Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Between gas and coal

The centers of the coal industry will be transferred to the East

Between gas and coal

The program for the development of the Russian coal industry up to the year 2030 envisages an increase in coal output in the Far East and Siberia up to 75 million tons per year. Part of the coal Russia will sell in the markets of the Asia-Pacific region. However, this will require the development of a network of railways.

The head of the Ministry of Energy, Alexander Novak, announced the updated program for the development of the coal industry in Russia until 2030. Its funding, according to Russian Prime Minister Dmitry Medvedev, will exceed 5 trillion rubles. The most important difference of the program is the increase in coal production in the Far East and Siberia.

“The fundamental difference of the new program is the large-scale relocation of coal industry development centers to Eastern Siberia and the Far East. This path of development is associated with the development of promising coal deposits in the underdeveloped eastern regions - in Yakutia, Tuva, Transbaikalia, Sakhalin, "- quotes A. Novak" ITAR-TASS ".

Under the transfer of "development centers of the coal industry" is meant the development of new deposits in the region, the press service of the Ministry of Regional Development said. Coal mining in the Far Eastern Federal District, according to the program, to 2030 should be increased from 33 to 75 million tons per year (with an all-Russian growth from 350 to 480 million tons per year at best). As noted in the press service, the increase in production will allow the development of new deposits in this macroregion (more than 70%) and bring it to 190 million tons per year.

"The economic cooperation with China on the possible development of three fields may influence the increase in the projected volumes of coal mining by the year of the year. These are two deposits in the Amur region (Erkovets and Ogodzha) and one in the Trans-Baikal Territory (Chikoyskoye), "the press service of the Ministry of Regional Development told EastRussia.ru.

Analyst of the National Energy Security Fund Igor Yushkov sees a contradiction in the development of energy in the Far East.

"The more production projects in the Far East and Eastern Siberia will appear, the more intensive the regions will develop. After all, new enterprises will not only pay taxes, but also provide the population with work. But it should be noted that the state should prioritize energy projects in Eastern Siberia and the Far East. Here there is a competition of gas and coal projects. This is expressed both in the plans for internal development and in the priorities of the export policy, - I. Yushkov is sure. - So, for example, the state speaks about the need for gasification of Siberian cities and the Far East. For this purpose, the Sakhalin-Khabarovsk-Vladivostok gas pipeline was built for the APN summit of 2012, which ensured the transfer of the Primorye capital from coal to gas. This allowed resolving the long-standing environmental problems of Vladivostok. Later, Vladimir Putin held a meeting on the development of the coal industry, where the tasks were set for the development of coal mining and coal-mining, including in the Far East. "

This is not the only example of competition between gas and coal, the expert believes. In all strategic program documents of the Russian authorities ("Forecast of socio-economic development of the Russian Federation before 2030", "Energy Strategy of the Russian Federation to 2030" (and the project "Energy Strategy of the Russian Federation before 2035 year")), the idea of ​​reducing the share of gas generation for , In order to balance the energy balance.

"It is assumed that this will happen, including by increasing the share of coal generation. At the same time, executing the instructions given by the President, some companies declare dubious projects, - said I. Yushkov. - For example, the president of state oil company Rosneft Igor Sechin said that the company is considering the possibility of building a coal-fired power plant that will feed the future LNG plant. It is obvious that it is necessary to build a gas station for the LNG plant. "

There is already no economic development in Russia, which means that electricity consumption is stagnating. Therefore, less fuel is needed. At the same time, settlements are being converted to gas, in particular, Vladivostok. Consequently, the only opportunity to increase coal production is an increase in exports, the expert summed up.

According to the company "RAO Energy Systems of the East", in 2013 the share of gas in the fuel balance of the company was 41,16%, coal - 56,6%.

