allotted by the program, it is necessary to ensure uninterrupted passenger and cargo traffic between the islands and the mainland. The second is to create conditions for the advanced development of the territory, the effective use of natural potential and the promotion of innovations. The third is to provide Kuril residents with affordable and comfortable housing, improve the quality of housing and communal services. The fourth area is investment in the development of human capital and human resources.

We are talking about the construction of sea vessels for the transport of goods and passengers between the northern Kuriles and Kamchatka, the middle and southern Kuriles and Sakhalin, the construction of energy facilities, sports facilities, schools.

We intend to attract private investment in promising industries. For example, in projects for the construction of a network of fish farms and the development of mariculture, an increase in the production of aquatic biological resources and an increase in the depth of their processing. Another important project for the region is the creation of a marine biotechnopark, which will be geographically located both on Sakhalin and the Kuril Islands.

It is necessary to support the development of the mining industry. These are projects for the extraction of gold and silver on the islands of Urup and Kunashir, rhenium on Iturup.

An important place in our plans is the development of tourism. Its base will be the thermal springs on the Kuriles, hunting and fishing, as well as cognitive tourism. This work has already begun with the construction of hotels on the islands. There are also projects in the field of agriculture, in particular, the creation of greenhouse complexes.

"But there's a crisis in the yard." Will you succeed in realizing your plans?

- The peculiarity of the draft of the new Kuril program is that it is proposed to be financed from the federal and regional budgets on a parity basis. The total cost of the program is 68,8 billion rubles. Of these, 27,7 billion - from the federal budget, 31,7 billion - from the regional treasury. Another 9,3 billion comes from extrabudgetary sources. The draft program is now being approved by the federal authorities.

As for the reaction to negative phenomena in the economy, in the project we envisage that in the next two years, funding from the federal budget for the construction of objects that will become municipal or regional property will be reduced to zero. So far, we will build only at the expense of the regional budget. The economic situation in the country will improve - the role of the federal treasury will also increase.

Of course, the crisis has already affected our contractors. Prices for transport services, components and building materials are rising. Therefore, we urge contractors to complete the started facilities as quickly as possible from harm as far as possible. However, while critical moments when we would have to stop the construction of an object, we did not arise. And the risk that such situations may arise in the near future is not yet visible.

November 28: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Между двух программ

Застрянут ли Курильские острова между старой и новой федеральной целевой программой

Между двух программ

Негативные явления в отечественной экономике поставили под вопрос реализацию многих амбициозных планов. На излом попадает, в частности, федеральная целевая программа социально-экономического развития Курильских островов. В этом году истекает срок ее действия, и около трех месяцев назад правительство РФ приняло концепцию новой федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов до 2025 года». Но путь от документа до реальных строек долог и тернист. О том, как будет продолжаться развитие отдаленной территории, EastRussia беседует с Сергеем Абабковым, руководителем агентства по развитию Курильских островов и инвестиционных программ Сахалинской области.

- Сергей Александрович, давайте начнем, что называется, от печки. В России нет примеров федеральной целевой программы с миллиардным бюджетом, нацеленной на развитие трех муниципалитетов, в которых проживает всего около 20 тыс. человек. За что Курилам такое внимание?

- Несведущие люди иногда говорят, что эти острова – бесплодные скалы в океане. На самом деле они имеют огромное значение для всей страны. Цепочка Курильских островов – естественная граница России. Благодаря этому Охотское море, один из самых богатых водными биологическими ресурсами районов Мирового океана, остается внутренним морем Российской Федерации. Сами острова богаты полезными ископаемыми.

Следует учитывать, что на часть архипелага предъявляет претензии наш сосед, Япония. Поэтому целенаправленное развитие Курильских островов, создание там комфортных условий, закрепление населения – задача федерального масштаба. Этими действиями наша страна подтверждает, что Курилы – земля российская.

