Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Между газом и углем

Центры угольной промышленности перенесут на Восток

Между газом и углем

Программа развития угольной отрасли РФ до 2030 года предполагает наращивание угледобычи на Дальнем Востоке и в Сибири до 75 млн тонн в год. Часть угля Россия будет продавать на рынках АТР. Однако для этого потребуется развитие сети железных дорог.

Глава Минэнерго Александр Новак озвучил обновленную программу развития угольной промышленности России до 2030 года. Ее финансирование, по словам премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, превысит 5 трлн рублей. Важнейшее отличие программы – увеличение объемов добычи угля на Дальнем Востоке и в Сибири.

«Принципиальное отличие новой программы - это масштабное перенесение центров развития угольной промышленности в Восточную Сибирь и на Дальний Восток. Такой путь развития связан с разработкой перспективных угольных месторождений в малоосвоенных восточных регионах - в Якутии, в Туве, в Забайкалье, на Сахалине», - цитирует А. Новака «ИТАР-ТАСС».

Под перенесением «центров развития угольной промышленности» подразумевается освоение новых месторождений в регионе, уточнили в пресс-службе Минрегиона. Добыча угля в ДФО, согласно программе, к 2030 году должна быть увеличена с 33 до 75 млн тонн в год (при общероссийском росте от 350 до 480 млн тонн в год в лучшем случае). Как отметили в пресс-службе, увеличить объемы добычи позволит освоение новых месторождений в этом макрорегионе (более чем на 70%) и довести ее до 190 млн тонн в год.

«На увеличение прогнозируемых объемов добычи угля к 2030 году может оказать влияние экономическое сотрудничество с Китаем по возможному освоению трех месторождений. Это два месторождения в Амурской области (Ерковецкое и Огоджинское) и одно в Забайкальском крае (Чикойское)», - сообщили EastRussia.ru в пресс-службе Минрегиона.

Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков видит противоречие в развитии энергетики на Дальнем Востоке.

«Чем больше производственных проектов на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири будет появляться, тем интенсивнее будут развиваться регионы. Ведь новые предприятия не только будут платить налоги, но и обеспечивать население работой. Но необходимо отметить, что государству стоит определить приоритетность энергопроектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь возникает конкуренция газовых и угольных проектов. Это выражается как в планах внутреннего развития, так и в приоритетах экспортной политики, – уверен И. Юшков. - Так, например, государство говорит о необходимости газификации сибирских городов и Дальнего Востока. Для этого был построен газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток к саммиту АТЭС 2012 года, который обеспечил перевод столицы Приморья с угля на газ. Это позволило разрешить застарелые экологические проблемы Владивостока. Позже Владимир Путин провел совещание по развитию угольной отрасли, где были поставлены задачи развития добычи угля и угольной генерации, в том числе и на Дальнем Востоке».

Это не единственный пример конкуренции газа и угля, считает эксперт. Во всех стратегических программных документах органов власти РФ («Прогноз социально-экономического развития РФ до 2030 года», «Энергетическая стратегия РФ до 2030» (и проект «Энергостратегия РФ до 2035 года») ) проходит мысль о необходимости сокращения доли газовой генерации для того, чтобы сбалансировать энергобаланс.

«Предполагается, что происходить это будет в том числе за счет наращивания доли угольной генерации. При этом, выполняя установки, данные Президентом, некоторые компании заявляют о сомнительных проектах, - высказал мнение И. Юшков. – Например, президент государственной нефтяной компании «Роснефть» Игорь Сечин заявил, что компания рассматривает возможность строительства угольной электростанции, которая будет запитывать будущий завод СПГ. Очевидно, что для завода СПГ стоит построить газовую станцию».

Экономического развития в России уже нет, значит, потребление электроэнергии стагнирует. Следовательно, топлива нужно меньше. При этом идет перевод населенных пунктов на газ, в частности Владивостока. Следовательно, единственная возможность нарастить производство угля - это увеличение экспорта, подвел итог эксперт.

По информации компании «РАО Энергетические Системы Востока», в 2013 году доля газа в топливном балансе компании составила 41,16%, угля – 56,6%.