"The development of coal mining, subject to the fulfillment of all plans of companies in proportion to the overall Russian coal production, should be to a greater extent in the Far East (Elga development, Ogodzha deposit, Apsat deposit, Neryungrinsky deposits)," EastRussia.ru was informed by the deputy head of the public communications department of RAO ES of the East "Anastasia Brazhina. - However, their development will be associated with an increase in exports. For our energy companies, the increase in coal output will only be provided by the growth of a competitive environment. The increase in coal consumption by new generation facilities will not be so significant in comparison with the plans of coal companies to increase production. "

Now, RAO ES of the East is engaged in the construction of three CHPPs (in Vladivostok, Blagoveshchensk and Sovetskaya Gavan) and two SDPPs (Yakutsk and Sakhalin). Of these, the 2 line-up of Blagoveshchenskaya CHPP, TPP in Sovetskaya Gavan and Sakhalinskaya GRES-2 - coal projects.

By 2030, the export of Russian coal should grow by 70 million tons per year and cross the bar in 200 million tons per year. According to the Ministry of Energy, the economic cooperation with China on possible development of three deposits may influence the increase in the projected volumes of coal mining by the year of the year. These are two deposits in the Amur Region (Erkovets and Ogodzha) and one in the Transbaikal Region (Chikoyskoye). Projects for the development of these sites include, among other things, the construction of coal-fired TPPs to supply electricity to China. Projects can be highly profitable due to their proximity to the markets. By 2030, exports to the APR countries should be about 2030 million tons per year.

"The capacity of the complexes intended for transshipping coal in seaports is planned to increase from 91 million tons to 190-230 million tons per year. Most of the port facilities will be brought to the Far East. By 2030, it will amount to 155 million tons of coal per year, - EastRussia.ru was told in the press service of the Ministry of Regional Development. "The port potential is focused primarily on the export of coal to the APR countries, as well as for the replacement of terminals in Ukraine and the Baltic countries."

The export of coal to the APR countries (produced through coal terminals in the ports of Primorye and Khabarovsk Krai) is hampered by the low capacity of the Far Eastern Railway (Far Eastern Railway).

"The development of the coal industry rests on infrastructure problems. In the Far East, Russia was faced with a shortage of railway capacity. For this reason, the export of coal from the fields to the ports for export is impossible at the desired levels, - I. Yushkov shared. - Accordingly, it is necessary to expand the railway tracks. This would lead to an increase in the flow of goods and would stimulate the economic growth of the region. However, in the conditions of the deteriorating economic situation, the state is not in a hurry to invest in megaprojects of the Far East. "

Although if the state takes over the provision of infrastructure for export of coal, this will be a significant help for private companies, as it will reduce their costs, the analyst believes.

Opportunities for increasing coal production in the Far East are, I'm sure the director of the Energy Development Fund, Sergei Pikin. Increasing production volumes is a matter of markets. If the markets digest large volumes of products, then more intensive production in the east of Russia is possible.

"If in the Far East coal generation will develop with the potential for export, there will be a need for coal mining. But at the moment there are no special needs for coal in the Far East of Russia. On the contrary, the task is to gasify the region, "S. Pikin told EastRussia.ru.

Expanding the geography of production is necessary in order to export coal to prospective markets. Meanwhile, according to the expert, it is more logical to sell electricity than coal.

“The problem of Russia's energy strategy is that it comes from current technological structures and realities. For the period up to 2030, I do not exclude the possibility of changing the technological structure, and what we now see as the simplest solution may ultimately be outdated and unprofitable, said S. Pikin. - At the moment, with the current technological structure, everything looks reasonable. This is a fundamental point. 30 years ago there were no mobile phones, not to mention the shale revolution and other things. ”

"In the Asian market, Russia will have to seriously compete with Australia. And the consumption of coal by China is very high, this leads to a situation of permanent environmental disaster in the cities of China. The smog constantly stands in the air, which also includes smoke from the burning of coal, "I. Yushkov said. - Therefore, China does not need Russian coal in large quantities. China has its own coal reserves, which, if necessary, can be extracted. "

In his opinion, a small part of the ATP coal market will get to Russia. China now needs natural gas, so negotiations are underway to build a "Siberia Power" gas pipeline from Eastern Siberia to China.