Это понимание пришло не сразу. В советские времена развитию Курил уделялось слишком мало внимания. Перестроечный кризис очень больно ударил по отдаленной территории, оттуда в массовом порядке начали уезжать. Возникла угроза, что Россия утратит контроль над стратегически важной территорией. Ответом на нее стал запуск первой программы социально-экономического развития Курил. Цель – обеспечить комплексное развитие экономики, инфраструктуры и социальной сферы на островах, и в результате создать привлекательные условия для хозяйствования и жизни населения.

- Первая курильская программа, принятая еще в 90-х годах, в части обязательств федерального бюджета была профинансирована всего на 21%. Через несколько месяцев завершается срок действия второй по счету программы, запущенной в 2007 году. Каковы ее предварительные итоги? Как изменились острова за эти годы?

- Вторая курильская программа заработала с 1 января 2007 года. Изначально планировалось, что общий объем финансирования составит 17,9 млрд рублей. Из них 77,5% – средства федерального бюджета, 7,7% – деньги из областной казны. Остальное из внебюджетных источников. В нее было заложено повышение транспортной доступности, создание условий для устойчивого развития экономики, модернизация социальной инфраструктуры.

Однако вскоре стало ясно, многие объекты невозможно реконструировать, как это предусматривалось программой. Надо строить заново. Это касалось систем производства и распределения электроэнергии, тепла, водоснабжения, обеспечения топливом. Правительство страны пошло нам навстречу. В ноябре 2010 года Курилы в ранге президента страны посетил Дмитрий Медведев. По итогам поездки он принял решение об увеличении финансирования. В итоге бюджет программы вырос на треть, до 28 млрд рублей.

На мой взгляд, ни одна из федеральных целевых программ не финансируется настолько четко и полно, как курильская. В прошлом году по ней был выделен самый большой объем средств - 7,1 млрд рублей из бюджетов всех уровней. Это дало нам возможность достроить и ввести в строй все запланированные на год объекты. На острове Итуруп это аэропорт, автодорога Курильск – Рейдово, грузопассажирский комплекс в заливе Китовый. Шикотан - больница и поликлиника. А также ветродизельная электростанция на острове Кунашир, системы топливообеспечения и теплоснабжения на Парамушире.

Мы продолжали строить ряд объектов, которые должны войти в строй уже в этом году: системы водоснабжения и водоотведения на Парамушире, Кунашире и Шикотане, спортивные и культурные объекты на Итурупе и Кунашире, жилье, детские сады.

В итоге за все время действия программы уже построен 31 объект из 38 запланированных. Завершаются работы по строительству систем водоснабжения и водоотведения на островах Кунашир, Шикотан и Парамушир. В ближайшие месяцы предстоит закончить реконструкцию Менделеевской геотермальной станции в Южно-Курильском районе. Я думаю, что до конца текущего года мы свою работу по программе выполним.

Нам удалось многое изменить на островах. В первую очередь улучшилась транспортная инфраструктура. Осенью прошлого года на острове Итуруп заработал современный всепогодный аэропорт с символичным названием Ясный. Практически ушли в прошлое постоянные задержки рейсов по причине неблагоприятных погодных условий. На Кунашире проведена реконструкция аэропорта Менделеево, работают вертодром на Парамушире и вертолетная площадка на Шикотане.

Еще недавно постоянной головной болью было отсутствие на островах нормальных причальных сооружений. Из-за этого применялся так называемый рейдовый способ погрузки грузов и пассажиров: теплоход подходил к острову, и поскольку причалов с достаточными глубинами не было, он оставался в море, а между ним и островом сновали баржи и плашкоуты, которые перевозили грузы и пассажиров. Это опасно и очень дорого. А на Шикотане еще несколько лет назад теплоход «Игорь Фархутдинов» на треть корпуса швартовался к затопленному минному тральщику «Ишим». Сегодня все это в прошлом. Мощные современные причалы из железобетона появились на островах Кунашир и Шикотан. К ним швартуются теплоходы «Игорь Фархутдинов» и «Поларис», другие суда. Пассажиры сходят сразу на берег. Без лишних затрат ведется обработка грузов. Скоро такой же глубоководный причал должен появиться и на Парамушире. Можно сказать, что проблема транспортной доступности островов перестала быть острой. Забыты многие коммунальные беды – плановые отключения света, перебои с водоснабжением, с топливом.