«Развитие угледобычи при условии исполнения всех планов компаний в пропорциональном отношении к общероссийской добыче угля в большей степени должно происходить на Дальнем Востоке (развитие Эльги, Огоджинское месторождение, Апсатское месторождение, Нерюнгринские месторождения), - сообщила EastRussia.ru заместитель начальника департамента общественных коммуникаций «РАО ЭС Востока» Анастасия Бражина. – Однако их развитие будет связано с увеличением экспортных поставок. Для наших энергетических предприятий увеличение угледобычи даст лишь рост конкурентной среды. Увеличение потребления угля объектами новой генерации будет не столь значительно в сравнении с планами угольных компаний по увеличению добычи».

Сейчас «РАО ЭС Востока» занята строительством трех ТЭЦ (во Владивостоке, Благовещенске и Советской гавани) и двух ГРЭС (Якутск и Сахалин). Из них 2-я очередь Благовещенской ТЭЦ, ТЭЦ в г. Советская Гавань и Сахалинская ГРЭС-2 – угольные проекты.

К 2030 году экспорт российского угля должен вырасти на 70 млн тонн в год и пересечь планку в 200 млн тонн в год. Как считают в Минэнерго, на увеличение прогнозируемых объемов добычи угля к 2030 году может оказать влияние экономическое сотрудничество с Китаем по возможному освоению трех месторождений. Это два месторождения в Амурской области (Ерковецкое и Огоджинское) и одно в Забайкальском крае (Чикойское). Проекты освоения этих участков предусматривают в том числе строительство ТЭС на угле для поставки электроэнергии в Китай. Проекты могут быть высокорентабельными из-за близости к рынкам сбыта. К 2030 году экспорт в страны АТР должен составить около 120 млн т в год.

«Мощности комплексов, предназначенных для перевалки угля в морских портах, планируется увеличить с 91 млн тонн до 190-230 млн тонн в год. Большая часть вводимых портовых мощностей придется на Дальний Восток. К 2030 году она там составит 155 млн т угля в год, - рассказали EastRussia.ru в пресс-службе Минрегиона. – Портовый потенциал сориентирован прежде всего на экспорт угля в страны АТР, а также на замещение терминалов Украины и стран Балтии».

Экспорту угля в страны АТР (производится через угольные терминалы в портах Приморья и Хабаровского края) препятствует низкая пропускная способность Дальневосточной железной дороги (ДВЖД).

«Развитие угольной отрасли упирается в проблемы инфраструктуры. На Дальнем Востоке Россия столкнулась с дефицитом пропускной способности железной дороги. По этой причине вывоз угля от месторождений к портам для экспорта невозможен в желаемых объемах, - поделился И. Юшков. - Соответственно, необходимо расширять железнодорожные пути. Это бы привело к росту товаропотока и стимулировало бы экономический рост региона. Однако в условиях ухудшающейся экономической обстановки государство не спешит вкладывать в мегапроекты Дальнего Востока».

Хотя если государство возьмет на себя обеспечение инфраструктуры для вывоза угля, то это станет существенным подспорьем для частных компаний, так как сократит их затраты, считает аналитик.

Возможности для наращивания добычи угля на Дальнем Востоке есть, уверен директор «Фонда энергетического развития» Сергей Пикин. Увеличение объемов добычи – это вопрос рынков. Если рынки будут переваривать большие объемы продукции, то возможна более интенсивная добыча на востоке России.

«Если на Дальнем Востоке будет развиваться угольная генерация с потенциалом на экспорт, то будет и нужда в добыче угля. Но на текущий момент особых потребностей в угле на Дальнем Востоке России нет. Напротив, стоит задача по газификации региона», - сказал EastRussia.ru С. Пикин.

Расширение географии добычи нужно для того, чтобы экспортировать уголь на перспективные рынки. Между тем, по словам эксперта, логичнее продавать электроэнергию, чем уголь.

«Проблема энергетической стратегии России в том, что она исходит из текущих технологических укладов и реальностей. На период до 2030 года я не исключаю возможности изменения технологического уклада, и то, что мы сейчас представляем себе как наиболее простое решение, в конечном итоге может быть устаревшим и невыгодным вариантом, - сказал С. Пикин. – На текущий момент, при нынешнем технологическом укладе, все выглядит разумным. Это принципиальный момент. 30 лет назад не было мобильных телефонов, не говоря уже о сланцевой революции и других вещах».