"Of the large coal consumers in Asia, there are Japan, South Korea, Taiwan. There it is possible to supply coal. But here the question of price arises. Will the Russian coal miners compete with the same Australia? With our high tariffs for transportation by rail, this is a big question, - said I. Yushkov. - Russia's share in the coal market of the APR countries is now 5,9%. But the Ministry of Energy sets a goal to increase this figure to 10%. "

The largest players in the Russian coal market, SUEK and Mechel, in the Far East produce 14,1 mln. Tons and 10 mln. Tons, respectively.

The total export volume of SUEK coal in 2013 amounted to 38,7 million tons, of which 58% - to Asian countries. SUEK supplies coal through a terminal in Vanino (Khabarovsk Territory) to Japan, China, South Korea, and Taiwan. The company is confident that Russian coal competes successfully on the international market, despite the “high cost of Russian coal (due to the long rail transport link to the ports - more than 4 thousand km) and the constant increase in costs (rising fuel prices, rising wages , growth of tariffs, etc.). This is especially relevant in the context of a protracted (about two years) price decline in global coal markets. ”

“Under these conditions, coal miners are hoping for some state support,” the SUEK press service told EastRussia.ru. - In order to increase the competitiveness, SUEK increases the capacity of existing mines and opencast mines with the corresponding development of transport infrastructure and is working to increase labor productivity. One of the priorities of the company is to improve the quality of coal sold. The company is implementing projects to build new and modernize existing processing plants in the Kemerovo Region, Khakassia, the Republic of Buryatia and the Khabarovsk Territory, which will make it possible to increase the volumes of enriched coal by 7-10 million tons in the coming years. ”

"Mechel" monthly sends its partners in the APR countries more than a million tons of coal products. "Given the conjuncture of commodity markets, the sales policy of Mechel envisages the expansion of the client base, primarily in the APR countries," the press service said. The port of Posiet, which is part of Mechel's structure, and the port of Vanino, with which stable partnership relations are established, are used for transshipment of coal. Mostly the company ships its coal to China, Japan and South Korea.

"Russian coal in international markets successfully competes, especially when it comes to coking coal. "Mechel" is increasing supplies to the countries of the Asia-Pacific region since 2011. According to our estimates, in the coming years the APR will take the first place in the volume of exports of Mechel's coal products - up to 70% of the projected supplies, "the press service of Mechel said.

Help EastRussia.ru:

According to the Ministry of Energy, the total volume of Russian coal exported since the beginning of 2013 amounted to 141 116,0 thousand tons, including 88 871,0 thousand tons shipped via sea ports (63,0% of total exports).

The average export prices for Russian coal in December of the year 2013 amounted to: for energy coal - 74 $ / t, for coking coal - 87 $ / t.

The price of the international cellular coal market in the ports of shipment at the end of 2013 was: 84 $ / t - Australia, Newcastle port; 62 $ / t - Indonesia, the port of East Kalimantan; 89 $ / t - Russia, Vostochny port (Nakhodka).

In total, 2013, in the Far East of Russia, produced 33 199,9 thousand tons. 2012 - 35 141,5 KT. 

April 23: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Между газом и углем

Центры угольной промышленности перенесут на Восток

Между газом и углем

Программа развития угольной отрасли РФ до 2030 года предполагает наращивание угледобычи на Дальнем Востоке и в Сибири до 75 млн тонн в год. Часть угля Россия будет продавать на рынках АТР. Однако для этого потребуется развитие сети железных дорог.

Глава Минэнерго Александр Новак озвучил обновленную программу развития угольной промышленности России до 2030 года. Ее финансирование, по словам премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, превысит 5 трлн рублей. Важнейшее отличие программы – увеличение объемов добычи угля на Дальнем Востоке и в Сибири.

«Принципиальное отличие новой программы - это масштабное перенесение центров развития угольной промышленности в Восточную Сибирь и на Дальний Восток. Такой путь развития связан с разработкой перспективных угольных месторождений в малоосвоенных восточных регионах - в Якутии, в Туве, в Забайкалье, на Сахалине», - цитирует А. Новака «ИТАР-ТАСС».