Построены новые детские сады. На островах впервые за всю историю появились асфальтированные дороги. Стало стабильным электроснабжение. Теперь бизнес может получить столько электроэнергии, сколько ему необходимо. Это огромный плюс для предпринимательства.

Активно строится благоустроенное жилье. Следует учитывать, что на Курилах ведется масштабное строительство и в рамках региональных программ, возводятся объекты здравоохранения, культуры и спорта, благоустройство.

Я считаю, что задачу по повышению комфортности проживания на Курилах мы решили. Подтверждение тому – улучшение демографической обстановки, устойчивый рост рождаемости, который наблюдается в этих трех муниципалитетах в последние годы.

- Что вы намереваетесь включить в третью по счету федеральную курильскую программу, рассчитанную на период до 2025 года?

- Если коротко, мы планируем ее реализацию по четырем направлениям. Во-первых, за отведенный программой срок следует обеспечить бесперебойное пассажирское и грузовое сообщение между островами и материком. Второе - создать условия для опережающего развития территории, эффективного использования природного потенциала и продвижения инноваций. Третье - обеспечить курильчан доступным и комфортным жильем, повысить качество жилищно-коммунальных услуг. Четвертое направление – это инвестиции в развитие человеческого капитала и кадрового потенциала.

Речь идет о строительстве морских судов для перевозок грузов и пассажиров между северными Курилами и Камчаткой, средними и южными Курилами и Сахалином, возведении объектов энергетики, спортивного назначения, школ.

Мы намерены привлечь частные инвестиции в перспективные отрасли. Например, в проекты по строительству сети рыборазводных заводов и развитие марикультуры, увеличению объемов добычи водных биологических ресурсов и повышение глубины их переработки. Другой важный для региона проект – по созданию морского биотехнопарка, который территориально будет размещаться и на Сахалине и на Курилах.

Необходимо поддержать и развитие горнорудной промышленности. Это проекты по добыче золота и серебра на островах Уруп и Кунашир, рения на Итурупе.

Важное место в наших планах занимает развитие туризма. Его основой станут термальные источники на Курилах, охота и рыбалка, а также познавательный туризм. Эта работа уже началась со строительством гостиниц на островах. Предусмотрены и проекты в сфере сельского хозяйства, в частности, создание тепличных комплексов.

- Но на дворе кризис. Удастся ли реализовать задуманное?

- Особенность проекта новой курильской программы в том, что ее предлагается финансировать из федерального и регионального бюджетов на паритетной основе. Общая стоимость программы – 68,8 млрд рублей. Из них 27,7 млрд – средства федерального бюджета, 31,7 млрд – из областной казны. Еще 9,3 млрд – средства внебюджетных источников. Проект программы сейчас проходит согласование в федеральных органах власти.

Что касается реакции на негативные явления в экономике, в проекте мы предусматриваем, что в ближайшие два года финансирование из федерального бюджета строительства объектов, которые станут муниципальной или областной собственностью, будет сведено к нулю. Строить будем пока только за счет регионального бюджета. Улучшится экономическая ситуация в стране – возрастет и роль федеральной казны.

Конечно, кризис уже сказался на наших подрядчиках. Растут цены на транспортные услуги, комплектующие и строительные материалы. Поэтому мы убеждаем подрядчиков как можно быстрее завершать начатые объекты от греха подальше. Впрочем, пока критических моментов, когда пришлось бы остановить строительство того или иного объекта, у нас не возникало. И риск, что такие ситуации могут возникнуть в ближайшем будущем, пока не просматривается.