«На азиатском рынке России придется серьезно конкурировать с Австралией. А потребление угля Китаем очень высоко, это приводит к ситуации перманентной экологической катастрофы в городах КНР. В воздухе постоянно стоит смог, который в том числе представляет собой дым от сжигания угля, - сообщил И. Юшков. – Поэтому Китаю не нужен российский уголь в больших объемах. У Китая есть и собственные запасы угля, которые при необходимости можно добыть».

По его мнению, небольшая часть угольного рынка АТР достанется России. Китаю сейчас нужен природный газ, поэтому идут переговоры о строительстве газопровода «Сила Сибири» из Восточной Сибири в Китай.

«Из крупных потребителей угля в Азии есть Япония, Южная Корея, Тайвань. Туда можно поставлять уголь. Но тут вопрос цены возникает. Смогут ли российские угольщики конкурировать с той же Австралией? С нашими высокими тарифами на перевозку по железной дороге это большой вопрос, - высказался И. Юшков. – Доля России на рынке угля стран АТР сейчас 5,9%. Но Минэнерго ставит цель увеличить этот показатель до 10%».

Крупнейшие игроки на российском угольном рынке – «СУЭК» и «Мечел» на Дальнем Востоке добывают 14,1 млн тонн и 10 млн тонн соответственно.

Общий объем экспорта углей «СУЭК» в 2013 году составил 38,7 млн тонн, из которых 58% - в азиатские страны. СУЭК поставляет уголь через терминал в Ванино (Хабаровский край) в Японию, Китай, Южную Корею, Тайвань. В компании уверены, что российский уголь успешно конкурирует на международном рынке, несмотря на «высокую себестоимость российского угля (из-за длинного железнодорожного транспортного плеча до портов – более 4 тыс. км) и постоянный рост издержек (рост цен на ГСМ, рост заработных плат, рост тарифов и т.п.). Особенно это актуально в условиях затяжного (около двух лет) ценового спада на мировых угольных рынках»

«В этих условиях угольщики надеются на определенную поддержку государства, - сообщили EastRussia.ru в пресс-службе «СУЭК». – Для повышения конкурентоспособности «СУЭК» увеличивает мощности действующих шахт и разрезов с соответствующим развитием транспортной инфраструктуры и работает над повышением производительности труда. Одним из приоритетов работы компании является повышение качества реализуемого угля. Компания реализует проекты строительства новых и модернизации действующих обогатительных фабрик в Кемеровской области, Хакасии, Республике Бурятия и Хабаровском Крае, что позволит в ближайшие годы увеличить объемы обогащаемого угля на 7-10 млн тонн».

«Мечел» ежемесячно направляет своим партнерам в странах АТР более миллиона тонн угольной продукции. «Учитывая конъюнктуру товарных рынков, сбытовая политика «Мечела» предусматривает расширение клиентской базы и прежде всего в странах АТР», - рассказали в пресс-службе. Для перевалки угля используются порт Посьет, который входит в структуру «Мечела», и порт Ванино, с которым установлены устойчивые партнерские отношения. В основном компания отгружает свой уголь в Китай, Японию и Южную Корею.

«Российский уголь на международных рынках успешно конкурирует, особенно если речь идет о коксующемся угле. «Мечел» наращивает поставки в страны АТР с 2011 года. По нашим оценкам, в ближайшие годы АТР займет первое место в объеме экспорта угольной продукции «Мечела» – до 70% от прогнозируемых поставок», - поделились в пресс-службе «Мечела».

Справка EastRussia.ru:

По информации Минэнерго, общий объем вывезенного российского угля с начала 2013 г. составил 141 116,0 тыс. тонн, в том числе через морские порты отгружено 88 871,0 тыс. тонн (63,0% от общего объема вывоза).

Средние экспортные цены на российский уголь на декабре месяце 2013 года составили: на энергетический уголь – 74 $/т, на коксующийся уголь – 87 $/т.

Цена на международном сотовом рынке энергетического угля в портах отгрузки в конце 2013 года составила: 84 $/т – Австралия, порт Ньюкасл; 62 $/т – Индонезия, порт Вост Калимантан; 89 $/т – Россия, порт Восточный (Находка).

Всего в 2013 году на Дальнем Востоке России добыли 33 199,9 тыс. тонн. В 2012 - 35 141,5 тыс. тонн.