Под перенесением «центров развития угольной промышленности» подразумевается освоение новых месторождений в регионе, уточнили в пресс-службе Минрегиона. Добыча угля в ДФО, согласно программе, к 2030 году должна быть увеличена с 33 до 75 млн тонн в год (при общероссийском росте от 350 до 480 млн тонн в год в лучшем случае). Как отметили в пресс-службе, увеличить объемы добычи позволит освоение новых месторождений в этом макрорегионе (более чем на 70%) и довести ее до 190 млн тонн в год.

«На увеличение прогнозируемых объемов добычи угля к 2030 году может оказать влияние экономическое сотрудничество с Китаем по возможному освоению трех месторождений. Это два месторождения в Амурской области (Ерковецкое и Огоджинское) и одно в Забайкальском крае (Чикойское)», - сообщили EastRussia.ru в пресс-службе Минрегиона.

Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков видит противоречие в развитии энергетики на Дальнем Востоке.

«Чем больше производственных проектов на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири будет появляться, тем интенсивнее будут развиваться регионы. Ведь новые предприятия не только будут платить налоги, но и обеспечивать население работой. Но необходимо отметить, что государству стоит определить приоритетность энергопроектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь возникает конкуренция газовых и угольных проектов. Это выражается как в планах внутреннего развития, так и в приоритетах экспортной политики, – уверен И. Юшков. - Так, например, государство говорит о необходимости газификации сибирских городов и Дальнего Востока. Для этого был построен газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток к саммиту АТЭС 2012 года, который обеспечил перевод столицы Приморья с угля на газ. Это позволило разрешить застарелые экологические проблемы Владивостока. Позже Владимир Путин провел совещание по развитию угольной отрасли, где были поставлены задачи развития добычи угля и угольной генерации, в том числе и на Дальнем Востоке».

Это не единственный пример конкуренции газа и угля, считает эксперт. Во всех стратегических программных документах органов власти РФ («Прогноз социально-экономического развития РФ до 2030 года», «Энергетическая стратегия РФ до 2030» (и проект «Энергостратегия РФ до 2035 года») ) проходит мысль о необходимости сокращения доли газовой генерации для того, чтобы сбалансировать энергобаланс.

«Предполагается, что происходить это будет в том числе за счет наращивания доли угольной генерации. При этом, выполняя установки, данные Президентом, некоторые компании заявляют о сомнительных проектах, - высказал мнение И. Юшков. – Например, президент государственной нефтяной компании «Роснефть» Игорь Сечин заявил, что компания рассматривает возможность строительства угольной электростанции, которая будет запитывать будущий завод СПГ. Очевидно, что для завода СПГ стоит построить газовую станцию».

Экономического развития в России уже нет, значит, потребление электроэнергии стагнирует. Следовательно, топлива нужно меньше. При этом идет перевод населенных пунктов на газ, в частности Владивостока. Следовательно, единственная возможность нарастить производство угля - это увеличение экспорта, подвел итог эксперт.

По информации компании «РАО Энергетические Системы Востока», в 2013 году доля газа в топливном балансе компании составила 41,16%, угля – 56,6%.

«Развитие угледобычи при условии исполнения всех планов компаний в пропорциональном отношении к общероссийской добыче угля в большей степени должно происходить на Дальнем Востоке (развитие Эльги, Огоджинское месторождение, Апсатское месторождение, Нерюнгринские месторождения), - сообщила EastRussia.ru заместитель начальника департамента общественных коммуникаций «РАО ЭС Востока» Анастасия Бражина. – Однако их развитие будет связано с увеличением экспортных поставок. Для наших энергетических предприятий увеличение угледобычи даст лишь рост конкурентной среды. Увеличение потребления угля объектами новой генерации будет не столь значительно в сравнении с планами угольных компаний по увеличению добычи».

