Центры угольной промышленности перенесут на Восток
Глава Минэнерго Александр Новак озвучил обновленную программу развития угольной промышленности России до 2030 года. Ее финансирование, по словам премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, превысит 5 трлн рублей. Важнейшее отличие программы – увеличение объемов добычи угля на Дальнем Востоке и в Сибири.
Под перенесением «центров развития угольной промышленности» подразумевается освоение новых месторождений в регионе, уточнили в пресс-службе Минрегиона. Добыча угля в ДФО, согласно программе, к 2030 году должна быть увеличена с 33 до 75 млн тонн в год (при общероссийском росте от 350 до 480 млн тонн в год в лучшем случае). Как отметили в пресс-службе, увеличить объемы добычи позволит освоение новых месторождений в этом макрорегионе (более чем на 70%) и довести ее до 190 млн тонн в год.
«На увеличение прогнозируемых объемов добычи угля к 2030 году может оказать влияние экономическое сотрудничество с Китаем по возможному освоению трех месторождений. Это два месторождения в Амурской области (Ерковецкое и Огоджинское) и одно в Забайкальском крае (Чикойское)», - сообщили EastRussia.ru в пресс-службе Минрегиона.
Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков видит противоречие в развитии энергетики на Дальнем Востоке.
Это не единственный пример конкуренции газа и угля, считает эксперт. Во всех стратегических программных документах органов власти РФ («Прогноз социально-экономического развития РФ до 2030 года», «Энергетическая стратегия РФ до 2030» (и проект «Энергостратегия РФ до 2035 года») ) проходит мысль о необходимости сокращения доли газовой генерации для того, чтобы сбалансировать энергобаланс.
Экономического развития в России уже нет, значит, потребление электроэнергии стагнирует. Следовательно, топлива нужно меньше. При этом идет перевод населенных пунктов на газ, в частности Владивостока. Следовательно, единственная возможность нарастить производство угля - это увеличение экспорта, подвел итог эксперт.
По информации компании «РАО Энергетические Системы Востока», в 2013 году доля газа в топливном балансе компании составила 41,16%, угля – 56,6%.
«Развитие угледобычи при условии исполнения всех планов компаний в пропорциональном отношении к общероссийской добыче угля в большей степени должно происходить на Дальнем Востоке (развитие Эльги, Огоджинское месторождение, Апсатское месторождение, Нерюнгринские месторождения), - сообщила EastRussia.ru заместитель начальника департамента общественных коммуникаций «РАО ЭС Востока» Анастасия Бражина. – Однако их развитие будет связано с увеличением экспортных поставок. Для наших энергетических предприятий увеличение угледобычи даст лишь рост конкурентной среды. Увеличение потребления угля объектами новой генерации будет не столь значительно в сравнении с планами угольных компаний по увеличению добычи».
Сейчас «РАО ЭС Востока» занята строительством трех ТЭЦ (во Владивостоке, Благовещенске и Советской гавани) и двух ГРЭС (Якутск и Сахалин). Из них 2-я очередь Благовещенской ТЭЦ, ТЭЦ в г. Советская Гавань и Сахалинская ГРЭС-2 – угольные проекты.
«Мощности комплексов, предназначенных для перевалки угля в морских портах, планируется увеличить с 91 млн тонн до 190-230 млн тонн в год. Большая часть вводимых портовых мощностей придется на Дальний Восток. К 2030 году она там составит 155 млн т угля в год, - рассказали EastRussia.ru в пресс-службе Минрегиона. – Портовый потенциал сориентирован прежде всего на экспорт угля в страны АТР, а также на замещение терминалов Украины и стран Балтии».
Экспорту угля в страны АТР (производится через угольные терминалы в портах Приморья и Хабаровского края) препятствует низкая пропускная способность Дальневосточной железной дороги (ДВЖД).
Хотя если государство возьмет на себя обеспечение инфраструктуры для вывоза угля, то это станет существенным подспорьем для частных компаний, так как сократит их затраты, считает аналитик.