Сейчас «РАО ЭС Востока» занята строительством трех ТЭЦ (во Владивостоке, Благовещенске и Советской гавани) и двух ГРЭС (Якутск и Сахалин). Из них 2-я очередь Благовещенской ТЭЦ, ТЭЦ в г. Советская Гавань и Сахалинская ГРЭС-2 – угольные проекты.

К 2030 году экспорт российского угля должен вырасти на 70 млн тонн в год и пересечь планку в 200 млн тонн в год. Как считают в Минэнерго, на увеличение прогнозируемых объемов добычи угля к 2030 году может оказать влияние экономическое сотрудничество с Китаем по возможному освоению трех месторождений. Это два месторождения в Амурской области (Ерковецкое и Огоджинское) и одно в Забайкальском крае (Чикойское). Проекты освоения этих участков предусматривают в том числе строительство ТЭС на угле для поставки электроэнергии в Китай. Проекты могут быть высокорентабельными из-за близости к рынкам сбыта. К 2030 году экспорт в страны АТР должен составить около 120 млн т в год.

«Мощности комплексов, предназначенных для перевалки угля в морских портах, планируется увеличить с 91 млн тонн до 190-230 млн тонн в год. Большая часть вводимых портовых мощностей придется на Дальний Восток. К 2030 году она там составит 155 млн т угля в год, - рассказали EastRussia.ru в пресс-службе Минрегиона. – Портовый потенциал сориентирован прежде всего на экспорт угля в страны АТР, а также на замещение терминалов Украины и стран Балтии».

Экспорту угля в страны АТР (производится через угольные терминалы в портах Приморья и Хабаровского края) препятствует низкая пропускная способность Дальневосточной железной дороги (ДВЖД).

«Развитие угольной отрасли упирается в проблемы инфраструктуры. На Дальнем Востоке Россия столкнулась с дефицитом пропускной способности железной дороги. По этой причине вывоз угля от месторождений к портам для экспорта невозможен в желаемых объемах, - поделился И. Юшков. - Соответственно, необходимо расширять железнодорожные пути. Это бы привело к росту товаропотока и стимулировало бы экономический рост региона. Однако в условиях ухудшающейся экономической обстановки государство не спешит вкладывать в мегапроекты Дальнего Востока».

Хотя если государство возьмет на себя обеспечение инфраструктуры для вывоза угля, то это станет существенным подспорьем для частных компаний, так как сократит их затраты, считает аналитик.

Возможности для наращивания добычи угля на Дальнем Востоке есть, уверен директор «Фонда энергетического развития» Сергей Пикин. Увеличение объемов добычи – это вопрос рынков. Если рынки будут переваривать большие объемы продукции, то возможна более интенсивная добыча на востоке России.

«Если на Дальнем Востоке будет развиваться угольная генерация с потенциалом на экспорт, то будет и нужда в добыче угля. Но на текущий момент особых потребностей в угле на Дальнем Востоке России нет. Напротив, стоит задача по газификации региона», - сказал EastRussia.ru С. Пикин.

Расширение географии добычи нужно для того, чтобы экспортировать уголь на перспективные рынки. Между тем, по словам эксперта, логичнее продавать электроэнергию, чем уголь.

«Проблема энергетической стратегии России в том, что она исходит из текущих технологических укладов и реальностей. На период до 2030 года я не исключаю возможности изменения технологического уклада, и то, что мы сейчас представляем себе как наиболее простое решение, в конечном итоге может быть устаревшим и невыгодным вариантом, - сказал С. Пикин. – На текущий момент, при нынешнем технологическом укладе, все выглядит разумным. Это принципиальный момент. 30 лет назад не было мобильных телефонов, не говоря уже о сланцевой революции и других вещах».

«На азиатском рынке России придется серьезно конкурировать с Австралией. А потребление угля Китаем очень высоко, это приводит к ситуации перманентной экологической катастрофы в городах КНР. В воздухе постоянно стоит смог, который в том числе представляет собой дым от сжигания угля, - сообщил И. Юшков. – Поэтому Китаю не нужен российский уголь в больших объемах. У Китая есть и собственные запасы угля, которые при необходимости можно добыть».