Возможности для наращивания добычи угля на Дальнем Востоке есть, уверен директор «Фонда энергетического развития» Сергей Пикин. Увеличение объемов добычи – это вопрос рынков. Если рынки будут переваривать большие объемы продукции, то возможна более интенсивная добыча на востоке России.
«Если на Дальнем Востоке будет развиваться угольная генерация с потенциалом на экспорт, то будет и нужда в добыче угля. Но на текущий момент особых потребностей в угле на Дальнем Востоке России нет. Напротив, стоит задача по газификации региона», - сказал EastRussia.ru С. Пикин.
Расширение географии добычи нужно для того, чтобы экспортировать уголь на перспективные рынки. Между тем, по словам эксперта, логичнее продавать электроэнергию, чем уголь.
«На азиатском рынке России придется серьезно конкурировать с Австралией. А потребление угля Китаем очень высоко, это приводит к ситуации перманентной экологической катастрофы в городах КНР. В воздухе постоянно стоит смог, который в том числе представляет собой дым от сжигания угля, - сообщил И. Юшков. – Поэтому Китаю не нужен российский уголь в больших объемах. У Китая есть и собственные запасы угля, которые при необходимости можно добыть».
«Из крупных потребителей угля в Азии есть Япония, Южная Корея, Тайвань. Туда можно поставлять уголь. Но тут вопрос цены возникает. Смогут ли российские угольщики конкурировать с той же Австралией? С нашими высокими тарифами на перевозку по железной дороге это большой вопрос, - высказался И. Юшков. – Доля России на рынке угля стран АТР сейчас 5,9%. Но Минэнерго ставит цель увеличить этот показатель до 10%».
Крупнейшие игроки на российском угольном рынке – «СУЭК» и «Мечел» на Дальнем Востоке добывают 14,1 млн тонн и 10 млн тонн соответственно.
Общий объем экспорта углей «СУЭК» в 2013 году составил 38,7 млн тонн, из которых 58% - в азиатские страны. СУЭК поставляет уголь через терминал в Ванино (Хабаровский край) в Японию, Китай, Южную Корею, Тайвань. В компании уверены, что российский уголь успешно конкурирует на международном рынке, несмотря на «высокую себестоимость российского угля (из-за длинного железнодорожного транспортного плеча до портов – более 4 тыс. км) и постоянный рост издержек (рост цен на ГСМ, рост заработных плат, рост тарифов и т.п.). Особенно это актуально в условиях затяжного (около двух лет) ценового спада на мировых угольных рынках»
«Мечел» ежемесячно направляет своим партнерам в странах АТР более миллиона тонн угольной продукции. «Учитывая конъюнктуру товарных рынков, сбытовая политика «Мечела» предусматривает расширение клиентской базы и прежде всего в странах АТР», - рассказали в пресс-службе. Для перевалки угля используются порт Посьет, который входит в структуру «Мечела», и порт Ванино, с которым установлены устойчивые партнерские отношения. В основном компания отгружает свой уголь в Китай, Японию и Южную Корею.
«Российский уголь на международных рынках успешно конкурирует, особенно если речь идет о коксующемся угле. «Мечел» наращивает поставки в страны АТР с 2011 года. По нашим оценкам, в ближайшие годы АТР займет первое место в объеме экспорта угольной продукции «Мечела» – до 70% от прогнозируемых поставок», - поделились в пресс-службе «Мечела».
Справка EastRussia.ru:
По информации Минэнерго, общий объем вывезенного российского угля с начала 2013 г. составил 141 116,0 тыс. тонн, в том числе через морские порты отгружено 88 871,0 тыс. тонн (63,0% от общего объема вывоза).
Средние экспортные цены на российский уголь на декабре месяце 2013 года составили: на энергетический уголь – 74 $/т, на коксующийся уголь – 87 $/т.
Цена на международном сотовом рынке энергетического угля в портах отгрузки в конце 2013 года составила: 84 $/т – Австралия, порт Ньюкасл; 62 $/т – Индонезия, порт Вост Калимантан; 89 $/т – Россия, порт Восточный (Находка).
Всего в 2013 году на Дальнем Востоке России добыли 33 199,9 тыс. тонн. В 2012 - 35 141,5 тыс. тонн.
Текст: Алексей Петрук