По его мнению, небольшая часть угольного рынка АТР достанется России. Китаю сейчас нужен природный газ, поэтому идут переговоры о строительстве газопровода «Сила Сибири» из Восточной Сибири в Китай.

«Из крупных потребителей угля в Азии есть Япония, Южная Корея, Тайвань. Туда можно поставлять уголь. Но тут вопрос цены возникает. Смогут ли российские угольщики конкурировать с той же Австралией? С нашими высокими тарифами на перевозку по железной дороге это большой вопрос, - высказался И. Юшков. – Доля России на рынке угля стран АТР сейчас 5,9%. Но Минэнерго ставит цель увеличить этот показатель до 10%».

Крупнейшие игроки на российском угольном рынке – «СУЭК» и «Мечел» на Дальнем Востоке добывают 14,1 млн тонн и 10 млн тонн соответственно.

Общий объем экспорта углей «СУЭК» в 2013 году составил 38,7 млн тонн, из которых 58% - в азиатские страны. СУЭК поставляет уголь через терминал в Ванино (Хабаровский край) в Японию, Китай, Южную Корею, Тайвань. В компании уверены, что российский уголь успешно конкурирует на международном рынке, несмотря на «высокую себестоимость российского угля (из-за длинного железнодорожного транспортного плеча до портов – более 4 тыс. км) и постоянный рост издержек (рост цен на ГСМ, рост заработных плат, рост тарифов и т.п.). Особенно это актуально в условиях затяжного (около двух лет) ценового спада на мировых угольных рынках»

«В этих условиях угольщики надеются на определенную поддержку государства, - сообщили EastRussia.ru в пресс-службе «СУЭК». – Для повышения конкурентоспособности «СУЭК» увеличивает мощности действующих шахт и разрезов с соответствующим развитием транспортной инфраструктуры и работает над повышением производительности труда. Одним из приоритетов работы компании является повышение качества реализуемого угля. Компания реализует проекты строительства новых и модернизации действующих обогатительных фабрик в Кемеровской области, Хакасии, Республике Бурятия и Хабаровском Крае, что позволит в ближайшие годы увеличить объемы обогащаемого угля на 7-10 млн тонн».

«Мечел» ежемесячно направляет своим партнерам в странах АТР более миллиона тонн угольной продукции. «Учитывая конъюнктуру товарных рынков, сбытовая политика «Мечела» предусматривает расширение клиентской базы и прежде всего в странах АТР», - рассказали в пресс-службе. Для перевалки угля используются порт Посьет, который входит в структуру «Мечела», и порт Ванино, с которым установлены устойчивые партнерские отношения. В основном компания отгружает свой уголь в Китай, Японию и Южную Корею.

«Российский уголь на международных рынках успешно конкурирует, особенно если речь идет о коксующемся угле. «Мечел» наращивает поставки в страны АТР с 2011 года. По нашим оценкам, в ближайшие годы АТР займет первое место в объеме экспорта угольной продукции «Мечела» – до 70% от прогнозируемых поставок», - поделились в пресс-службе «Мечела».

Справка EastRussia.ru:

По информации Минэнерго, общий объем вывезенного российского угля с начала 2013 г. составил 141 116,0 тыс. тонн, в том числе через морские порты отгружено 88 871,0 тыс. тонн (63,0% от общего объема вывоза).

Средние экспортные цены на российский уголь на декабре месяце 2013 года составили: на энергетический уголь – 74 $/т, на коксующийся уголь – 87 $/т.

Цена на международном сотовом рынке энергетического угля в портах отгрузки в конце 2013 года составила: 84 $/т – Австралия, порт Ньюкасл; 62 $/т – Индонезия, порт Вост Калимантан; 89 $/т – Россия, порт Восточный (Находка).

Всего в 2013 году на Дальнем Востоке России добыли 33 199,9 тыс. тонн. В 2012 - 35 141,5 тыс. тонн.